Статьи на букву "А"
Происхождение: гол. aak Плоскодонное парусное судно типа баржи, распространено в Нидерландах. Носовая оконечность прямоугольная в горизонтальной и закругленная в вертикальной плоскости от днища к палубе. Большие ААКи имели парусное вооружение кеча, малые - шлюпа. Снабжались опускающимися по бортам шверцами. Часто ААКи использовались для перевозки вин по реке Рейну. |
Происхождение: фр. abandon Отказ судовладельца или грузовладельца от прав на застрахованное судно или груз в пользу страховой организации, которая в этом случае выплачивает пострадавшему полную страховую сумму. Основанием для Абандона являются: гибель застрахованного судна, пропажа без вести, нецелесообразность ремонта судна или доставки застрахованного груза в место назначения, захват судна или груза, застрахованность от такой опасности. Заявление об Абандоне должно быть сделано в течение 6 месяцев с момента возникновения указанных оснований и не может быть условным или взято обратно. |
Происхождение: от греч. abysses - бездонный Часть дна Мирового океана как среда обитания морских организмов; располагается в среднем на глубинах 3000 - 6000 м. Вблизи Абиссаля вода малоподвижна, имеет постоянную низкую температуру (от 0 до 2°С) и постоянную соленость (34,7 - 34,9%). Свет полностью отсутствует. Дно мягкое, покрыто тонким илом. |
Термопластичный листовой конструкционный материал, используемый для крупносерийного (до 10 - 20 тысяч единиц в год) строительства мелких, в основном длинной до 3,5 м, гребных и парусных лодок. Секции наружных и внутренних корпусов лодки двух-корпусной конструкции изготовляются методом термовакуумного формования. Полное время изготовления секции 6 - 12 мин. Соединение секций осуществляется сваркой горячим воздухом при температуре 220 - 230 °С или склеиванием синтетическими клеями. |
Происхождение: фр. avant-port 1. Один из двух парных портов, главный из которых расположен на реке на некотором расстоянии от моря, а второй аванпорт - ближе к морю. Аванпорт обычно имеет большую глубину или меньшую замерзаемость, чем главный порт. Поэтому аванпорт обслуживает крупные суда, которые из-за большой осадки не могут зайти в главный порт, или принимает суда в период, когда главный порт закрыт ввиду замерзания акватории. Иногда аванпорт называют внешний рейд, расположенный за пределами акватории порта, который используется как для отстоя судов на якорях, так и для частичной разгрузки (паузки) крупнотоннажных судов; после паузки осадка судна уменьшается и дальнейшая его грузообработка идет у причалов порта. 2. Защищенный от волн участок водохранилища перед судопропускным сооружением на внутренних водных путях. |
1. Группа членов экипажа, создаваемая для борьбы с затоплением, пожарами, повреждением технических средств и других целей по обеспечению живучести судна. Аварийную партию разделяют на носовую, кормовую и аварийную партию машинного отделения. В порту при увольнении экипажа на берег ежедневно формируют стояночную аварийную партию 2. Группа специалистов из экипажа спасательного судна и спасательной службы, высаживаемая на аварийное судно. В Арктике аварийную партию организуют на ледоколах из специалистов отряда аварийно-спасательной службы и ледокола. В их состав входят водолазы, газорезчики, электросварщики. |
Передача и прием судовой или береговой радиостанцией срочных сообщений или сигналов, касающихся безопасности мореплавания, жизни людей, сохранности судна, грузов и т. п. Из всех срочных сигналов важнейшим является сигнал бедствия (передается только по распоряжению капитана); в радиотелеграфии состоит из группы SOS, ...---..., передаваемой на частоте 500 кГц, в радио телефонии - из слова mayday (мейдей), передаваемого на частотах 2182 кГц и 156,8 МГц. Передача судовой радиотелеграфной станцией вызова и сообщения о бедствии производится в следующем порядке. Вызов бедствия: сигнал тревоги (12 тире, передаваемых в течении 1 мин) и немедленно вслед за ним сигнал бедствия; интервал длительностью 2 мин (если позволяют обстоятельства); сигнал SOS (3 раза); слово de; позывной сигнал радиостанции судна, терпящего бедствие (З раза). За вызовом бедствия как возможно быстрее должно следовать сообщение о бедствии: сигнал бедствия (повторно); название судна, терпящего бедствие; подробности о его местонахождении, характере бедствия и роде желаемой помощи; любые др. сведения, которые могли бы облегчить и ускорить спасание. После сообщения о бедствии судовая радиостанция передает 2 тире длительностью около 10 с каждое, за которым следует ее позывной сигнал (для радиопеленгования терпящего бедствие судна). Вызов бедствия, передаваемый по радиотелефону, производится в такой последовательности: сигнал бедствия mayday (3 раза); слово "говорит" (а при международном обмене de, произносимое как Delta Echo); название судна, терпящего бедствие, или его позывной сигнал (3 раза). Радиотелефонное сообщение о бедствии состоит из сигнала бедствия mayday (3 раза), позывного сигнала или названия радиостанции судна, терпящего бедствие; сведений о местонахождении судна, о характере бедствия и т. д. Перед передачей сигнала и сообщения о бедствии желательно передать радиотелефонный сигнал тревоги. |
Международная частота (длина волны), на которой работает судовая или береговая радиостанция при оповещении о бедствии или аварийном радиообмене. В радиотелеграфии аварийная частота составляет 500 кГц, в радиотелефонии - 2182 кГц. |
Совокупность предметов снабжения судна, предназначенных для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем при авариях. В составе аварийного снабжения находятся: аварийный инвентарь, переносные водоотливные средства, инструмент, материалы. Аварийный инвентарь: пластыри и их снаряжение, легководолазное снаряжение, шпигованные маты, раздвижные упоры, аварийные струбцины, специальные болты. Аварийный инструмент: наборы такелажного и слесарного инструмента, топоры, пилы, лопаты, ломы, кувалды, ведра. Аварийные материалы: сосновые брусья, доски и пробки, сосновые и березовые клинья, судовая парусина, грубошерстный войлок, матовая резина, смоляная пакля, низкоуглеродистая проволока, строительные скобы, гвозди, цемент, песок, ускоритель затвердевания бетона, сурик, технический сурик. Пассажирские и суда специального назначения снабжаются, кроме того, переносными автогенными аппаратами для резки. С помощью переносных водоотливных средств откачивают воду из аварийных отсеков, не имеющих стационарных водоотливных систем (или при выходе их из строя), а также применяют как дополнительные средства откачки. Повреждения корпуса устраняют бетонированием: изготовляют цементные ящики и раскрепляют их по месту упорами и другими средствами крепления. С помощью бетонирования можно не только устранить водопроницаемость корпуса, но и частично восстановить местную прочность в районе повреждения. Аварийные брусья употребляют как упоры для подкрепления переборок и платформ, дверей, крышек люков, для крепления жестких пластырей и деревянных щитов на пробоинах; аварийные клинья - для расклинивания деревянных упоров при подкреплении ими переборок, палуб, а также для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке корпуса, переборок и настилах палуб. Аварийные пробки служат для заделки круглых пробоин и иллюминаторных отверстий. Нормы А.С. регламентируются Правилами Морского (Речного) Регистра судоходства российской федерации аварийное снабжение хранится на аварийных постах, один из которых расположен в машинном отделении. |
Часть убытка, падающая на конкретного участника расходов по общей аварии и соразмерная стоимости принадлежащего ему имущества (судна, груза или фрахта). |
Буй, снабженный автоматически действующим устройством, посылающим радиосигналы, которые служат для радиопеленгования и наведения спасателей на место аварии. А.Р. сбрасывается при необходимости с аварийного судна или всплывает после его гибели, автоматически включается после контакта с водой и передает по специальной программе сигнал бедствия, который содержит информацию, позволяющую определить тип и название терпящего бедствие судна, его государственную принадлежность, а также характер бедствия и время, прошедшее с начала аварии. Аварийный радиобуй устанавливают на судах в соответствии с правилами ГМССБ (глобальной морской системой связи при бедствии). |
Обобщенное название кораблей, имеющих на вооружении самолеты (вертолеты) и необходимые устройства для их размещения и боевого применения. К авианесущим кораблям относятся: авианосцы, вертолетоносцы, крейсеры, десантные корабли, противолодочные и др. корабли, имеющие на вооружении палубные самолеты и вертолеты. |
Боевой надводный корабль, предназначенный для выполнения наступательных и оборонительных задач, вооруженной борьбы на море посредством применения палубной авиации. К первым авианосцам относят авиаматки. В 1918 г. в состав английских ВМС вошли первые авианосцы, вооруженные истребителями, легкими бомбардировщиками и торпедоносцами. К началу 2-й мировой войны флоты Англии, США и Японии имели 23 А., причем половина из них была специальной постройки. Водоизмещение этих кораблей составляло 8000 - 28000 т, скорость 25 - 34 уз, на палубе размещалось до 100 самолетов. Современные авианосцы представляют собой наиболее крупные надводные корабли водоизмещением до 100 тыс. т и скоростью более 30 узлов. По назначению современные авианосцы разделяются на ударные, противолодочные и многоцелевые. Как правило, А. действуют в составе авианосных многоцелевых групп (включают 1 А. и 8 - 10 кораблей охранения) и авианосных ударных соединений (включают 2 - 4 группы). К авианосцам примыкает группа авианесущих кораблей. |
Длительность пребывания судна в море без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Определяется назначением судна и составляет 3 - 5 суток для небольших морских и рейдовых судов, 30 - 60 суток для крупных морских транспортных судов, 6 - 12 месяцев для крупных ледоколов, промысловых, гидрографических и научно-исследовательских судов. Различают автономность судна по запасам провизии, пресной воды и топлива. |
Подводный аппарат, имеющий собственный источник энергии, средства движения, системы жизнеобеспечения и навигации, позволяющие выполнять возложенные на него задачи самостоятельно, без непосредственной связи с судном-носителем с помощью троса или кабель-троса. Автономный обитаемый подводный аппарат управляется находящимся в нем экипажем. |
Автоматическая система счисления и прокладки пути судна. Позволяет контролировать маневрирование судна, его скорость и место с документальной записью этих элементов на карте. Автопрокладчик работает от компаса и лага. Поправки системы курсоуказания, скорости и на дрейф вводятся вручную или автоматически. Определение координат и автоматическая прокладка пути судна производятся в географической системе координат. Прокладка ведется на картах в меркаторской проекции. |
Навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна. |
Комплекс услуг, выполняемых морским агентом при заходе судна в порт. Основная функции агента: выполнение таможенных и иных формальностей, связанных с заходом судна в порт; содействие в предоставлении судну причала, плавательных средств (буксиров, катеров и др.), а также лоцманской проводки; обеспечение судна топливом, продовольствием и предметами технического снабжения; организация ремонта судна; содействие в быстрейшем выполнении погрузочно-разгрузочных операций; оповещение судовладельцев о движении их судов и о ходе грузовых операций; защита интересов судовладельцев перед таможенными органами, администрацией портов, грузовладельцами и др. |
Свойства, вызывающие коррозию и разрушение погруженных в нее инженерных сооружений. Морская вода является природным раствором, занимающим одно из первых мест по агрессивности воздействия на металлы, железобетон и др. материалы. Агрессивные свойства морской воды обусловливаются сравнительно высоким содержанием растворенных в ней солей и вследствие этого высокой ее электропроводностью, растворенным кислородом, концентрацией водородных ионов и щелочностью среды. |
Воинское морское звание во флотах различных стран. |
Модели военных кораблей, выполнявшиеся для Британского адмиралтейства в XVII - XIX вв. (обычно в масштабе 1:32 или 1:48). Адмиралтейские модели должны были давать точное представление о конструкции и форме корпуса будущего корабля, т. к. в течении длительного времени они использовались вместо чертежей при строительстве настоящих кораблей. Это требовало от мастеров высокой точности исполнения, вплоть до мельчайших деталей, включая декор. Адмиралтейские модели иногда были полностью или частично лишены бортовой обшивки, рангоута и парусного вооружения. Они изготавливались обычно из грушевого дерева или самшита. |
Исполнительный орган военно-морского управления в России. Подчинен морскому министру. Создан 4 апреля 1805 г. Ведал научной и кораблестроительной частью морского ведомства. Руководил учебными заведениями, морскими библиотеками и музеями, инструментальными мастерскими, снаряжением отправляющихся в дальнее плавание судов, рассмотрением различных проектов и изобретений, изданием сочинений на морскую тематику. До 1812 г. руководил судостроительными и судоремонтными заводами, занимался снабжением флота, постройкой и содержанием всех зданий, принадлежавших морскому ведомству. Выпускал специальный журнал "Записки, издаваемые Государственным адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности". В состав адмиралтейского департамента входили 4 - 6 "непременных" членов - специалисты в области гидрографии, артиллерии, гуманитарных и точных наук, а также назначались почетные члены - из лиц, известных своими научными работами и изобретениями. В 1827 г. вместо адмиралтейского департамента были учреждены Управление генерал-гидрографа и Морской ученый комитет. |
Центральное государственное учреждение в России, ведавшее в 1700 - 1712 гг. строительством, вооружением и снабжением ВМФ. |
Находившееся в ведении ВМФ предприятие для постройки, ремонта и снаряжения кораблей. Располагалось в удобных местах на побережье или в устьях рек. Имело в своем составе верфь, доки, мастерские, магазины и склады для хранения различных материалов, вооружения и оборудования кораблей. В России первые А. были созданы в конце XVII - начале XVIII вв. в Воронеже, Архангельске, Петербурге, Кронштадте. Главное А. находилось в центре Петербурга на левом берегу реки Невы (заложено в 1704 г). |
Предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли "выпить и закусить" перед обедом. Введен по распоряжению Петра I. |
Набор специальных телеграфных сигналов, передаваемых в виде сочетаний точек и тире. Международный код содержит буквы латинского алфавита. Элементарные сигналы кода Морзе (точки, тире) и промежутки между ними должны быть определенной длины: тире равно 3 точкам; промежуток между сигналами одной и той же буквы равен одной точке; промежуток между 2 буквами равен 3 точкам (одному тире); промежуток между 2 словами равен 5 точкам. Латинский код является международным. Азбука Морзе широко используется в морском флоте при передаче радиотелеграфных сигналов, световых и акустических сигналов, а также при передаче кодировок ответных сигналов радиолокационными маяками-ответчиками (раконами). |
Угол между северной частью плоскости истинного меридиана наблюдателя и вертикалом светила. Азимут отсчитывают от 0 до 360° по ходу часовой стрелки. В мореходной астрономии Азимутом светила в горизонтальной системе координат на небесной сфере называют дугу истинного горизонта между меридианом наблюдателя и вертикалом светила, при этом используют три системы счета азимута - круговую (от 0 до 360° по ходу часовой стрелки), полукруговую (от 0 до 180° в сторону Востока или 3апада от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила) и четвертную (от 0 до 90° от ближайшей части меридиана наблюдателя до вертикала светила). |
Происхождение: от исп. azogue - ртуть Название испанских судов XVI-XVII вв, в основном галионов, перевозивших в Америку ртуть для извлечения золота и серебра из руд. |
Происхождение: англ, iceberg Массивный обломок материкового льда, дрейфующий в море или сидящий на мели. |
Разновидность гребного спорта на специально построенных судах. Академическая гребля возникла в Англии в XVIII в. и была особенно популярна среди школьников и студентов. Глубина акватории в месте гонок должна быть не менее 2 м, число одновременно стартующих лодок - 6. Ширина полосы водной поверхности для каждого судна от 12,5 до 15 м; каждая полоса обозначается мягкими буями, расстояние между которыми 15 м. Старт дается после выравнивания форштевней всех лодок, которые удерживаются за корму с вспомогательных лодок или бонов, стоящих на якоре. |
Спортивное гребное судно, предназначено для обучения академической гребле и проведения соревнований по гребному спорту. В соответствии с назначением академическое судно подразделяются на учебные и гоночные. По способу гребли различают парные академическое судно, на которых каждый гребец работает парой весел, и распашные, на которых гребец работает только одним веслом. |
Парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек. В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были Акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м. |
Акватория, как правило, небольшой глубины, где размечаются и обозначаются буйками дистанции для соревнований по судомоделизму. В комплекс Аквадрома входят также береговые сооружения - мостики для запуска моделей, причалы для обеспечивающих лодок, помещения для хранения моделей и горюче-смазочных материалов, мастерские для ремонта моделей и места для судей и зрителей. |
Разведение и товарное выращивание хозяйственно-важных водных организмов в контролируемых условиях. Различают два основных направления развития Аквакультуры - пресноводное и морское (марикультура). |
Автономный дыхательный аппарат для спусков под воду на глубины до 40 м с использованием воздуха, автоматически подаваемого из баллонов на вдох через дыхательный автомат и выдыхаемого аквалангистом непосредственно в воду. |
Человек, имеющий специальную подготовку и удовлетворяющий медицинским требованиям к длительной работе в условиях повышенного давления окружающей среды и использования искусственных дыхательных газовых смесей. |
Происхождение: англ. aquaplane Глиссирующий плоскодонный плотик из фанеры или стеклопластика, служащий для перемещения человека по воде за буксирующим катером или мотолодкой. Буксировка акваплана осуществляется за строп, закрепленный на его носовой кромке. Человек размещается на акваплане стоя, удерживаясь за петлю из эластичного троса. Перемещая центр тяжести тела на тот или иной борт акваплана, спортсмен имеет возможность отклонять акваплан от прямолинейного движения, совершать прыжки через расходящиеся волны, создаваемые буксирующим катером. Размеры акваплана подбираются соответственно массе спортсмена и скорости буксировки. Акваплан впервые появился в 1914 г. в Англии. В настоящее время используется довольно редко. |
Происхождение: от лат. aqua - вода и (терри)тория Участок поверхности океана, моря, залива, озера и т.п., например водная часть порта. |
Участок водной поверхности (моря, озера, реки), примыкающий к территории судостроительного или судоремонтного завода и находящийся в его ведении. В пределах акватории верфи размещаются судоспусковые или судоподъемные сооружения, достроечная набережная, причальные сооружения для разгрузки доставляемых на завод грузов. |
Берег, сложенный обломочным материалом, накапливающимся в результате волновой деятельности моря. Образуется при перемещении наносов с абразионных участков вдоль берега. По мере образования крупных аккумулятивных форм низменные берега могут переходить в лагунные, которые выравниваются при заполнении мелководных заливов наносами с образованием пляжа. Аккумулятивные берега размываются, если область, питающая их наносами, истощилась. Аккумулятивные берега составляют 28,37 % общей длины берега Мирового океана. |
Помещение на промысловом судне, в котором накапливается улов перед направлением его на обработку. Имеет термоизоляцию, оборудован системой охлаждения до темп-ры 0°-2° С, стеллажами, крюками для подвешивания крупной рыбы, транспортировочными устройствами для подачи рыбы в обрабатывающий цех. Функции аккумулятора рыбы на промысловых судах некоторых типов выполняют рыбные бункеры. |
Происхождение: устаревшее фр. acon или ассоn Небольшой плашкоут, служивший для разгрузки больших судов на реках Франции в XIX в. |
Происхождение: от фр. alleger - облегчать Небольшое судно типа лихтера, служившее для разгрузки судов во Франции в XIX в. |
Взаимное влияние перевозимых на судне растительных грузов в результате выделения ими различных газов (углекислый газ, этилен, эфир, спирты, альдегиды и др. летучие вещества). Наблюдается при хранении и перевозке плодоовощных грузов как одного, так и разных видов. |
Происхождение: от лат. albedo - белизна Величина, характеризующая отражательную способность моря и равная отношению потока отраженной морем радиации к потоку солнечной радиации, поступающей на его поверхность. Радиация, отраженная морем, представляет собой сумму радиации, отраженной его поверхностью, и радиации, отраженной всем слоем воды, в который проникает солнечный свет. Измеряется в долях единицы или в процентах. |
Двухместная рыбацкая лодка облегченной конструкции (каркас из прутьев, обшитый березовой корой). Распространена в устье реки Амур. |
Происхождение: гол. ammunition schip Cудно для перевозки боеприпасов в русском флоте в Петровскую эпоху. Термин Aмуницион-шип на флоте не привился. |
Вынужденные длинные гравитационные или инерционно-гравитационные волны, возникающие под действием ветра и атмосферного давления. Могут быть прогрессивными или стоячими. Периоды анемобарических волн от нескольких минут до суток, высота в открытом море не превышает 1 м. В прибрежной зоне длинные волны анемобарического происхождения вносят существенный вклад в штормовые нагоны, приводящие иногда к катастрофическим наводнениям. |
Устройства для виброгашения. Различают Антивибраторы линейные (масса жестко присоединена к вибрирующему элементу), нелинейные (масса упруго присоединена к вибрирующему элементу), маятниковые (присоединенная масса совершает маятниковое движение в поле центробежных сил вращающегося вибрирующего элемента). |
Область высокого атмосферного давления (атмосферного максимума) с движением воздуха вокруг ее центра по часовой стрелке в Северном и против - в Южном полушарии. У земли ветер имеет дополнительное движение от центра к периферии Антициклона. Давление в центре Антициклона превышает 1000 и может достигать 1070 гПа. |
Система движения вод с замкнутыми поверхностными течениями, направленными в Северном полушарии по ходу часовой стрелки, а в Южном - против ее хода; в ней вследствие действия силы Кориолиса в отличие от циклонической циркуляции происходит движение вод в верхних слоях от периферии к центру района, опускание их в центральной части в нижележащие слои, растекание в глубинных слоях из центральной части района к периферии и подъем на периферии в верхние слои. |
Устойчивый подъем более холодных глубинных вод к поверхности океана (моря), вызываемый сгоном поверхностных вод под воздействием ветра и дивергенцией течений. Проявляется ярче всего в прибрежной зоне при отходе течения от берега и обнаруживается, как правило, по понижению температуры поверхностных вод. Разность температур между холодными прибрежными водами и водами открытого моря может достигать 10 - 14 °С. Постоянный прибрежный Апвеллинг наблюдается у восточных окраин Тихого и Атлантического океанов - у берегов Калифорнии и Перу, Северо-Западной и Юго-Западной Африки. |
Происхождение: от фр. appareil - въезд Составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении Аппарель почти вертикальна. По месту установки на судне Аппарели могут быть бортовыми, носовыми и кормовыми; по конструкции - 1-3-секционными (средняя секция называется ведомой); по ориентации относительно диаметральной плоскости - совпадающими с ней (продольная ось аппарели в рабочем положении находится в диаметральной плоскости судна) и угловыми (продольная ось находится под углом к диаметральной плоскости); поворотными и полуповоротными. |
Происхождение: от гол. aap-zeil - обезьяний парус Косой треугольный парус, самый нижний из стакселей, ставящихся на штагах бизань-мачты на парусных судах с прямым вооружением. Апсель ставится также на спортивных двухмачтовых яхтах для увеличения площади парусности в слабый ветер, когда судно длительное время идет одним галсом. Галсовый угол апселя крепится на палубе с наветренной стороны от грота-гика, а шкот проводится на корму или нок бизань-гика. При перемене галса апсель убирается. |
Cудовладелец или его доверенное лицо, эксплуатирующее морское судно без права собственности. Арматор снаряжает судно в рейс, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за его действия. |
Происхождение: лат. armatura - вооружение, снаряжение Устройства, детали и другие конструктивные элементы (клапаны, выключатели, краны и т.п.) не входящие в состав основного оборудования, но обеспечивающие его работу. По принадлежности различают арматуру трубопроводную, машинную, котельную, электротехническую и т. д. Наиболее характерной для судовых условий является трубопроводная арматура, обеспечивающая работу судовых систем и систем судовых энергетических установок. |
Конструкционный материал, разновидность железобетона с высокой степенью армирования и дисперсности арматуры, состоящей из нескольких слоев металлической сетки. Применяется для постройки корпусов судов длиной от 4 до 40 м. Первое судно из армоцемента (небольшой челн) было построено французом Ламбо для Парижской всемирной выставки 1850 г. В 1943 г. итальянский инженер П. Л. Нерви построил из армоцемента яхту "Неннел" длиной 12,5 м. Масса судов из армоцемента (при толщине наружной обшивки от 15 до 30 мм в зависимости от размерений) равна массе стальных судов или несколько больше. |
Совокупность большого числа отдельных островов или их групп, расположенных близко друг от друга и рассматриваемых обычно как одно целое. Острова архипелага часто имеют сходное геологическое строение и происхождение. Архипелаги бывают: континентальные (Канадский Арктический архипелаг), коралловые (Маршалловы острова) и вулканические (Азорские острова). |
Происхождение: от греч. architekton - строитель 1. Система средств и приемов для формирования и организации внутреннего пространства судна (интерьера) и его внешнего облика (экстерьера) на основе современных эксплуатационных требований, норм обитаемости и законов эстетики. 2. Совокупность основных проектных решений, определяющих внешний и внутренний облик судна. Внешний архитектурный облик судна определяется формой корпуса (высотой и геометрией борта, профилем штевней, седловатостью палуб), числом, расположением и формой надстроек и рубок, количеством, формой и расположением дымовых труб и мачт, количеством и типом грузовых устройств, а также окраской наружных поверхностей. Он зависит от назначения судна и принятого архитектурно-конструктивного типа. Эти же факторы в значительной мере влияют на организацию внутренних объемов расположение машинного отделения, грузовых помещений, жилых и служебных помещений, постов управления судном. Номенклатура, площади и расположение помещений зависят от назначения судна, его размеров, численности экипажа и пассажиров, требований нормативных документов. Пространственная структура и планировка помещений на отдельных палубах фиксируются в чертежах общего расположения судна. |
Парусное одно- или двухмачтовое транспортное и промысловое судно, имевшее распространение на Каспийском море и в низовьях Волги. Для Асламки был характерен широкий развал бортов и значительный наклон форштевня к воде. Асламка несла большой прямой парус, на бушприте - кливер. Промысловые Асламки выходили в море с 10 - 30 кусовыми лодками, от которых принимали улов. Длинна 12 - 15 м, ширинна 2,4 - 2,7 м, осадка 0,6 - 1,2 м, грузоподъемность до 30 т. |
Собрание морских карт, объединенных общностью назначения и содержания, выполненных по специальной программе, служащее руководством для общего изучения океанов, морей и отдельных их районов. |
Фундаментальный научный труд, обобщающий современные знания о природных процессах, протекающих в Мировом океане и атмосфере над ним. Содержит карты по разделам: история исследований, дно океана, климатофизические свойства и химия вод; биогеография, справочные и навигационно-географические карты. |
Часть воздушной оболочки Земли, расположенная над океанами. Газовый состав и строение атмосферы одинаковы на всей Земле. Однако тепло и влагообмен над океанами имеет специфику, что сказывается на временном ходе и пространственном распределении таких элементов и явлений погоды, представляющих интерес для мореплавателей, как температуpa, влажность и давление воздуха, ветер, осадки, облачность, туманы, грозы и др. Вследствие большой "тепловой инерции" морских вод возникающие над океанами циклоны и антициклоны отличаются высокой пространственной и временной повторяемостью. Поэтому отдельные участки Атмосферы над океанами приобретают характер климатических центров действия. Таковы субтропические антициклоны - Азорский, Гавайский, Южно-Атлантический, Южно-Индоокеанский и Южно-Тихоокеанский, и климатические области понижения давления - Исландский и Алеутский минимумы, экваториальная ложбина и зона приантарктической депрессии. Над сушей центры действия Атмосферы являются сезонными образованиями, меняющими свой знак в течении года; таков, например, летний циклон - зимний антициклон в центре Азиатского материка. Знание характера климатических центров действия полезно для судоводителя, т. к. позволяет ему ожидать в соответствующем районе плавания не любую, а более или менее определенную среднюю многолетнюю погоду и, кроме того, грамотно объяснять фактическую и предвидеть будущую погоду. Подобная "синоптическая значимость" центров действия атмосферы проявляется например, в существовании системы пассатов, зон западных ветров, азиатского муссона, областей летних туманов и ряда других особых районов с характерной погодой. Благодаря развитию техники крупные трансокеанские суда приблизились к идеалу всепогодности. Тем не менее показатели их деятельности (время в пути, сохранность груза и даже самого судна, жизни его экипажа) во многом зависят от состояния атмосферы над океаном. Исключительно велико значение ветра и волнения на маршруте, особенно в экстремальных условиях тропических циклонов и глубоких внетропических циклонов. Чтобы избежать опасной встречи с этими атм. возмущениями, нужно уметь предвидеть их эволюцию и движение на основе анализа синоптических карт (см. Маневрирование). Не менее важен учет условий при планировании дальних перевозок ценных грузов с пересечением нескольких климатических зон в океане. Здесь начинают играть роль такие, казалось бы, безразличные для навигации характеристики, как температура и влажность воздуха над океанами, от которых часто зависит качество груза. Туманы сильно осложняют навигацию и нередко приводят к столкновению судов, даже оснащенных радиолокаторами. Точные гидрометеорологические прогнозы позволяют повысить экономическую эффективность морских перевозок и обеспечить хорошую сохранность грузов, что становится уже не делом случая, а зависит от выбора наивыгоднейшего пути и оперативной его корректировки с учетом погодных условий на маршруте. Известный интерес представляет климатическое районирование Мирового океана по метеоролог, условиям плавания. |
Происхождение: мальдивск. Коралловый остров, имеющий форму кольца, которое окружает сравнительно глубокую (до 150 м) лагуну. Максимальная высота 7 - 8 м, диаметр до 50 - 90 км. Один из самых крупных атоллов - Кваджелейн. Его окружность 303 км. Наружный склон Атолла крутой, местами даже отвесный (40 - 60°), с внутренней стороны прибойная волна образует вал и пляж. Атоллы встречаются в тропических морях Тихого океана, реже в Индийском и Атлантическом океанах, между 28° с.ш. и 28° ю.ш. Считается, что они возникают на месте погружения вулканических островов (Ч. Дарвин и др.). Атолл из отдельных серповидных островов, образованных расчленением рифового кольца, называется атоллоном. Атоллы могут представлять собой удобные естественные гавани, однако плавание вблизи них сопряжено с опасностью посадки на рифы. |
Разновидность судовой энергетической установки, в которой в качестве главного двигателя используется паровая или газовая турбина, а рабочее тело генерируется в ядерной паропроизводящей (ЯППУ) установке. |
Общее название судов с атомной энергетической установкой (АЭУ). Наибольшее распространение АЭУ получили на подводных и надводных боевых кораблях. Первый гражданский Атомоход ледокол "Ленин" построен в СССР в 1959 г. |
Минералы или минеральные отложения (конкреции), сформировавшиеся на дне морей и океанов в процессе преобразования осадочного материала или продуктов подводного выветривания вулканических горных пород (их изменения и разрушения под воздействием физических, химических и органических агентов). |
Происхождение: англ. outrigger 1. Устаревшее название кронштейнов выносных уключин на академических судах (служат для компенсации малой ширины судна при гребле). 2. Боковой поплавок, прикрепленный к корпусу поперечными балками на судах типа проа (служит для повышения остойчивости). |
Определение I: Глубинная область океана ниже эвфотической зоны. Основной признак афотической зоне - недостаточная для развития фитопланктона подводная освещенность. Исходя из этого главного условия, верхнюю границу афотической зоны помещают на т. н. компенсационной глубине, на которой величина фотосинтеза равна величине дыхания, или в других терминах образование кислорода при фотосинтезе равно его потреблению растениями: фитопланктон еще может существовать, но прироста его массы не происходит. Значение компенсационной глубины зависит от освещенности на поверхности и при ее максимуме примерно в 3 раза больше прозрачности воды, измеряемой по диску Секки. Поскольку ниже компенсационной глубины проникает некоторое количество света, имеющее значение для существования морских животных, верхнюю часть афотической зоны до глубины примерно 600 - 1200 м обычно выделяют в т. н. дисфотическую или сумеречную зону. Определение II: Афотическая зона [от а... и греч. phos (photos) - свет], зона океана, в которую свет не проникает. Расположена обычно ниже 200 м - до максимальных глубин (ок. 11 км) Мирового океана. |
Происхождение: гол. achterpiek Крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна. |
