Энциклопедия "Авиация" (1998)
Эргономика авиационная

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Эргономика авиационная

Эргоно́мика авиацио́нная (от греч. érgon — работа и nómos — закон) — раздел научно-прикладной дисциплины — эргономики, специфическими объектами которого являются летательные аппараты и средства УВД, рассматриваемые как системы «человек—машина», а предметом — процессы (алгоритмы, рабочие приёмы, циклограммы и т. п.), технические и информационные средства (органы управления, системы индикации и сигнализации, коды сообщений и т. п.) и условия (микроклимат в кабине, перегрузки, режимы труда и отдыха и т. п.) профессиональной деятельности членов экипажей летательных аппаратов, лиц дежурных смен (расчётов) УВД и персонала, обеспечивающего работоспособность этих систем.

Цель Э. а. состоит в формировании таких эргономических, то есть обусловленных анатомическими, физиологическими, психологическими и социально-культурными характеристиками человека, свойств летательного аппарата, средств УВД и их элементов, включая ведущий «элемент» — авиационных специалистов, которые обеспечили бы необходимое или максимально достижимое качество функционирования летательного аппарата и средств УВД при минимально возможном расходе человеческих ресурсов (число авиационных специалистов, время на их подготовку, их заболеваемость и т. д.).

Специфическими методами исследований и разработок Э. а. являются приёмы многофакторного экспериментального изучения системы «человек—машина» с использованием моделирующих стендов, тренажёров, самолётов-лабораторий, способы автоматического и физического моделирования, методы теоретического анализа и проектирования процессов, средств и условий деятельности авиационных специалистов.

Выделение Э. а. в качестве самостоятельного раздела эргономики обусловлено большой спецификой деятельности авиационных специалистов по управлению летательных аппаратов в полёте, связанной с быстротечной динамикой летательного аппарата в трёхмерном пространстве, воздействием на членов экипажа перегрузок, перепадов воздушного давления и других факторов полёта, с высоким уровнем ответственности и риска всех авиационных специалистов.

Э. а. возникла на базе авиационной медицины, психологии и ряда технических дисциплин в 60—70-х гг. в связи с усложнением авиационной техники и расширением круга решаемых с её помощью народно-хозяйственных и военных задач. В последующие годы Э. а. внесла существенный вклад в прогресс летательных аппаратов и УВД. Создана система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации всех видов авиационной техники, предназначенная для реализации достижений как Э. а., так и общей эргономики в практике опытно-конструкторских, производственных, испытательных, экспертных и эксплуатационных работ.

В процессе эргономического обеспечения решаются вопросы: распределения функций между человеком и технико-информационными устройствами, а также между членами экипажа (расчёта); выбора состава, вида и других характеристик перерабатываемой человеком информации, средств индикации и сигнализации, органов управления; компоновки рабочих мест; разработки способов и средств обеспечения жизнедеятельности членов экипажа, их спасения и выживания после аварийного покидания летательного аппарата; определения критериев, методов и средств профессионального отбора, обучения, адаптации и тренировки авиационных специалистов, организации труда; разработки приёмов поддержания их работоспособности, положительной трудовой мотивации, сохранения здоровья.

Литература:

Методы инженерно-психологических исследований в авиации, М., 1975;

Меньшов А. И., Рыльский Г. И., Человек в системе управления летательными аппаратами (эргономика), М., 1976;

Авиационная эргономика, Киев, 1979;

Зараковский Г. М., Койфман П. В., Эргономика, Л., 1988;

Handbook of human factors, ed. by G. Saloendy, N. Y., 1987;

Human factors in aviation, N. Y., 1988.

Г. М. Зараковский, П. В. Койфман.

В начало энциклопедии
Главная