Справочник дорожных терминов
Статьи на букву "С" (часть 1, "САП"-"СОД")

В начало справочника

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САП"-"СОД")

САПРОПЕЛЬ

Сапропель - пресноводный ил (осадок), образовавшийся при саморазложении органических (преимущественно растительных) остатков на дне застойных водоемов (озер) и содержащий более 10 % органических веществ. Количество частиц размером более 0,25 мм не превышает 5 %.

СБОРКА

СБОРКА - монтаж конструкции из отдельных элементов.

СБОРКА НАВЕСНАЯ

Сборка навесная - сборка пролетных строений при строительстве больших мостов через судоходные реки без устройства временных опор.

СБОРКА ПОЛУНАВЕСНАЯ

Сборка полунавесная - навесная сборка пролетных строений, но с опиранием их на отдельные временные опоры.

СБОРКА ТЫЛОВАЯ

Сборка тыловая - сборка секции, стыкуемой к заднему концу надвигаемой конструкции пролетного строения.

СБОРКА УКРУПНИТЕЛЬНАЯ

Сборка укрупнительная - предварительное объединение мелких элементов и деталей в более крупные монтажные элементы.

СБРОС ЛАВИН

Сброс лавин - см. Обрушение лавин.

СВАРКА АВТОМАТИЧЕСКАЯ

СВАРКА АВТОМАТИЧЕСКАЯ - сварка, выполняемая в автоматическом режиме самоходными сварочными тракторами, снабженными кассетами с электродной проволокой и механизмами для ее подачи.

СВАРКА ЗАВОДСКАЯ

Сварка заводская - сварка соединяемых элементов, осуществляемая в заводских условиях, как правило, автоматическая или полуавтоматическая.

СВАРКА МОНТАЖНАЯ

Сварка монтажная - сварка элементов при монтаже конструкций, как правило, ручная.

СВАРКА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ

Сварка полуавтоматическая - сварка коротких и криволинейных швов, выполняемая в полуавтоматическом режиме.

СВАЯ

СВАЯ - стержневой элемент круглого или прямоугольного сечения, полностью или частично заглубляемый в грунт для передачи нагрузки от сооружения на основание.

Сваи различают:

- по способу устройства:

- буронабивная - буровая свая, выполненная путем заполнения литым бетоном пробуренной скважины;

- бурообсадная - буровая свая, образованная с оставлением в скважинах обсадной трубы, заполняемой бетоном;

- забивная - свая, предварительно изготовленная и погружаемая в грунт путем забивки или вибрации (вибропогружением);

- с уширением - буронабивная свая с уширением на конце, выполненная путем заполнения бетоном полости в грунте, полученной при бурении или взрывом в основании заранее пробуренной скважины;

- винтовая - свая, погружаемая в грунт путем ее завинчивания и имеющая лопасти в нижней части;

- свая-оболочка - полый цилиндр большого диаметра, заглубляемый в грунт вибропогружением;

- по схеме работы:

- висячая - свая, несущая способность которой определяется в основном сцеплением грунта по ее боковой поверхности;

- свая-стойка - свая, несущая способность которой определяется сопротивлением грунта по ее острию.

СВЕРЛИЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Сверлильные машины - оборудование, применяемое в мостостроении для рассверливания отверстий под заклепки и болты заданных номинальных диаметров.

СВЕРТЫВАНИЕ ПОТОКА

Свертывание потока - отрезок времени от конца работ первого специализированного отряда на объекте строительства автомобильной дороги (моста) до конца работы последнего замыкающего отряда.

СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛЬ (КАТОФОТ)

Световозвращатель (катофот) - отражатель световых лучей, особенность которого состоит в отражении падающих на него лучей света в обратном направлении; устанавливают на ограждениях, разметочных кнопках, подпорных стенах, сигнальных столбиках.

СВОДНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции автомобильной дороги - обобщающий документ, определяющий сметную стоимость, составляемый по установленной форме и охватывающий затраты на все основные объекты и виды работ, включая подготовительные работы, временные здания и сооружения, резерв на непредвиденные работы и затраты, затраты на содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия и авторский надзор, затраты на проектно-изыскательские работы, на подготовку эксплуатационных кадров и др.

СВЯЗИ ПОПЕРЕЧНЫЕ

Связи поперечные - конструкции рамного типа, располагаемые в вертикальных поперечных плоскостях пролетных строений, служащие для обеспечения совместной работы их балок или ферм. Повышают общую пространственную жесткость пролетного строения при наличии верхних и нижних продольных связей, что способствует более эффективному включению в работу всех ферм при внецентренном относительно оси моста положении временной нагрузки.

СВЯЗИ ПРОДОЛЬНЫЕ (ВЕТРОВЫЕ)

Связи продольные (ветровые) - связи, располагаемые в уровне верхнего и нижнего поясов главных ферм пролетного строения. Они воспринимают горизонтальные поперечные воздействия ветрового давления, горизонтальные поперечные удары от подвижной нагрузки и центробежные силы в криволинейном пролетном строении.

СВЯЗНОСТЬ ГРУНТОВ

Связность грунтов - способность грунтов сопротивляться внешнему усилию (нагрузке), стремящемуся разъединить частицы грунта, а также способность тонкодисперсных грунтов образовывать после смачивания их водой и последующего высушивания компактную массу, не распадающуюся на отдельные элементарные частицы.

СДВИГИ НА ПОКРЫТИИ

Сдвиги на покрытии - деформации, возникающие в результате перемещения асфальтобетонного слоя по основанию из-за отсутствия надлежащего сцепления слоев или перемещения верхнего слоя покрытия по нижнему при высокой пластичности верхнего слоя и недостаточной сопротивляемости его касательным усилиям, возникающим от колес автомобилей.

СЕЙСМОСТОЙКОСТЬ

СЕЙСМОСТОЙКОСТЬ - способность зданий и сооружений противостоять сейсмическим воздействиям без потери эксплуатационных качеств.

СЕЛЕДУК

Селедук - мостовое сооружение над горной дорогой, служащее для пропуска по нему селевого потока.

СЕЛЬ

СЕЛЬ - грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды.

СЕРЕДИНА МОСТА

Середина моста - геометрическое место точек, равноудаленных от начала и конца моста.

СЕРЕДИНА ПРОЛЕТА

Середина пролета - геометрическое место точек, равноудаленных от смежных опорных частей.

СЕРПАНТИНА

СЕРПАНТИНА - вид кривой в плане, описываемой с внешней стороны угла поворота трассы между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом. Применяется, как правило, при проложении дорог в горной местности, на крутых горных склонах. В общем случае состоит из основной кривой, двух вспомогательных кривых и двух прямых вставок, устраиваемых между основной и вспомогательными кривыми.

СЕТКА ТРЕЩИН

Сетка трещин - взаимопересекающиеся поперечные, продольные и криволинейные трещины, образующие замкнутые фигуры на покрытии.

СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Сеть автомобильных дорог - совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства.

СЖИМЫ

Сжимы - детали для закрепления концов стальных канатов. Сжим состоит из скобы круглого профиля, поперечной планки и двух гаек, завинчивающихся на концы скобы с гаечной нарезкой для затягивания при зажиме концов каната.

СИЕНИТЫ

Сиениты - изверженные глубинные равномерно кристаллические горные породы, состоящие из полевых шпатов (до 50-70 %) и темно-цветных минералов (роговая обманка, биотит). Содержат до 65 % SiO2. Предел прочности при сжатии составляет 150-180 МПа. Обрабатываются и полируются лучше гранитов. Встречаются реже гранитов, что снижает их значение как строительного материала.

СИЛА ПОПЕРЕЧНАЯ

СИЛА ПОПЕРЕЧНАЯ - сила, направленная поперек оси стержня.

СИЛА ПРОДОЛЬНАЯ

СИЛА ПРОДОЛЬНАЯ - сила, направленная вдоль оси стержня.

СИЛА ТЯЖЕСТИ

Сила тяжести - векторная величина, определяющая силу притяжения к Земле любого тела. Значение силы тяжести зависит от ускорения свободного падения в данном пункте; выражают в ньютонах (Н).

СИЛИКАЛЬЦИТ

Силикальцит - искусственный камень, полученный в результате помола песка и смешения его с воздушной известью, с последующей формовкой в автоклаве под давлением 1,2 МПа.

СИСТЕМА БЕЗРАСПОРНАЯ

Система безраспорная - система, в которой вертикальная нагрузка вызывает только вертикальные опорные реакции.

СИСТЕМА РАСПОРНАЯ

СИСТЕМА РАСПОРНАЯ - система, у которой вертикальная нагрузка вызывает наклонные опорные реакции.

СИСТЕМА РЕЧНАЯ

Система речная - совокупность последовательно сливающихся ручьев, речек и рек, образующих все более крупные водотоки, впадающие в главную (материнскую) реку.

СИСТЕМА, СТАТИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛИМАЯ

Система, статически неопределимая - геометрически неизменяемая система, содержащая связи, реакции которых при заданной нагрузке могут быть найдены лишь при совместном рассмотрении условий статики и условий, характеризующих деформацию данной системы.

СИСТЕМА, СТАТИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛИМАЯ

Система, статически определимая - геометрически неизменяемая система, в которой реакции всех связей при любой статической нагрузке могут быть найдены из условий статики.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - устройство, предназначенное для периодического включения или выключения различных механизмов и агрегатов машин (тормозов, муфт, двигателей и др.). Системы управления могут быть рулевыми и для изменения положения в пространстве рабочего органа. По конструктивным признакам системы управления разделяют на механические, гидравлические, пневматические, электрические и комбинированные.

СКЛАД БАЗИСНЫЙ (ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ)

Склад базисный (перевалочный) - стационарное сооружение дорожной организации, устраиваемое у железнодорожных станций или пристаней и других пунктов внешней транспортной сети для приемки и длительного хранения дорожно-строительных материалов с постепенным расходованием их или выдачей на приобъектные склады. Базисные склады принимают, как правило, и другие грузы, поступающие в адрес дорожно-строительной организации.

СКЛАД МАТЕРИАЛОВ

Склад материалов - комплекс сооружений и устройств для хранения и выдачи всех материальных ценностей (строительных материалов, запасных частей, инструментов и др.). На строительстве и эксплуатации автомобильных дорог это хранение осуществляют в закрытых помещениях, силосных башнях, под навесом, в штабелях под открытым небом или в специальных сооружениях (типа битумохранилищ, емкостей для топлива и смазочных материалов). Различают склады: приобъектные (у строящегося объекта), базисные (стационарные перевалочные) и специальные - для цемента, жидкого топлива и смазочных материалов и др.

СКЛАД ПРИОБЪЕКТНЫЙ

СКЛАД ПРИОБЪЕКТНЫЙ - сооружение (или площадка), устраиваемое непосредственно вблизи мест использования материалов на строительстве автомобильной дороги - у строящегося участка или на территории производственного предприятия дорожной организации - для кратковременного хранения и расходования материалов.

СКЛЕРОМЕТР

Склерометр - оборудование для испытания бетона путем определения прочности поверхностного слоя дорожных или аэродромных покрытий методом упругого отскока ударника-бойка прибора.

СКОЛ

Скол - механическое повреждение бетона в конструкции.

СКОЛЬЗКОСТЬ ЗИМНЯЯ

Скользкость зимняя - собирательное понятие всех зимних метеорологических явлений, значительно снижающих коэффициент сцепления дорожных покрытий (гололед, накат, ледяной покров, изморозь и др.).

СКОРОСТЬ БЫТОВАЯ

Скорость бытовая - скорость течения воды в нестесненном потоке.

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ РАСЧЕТНАЯ

Скорость движения расчетная - предельная безопасная скорость движения легкового автомобиля на сухом покрытии при достаточном расстоянии видимости, допускаемая на дороге определенной категории. На основе расчетной скорости нормируют геометрические элементы дороги.

СКОРОСТЬ НА СХОДЕ С УКРЕПЛЕНИЯ

Скорость на сходе с укрепления - наибольшая средняя скорость на сходе с плоского капитального укрепления нижнего бьефа малого водопропускного сооружения. Ориентировочно - в 1,5 раза больше скорости на выходе из трубы или из-под малого моста.

СКОРОСТЬ НЕРАЗМЫВАЮЩАЯ

Скорость неразмывающая - скорость течения, соответствующая первой подвижке донного аллювия.

СКОРОСТЬ ПОТОКА

Скорость потока - длина участка дороги, на котором поток заканчивает все работы за час, смену, сутки; является главным параметром потока строительства дороги.

СКОРОСТЬ РАСПАДА ЭМУЛЬСИИ

Скорость распада эмульсии - нарушение равновесия дисперсной системы при взаимодействии эмульсии с каменным материалом. При объединении с каменным материалом происходит адсорбция ПАВ поверхностью каменного материала и уменьшение концентрации ПАВ на битумных оболочках, и как следствие, слияние отдельных капель с образованием битумных пленок на минеральных зернах.

СКОРОСТЬ РАСЧЕТНАЯ

Скорость расчетная - скорость течения в подмостовом русле при расходе воды заданной вероятности превышения. Различают расчетную скорость до и после размыва.

СКОТОПРОГОН

СКОТОПРОГОН - мостовое сооружение или труба, служащие для пропуска скота под дорогой.

СКРЕПЕР

СКРЕПЕР - основная дорожная землеройно-транспортная машина пневмоколесная самоходная, полуприцепная или прицепная к автотягачу или трактору. Рабочим органом является управляемый ковш различного объема с ножом на его кромке для зарезания при наборе грунта. Предназначен для возведения земляного полотна из резервов или грунтовых карьеров с транспортированием грунта в насыпь неограниченной высоты или в отвал с разравниванием слоя грунта определенной толщины. Управление канатно-блочное, гидравлическое и электрогидравлическое. Разгрузка грунта, как правило, принудительная. Современные машины оборудованы аппаратурой автоматического управления работой ковша на базе лазерной техники.

СЛАНИ

Слани - деревянные настилы, устраиваемые на слабых грунтах в основании насыпи, обеспечивающие равномерное распределение нагрузок.

СЛАНЦЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ

Сланцы кристаллические - метаморфические горные породы, характеризующиеся параллельным расположением частиц (сланцеватостью). В зависимости от состава их именуют: гнейсовые, роговообманковые, пироксеновые, слюдяные, глинистые и др. Особое значение имеют шунгитовые сланцы, обладающие способностью вспучиваться при обжиге, превращаясь в пористый заполнитель - шунгитовый щебень.

СЛАРРИ СИЛ

Сларри Сил - технология устройства защитных слоев покрытий с применением эмульсионно-минеральных смесей.

СЛЁЖИВАЕМОСТЬ

Слёживаемость - способность измельченных материалов под влиянием веса собственных пластов переходить в более или менее монолитную массу. Характеризует удобоукладываемость холодных асфальтобетонных смесей. Оценивается количеством ударов груза определенной массы, падающего с постоянной высоты на стандартный образец.

СЛЕЗНИК

СЛЕЗНИК - устройство в виде выступа или бороздки на нижней горизонтальной поверхности края плиты проезжей части или тротуарного блока, предотвращающее попадание воды, стекающей по вертикальной грани, на фасадные поверхности пролетного строения.

СЛИВ

Слив - наклонно расположенная плоскость подферменной площадки, а также других элементов опоры, обеспечивающая сток воды с поверхностей тела опоры.

СЛИЯНИЕ ПОТОКОВ ДВИЖЕНИЯ

Слияние потоков движения - объединение двух или нескольких потоков движения в один.

СЛОЙ АНТИКОРРОЗИОННЫЙ

Слой антикоррозионный - нижний элемент одежды ездового полотна металлического моста, предназначенный для защиты металла от коррозии.

СЛОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ

СЛОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ - нижний бетонный слой одежды ездового полотна, укладываемый на поверхность железобетонной плиты проезжей части для ее выравнивания под гидроизоляцию.

СЛОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Слой выравнивающий дорожной конструкции - специальный слой, создаваемый в качестве переходного от существующей поверхности покрытия к новому покрытию. Устраивается для обеспечения ровности покрытия и стабильности новой поверхности. В зависимости от толщины слой может устраиваться из различных материалов, обработанных и не обработанных вяжущим, в том числе как самостоятельный слой, так и совместный с новым покрытием.

СЛОЙ ЗАЩИТНО-СЦЕПЛЯЮЩИЙ

Слой защитно-сцепляющий - элемент одежды ездового полотна на металлических пролетных строениях, обеспечивающий совместную работу покрытия с листом настила.

СЛОЙ ЗАЩИТНЫЙ

СЛОЙ ЗАЩИТНЫЙ - слой мелкого щебня, создаваемый путем россыпи по щебеночному или гравийному покрытию, обработанному или не обработанному вяжущим. Расход материала на сезон 15...23 м3 на 1 км дороги.

СЛОЙ ЗАЩИТНЫЙ ЕЗДОВОГО ПОЛОТНА

Слой защитный ездового полотна - элемент одежды ездового полотна из различных материалов (цементобетона, асфальтобетона и др.), укладываемых на гидроизоляцию для предохранения ее от повреждений.

СЛОЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА РАБОЧИЙ

Слой земляного полотна рабочий - верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.

СЛОЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА УЛУЧШЕННЫЙ

Слой земляного полотна улучшенный - дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.

СЛОЙ ИЗНОСА

СЛОЙ ИЗНОСА - тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литыми эмульсионно-минеральными смесями), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

СЛОЙ СНЕГА

Слой снега - часть снежного покрова, отличающаяся возрастом или каким-либо особым свойством снега, например структурой, плотностью и т. п.

СЛУЖБА АВТОТРАНСПОРТНАЯ

Служба автотранспортная - совокупность подразделений, на которые возложены организация, диспетчеризация и обслуживание автомобильных грузовых и пассажирских перевозок и подвижного состава.

СЛУЖБА ДОРОЖНАЯ

Служба дорожная - совокупность подразделений, на которые возложены работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений, обеспечению безопасного движения автомобилей, повышению технического уровня дорог.

СЛУЖБА НАБЛЮДЕНИЯ

Служба наблюдения - система организации наблюдения за поведением дорожного полотна на обвально-оползневых участках с целью предупреждения обвалов и оползней и принятия профилактических мер по их устранению.

СМАЧИВАНИЕ

Смачивание - способность жидкости растекаться по поверхности подложки. Характеризуется краевым углом смачивания.

СМЕСИТЕЛЬ

СМЕСИТЕЛЬ - рабочий узел смесительных установок для приготовления асфальтобетонных, цементобетонных и цементогрунтовых смесей из заранее отдозированных компонентов. Различают смесители: свободного перемешивания (барабанного типа), где материалы многократно поднимаются, переворачиваются, свободно падают и при этом перемешиваются; принудительного перемешивания (лопастные смесители), в которых материалы непрерывно и интенсивно перемешиваются вращающимися лопастями (одно-, двухвальные). Кроме того, смесители бывают периодического и непрерывного действия.

СМЕСИТЕЛЬ-УКЛАДЧИК ЛИТЫХ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ (ЛЭМС)

Смеситель-укладчик литых эмульсионно-минеральных смесей (ЛЭМС) - машина с навесным оборудованием на автомобильном шасси для приготовления и распределения на поверхности покрытия ЛЭМС. Имеет в составе бункеры для щебня и цемента, емкости для битумной эмульсии и воды, системы дозирования всех составляющих ЛЭМС, смесители для приготовления эмульсионно-минеральных смесей и навесного (в транспортном положении) и протягиваемого по покрытию бункера без дна для распределения ЛЭМС. Различают смесители-укладчики циклического или непрерывного действия.

СМЕТА ОБЪЕКТНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ

Смета объектная и локальная - основная часть сметной документации, разрабатываемая при проектировании согласно установленным формам. Сметная стоимость в составе рабочей документации определяется по прейскурантам, укрупненным показателям стоимости строительства на единицу объема или площади здания или протяженности линейного сооружения, дифференцированных в зависимости от их основных параметров, сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам (объектам-аналогам), а при их отсутствии - по единичным расценкам и ценникам.

СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Сметная документация - часть общего комплекса проектной документации, определяющая сметную стоимость проектируемых автомобильных дорог, зданий и сооружений на них или их очередей строительства. В зависимости от стадии проектирования составляется следующая сметная документация: в составе проекта - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы; в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы; в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании) - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметы (объектные и локальные расчеты - для объектов с продолжительностью строительства свыше двух лет). В составе проектов и рабочей документации составляется также ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс. К сметной документации в составе утвержденного проекта (рабочего проекта) разрабатывается специальная пояснительная записка, содержащая все исходные данные, принятые при разработке сметной документации.

СМЕШЕНИЕ В УСТАНОВКЕ

Смешение в установке - технологический процесс приготовления всех видов дорожных смесей (асфальтобетонных, цементобетонных, цементогрунтовых и др.) или обработанных материалов в специальных установках: стационарных - на предприятиях дорожных организаций или передвижных - непосредственно у места укладки этих смесей.

СМЕШЕНИЕ НА ДОРОГЕ

Смешение на дороге - технологический процесс устройства слоев оснований или усовершенствованных покрытий облегченного типа из подобранных щебеночных (гравийных) смесей или грунтов, обрабатываемых органическими вяжущими материалами, путем их перемешивания на месте работ однопроходными (многопроходными) дорожными фрезами или автогрейдерами с последующим разравниванием и уплотнением.

СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ

Смещение кривой - расстояние, на которое смещается круговая кривая к центру окружности после размещения переходной кривой.

СМОЛЫ

Смолы - легкоплавкие вязкопластичные вещества, содержащиеся в битумах и дегтях. Представлены высокомолекулярными соединениями углеводородов, растворимыми в бензине, бензоле, хлороформе. Обуславливают текучесть и эластичность битумов.

СМОЛЫ КАРБАМИДНЫЕ (МОЧЕВИНОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЕ)

Смолы карбамидные (мочевиноформальдегидные) - продукт, получаемый из мочевины путем конденсации формальдегида с мочевиной (с карбамидом) и ее производными. Применяют для укрепления грунтов.

СМОЛЫ КУМАРОНОВЫЕ

Смолы кумароновые - смолы, получаемые в процессе полимеризации ненасыщенных соединений, в основном индена и кумарона, содержащихся в сыром бензоле, и фенольной фракции каменноугольной смолы. Отвечают требованиям государственного стандарта. Осветленные смолы применяют для приготовления цветных асфальтобетонных смесей.

СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ

Смолы синтетические - искусственные смолы, основные составляющие пластических масс.

СМОЛЫ ФУРФУРОЛАНИЛИНОВЫЕ (ФАС)

Смолы фурфуроланилиновые (ФАС) - продукт поликонденсации фурфурола и анилина. Применяют для укрепления грунтов.

СМОЛЫ ЭПОКСИДНЫЕ

Смолы эпоксидные - синтетические смолы, получаемые взаимодействием различных органических соединений, содержащих эпоксидную группу, с веществами, имеющими подвижный атом водорода (фенолами, спиртами, аминами).

СМОТРОВЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Смотровые приспособления - устройства, обеспечивающие доступ к конструкциям для их осмотра (мостки, люльки, передвижные тележки и др.).

СМЯГЧЕНИЕ ПРОДОЛЬНЫХ УКЛОНОВ

Смягчение продольных уклонов - технологические операции, связанные с уменьшением продольных уклонов и доведением их до норм данной категории дороги, обеспечивающих бесперебойное и безопасное движение автомобилей.

СНЕГ

Снег - твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы (снежинок). С точки зрения дорожной классификации различают снег: по крупности частиц - крупнозернистый с преобладанием частиц крупнее 2 мм, среднезернистый при размере частиц 2...0,5 мм, мелкозернистый при размере частиц мельче 0,5 мм; по влажности - мокрый, состоящий из твердых частиц с заполнением пустот водой, образующей оболочку вокруг отдельных частиц, и возникающий при положительной температуре воздуха; влажный - появляющийся во время оттепелей или снегопадов при положительной температуре воздуха; сухой - рыхлый снег, выпавший при температуре воздуха ниже 0 °С; по связности частиц - рыхлый - снег, находящийся в сыпучем состоянии, частицы которого не оседают и легко разделяются; свежевыпавший - верхний, еще рыхлый слой снежного покрова, образовавшийся за один снегопад; слежавшийся - плотные слои снежного покрова или снежных отложений, лежащие длительное время (если частицы снега плотно соединены между собой под воздействием проходящих транспортных средств, его называют уплотненным); смерзшийся - мокрый снег, замерзший при наступлении мороза.

СНЕГОВЕТРОВОЙ ПОТОК

Снеговетровой поток - поток ветра, насыщенный снежными частицами, имеющий скорость более 3 м/с. При встрече с препятствием и снижении этой скорости происходит выпадение из потока частиц снега и отложение их в углублениях рельефа (канавах, выемках и т. п.).

СНЕГОВЫЕ УСЛОВИЯ

Снеговые условия - сведения по региону о частоте, продолжительности и обильности снегопадов, об образовании снежного покрова и его толщине, о снежных наносах, а также данные о свойствах снега.

СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА

Снегозадерживающие устройства - снегозащитные устройства, работающие по принципу задержания снега и недопущения его к дороге (щиты, заборы, снеговые валы, стенки, траншеи).

СНЕГОЗАНОСИМОСТЬ ДОРОГИ

Снегозаносимость дороги - подверженность дороги снежным заносам. На степень заносимости влияют: местные природные условия, особенности проложения дороги (рельеф, растительность, поперечный профиль земляного полотна и т. д.). От заносимости дороги в значительной степени зависит трудность ее зимнего содержания. По степени снегозаносимости различают участки дороги: незаносимые - участки с высокими насыпями (в пределах 2...2,5-кратной средней многолетней высоты снежного покрова в данной местности), с пологими обтекаемыми откосами, с нераскрытыми выемками, подветренный откос которых может вместить весь снег, приносимый к дороге, и при этом необходимым условием также является правильная организация работ по зимнему содержанию автомобильной дороги; слабозаносимые - участки с малыми насыпями и насыпями высотой, равной высоте снежного покрова или большей; среднезаносимые - участки с раскрытыми выемками, нулевыми отметками и малыми насыпями высотой, равной средней высоте снежного покрова в данной местности; сильнозаносимые - участки с нераскрытыми выемками глубиной до 6 м и больше, когда их подветренный откос не может вместить весь снег, приносимый к дороге зимой.

СНЕГОЗАЩИТА

Снегозащита - комплекс устройств и оборудования мероприятий для предотвращения снежных заносов на проезжей части и обеспечения автомобильного движения по дорогам без перерывов. Различают снегозащиту пассивную (снегоудерживающие ограждения, посадки и т. п.) и активную с помощью специальных средств механизации (снегоочистку).

СНЕГОЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА

Снегозащитная полоса - четырех-, восьмирядные насаждения деревьев и кустарников определенной конструкции, способные задерживать снег в объеме до 250 м3/м.

СНЕГОЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ

Снегозащитные ограждения - сооружения против снежных заносов в виде ограждающих заборов из разных материалов и в различном исполнении. Бывают однорядные и многорядные, расположенные на определенном расстоянии друг за другом.

СНЕГОЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Снегозащитные сооружения - все виды устройств и оборудования, которые служат для предотвращения снежных заносов проезжей части дороги: снегозащитные устройства, щитовые ограждения, заборы, стенки, снегозащитные посадки. Различают постоянные сооружения и временные, воздвигаемые только на зимний период.

СНЕГОЛАВИННАЯ СЛУЖБА

Снеголавинная служба - специальная служба, занимающаяся наблюдением, предупреждением и борьбой с лавинами.

СНЕГОМЕРНЫЙ ПУНКТ

Снегомерный пункт - станция, оборудованная специальными устройствами и приборами для регулярного определения количества выпавшего и принесенного к дороге снега.

СНЕГООЧИСТКА

Снегоочистка - комплекс операций по механическому удалению снега с проезжей части автомобильной дороги для обеспечения бесперебойного движения транспортных средств.

СНЕГООЧИСТКА БЕЗВАЛЬНАЯ

Снегоочистка безвальная - организация снегоочистки проезжей части автомобильной дороги, при которой не создаются боковые снежные валы на обочинах.

СНЕГООЧИСТКА МАРШРУТНАЯ

Снегоочистка маршрутная - организация снегоочистки проезжей части автомобильной дороги отрядом машин на определенных участках дорог по предписанным маршрутам.

СНЕГООЧИСТКА ОТРЯДНАЯ (УСТУПОМ)

Снегоочистка отрядная (уступом) - организация снегоочистки на определенном участке автомобильной дороги при одновременном применении двух или более снегоочистительных (снегоуборочных) машин, следующих одна за другой уступом при ступенчатом их расположении в плане.

СНЕГООЧИСТКА ПАТРУЛЬНАЯ

Снегоочистка патрульная - организация скоростной снегоочистки, при которой свежевыпавший снег убирают с проезжей части автомобильных дорог снегоочистительным оборудованием (плуги, открылки, отвалы), монтируемым на грузовых автомобилях.

СНЕГООЧИСТКА ПОЛНАЯ

Снегоочистка полная - организация снегоочистки, при которой снег с проезжей части автомобильной дороги убирают полностью.

СНЕГОПАД

Снегопад - спокойное выпадение осадков в виде снега без переноса ветром частиц ранее выпавшего снега.

СНЕГОПЕРЕДУВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Снегопередувающее устройство - снегозащитное устройство, работающее в режиме переноса снега через дорогу.

СНЕГОПЕРЕНОС

Снегоперенос - горизонтальное перемещение снега ветром при скорости его более 2 м/с.

СНЕГОПРИНОС

Снегопринос - количество снега, приносимого на 1 пог. м дороги за единицу времени.

СНЕГОСБОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Снегосборная способность - количество снега, которое может собрать снегозадерживающее устройство при заданном минимальном снегопереносе, безопасном для условий снегозащиты, и при характерных для данной местности скоростях метелевых ветров, отнесенное к единице длины снегозадерживающего устройства.

СНЕЖНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ

Снежные отложения - любые виды накопления снега, образующиеся в результате снегопадов и метелей (снежный покров, валы, сугробы и др.).

СНЕЖНЫЙ ВАЛ

Снежный вал - накопление снега, образованное в виде продольного бокового вала в результате уборки и сгребания снега с дорожного покрытия. Может служить снегозадерживающим устройством.

СНЕЖНЫЙ ГРЕБЕНЬ

Снежный гребень - верхняя часть снежного наноса в виде козырька.

СНЕЖНЫЙ ПОКРОВ

Снежный покров - снежные наносы и отложения в один или несколько слоев, покрывающие поверхность земли на определенной площади.

СОДЕРЖАНИЕ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ И ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Содержание грунтовых дорог и покрытий переходного типа - комплекс технологических операций по содержанию грунтовых профилированных и тракторных дорог, гравийных и щебеночных покрытий путем утюжки и профилирования для ликвидации на них ям, колей и других неровностей без подсыпки дополнительного материала.

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ

Содержание дорог - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ В ЗОНЕ ОБВАЛОВ

Содержание дорог в зоне обвалов - комплекс работ, включающий учет всех угрожающих обвалом участков и организацию наблюдения за ними, а также работы по сохранению и созданию древесно-кустарниковой растительности на горных склонах с запрещением строительных работ.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная