Энциклопедия "Авиация" (1998)
Автожир

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Автожир

Автожир С‑4 Х. Сиервы (Испания).

Рис. 1. Автожир С-4 Х. Сиервы.

автожи́р (франц. autogyre, от греч. autós — сам и gýros — круг, вращение) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила создаётся несущим винтом — ротором, вращающимся свободно (без привода от двигателя) под действием набегающего потока воздуха. Поступательное движение А. получает от обычного тянущего или толкающего воздушного винта. Основные достоинства А.: небольшая минимальная (эволютивая) скорость и меньшие (по сравнению с самолётами) взлётно-посадочные дистанции. А. является промежуточным типом летательного аппарат между самолётом и вертолётом. Изобретён Х. Сиервой в 1919; его первым летавшим А. был С-4 (1923, рис. 1), а в 1928 ему удалось создать удачную конструкцию аппарата, на котором был совершён перелёт из Лондона в Париж.

В СССР первый А. КАСКР-1 (рис. 2) построен в 1929 Н. И. Камовым и Н. К. Скржинским. После этого на протяжении десяти лет было создано около 15 типов и модификаций, строившихся в Центральном аэрогидродинамическом институт по проектам Камова, Скржинского, А. М. Черёмухина и В. А. Кузнецова (см. статью А).

Последним А., разработанным в СССР, стал двухместный АК, взлетающий без разбега, спроектированный в 1940 Камовым при участии М. Л. Миля. За рубежом создаются опытные экземпляры сверхлёгких одноместных (рис. 3) и двухместных А.

Разработаны три принципиальные схемы А. Первая схема — крылатый А. с неуправляемым несущим винтом и с органами управления, как на самолёте. Эффективность органов управления зависит от поступательной скорости аппарата. К этому типу летательных аппаратов относятся первые А. (Сиерва С-8, С-19; советские КАСКР-1, ЦАГИ А-4, А-7).

Вторая схема — бескрылый А. с управляемым несущим винтом, с горизонтальным и вертикальными оперениями. Управление аппаратом осуществляется наклоном оси несущего винта, связанной с ручкой управления аппаратом посредством рычажной передачи (Сиерва С-30, Келлетт К-1В, ЦАГИ А-12, А-14).

Третья схема — А. с непосредственным («прыжковым») взлётом без разбега. Непосредственно взлёт в этих аппаратах осуществляется путём использования кинетической энергии раскручиваемого перед взлётом до максимальных оборотов ротора от двигателя. Перед раскруткой ротора с целью уменьшения потребляемой мощности его лопасти ставятся под углом, соответствующим нулевой подъёмной силе, а при достижении максимальных оборотов угол установки лопастей особым механизмом автоматически переводится на полётный (до 5—7°), и А., получив избыточную тягу, «подпрыгивает» вертикально вверх на несколько метров. Под действием воздушного винта аппарат получает поступательное перемещение, а затем переходит на обычный для А. набор высоты. Первым в 1936 такой летательный аппарат (С-30Р) построил Сиерва.

Многочисленные теоретические работы, экспериментальные исследования, конструктивные решения несущей системы и лопастей, опыт лётных испытаний и доводок А. в значительной степени нашли применение при создании вертолётов.

Литература:

Камов Н. И. Винтовые летательные аппараты (автожиры и геликоптеры), М., 1948;

Изаксон А. М., Советское вертолётостроение, 2 изд., М., 1981.

В. А. Касьяников.

Экспериментальный автожир КАСКР‑1 Н. И. Камова и Н. К. Скржинского.

Рис. 2. Экспериментальный автожир КАСКР-1.

Одноместный спортивный автожир.

Рис. 3. Одноместный спортивный автожир.

В начало энциклопедии
Главная