Архитектурные термины (сводный, 2006)
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

Аалто, Хуго Алвар Хенрик

Аалто, Хуго Алвар Хенрик (1898-1976)

финский архитектор, работал в интернациональном стиле, обладал идеальным чувством материала, особенно дерева и кирпича; создал также новый тип мебели из многослойной гибкой фанеры.

Абак

Абак, Абака

(греч. abakos - доска, плита abax, abakion, лат. abacus - доска, счётная доска)

в архитектуре, верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (дорический, ионический ордера) или вогнутыми (коринфский ордер) краями.

Абака

Абака - плоская квадратная плита в верхней части капители, отделяющая колонну от антаблемента.

Агиоскоп

Агиоскоп - щель, отверстие во внутренней стене храма или иной преграде, через которое молящиеся в часовнях или боковых приделах видят главный алтарь.

Агора

Агора - древнегреческий открытый рынок, центр общественной жизни.

Агрегат

Агрегат - смесь инертных материалов, например, гравия и песка, применяющаяся при изготовлении штукатурки, бетона.

Адам, Роберт

Адам, Роберт (1728-1792)

шотландский архитектор и художник по мебели, классицист, создавший вместе с братом Джеймсом особый «стиль Адама» - новую специфически британскую георгианскую интерпретацию классической архитектуры и оформления интерьера.

Адитон

Адитон - самое сокровенное и священное место в греческом храме.

Адоба

Адоба - пришедшее из испанского языка название сырцового обожженного на солнце кирпича и метода строительства из такого кирпича, распространенного в древних культурах, особенно в засушливых регионах. Из такого кирпича строились дома у индейцев пуэбло на юго-западе США и в Мексике.

Ажурный переплет

Ажурный переплет - узорчатый каменный переплет средневекового окна.

Ажурный переплет из цельного камня

Ажурный переплет из цельного камня - тип ажура.

Азам, Космас

Азам, Космас (1686-1739) и Эш Квирин (1692-1750)

братья, архитекторы, скульпторы, живописцы, мастера позднего барокко, работавшие в Баварии.

Айван

Айван - эйван (перс.), иван, ливан,

1) В среднеазиатских жилищах, мечетях и др. - терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приемные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях и дворцах средневековой Средней Азии, Ирана, Афганистана и др.).

Акант

Акант (аканф)

(греч. akanthos),

1) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив аканта широко употребляется в античном искусстве.

2) скульптурное изображение листьев одноименного растения, декоративный элемент коринфского ордера.

-----------------------------------

распространенное в Греции колючее лиственное растение, стилизованные листья которого декорируют капитель коринфского ордера и часто встречаются в средневековом декоре.

Акведук

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua - вода и duco - веду)

водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

-----------------------------------

высокое каменное или кирпичное сооружение с водоотводом; римляне строили акведуки не только в Италии, но и по всей Европе.

Акрополь

Акрополь (греч. akropolis akros - верхний, polis - город)

возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.

-----------------------------------

стоящая на возвышенности крепость древнегреческого города, религиозный и политический центр (самый известный - Афинский Акрополь, где находятся самые прославленные античные сооружения).

Акротерий

Акротерий (греч. akroterion - вершина, край)

скульптурное украшение (в виде пальметты, статуи), поставленное над углом или на вершине фронтона здания; использовался в античной архитектуре, позже в период Ренессанса, в стилевых направлениях барокко, классицизма, т.е. в стилях с применением архитектурного ордера.

-----------------------------------

украшение в виде статуи или декоративной фигуры в центре или по углам фронтона.

Аксис

Аксис - осевая линия, определяющая кривизну арки.

Аксонометрическая проекция

Аксонометрическая проекция - способ изображения предметов на чертеже при помощи параллельных проекций в трех измерениях.

Александрийская мозаика

Александрийская мозаика - тип орнаментального мозаичного узора.

Алмазный рисунок

Алмазный рисунок - тип фактуры деревянной стены.

Алтарная гробница

Алтарная гробница - гробница с плоской крышкой в форме алтаря.

Алтарная преграда

Алтарная преграда - перегородка, отделяющая неф христианского храма от алтаря.

Алтарь

Алтарь (лат. alta ara - высокий жертвенник altus - высокий, altaria - возвышение; жертвенник)

главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.

-----------------------------------

а) стол или плита, главный жертвенник в храме;

б) восточная часть христианского храма, изначально предназначенная для священнослужителей, где находятся главный алтарь и хор; в обиходе алтарем называется вся часть средневекового храма к востоку от средокрестия.

Алы

Алы - небольшие альковы по сторонам атрия римского дома.

