Морские узлы
Статьи на букву "Д"

В начало справочника

По первой букве
По разделам А Б В Г Д Е Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Двойной беседочный узел

Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее простой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла этот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть вниз правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Рис. 77. Двойной беседочный узел

Рис. 77. Двойной беседочный узел

Двойной констриктор

Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный «констриктор», считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.

Рис. 51. Двойной «констриктор»

Рис. 51. Двойной «констриктор»

Двойной рифовый узел

Иногда его называют фаловым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется «петельным узлом» и «репейком (бантом)». Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.

Рис. 95. Двойной рифовый узел

Рис. 95. Двойной рифовый узел

Дирик-фал

Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до места нокового конца гафеля.

Докерский узел

В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них - применение докерского узла.

Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Рис. 40. Докерский узел (справа внизу - другой вариант узла)

Рис. 40. Докерский узел (справа внизу - другой вариант узла)

Драёк

Драёк - инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов. Драйреп - снасть для подъема марса-рея. Дректов - якорный канат шлюпочного якоря (дрека). Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Дубовая петля

Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Рис. 66. Дубовая петля

Рис. 66. Дубовая петля

Дубовый узел

Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества - это скорость, с которой его можно завязать, и надежность.

Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступя 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое.

Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.

Рис. 20. Дубовый узел

Рис. 20. Дубовый узел

Предыдущая страница Следующая страница
Главная