Справочник дорожных терминов
Статьи на букву "А"

В начало справочника

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСОРБЦИЯ (ОБЪЕМНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ)

Абсорбция (объемное поглощение) - поглощение вещества из раствора или газовой смеси абсорбентом (твердыми телами или жидкостями).

АВАРИЙНОСТЬ

Аварийность - показатель безопасности дорожного движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения, или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

АВТОГРЕЙД

Автогрейд - комплект высокопроизводительных машин со сменными рабочими органами для строительства оснований и покрытий цементобетонных автомобильных дорог и ВПП аэродромов.

АВТОГРЕЙДЕР

АВТОГРЕЙДЕР - самоходная пневмоколесная дорожная машина, предназначенная для планировки и разравнивания грунта в насыпи и дорожно-строительных материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог, разработки и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок, профилирования и выравнивания поверхности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специального пользования, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорог и территорий от снега, снегового наката и льда. Рабочие органы автогрейдера: грейдерный и бульдозерный отвалы; кирковщик.

АВТОГУДРОНАТОР

Автогудронатор - самоходная пневмоколесная машина для перевозки и распределения органических вяжущих материалов (горячих и холодных) для поверхностной обработки, подгрунтовки, прошивки, гидроизоляции фундаментов и водопроводных труб.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Автоматизация проектирования - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов. Позволяет ускорить процесс проектирования и принятие оптимальных решений на основе проработки большого числа вариантов.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Автоматизация производства - осуществление технологических механизированных производственных процессов с помощью устройств (приборов, аппаратов) для автоматического контроля, управления или регулирования этих процессов без непосредственного участия оператора (машиниста). Совокупность объектов (агрегаты машин и установок) и приборов управления является автоматической системой. По назначению эти автоматические системы разделяются на три группы: контролирующие, управляющие и регулирующие.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)

Автоматизированная система управления (АСУ) - совокупность экономико-математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) с определением оптимальных вариантов решения задач оперативного управления.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ БАНК ДОРОЖНЫХ ДАННЫХ

Автоматизированный банк дорожных данных - информационно-справочная система с вычислительным устройством, системой программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования данных. Содержит все необходимые сведения о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и дорожных сооружений на них, а также сведения о происходящих с ними текущих изменениях, денежных затратах и основных объемах выполняемых работ.

АВТОМАТИКА

1) отрасль науки, охватывающая теорию и принципы построения систем управления, действующих без непосредственного участия человека; 2) совокупность методов и технических средств, исключающих участие человека при выполнении технологического процесса.

АВТОМОБИЛЬ РАСЧЕТНЫЙ

Автомобиль расчетный - условный автомобиль заданных размеров и массы, ранее принимавшийся для расчета мостов.

АВТОМОБИЛЬ РАСЧЕТНЫЙ (РАСЧЕТНАЯ НАГРУЗКА)

Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) - условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.

АВТОМОБИЛЬ УТЯЖЕЛЕННЫЙ

Автомобиль утяжеленный - условный автомобиль в колонне расчетных автомобилей, отличающийся размерами и большей массой, ранее применявшийся для расчета мостов.

АВТОМОБИЛЬ-БЕТОНОВОЗ (АВТОБЕТОНОВОЗ)

Автомобиль-бетоновоз (автобетоновоз) - специализированное транспортное средство со специальной гондолообразной или мульдообразной формой кузова, предназначенное для перевозки готовой бетонной смеси на большие расстояния без потерь смеси в пути.

АВТОМОБИЛЬ-БЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ (АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ)

Автомобиль-бетоносмеситель (автобетоносмеситель) - специальное транспортное средство, предназначенное для доставки отдозированных на ЦБЗ компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект. На шасси автомобиля смонтированы смеситель с двигателем и бак с оборудованием для дозирования и подачи воды.

АВТОМОБИЛЬ-БИТУМОВОЗ (АВТОБИТУМОВОЗ)

Автомобиль-битумовоз (автобитумовоз) - специальное транспортное средство, предназначенное для перевозки битума, битумных эмульсий, мазута в склады-хранилища строительного объекта или с битумных или эмульсионных баз на места розлива вяжущего при строительстве и ремонте автомобильных дорог.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА

Автомобильная дорога - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ВЕДОМСТВЕННАЯ

Автомобильная дорога ведомственная - дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему. Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации).

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ВРЕМЕННАЯ

Автомобильная дорога временная - дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ВТОРОСТЕПЕННАЯ

Автомобильная дорога второстепенная - дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ГЛАВНАЯ

Автомобильная дорога главная - дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ГОРНАЯ

Автомобильная дорога горная - дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ЗИМНЯЯ (АВТОЗИМНИК)

Автомобильная дорога зимняя (автозимник) - дорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная по замерзшему льду рек и озер.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА КОЛЬЦЕВАЯ

Автомобильная дорога кольцевая - дорога, огибающая планировочную территорию города или другую территорию по замкнутой кривой, соединяющей дороги, входящие в город, и предназначенная для разгрузки пригородных дорог и городской уличной сети от транзитного движения автомобилей.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА МНОГОПОЛОСНАЯ

Автомобильная дорога многополосная - дорога, обеспечивающая движение автомобилей по четырем и более полосам.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ОБХОДНАЯ

Автомобильная дорога обходная - дорога, расположенная с внешней стороны территории города или другого населенного пункта на некотором удалении от него, предназначенная для обеспечения беспрепятственного пропуска транзитного движения автомобилей с минимальными затратами времени и разгрузки от него городской уличной сети.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Автомобильная дорога общего пользования - дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам). Находится на балансе органов управления дорожным хозяйством. Дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на дороги федеральные и территориальные.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ПЛАТНАЯ

Автомобильная дорога платная - дорога, обеспечивающая движение автомобилей с взиманием оплаты за проезд.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ПОДЪЕЗДНАЯ

Автомобильная дорога подъездная - дорога, обеспечивающая связь районов, городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с железнодорожными узлами, речными и морскими портами, местами массового отдыха населения и соединяющая эти объекты с дорогой более высокой категории.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ

Автомобильная дорога территориальная - дорога, соединяющая: столицы республик; административные центры краев и областей, города республиканского, краевого и областного подчинения с административными центрами районов и автономных округов; административные центры районов и округов между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с дорогами федерального значения. Находится под управлением территориальных управлений дорожного хозяйства.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ФЕДЕРАЛЬНАЯ

Автомобильная дорога федеральная - дорога, соединяющая: столицу Российской Федерации со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами страны, столицы республик и административные центры краев и областей; курорты, места массового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими станциями железных дорог, аэропортами, морскими и речными портами. Обеспечивает также транспортные связи с зарубежными странами, объединяет все другие автомобильные дороги в единую сеть. Находится под управлением федерального органа управления дорожным хозяйством.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ЧАСТНАЯ

Автомобильная дорога частная - дорога, расположенная на территории частных предприятий, хозяйств, угодий, или обеспечивающая подъезд к ним. Принадлежит частным компаниям или отдельным лицам и ими управляется. Проектируется по индивидуальным нормам.

АВТОМОБИЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ

Автомобильная магистраль - дорога высокой пропускной способности, предназначенная для скоростного движения автомобилей, не обслуживающая придорожной территории; имеет проезжие части, отделенные одна от другой по направлениям движения разделительной полосой. Все пересечения с другими путями (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, пешеходными) выполнены в разных уровнях.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРАН (АВТОКРАН)

Автомобильный кран (автокран) - самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы. Предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на рассредоточенных объектах с частыми и дальними перебросками, укладки сборных дорожных покрытий, подачи элементов мостов, штабелирования готовых элементов дорожных и мостовых конструкций на строительных площадках. Привод кранового оборудования - электрический, гидравлический или механический с отбором мощности от двигателя автомобиля. Грузоподъемность от 6,3 до 32 т.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Автомобильный транспорт - один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.

АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ

Автомобиль-самосвал - грузовой автомобиль с опрокидывающейся грузовой платформой или металлическим кузовом, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов.

АВТОМОБИЛЬ-ЦЕМЕНТОВОЗ (АВТОЦЕМЕНТОВОЗ)

Автомобиль-цементовоз (автоцементовоз) - специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки цемента (минерального порошка) на большие расстояния с заводов и базисных складов в склады силосного типа потребителей. Оборудован герметически закрытой цистерной, загружаемой самотеком или сжатым воздухом и разгружаемой пневматически с помощью компрессора, установленного на автоцементовозе.

АВТОПОГРУЗЧИК

АВТОПОГРУЗЧИК - самоходная подъемно-транспортная машина, предназначенная для погрузки в транспортные средства, на склады и расходные бункеры смесительных установок каменных материалов и других грузов. Различают погрузчики одноковшовые и многоковшовые (см. также Погрузчик строительный).

АВТОРЕМОНТЁР АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Авторемонтёр асфальтобетонных покрытий - машина, предназначенная для ремонта асфальтобетонных покрытий горячим способом с применением инфракрасного излучателя для разогрева старого асфальтобетона или холодным способом с вырубкой старого асфальтобетона. В комплект оборудования входят: бункер-термос, баки для минерального порошка, битума и битумной эмульсии, ручная распределительная тележка, электровиброкаток и др. Оборудование смонтировано на автомобильном шасси.

АВТОРЕМОНТЁР ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Авторемонтёр цементобетонных покрытий - комплект оборудования для ремонта цементобетонных покрытий. Включает: полустационарный агрегат для приготовления бетонной смеси, передвижную установку для приготовления и нанесения цементного коллоидного клея и самоходный бетоноукладчик на автомобильном шасси.

АГРЕГАТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

Агрегат для использования старого асфальтобетона - комплект технологического оборудования, используемого в составе асфальтосмесительных установок циклического действия. Предназначен для использования старого асфальтобетона, снятого с дорожного покрытия, в процессе приготовления асфальтобетонных смесей в асфальтосмесительной установке путем добавления его в дробленом виде к «свежим» каменным материалам в количестве 15-30 %. Имеет в комплекте: агрегат дробления с дробилкой, блок питания, вибросито, ленточные конвейеры.

АГРЕГАТ НАГРЕВАТЕЛЬНО-ПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ

Агрегат нагревательно-перекачивающий - оборудование битумохранилища на асфальтобетонных заводах, битумных и эмульсионных базах для нагрева жидких вяжущих материалов до температуры текучести и подачи их в транспортные средства, расходные цистерны, а также в установки для обезвоживания и нагрева до рабочей температуры. Теплоноситель - пар, электроэнергия, нагретые минеральные массы и др.

АГРЕГАТ ЦЕЛЛЮЛОЗНОЙ ДОБАВКИ

Агрегат целлюлозной добавки - комплект технологического оборудования для оснащения находящихся в эксплуатации и новых асфальтосмесительных установок с целью обеспечения возможности приготовления щебеночно-мастичных смесей. Предназначен для приема, дозирования и подачи в асфальтобетоносмеситель гранулированных целлюлозных добавок типа VIATOP и др. Имеет в комплекте: приемный бункер, вентилятор, лопастной смеситель, целлюлозопровод, дозатор, шнек для подачи материала в асфальтобетоносмеситель.

АГРЕГАТНЫЙ МЕТОД РЕМОНТА

Агрегатный метод ремонта - один из прогрессивных методов ремонта дорожных машин, основан на полном использовании работоспособности каждого агрегата машины с заменой только изношенного агрегата новым или отремонтированным на месте работы машины. Эффективен при ремонте однотипных или одномарочных машин, требует оборотного фонда агрегатов (см. также Индивидуальный метод ремонта).

АДГЕЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ

Адгезионные присадки - добавки, улучшающие сцепление вяжущего с поверхностью каменного материала.

АДГЕЗИЯ (ПРИЛИПАЕМОСТЬ)

Адгезия (прилипаемость) - способность вяжущего прилипать к поверхности наполнителя (каменного материала). Адгезия определяет прочность на границе раздела фаз: минеральный материал - вяжущее. Определяется величиной межмолекулярного притяжения.

АДСОРБЦИОННЫЕ СЛОИ

Адсорбционные слои - слои на поверхности каменного материала с повышенной концентрацией высокомолекулярных составляющих битума.

АДСОРБЦИЯ

Адсорбция - способность поглощения элементов адсорбента поверхностным слоем твердого или жидкого тела. Поглощаемое вещество называют адсорбентом.

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ

Аквапланирование - полная потеря сцепления, вызванная присутствием непрерывного водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности.

АКВЕДУК

Акведук - мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т. п.

АКТИВАЦИЯ БИТУМА

Активация битума - процесс воздействия на материал, основанный на возможности перехода механической энергии в химическую, возможна активация ультразвуком, энергией электроразрядов, вспенивание битума паром.

АКТИВАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Активация материалов - повышение активности поверхности минеральных материалов, основанное на обработке их поверхностно-активными веществами или активаторами (известью и др.) в момент образования свежих поверхностей (при дроблении, измельчении и т. п.) с использованием их особого энергетического состояния и резко изменяющейся реакционной способности. Выполняют на камнедробильных базах, заводах и др.

АКТИВНОСТЬ ВЕЩЕСТВА

Активность вещества - способность вещества (материала) изменять поверхностное натяжение, адсорбируясь в поверхностном слое на границе раздела фаз.

АКТИВНОСТЬ ЦЕМЕНТА (МАРКА)

Активность цемента (марка) - фактический предел прочности при сжатии половинок балочек (4×4×16) из цементного раствора нормальной густоты (песок: цемент в соотношении 1:3) на 28 сутки.

АКТИВНОСТЬ ШЛАКА

Активность шлака - усредненное значение предела прочности при сжатии затвердевших образцов из тонкоизмельченного шлака с водой в возрасте 28 суток.

АЛЕВРОЛИТЫ

Алевролиты - осадочные горные мелкообломочные породы с преобладанием частиц размером 10...100 мкм.

АМИНЫ

Амины - группа поверхностно-активных веществ катионного типа, воздействующих на поверхностное натяжение битума. Различают диамины, полиамины, амидоамины и т. д. При использовании этих веществ в результате химической реакции на поверхности минерала возникает трудно растворимая (водостойкая) пленка, состоящая из аниона материала и аминного катиона добавки. Амины закрепляются на поверхности кислых минеральных материалов в результате электростатической адсорбции ионов.

АМФИБОЛИТЫ

Амфиболиты - метаморфические горные породы в виде зернистого или сланцевого агрегата, преимущественно роговой обманки, темно-зеленой, даже черной окраски. В дорожном строительстве применяют в качестве щебня.

АМФОТЕРНОСТЬ

Амфотерность - способность некоторых веществ проявлять двоякие свойства. Например, молекулы ПАВ проявляют свойства полярных и неполярных веществ. Неполярная часть не активна, а полярная (гидрофобная) активна, обладает силовым полем, состоит из углеводородной цепи или ароматического радикала.

АНГИДРИТЫ

Ангидриты - плотные мономинеральные осадочные горные породы прочностью от 60 до 80 МПа. Наряду с гипсом служат сырьем для производства вяжущих, а на их основе - гипсобетонных изделий; применяются также как стеновой материал и для внутренней отделки зданий.

АНДЕЗИТЫ

Андезиты - излившиеся изверженные кислотоупорные горные породы (лавы), состоящие из известково-натриевого полевого шпата и одного или нескольких темных минералов (биотита, амфибола или пироксена).

АНИЗОТРОПИЯ

АНИЗОТРОПИЯ - различие физических свойств материала (тела) по разным направлениям (вдоль и поперек). Например, теплопроводность, скорость распространения света могут различаться в зависимости от направления.

АНКЕР

АНКЕР - крепежный элемент для жесткого соединения двух частей конструкции или присоединения новой конструкции к старой.

АНКЕР АРМАТУРНЫЙ

АНКЕР АРМАТУРНЫЙ - конструктивно-технологическое устройство для фиксации напряженной высокопрочной арматуры и передачи усилий натяжения на бетон.

АНКЕР ГРУНТОВЫЙ

Анкер грунтовый - крепежный элемент, заделанный в грунте, препятствующий смещению конструкции.

АНКЕРНАЯ КРЕПЬ

Анкерная крепь - закрепление котлована с помощью грунтовых анкеров.

АНКЕРНЫЕ УДЕРЖИВАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ

Анкерные удерживающие конструкции - один или несколько рядов так называемых анкерных затяжек, каждая из которых состоит из анкерной плиты и анкерной тяги, предназначены для обеспечения устойчивости оползневых склонов.

АНТИОКСИДАНТЫ

Антиоксиданты - вещества, защищающие пластмассы от старения под влиянием солнечных лучей.

АНТИСЕПТИРОВАНИЕ

Антисептирование - консервирование древесины для придания ей стойкости против гниения путем введения в нее антисептика на возможно большую глубину.

АРГИЛЛИТЫ

Аргиллиты - группа твердых камнеподобных глинистых пород. Строительные свойства зависят от состава и генезиса, подвержены интенсивному разрушению на открытом воздухе под воздействием природных факторов.

АРМАТУРНЫЙ КАРКАС

Арматурный каркас - конструкция, состоящая из соединенных между собой арматурных стержней и сеток, собираемая заранее или непосредственно в опалубке.

АРМИРОВАНИЕ ДИСПЕРСНОЕ

Армирование дисперсное - армирование бетона короткими (до 50 мм) иглообразными отрезками стальной проволоки, базальтовыми волокнами и т. п.

АРМОГРУНТ

Армогрунт - армированный грунт, создаваемый путем конструктивного и технологического объединения грунтовых слоев и арматуры в виде металлических, пластмассовых полос, расположенных горизонтально, способных выдержать значительные по сравнению с грунтом растягивающие усилия.

АРЬЕРБЕК

Арьербек - вспомогательная конструкция, которая присоединяется к заднему концу надвигаемого пролетного строения в качестве противовеса.

АСБЕСТ

Асбест - общее название группы минералов, характеризующихся волокнистым сложением и обладающих эластичностью, огнестойкостью, электроизолирующей способностью. Измельченный асбест может применяться в качестве минерального порошка для асфальтобетонных смесей и мастик.

АСФАЛЬТ ПРИРОДНЫЙ

Асфальт природный - твердая, хрупкая или вязкая горная порода темно-бурого, почти черного цвета, содержащая природный битум в количестве не менее 1 % по массе - см. также Горные породы битумосодержащие.

АСФАЛЬТЕНЫ

Асфальтены - высокомолекулярные углеводороды, имеющие гроздевидную форму молекул, состоящие на 80...89 % из углерода, до 8,5 % водорода, до 8,5 % серы, 3...5 % кислорода, 1...3 % азота и других элементов. Молекулярная масса до 6000. Асфальтены содержат свободные радикалы, которые делают их полярными.

АСФАЛЬТИТ

Асфальтит - природный тугоплавкий битум с температурой размягчения более 100°С, состоящий из масел (25 %) и асфальтосмолистых компонентов (75 %). Содержит минеральные частицы и незначительное количество карбоидов.

АСФАЛЬТОБЕТОН

Асфальтобетон - битумоминеральный материал, полученный в результате уплотнения асфальтобетонной смеси, отвечающий требованиям нормативных документов.

АСФАЛЬТОБЕТОН ДРЕНИРУЮЩИЙ

Асфальтобетон дренирующий - является разновидностью высокопористого материала и предназначен для устройства дренирующих покрытий. Обеспечивает удаление воды через покрытие в специальные водоотводные лотки, устраиваемые на обочинах. Применяют в виде конструктивного слоя с большим поперечным уклоном.

АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ

Асфальтобетонная смесь - рационально подобранный материал, состоящий из минеральных компонентов (щебня или гравия), песка, минерального порошка с битумом и добавками, взятых в заданных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии в установке. В зависимости от вязкости применяемого битума асфальтобетонные смеси бывают горячие и холодные.

АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ УСТАНОВКА

Асфальтобетонная установка - комплект технологического оборудования АБЗ для приготовления асфальтобетонных смесей. Имеет в своем составе агрегат питания, сушильный агрегат с системой очистки газов, смесительный агрегат, силос минерального порошка, бункер готовой смеси, обогреваемые цистерны битума. Управление всеми операциями автоматизировано.

АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ ГОРЯЧИЕ

Асфальтобетонные смеси горячие - смеси, приготовленные на вязком нефтяном битуме и укладываемые при температуре выше 120°С. Горячие асфальтобетонные смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяются на крупнозернистые с размером зерен до 40 мм; мелкозернистые - до 20 мм и песчаные - до 5 мм. В зависимости от величины остаточной пористости бывают: высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5 %, плотные - 2,5...5,0 %, пористые - 5,0...10,0 %, высокопористые -10,0...18,0 %. В зависимости от содержания щебня подразделяются на типы: «А» - содержание щебня 50...60 %; «Б» - 40...50 %; «В» - 30..40 %; «Г» - без щебня на дробленом песке или смеси природного и дробленого песка при содержании дробленого не менее 70 %; «Д» - без щебня на природном песке или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе. По качеству компонентов и асфальтобетона подразделяют на марки: высокоплотные - марка I; плотные - тип «А» марки I, II, типы «Б» и «Г» марки I...III, типы «В» и «Д» марки II, III; пористые и высокопористые - марки I, II.

АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ ХОЛОДНЫЕ

Асфальтобетонные смеси холодные - смеси, приготовленные на жидком битуме и укладываемые с температурой не менее 5°С; в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяются на мелкозернистые с максимальной крупностью зерен щебня до 20 мм и песчаные - до 5 мм. Остаточная пористость должна быть 6... 10 %. В зависимости от содержания щебня подразделяются на типы: «Б» - содержание щебня 40...50 %, «В» - 30...40 %, «Г» - без щебня на дробленом песке, «Д» - без щебня на природном песке.

АСФАЛЬТОГЕНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Асфальтогеновые кислоты - активная часть мальтеновой составляющей битума (вещества, повышающие сцепление вяжущего с каменным материалом).

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК - самоходная дорожная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для приемки асфальтобетонной смеси из транспортных средств, распределения смеси по всей ширине укладываемой полосы равномерным слоем заданной толщины на подготовленное и уплотненное основание, разравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя, отделки поверхности покрытия. Современные асфальтоукладчики оснащены компьютерной системой, обеспечивающей контроль разравнивания и автоматическое поддержание заданной толщины и поперечного уклона покрытия.

АТМОСФЕРОСТОЙКОСТЬ

Атмосферостойкость - способность материала не разрушаться под влиянием климатических факторов (температуры, осадков, солнечной радиации, газов, микроорганизмов), не изменять состав и свойства.

АЭРАЦИЯ

Аэрация - способ разгрузки, складирования, перемещения и подачи к местам потребления пылевидных материалов (цемента, минерального порошка, извести) с помощью сжатого воздуха, обеспечивающего текучесть этих материалов.

АЭРОСЪЕМКА

Аэросъемка - процесс получения изображения местности с воздуха. Выполняется с помощью фотоаппаратов - аэрофотосъемка, специальных электронных устройств - цифровая аэрофотосъемка, радиолокационных аппаратов - радиолокационная аэрофотосъемка.

АЭРОФОТОИЗЫСКАНИЯ

Аэрофотоизыскания - комплекс работ по изысканию трассы, выполняемый для проектирования дорог на основе аэрофотосъемок местности. По методам выполнения подразделяются на аэрофототопографические, стереофотограмметрические и комбинированные.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная