Энциклопедия танков
Татра OA vz.30

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Я

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Татра OA vz.30

Бронеавтомобиль Tatra vz.30

Груды разбитой, сгоревшей и просто застрявшей в жирном украинском чернозёме боевой и транспортной техники отмечали путь отступления из Крыма к Карпатам вермахта и войск союзников Германии - Италии, Венгрии, Словакии. Где-то среди этого металлолома затерялись несколько небольших трехосных бронемашин с характерной круглой, чуть конической башней, с опознавательным знаком в виде двойного креста... Они состояли на вооружении двух словацких дивизий, воевавших против Красной Армии и разгромленных на земле СССР. Эти бронеавтомобили Tatra типа "vzor 30" (т.е. "образца 1930 г.") словацкая армия получила в 1939 году, когда Чехословацкая республика была отдана Германии, а Словакия стала государством-вассалои фашистской Германии.

История создания бронеавтомобилей образца 1930 года восходит к 1926 году. когда на вооружение чехословацкой армии был принят полуторатонный трехосный (6х4) автомобиль Tatra 26/30 с двигателем воздушного охлаждения. Татровская концепция (шасси с рамой-трубой и качавшимися полуосями) обеспечивала высокую по тем временам проходимость и прямо-таки очаровала военных, поэтому они с интересом приняли предложеиие завода Tatra разработать на этом шасси бронеавтомобиль. Первый опытный образец с шестицилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения мощностью 30 л.с. при 3000 об/мин имел четырехступенчатую КПП и двухступенчатый демультипликатор, механический привод тормозов, бронекорпус из броневой стали толщиной 3-8 мм; он испытывался в 1928-27 годах. Военные высоко оценили ходовые качества, но остались недовольны слабой броней. Доработки и иодериизация продолжались несколько лет, и только в в 1933 году был утвержден окончательный вариант легкого бронеавтомобиля, официально названного ОА vz.30, а с января 1934 года начались поставки,серийных бронеавтомобилей в войсковые части. Всего к июню 1935 года был построен 51 экземпляр.

В отличие от первого опытного образца, эти броневики строились на шасси Tatra-72 с укороченной до 2570 мм базой (база задней тележки 920 мм) и четырехцилнндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом всего 1910 см3  и мощностью 30 л.с. при 2800 об/мин. Четырехступенчатая КПП и двухступенчатая дополнительная коробка обеспечивали 8 скоростей вперед и 2 назад. Шасси типа 6х4 было уникальным в своем роде - все шесть колес имели независимую подвеску на листовых рессорах, карданный вал без единого шарнира проходил внутри центральной рамы-трубы и приводил в движение сначала средний, а от него - задний мост. От ведущих шестерен приводились тарельчатые шестерни качавшихся полуосей ведущих мостов, кожухи которых опирались на концы продольных листовых рессор. Рессоры своей средней частью качались на концах закрепленной на раме-трубе поперечной траверсы. Поперечные тяги передней подвески подрессоривались поперечной листовой рессорой. Масса шасси составляла всего 780 кг. Такая конструкция, а также блокируемые цилиндрические дифференциалы, односкатная ошиновка с пулестойкими шинами (размер 5.50 х 18) обеспечивали достаточно высокую проходимость компактного (размеры 4020 х 1575 х 2050 мм}, маневренного (радиус поворота 4,5 м) и легкого (боевая масса 2550 кг) бронеавтомобиля. Бронирование было, конечно, слабым (лоб корпуса 6-12 мм, борта 6 мм, башня 10 мм) но, благодаря отстрелу каждого корпуса на полигоне, качественным. Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов - один в круглой конической башне, другой в лобовой броне корпуса слева (справа сидел водитель). Экипаж бронеавтомобиля состоял из 3 человек. Корпус имел две боковые и одну заднюю дверцы, башня снабжалась люком Запас топлива 50 - 55 литров. Его хватало на 250 км. По шоссе автомобиль развивал 80 км/ч, на бездорожье - 10-15 км/ч; мог преодолевать 20%-ный подъём. Окраска ОА vz.30 состояла из неправильной формы пятен темно-зеленого, коричневого и темно-желтого цветов (стандартная камуфляжная окраска, принятая в чехословацкой армии в межвоенный период).

В частях чехословацкой армии каждому взводу из трех легких бронеавтомобилей vz.30 придавался для усиления тяжелый бронеавтонобиль vz.27 (тип РА-2). Позже, при создании ударных (т.е. механизированных) полков в ротах бронеавтомобилей по штату числилось по 7 бронеавтомобилей vz.30 и по два vz.27. а также по 4 гусеничные танкетки.

К 1938 году эти бронеавтомобили уже устарели и были слишком уязвимыми, но тем не менее успешно использовались в боях с гейнлейновцами в Судетах, где потерь не имели. В январе 1939 года чешской армии пришлось вести боевые действия в Закарпатской Руси с венгерскими войсками. Здесь за 3 месяца боевых столкновений было потеряно 15 бронеавтомобилей Tatra. Остальные в 1939 году захватили немцы, которые включили их в состав своих частей под обозначением PzSpr-30/T; в 1941 году семь из них были переоборудованы в агитационные (с ГУ) и переданы ротам пропаганды.

В словацкой армии в мачале было 13, а позже - 19 бронеавтомобилей этого типа. Часть из них подорвалась на минах при атаке словацкой армии ("Рыхла дивизия ") позиций Красной Армии под Липовцом летом 1941 года, еще 5 из состава охранной дивизии уничтожили партизаны под Лоевом, а остальные были подбиты или брошены при отступлении. Лишь два броневика этого типа были применены против немцев в августе 1944 года во время Словацкого народного восстания.

До наших дней не сохранился ни один экземпляр этих довольно интересных бронемашин.

Библиография:

В начало энциклопедии
Главная