Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эгида

Эгида (греч. aigis)

первоначально козья шкура, которую носили для защиты от холода. Согласно Гомеру, эгида - сделанный Гефестом щит Зевса из шкуры козы Амалфеи, вскормившей Зевса во младенчестве. Верховный бог, потрясая этим щитом, наводил ужас на врагов. В более поздних мифах эгида - щит или доспех с натянутой на нём шкурой животного, с изображением змееволосой головы Горгоны. Эгида являлась атрибутом божеств, например Зевса, Аполлона и Афины. Богиня-воительница носила её накинутой на плечи и грудь как предмет женского туалета. В переносном смысле эгида - защита, покровительство (выражение "под эгидой"). В скульптуре эгида изображается как род чешуйчатого панциря с головой Горгоны в центре.

Эдикула

Эдикула (лат. aedicula, уменьшительное от aedes - дом, т.е. домик)

архитектурное оформление окна или ниши, образованное колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанное фронтоном. Ниши предназначались для установки статуй, урн при оформлении надгробий, украшали стены, фасады храмов, общественных зданий и частных домов. В Древней Греции и Риме эдикулы были распространены в виде и самостоятельных небольших культовых зданий (маленький храм, молельня). В средние века эдикула была известна только в романских странах; начиная с эпохи Ренессанса, она получила распространение по всей Европе. Мотив эдикул использован при оформлении оконных проёмов паркового павильона-пристани на берегу р. Мойки в саду Михайловского дворца (арх. К.И. Росси, 1825).

Экзерциргауз

Экзерциргауз (нем. Exerzierhaus) закрытое помещение, предназначенное для обу чения войск; в нем проводились строевые занятия, разводы, вахт-парады, полковые праздники, молебны.

Эклектика

Эклектика (греч. eklego - выбираю) художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Элементы эклектизма присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и т.д., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы. В России эклектика утвердилась в 1830-1840-х годах как архитектурное течение, восставшее против рутинности устаревших академических догм, требовавших следовать вечным законам античного зодчества и Возрождения. Прошедшая в своем более чем полувековом развитии через различные стадии, эклектическая архитектура, отвечая общественным запросам, обогатила русское зодчество рядом крупных достижений - созданием новых типов жилых и общественных зданий, организацией комфортных условий для жизни и деятельности человека, внедрением новейшей строительной техники. Выдающиеся зодчие-эклектики второй половины XIX в. - Г.А. Боссе, Р.А. Гедике, И.С. Китнер, М.Е. Месмахер, А.И. Резанов, А.В. Иванов, П.Ю. Сюзор, В.А. Шретер и многие другие создали немало первоклассных произведений, в большой степени определивших облик центральных районов Петербурга.

Экседра

Экседра - полукруглая ниша большого размера, завершённая конхой, часто с сиденьями вдоль стен. Экседра встраивалась в здание или сооружалась в виде отдельного павильона и служила местом собеседования и отдыха. В классической форме экседры решён Петровский (Малый) Тронный зал Зимнего дворца (арх. О. Монферран, 1830; позже В.П. Стасов и А.П. Брюллов, 1839).

Экстерьер

Экстерьер (лат. exterior - внешний, наружный) в архитектуре - внешний облик здания, в средневековом храме - открытая в главный неф галерея типа хор, расположенная над входом или над сводами боковых нефов.

Электизм

Электизм (греч. eklego - выбираю) художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Элементы эклектизма присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и т.д., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы. В России эклектика утвердилась в 1830-1840-х годах как архитектурное течение, восставшее против рутинности устаревших академических догм, требовавших следовать вечным законам античного зодчества и Возрождения. Прошедшая в своем более чем полувековом развитии через различные стадии, эклектическая архитектура, отвечая общественным запросам, обогатила русское зодчество рядом крупных достижений - созданием новых типов жилых и общественных зданий, организацией комфортных условий для жизни и деятельности человека, внедрением новейшей строительной техники. Выдающиеся зодчие-эклектики второй половины XIX в. - Г.А. Боссе, Р.А. Гедике, И.С. Китнер, М.Е. Месмахер, А.И. Резанов, А.В. Иванов, П.Ю. Сюзор, В.А. Шретер и многие другие создали немало первоклассных произведений, в большой степени определивших облик центральных районов Петербурга.

