Справочник дорожных терминов
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОЛ"-"ПЯТ")

В начало справочника

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОЛ"-"ПЯТ")

ПОЛЗУЧЕСТЬ МАТЕРИАЛОВ

Ползучесть материалов - медленное нарастание малой по размеру и непрерывной по времени пластической деформации материала (в основном бетона) в сооружениях или изделиях при длительно действующих небольших постоянных нагрузках (напряжениях), меньших, чем те, которые вызывают остаточную деформацию в момент их приложения (ниже предела упругости).

ПОЛИГОН

ПОЛИГОН - специально оборудованная площадка (как правило, открытая) для изготовления элементов сборных железобетонных конструкций.

ПОЛИДИСПЕРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Полидисперсные материалы - состоят из минеральных зерен с различной крупностью (от порошка до щебня) в подобранном соотношении.

ПОЛИМЕРБЕТОНЫ

Полимербетоны - искусственные строительные материалы, получаемые совмещением синтетических полимерных связующих, наполнителей и заполнителей различной природы и дисперсности.

ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ

Полимеризация - химический процесс образования высокомолекулярных соединений (полимеров) из низкомолекулярных (мономеров), причем образующиеся полимеры имеют тот же элементарный состав, что и исходные мономеры.

ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ (ПБВ)

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) - органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него.

ПОЛИМЕРЦЕМЕНТОБЕТОН

Полимерцементобетон - искусственный материал, полученный в результате затвердения рационально подобранной смеси щебня, песка, цемента, воды и полимерной добавки. В качестве добавок применяют дивинильный и дивинилстирольный каучуки, поливинилацетат, поливинилхлорид, а также формальдегидные полиэфирные и кремнийорганические смолы. Отличается повышенным сцеплением со строительными материалами, повышенной прочностью при растяжении и изгибе, водонепроницаемостью, устойчивостью к агрессивным средам.

ПОЛИМЕРЫ

Полимеры - вещества, состоящие из гигантских молекул, построенных из множества связанных атомов. Полимеры содержат многократно повторяющиеся структурные элементарные звенья (мономеры). Форма макромолекул может быть линейной, разветвленной и сетчатой. Полимеры могут быть термопластичными и термореактивными.

ПОЛИСПАСТ

ПОЛИСПАСТ - такелажное приспособление, применяемое для подъема и опускания сборных элементов мостов, труб и дорожных сооружений. Состоит из двух и более полиспастных блоков (верхнего и нижнего) и обегающего их каната. Имеет два крюка - для подвески к монтажному крану или лебедке и для захвата монтируемого элемента.

ПОЛКА ЗЕМЛЯНАЯ

Полка земляная - поверхность уступа, устраиваемого на устойчивых склонах (крутизной более 1:3) путем врезки в косогор. В тех случаях, когда не могут быть выполнены откосы требуемой крутизны, устраиваются подпорные или одевающие стены. В выемках между подошвой нагорного откоса и канавой (на уровне бровки) предусматриваются полки шириной 0,5-1,0 м.

ПОЛНОТА ПАВОДКА

Полнота паводка - отношение средней высоты водомерного графика паводка (половодья) над поймой к его наибольшей высоте.

ПОЛОВОДЬЕ

ПОЛОВОДЬЕ - период максимального стока в реке, вызываемый таянием снега на поверхности водосбора.

ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ - часть ездового полотна, расположенная между кромкой проезжей части и смежной гранью ограждения. Предназначена для обеспечения движения без снижения скорости (из-за психологического воздействия на водителя высокого ограждения), а также для заезда на нее автомобилей при возникновении опасной для движения ситуации.

ПОЛОСА ВАРЬИРОВАНИЯ

Полоса варьирования - полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы дороги.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ - продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Ширину полосы движения рассчитывают по ширине расчетного автомобиля с учетом зазоров безопасности. Нормируется в зависимости от категории дороги.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Полоса движения дополнительная - полоса движения, устраиваемая путем уширения проезжей части и используемая как полоса отвода движения на затяжных участках подъемов при смешанном составе транспортного потока, а также как полоса разгона и торможения автомобилей, полоса слияния потоков и полоса разделения потоков на пересечениях и примыканиях.

ПОЛОСА КРАЕВАЯ

Полоса краевая - уширение дорожной одежды на дорогах высших категорий с целью размещения на ней разметки для организации движения автомобилей и предохранения кромки дорожных покрытий от разрушения. Как правило, отличается цветом от проезжей части.

ПОЛОСА ОТВОДА

ПОЛОСА ОТВОДА - полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.

ПОЛОСА ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ

Полоса переходно-скоростная - полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий поток, движущийся по основным полосам, преимущественно на пересечениях и примыканиях, а также в местах разворота автомобилей, у автобусных остановок и т. п. Устраивают двух типов: постоянной ширины параллельно основной проезжей части и с постепенным изменением ширины на длине отгона полосы.

ПОЛОСА РАЗГОНА

ПОЛОСА РАЗГОНА - переходно-скоростная полоса движения, устраиваемая на отдельных участках дороги (в районе пересечений и примыканий, автобусных остановок, бензозаправочных колонок и др.) и служащая для увеличения скорости автомобилей до скорости общего потока на соседней полосе движения для входа в него.

ПОЛОСА РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

ПОЛОСА РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ - полоса, разделяющая две смежные проезжие части дороги или два противоположных направления движения в целях предотвращения переезда автомобилей с одной проезжей части (полосы) на другую. Устраивают на дорогах I категории.

ПОЛОСА СТОЯНКИ

Полоса стоянки - полоса обочины с твердым покрытием, устраиваемая на дорогах высших категорий для остановки автомобилей.

ПОЛОСА ТОРМОЖЕНИЯ

ПОЛОСА ТОРМОЖЕНИЯ - переходно-скоростная полоса, устраиваемая на отдельных участках дороги, служащая для выезда автомобилей из общего потока с последующим снижением скорости без воздействия на основной поток.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ

Полоса укрепления - полоса с твердым покрытием, ограничивающая проезжую часть и, как правило, отличающаяся от нее цветом. Устраивается на обочине и разделительной полосе с целью повышения безопасности движения и предотвращения разрушения кромок проезжей части.

ПОЛОСЫ ТРЯСУЩИЕ

Полосы трясущие - поперечные полосы на поверхности дорожного покрытия, выполненные посредством крупношероховатой поверхностной обработки или фрезерования асфальтобетона, при движении по которым возникают вибрация транспортного средства и шум, заставляющие водителей повысить внимание.

ПОЛОТНО ЕЗДОВОЕ

ПОЛОТНО ЕЗДОВОЕ - часть мостового полотна, расположенная между гранями ограждений.

ПОЛОТНО МОСТОВОЕ

ПОЛОТНО МОСТОВОЕ - совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части. Включает одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами.

ПОЛОТНО ОБОСОБЛЕННОЕ

Полотно обособленное - полотно под трамвайные пути, отделенное от проезжей части ограждениями.

ПОЛУВЫЕМКА-ПОЛУНАСЫПЬ

ПОЛУВЫЕМКА-ПОЛУНАСЫПЬ - земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.

ПОЛУКАРКАСНАЯ СТРУКТУРА

Полукаркасная структура - строение минерального остова, в котором зерна щебня частично раздвинуты асфальтовым раствором.

ПОЛУМОСТ

Полумост - поперечный профиль дороги в горной местности, когда пролетное строение располагается с одной стороны в полувыемке, а с другой опирается на опоры.

ПОЛУФАБРИКАТЫ

Полуфабрикаты - продукция производственного предприятия промышленности строительных материалов или дорожно-строительной организации (щебень, черный щебень, активированный минеральный порошок, битумная или дегтевая эмульсия, асфальтобетонная или цементобетонная смесь, железобетонные изделия и т. п.), предназначенная после одной или нескольких стадий обработки для выполнения работ по изготовлению деталей и изделий, для устройства конструктивных слоев дорожной одежды и для сооружения мостов и труб, отвечающая требованиям стандартов и технических условий.

ПОНУР

ПОНУР - элемент плотины с верховой маловодопроницаемой противофильтрационной преградой в виде экрана, выполненного из маловодопроницаемого грунта, асфальтобетона, полиэтиленовой пленки и т. п.

ПОПЕРЕЧИНА

Поперечина - несущий элемент пролетного строения деревянного моста, уложенный на прогоны или пояса ферм перпендикулярно к оси моста. Служит для поддержания настила проезжей части.

ПОРИСТОСТЬ МАТЕРИАЛА

Пористость материала - показатель, характеризующий количество пор в материале; рассчитывается по формуле: Vn = (1 - ρср/ρ) 100, где ρср - средняя плотность и ρ - истинная плотность материала; выражается в процентах.

ПОРИСТОСТЬ ОСТАТОЧНАЯ

Пористость остаточная - количество пор в покрытии после уплотнения смеси; выражается в процентах по объему.

ПОРОГ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Порог звукового давления - минимальная величина звукового давления, воспринимаемая человеческим ухом как звук. Международным соглашением пороговое звуковое давление установлено равным 2×10-5 Н/м2.

ПОРОМЕТРИЯ

Порометрия - измерение размеров пор и анализ их распределения.

ПОРОШОК МИНЕРАЛЬНЫЙ

Порошок минеральный - тонкоизмельченный минеральный материал, состоящий в значительной мере (не менее 75 %) из частиц размером меньше 0,071 мм, вводимый в состав асфальтобетонной смеси в целях повышения тепло- и водоустойчивости битума, увеличения плотности минерального скелета и повышения механической прочности и температурной устойчивости асфальтобетона.

ПОРОШОК МИНЕРАЛЬНЫЙ АКТИВИРОВАННЫЙ

Порошок минеральный активированный - материал, получаемый при дроблении известняков и доломитов и обрабатываемый при их помоле. С целью гидрофобизации поверхности его частиц вводят активирующую смесь (в количестве от 1,5 до 2,5 % к массе минерального порошка), состоящую из малого количества битума марок БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90 или БНД 40/60 и поверхностно-активного вещества при соотношении ПАВ и битума 1:1.

ПОРТАЛ

1) П-образная часть конструкции, обрамляющей вход в тоннель или трубу (оголовок); 2) П-образный элемент поперечных связей по концам пролетного строения с ездой понизу или посередине, выполненный в виде жесткой рамы и служащий для передачи горизонтальных поперечных усилий на опоры моста.

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ

Портландцемент - гидравлическое вяжущее, получаемое путем совместного помола цементного клинкера, активных добавок (не более 15 %) и гипсового камня (не более 3 %). Портландцемент для дорожных и аэродромных конструкций должен иметь тонкость помола не менее 2800 см2/г. Начало схватывания должно наступать не ранее чем через 2 часа от затворения. Для дорожного строительства промышленность выпускает пластифицированный и гидрофобный портландцемент. Цементы классифицируют по маркам и условиям работ.

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ГИДРОФОБНЫЙ

Портландцемент гидрофобный - гидравлическое вяжущее, получаемое путем введения при помоле в обычный портландцемент гидрофобно-пластифицирующих добавок, понижающих гигроскопичность цемента при хранении и повышающих подвижность и удобоукладываемость смесей, а также морозостойкость бетонов.

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ПЛАСТИФИЦИРОВАННЫЙ

Портландцемент пластифицированный - гидравлическое вяжущее, полученное введением при помоле в портландцемент пластифицирующей добавки, придающей смесям повышенную подвижность и удобоукладываемость, а также повышенную морозостойкость.

ПОРУЧЕНЬ

ПОРУЧЕНЬ - верхний продольный элемент перил.

ПОРФИРЫ

Порфиры - общее наименование горных пород с порфировыми выделениями щелочного полевого шпата, кислого плагиоклаза, кварца, биотита и редко роговой обманки.

ПОТОК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ

Поток специализированный - совокупность частных потоков, объединенных общей организационной структурой дорожно-строительной организации. Включает кроме потоков, выполняющих строительно-монтажные работы непосредственно на дороге, подразделения, выполняющие строительство искусственных сооружений, заготовительные работы, в том числе по приготовлению дорожно-строительных материалов и полуфабрикатов, транспортные работы и работы по техническому обслуживанию дорожных машин.

ПОТОК ТРАНСПОРТНЫЙ

ПОТОК ТРАНСПОРТНЫЙ - одновременное движение по дороге большого числа автомобилей разных типов с разной степенью загрузки и в разном техническом состоянии.

ПОТОК ФИЛЬТРАЦИОННЫЙ

Поток фильтрационный - свободная вода, движущаяся в дренирующем слое или в грунтовой толще.

ПОТОК ЧАСТНЫЙ

ПОТОК ЧАСТНЫЙ - часть специализированного потока при организации дорожно-строительных работ для выполнения отдельных видов работ. Различают ритмичный и неритмичный (иногда вынужденный, например, при изменении объемов земляных работ по протяжению объекта) потоки.

ПОТОЧНЫЙ МЕТОД

Поточный метод - метод непрерывного и равномерного производства дорожных строительно-монтажных работ, которые выполняются специализированными комплексно-механизированными подразделениями (отряды, звенья, бригады), передвигающимися в одном направлении непрерывно друг за другом по трассе строящейся дороги строго по графику и с согласованной скоростью, оставляя за собой полностью готовые участки автомобильной дороги.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Потребительские свойства автомобильной дороги - транспортно-эксплуатационные показатели дороги, отражающие интересы пользователей дороги и ее воздействие на окружающую среду: обеспеченные дорогой скорость, непрерывность, удобство и безопасность движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, допустимая осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, разрешенных для движения, экологическая безопасность и эстетические свойства дороги.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА МОСТА

Потребительские свойства моста - характеристики сооружения, определяющие его назначение и качество; основными потребительскими свойствами мостового сооружения являются: пропускная способность, грузоподъемность, безопасность движения, долговечность.

ПОЧВА

Почва - верхний слой земной коры, подвергшийся длительному воздействию температуры, атмосферных факторов, влаги, микроорганизмов и растительности и содержащий в верхних горизонтах гумус.

ПОЯСА ФЕРМЫ

Пояса фермы - прямолинейные или полигональные несущие элементы фермы пролетного строения, ограничивающие ее очертание сверху или снизу.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Правила дорожного движения - единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, устанавливаемый нормативным актом.

ПРАВКА

Правка - технологический процесс обработки проката металла с целью устранения возникших остаточных деформаций в процессе его изготовления на металлургическом заводе.

ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ (УСТАЛОСТИ) МАТЕРИАЛА

Предел выносливости (усталости) материала - устанавливаемое опытами наибольшее амплитудное напряжение симметричного цикла, при котором материал не разрушается от условно заданного (обычно весьма большого) числа циклов.

ПРЕДЕЛ ПЛАСТИЧНОСТИ ГРУНТА

Предел пластичности грунта - влажность, соответствующая переходу от полутвердой к пластичной консистенции грунта, при этом грунт содержит преимущественно связанную воду; определяется путем раскатывания грунта в форму проволочки.

ПРЕДЕЛ ПОЛЗУЧЕСТИ

ПРЕДЕЛ ПОЛЗУЧЕСТИ - наибольшее напряжение, при котором скорость или деформация ползучести за определенный промежуток времени не превышают значения, установленного техническими условиями.

ПРЕДЕЛ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

Предел пропорциональности - наибольшее напряжение при испытаниях на одноосное растяжение (сжатие), до которого сохраняется прямая пропорциональность между напряжениями и деформациями и при котором отступление от линейной зависимости между ними достигает того малого значения, которое установлено техническими условиями.

ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ

ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ - условное напряжение при испытаниях на одноосное растяжение (сжатие), равное отношению наибольшей нагрузки, предшествовавшей разрушению образца, к первоначальной площади его сечения.

ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ ГРУНТА

Предел текучести грунта - влажность грунта, соответствующая его переходу от пластичной к текучей консистенции, определяемая по погружению в грунт конуса.

ПРЕДЕЛ УПРУГОСТИ

ПРЕДЕЛ УПРУГОСТИ - напряжение при одноосном растяжении (сжатии), при котором остаточные деформации впервые достигают некоторого весьма малого значения, характеризуемого определенным допуском, устанавливаемым техническими условиями.

ПРЕДЕЛ УСАДКИ ГРУНТА

Предел усадки грунта - влажность, при которой грунт переходит от твердой консистенции к полутвердой, и при этом состоянии объем его практически больше не уменьшается.

ПРЕДЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОРОГИ

Предельное состояние дороги - состояние дороги, соответствующее технической невозможности или нецелесообразности ее дальнейшей эксплуатации.

ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ

Предприятия производственные дорожные - предприятия, обеспечивающие дорожно-строительную или дорожно-ремонтную организацию дорожно-строительными материалами, смесями, изделиями (АБЗ, ЦБЗ, КДЗ ЗЖБК, заводы сухой смеси, битумные, эмульсионные, лесозаготовительные базы, полигоны, карьеры). Кроме перечисленных основных производственных предприятий организуют вспомогательные предприятия (ремонтные мастерские, парки-стоянки дорожных и транспортных машин, склады материалов, готовых деталей и конструкций, инструментов и запасных частей), которые обеспечивают бесперебойную работу всех видов машин и оборудования, их обслуживание, а также обслуживающие предприятия, предназначенные для обеспечения основного и вспомогательного производства электроэнергией (электростанции), сжатым воздухом (компрессорные), паром (котельные), водой (насосные).

ПРЕСС ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ

Пресс гидравлический - лабораторное оборудование для испытания образцов материалов и смесей.

ПРИБОР ВИКА

Прибор Вика - лабораторный прибор для определения нормальной густоты цементного теста с помощью металлического цилиндрического полированного стержня (пестика), свободно перемещающегося в обойме с делениями, а также для определения сроков схватывания цементного теста с помощью сменной иглы из нержавеющей полированной проволоки.

ПРИБОР ДИНА-СТАРКА

Прибор Дина-Старка - лабораторный прибор для определения содержания воды в грунтах, битумах и других материалах.

ПРИБОР КИШ ("КОЛЬЦО И ШАР")

Прибор КиШ ("Кольцо и шар") - лабораторный прибор для определения температуры размягчения битума, дегтя, пека.

ПРИБОР ЛЕ-ШАТЕЛЬЕ (ОБЪЁМОМЕР)

Прибор Ле-Шателье (объёмомер) - лабораторный прибор для определения плотности цемента и минерального порошка.

ПРИБОР МАРШАЛЛА

Прибор Маршалла - лабораторное оборудование, представляющее собой испытательную прессовую машину, снабженную механическим приводом с индикатором и силоизмерителем, служащее для определения устойчивости, условной пластичности и показателя условной жесткости асфальтобетонной смеси по методу Маршалла.

ПРИБОР МИХАЭЛИСА

Прибор Михаэлиса - лабораторный прибор рычажного типа для определения предела прочности при изгибе образцов-балочек из цементного раствора (состава 1:3 при водоцементном отношении не менее 0,4) с нагружением образца ведерком с дробью из бункера прибора.

ПРИБОР СОКСЛЕТА

Прибор Сокслета - лабораторный прибор, предназначенный для определения содержания вяжущего в битумных и дегтевых смесях экстрагированием с помощью растворителя.

ПРИБОР СТАНДАРТНОГО УПЛОТНЕНИЯ

1) прибор Союздорнии - с объемом цилиндра 1000 см3 для определения по специальной методике максимальной стандартной плотности грунтов, содержащих до 5 % частиц размером крупнее 5 мм при их оптимальной влажности; 2) прибор ЦНИИС - с объемом цилиндра 100 см3 для ускоренных испытаний грунтов, содержащих до 5 % частиц размером крупнее 2 мм.

ПРИБОР ФРААСА

Прибор Фрааса - лабораторный прибор, предназначенный для определения температуры хрупкости органических вяжущих материалов (битумов) путем периодического изгибания стальной пластинки с нанесенным на нее слоем битума, охлаждаемой с постоянной скоростью до той температуры, при которой в слое битума появится трещина.

ПРИБОР ЭНГЛЕРА

Прибор Энглера - лабораторный прибор, модифицированный для определения вязкости битумных эмульсий и дегтей (в градусах Энглера, Е°).

ПРИВЯЗКА ТРАССЫ

Привязка трассы - комплекс работ по определению координат и отметок трассы относительно пунктов государственной опорной геодезической сети.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ СМЕСЕЙ

Приготовление дорожных смесей - производственный процесс, включающий транспортирование, дозирование и перемешивание разных компонентов дорожных смесей, в основном каменных материалов, с органическими или неорганическими вяжущими, а также с активирующими или пластифицирующими добавками или без них.

ПРИЕМКА ДОРОГИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Приемка дороги в эксплуатацию - приемка государственной комиссией законченной автомобильной дороги или участка дороги в постоянную эксплуатацию с проверкой соответствия проекту объемов работ, а также с оценкой их качества.

ПРИЕМКА ЗАКОНЧЕННЫХ РАБОТ

Приемка законченных работ - пpoмежуточное принятие заказчиком или дирекцией отдельных частей сооружения или участков дороги с установлением качества и объема выполненных работ, соответствия их проекту и техническим правилам производства работ для оплаты этих работ финансирующим банком.

ПРИЕМКА СКРЫТЫХ РАБОТ

Приемка скрытых работ - промежуточное принятие представителями технического контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды, для получения строителями разрешения на производство последующих работ.

ПРИЗМА ПОРИСТАЯ КАМЕННАЯ

Призма пористая каменная - основная часть фильтрующей насыпи, возведенная на линии стока из крупного рваного камня размером 35-40 см. В условиях сурового климата и при значительной высоте насыпи входная часть пористой каменной призмы выступает из откоса насыпи на 1-2 м в целях перехвата внутриводного льда.

ПРИМЫКАНИЕ ДОРОГ

Примыкание дорог - узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле. В зависимости от категории сходящихся дорог и перспективы перевода примыкания в пересечение применяют различные типы примыканий дорог.

ПРИСАДКИ

Присадки - химические добавки (ПАВ, полимеры, активаторы и др.), вводимые при производстве вяжущих или смесей вяжущего с каменным материалом. Применяют для придания требуемых свойств (регулирование сроков схватывания, снижение расхода вяжущего, улучшение сцепления вяжущего с каменным материалом.

ПРИХВАТКА КОНСТРУКЦИЙ

Прихватка конструкций - короткий сварной шов в нескольких местах, применяемый для предварительной фиксации между собой сборных железобетонных или металлических конструкций и их элементов.

ПРИЦЕП

ПРИЦЕП - прицепное или полуприцепное приспособление к грузовым бортовым автомобилям и автомобилям-тягачам на пневмоколесному ходу (а также к тракторам). Позволяет повысить производительность транспортных средств и уменьшить потребность в них на дорожном строительстве. Бывают прицепы: саморазгружающиеся (с самосвальными платформами или кузовами) и несаморазгружающиеся (преимущественно тракторные на жестком ходу), а также с подкатной тележкой для длинномерных грузов.

ПРОБА

Проба - отобранное установленным способом некоторое количество материала или полуфабриката, необходимое для приготовления требуемого количества образцов, подвергаемых испытанию и оценке. Бывает проба: точечная, объединенная, лабораторная, аналитическая.

ПРОВОЗНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГИ

Провозная способность дороги - максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены через данный участок автомобильной дороги в единицу времени.

ПРОГАЛ

Прогал - оставленный неотсыпанный участок насыпи для устройства в этом месте трубы.

ПРОГИБ (ВЫГИБ)

Прогиб (выгиб) - перемещение элементов пролетного строения в плоскости действия нагрузки относительно уровня опорных сечений вниз (вверх).

ПРОГИБ ОГРАЖДЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИЙ

Прогиб ограждения динамический - наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении относительно оси балки недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.

ПРОГИБ УПРУГИЙ

Прогиб упругий - вертикальная деформация дорожной одежды или на поверхности ее слоев, возникающая под действием испытательной нагрузки или от колеса автомобиля и восстанавливающаяся после снятия нагрузки.

ПРОГИБОМЕР МОСТОВОЙ

Прогибомер мостовой - прибор для измерения прогибов пролетного строения (механический, электронный).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Прогнозирование интенсивности движения - установление перспективной интенсивности движения на основании изучения отчетных данных автотранспортных предприятий и непосредственного учета движения в районе прохождения проектируемой дороги с введением коэффициента прироста на перспективу. См. также Интенсивность движения расчетная, разд. 1.

ПРОГОН

Прогон - продольный деревянный, металлический или железобетонный несущий изгибаемый элемент (балка), перекрывающий пролет в балочных мостах. Различают по способу образования следующие деревянные прогоны:

- простые - состоящие из одного бревна с опиленным верхним кантом, оба конца которого имеют одинаковую высоту;

- сложные - состоящие из двух окантованных, уложенных одно на другое бревен, соединенных по длине тремя штырями, которые не могут воспринимать сдвигающие усилия при изгибе прогона; момент инерции сложного прогона равен сумме моментов инерции прогонов, входящих в сложный прогон;

- составные - состоящие из нескольких ярусов бревен, соединенных по всей длине податливыми связями (пластинчатыми нагелями, колодками, шпонками), способными воспринимать сдвигающие усилия при изгибе прогона, что позволяет вычислять момент инерции его сечения как цельного, но с учетом податливости связей.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

Программа производства земляных работ - программа, составленная на основе таблицы использования грунта и диаграммы распределения земляных масс.

ПРОДАВЛИВАНИЕ

Продавливание - один из основных способов бестраншейной прокладки труб и трубопроводов. Заключается во вдавливании трубы (футляра) без наконечника в грунтовый массив с последующей разработкой и выборкой грунта.

ПРОДЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА

Продление строительного сезона - возможность проведения строительных работ при запрещенных нормами температурах в осенне-зимний период за счет проведения специальных организационно-технических мероприятий (введение в смесь реагентов, снижающих температуру замерзания воды, подогрев ингредиентов смеси и т. п.).

ПРОЕЗД БОКОВОЙ

Проезд боковой - разновидность городской автомобильной дороги. Служит для пропуска транспортного потока при ограниченной пропускной способности центральных проезжих частей магистральных улиц.

ПРОЕЗД ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫЙ

ПРОЕЗД ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫЙ - разновидность городской автомобильной дороги, обеспечивающая местную транспортную связь внутри кварталов, микрорайонов и с улицами местного значения, а также с магистральными улицами районного значения. Служит иногда подъездом к отдельным промышленным или строительным объектам.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ

Проезжая часть - основной элемент дороги, предназначенный для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности движения проезжая часть может быть одно-, двух-, трех- и многополосной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия, зависит от категории дороги и числа полос движения.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ

1) наиболее часто используется в первоначальном и основном (широком) смысле этого термина - совокупность конструктивных элементов, воспринимающих воздействие подвижных нагрузок (от транспортных средств и пешеходов) и передающих его на несущую часть пролетного строения, которая в свою очередь передает его через опорные части на опору. В этом смысле этот термин используется, например, в словосочетании «включение проезжей части в совместную работу с главными балками или фермами на общее действие нагрузки»; 2) этот термин также применяется и в другом, более узком смысле - часть ездового полотна, предназначенная для размещения полос движения транспортных средств.

ПРОЕКТ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ (ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ)

Проект автомобильной дороги (технико-экономическое обоснование) - основной проектный документ на строительство автомобильной дороги, стадия разработки проектной документации. В проектах автомобильных дорог, зданий и сооружений на них с учетом инженерных изысканий и вариантных проработок уточняются решения, принятые в обосновании инвестиций по элементам, определяющим транспортно-эксплуатационные качества дорог (удобство, скорость, безопасность движения транспортных средств и др.) - по проложению дорог на местности, их параметрам по элементам плана, поперечного и продольного профилей, составу и размещению зданий и сооружений на них, технологии и организации строительства. Включает сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции. Проект, утвержденный в установленном порядке и составе, является основанием для планирования и финансирования строительства (реконструкции) объекта, на который он разработан.

ПРОЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

ПРОЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - проект сооружения, разрабатываемый при отсутствии или невозможности применения типовых проектов, а также в случае необходимости высокого качества решений для наиболее ответственных и сложных объектов.

ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА (ПОС)

Проект организации строительства (ПОС) - разрабатывается проектной организацией на основе технико-экономических обоснований, материалов изысканий, схем снабжения и способов организации работ. ПОС определяет организационно-технологические схемы строительства и содержит сведения для определения сметной стоимости объекта. В ПОС включают календарный план строительства, ведомость объектов работ, график потребности в материалах и оборудовании, места размещения производственных предприятий и т. п.

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ (ППР)

Проект производства работ (ППР) - разрабатывается проектной организацией или генеральной подрядной организацией и предназначен для повышения организационно-технического уровня строительства и обеспечения своевременного ввода дороги в эксплуатацию. ППР разрабатывается на основе ПОС и включает: комплексный, сетевой или календарный график, график поступления материалов, оборудования и машин, график их потребности по неделям и месяцам и потребности в рабочих кадрах, технологические карты, указания по охране труда.

ПРОЕКТ ТИПОВОЙ

ПРОЕКТ ТИПОВОЙ - проект сооружения, разработанный на высоком техническом уровне с учетом единой модульной системы и действующих стандартов на строительные изделия, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного применения проектными организациями путем привязки к конкретным условиям строительства.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Проектирование автомобильных дорог - процесс творческого характера на основе изыскательских работ, состоящий из комплекса расчетно-экономических и проектно-конструкторских работ, включающих выбор наиболее выгодного направления дороги, определение грузооборота, интенсивности движения, назначение категории дороги, определение соответствующих ее технических параметров, потребности в капитальных затратах, в основных строительных материалах и изделиях, рабочей силе, механизмах и транспорте, установление сроков и очередности строительства и сроков окупаемости капитальных вложений, размещение всех устройств и сооружений.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАНТНОЕ

Проектирование вариантное - метод выбора оптимального решения по проложению трассы в целом или отдельных ее участков. Заключается в установлении возможных вариантов, сравнительной оценке каждого из них по принятым показателям и выборе наиболее целесообразного. Различают коренные варианты, касающиеся трассы или значительных ее участков между главными пунктами, указанными в проектном задании, и местные, распространяющиеся на отдельные короткие участки. Основой для сравнительной оценки вариантов являются экономические обоснования.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛАНДШАФТНОЕ

Проектирование ландшафтное - метод проектирования дорог, обеспечивающий плавность сопряжения между собой элементов дороги и гармоничное сочетание дороги с окружающей местностью.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ОБЕРТЫВАЮЩЕЙ

Проектирование по обертывающей - метод проектирования проектной линии по возможности параллельно поверхности земли.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО СЕКУЩЕЙ

Проектирование по секущей - метод проектирования проектной линии, предусматривающий срезку возвышенностей рельефа местности с использованием грунта для отсыпки насыпей в пониженных местах.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Проектирование продольного профиля - установление положения земляного полотна дороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли.

ПРОКТОРА МЕТОД

Проктора метод - определение максимальной плотности (г/см3) и оптимальной влажности (%) грунта при стандартном уплотнении.

ПРОЛЕТ МОСТА

Пролет моста - горизонтальное расстояние между смежными опорами.

ПРОЛЕТ МОСТА РАСЧЕТНЫЙ

Пролет моста расчетный - горизонтальное расстояние между осями опорных частей, а при отсутствии их - между осями опор или условными точками опирания пролетного строения.

ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ

Пролетное строение - несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая пространство опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.

По типу конструктивного решения различают пролетные строения: балочные, арочные, вантовые, висячие.

ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ БАЛОЧНОЕ

Пролетное строение балочное - пролетное строение, в котором от воздействия вертикальных нагрузок возникают только вертикальные опорные реакции.Балочные пролетные строения различают:

по статической схеме:

- неразрезное - непрерывное пролетное строение, перекрывающее два или более пролетов;

- разрезное - пролетное строение, перекрывающее только один пролет, не имеющее связей со смежными пролетными строениями;

- температурно-неразрезное - пролетное строение, образованное путем объединения в уровне проезжей части разрезных пролетных строений таким образом, что при горизонтальных и температурных воздействиях они работают как неразрезные, а при вертикальных - как разрезные;

по типу несущей конструкции:

- плитное - пролетное строение, выполненное в виде одной или нескольких поперек объединенных сплошных или многопустотных плит;

- плитно-ребристое - железобетонное пролетное строение, состоящее из двух или трех широко расставленных широких ребер, монолитно объединенных плитой проезжей части, обеспечивающей совместную работу ребер и включающейся в работу на общее действие временной нагрузки;

- ребристое бездиафрагменное - железобетонное пролетное строение, состоящее из пяти и более ребер таврового, двутаврового или прямоугольного поперечного сечения, объединенных плитой проезжей части, обеспечивающей совместную их работу;

- ребристое диафрагменное - железобетонное пролетное строение, состоящее из пяти и более ребер таврового, двутаврового или прямоугольного поперечного сечения, объединенных в поперечном направлении диафрагмами, устанавливаемыми в нескольких сечениях по длине пролета и обеспечивающими совместную их работу;

- коробчатое - пролетное строение, состоящее из одной или нескольких балок коробчатого сечения, объединенных плитой в поперечном направлении;

по взаимному положению осей пролетного строения и опор:

- прямое - продольная ось которого пересекается осями опор под прямым углом;

- косое - продольная ось которого пересекается с осью хотя бы одной опоры под углом, отличным от прямого.

ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ РЕБРИСТОЕ

Пролетное строение ребристое - пролетное строение, состоящее из тавровых и двутавровых балок.

ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ СБОРНОЕ

Пролетное строение сборное - пролетное строение, собранное из заранее изготовленных элементов. Различают: сборно-монолитное - пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов, объединенных монолитной плитой проезжей части; сборно-разборное - пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект которых может быть использован многократно.

ПРОЛОМЫ

Проломы - разрушение дорожной одежды в виде глубоких прорезей по полосам наката и выпучиваний сбоку проломов высотой 50-100 мм. Мокрые проломы образуются вследствие переувлажнения и пластического течения материала слоев основания и грунта. Сухие проломы появляются вследствие прорезания всех слоев одежды колесами транспортных средств при недостаточной толщине конструкции и слабом уплотнении слоев и грунтов земляного полотна.

ПРОПАРИВАНИЕ

ПРОПАРИВАНИЕ - технологический прием ускорения твердения бетона, заключающийся в воздействии на бетонную смесь горячего водяного пара.

ПРОПАРОЧНАЯ КАМЕРА

Пропарочная камера - закрытое помещение (камера), в котором осуществляется процесс пропаривания железобетонных и бетонных изделий для ускорения твердения бетона.

ПРОПИТКА

Пропитка - технологический процесс строительства или восстановления усовершенствованного облегченного типа дорожного покрытия путем последовательной послойной россыпи и уплотнения щебня разной крупности с расклинцовкой основного слоя и пропиткой его органическими вяжущими. Различают: пропитку при обработке вяжущими слоя щебня толщиной 8-10 см и полупропитку при обработке слоя до 3-5 см.

ПРОПУСК НЕГАБАРИТНЫХ И СВЕРХНОРМАТИВНЫХ НАГРУЗОК

Пропуск негабаритных и сверхнормативных нагрузок - организация проезда тяжеловесных (в ряде случаев - негабаритных) нагрузок в виде единичного колесного или гусеничного поезда (машины), основные параметры которых - общая масса, осевая нагрузка (или одна из них) - превышают параметры одиночной нормативной временной вертикальной нагрузки для данного моста или трубы.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГИ

Пропускная способность дороги - максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Обычно измеряется в легковых автомобилях в час (авт./ч).

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОСТА СБОРА ПЛАТЫ

Пропускная способность поста сбора платы - максимальное количество транспортных средств, которое может пройти через пост сбора платы, обычно измеряемое в автомобилях в час (авт./ч).

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ СООРУЖЕНИЯ

Пропускная способность сооружения - максимальный расход воды, который может пройти через отверстие при заданном коэффициенте запаса.

ПРОСАДКА ОСНОВАНИЯ НАСЫПИ

Просадка основания насыпи - резкая неравномерная вертикальная деформация, связанная с замачиванием просадочных грунтов (например, лёссов) в основании или с оттаиванием просадочных грунтов, находящихся в составе мерзлой толщи грунтов.

ПРОСАДКИ

Просадки - деформации дорожной одежды в виде впадин с пологой поверхностью, без выпучивания и образования трещин на прилегающих участках. Просадки образуются при неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях, вследствие недостаточного уплотнения грунтов земляного полотна и слоев дорожной одежды, а также при появлении тяжелых автомобилей, на которые дорожная одежда не была рассчитана.

ПРОСВЕТ ЩИТА НИЖНИЙ

Просвет щита нижний - расстояние от земли до нижней кромки плоскости заполнения снегозащитного щита.

ПРОСВЕТНОСТЬ ЩИТА

Просветность щита - отношение площади просветов снегозащитного щита к его общей площади.

ПРОСЛОЙКА ГЕОТЕКСТИЛЬНАЯ

Прослойка геотекстильная - прослойка в земляном полотне или в конструкции дорожной одежды из геотекстиля. Различают армирующие, дренирующие, капилляропрерывающие, защитные и технологические прослойки.

ПРОСЛОЙКА ИЗОЛИРУЮЩАЯ

Прослойка изолирующая - дополнительный конструктивный водонепроницаемый слой. Устраивается в теле земляного полотна, когда невозможно обеспечить требуемое расстояние низа дорожной одежды над уровнем воды или поверхностью земли. Различаются прослойки: сплошные и замкнутые (толщиной 3-8 см) или капилляропрерывающие (толщиной 10-15 см). Глубина заложения от поверхности покрытия не менее 0,9 м для II дорожно-климатической зоны и на 0,2 м выше возможного наивысшего горизонта грунтовых вод или длительного подтопления насыпи.

ПРОСЛОЙКА ПРОТИВОЗАИЛИВАЮЩАЯ

ПРОСЛОЙКА ПРОТИВОЗАИЛИВАЮЩАЯ - слой, предотвращающий проникновение в смежные конструктивные слои мелких частиц грунта, вызывающих загрязнение (заиливание).

ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Противогололедные материалы - сыпучие или жидкие материалы или их смеси, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для снижения зимней скользкости.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДОРОГИ

Протяженность дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами.

ПРОФИЛИРОВАНИЕ

Профилирование - процесс придания поверхности земляного полотна или слою дорожной одежды требуемых поперечного и продольного профилей.

ПРОФИЛИРОВАНИЕ ДОРОГ

Профилирование дорог - технологическая операция ремонта дорожного покрытия переходного и низшего типов (грунтового, грунтового улучшенного, гравийного, щебеночного), производимая путем выравнивания автогрейдерами его поверхности с подсыпкой нового материала и уплотнением.

ПРОФИЛИРОВЩИК ОСНОВАНИЯ

Профилировщик основания - дорожная машина на рельсовом (самоходная) или гусеничном ходу (навесная), входящая в состав бетоноукладочного комплекта на строительстве цементобетонных покрытий. Предназначена для планирования и придания поперечного профиля песчаному или цементогрунтовому основанию перед укладкой слоев цементобетонной смеси. Имеет рабочие органы: профилирующий отвал или фрезерный барабан с отвалом и уплотняющий брус.

ПРОФИЛОГРАФ

Профилограф - прибор, применяемый для оценки качества поверхности покрытия и изучения ее микрогеометрии.

ПРОФИЛЬ ДОРОГИ ПОПЕРЕЧНЫЙ

Профиль дороги поперечный - изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Элементы поперечного профиля: проезжая часть, обочины, разделительная полоса, водоотводные канавы, откосы и др.

ПРОФИЛЬ ДОРОГИ ПРОДОЛЬНЫЙ

Профиль дороги продольный - развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Элементы продольного профиля: кривые выпуклые и вогнутые, прямые горизонтальные и наклонные (подъемы и спуски).

ПРОФИЛЬ СНЕЖНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ

Профиль снежных отложений графический - документ, составляемый о ежегодных смежных отложениях на контрольных снегомерных пунктах с графическим изображением работы снегозащитных устройств.

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ)

Процесс производственный (технологический) - совокупность технологических операций для выполнения строительно-монтажных работ по сооружению земляного полотна, дорожной одежды, моста или других объектов строительства и их частей на запланированной захватке.

ПРОЦЕСС РАБОЧИЙ

Процесс рабочий - совокупность нескольких рабочих операций, организационно и технологически связанных между собой.

