Энциклопедия "Авиация" (1994)
Авианесущий корабль

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Авианесущий корабль

Авианесущий корабль - корабль (судно), на котором предусмотрено базирование и эксплуатация корабельных летательных аппаратов. Понятие «А. к.» включает корабли от многоцелевых авианосцев до кораблей (вспомогательных судов), имеющих на борту хотя бы один корабельный вертолёт.

Авианосец - А. к., обеспечивающий боевое использование летательных аппаратов (в основном. самолётов), управление их действиями, базирование, техническое. обслуживание и ремонт. Как новый класс надводных кораблей авианосцы появились в конце Первой мировой войны. Первые авианосцы, имевшие палубу для взлета и посадки самолётов, были переоборудованы из недостроенных линейных крейсеров. В 1914 успешно действовали гидросамолёты с английских авиатранспортов, а к 1918 в состав флота Великобритании вошли первые авианосцы, вооруженные истребителями, лёгкими бомбардировщиками и торпедоносцами. В составе русского флота в период Первой мировой войны находились авиатранспорты, специально приспособленные для спуска на воду и подъёма на корабль после посадки гидросамолётов. Авиатранспорты включались в боевые порядки корабельных соединений (эскадр) при выходе в море для выполнения боевых заданий. Однако роль авианосцев в вооруженной борьбе на море долгое время недооценивалась. Назначение их окончательно определилось только в середине 30 х гг. Оно сводилось к совместным боевым действиям с линейными кораблями. Поэтому строились большие бронированные авианосцы водоизмещением 20-25 тысяч т со скоростью хода до 30 км/ч, имеющие 50-85 самолётов. Серийное строительство авианосцев началось непосредственно перед Второй мировой войной. К началу войны их было: в США - 5, Великобритании - 7, Японии - 6, во Франции - 1. Примерно половину из них составляли корабли специальной постройки, половину - авианосцы, переоборудованные из кораблей других классов. В ходе Второй мировой войны авианосцы стали главной ударной силой флотов США, Японии и Великобритании, особенно в боях на Тихоокеанском театре военных действий. Использование палубной авиации позволило не только повысить динамику и эффективность вооруженной борьбы на море, но и распространить воздушную и минную угрозу на обширные пространства океанских и морских театров военных действий. В ходе Второй мировой войны было построено 194 авианосца, значит, часть которых была переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Появились различные подклассы авианосцев: эскортные (конвойные), лёгкие, тяжёлые.

Конвойный авианосец предназначался для противовоздушной. и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Водоизмещение до 24 тысяч т, мощность энергетических установок до 12 МВт, скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25-30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Авиационное оборудование включало полётную палубу длинной до 140 м, шириной до 32 м, 1-2 самолётоподъёмника, 1-3 катапульты взлётные, аэрофинишёры. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования. После Второй мировой войны все эскортные авианосцы были выведены в резерв и сданы на слом.

Лёгкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Водоизмещение до 20 тысяч т, мощность энергетических установок 30-70 МВт, скорость до 32 узлов (59 км/ч). Экипаж до 1400 человек. Вооружение: до 50 самолётов, около 70 зенитных автоматов калибра 20 и 40 мм. Эти корабли после Второй мировой войны были выведены из боевого состава флотов США и других стран Запада, некоторая их часть была передана другим странам. В 80 х гг. лёгкие авианосцы появились в некоторых странах НАТО; в зависимости от базирующихся на них летательных аппаратах они классифицируются как противолодочные авианосцы, крейсера-вертолётоносцы и др.

Тяжёлый авианосец входил в подкласс кораблей специальной постройки; предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Водоизмещение до 55 тысяч т, мощность энергетических установок 110-150 МВт, скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: 90-100 самолётов, 12 орудий калибра 127 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел. В 1952 эти корабли были переклассифицированы в противолодочные и ударные. Во второй половине 70 х гг. ударные авианосцы стали называть многоцелевыми.

Многоцелевой авианосец предназначен для нанесения ударов по соединениям кораблей, конвоям, десантным отрядам, объектам на побережье и в глубине территории противника, поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), авиационного обеспечения десантов и сухопутных войск на приморских направлениях, завоевания господства в воздухе, блокады морских районов и проливных зон. Водоизмещение до 95 тысяч т, мощность энергетических установок до 200 МВт, скорость до 35 узлов (65 км/ч). Вооружение: до 100 летательных аппаратов различного назначения, зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности, многоствольные системы малого калибра, более 20 радиолокационных станций различных типов и назначения, системы сбора и обработки информации, управления оружием. Экипаж до 6000 человек. Авнационно-технические средства такого корабля 90 х гг. с ядерной энергетической установкой включают полётную палубу со средствами обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов, ангар, палубные средства технического обслуживания, средства подготовки, транспортировки авиационного оружия, радиотехнические средства и др.

Полётная палуба длинной до 340 м и шириной до 80 м защищена бронёй с противоскользящим абразивным покрытием и включает зоны взлёта, посадки и паркирования летательных аппаратов, а также корабельные надстройки. На некоторых кораблях зоны взлёта и посадки совмещаются. Зона взлёта длинной около 100 м расположена в носовой части и оборудована двумя паровыми катапультами. Ещё две катапульты расположены в пределах участка торможения зоны посадки. Самолёты могут взлетать с интервалом 45 с (если на всех катапультах предварительно установлены самолёты, то взлёт их возможен поочерёдно через 15 с); ночью интервал существенно больше. Зона посадки, находящаяся с левого борта, выполнена в виде платформы, продольная ось которой в направлении от кормы к носу отклонена влево и составляет с диаметральной плоскостью корабля угол 10,5° на авианосцах США (около 8° на авианосце «Клемансо», Франция). Зона посадки состоит из кормового участка - от кормового среза полётной палубы до тормозного троса первого аэрофинишёра; участка размещения тормозных тросов аэрофинишёров и аварийного барьера; участка торможения - от троса последнего аэрофинишёра до носового среза палубы. Минимальная длина зоны посадки у авианосцев постройки 70 80 х гг. достигает 230 м.

Зона паркования предназначена для размещения летательные аппараты при их подготовке к полётам. В ней находятся системы, обеспечивающие летательные аппараты электроэнергией, топливом, жидкостями, газами, боеприпасами.

Ангарный отсек располагается под полётной палубой и занимает от 65 до 80% длины корабля по конструктивной ватерлинии, достигая 25% объёма корабля. На авианосцах 80 х гг. ангарный отсек в верхней части с бортов открыт, что улучшает условия содержания летательных аппаратов. Доставка летательных аппаратов на полётную палубу и спуск их в ангар осуществляется с помощью бортовых или палубных самолётоподъёмников. Время подъёма летательных аппаратов из ангара с помощью самолётаподъёмников 15 с. Запасы авиационного топлива на атомных авианосцах достигают 10 тысяч т, что обеспечивает непрерывное ведение боевых действий в течение 16 суток при четырёх вылетах в сутки всех имеющихся на борту летательных аппаратов.

На авианосцах 90 х гг., а также на летательных аппаратах устанавливается автоматическая радиотехническая. система посадки. Система может работать в автоматическом, полуавтоматическом. (выдерживание заданной траектории планирования по показаниям индикатора или по командам оператора посадочного локатора) режимах. Используется также и система оптической визуальной посадки. В автоматическом режиме система действует с дальности 8-14 км и выводит самолёт с расчётом захвата гаком троса третьего аэрофинишёра без вмешательства лётчика и позволяет заводить на посадку самолёты с интервалом 20 с.

Противолодочный авианосец предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок. В качестве противолодочных в некоторых странах используются устаревшие авианосцы периода Второй мировой войны (Аргентина, Бразилия) водоизмещением до 20 тысяч т, снабжённые полётной палубой, катапультой и рассчитанные на базирование и боевое использование до 20 противолодочных вертолётов и самолётов. Противолодочные авианосцы 1980 1985 имеют водоизмещение от 13 до 20 тысяч т, обеспечивают базирование и боевое использование 10-18 противолодочных летательных аппаратов. В носовой части могут иметь «трамплин» для взлёта самолётов с укороченным разбегом.

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) предназначен для обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок военно-морского флота от средств воздушного нападения и подводных лодок. Авиационно-технические средства советских ТАКР (типа «Киев») включают полётную палубу длинной 186 м и шириной до 24 м, расположенную под углом 7 к диаметральной плоскости корабля, состоящую из двух участков: взлётно-посадочного и технической позиции. На ТАКР могут базироваться самолет вертикального взлета и посадки типа Як-38, противолодочные и спасательные вертолёты Ка-25 или Ка-27. Водоизмещение ТАКР до 40 тысяч т, скорость до 30 узлов (56 км/ч). Вооружение: 7 пусковых ракетных комплексов, 2 спаренные артиллерийские установки среднего калибра и 8 малого, двенадцатиствольные реактивные бомбомётные установки. Экипаж 1300 человек. Советские ТАКР следующего поколения - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - имеет «трамплин», посадка самолётов обеспечивается применением тормозных устройств. Назначение этих ТАКР - противовоздушная оборона сил флота и прибрежных районов. Водоизмещение около 60 тысяч т, наибольшая длина 300 м, ширина 70 м, скорость до 30 узлов (56 км/ч), обеспечивается базирование до 60 летательных аппаратов различных типов и назначения. Этот ТАКР способен обеспечивать взлёт и посадку на него истребителей МиГ-29 и Су-27К.

Противолодочный вертолётоносец предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника в назначенных районах или по курсу следования соединений кораблей, конвоев, десантных отрядов. Основное вооружение - корабельные противолодочные вертолёты (до 32). Водоизмещение до 40 тысяч т, скорость до 32 узлов (59 км/ч). Первоначально под вертолётоносцы переоборудовались устаревшие корабли, с середины 50 х гг. началось специальное их строительство. В 90 е гг. противолодочные вертолётоносцы имеются в военно-морских силах Великобритании и Испании.

Противолодочный крейсер (ПКР), крейсер-вертолётоносец. - корабль специальной постройки для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Основное оружие - противолодочные вертолёты. Водоизмещение 14-15 тысяч т, скорость до 30 узлов (56 км/ч), экипаж 600-800 человек ; несёт 18-20 вертолетов. Вооружение: зенитно-ракетные комплексы средней и малой дальности, реактивные бомбомёты, гидроакустические комплексы. Полётная палуба обычно размещается в кормовой части корабля, имеет 1-2 вертолётоподъёмника, ангар. Два ПКР имеются в составе военно-морского флота нашей страны, крейсер-вертолётоносец - в военно-морских силах Франции (используется преимущественно как учебный корабль). По характеристикам и боевым возможностям близки к противолодочным авианосцам. Это направление строительства кораблей дальнейшего развития не получило.

Десантные вертолётоносцы (десантно-вертолётные корабли-доки, универсальные десантные корабли, плавучие базы вертолётов и др.) - А. к. для транспортировки и высадки с помощью вертолётов морских десантов, а также разминирования водных акваторий с использованием вертолётов-тральщиков. Появились в военно-морских силах США в 1955. Водоизмещение десантных вертолётоносцев от 9 до 39 тысяч т. Число принимаемых на корабль вертолётов от 6 до 26. Например, универсальный десантный корабль типа «Тарава» имеет полное водоизмещение 39,3 тысячи тонн, ширина корабля 32,3 м, длина полётной палубы 250 м, её ширина 36 м, макс, скорость 24 узла (44 км/ч). Вооружение: 2 зенитные ракеты «Си спарроу», 3 универсальные артиллерийские установки калибра 127 мм и 6 автоматических пушек калибра 20 мм. Быструю высадку десанта (до 1800 морских пехотинцев с вооружением) обеспечивают 4 танко-десантных или 6 десантных катеров и транспортно-десантные вертолёты (до 26 вертолётов Боинг вертол «Си найт»). Для поддержки высадки десанта на борту этого корабля может базироваться до 10 самолетов вертикального взлета и посадки.

Большинство кораблей 80-90 х гг. (крейсера, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли и др. ) имеют по одному (реже по два) вертолёта, предназначенных для выполнения обеспечивающих задач (разведка, классификация сомнительных контактов с подводными лодками, транспортные перевозки, доставки личного состава и др. ). Начало практического применения вертолётов на эсминцах и сторожевых кораблях относится к 50 м гг. На большинстве этих кораблей предусматривается палубный ангар, взлётно-посадочная площадка и система принудительной, посадки вертолёта к буксировки его в ангар. Это обеспечивает возможность эксплуатации вертолётов в условиях качки. Применение системы принудительной посадки позволяет использовать вертолёт при бортовой качке корабля до 30° и килевой до 8°. Впервые подобная система была установлена в 1963 на канадском эсминце «Ассини-бойн».

В начало энциклопедии
Главная