Альберти, Леон Баттиста

Альберти, Леон Баттиста (1404-1472)

флорентийский поэт, ученый, архитектор, математик и теоретик искусства; ведущий архитектор и теоретик итальянского Возрождения.

Алюр

Алюр - коридор или галерея за парапетом.

Амбарная дверь с противовесом

Амбарная дверь с противовесом - в Америке гаражная или амбарная дверь, которая открывается и закрывается под тяжестью груза на блоке.

Амбразура

Амбразура - просвет в зубчатке крепостной стены, либо скошенный парапет, либо отверстие для стрельбы.

Амбулаторий

Амбулаторий - внутренняя галерея, продолжение нефа храма вокруг апсиды.

Амвон

Амвон - возвышение перед алтарем в раннехристианских и византийских храмах.

Американская (шотландская, английская) изгородь

Американская (шотландская, английская) изгородь - тип кирпичной кладки.

Аморино

Аморино - в классическом декоре херувим, или ангел.

Ампир

Ампир (от франц. empire, букв. - империя)

стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин ).

-----------------------------------

архитектурный стиль, сложившийся в начале XIX в. во Франции и распространившийся в Европе.

Амфипростиль

Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostylos - имеющий колонны с передней стороны stylos - колонна)

тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

-----------------------------------

храм с колоннами и портиками на переднем и заднем фасадах.

Амфитеатр

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron amphi - кругом, с обеих сторон, theatron - место зрелищ)

1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр - Колизей в Риме.

2) места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

3) в садах и парках - декоративное сооружение в форме эллипса со ступенчато расположенными рядами сидений, предназначенное для зрелищных мероприятий.

-----------------------------------

открытый круглый или овальный театр с концентрическими, постепенно повышающимися рядами скамей.

Аналой

Аналой - подставка в храме для Библии или иной служебной книги.

Ангельская балка

Ангельская балка - консольная балка, украшенная резным ангелом.

Английская изгородь

Английская изгородь - см. Американская изгородь.

Английская крестовая перевязка

Английская крестовая перевязка (перевязка в виде креста Св. Андрея) - стандартная кирпичная кладка.

Английская перевязка

Английская перевязка - стандартная кирпичная кладка.

Английский паркет

Английский паркет - рисунок паркета.

Англосаксонский стиль

Англосаксонский стиль - архитектурный стиль, существовавший в Англии приблизительно с 650 г. до XI в. Самые ранние деревянные сооружения до нас не дошли; более совершенные храмы с башнями, украшенными узкими пилястрами, строились и после норманнского завоевания.

Андрон

Андрон - а) проход, коридор в римском доме (1.01);

б) в Древней Греции помещения для мужчин.

Анкерная балка

Анкерная балка (затяжка)

самый нижний ключевой элемент традиционной стропильной фермы, поддерживающей крышу.

Анконы

Анконы - а) консоли, поддерживающие дверной карниз;

б) каменные уступы для подъема камней, которые не разбираются по окончании строительства.

Ансамбль

Ансамбль (франц. ensemble - совокупность, стройное целое)

группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Ансант

Ансант - см. Наружная крепостная стена.

Антаблемент

Антаблемент (франц. entablement, от table - стол, доска)

верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз и карниз. Встречается неполный антаблемент без фриза. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

-----------------------------------

верхняя часть архитектурного ордера; балка, состоящая из архитрава, фриза и карниза.

Антемион

Антемион : плоский ленточный орнамент в виде цветов лотоса и пальметт.

Антемион с пальметтой

Антемион с пальметтой - орнаментальный мотив.

Антефикс

Антефикс (лат. antefixum, от ante - спереди и fixus - прикрепленный)

архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в форме пальметты либо щита с рельефным орнаментом или с изображением фантастического животного). Антефиксы обычно помещались по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Антефиксы

Антефиксы - декоративные мраморные или терракотовые детали, которые располагали по обрезу кровли классических сооружений, чтобы скрывать стыки.

Антониев крест

Антониев крест - см. Тау.

Антресоли

Антресоли - дополнительный верхний полуэтаж.

Анты

Анты (лат. Antae)

выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название "храм в антах".

-----------------------------------

угловые пилястры с иной базой и капителью, чем классический ордер основного сооружения.

Анфилада

Анфилада (франц. enfilade en fil - на одну нить, по ниточке)

ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего анфилада встречается во дворцах барокко и классицизма и в зданиях музеев 19-20 вв. анфиладой также называется ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей.

Анфимий из тралл

Анфимий из тралл - византийский архитектор и геометр VI в.; вместе с Исидором из Милета спроектировал и построил один из величайших христианских центрических храмов - Святую Софию - в Константинополе (532-537).

Апартмент-хаус

Апартмент-хаус - американское название многоквартирного дома с общим входом и системой коммунальных услуг.

Аподитерий

Аподитерий - раздевалка в римских банях.

Аполлодор из Дамаска

Аполлодор из Дамаска (работал ок. 98-130)

придворный архитектор и военный инженер императора Траяна, создатель моста через Дунай, Триумфа Траяна, форума Траяна (начало II в.).

-----------------------------------

римский инженер и архитектор сирийского происхождения, официальный архитектор императора Траяна, работавший по всей Римской Империи; в Риме выстроил термы Траяна и форум Траяна.

Апотека

Апотека - кладовая в римском доме, часто на верхнем этаже.

Апофиг

Апофиг - небольшой выступ в верхней и нижней частях классической колонны в месте соединения ствола с капителью и базой.

Апсида

абсида

(от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод)

выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

-----------------------------------

выступ здания, как правило, полукруглый в плане, перекрытый полукуполом или полусводом. В христианском зодчестве - алтарный выступ, ориентированный на восток.

Арабеска

Арабеска - общее название сложного тонкого орнамента, основанного на сочетании геометрических, растительных и классических мотивов.

Ар-деко

Ар-деко - сложившийся к 1925 г. в Париже стиль в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, популярный в Европе и Америке в период между двумя мировыми войнами; в рамках этого направления применялись способы массового производства, искусственные материалы (например, бакелита), разрабатывался изысканный сложный дизайн.

Ардуэн-Мансар, Жюль

Ардуэн-Мансар, Жюль (1646-1708)

ведущий мастер французского классицизма, работал при дворе Людовика XIV; с 1678 г. руководил перестройкой Версаля; в Париже создал ансамбль Вандомской площади (1698), Дом Инвалидов (1680-1691).

Арена

Арена - изначально центральная часть римского амфитеатра, где проходили бои гладиаторов; в дальнейшем - любое открытое сооружение для публичных представлений.

Ареостиль

Ареостиль - колоннада с расстоянием между колоннами, в три с половиной раза превышающим диаметр колонны.

Арка

Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб)

в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой различают арки: полукруглые, или полуциркульные (наиболее распространённый вид), стрельчатые (характерны для архитектуры готики), подковообразные (распространены в архитектуре араб. стран), килевидные, многолопастные, ползучие (с опорами на разной высоте) и др. Впервые арки (каменные) появляются в архитектуре Древнего Востока, где отсутствовало дерево, пригодное для крупных горизонтальных балочных перекрытий. Далее арки получили широкое применение в архитектуре античного Рима (в зданиях, акведуках, триумфальных арках). Видоизменяясь в соответствии с системой конструкций сводчатого перекрытия и требованиями стиля, арка осталась важным элементом зодчества и в дальнейшем. Отдельно стоящие триумфальные арки или арки, связанные со зданием (например, арка здания Главного штаба в Ленинграде), определяют иногда характер ансамбля. В современном строительстве арки применяют в качестве несущих элементов покрытий зданий, пролётных строений мостов, путепроводов и т. п. Под нагрузкой арка работает в основном на сжатие и, в отличие от балок и ферм, передаёт на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление), который погашается опорой, затяжкой, контрфорсом. По конструктивной схеме различают арки бесшарнирные, двух- и трёхшарнирные. Неподвижность опор бесшарнирных арок обеспечивается жёстким защемлением их в поддерживающих арки конструкциях. При проектировании очертание оси арки принимается таким, чтобы при постоянной нагрузке (собственный вес арки, вес опирающегося на неё покрытия, кровли и т. п.) в арке возникали лишь усилия сжатия, что обеспечивает наименьшие размеры её поперечного сечения. Арки решётчатой конструкции, выполняемые, как правило, из металла или дерева, называются арочными фермами.

-----------------------------------

архитектурная криволинейная конструкция для перекрытия проемов, состоящая из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам.

Арка пятилистная

Арка пятилистная - навершие окна в виде пятилистника.

Арка с заплечниками

Арка с заплечниками - тип круглой арки.

Арка триумфальная

Арка триумфальная (лат. triumphus - победа)

монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О. И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П. Стасов).

Аркада

Аркада (от франц. arcade)

ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

-----------------------------------

ряд арок, опирающихся на колонны или пилоны, либо свободно стоящих, либо примыкающих к строению (глухая аркада).

Аркатура

Аркатура (аркатурный пояс, аркатурный фриз)

(от нем. Arkatur)

ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (например, во владимиро-суздальском зодчестве).

-----------------------------------

ряд декоративных арок, оформляющих фасад.

Аркбутан

Аркбутан (франц. arc-boutant)

наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объёма здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составила конструктивную основу культовой архитектуры готики. Применение аркбутанов позволило значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проёмы, пролёты сводов и т. п.

-----------------------------------

открытая полуарка, передающая на контрфорс распор сводов.

Арнольфо ди Камбио

Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio)

(около 1245 - до 1310)

итальянский (флорентийский) скульптор и архитектор. Представитель Проторенессанса. Глубоко восприняв античность, наделял образы духовной силой, пластической ясностью (гробница кардинала де Брей, церковь Сан-Доменико в Орвието, ок. 1282), строитель собора Санта Мария дель Фьоре (начат в 1294 году). Ему также приписывается сооружение церквей Бадия и Санта Кроче. Ученик Никола Пизано, Арнольфо участвовал в скульптурном оформлении кафедры в Сиене, выполнил скульптурный портрет Карла Анжуйского (1277) и множество скульптурных надгробий.

-----------------------------------

флорентийский скульптор, мастер-каменшик; с 1296 г. участвовал в начальном этапе перестройки Дуомо (флорентийского собора).

Арочная балка

Арочная балка - деревянная стропильная ферма.

Арсенал

Арсенал - сооружение для производства и хранения оружия.

Аруп, Ове

Аруп, Ове (1895-1988)

датский инженер и архитектор, пионер в области применения бетонных конструкций; в многочисленных сооружениях, созданных после Второй мировой войны, добился гармонии между инженерным и архитектурным решениями, например, в здании горно-металлургического факультета Бирмингемского университета.

Архивольт

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга)

архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки.

-----------------------------------

лепной архитрав, криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архитектоника

Архитектоника (от греч. Architektonike - строительное искусство, archi - первый, главный; tektonike - система конструкций)

художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель)

(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Архитрав

Архитрав (от архи... и лат. trabs - балка)

нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн. В дорических и тосканском ордерах архитрав - широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском ордерах архитрав состоит из 3 небольших горизонтальных уступов - фасций.

-----------------------------------

а) в классической архитектуре нижняя из трех частей антаблемента;

б) балка, опирающаяся непосредственно на колонны или пилоны.

Арчер, Томас

Арчер, Томас (1678-1743)

единственный английский архитектор, который работал в стиле барокко, изучив этот стиль во Франции и в Италии; занимался архитектурой только в 1703-1715 гг.

Асбест

Асбест : изоляционный несгораемый материал, состоящий из минеральных кристаллов; ныне признан ядовитым.

Ассамбляж

Ассамбляж - см. Наборный паркет.

Астрагал

Деталь сложного профиля в ордерной архитектуре. Представляет собой сочетание валика с полочкой; астрагалом называется также валик (иногда обработанный в виде нитки бус), служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

-----------------------------------

(багет)

архитектурный облом в виде валика с полочкой, расположенный под капителью колонны.

Асулехо-азулежу

Асулехо-азулежу - изразец, глазурованная облицовочная керамическая плитка с рисунком или деталью орнамента, получившая распространение в Иберии и Латинской Америке.

Атлант

Атлант - в архитектуре - мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика, балкон и т. д. Атланты известны с античной эпохи (храм Зевса Олимпийского в Акраганте, ныне Агриджекто, Италия, 5 в. до н. э.), получили распространение в архитектуре 17 - начале 20 вв. (Атланты ратуши в Тулоне, Франция, 1656-57, скульптор П. Пюже; Атланты портика Нового Эрмитажа в Ленинграде, 1844-49, скульптор А. И. Теребенёв).

-----------------------------------

греческое название скульптурной мужской фигуры (по-латыни - теламон), служащей колонной.

Атрий

Атрий - Атриум

а) центральный двор, основное место времяпрепровождения в римском доме;

б) двор перед раннехристианской или средневековой церковью.

Атриум

Атриум - атрий

(лат. аtrium, ater - темный, черный)

закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

-----------------------------------

а) центральный двор, основное место времяпрепровождения в римском доме; (б) двор перед раннехристианской или средневековой церковью.

Аттик

Аттик (от греч. attikos - аттический)

стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

-----------------------------------

в классической архитектуре стенка над антаблементом.

Аттиковый ярус

Аттиковый ярус - часть купола.

Аттическая база

Аттическая база - стандартная (по Витрувию) база классической колонны.

Ауд, Якобус Йоханнес Питер

Ауд, Якобус Йоханнес Питер (1880-1963)

голландский архитектор; один из создателей группы «Стиль»; отойдя от формальных догм неопластицизма, принимал участие в формировании концепции функционализма вместе с архитекторами Баухауза.

Аудитория (зрительный зал)

Аудитория (зрительный зал) - в античном и современном театре место расположения зрителей.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная