Морские узлы
Статьи на букву "Ш"

В начало справочника

По первой букве
По разделам А Б В Г Д Е Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

Шахтерский узел

Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Рис. 53. Шахтерский узел

Рис. 53. Шахтерский узел

Швартов

Швартов - растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Швартовное устройство

Швартовное устройство - шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.

Шканцы

Шканцы - часть верхней палубы между грот-мачтой и бизань-мачтой.

Шкаторина

Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкентель

Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами

Шкентель с мусингами - растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например, в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы

Шкентросы - короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых сторон подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкив

Шкив - колесо, сделанное из металла или.бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Шкимушгар

Шкимушгар - однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.

Шкот

Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шкотовый узел

Свое название он получил от слова «шкот» - снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот - снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса - фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.

Шкотовый узел прост и Очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.

Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.

Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.

Рис. 38. Шкотовый узел

Рис. 38. Шкотовый узел

Шлюпочный узел

Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом - под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

Рис. 99. Шлюпочный узел

Рис. 99. Шлюпочный узел

Шпиль

Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащий для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

Штаги

Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.

Штерт

Штерт - короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Штормтрап

Штормтрап - веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.

Штык с обносом

Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рис. 14. Штык с обносом

Рис. 14. Штык с обносом

Штыковой узел

Одним из наиболее простых способов привязывания рыболовного крючка к леске считается применение двух полуштыков, сделанных на цевье крючка. На синтетической леске его применять не следует, так как он при сильной тяге скользит.

Рис. 120. Штыковой узел

Рис. 120. Штыковой узел

Предыдущая страница Следующая страница
Главная