Нижняя кормовая часть судна в виде жесткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор. Является также опорой гребного вала и руля, защищает руль и гребной винт от ударов. На конструкцию ахтерштевня влияют расположение гребного вала (валов), тип руля, габарит винта, форма кормовых обводов. На 1-3-винтовых судах с обыкновенным рулем Ахтерштевень (литой, сварной или клепаный) состоит из двух вертикальных ветвей: передней - старнпоста, через который проходит гребной вал, и задней ― рудерпоста, на который на петлях навешивается руль. Нижняя часть ахтерштевня имеет пятку - шарнирную опору для руля и подошву, соединяемую с транцевой переборкой или флором, верхняя часть - два прилива для присоединения к килю. При двух винтах на ахтерштевне крепятся нижние лапы кронштейнов гребных валов. Балансирные рули конструируют с нижней опорой на ахтерштевне или без нее, полубалансирные - имеют промежуточные опоры на ахтерштевне в виде кронштейна. |
Происхождение: от греч. Aer - воздух Насыщение воды кислородом воздуха. Применяется в прудах для разведения рыбы, а также в сооружениях биологической очистки вод (аэротенках, аэрофильтрах, биофильтрах) для обеспечения жизнедеятельности микроорганизмов (аэробных бактерий), ускоряющих процесс минерализации растворенных в сточных водах органических веществ и других загрязнений. |
Наука, изучающая законы движения газообразной среды и ее механическое (силовое) взаимодействие с движущимися в ней твердыми телами. Аэродинамика является теоретической основой метеорологии, авиации. Законы Аэродинамики учитываются при проектировании судов с динамическими принципами поддержания. Основные задачи, решаемые Аэродинамикой, - определение подъемной силы, силы сопротивления, распределения давления по поверхности твердых тел и др. Принципы Аэродинамики были заложены в XVIII в. М. В. Ломоносовым, Л. Эйлером, Д. Бернулли и развиты впоследствии Н. Е. Жуковским, С. А. Чаплыгиным и другими учеными. |
Аэродинамическая лаборатория для исследования характеристик моделей в воздушном потоке. В аэродинамической трубе воздух циркулирует по аэродинамическому контуру с потоконаправляющими устройствами. На рабочем участке контура на спец. державке закрепляется модель. Аэродинамические трубы отличаются большим разнообразием конструкций в зависимости от скорости потока (дозвуковые и сверхзвуковые), типа контура (замкнутый и незамкнутый) и рабочего участка (открытый и закрытый), способа создания потока (вентиляторные и баллонные). Для решения задач судостроения используются главным образом вентиляторные дозвуковые аэродинамические трубы (скорости до 100 м/с) с площадью поперечного сечения рабочего участка 4 - 7 кв. м. Аппаратура, применяемая в аэродинамических трубах, предназначена для измерения стационарных и нестационарных сил, действующих на модель и ее элементы, распределения давления на поверхности модели, параметров обтекания модели. |
Силы и моменты сил, возникающие на надводной части судна в результате обтекания ее воздушным потоком, который обусловлен движением судна и воздействием ветра. Аэродинамические характеристики оказывают влияние на ходкость и управляемость, определяют динамику движения судна в условиях шквальных порывов ветра и учитываются в расчетах. Определяются, как правило, в аэродинамических трубах при продувке модели на аэродинамических весах и представляются в виде безразмерных коэффициентов сопротивления, боковой силы и момента рыскания. Характер кривых и численные значения аэродинамических характеристик определяются в основном формой проекции и оконечностей судна, а также его относительной шириной. Пересчет аэродинамических характеристик модели на натуру обычно не производится, т. к. для надводной части судна характерны наличие острых граней, фиксирующих линии отрыва потока, а влияние числа Рейнольдса невелико. Исключение составляют суда и средства океанотехники, имеющие развитые ферменные конструкции, например буровые вышки и краны, для которых этот пересчет необходим. |
Комплекс наплавных сооружений или оборудованное ледяное поле для создания на акватории взлетно-посадочных полос и служб обеспечения воздушных полетов. Плавучий аэродром полупогружного типа включает надводную горизонтальную платформу, вертикальные цилиндрические пустотелые колонны с понтонами и специальную якорную систему. Платформа служит взлетно-посадочной полосой, на ней размещают здания и оборудование для обеспечения полетов. Понтоны заглублены под воду с целью снижения волновых воздействий, а платформа поднята на колоннах выше гребней самых высоких волн. |
Коллоиды, или однородные смеси, состоящие из воздуха и жидких или твердых веществ в стадии измельчения от 0,005 до 20 мкм, при которой частицы вещества пребывают в воздухе во взвешенном состоянии. Жидкие атмосферные Аэрозоли - туман и облака, твердые - дым. Метеорологи часто используют термин аэрозоли в более узком значении, называя им не всю коллоидную систему, а только совокупность взвешенных частиц. |
Главная |