Статьи на букву "Г"
Высокопрочный стойкий к выветриванию строительный материал - магматическая горная порода черного или темно-зеленого цвета (встречается пятнистая окраска). Габбро в виде полированных плит используется для облицовки фасадов зданий. |
Гавит (жаматун) в армянской средневековой архитектуре притвор храма - усыпальница, место для молитвы и собраний, обычно зал, перекрытый сводом на арках. |
Рыхлые отложения озерно-болотных водоемов, состоящие из углекислого кальция. Могут содержать примесь глины. Применяется для производства цемента, извести, для известкования почв. |
Разновидность ячеистого бетона, получаемая из смеси вяжущего, песка и воды с газообразующими добавками. В качестве вяжущего применяют портландцемент. Газообразователем, как правило, служит алюминиевая пудра. При введении ее в смесь происходит реакция с известью или щелочью, в результате которой выделяется водород. |
Ячеистый бетон, изготовленный на основе тонкодисперстной золы от переработки горючих сланцев в топливо. |
газонаполнение - заполнение пространства между стеклами в стеклопакете различными видами газов для придания стеклопакету повышенных теплофизических и звукоизоляционных свойств. |
Газосиликат - ячеистый теплоизоляционный бетон, получаемый из смеси извести с молотым кварцевым песком путем вспучивания предварительно приготовленного шлама (теста) с помощью газообразователя и затвердевания в различных условиях (автоклавная обработка или пропаривание). |
газосиликатобетон - ячеистый бетон, изготовленный на основе молотого кварцевого песка и извести. |
Крытый проход, расположенный по наружному периметру здания, опирающийся на несущие стены, колонны, аркады. ------------------- Галерея (франц. galerie, от итал. galleria). 1) длинное крытое светлое помещение, в котором обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. С 1-й половины 16 в. и особенно в эпоху барокко в европейской дворцовой архитектуре складывается новый тип галереи - обширного зала со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. В подобных галереях с 17 в. размещались художественные коллекции владельцев дворцов. Позже галереями стали называть художественные музеи, а также их отделы. В современной архитектуре галереи являются важным функциональным элементом галерейных домов. 2) верхний ярус зрительного зала (галёрка). 3) в переносном смысле - длинный ряд, вереница (например, галерея типов). |
Галерея Висячая - Галерея, поддерживаемая консольными выпусками из здания. |
Вяжущий материал, применяемый в штукатурных растворах. Получается путем обжига природной смеси гипса с глиной. ------------------- Ганч - среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс (от 40 до 70%) и глину. Водный раствор молотого ганча быстро схватывается (затвердевает), легко формуется. С первых веков н. э. ганч известен как материал для штукатурки, объёмно-пластического декора (резьбы, отливок решёток и др. деталей) и скульптуры. Влажный ганч легко режется и даёт возможность разнообразной и мельчайшей проработки как низкого, так и высокого рельефа. Резной ганч имеет приятную белую матовую поверхность. Подсохший слой ганча служит основой для росписи. На Кавказе называется гажа. |
Гардины - занавеси из легкой прозрачной ткани, ширина которых, как правило, в два и более раза превышает ширину карниза. |
Гвиргвини - бревенчатое или балочное шатровое перекрытие грузинского народного жилища (дарбази), ярусами сужающееся кверху, с отверстием для выхода дыма. |
Гегард , Айриванк (арм. - пещерный монастырь, основан в 4 в.), в ущелье р. Гарни, в 40 км к юго-востоку от Еревана. Комплекс памятников армянской средневековой архитектуры (12-13 вв.). Туризм. |
Гелатский монастырь , Гелати, один из наиболее крупных средневековых монастырей Грузии (в 11 км от Кутаиси), выдающийся памятник грузинской архитектуры. Основан царём Давидом Строителем в начале 12 в. Основу богатств Гелатского монастыря составили земельные пожалования и вклады грузинских царей и частных лиц. Монастырь имел много льгот. Он зависел только от царя, а в религиозных вопросах от католикоса-патриарха, местопребыванием которого Гелатский монастырь был со 2-й пол. 16 в. до 1814. В средние века Гелатский монастырь был крупным центром просвещения, передовой философской мысли и художественной культуры Грузии. В 12 в. в Гелатском монастыре была создана Гелатская академия. В настоящее время Гелатский монастырь - филиал Кутаисского историко-этнографического музея. Архитектурный комплекс монастыря состоит из крестово-купольного главного храма (1106-25), крестово-купольной церкви св. Георгия, 2-этажной церкви св. Николая, трёхъярусной колокольни (все - 13 в.) и здания академии (12 в., восточный портик 14 в.). Сохранились части южного входа, сооруженного над могилой Давида Строителя (12 в.), и каменной ограды. Мозаика главного храма с изображением богоматери с младенцем и архангелов (1125-30) - выдающийся памятник средневекового искусства. В храмах Гелатского монастыря уцелели росписи 12-18 вв., включающие портреты исторических лиц. |
Организация, являющаяся главным исполнителем договора подряда на проведение строительно-монтажных работ. |
Проектная организация, ответственная за выполнение комплекса изыскательских и проектных работ на основании договора с Заказчиком. |
Способность материалов к поглощению атмосферной влаги. |
Рулонный беспокровный гидроизоляционный материал, полученный путем пропитки асбестового картона нефтяным битумом. |
гидроизоляционные С/М - материалы, предназначенные для защиты строительных конструкций от постоянного воздействия агрессивной влажной среды, чаще всего от действия воды под давлением. |
Предназначенные для защиты строительных конструкций от постоянного воздействия агрессивной влажной среды, чаще всего от действия воды под давлением. |
Слой (слои), препятствующий прониканию через пол сточных вод и других жидкостей, а также проникновению грунтовых вод. |
Гидроизоляция проникающая - надежное обеспечение водонепроницаемости бетонных и каменных конструкций путём инъекций специальных составов. |
Способность материала не смачиваться водой. |
Гинекей (греч. gynaikeion или gynaikon, от gynaikeios - женский, gyne - женщина), 1. в Древней Греции женская половина в задней части дома: спальня хозяев, помещения для дочерей и рабынь. 2. В поздней Римской империи и Византии также государственные или частные мастерские (преимущественно ткацкие), где работали как женщины, так и мужчины-рабы. До 10 в. славились гинекеи Константинополя, изготовлявшие шёлковые ткани и парчу. |
Гипостиль (от греч. hypostylos - поддерживаемый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны. Гипостили, или гипостильные залы, были распространены в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран). |
Гипподам - из Милета (Hippodamos), древнегреческий архитектор-градостроитель 5 в. до н. э. С именем Гипподама связывают разработку принципа регулярной планировки городов (т. н. гипподамова система). Гипподаму приписывают планировку Пирея (после 446 до н. э.), Родоса (408-407 до н. э.), Фурий (на территории современной Италии; 443 до н. э.). |
Минерал - водный сульфат кальция, а также осадочная горная порода, состоящая в основном из этого минерала. Применяется при производстве вяжущих веществ, штукатурного гипса, эстрихгипса, гипсового цемента, а также для получения серной кислоты. |
Гипсокартон (сухая штукатурка) - представляет собой лист, состоящий из двух слоев строительной бумаги (картона) и гипсового сердечника. Из общей массы листа примерно 93% приходится на двуводный гипс, 6% - на картон, 1% массы образован за счет влаги, крахмала и органического поверхностно-активного вещества. |
Гирька - фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирьки широко использовались в русской архитектуре 16-17 вв. в декоре ворот, крылец, оконных проёмов. |
ГЛАВА - главка, декоративное завершение церковных построек, в русском зодчестве имеющее форму шлема, луковицы, груши и т.п. Глава покоится на круглом в плане или гранёном барабане; первоначально являлась (в каменном зодчестве) наружной частью его купольного завершения. Глава придаёт верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которую увеличивают позолота главы, её окраска, узор и материал покрытия (черепица, лемех, фигурное железо и пр.). Главы встречаются также в архитектуре народов Кавказа (конусные и зонтичные главы), Средней Азии, Индии и некоторых стран Европы. |
Тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий, образующийся за счет расплавления и последующего застывания специально нанесенной керамической массы определенного состава. Улучшает физико-химические и декоративные качества изделия, способствует увеличению его механической прочности, химической стойкости, долговечности, повышает его эксплуатационные качества. |
Гласис - в архитектуре незастраиваемое пространство перед крепостью. |
Глина, обожженная в результате подземного горения угольных пластов. Применяется при производстве силикатных цементов, где ее содержание может достигать 50%. |
Осадочные горные породы, в основном состоящие из глинистых минералов. Обладают пластичностью - при замешивании с водой образуют вязкое тесто, которое при высыхании сохраняет приданную форму. Используются для производства керамики, огнеупоров, как адсорбенты, а также для изготовления кладочных печных растворов. |
Глиняный раствор - кладочный раствор из глины, песка и воды. Глиняный раствор применяется при кладке печей, каминов, очагов и дымовых труб. |
Глубина, на которую в зимний период промерзает грунт. В условиях Северо-Запада глубина промерзания ~ 1,5 м. |
Несквозная резьба, выполненная в массиве древесины, рассчитанная на восприятие рельефа при солнечном освещении или специальной подсветке. |
глухая створка (глухое остекление) - конструкция окна или части окна, жестко закрепленная в коробке, не имеющая механизма открывания. |
Гопурам (санскр.), в средневековой индийской архитектуре-надвратная башня в храмовой ограде. |
Горельеф (франц. haut-relief, от haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре. |
Горизонт, насыщенный водой, залегающий между двумя водоупорными пластами. |
горючесть - способность материала гореть (под действием высоких температур и открытого пламени). |
Гостиный двор - в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров (обычно прямоугольный в плане). С XVIII века стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов. |
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение. |
Природный или искусственный материал, представляющий собой окатанные зерна размером 5-70 мм и гладкую поверхность. |
Градирня - башня с железобетонным или металлическим каркасом обшитым асбоцементными/алюминиевыми панелями. Градирня предназначенна для охлаждения циркуляционной воды при оборотной системе водоснабжения. |
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО - теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учет местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и т. д. Первые опыты упорядочения городов и поселений относятся к сер. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э. В Древнем Египте и Двуречье применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы. В Древней Греции и Риме приемы регулярной планировки сложились в стройную систему (т. н. Гипподамова система). Средневековые города, опоясанные мощными стенами, имели кривые и узкие улицы вокруг замка, городского собора или торговой площади. Жилые районы за пределами городских стен окружались новым кольцом стен, а иногда на их месте образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Бурный рост городов с сер. 19 в., затем быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий (городских агломераций), загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов). Основные задачи современного градостроительства - создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик, решение городских экологических проблем, преодоление монотонности типовой застройки, сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров, бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями. |
Гранит - полнокристаллическая равномернозернистая или порфировидная горная порода, состоящая из кварца, полевого шпата и темноцветных минералов. Гранит обладает высокой твердостью. Используется гранит в качестве декоративного облицовочного материала, как заполнитель для бетонов, в виде кислотоупорной облицовки. |
Полнокристаллические равномернозернистые или порфировидные горные породы, состоящие из кварца, полевого шпата и темноцветных минералов. Обладают высокой твердостью. Используются в качестве декоративного облицовочного материала, как заполнитель для бетонов, в виде кислотоупорной облицовки. |
Способ декоративной отделки фасадов, заключающийся в нанесении на поверхность стены двух тонких разноцветных слоев штукатурки и последующем процарапывании металлическим инструментом высохшего верхнего слоя до нижнего - фонового. |
Грейдер - прицепная землеройно-планировочная машина, которая с помощью отвала вырезает или перемещает грунт. |
Григорович-Барский , Иван Григорьевич (1713-1785) - украинский архитектор. Традиционные приемы украинского барокко дополнял элементами раннего классицизма (Покровская церковь в Киеве, 1766). |
Гридница - в древнерусской архитектуре большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском доме. |
Гробница - архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память (например, грандиозные древнеегипетские пирамиды). |
Гропиус (Gropius), Вальтер (1883-1969) - немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры. Основоположник функционализма, разрабатывал рационалистические принципы в архитектуре и дизайне. Основатель и директор (1919-1928) "Баухауза". С 1937 работал в США. Создал новые архитектурные формы, выявляя во внешнем облике построек их функциональное назначение (фабрика "Фагус" в Альфельде, 1911-1916). |
Грот (от итальянского grotta) тип паркового помещения, кладка и отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. |
Общее название горных пород включая почвы, являющихся объектом строительной деятельности. Различают: скальные грунты - породы, залегающие в виде монолитного или трещиноватого массива и рыхлые грунты - крупнообломочные и песчаные породы. |
Составы, наносимые первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для уменьшения ее пористости и обеспечения требуемой адгезии лакокрасочного покрытия. От окрашивающих составов отличаются меньшим содержанием пигментов. |
Гульбище - в русской архитектуре 16-17 веков галерея, часто открытая, окружающая церковь, трапезную или дворец на уровне подклета. |
Гурт - вертикальные и горизонтальные профилированные тяги на фасадах и в интерьерах. ------------------- Гурт (нем. Gurt, буквально - пояс, подпруга), арка из тёсаных клинчатых камней, которая укрепляет ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. Применение гуртов в готической архитектуре явилось одним из первых примеров разделения постройки на прочный каркас и лёгкое заполнение. С введением гуртов упростился характер кладки, уменьшился вес и возросла прочность крестовых сводов. Во французском готике гурт получил название нервюры. В другом смысле гурт - профилированная горизонтальная тяга, членящая фасад здания. То же, что Нервюра |
Гур-Эмир - в Самарканде, памятник архитектуры Средней Азии, усыпальница Тимура и Тимуридов. Построен в 1403-04 (8-гранный мавзолей с ребристым куполом), в 1424 и позднее обстроен сводчато-купольными помещениями; реставрирован в 1967. |
ГУСЁК - архитектурный профиль (облом). Представляет собой сочетание 2 дуг: в прямом гуське верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське - наоборот. |
Гутты (от лат. gutta - капля), или регулы, шесть небольших выступов в виде усечённых конусов на нижней поверхности каждой полки под и над триглифами, а также и над метопами в постройках дорического ордера. |
Главная |