Энциклопедия РВСН (сделана частично)
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК)

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В З И К С Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК)

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

Ракетный комплекс стратегического назначения железнодорожного базирования. Предназначен для поддержания транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пунктов управления пуском, технологических и технических систем, средств охраны, личного состава и систем жизнеобеспечения в готовности, пуска ракет, управления их полетом и выполнения других задач (например, защиты ракет от воздействия поражающих факторов оружия противника). Конструктивно представляет собой железнодорожный состав из двух-трех тепловозов и специальных (по внешнему виду рефрижераторных и пассажирских) вагонов, в которых размещались транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пункты управления пуском, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав и системы жизнеобеспечения. Боевое дежурство БЖРК и пуск ракет осуществлялись как на пунктах постоянной дислокации, так и на маршрутах боевого патрулирования (МБП), в качестве которых использовались участки железных дорог общего пользования. Структура построения БЖРК, состав систем и средств поддержания комплекса в требуемых степенях боевой готовности обеспечивали эксплуатацию и боевое применение БЖРК как в составе комплекса, так и отдельными частями (автономными пусковыми модулями). Высокая мобильность БЖРК достигалась возможностью его оперативной передислокации по МБП. Способность БЖРК рассредоточиваться и его мобильность обеспечивали неопределенность местоположения комплекса на МБП, что являлось основой высокой живучести БЖРК в войне с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. Конструктивные и технические решения, заложенные в БЖРК, позволяли обеспечить длительное боевое дежурство и жизнедеятельность дежурных сил в автономном режиме за счет возимых запасов горюче-смазочных материалов, продо¬вольствия, воды и автономных источников электроэнергии.

Работы по созданию БЖРК с ракетой РС-22 (SS-24 «Scalpel») начались в середине 1970-х гг. разработчик - КБ «Южное» г. Днепропетровск, Украина, генеральный конструктор Уткин В.Ф (см. Государственное конструкторское бюро «Южное» имени академика М.К. Янгеля). Сборка БЖРК осу-ществлялась на Украине - в г. Павлограде. Летные испытания ракеты производились в 1985-1987 гг. в НИИП-53 г. Мирный, всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Опытная эксплуатация первого ракетного полка БЖРК началась с ноября 1987, а 28 ноября 1989 комплекс принят на вооружение. Всего было развернуто три ракетные дивизии (под Костромой, близ Красноярска и около Перми). В их составе находилось 12 полков-поездов. Все они были оснащены 36-ю ракетами, каждая из которых несла 10 мощных ядерных боезарядов.

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для умень-шения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне. Длина ракеты - 22,6 м, вес - около 100 тонн. Большая масса ракеты в ТПК не позволила уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь вагона - пусковой установки. Для решения этой проблемы были применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей. Перед пуском ракеты состав останавливался, специальным устройством отводилась в сторону контактная сеть. ТПК поднимался в вертикальное положение. После чего осуществлялся минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклонялась с помощью порохового ускорителя и только после этого запускался маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и избежать его повреждений.

По истечении гарантийных сроков эксплуатации созданных на Украине ракет РС-22 и железнодорожного комплекса в целом принято решение о их ликвидации. В настоящее время БЖРК полностью выведены из состава РВСН. 12 августа 2005 последний поезд БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства. Состав направлен на базу хранения в Пермскую область. Пусковые установки БЖРК ликвидируются на центральном ремонтном заводе РВСН в Брянске, ракеты - на предприятии в Перми. Вывод из состава РВСН боевых железнодорожных ракетных комплексов компенсируется за счет ввода комплекса «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования.

Лит.: Стратегическое ядерное вооружение России / под ред. П.Л. Подвига. – М.: ИздАТ, 1998; Советская военная мощь от Сталина до Горбачева / под ред. А.В. Минаева. – М.: Военный парад, 1999; Бюллетень «Ядерная Безопасность», № 20/21, 1999; Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». - СПб.: Невский бастион-Гангут, 1999.

Сытняк Ю.А.

В начало энциклопедии
Главная