Энциклопедия "Авиация" (1998)
Эшелонирование

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Эшелонирование

Схема вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве России (действует с 1984).

Схема вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве России.

эшелони́рование полётов — система рассредоточения воздушных судов (ВС) в полёте, исключающая возможность опасного их сближения. Различают вертикальное, боковое и продольное Э.

Вертикальное Э. обеспечивается выполнением полётов по заданным эшелонам барометрическим высотам, измеряемым от изобарической поверхности 101325 Па. В нашей стране эшелоны обозначают геометрической высотой, выраженной в м, переход от барометрической высоты к геометрической осуществляется по соответствующим таблицам Стандартной атмосферы (см. Международная стандартная атмосфера). Например, эшелон 4200 соответствует барометрической высоте 60,07 кПа. В документах ИКАО эшелон называется уровнем полёта (Flight level, FL) и нумеруется по значениям высоты, выраженной в сотнях футов. Например, FL 100 соответствует геометрической высоте 10 000 футов (3050 м). В целях более безопасного разделения ВС, следующих на «встречных» курсах, Э. строят обычно по полукруговой системе: различные подсистемы эшелонов для ВС, летящих с истинным углом пути (см. в статье Навигация) от 0 до 179° включительно, и для ВС, летящих с истинным углом пути от 180 до 359° включительно (см. рис.). Интервал между смежными эшелонами выбирается так, чтобы с учётом погрешностей измерения и выдерживания предписанной высоты полёта летательного аппарата гарантировалось их безопасное разделение.

Безопасность вертикального Э. обеспечивается оборудованием летательного аппарата соответствующими системами измерения и выдерживания высоты полёта (как правило, отклонение от заданного эшелона не должно превышать ±75 м), соблюдением инструкций по эксплуатации бортового и наземного оборудования, строгим выполнением требуемых процедур лётным и диспетчерским составом.

Боковое Э. — рассредоточение ВС в горизонтальной плоскости. Нормы бокового Э. устанавливаются в зависимости от характеристик установленного на борту летательного аппарата и используемого для обеспечения полёта по трассе наземного оборудования. При этом минимальные расстояния устанавливаются в зависимости от того, выполняются ли полёты по правилам визуальных полётов (ПВП) или по правилам полётов по приборам (ППП), идут ли ВС на одном эшелоне или на разных, на параллельных или пересекающихся, попутных или встречных курсах.

Продольное Э. — рассредоточение ВС, летящих на одном эшелоне в продольной плоскости. Так же, как при боковом Э., минимальные расстояния при продольном Э. устанавливают в зависимости от условий полёта — по ПВП или по ППП. Кроме того, минимальные значения расстояний при полётах по ПВП зависят и от скорости ВС. При полётах по ППП с непрерывным радиолокационным контролем минимальные расстояния устанавливаются аналогично случаю бокового Э. При отсутствии непрерывного радиолокационного контроля задаются не минимальные расстояния, а минимальные интервалы времени прохождения различными ВС каких-либо контрольных точек.

В различных странах Э. в общем случае своё, и полёты ВС в воздушном пространстве иностранного государства осуществляются по правилам этого государства. В нашей стране смена эшелонов производится за 30 км до пересечения государственной границы с другим государством.

В. Я. Кушельман.

В начало энциклопедии
Главная