Технический железнодорожный словарь (1941)
АШХАБАДСКАЯ Ж. Д.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АШХАБАДСКАЯ Ж. Д.

АШХАБАДСКАЯ Ж. Д. - состоит из магистрали Красноводск-Джебел-Кизил-Арват- Чарджуй-Зиадин и ветвей Мары (б. Мерв) - Кушка и Каган-Термез- Сталинабад-Янги-Базар с ответвлением Карши-Китаб. Основная магистраль Красноводск-Зиадин является частью б. Закаспийской ж. д., построенной в период с 1880 по 1888 гг. военным ведомством и явившейся ярким примером военно-колониальной политики самодержавия, стремившегося при помощи строительства ж. д. закрепить военно-политическое и экономическое господство над завоеванными Кокандским ханством, Хивой и Бухарой. Линия Мерв-Кушка, соединившая Закаспийскую ж. д. с выдвинутой по направлению к Афганистану крепостью Кушкой, также имела явно выраженное военнополитическое значение. Строительство этих дорог велось в чрезвычайно трудных природных условиях: через безводные пустыни с движущимися песками и очень отдаленными друг от друга оазисами, редкими, мелкими, меняющими свои русла реками, бурными и сносящими мосты во время половодья. Техн. опыт постройки Закаспийской ж. д. был использован французами при проектировании ж. д. в Сахаре. Строительство линий и ветвей, имеющих целью сделать возможным развитие естественных производительных сил районов, обслуживаемых А. ж. д., началось только при советской власти на основе проведения ленинско-сталинской национальной политики. Построены линии: Самсоново- Термез-Джар-Курган в 1926 г., Карши- Китаб в 1924 г., Джар-Курган - Сурханы в 1928 г., Сурханы-Сталинабад - Янги-Базар в 1932 г., Уч-Аджи-Чамчаклы в 1928 г. А. ж. д. обслуживает Туркменскую и Таджикскую ССР, давая выход грузам Ср. Азии на С. и к Каспийскому морю, принимая в Красноводске грузы для среднеазиатских республик и имея налив нефти в Красноводске и на станциях среднеазиатского нефтеносного района Небитдаг и Вышка; проходит через величайшую в СССР пустыню Кара-Кум по безводным местам с движущимися песками. Для борьбы с заносимостыо песками на А. ж. д. проводятся особые меры, гл. обр. посадки вдоль полотна дороги задерживающих движение песков кустарников. Тяготеющий к ж. д. район-пустынный, перемежающийся оазисами: Геок-Тепе, Мары, Байрам-Али и т. п., где развито хлопководство- высшие сорта египетского хлопка, садоводство и бахчеводство. За последние годы усилилась добыча нефти, развивается хим. промышленность, строятся хлопкоочистительные з-ды и предприятия пищевой промышленности. Эксплуатационная длина - 2 653 км. А. ж. д. граничит на В. с Ташкентской ж. д. (ст. Зиадин), через к-рую соединяется с жел.-дор. сетью Союза, на З. граница-ст. Красноводск у Каспийского моря, на Ю. - Кушка, вблизи афганской границы, на С. - ст. Бухара. Основные грузы в перевозках: нефтяные продукты, минеральные строительные материалы, хлопок; в завозе-лесные грузы, хлеб. На А. ж. д. широко обращаются паровозы с тендерами-конденсаторами. В Ашхабаде находится единственное на сети депо для тепловозов, применяемых на участке Ашхабад - Красноводск в опытном порядке.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА АШХАБАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА АШХАБАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:7 000 000

В начало словаря
Главная