Энциклопедический словарь СМИ (краткий)
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

Аббревиатура

Аббревиатура - (итал. abbreviatura от лат. brevis - краткий) - слово, образованное из названий начальных букв слов, входящих в состав сокращаемого словосочетания, с целью передачи его содержания в краткой форме. Например: British Broadcasting Corporation - BBC (Британская вещательная корпорация). Последний из компонентов аббревиатуры может быть целым словом. В русском языке выделяются следующие структурные типы аббревиатур: 1. а) Аббревиатуры «инициального» типа (буквенные - состоящие из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание; б) звуковые - состоящие из начальных звуков слов исходного словосочетания, т.е. читаемые и склоняемые как обычное слово, например, вуз; в) буквенно-звуковые - состоящие как из названий начальных букв, так и из начальных звуков исходного словосочетания). 2. Аббревиатуры, состоящие из сочетания начальных частей слов, т.н. «слоговые». 3. Аббревиатуры смешанного типа, состоящие как из начальных частей слов, так и из начальных звуков (названий букв). Например, горОНО. 4. Аббревиатуры, состоящие из начальной части слова (слов) и из целого слова. Например, запчасть. 5. Аббревиатуры, состоящие из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного. Например, завкафедрой, замдекана, замредактора. 6. Аббревиатуры, состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго. Например, мопед: мотоцикл-велосипед. В русском языке буквенные аббревиатуры, а также аббревиатуры типов 1 (б, в), 2 и 3 с основой на гласный не склоняются. Аббревиатуры тех же типов с основой на согласный имеют тенденцию к переходу в существительные 1-го склонения мужского рода (ТАСС уполномочен заявить…). Склонение аббревиатур 4 и 6 типов всегда не отличается от склонения последнего слова синонимичного (исходного) словосочетания. Аббревиатуры 5-го типа не склоняются и относятся к тому же роду, что и первое склоняемое слово в исходном сочетании. Аббревиатуры 2-6 типов иногда называют также сложносокращенными словами. Разновидностью аббревиации является образование (преимущественно в устной речи, в том числе телевизионной и радио) кратких словечек, синонимичных более длинным словам. Например, спец - специалист, зав - заведующий и т.п. К этому же методу аббревиации относится и образование сокращенных неофициальных вариантов имен собственных: Лиза - Елизавета, Катя - Екатерина и др. Аббревиация является одним из активно прогрессирующих в последние десятилетия способов словообразования.

Авторитетная информация

Авторитетная информация - термин, применяемый в западной журналистике и коммуникативистике, где публикация подобной информации считается одним из важнейших принципов теории социальной ответственности. Подразумевается, что эта информация получена из надежных источников, и качество ее не должно вызывать сомнений.

Авторство

Авторство - принадлежность произведения автору (С.И. Ожегов), факт создания конкретным лицом (индивидуальное) или группой лиц (коллективное) оригинального произведения (книги, статьи, сценария, фотографии, музыкального произведения, картины, фильма и т.д.), представленный, как правило, в форме соответствующего фиксированного текста, изображения, другой информации. Признание авторства выражается с помощью системы прав (авторское право) на сохранность авторских канонических текстов (произведений), условий их тиражирования и/или репродуцирования, публикации и распространения в СМИ. На волне развития мультимедиа и абсолютизации динамизма дисплейных текстов происходит нивелирование авторских прав на фиксированные канонические тексты. Так, например, популярная в США концепция деконструкционализма прямо предлагает относиться к авторству как к анахронизму, утверждая взамен право на всевозможные плагиатные трансформации каких бы то ни было авторских произведений. У В.И. Даля, авторство - «состояние, обязанность или занятие писателя», понятие же «авторский» Даль трактует как «ему свойственный, к нему относящийся». Проблема авторства, вне всякого сомнения, будет все более актуализироваться по мере дальнейшего развития технических возможностей средств коммуникации и СМИ.

Агентства информационные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адресное вещание

Адресное вещание - программы радио и телевидения, предназначенные для достаточно узкой аудитории в соответствии с ее специфическими потребностями - развлекательные, деловые, спортивные, образовательные и т.д.

Адресный кадр

Адресный кадр - видеокадр, содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемок: название населенного пункта, учреждения, дорожный указатель и т.п. Адресный кадр может также содержать изображение каких-либо общеизвестных сооружений, однозначно ассоциирующихся с географией - Эйфелевой башни, московского Кремля, лондонского Биг Бэна, памятников Самарканда и др.

Активация

Активация - термин из области психологии, которым обозначают состояние возбуждения, повышенной эмоциональности, перехода от покоя к действию. В коммуникативистике рассматривается активация аудитории, которая находится в зависимости от тех или иных типов информации, форм и средств ее передачи, а также от состава аудитории, ее социально-демографических, культурно-образовательных, профессиональных, возрастных и психологических характеристик. Использование данного понятия позволяет определять условия достижения максимальной эффективности СМИ.

Активный словарь

Активный словарь - 1. Часть словарного состава языка, включающая относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями, понятиями и ситуациями. Противопоставляется пассивному словарю. 2. В психолингвистике - совокупность лексических единиц, которые говорящий свободно использует в спонтанной речи (словарный запас).

Акустика передачи

Акустика передачи - звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе соответствия акустической перспективы с масштабом изображения. Крупный план, например, требует близко расположенного звука, съемка общего плана - более отдаленного. В меньшей степени этот принцип применим к оперативному репортажному жанру, где используется обычно реальный звук съемочной площадки (интершум).

Алгоритм

Алгоритм - порядок выполнения операций в компьютерных системах. В коммуникативистике используется при анализе способов моделирования различных информационных текстов или программ из стереотипных сюжетно-жанровых компонентов, повторяющихся с вариациями, которые не влияют на основные структурные атрибуты.

Аллитерация

Аллитерация - (лат. ad - к, littera - буква) - один из способов звуковой организации речи, относящийся к так называемым звуковым повторам и заключающийся в симметричном повторении однородных согласных звуков. Слова, связанные аллитерацией, выделяясь в общем звуковом (речевом) потоке, приобретают определенную интонационную значимость. Как стилистический прием употребляется в художественной и публицистической речи. (Например, пушкинское «Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой…», или в таком заголовке - «Заложники захолустья»).

Аналитическая журналистика и ее жанры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аналитическая корреспонденция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аналитический отчет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропонимика

Антропонимика - (греч. antropos - человек, onyma - имя) - раздел ономастики, изучающий антропонимы - собственные именования людей: имена личные, патронимы (напр., отчества), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные и групповые), криптонимы (скрываемые имена). Антропоним, особенно личное имя, отличается от других имен собственных характером индивидуализации объекта - каждый номинант имеет имя. В каждую эпоху и в рамках каждого этнического (иногда государственного или территориального образования) реестр имен ограничен, что заставляет присваивать номинантам дополнительные именования. Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о происхождении, национальности, роде занятий, принадлежности к какой-либо местности, сословию, касте и т.д.

Апгрейдинг

Апгрейдинг - (upgrading) - термин, обозначающий существенное изменение информационных технологий, переход их на новую качественно иную ступень развития; в лексике коммуникативистики применяется при определении тех или иных типов рентабельности СМИ и связанного с ними бизнеса.

Арго

Арго - (франц. argot) - особый язык некоторой ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящий из произвольно избираемых видоизмененных элементов одного или нескольких языков (см. также жаргон). Употребляется, как правило, как средство обособления группы от общества, иногда с целью сокрытия предмета коммуникации, чрезвычайно метафоричен, это язык «для посвященных».

Артикуляция

Артикуляция - работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для производства звука, речи (от латинского articulatio, articulare - расчленять, членораздельно, ясно произносить). Различают несколько этапов артикуляции: 1. Построение программы произнесения (высший уровень двигательного управления). 2. Сокращение мышц в результате нейростимуляции. 3. Движение органов речи, приводящее голосовой тракт в состояние, необходимое для произнесения того или иного звука. Термин применяется как к процессу в целом, так и к последнему его этапу в отдельности.

Архив (в Интернете)

Архив (в Интернете) - это сайт или раздел сайта, содержащий подборку материалов по определенной теме, или файлы определенного типа. Сборники текстов часто называют веб-библиотеками, графических элементов - галереями, подборки музыки - mp3-коллекциями.

Асимметрия коммуникационных ресурсов

Асимметрия коммуникационных ресурсов - (греч. asymmetria - несоразмерность) понятие из сферы международных новостей, означающее односторонность движения информационных потоков, новостей и фильтрацию их содержания в интересах информационных монополий и связанных с ними государств или олигархических групп. Асимметрия коммуникационных ресурсов ведет к ущемлению национальных интересов менее развитых в информационном отношении стран и создает дисбаланс новостей, дисбаланс информации в мировом информационном пространстве.

Ассонанс

Ассонанс - симметричное повторение однородных гласных, речевая форма, аналогичная аллитерации и нередко с нею сочетающаяся.

Аудитория

Аудитория - общее количество людей, являющихся читателями, слушателями, зрителями. Это публика, воспринимающая информацию того или иного СМИ в зависимости от своих социально-демографических или культурно-образовательных характеристик. Аудитория рассматривается и как рынок потребителей информации - особенно такой взгляд уместен при изучении рекламно-коммерческих аспектов деятельности СМИ. Взаимодействие между аудиторией и СМИ - предмет контент-анализов. Различаются реальная и потенциальная аудитории конкретных передач, программ, а также радио и телевидения в целом. Потенциальная аудитория - это число людей, имеющих техническую возможность воспринимать информацию (наличие газет, приемников и передающей сети в данной местности); реальная - число читателей, радиослушателей или телезрителей, практически реализующих эту возможность. Существуют различные методики определения реальной аудитории, главной из которых является установление рейтинга газеты, программы, передачи или канала. В ходе исследования количественных и качественных характеристик аудитории употребляются термины «социальный состав аудитории» (audience differentiation), «динамика аудитории» (audience flow), «создание максимальной аудитории» (audience maximization), «графический показатель демографического состава аудитории» (audience profile), «показатель популярности передач в изучаемой аудитории» (audience rating). См. также Массовая аудитория.

Аутентификация

Аутентификация - методика установления подлинности информации исключительно на основе анализа внутренней структуры самой информации независимо от ее источника.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная