Архитектурно-строительные термины
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАЙ-ТЕК

Хай-тек (англ. high tech, сокр. high technology букв. - высшая технология), направление в архитектуре последней трети 20 века, эстетически осваивающее инновационные разработки передовых отраслей науки и техники, развивает традицию конструктивизма. Сооружения в этом стиле благодаря применению новейших материалов, полировке поверхностей и т. д. напоминают образцы современной технологии, сборные производственные модули, контейнеры. Выразительным элементом образа иногда становится сама инфраструктура здания (трубопроводы, кабели). Типичный пример хай-тека - Национальный центр искусств имени Ж. Помпиду в Париже (архитекторы Р. Пиано, Р. Роджерс, 1977).

(high tech, сокр. от англ. high technology "высокая технология") Одно из направлений новейшей западной архитектуры: стремится к эстетическому освоению различных инновационных научных и промышленных разработок. В произведениях представителей хай-тека демонстрируются высокие качества легких сплавов, пластиков, новых композитных материалов. Цветом и полировкой металлов подчеркиваются ассоциации с образцами новейшей (в т. ч. космической) техники. Для хай-тека характерны объемы, напоминающие сборные производственные модули, "рабочие навесы", контейнеры" и другие типы инженерных сооружений. Трубопроводы, пучки кабелей и тому подобные системы внутреннего обеспечения зданий играют роль архитектурных элементов. По существу своих устремлений хай-тек продолжает линию техницизма, во многом определившую поэтику "современной архитектуры". В 1960- 1970-х гг. эту линию развивало направление проектной футурологии (английская группа "Аркигрэм", японские приверженцы метаболизма и др.), в среде которого сформировались основные черты архитектуры хай-тека. Наиболее известным, хотя и спорным с эстетической точки зрения, сооружением такого рода явился Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже (архитекторы Р. Пиано, Р. Роджерс, 1977). В дальнейшем в работах Н. Фостера, Р. Роджерса и других архитекторов раскрылись впечатляющие возможности стиля хай-тек.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА

Форма организации строительных работ, при которой работы выполняются собственными силами застройщика, без привлечения сторонних подрядных организаций.

ХОЛЛ

ХОЛЛ (англ. hall), первоначально большое помещение под высокой двускатной крышей, в котором собирались все совместно работавшие в хозяйстве члены англо-саксонского рода периода раннего средневековья; позже главная общая комната усадебного дома, особняка и пр.; обеденный зал в английском колледже. В современном значении преимущественно помещение для отдыха и ожидания в общественном здании (например, в гостинице), прихожая современного коттеджа, главным образом в англоязычных странах; иногда холлом называют также зал для публичных собраний, концертов.

ХОРОМЫ

Хоромы (устар.) в России большой жилой деревянный дом, часто состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. В переносном смысле - богатый, просторный дом, квартира.

ХОРЫ

Верхняя открытая галерея или балкон внутри парадного зала здания.

-------------------

верхняя (на уровне 2-го яруса) галерея в христианских церковных зданиях или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма или опоясывает неф с южной, западной и северной сторон. В период средневековья хоры предназначались для представителей высших слоев феодального общества; позднее на хорах размещались певчие, музыканты, орган.

ХРАМ

ХРАМ - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. В течение тысячелетий храмы выполняли не только религиозную, но и некоторые общественные функции (торжеств, собрания, церемонии; многие храмы имели мемориальный характер). В символике архитектурных частей и декоративного убранства храмов раскрывались основные черты мировоззрения эпохи. Монументальные здания храмов, расположенные в узловых точках города, имеют большое градостроительное значение.

ХРАМ СОФИИ В СТАМБУЛЕ

Храм Софии в Стамбуле (Константинополе), храм святой Софии, Айя-София, выдающийся памятник византийской архитектуры. Сооружен в 532-537 Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Представляет собой 3-нефную купольную базилику (длина 77 м). Возведенный на парусах купол (диаметр 31,5 м; восстановлен в меньших размерах после разрушения в 6 веке) объединен с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов. Она придает интерьеру, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство. Внутри облицован цветным мрамором, украшен замечательными мозаиками. Наружный монументальный облик храма Софии искажен турецкими пристройками XVI-XVIII вв. (минареты и др.).

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная