Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Абак

Абак - элемент колонны - верхняя плита капители, в дорическом ордере имеет в плане квадратную форму, в КОРИНФСКОМ и КОМПОЗИТНОМ ордерах - усложненную квадрат с вогнутыми сторонами и срезанными углами.

Абака

Абака, Абак

(греч. abakos - доска, плита)

элемент колонны - верхняя плита капители, в дорическом ордере имеет в плане квадратную форму, в коринфском и композитном ордерах - усложненную квадрат с вогнутыми сторонами и срезанными углами.

Абсида

Апсида

(греч. apsidos - дуга, закругление)

объемный элемент здания - полукруглый в плане выступ, перекрытый КОНХОЙ или сомкнутым полусводом. Абсида обычно устраивалась на восточной стороне для размещения алтаря. Трехнефный храм имел и три абсиды. ГОТИКА претворила абсиду в полигональный выступ. Изнутри здания абсиде соответствует аналогичная по форме часть внутреннего пространства, носящая то же наименование. Абсиды появились в архитектуре Древнего Рима, но особое распространение они получили в церковных зданиях, став специфической формой культовых сооружений.

Аванзал

Аванзал (франц. avant - перед)

передний, первый зал в общественных зданиях перед большим, главным залом.

Авансцена

Авансцена (франц. avant - перед)

передняя часть сценической площадки между занавесом и РАМПОЙ.

Агат

Агат (по назв. реки Ахатес на о. Сицилия)

минерал, полудрагоценный камень, по химическому составу - двуокись кремния, разновидность кварца. Построен из слоев с различной окраской, главным образом серо-толубой и белой, за счет заметной пористости может быть искусственно окрашен в любой цвет. Высокие декоративные качества в сочетании с твердостью и химической стойкостью обусловили применение его в архитектуре и при создании предметов убранства интерьеров. Ч. Камерон создал Агатовый кабинет в павильоне того же названия в Царском Селе. Агатом облицованы стены и двери кабинета. Камины Греческого зала в Павловском дворце инкрустированы агатом, мрамором и ляпис-лазурью. Греческий зал декорирован В. Бренна и восстановлен А. Н. Воронихиным.

Агора

Агора (греч. agora - площадь)

место народных собраний - площадь с расположенными на ней культовыми, общественными и торговыми зданиями.

Адитон

Адитон (гр.)

внутреннее, обычно расположенное за ЦЕЛЛОЙ помещение, святилище греческого храма, доступное только для служителей культа.

Ажур

Ажур (франц. ajour - сквозной)

сквозной узор декоративных изделий, например, ажурная кованая или литая решетка, ажурная резьба по ганчу, по кости.

Айван

Айван - терраса или открытая галерея, перекрытие которой поддерживается колонками. Устройство айвана - характерный для Средней Азии способ решения пространства внутреннего дворика мечети или жилища.

Айлептерий

Айлептерий - см. Термы.

Акант

Акант, Акант

(лат. acanthus - травянистое растение средиземноморского побережья) - стилизованное изображение листьев одноименного растения, является одним из самых распространенных орнаментальных мотивов античной архитектуры как греческой, так и римской По рисунку различают более остро нарисованный греческий акант (acanthus spinosus - акант колючий) и акант с более округлым рисунком листьев, характерный для римского зодчества (acanthus mollis - акант мягкий).

Аканф

Аканф, Акант

(лат. acanthus - травянистое растение средиземноморского побережья)

стилизованное изображение листьев одноименного растения, является одним из самых распространенных орнаментальных мотивов античной архитектуры как греческой, так и римской По рисунку различают более остро нарисованный греческий акант (acanthus spinosus - акант колючий) и акант с более округлым рисунком листьев, характерный для римского зодчества (acanthus mollis - акант мягкий).

Акведук

Акведук - римский арочный - иногда многоярусный - мост для проводки оросительных и водоводных каналов через овраги, ущелья и т. п. В России акведуки были построены на Тайцком водоводе в Царском Селе и старом Мытищинском водоводе под Москвой.

Акрополь

Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость и святилище одновременно Наиболее известен Афинский акрополь, где находились важнейшие храмы и общественные здания.

Акротерий

Акротерий - скульптурные украшения, расположенные над углами фронтона, носят общее наименование акротерии. Отличаясь большим разнообразием, они в виде человеческих фигур изображали богов и героев, мифические животные были представлены ГРИФОНАМИ, СФИНКСАМИ, птицей Феникс и т. п., устанавливались аллегорические предметы - трофеи, треножники, вазы и декоративные элементы - аканты, ПАЛЬМЕТТЫ, СКОЦИИ. Вспомним акротерии Манежа (арх. Дж. Кваренги, 1807).

Аксессуар

Аксессуар (франц. accessoire - побочный) - вспомогательная деталь.

Алебастр

Алебастр (греч. alabastros - по названию Алабастрон в Др. Египте) минерал, водный сульфат кальция, мрамороподобная, тонкозернистая, плотная разновидность природного ГИПСА. По окраске белый, под влиянием примесей может быть светло-желтым, кремовым, светло-оранжевым, красноватым Ценный поделочный и облицовочный камень, легко обрабатывается Алебастром называется также строительный материал, получаемый при низкотемпературном обжиге гипса. Измельченный и смешанный с водой, быстро схватывается. Применяется для лепных работ. Является компонентом штукатурки СТУККО. В Гатчинском дворце находятся большие вазы из алебастра (по рисункам арх. Л. Ринальди). Когда в них ставили свечи, вазы служили светильниками.

Аллея

Аллея (франц. allee - проход) прямолинейная дорога с рядовой обсадкой. Если прямая дорога проложена в лесном массиве парка или лесопарка, ее называют просекой. Например, лучевая просека Доброго жениха в Павловском парке. По назначению аллеи бывают главные (входные) и второстепенные - кольцевые, лучевые, прогулочные.

Алтан

Алтан - см. Балкон

Алтарь

Алтарь - часть христианского храма, где находится престол. В православной церкви - это восточная возвышенная часть помещения, отделённая алтарной перегородкой, позже превратившейся в иконостас. Посреди иконостаса устраивают двери, называемые Царскими, или Святыми вратами; эти двери ведут прямо к Престолу, расположенному выше прочих частей алтаря - горнее место. Он назначается для сидения архиерея. К алтарю примыкают два помещения: с северной стороны - жертвенник, где приготовляются хлеб и вино для таинства причащения. На южной стороне алтаря помещается диаконик - место для хранения священных сосудов, риз, напрестольных Евангелия и креста - предметов, состоящих в ведении диакона. Различают главный алтарь и боковые, посвящённые каким-либо святым. Перед входом в алтарь, вне святилища, находится стол - алтарь для жертвоприношений. На этот алтарь возлагались жертвы с возлиянием на них вина или елея. В отличие от стационарного алтаря существует переносный, алтарь-складень: диптихон (двустворчатый), триптихон (трёхстворчатый).

Аль секко

Аль секко (ит. al secco - по сухому)

вид декоративной живописи - роспись по сухой известковой штукатурке.

Аль фреско

Аль фреско (ит. al fresco - по свежему, по сырому)

см. Фреска.

Альков

Альков (франц. alcove - спальное место) - выделенная часть комнаты или углубление в стене, где устанавливается кровать.

Альфрейные работы

Альфрейные работы - различного рода высокопрофессиональные малярно-живописные отделочные работы - роспись орнаментов по трафарету, роспись, имитирующая декоративный рисунок камня или дерева, ГРИЗАЙЛЬ.

Амбразура

Амбразура (франц. embrasure - углубление) - оконный проём в стене с расширением внутрь здания - оборонительного сооружения - для ведения огня из орудий, миномётов и пулемётов в отличие от БОЙНИЦ, через которые ведется стрельба из ручного оружия. Стилизованные амбразуры - в стенах здания Военно-исторического музея артиллерии (арх. П.И.Таманский, 1860). В архитектуре гражданской амбразура - оконный проём в стене, сделанный с расширением внутрь помещения, чтобы створки оконного переплёта раскрывались возможно шире и чтобы тем самым обеспечивались условия наилучшего освещения и проветривания. Устройство оконной амбразуры имеет значение при большой толщине каменных стен.

Амвон

Амвон (греч. ambon - выпуклость, возвышение) - возвышение в православной церкви против Царских врат, кафедра для чтения проповеди, с пультом; на южной стороне - для чтения эпистол, на северной - для чтения Евангелия.

См. Кафедра.

Аморет

Аморет (лат. amor любовь) персонаж античной мифологии сын Марса и Венеры всегда сопровождавший свою мать. Изображался вечно юным (обычно ребенком) крылатым стрелком из лука. Своими стрелами возбуждал любовь и людей и богов. Изображение Амура (в греческой традиции Эрота эрос любовь) можно встретить на фризах настенной живописи саркофагах рельефной керамике и в искусстве малых форм Амур был излюбленным объектом пластики. Вместе с Психеей он изображен в скульптуре усыновленной на террасе Летнего сада над Лебяжьей канавкой (школа Бернини нач. XVIII в.). По подобию амуров в готике появились ангелочки, а в ренессансе и барокко - ПУТТИ. В Риме амура называли и Купидоном (лат. cupido - страсть).

Ампир

Ампир (франц. empire - власть, господство, империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре (первая четв. XIX в.), возникший во Франции, в период империи Наполеона I. Для ампира характерны стремление к строгой торжественной монументальности, обращение к древнеримским декоративным образцам (эмблемы, военные трофеи и проч.), пышность и богатство.

Амур

Амур (лат. amor любовь) персонаж античной мифологии сын Марса и Венеры всегда сопровождавший свою мать. Изображался вечно юным (обычно ребенком) крылатым стрелком из лука. Своими стрелами возбуждал любовь и людей и богов. Изображение Амура (в греческой традиции Эрота эрос любовь) можно встретить на фризах настенной живописи саркофагах рельефной керамике и в искусстве малых форм Амур был излюбленным объектом пластики. Вместе с Психеей он изображен в скульптуре усыновленной на террасе Летнего сада над Лебяжьей канавкой (школа Бернини нач. XVIII в.). По подобию амуров в готике появились ангелочки, а в ренессансе и барокко - ПУТТИ. В Риме амура называли и Купидоном (лат. cupido - страсть).

Амфипростиль

Амфипростиль - небольшой античный храм с четырехколонными портиками на главном и заднем фасадах внутреннего убранства Иногда ампиром неправильно называю г самобытный вариант русскою позднего классицизма первой трети XIX в.

Амфитеатр

Амфитеатр - открытое круглое или полукруглое в плане зрелищное сооружение времен античности с концентрическими, постепенно повышающимися рядами В позднейшее время это название перешло на места в театре возвышающиеся над партером.

Амфора

Амфора (греч. amphi - с обеих сторон, phero - несу)

большой глиняный сосуд с двумя вертикальными ручками, широким туловом и узким горлом, на ножке, предназначен для хранения вина масла и пр.

Амфориск

Амфориск - маленький сосуд для благовоний. Существовали еще остродонные амфоры стандартного объема (около 25 л), служившие тарой при перевозке жидкостей.

Ангел

Ангел (греч. aggelos - вестник) чистый духом посредник меж богом и людьми. В раннем христианстве - младенец с крылышками, в итальянском ренессансе - девический ангел. Ангел - непременный персонаж евангелических сюжетов картин и скульптуры, украшающих культовые и пр. сооружения. Среди ангелов различаются: четыре архангела, ангельская стража, херувимы и серафимы - ангелы при господнем троне, имеют по шести крыльев - символ быстроты исполнения божьей воли. Александровская колонна (арх. О. Монферран, 1834) завершена бронзовой фигурой ангела работы Б. Орловского. В наружном убранстве Исаакиевского собора широко использована скульптура По проекту О. Монферрана фронтоны четырех портиков украшены гигантскими рельефами и статуями апостолов. Углы здания завершаются фигурами ангелов со светильниками. На балюстраде главного купола установлены 24 статуи ангелов.

Ангоб

Ангоб (франц. engobe - обмазка)

декоративное покрытие из белой или цветной глины, наносимое частично или сплошь на керамическое изделие и закрывающее цвет или грубую структуру черепка. Ангоб был широко распространён в античном керамическом производстве; русские гончары это покрытие называли ПОБЕДА. Процесс нанесения покрытия на черепок называется ангобажем и выполняется как на сырых, так и на обожженных глиняных изделиях.

Андрон

Андрон - см. Триклиний.

Ансамбль

Ансамбль - взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, напр архитектурный ансамбль. Петербург - город ансамблей. Лучшие из них - Петропавловская крепость, стрелка Васильевского острова, Дворцовая пл., Сенатская пл., ансамбль Александрийского театра.

Ант

Ант (греч. ante - перед, впереди) сильно выступающий торец продольных стен греческого дома или храма. В Древней Греции ант имел капитель и базу иной формы, чем колонны. Простейший тип храма меж антами (in antis) имел замкнутое помещение (греч. naos, лат. cella - комнатка) - святилище и открытое помещение (греч. pronaos) - предсень, которое образовывалось выступающими боковыми стенами и двумя колоннами по фасаду (а). Когда пристраивалась задняя сень, но без входа в целлу, возникал храм между двумя антами (б).

Антаблемент

Антаблемент - конструктивный элемент здания, венчающий стену или колоннаду; состоит из: АРХИТРАВА, ФРИЗА и КАРНИЗА. Антаблемент - одна из основных частей ОРДЕРА.

Антей

Антей (греч. Antaios) в древнегреческой мифологии - герой, великан, сын Посейдона, бога моря, и Геи, богини Земли. Был непобедим в борьбе, пока, касаясь земли, сохранял связь с матерью; побеждён Геркулесом, которому удалось оторвать Антея от земли. Скульптурная группа работы С.С.Пименова, установленная перед зданием Горного института, посвящена этому сюжету.

Антемий

Антемий (греч. anthemion - цветок)

скульптурный или живописный орнамент в виде непрерывного ряда стилизованных пальмовых листьев - Пальметт.

Антефикс

Антефикс - стоячая фигурная карнизная черепица античного храма, прикрывающая стыки плоской кровельной черепицы. Ряд таких каменных или керамических черепиц, расположенных над слезниковой плитой, образовывал жёлоб с отверстиями для сброса дождевой воды. Стоки обычно оформлялись в виде львиных голов или розеток.

Антик

Антик (лат. antiquus - древний) произведение искусства античной эпохи - скульптура, вазы, керамика и т.п.

Антикамера

Антикамера (лат. ante - впереди) - помещение, предшествующее парадному залу.

Античный

Античный (лат. antiquitas - древность) - древнегреческий или древнеримский (о культуре, искусстве, общественном строе и т.д.); иногда употребляется как синоним слова древний.

Антресоли

Антресоли (франц. entresol) дополнительный полуэтаж в верхней части высокого помещения или встроенный в объём основного этажа настил (балкон) для увеличения полезной площади помещения.

Анули

Анули - или Ремешки орнамент в виде кольца с прорезями; акцентирует переход от ЭХИНА к шейке колонны ДОРИЧЕСКОГО ОРДЕРА, охватывает колонну тремя поясками.

Анфемий

Анфемий (греч. anthemion - цветок)

скульптурный или живописный орнамент в виде непрерывного ряда стилизованных пальмовых листьев - Пальметт.

Анфилада

Анфилада - ряд примыкающих друг к другу помещений с дверными проёмами, расположенными по одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех помещений.

Апартамент, апартаменты

Апартамент, апартаменты (франц. appartement) квартира, состоящая из нескольких роскошных помещений.

Аподитерий

Аподитерий - см. Термы.

Аполлон

Аполлон (греч. Apollon) по древнегреческой мифологии - бог Солнца, мудрости, покровитель искусств. Колоннада Аполлона (арх. Ч. Камерон) установлена в парке Павловского дворца, скульптура выполнена Ф. Г. Гордеевым по античной модели. В римской традиции - ГЕЛИОС.

Аппарель

Аппарель (франц. appareil - приспособление) - отлогий въезд, по которому орудия и прочая боевая техника вкатывалась наверх, напр, из укрытия-капонира на поверхность земли. На территории Петропавловской крепости сохранились аппарели, ведущие на ВАЛГАНГ крепостной стены.

Апсида

Апсида - объемный элемент здания - полукруглый в плане выступ, перекрытый КОНХОЙ или сомкнутым полусводом. Абсида обычно устраивалась на восточной стороне для размещения алтаря. Трехнефный храм имел и три абсиды. ГОТИКА претворила абсиду в полигональный выступ. Изнутри здания абсиде соответствует аналогичная по форме часть внутреннего пространства, носящая то же наименование. Абсиды появились в архитектуре Древнего Рима, но особое распространение они получили в церковных зданиях, став специфической формой культовых сооружений.

Арабеск

Арабеск, Арабеска

(ит. arabesco - арабский) - тип орнаментации, разработанный в средневековом искусстве народов Ближнего Востока. Для арабеска характерно сочетание геометрических форм с сильно стилизованными растительными элементами, частое пересечение и переплетение линий, прихотливая сложность деталей при общей ясной закономерности целого. В эпоху Возрождения и позднее арабеском назывались сложные, чаще всего симметричные по композиции орнаменты, в состав которых могли входить самые разнообразные мотивы, в том числе фигуры людей, животных, архитектурные сюжеты и т. п. В Екатерининском дворце Царского Села арх. Ч. Камерон создал арабесковую залу. Встречается также термин мореск, мореска - производное от фр. mauresque - мавританский, арапский.

Арабеска

Арабеска (ит. arabesco - арабский) - тип орнаментации, разработанный в средневековом искусстве народов Ближнего Востока. Для арабеска характерно сочетание геометрических форм с сильно стилизованными растительными элементами, частое пересечение и переплетение линий, прихотливая сложность деталей при общей ясной закономерности целого. В эпоху Возрождения и позднее арабеском назывались сложные, чаще всего симметричные по композиции орнаменты, в состав которых могли входить самые разнообразные мотивы, в том числе фигуры людей, животных, архитектурные сюжеты и т. п. В Екатерининском дворце Царского Села арх. Ч. Камерон создал арабесковую залу. Встречается также термин мореск, мореска - производное от фр. mauresque - мавританский, арапский.

Арена

Арена (лат. arena - песок) в амфитеатрах Древнего Рима и цирках - круглая или овальная, посыпанная песком площадка для боев гладиаторов, спортивных игр, выступлений артистов.

Арка

Арка - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворот) или пролета между двумя опорами - колоннами, столбами, устоями моста и т. п. Арка представляет собой как бы отрезок СВОДА и выкладывается из камней клиновидной формы, создающих боковой распор, или из прямоугольных камней, но с клинообразными швами. Элементы арки 1 ВЕРШИНА арки, образуется замковым камнем. 2 ПРОЛЕТ арки - расстояние меж опор, т е от одной пяты до другой. 3 ПЯТА, на нее опирается арка своим концом. 4 СТРЕЛА арки - расстояние от верхней точки. арки по вертикали до пяты. У полуциркульной арки стрела равна радиусу. 5 ЩЕКОЙ арки называют переднюю и заднюю ее плоскости. 6 ЛИЦОМ арки является внутренняя ее поверхность Эта поверхность называется также СОФИТ. Арки различаются по назначению - несущая, разгрузочная, подпружная, по конструкции - клинчатая, ложная, по форме - лучковая, полуциркульная, двухцентровая, коробовая, стрельчатая, килевидная, многолопастная, подвесная, ползучая и т. д.

Арка двухцентровая

Арка двухцентровая - дуга образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.

Арка звездчатая

Арка звездчатая - или занавесочная дуга, образованная сопряжением двух дуг равного диаметра, соприкасающихся внешними сторонами.

Арка килевидная

Арка килевидная - или Арка типа "Ослиный хребет" имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна нашла применение в русском зодчестве.

Арка коробовая

Арка коробовая - или эллиптическая дуга описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью ее является Седловидная арка.

Арка ложная

Арка ложная - арка, не дающая горизонтального распора, т. к. выложена путем горизонтального напуска камней.

Арка лучковая

Арка лучковая - арка, перекрывающая пролет по дуге меньшей, чем полуокружность.

Арка многолопастная

Арка многолопастная - вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.

Арка перспективная

Арка перспективная - концентрическая уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.

Арка подвесная

Арка подвесная - состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.

Арка подковообразная

Арка подковообразная - или мавританская имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов Востока, в испано-мавританской архитектуре.

Арка подпружная

Арка подпружная - вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая СВОД в различных типах сводчатых конструкций, разновидностями подпружных арок являются, например: 1) арки, укрепляющие цилиндрический свод - в виде утолщений свода, расположенных под его внутренней поверхностью; 2) арки под опорным кольцом купола, передающие вес купола, барабана и парусов на опорные столбы; 3) продольные и поперечные арки, выполняющие аналогичную роль в крестовом своде.

Арка ползучая

Арка ползучая - или Арка типа кобылья голова - арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.

Арка полуциркульная

Арка полуциркульная - или полукруглая, дуга ее описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.

Арка разгрузочная

Арка разгрузочная - арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамент.

Арка стрельчатая

Арка стрельчатая - или ломаная состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.

Арка триумфальная

Арка триумфальная - монументальные ворота - сооружение мемориального характера, ставились в память какого-либо знаменательного события. В Древнем Риме триумфальные арки воздвигались для торжественных въездов победителей - например триумфальные арки Тита, Константина. В России триумфальные арки сооружались со времен Петра I в честь побед русского оружия. Таковы Петровские ворота Петропавловской крепости (арх. Д.Трезини, 1718) в память успехов в Северной войне, Нарвские триумфальные ворота, воздвигнутые для чествования русских войск, победивших в Отечественной войне 1812 года (арх. Дж. Кваренги, 1814; В П.Стасов, 1834); Московские ворота (арх. В.П.Стасов, 1838),сооруженные в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1828 года. Арка Главного штаба, выходящая на Дворцовую площадь (арх. К.Росси, 1829), также является своего рода триумфальной аркой в память войны 1812 года. Триумфальная арка с двумя взаимно перпендикулярными проездами, называется ТЕТРАПИЛОН; ставилась на перекрестке главных улиц.

Арка упорная

Арка упорная (откосная)

см. Аркбутан.

Аркада

Аркада (франц. arcade) ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей вдоль стен здания, лоджий. Этот архитектурный приём часто использовался при строительстве торговых сооружений: Гостиный двор (арх. Ж.Б.Валлен-Деламот), Серебряные ряды (арх. Дж.Кваренги), Апраксин двор (арх. А. И.Кракау).

Аркатура

Аркатура, аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс

ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Аркатура бывает непрерывной или расчлененной. Обычно аркатура лишь пластически наложена на поверхность стены (слепая аркатура) в отдельных случаях между аркатурой и стеной находится малое (непроходимое) пространство В русской храмовой архитектуре аркатура применяется иногда в виде ФРИЗА, в отдельных случаях аркатура усложняется введением колонок, опирающихся на КОНСОЛИ (напр., церковь Покрова на Нерли). Этот вид декора характерен для памятников Владимиро-Суздальской архитектуры.

Аркбутан

Аркбутан (франц. arc-boutant - откосная опора) наружная подпорная полуарка, передающая распор свода на устои (контрфорсы), расположенные снаружи здания, чаще всего встречается в готической архитектуре. Применение аркбутанов позволило значительно сократить размеры внутренних опор и освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и высоту главного НЕФА. При наличии в здании пяти нефов применялись двухпролетные аркбутаны, и при значительной высоте центрального нефа - двухъярусные.

Арматура

Арматура (лат. annatura - вооружение) - элемент декоративного оформления общественных зданий и памятников в виде композиции, составленной из воинских доспехов, оружия, знамен, в центре которой - как правило - помещается АНКИЛА - щит МАРСА. Излюбленный мотив марсовой столицы - арматура непременно присутствует в декоре многих зданий военного ведомства, украшает садовые ограды, фонарные столбы, перила мостов, пьедесталы обелисков, триумфальных арок и колонн.

Арсенал

Арсенал (фр, arsenal - оружейный двор) здание (группа зданий), предназначенное для изготовления, ремонта и хранения оружия, военного снаряжения. В 1712 году в Петербурге Петром I основан арсенал под названием Литейный деловой и пушечный двор. Это учреждение определило и название улицы, на которой во второй половине XVIII в располагался старый арсенал - прекрасная постройка В. И. Баженова (в феврале 1917 здание сгорело). На другой стороне улицы арх. Ф. И. Демерцов построил Новый арсенал (1808).

Артемида

Артемида (греч. Artemidos) в греческой мифологии - богиня-покровительница животных и охоты, богиня Луны, позднее - покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц, дочь Зевса, сестра Аполлона. Изображалась Артемида в виде прекрасной девушки-охотницы с луком и колчаном, устремившейся за ланью быстрой и рогатой. У римлян Артемиде соответствовала Диана.

Архаика

Архаика (греч. archaikos - древний)

ранний этап в развитии искусства. В искусствоведении термин архаика употребляется применительно к древнему периоду искусства. Архаика является одним из важнейших периодов в истории древнегреческой архитектуры, она охватывает время с VII по начало V в до н. э. В зодчестве эпохи архаики начали складываться архитектурные ордеры и появились монументальные храмы дорийские (Пестумские храмы) - с идущей кругом них колоннадой (ПЕРИПТЕРЫ), и ионийские мраморные ДИПТЕРЫ (храмы с двумя рядами колонн по периметру). Значительное развитие получила архаическая скульптура (храм Афины Афайи на острове Эгине). На основе архаического искусства получило дальнейшее развитие художественное творчество периода греческой классики.

Архитектоника

Архитектоника определяется гармонией строительной структуры и обусловливает соотношения между главными архитектурными и конструктивными элементами, выявляя их органические связи, выражается во взаимном расположении частей сооружения, в ритмическом строе, в пропорциях.

Архитектор

Архитектор (греч. architekton - первый, главный строитель) Это слово имеет в своей основе существительное tektio - перекрытие. Архитектор - это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, те дома и храмы. В современном понимании архитектор - специалист, составляющий архитектурные проекты построек и наблюдающий за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово ЗОДЧИЙ.

Архитектура

Значение этого слова - высшая степень строительного искусства. Сегодня под словом "архитектура" понимают искусство проектирования и строительства сооружений. Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Будучи частью материальной культуры, архитектурное сооружение является в то же время произведением монументального искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура входит в триаду главных искусств живопись, скульптура и архитектура.

Архитектура античной греции

Архитектура античной греции - является одним из важнейших этапов в развитии мировой архитектуры. Развитие греческих городов-государств (полисов) и общественной жизни греков содействовало формированию новых типов зданий, каких не знала предыдущая архитектура. Это БУЛЕВТЕРИИ - дома совета, театры СТАДИОНЫ, ГИМНАСИИ, ПАЛЕСТРЫ - школы. Греческие храмы, посвященные богам-покровителям городской общины, не были замкнутыми, таинственными святилищами (как в Др. Египте), а сочетали в себе функции культовых и общественных зданий. Образный и реалистический характер мышления греческих зодчих, стремившихся выразить в архитектурных формах смысл каждой части сооружения, ярко проявился в создании ордерной системы - одного из важнейших достижений древнегреческой архитектуры. Эстетическим задачам служили различия в формах, пропорциях и деталях основных ордеров сурового и мужественного дорического, стройного ионического и изящного коринфского. Ордерная колоннада стала основным элементом древнегреческой архитектуры. Она позволила придать общественным зданиям и храмам открытый характер, пространственно связать здание с окружающей природой. Колоннада применялась и в композиции древнегреческого жилого дома, в котором жилые помещения группировались около внутреннего дворика, обнесенного колоннами. Простейшим типом греческого храма, развившимся из архитектурных форм жилого дома, был ХРАМ В АНТАХ - здание с выступами продольных стен, между которыми размещались две колонны, из этого типа возник ПЕРИПТЕР - прямоугольный храм, обнесенный со всех четырех сторон колоннадой, ставшей основным типом древнегреческой храмовой архитектуры. Наряду с ордерной системой, важным достижением классической древнегреческой архитектуры является разработка приемов гармонической соразмерности отдельных частей здания, что нашло свое выражение в теории и в практике применения архитектурных пропорций. Греки устанавливали соотношения частей здания друг с другом и части с целым, добиваясь гармонии этих соотношений В истории древнегреческой архитектуры различают а) архаический период (VII в. - первая четверть V в. до н. э.), когда сложились формы дорического ордера и были построены древнейшие образцы периптеров (храм Геры в Олимпии, первоначально из дерева), а также ранние ионические памятники, б) классический (V - IV вв до н.э.) период возвышения Греции после победы над Персидским царством, ознаменованный обширным строительством в Афинах создан ансамбль Акрополя (архитекторы Иктин и Калликрат) включающий наиболее совершенные образцы дорического периптера - Парфенон и ионического храма - Эрехтейон, архитектор Гипподам осуществил перестройку городов Милета, Пирея Фурии на основе прямоугольной сетки улиц в) эллинистический (последняя четверть IV в I в до н. э.) - после завоеваний Александра Македонского, в пору создания мировой империи, ее распада и образования восточно-эллинистических монархий, в которых утрачивает свое значение класс свободных граждан полиса. В этот период в греческой архитектуре начинают преобладать декоративные начала в нее проникают восточные элементы (храмы Баальбека).

Архитектура древнего рима

Архитектура древнего рима - первоначально сложилась на основе культуры этрусков (народа, обитавшего в Италии с начала 1 тысячелетия до н.э.). Являясь наследником древнегреческой архитектуры, республиканский и императорский Рим внес много нового в ордерную систему, в регулярную планировку городов, переработал тип греческого жилого дома. Общественные потребности громадного рабовладельческого государства и его огромной столицы, гораздо более сложные по сравнению с Др. Грецией, а также концентрация колоссальных средств в руках государства и знати, вызвали к жизни новые типы сооружений, применение новых конструкций и новых материалов. Появление римского бетона, широкое освоение и усовершенствование арочных и сводчатых конструкций и куполов, позволяющих создать перекрытия больших пролётов, открыли римскому архитектору такие композиционные возможности, каких не знали его предшественники. Высокий уровень инженерно-технического мастерства римских строителей проявился в сложных сооружениях самых различных типов: наземных акведуках, громадных цирках (Колизей на 50 тыс. зрителей), театрах, термах (общественные бани на тысячи человек), базиликах, многочисленных триумфальных арках, обширных императорских дворцах и многом другом. Выдающимися образцами архитектурного ансамбля были форумы - комплексы правительственных, культовых и общественных зданий в центре города. Особое внимание уделялось планировке и отделке внутренних помещений. Идея военно-государственной мощи Рима на шла свое выражение в массивном, помпезном характере монументальных сооружений империи, в широком применении громадных ордерных колонн, в преувеличенно крупных масштабах отдельных построек и их деталей. В области жилищной архитектуры наряду с роскошными виллами и дворцами в Риме соседствовали целые районы городских трущоб, застроенных ИНСУЛАМИ (многоэтажный и многоквартирный дом) - прибежищем городской бедноты. Достигнув в лучших своих произведениях большой выразительности и технического совершенства, римская архитектура часто прибегала к ложному пафосу и поверхностным, чисто внешним эффектам. Черты эклектизма и другие признаки упадка римской архитектуры начали проявляться задолго до падения Римской империи, означавшего конец рабовладельческого строя, на смену которому пришла новая общественная формация - феодализм.

Архитектура иллюзивная

Архитектура иллюзивная (лат. illusia - сонные видения) живописное воспроизведение архитектурных форм, пространств на стенах, паддугах, плафонах и пр., которые создают иллюзию увеличенного внутреннего объёма. Замечательный образец этого жанра работы Пьетро Гонзаго представлен в плафоне Тронного зала Павловского дворца (арх. Ч. Камерон).

Архитектура ландшафтная

Ландшафтное искусство наряду с архитектурой и градостроительством относится к группе пространственных видов искусств и призвано организовывать пространственную среду с помощью природного материала. Соединение пластических особенностей рельефа, воды - в спокойном состоянии или в движении, растительности в целостную композицию, несущую определённый художественный образ, составляет суть ландшафтного искусства. Формирование пространства в ландшафтном искусстве подчиняется экологическим, функциональным и эстетическим требованиям. Русская классика представила замечательные образцы ландшафтного искусства в парках Гатчины, Петродворца, Царского Села, Павловска.

Архитектура русская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архитектура современная

Современная архитектура - основное направление архитектуры XX в. (иногда используется название интернациональный стиль), получившее развитие в 20 - 60-е годы и стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам, уровню промышленной технологии. Главный лозунг современной архитектуры - единство архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Основоположниками современного движения были архитектурная школа БАУХАУЗ (арх. В.Гропиус, Мис ван дер Роэ и др.) в Германии и архитектурная группа Стиль (И.-П. Ауд и др.) в Нидерландах. В том же русле шли и советские архитектурные поиски 1920-х. Основные принципы современной архитектуры выработаны на Международном конгрессе современных архитекторов (CIAM) под руководством французского архитектора Ле Корбюзье и изложены в специальном документе - так называемой Афинской хартии (1944) На концепцию современной архитектуры оказали значительное влияние работы советских архитекторов братьев Весниных, П. П. Леонидова, К. С. Мельникова и др.

Архитектурные ордеры

Архитектурные ордеры (франц. ordre - система, порядок)

определенные сочетания несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Архитектурные ордеры в широком смысле существовали с древнейших времен - в египетском, ассиро-вавилонском, древнеперсидском зодчест ве Однако лишь в древнегреческой архитектуре к V в. до нэ архитектурные ордеры сложились в классическую систему с точными канонами (правилами). Классические греческие ордеры - дорический, ионический и коринфский - получили свои наименования от соответственных областей Греции. Их несущие части колонна с капителью и базой, иногда с пьедесталом, несомые части три горизонтальные, расположенные одна над другой полосы - архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. В римской архитектуре сложились тосканский и композитный ордеры. Система архитектурных ордеров была воспринята и развита в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ такими мастерами, как А. Палладио, Скамоцци, Виньола, Барбаро. Блестяще владели ими великие русские зодчие XVIII в. В. И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Н.А. Львов, И. Е. Старов, В. П. Стасов. В Росии еще при Петре I была издана книга Алексея Зубова "Правила о пяти чинах архитектуры".

Архитектурные профили

Архитектурные профили - или архитектурные обломы - архитектурно-пластические детали, являются составными частями баз, капителей, карнизов, архитектурных ордеров, различаются по очертаниям своего профиля (поперечного сечения) Профили разделяются на прямолинейные и криволинейные. К прямолинейным относятся ПОЛКА (прямоугольный или трапециевидный выступ), ПОЛОЧКА (узкая полка) и ПЛИНТ (плоская, квадратная база колонны или выступающая кромка стены). Криволинейные профили делятся на простые (описанные из одного центра) и сложные (описанные из двух и более центров) К простым относятся вал, валик, четвертной вал (в поперечном разрезе полукруг или четверть окружности) и выкружка (вогнутый профиль в четверть окружности), к сложным профилям - гусек (с профилем из двух сопрягающихся дуг - нижней выпуклой и верхней вогнутой), каблучок (с профилем из двух сопрягающихся дуг - нижней вогнутой и верхней выпуклой) и скоция (вогнутый профиль, состоящий из двух сопряженных четвертей окружности с разными радиусами) Встречаются и слитые воедино элементы разных профилей, напр. астрагал, представляющий собой сочетание валика с полочкой, а также обратные профили. Различаются архитектурные профили и по функциям, а именно - несущий и венчающий профили. Так, профили каблучка и четвертного вала применялись для поддержания вышележащих частей, напр. слезниковой плиты, выкружка обычно служила переходом от одной плоскости к другой. Гусек же представляет собой традиционный тип венчающего профиля. Существуют некоторые закономерности в рас положении профилей чередуются крупные профили с мелкими прямолинейные сменяются криволинейными. В литературе встречается еще один термин обозначающий архитектурные профили - мулюры.

Архитрав

Архитрав (греч. archi - павный, лат. trabs - балка) - элемент ордерной системы, нижняя часть антаблемента, конструктивная балка длиной равной расстоянию между осями двух смежных колонн (Греческое название - эпистиль). В дорическом и тосканском ордерах архитрав представляет собой основную балку, перекрывающую пролет между колоннами (интерколумний). Отсюда выражение архитравное перекрытие. В ионическом и коринфском ордерах архитрав имеет горизонтальные членения, образуемые небольшими уступами (фасции). Это различие исследователи связывают с происхождением доричес кого архитрава от перекрытия из крупного строевого леса, а ионического - из мелкого.

Астрагал

Астрагал (греч. astragalos - позвонок, бабка) - архитектурная деталь сложного профиля - сочетание полочки с валиком. Астрагалом называют также сочленение ствола колонны с капителью или базой, обычно представляющее собой валик, гладкий или украшенный овальными бусами.

Атлант

Атлант (греч. Atlantos)

вертикальная опора в виде мощной мужской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие вместо колонны. Широко известны атланты портика Нового Эрмитажа (ск. А. И. Теребенев). Скульптуры названы по имени мифических титанов, державших на своих плечах небесный свод в наказание за бунт против богов. Синонимом слова атлант является теламон.

Атрий

Атрий - средняя часть древнеиталийского и римского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, с которым соединялись остальные помещения. Крылья атрия (ала) - по обеим сторонам - были местом обитания домашних богов (ларов и пенатов), там помещали их изображения и маски предков В древности посередине атрия был очаг, над которым в кровле находилось отверстие для выхода дыма. От этого дыма стены и потолок атрия были закопчены, отчего он получил свое название. В эпоху поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского дома и получил богатую отделку место прежнего очага занял мелкий прямоугольный бассейн (имплювий) над которым по-прежнему сохранялось отверстие в крыше для стока дождевой воды (комплювий).

Атриум

Атриум (лат. ater - темный, черный) - средняя часть древнеиталийского и римского жилища, представляющая собой закрытый внутренний двор, с которым соединялись остальные помещения. Крылья атрия (ала) - по обеим сторонам - были местом обитания домашних богов (ларов и пенатов), там помещали их изображения и маски предков В древности посередине атрия был очаг, над которым в кровле находилось отверстие для выхода дыма. От этого дыма стены и потолок атрия были закопчены, отчего он получил свое название. В эпоху поздней республики и империи атрий стал одним из парадных помещений римского дома и получил богатую отделку место прежнего очага занял мелкий прямоугольный бассейн (имплювий) над которым по-прежнему сохранялось отверстие в крыше для стока дождевой воды (комплювий).

Атриум дисплювиум

Атриум дисплювиум - атриум с отверстием и скатом крыши на улицу.

Атриум комплювиум

Атриум комплювиум (лат. plima - дождь) - атриум со скатом крыши внутрь помещения и отверстием для стока дождевой воды.

Атриум тестудинатум

Атриум тестудинатум - атриум без отверстия в крыше для стока воды.

Аттик

Аттик (Аттика - в древности область Греции с главным городом Афины, греч. attikos - аттический)

стенка над карнизом, подобная парапету, но более высокая и роскошная, обычно над центральной частью здания, над ризалитом и портиками. Впервые стал применяться в римских триумфальных арках. Часто аттик украшается декоративными элементами - барельефами, картушами, мемориальными надписями. В русской архитектуре периода классицизма много примеров применения аттиков разнообразных форм. Это аттики на зданиях Сената, Главного штаба, Мраморного дворца, на Нарвских триумфальных воротах. Бывает, что парапет переходит в аттик, как на здании Публичной библиотеки. Иногда в виде аттика разрабатывается верхний этаж, расположенный над карнизом. Такой этаж называется аттиковым этажом (см. дворец Белосельских-Белозерских на Невском пр. 41).

Аула

Аула (греч. aula - двор) открытый двор греческого дома, актовый зал.

Аура

Аура (лат. aurum - золото) в иконописи живописный канонический прием выделения Богоматери и Иисуса Христа, когда вся фигура источает свет, сияние, ореол святости (см. также Глория, Нимб, Мандорла).

Ауреола

Ауреола (лат. aurum - золото) в иконописи живописный канонический прием выделения Богоматери и Иисуса Христа, когда вся фигура источает свет, сияние, ореол святости (см. также Глория, Нимб, Мандорла).

Афина

Афина (греч. Athena) в древнегреческой мифологии богиня мудрости, военного искусства, ремесел. Изображается со шлемом, щитом, копьем. Статуя Афины работы В. И. Демут-Малиновского венчает здание Публичной библиотеки. Римская параллель - Минерва.

Афинская хартия

Афинская хартия (греч. chartes - бумага) - манифест, разработанный в 1938 г. группой архитекторов во главе с Ле Корбюзье, ставший символом архитектуры наших дней Афинская хартия составлена на основании принципов, установленных Международным конгрессом по современной архитектуре, и направлена на удовлетворение четырех основных потребностей человека в жилье, работе, транспортных средствах, в физическом и духовном развитии Хартия преследовала цель создания идеальной архитектуры и градостроительства, одинаково применимых в Европе и Америке, Африке и Азии Результаты известны появилось стремление к единообразию решений на всем земном шаре, не учитывались также национальный склад характера и исторически сложившиеся обычаи народов разных стран и континентов.

Афродита

Афродита (греч. Aphrodite) в древнегреческой мифологии богиня любви, красоты, чадородия. Римляне называли ее Венерой.

Аэрарий

Аэрарий - см. Солярий.

Аэростиль

Аэростиль - см. ПИКНОСТИЛЬ.

Следующая страница
Главная