Энкаустика

Энкаустика (греч. enkaustike, от enkaio - жгу) - живопись восковыми красками, где в качестве связующего краски вещества используется воск. Живопись может производиться горячим способом, при котором художник-энкауст пишет расплавленными восковыми красками, и они вплавляются в грунтовую основу (например, дерево). Воск может быть также использован растворённым в маслах или в виде эмульсии (восковая темпера) и в качестве добавления к другому связующему (например, маслу и лаку). Хорошая защита, даваемая воском красящим пигментам, неизменность цвета, влагонепроницаемость определяют большую прочность восковой живописи. Эта техника была известна в Древнем Египте: так называемые фаюмские портреты (превосходной сохранности) найдены, главным образом, в погребениях оазиса Фаюм в Египте и относятся к I в. до н.э. Наибольшее развитие восковая живопись получила в античной Греции, где и называлась энкаустика. В этой технике работали выдающиеся греческие художники Зевксис, Паррасий, Апеллес и др. Энкаустика применялась в основном в станковой живописи, а в монументальных стенных росписях в тех случаях, когда из-за неблагоприятных условий другая живопись не была бы прочной, например в банях и особенно в наружных росписях. Произведения восковой живописи классической поры до нас не дошли. В галерее истории древней живописи Эрмитажа по эскизам мюнхенского художника Г. Хильтеншпрегера восковыми красками написаны картины на медных досках, объединённые общей сюжетной идеей: происхождение и развитие живописи в античные времена.

Эпистиль

Эпистиль (греч. epistyles, от epi - над, stylos - колонна) каменная балка, нижняя деталь балочной конст рукции; осуществляет переход от опорного к несущему элементу постройки. Эпистиль - буквально то, что лежит на колонне. То же, что архитрав.

Эркер

Эркер (нем. Erker) часть внутреннего объёма здания, вынесенная за пределы его наружных стен и выступающая на фасаде в виде закрытого балкона. Обычно эркер не опускается до земли, охватывая один или несколько этажей. Эркеры могут свободно размещаться на плоскости стены, могут быть и угловыми. Обычно они максимально раскрыты световыми проёмами или даже имеют сплошное остекление, почему их иногда называют фонариками. Впервые в Петербурге эркеры появились на фасаде дома арх. П. Жако, что на углу Б. Морской и Кирпичного пер.

Эрмитаж

Эрмитаж (франц. ermitage - жилище отшельника, уединённый уголок) название многих загородных вилл, парковых павильонов, предназначенных для уединённого отдыха и развлечений владельца и узкого круга его гостей. Тема эрмитажей получила развитие в творчестве выдающихся архитекторов России XVIII в. Известны: Эрмитаж Нижнего парка Петергофа (арх. И.-Ф. Браунштейн, Б.Ф. Растрелли, 1721 1754), Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села (арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Б.Ф. Растрелли, 1743-1754). Эрмитажем были названы в эти же годы залы Зимнего дворца, где размещались художественные коллекции и куда допускались лишь избранные лица. Позднее название "эрмитаж" перешло и на выстроенные рядом с Зимним дворцом здания. Эрмитаж - художественный и культурно-исторический музей - занимает одно из первых мест в ряду мировых музеев. Размещённые в нём коллекции стали доступными для публичного обозрения в 1852 году.

Эскарп

Эскарп (франц. escarpe - откос) откос рва с внутренней стороны долговременного укрепления, создаваемый в качестве противоштурмовой преграды. В фортификационных сооружениях типа крепости эскарповая стена - это наружная стена оборонительного сооружения. Петропавловская крепость создавалась как первоклассное военно-инженерное сооружение XVIII в. Бастионы и куртины сложены из кирпича и камня. Их высота 10-12 м, ширина до 20 м. Они состоят из двух стен: наружной (эскарповой) толщиной до 8 м и внутренней (валганговой) толщиной 2 м. Внутри этого массива сооружались казематы, казармы, склады и пр.

Эспланада

Эспланада (франц. esplanade) открытое пространство в крепости между цитаделью и городскими строениями шириной около 400-500 м, необходимое для наблюдения и обстрела. Впоследствии эспланада - площадь перед большим зданием.

Этаж

Этаж (франц. etage) часть здания, включающая все помещения, полы которых расположены на одном уровне. В жилых зданиях различают: надземные этажи - основные помещения здания, располагающиеся выше уровня земли; цокольный этаж (или полуподвальный) - заглублённый ниже уровня земли незначительной частью своей высоты; подвальный - заглублённый большей частью своей высоты, используемый обычно для технических и хозяйственных целей; АНТРЕСОЛЬ - половинный этаж, встроенный в высокий надземный этаж для увеличения полезной площади; МАНСАРДНЫЙ этаж - встроенный в помещение чердака. Этажность здания определяется числом надземных этажей (не считая мансардного); цокольный этаж относят к надземным, если верх его перекрытия возвышается над уровнем земли не менее чем на 2 м.

Эхин

Эхин - часть капители дорической колонны в виде круглой в плане каменной подушки с выпуклым криволинейным профилем (чаще всего - четвертной вал). Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной плите (АБАКА).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная