Статьи на букву "А"
Абсорбция (объемное поглощение) - поглощение вещества из раствора или газовой смеси абсорбентом (твердыми телами или жидкостями). |
Аварийность - показатель безопасности дорожного движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения, или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени. |
Автогрейд - комплект высокопроизводительных машин со сменными рабочими органами для строительства оснований и покрытий цементобетонных автомобильных дорог и ВПП аэродромов. |
АВТОГРЕЙДЕР - самоходная пневмоколесная дорожная машина, предназначенная для планировки и разравнивания грунта в насыпи и дорожно-строительных материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог, разработки и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок, профилирования и выравнивания поверхности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специального пользования, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорог и территорий от снега, снегового наката и льда. Рабочие органы автогрейдера: грейдерный и бульдозерный отвалы; кирковщик. |
Автогудронатор - самоходная пневмоколесная машина для перевозки и распределения органических вяжущих материалов (горячих и холодных) для поверхностной обработки, подгрунтовки, прошивки, гидроизоляции фундаментов и водопроводных труб. |
Автоматизация проектирования - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов. Позволяет ускорить процесс проектирования и принятие оптимальных решений на основе проработки большого числа вариантов. |
Автоматизация производства - осуществление технологических механизированных производственных процессов с помощью устройств (приборов, аппаратов) для автоматического контроля, управления или регулирования этих процессов без непосредственного участия оператора (машиниста). Совокупность объектов (агрегаты машин и установок) и приборов управления является автоматической системой. По назначению эти автоматические системы разделяются на три группы: контролирующие, управляющие и регулирующие. |
Автоматизированная система управления (АСУ) - совокупность экономико-математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) с определением оптимальных вариантов решения задач оперативного управления. |
Автоматизированный банк дорожных данных - информационно-справочная система с вычислительным устройством, системой программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования данных. Содержит все необходимые сведения о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и дорожных сооружений на них, а также сведения о происходящих с ними текущих изменениях, денежных затратах и основных объемах выполняемых работ. |
1) отрасль науки, охватывающая теорию и принципы построения систем управления, действующих без непосредственного участия человека; 2) совокупность методов и технических средств, исключающих участие человека при выполнении технологического процесса. |
Автомобиль расчетный - условный автомобиль заданных размеров и массы, ранее принимавшийся для расчета мостов. |
Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) - условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке. |
Автомобиль утяжеленный - условный автомобиль в колонне расчетных автомобилей, отличающийся размерами и большей массой, ранее применявшийся для расчета мостов. |
Автомобиль-бетоновоз (автобетоновоз) - специализированное транспортное средство со специальной гондолообразной или мульдообразной формой кузова, предназначенное для перевозки готовой бетонной смеси на большие расстояния без потерь смеси в пути. |
Автомобиль-бетоносмеситель (автобетоносмеситель) - специальное транспортное средство, предназначенное для доставки отдозированных на ЦБЗ компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект. На шасси автомобиля смонтированы смеситель с двигателем и бак с оборудованием для дозирования и подачи воды. |
Автомобиль-битумовоз (автобитумовоз) - специальное транспортное средство, предназначенное для перевозки битума, битумных эмульсий, мазута в склады-хранилища строительного объекта или с битумных или эмульсионных баз на места розлива вяжущего при строительстве и ремонте автомобильных дорог. |
Автомобильная дорога - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки. |
Автомобильная дорога ведомственная - дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему. Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации). |
Автомобильная дорога временная - дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта. |
Автомобильная дорога второстепенная - дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге. |
Автомобильная дорога главная - дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге. |
Автомобильная дорога горная - дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п. |
Автомобильная дорога зимняя (автозимник) - дорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная по замерзшему льду рек и озер. |
Автомобильная дорога кольцевая - дорога, огибающая планировочную территорию города или другую территорию по замкнутой кривой, соединяющей дороги, входящие в город, и предназначенная для разгрузки пригородных дорог и городской уличной сети от транзитного движения автомобилей. |
Автомобильная дорога многополосная - дорога, обеспечивающая движение автомобилей по четырем и более полосам. |
Автомобильная дорога обходная - дорога, расположенная с внешней стороны территории города или другого населенного пункта на некотором удалении от него, предназначенная для обеспечения беспрепятственного пропуска транзитного движения автомобилей с минимальными затратами времени и разгрузки от него городской уличной сети. |
Автомобильная дорога общего пользования - дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам). Находится на балансе органов управления дорожным хозяйством. Дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на дороги федеральные и территориальные. |
Автомобильная дорога платная - дорога, обеспечивающая движение автомобилей с взиманием оплаты за проезд. |
Автомобильная дорога подъездная - дорога, обеспечивающая связь районов, городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с железнодорожными узлами, речными и морскими портами, местами массового отдыха населения и соединяющая эти объекты с дорогой более высокой категории. |
Автомобильная дорога территориальная - дорога, соединяющая: столицы республик; административные центры краев и областей, города республиканского, краевого и областного подчинения с административными центрами районов и автономных округов; административные центры районов и округов между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с дорогами федерального значения. Находится под управлением территориальных управлений дорожного хозяйства. |
Автомобильная дорога федеральная - дорога, соединяющая: столицу Российской Федерации со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами страны, столицы республик и административные центры краев и областей; курорты, места массового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими станциями железных дорог, аэропортами, морскими и речными портами. Обеспечивает также транспортные связи с зарубежными странами, объединяет все другие автомобильные дороги в единую сеть. Находится под управлением федерального органа управления дорожным хозяйством. |
Автомобильная дорога частная - дорога, расположенная на территории частных предприятий, хозяйств, угодий, или обеспечивающая подъезд к ним. Принадлежит частным компаниям или отдельным лицам и ими управляется. Проектируется по индивидуальным нормам. |
Автомобильная магистраль - дорога высокой пропускной способности, предназначенная для скоростного движения автомобилей, не обслуживающая придорожной территории; имеет проезжие части, отделенные одна от другой по направлениям движения разделительной полосой. Все пересечения с другими путями (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, пешеходными) выполнены в разных уровнях. |
Автомобильный кран (автокран) - самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы. Предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на рассредоточенных объектах с частыми и дальними перебросками, укладки сборных дорожных покрытий, подачи элементов мостов, штабелирования готовых элементов дорожных и мостовых конструкций на строительных площадках. Привод кранового оборудования - электрический, гидравлический или механический с отбором мощности от двигателя автомобиля. Грузоподъемность от 6,3 до 32 т. |
Автомобильный транспорт - один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров. |
Автомобиль-самосвал - грузовой автомобиль с опрокидывающейся грузовой платформой или металлическим кузовом, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов. |
Автомобиль-цементовоз (автоцементовоз) - специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки цемента (минерального порошка) на большие расстояния с заводов и базисных складов в склады силосного типа потребителей. Оборудован герметически закрытой цистерной, загружаемой самотеком или сжатым воздухом и разгружаемой пневматически с помощью компрессора, установленного на автоцементовозе. |
АВТОПОГРУЗЧИК - самоходная подъемно-транспортная машина, предназначенная для погрузки в транспортные средства, на склады и расходные бункеры смесительных установок каменных материалов и других грузов. Различают погрузчики одноковшовые и многоковшовые (см. также Погрузчик строительный). |
Авторемонтёр асфальтобетонных покрытий - машина, предназначенная для ремонта асфальтобетонных покрытий горячим способом с применением инфракрасного излучателя для разогрева старого асфальтобетона или холодным способом с вырубкой старого асфальтобетона. В комплект оборудования входят: бункер-термос, баки для минерального порошка, битума и битумной эмульсии, ручная распределительная тележка, электровиброкаток и др. Оборудование смонтировано на автомобильном шасси. |
Авторемонтёр цементобетонных покрытий - комплект оборудования для ремонта цементобетонных покрытий. Включает: полустационарный агрегат для приготовления бетонной смеси, передвижную установку для приготовления и нанесения цементного коллоидного клея и самоходный бетоноукладчик на автомобильном шасси. |
Агрегат для использования старого асфальтобетона - комплект технологического оборудования, используемого в составе асфальтосмесительных установок циклического действия. Предназначен для использования старого асфальтобетона, снятого с дорожного покрытия, в процессе приготовления асфальтобетонных смесей в асфальтосмесительной установке путем добавления его в дробленом виде к «свежим» каменным материалам в количестве 15-30 %. Имеет в комплекте: агрегат дробления с дробилкой, блок питания, вибросито, ленточные конвейеры. |
Агрегат нагревательно-перекачивающий - оборудование битумохранилища на асфальтобетонных заводах, битумных и эмульсионных базах для нагрева жидких вяжущих материалов до температуры текучести и подачи их в транспортные средства, расходные цистерны, а также в установки для обезвоживания и нагрева до рабочей температуры. Теплоноситель - пар, электроэнергия, нагретые минеральные массы и др. |
Агрегат целлюлозной добавки - комплект технологического оборудования для оснащения находящихся в эксплуатации и новых асфальтосмесительных установок с целью обеспечения возможности приготовления щебеночно-мастичных смесей. Предназначен для приема, дозирования и подачи в асфальтобетоносмеситель гранулированных целлюлозных добавок типа VIATOP и др. Имеет в комплекте: приемный бункер, вентилятор, лопастной смеситель, целлюлозопровод, дозатор, шнек для подачи материала в асфальтобетоносмеситель. |
Агрегатный метод ремонта - один из прогрессивных методов ремонта дорожных машин, основан на полном использовании работоспособности каждого агрегата машины с заменой только изношенного агрегата новым или отремонтированным на месте работы машины. Эффективен при ремонте однотипных или одномарочных машин, требует оборотного фонда агрегатов (см. также Индивидуальный метод ремонта). |
Адгезионные присадки - добавки, улучшающие сцепление вяжущего с поверхностью каменного материала. |
Адгезия (прилипаемость) - способность вяжущего прилипать к поверхности наполнителя (каменного материала). Адгезия определяет прочность на границе раздела фаз: минеральный материал - вяжущее. Определяется величиной межмолекулярного притяжения. |
Адсорбционные слои - слои на поверхности каменного материала с повышенной концентрацией высокомолекулярных составляющих битума. |
Адсорбция - способность поглощения элементов адсорбента поверхностным слоем твердого или жидкого тела. Поглощаемое вещество называют адсорбентом. |
Аквапланирование - полная потеря сцепления, вызванная присутствием непрерывного водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. |
Акведук - мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т. п. |
Активация битума - процесс воздействия на материал, основанный на возможности перехода механической энергии в химическую, возможна активация ультразвуком, энергией электроразрядов, вспенивание битума паром. |
Активация материалов - повышение активности поверхности минеральных материалов, основанное на обработке их поверхностно-активными веществами или активаторами (известью и др.) в момент образования свежих поверхностей (при дроблении, измельчении и т. п.) с использованием их особого энергетического состояния и резко изменяющейся реакционной способности. Выполняют на камнедробильных базах, заводах и др. |
Активность вещества - способность вещества (материала) изменять поверхностное натяжение, адсорбируясь в поверхностном слое на границе раздела фаз. |
Активность цемента (марка) - фактический предел прочности при сжатии половинок балочек (4×4×16) из цементного раствора нормальной густоты (песок: цемент в соотношении 1:3) на 28 сутки. |
Активность шлака - усредненное значение предела прочности при сжатии затвердевших образцов из тонкоизмельченного шлака с водой в возрасте 28 суток. |
Алевролиты - осадочные горные мелкообломочные породы с преобладанием частиц размером 10...100 мкм. |
Амины - группа поверхностно-активных веществ катионного типа, воздействующих на поверхностное натяжение битума. Различают диамины, полиамины, амидоамины и т. д. При использовании этих веществ в результате химической реакции на поверхности минерала возникает трудно растворимая (водостойкая) пленка, состоящая из аниона материала и аминного катиона добавки. Амины закрепляются на поверхности кислых минеральных материалов в результате электростатической адсорбции ионов. |
Амфиболиты - метаморфические горные породы в виде зернистого или сланцевого агрегата, преимущественно роговой обманки, темно-зеленой, даже черной окраски. В дорожном строительстве применяют в качестве щебня. |
Амфотерность - способность некоторых веществ проявлять двоякие свойства. Например, молекулы ПАВ проявляют свойства полярных и неполярных веществ. Неполярная часть не активна, а полярная (гидрофобная) активна, обладает силовым полем, состоит из углеводородной цепи или ароматического радикала. |
Ангидриты - плотные мономинеральные осадочные горные породы прочностью от 60 до 80 МПа. Наряду с гипсом служат сырьем для производства вяжущих, а на их основе - гипсобетонных изделий; применяются также как стеновой материал и для внутренней отделки зданий. |
Андезиты - излившиеся изверженные кислотоупорные горные породы (лавы), состоящие из известково-натриевого полевого шпата и одного или нескольких темных минералов (биотита, амфибола или пироксена). |
АНИЗОТРОПИЯ - различие физических свойств материала (тела) по разным направлениям (вдоль и поперек). Например, теплопроводность, скорость распространения света могут различаться в зависимости от направления. |
АНКЕР - крепежный элемент для жесткого соединения двух частей конструкции или присоединения новой конструкции к старой. |
АНКЕР АРМАТУРНЫЙ - конструктивно-технологическое устройство для фиксации напряженной высокопрочной арматуры и передачи усилий натяжения на бетон. |
Анкер грунтовый - крепежный элемент, заделанный в грунте, препятствующий смещению конструкции. |
Анкерная крепь - закрепление котлована с помощью грунтовых анкеров. |
Анкерные удерживающие конструкции - один или несколько рядов так называемых анкерных затяжек, каждая из которых состоит из анкерной плиты и анкерной тяги, предназначены для обеспечения устойчивости оползневых склонов. |
Антиоксиданты - вещества, защищающие пластмассы от старения под влиянием солнечных лучей. |
Антисептирование - консервирование древесины для придания ей стойкости против гниения путем введения в нее антисептика на возможно большую глубину. |
Аргиллиты - группа твердых камнеподобных глинистых пород. Строительные свойства зависят от состава и генезиса, подвержены интенсивному разрушению на открытом воздухе под воздействием природных факторов. |
Арматурный каркас - конструкция, состоящая из соединенных между собой арматурных стержней и сеток, собираемая заранее или непосредственно в опалубке. |
Армирование дисперсное - армирование бетона короткими (до 50 мм) иглообразными отрезками стальной проволоки, базальтовыми волокнами и т. п. |
Армогрунт - армированный грунт, создаваемый путем конструктивного и технологического объединения грунтовых слоев и арматуры в виде металлических, пластмассовых полос, расположенных горизонтально, способных выдержать значительные по сравнению с грунтом растягивающие усилия. |
Арьербек - вспомогательная конструкция, которая присоединяется к заднему концу надвигаемого пролетного строения в качестве противовеса. |
Асбест - общее название группы минералов, характеризующихся волокнистым сложением и обладающих эластичностью, огнестойкостью, электроизолирующей способностью. Измельченный асбест может применяться в качестве минерального порошка для асфальтобетонных смесей и мастик. |
Асфальт природный - твердая, хрупкая или вязкая горная порода темно-бурого, почти черного цвета, содержащая природный битум в количестве не менее 1 % по массе - см. также Горные породы битумосодержащие. |
Асфальтены - высокомолекулярные углеводороды, имеющие гроздевидную форму молекул, состоящие на 80...89 % из углерода, до 8,5 % водорода, до 8,5 % серы, 3...5 % кислорода, 1...3 % азота и других элементов. Молекулярная масса до 6000. Асфальтены содержат свободные радикалы, которые делают их полярными. |
Асфальтит - природный тугоплавкий битум с температурой размягчения более 100°С, состоящий из масел (25 %) и асфальтосмолистых компонентов (75 %). Содержит минеральные частицы и незначительное количество карбоидов. |
Асфальтобетон - битумоминеральный материал, полученный в результате уплотнения асфальтобетонной смеси, отвечающий требованиям нормативных документов. |
Асфальтобетон дренирующий - является разновидностью высокопористого материала и предназначен для устройства дренирующих покрытий. Обеспечивает удаление воды через покрытие в специальные водоотводные лотки, устраиваемые на обочинах. Применяют в виде конструктивного слоя с большим поперечным уклоном. |
Асфальтобетонная смесь - рационально подобранный материал, состоящий из минеральных компонентов (щебня или гравия), песка, минерального порошка с битумом и добавками, взятых в заданных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии в установке. В зависимости от вязкости применяемого битума асфальтобетонные смеси бывают горячие и холодные. |
Асфальтобетонная установка - комплект технологического оборудования АБЗ для приготовления асфальтобетонных смесей. Имеет в своем составе агрегат питания, сушильный агрегат с системой очистки газов, смесительный агрегат, силос минерального порошка, бункер готовой смеси, обогреваемые цистерны битума. Управление всеми операциями автоматизировано. |
Асфальтобетонные смеси горячие - смеси, приготовленные на вязком нефтяном битуме и укладываемые при температуре выше 120°С. Горячие асфальтобетонные смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяются на крупнозернистые с размером зерен до 40 мм; мелкозернистые - до 20 мм и песчаные - до 5 мм. В зависимости от величины остаточной пористости бывают: высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5 %, плотные - 2,5...5,0 %, пористые - 5,0...10,0 %, высокопористые -10,0...18,0 %. В зависимости от содержания щебня подразделяются на типы: «А» - содержание щебня 50...60 %; «Б» - 40...50 %; «В» - 30..40 %; «Г» - без щебня на дробленом песке или смеси природного и дробленого песка при содержании дробленого не менее 70 %; «Д» - без щебня на природном песке или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе. По качеству компонентов и асфальтобетона подразделяют на марки: высокоплотные - марка I; плотные - тип «А» марки I, II, типы «Б» и «Г» марки I...III, типы «В» и «Д» марки II, III; пористые и высокопористые - марки I, II. |
Асфальтобетонные смеси холодные - смеси, приготовленные на жидком битуме и укладываемые с температурой не менее 5°С; в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяются на мелкозернистые с максимальной крупностью зерен щебня до 20 мм и песчаные - до 5 мм. Остаточная пористость должна быть 6... 10 %. В зависимости от содержания щебня подразделяются на типы: «Б» - содержание щебня 40...50 %, «В» - 30...40 %, «Г» - без щебня на дробленом песке, «Д» - без щебня на природном песке. |
Асфальтогеновые кислоты - активная часть мальтеновой составляющей битума (вещества, повышающие сцепление вяжущего с каменным материалом). |
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК - самоходная дорожная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для приемки асфальтобетонной смеси из транспортных средств, распределения смеси по всей ширине укладываемой полосы равномерным слоем заданной толщины на подготовленное и уплотненное основание, разравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя, отделки поверхности покрытия. Современные асфальтоукладчики оснащены компьютерной системой, обеспечивающей контроль разравнивания и автоматическое поддержание заданной толщины и поперечного уклона покрытия. |
Атмосферостойкость - способность материала не разрушаться под влиянием климатических факторов (температуры, осадков, солнечной радиации, газов, микроорганизмов), не изменять состав и свойства. |
Аэрация - способ разгрузки, складирования, перемещения и подачи к местам потребления пылевидных материалов (цемента, минерального порошка, извести) с помощью сжатого воздуха, обеспечивающего текучесть этих материалов. |
Аэросъемка - процесс получения изображения местности с воздуха. Выполняется с помощью фотоаппаратов - аэрофотосъемка, специальных электронных устройств - цифровая аэрофотосъемка, радиолокационных аппаратов - радиолокационная аэрофотосъемка. |
Аэрофотоизыскания - комплекс работ по изысканию трассы, выполняемый для проектирования дорог на основе аэрофотосъемок местности. По методам выполнения подразделяются на аэрофототопографические, стереофотограмметрические и комбинированные. |
Главная |