ПРОЦЕСС РУСЛОВОЙ

Процесс русловой - природный процесс формирования речного русла и пойм, характеризующийся взаимодействием водного потока с наносами.

ПРОЧНОМЕР ШАРИКОВЫЙ

Прочномер шариковый - полевой прибор для ускоренного определения прочности щебня (гравия) по его упругости путем замера отскока с высоты 800 мм по трубке металлического шарика диаметром 11 мм и массой 6,1...6,2 г.

ПРОЧНОСТЬ

ПРОЧНОСТЬ - свойство материала оказывать в определенных условиях и пределах сопротивление разрушению от различных внешних физических воздействий, сопровождающихся возникновением в нем напряжений.

ПРОЧНОСТЬ ГОРНОЙ ПОРОДЫ

Прочность горной породы - прочность породы, определяемая при испытании ударом цилиндрического образца на копре Пейджа и характеризующая вязкость или обратную ей величину - хрупкость горной породы.

ПРОЧНОСТЬ ГРУНТОВ

Прочность грунтов - мера сопротивления грунтов касательным напряжениям. Основной вид нарушения прочности грунта - смещение одной его части по другой вследствие незатухающего сдвига, переходящего в срез.

ПРОЧНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНАЯ

ПРОЧНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНАЯ - прочность материала, находящегося длительное время в условиях ползучести.

ПРОЧНОСТЬ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Прочность дорожной одежды - свойство дорожной одежды сохранять сплошность своей поверхности (отсутствие трещин) и ровность в допустимых пределах под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и погодно-климатических факторов в течение срока службы.

ПУЛЬПА

ПУЛЬПА - см. Гидросмесь (пульпа).

ПУНКТ ГРУЗООБРАЗУЮЩИЙ

Пункт грузообразующий - предприятие, организация, хозяйство, перевозки грузов которых будут осуществляться по проектируемой дороге.

ПУНКТ ГРУЗОПОТРЕБЛЯЮЩИЙ

Пункт грузопотребляющий - предприятие, организация, хозяйство, грузы в которые будут поступать по проектируемой дороге.

ПУНКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Пункт зимнего содержания - комплекс сооружений, предназначенных для зимнего содержания автомобильных дорог. Включает строения для размещения машин, оборудования и материалов, применяемых для борьбы с гололедом. Как правило, используется для передачи информации и оповещения работающих на дороге.

ПУНКТ ОПОРНЫЙ

Пункт опорный - пункт, обусловливающий положение трассы проектируемой дороги (промышленные, политико-административные или культурные центры, транспортные узлы). Количество и характер пунктов зависят от народно-хозяйственного значения дороги.

ПУНКТ ПАССАЖИРООБРАЗУЮЩИЙ

Пункт пассажирообразующий - предприятие, организация, хозяйство, курорт, база отдыха и т. д., перевозки пассажиров которых будут осуществляться по проектируемой дороге.

ПУНКТ (СТАНЦИЯ) СБОРА ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД

Пункт (станция) сбора платы за проезд - имущественный комплекс, включающий здания, сооружения, площадки, специальное оборудование и предназначенный для контроля въезда и/или выезда с платной автомобильной дороги (дорожного объекта), сбора платы за проезд или выдачи въездного талона (билета), а также для сбора, учета, обработки, передачи и хранения информации о транспортном потоке и поступающих денежных средствах.

ПУРГА

Пурга - общая метель, протекающая при ветре более 20 м/с при низкой температуре воздуха и большой его влажности.

ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС

Пусковой комплекс - законченная строительством часть сооружения, которая может быть принята в эксплуатацию до полного завершения строительства объекта.

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Путевой лист - документ, вручаемый водителям автомобилей, тягачей и самоходных строительных машин (автокранов, экскаваторов, самоходных пневмоколесных катков, скреперов и т. п.), определяющий маршруты их движения.

ПУТЕПРОВОД

Путепровод - мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.

ПУТЬ КРИТИЧЕСКИЙ

Путь критический - в сетевом графике путь наибольшей продолжительности между начальным (исходным) и конечным (завершающим) событиями. Его продолжительность определяет срок достижения поставленной цели, т.е. срок строительства.

ПУТЬ СЕТЕВОГО ГРАФИКА

Путь сетевого графика - любая непрерывная последовательность работ и зависимостей в сетевом графике. Продолжительность пути в сетевом графике определяется суммой продолжительностей выполнения составляющих его работ.

ПУТЬ СХОДА

Путь схода - длина пути лавины, измеряемая от линии отрыва ее от общей массы снега до подошвы конуса выноса - вала по периметру основания сошедшей лавины.

ПУЧЕНИЕ МОРОЗНОЕ

ПУЧЕНИЕ МОРОЗНОЕ - процесс деформации вследствие увеличения объема грунта при промерзании, зависящий от свойств грунта, режима промерзания и условий увлажнения.

ПУЧИНООБРАЗОВАНИЕ

Пучинообразование - явление перераспределения влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение зимой влажности грунтов земляного полотна, образование в них ледяных прослоек и увеличение объема грунта. При этом происходит взбугривание дорожной одежды с последующим размягчением при оттаивании.

ПУЧИНЫ

Пучины - деформации дорожных одежд и земляного полотна, проявляющиеся зимой во взбугривании и потере ровности покрытия, а в период оттаивания при проезде автомобилей - в проломах одежды, вызванных снижением прочности переувлажненных грунтов земляного полотна. Первоначальный признак образования пучин - появление сетки мелких трещин и влажных пятен на покрытии. Процесс прекращения образования пучин называют затуханием пучин.

ПУЧОК АРМАТУРНЫЙ

Пучок арматурный - напрягаемый арматурный элемент, образованный из параллельных проволок или арматурных канатов.

ПЯТА АРКИ (СВОДА)

Пята арки (свода) - часть арки или свода, непосредственно или при помощи опорных частей примыкающая к опоре моста и служащая для передачи опорной реакции.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная