Энциклопедия "Авиация" (1998)
Эллинг

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Эллинг

Эллинг в г. Акрон (США):1 — окна;2 — вентиляторы;3 — площадь, предназначенная для мастерских;4 — хранилище для газа (гелия);5 — насосная;6 — здание для управления воротами;7 — причалочные рельсовые пути;8 — ворота;9 — тоннель.

Рис. 1. Эллинг в г. Акрон (США).

э́ллинг (от голл. helling) — сооружение для постройки, ремонта, технического обслуживания и хранения дирижаблей и других аэростатических летательных аппаратов. Строительство и совершенствование Э. шло одновременно с развитием дирижаблей, изменением их размеров, типа конструкции и методов технического обслуживания и эксплуатации.

По конструкции Э. подразделяются на поворотные, неподвижные и сборно-разборные, а по применённым материалам — на деревянные, металлические и железобетонные. В зависимости от назначения различают Э. для производства дирижаблей (Э.-верфь) и Э. для ремонта, технического обслуживания и хранения дирижаблей (эксплуатационный Э.).

Для эксплуатационного Э., где операции по вводу и выводу дирижаблей производятся значительно чаще, чем в Э.-верфи, необходимо обеспечить безопасное выполнение этих операций — по возможности уменьшить воздействие на корпус дирижабля бокового ветра и завихрений воздуха. Наименьшее вихреобразование происходит при параболической форме поперечного сечения Э. Поскольку наиболее безопасным способом является ввод дирижабля в Э. против ветра, неподвижные Э. строятся так, чтобы продольная ось их была расположена в направлении господствующего ветра, а ворота устраиваются с обоих торцов Э. Кроме одноместных строились также и двухместные Э. Для ввода дирижаблей в Э. и вывода из него применяются моторизованные причальные мачты и особые подвижные удерживающие устройства. Для больших дирижаблей на предэллинговых площадках и в Э. монтировались рельсовые пути. В основном при сооружении Э. применяются металлические конструкции. В г. Акрон (США) в 1929 был построен самый большой Э. металлической конструкции (рис. 1), рассчитанный на размещение дирижабля объёмом 400—425 тыс. м3 (самый большой из построенных дирижаблей имел объем 240 тыс. м3). Для оперативных перемещений и быстрой передислокации парка дирижаблей небольшого объема могут применяться сборно-разборные или переносные Э.

В 50—80-х гг. для дирижаблей объёмом 5—6 тыс. м3 строились одиночные и сдвоенные металлические Э. (рис. 2).

Е. М. Милославский.

Сдвоенный эллинг для дирижаблей объёмом 5—6 тыс. м3, построенный в Великобритании в 80‑х гг.

Рис. 2. Сдвоенный эллинг для дирижаблей.

В начало энциклопедии
Главная