Энциклопедический словарь СМИ (краткий)
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Издательское дело в Кыргызстане

Издательское дело в Кыргызстане - в 1924 году в Ташкенте и Москве на киргизском языке было издано 4 книги. В 1925 году начинается выпуск книг в Пишпеке. С учетом книг, издававшихся для республики в Ташкенте, Москве и Казани, всего в 1925 году было выпущено 30 наименований книг общим тиражом свыше 100 тысяч экземпляров. В 1926 году было образовано государственное издательство «Кыргызмамбас» («Киргосиздат»). За 1926 год было выпущено 26 книг тиражом 66 тысяч экземпляров, в уже в 1928 году число наименований достигло 100 при тираже около 500 тысяч экземпляров. В 1934 году помимо русского и киргизского языков начала издаваться литература на дунганском языке - впервые в истории дунганского народа. К 1980-м годам в республике действовал целый ряд издательств: издательство «Кыргызстан», издательство «Мектеп», издательство Академии наук республики «Илим», Главная редакция Киргизской Советской Энциклопедии и другие. Если в 1913 году в Пишпеке было всего два книжных магазина, то к 1980-м годам их число превысило 400.

Издательское дело, издательство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изобразительный акцент

Изобразительный акцент - в фотографии: выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра (например, путем укрупнения главных элементов композиции или тональным контрастом).

Интелсат

Интелсат - международная организация спутниковой связи. Создана в 1964 году, участвуют компании более 113 государств.

Интервал яркостей

Интервал яркостей - соотношение яркостей самого светлого и самого темного участков снимаемого объекта. Чем больше интервал яркостей, тем выше контрастность.

Интервью

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интернет

Интернет - глобальная компьютерная сеть, объединяющая огромное количество компьютеров и компьютерных сетей во всем мире, с целью предоставления доступа к информации. См. также: Интернет и традиционные СМИ, Интернет-провайдер, Интернет-адрес, WWW, Web-сервер, Web-страница и др.

Интернет и традиционные СМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Интернет-адрес

Интернет-адрес - Каждый Web-сервер в Интернете имеет свой адрес - URL и каждая Web-страница, размещенная на сервере также имеет свой адрес, который включает адрес Web-сервера и название самой страницы. Например: www.bishkek.su/user адрес сервера, в данном случае user - это раздел на сервере www.bishkek.su; www.bishkek.su/user/www.html адрес страницы на этом сервере, т.е. имя файла в котором записана данная Web-страница. Адрес страницы можно увидеть или задать в окошке Адрес (Address или Location) Вашего браузера, которое находится сразу под панелью инструментов. Приставка http:// перед адресом несет служебную информацию, она указывает браузеру, что адрес который мы ввели является WWW-адресом, а не, например, адресом службы передачи файлов. По последней части адреса можно примерно судить о местоположении сервера. Адреса, оканчивающиеся на gov, com, net, edu (и некоторые другие) изначально принадлежали организациям в США, но довольно часты исключения; ru - Россия; su - некоторые страны бывшего СССР, перед su часто указывается город; kg или bishkek.su и osh.su - Кыргызстан; uk - Великобритания; fr - Франция и т.д.

Интернет-провайдер

Интернет-провайдер - (ISP - Internet Service Provider) - поставщик Интернет-услуг, т.е. организация, предоставляющая доступ в Интернет, занимающаяся подключением и обслуживанием абонентов сети.

Интерполяция

Интерполяция - вставка в текст, отсутствовавшая в тексте авторского оригинала. Нежелательная и чаще всего недопустимая в эпоху традиционных печатных СМИ, редакторская или иная вставка такого рода становится допустимой в условиях мультимедиатизации информационных связей.

Интерспутник

Интерспутник - международная организация космической связи. Создана в 1971 году, участвуют страны бывшего СЭВ и ряд других. Использует спутники связи типа «Горизонт».

Интершум

Интершум - естественный шум съемочной площадки. В современной практике профессиональной видеосъемки обычно записывается на второй канал аудиозаписи, существующий в профессиональной видеоаппаратуре. Как выразительное средство, является дополнительным подтверждением естественности происходящего. Записывается (в отличие от синхрона и stand-upа) обычно на микрофон-«пушку» все время съемок.

Интонация

Интонация - единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения звуков. Иногда в состав интонации включаются также паузы. Интонация является важным средством формирования речи и выражения ее смысла. Интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания - побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию; различает части высказывания соответственно их смысловой, содержательной важности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения. Особую роль играет интонация в рамках целого текста: придает разнообразную эмоциональную и смысловую окраску текстам различных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые составляющие, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на аудиторию. В художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, вносит дополнительные элементы к описанию действительности, характеризует динамику движения и т.д.

Информационная война

Статья большая, находится на отдельной странице.

Информационное вещание

Информационное вещание - система телевизионных или радиопередач, подготовкой которых занимаются отдельные структурные редакционные подразделения, специализирующиеся на оперативном информировании аудитории о наиболее важных и интересных событиях. Важное условие эффективности информационного вещания - оперативность. Это условие проистекает из закономерностей социальной психологии и психологии восприятия, согласно которым преобладающее общественное мнение по поводу социально значимого факта формируется, прежде всего, на основе его первой интерпретации в СМИ. Из данного обстоятельства происходит следующее: несмотря на повсеместно декларируемую объективность информационного вещания («Факт священен…» и т.п.), оно просто по определению обычно является минимально объективным. Производство информационного вещания - наиболее дорогое из всех разновидностей телерадиопроизводства (большой штат сотрудников, транспортные и коммуникационные расходы и т.д.). Поэтому информационное вещание обречено выполнять тот или иной социальный заказ. В максимальной степени (в силу большей дороговизны и эффективности) это относится к телевидению. За телепроизводством (особенно информационным всегда стоят деньги и интересы либо государства, либо той или иной олигархической группы). Практика показывает, что не существует независимых масс медиа и неангажированных журналистов. Репортер не показывает объективную картину события, он интерпретирует событие таким образом, как это заказано редакцией - прямо, или косвенно. Даже самые крупные СМИ в современном обществе не сумели достигнуть того уровня независимости, который бы им позволил оставаться нейтральной стороной в любом конфликте, они всегда встают на сторону одного из противоборствующих участников, позволяя манипулировать собой и манипулируя общественным мнением в чьих-либо интересах (см. Информационные войны). К наиболее распространенным жанрам информационного вещания относятся репортаж, интервью, теле и радиомосты, включения в прямом эфире, в режиме hot-line и др.

Информационное общество

Информационное общество - футурологическая доктрина, получившая полемическую популярность в 1970-1980-х годах в период нарастания компьютерного бума и наиболее системно изложенная в книге американского культуролога Олвина Тоффлера «Третья волна». Согласно О. Тоффлеру, мир вступает в новую, третью, стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть информационные демассифицированные средства связи, существенно меняющие все сферы жизни - от экономики и культуры до образа жизни и мышления. Основу новой экономики составят компьютерные системы, соединяющие между собой все структурные единицы социума, что даст возможность организовать трудовую деятельность, заменив ручные промышленные действия манипулятивно-информационными, что повлечет и изменение отношения людей к самой информации. Она станет восприниматься не в качестве товара, но в качестве стимулятора творческих сил и поисков, постоянное общение с компьютером научит людей хорошо ориентироваться в глобальных информационных пространствах по индивидуальным многовариантным выборам решений, независимо от массовых правил, стандартов и предубеждений. По О. Тоффлеру, в эпоху новой цивилизации, цивилизации «третьей волны», «самым основным сырьем для всего и вся, и таким, которое невозможно исчерпать, станет информация, включающая в себя и воображение», и поэтому «благодаря информации, обретающей гораздо большее значение, нежели когда-либо раньше, новая цивилизация начнет перестраивать образование, определять границы научных исследований и, кроме того, реорганизовывать сами средства коммуникации».

Ирисовая диафрагма

Ирисовая диафрагма - один из типов оптических диафрагм, часто употребляющийся в фотографических объективах и других приборах для регулирования освещенности изображения и изменения глубины резко изображаемого пространства (см. Глубина изображаемого пространства). Ирисовая диафрагма состоит из заходящих друг за друга тонких непрозрачных серповидных пластинок-лепестков, образующих приблизительно круглое отверстие. Передвижением диафрагменного кольца объектива или связанного с ним рычага все пластинки одновременно поворачиваются, плавно изменяя отверстие объектива (его светосилу).

Исповедь

Исповедь - представляет собой достаточно редкую в современной прессе жанровую разновидность. Основная часть публикаций в прессе посвящена исследованию окружающей авторов действительности, наряду с этим существует разряд публикаций, предметом анализа которых является внутренний мир, система ценностей, привычек, установок самого автора выступления. Такого рода публикации можно назвать самоаналитическими. В минимальном объеме элементы самоанализа можно обнаружить в самых разных публикациях - заметках, корреспонденциях, рецензиях, статьях и других, где присутствует личное «Я» журналиста. Однако для публикаций этих жанров самоанализ не является целью. Он содержится в текстах постольку, поскольку помогает прояснить какую-то мысль, внести экспрессивное, образное начало в публикацию, показать напряженность ситуации, в которой находился автор. Когда же самоанализ перерастает из подсобного фактора в одну из главных целей публикации, то возникает своеобразный и вполне самостоятельный жанр исповеди. Что отличает жанр исповеди от других жанров, кроме того, что предметом ее является внутренний мир самого автора публикации? Поскольку самоанализ осуществляется автором публично, перед аудиторией, то за этим, очевидно, стоит какая-то вполне определенная цель. Следует полагать, что автор исповеди рассчитывает на вполне определенный результат как для самого автора, так и для аудитории СМИ, иначе и не стоило бы публиковать текст. Что может представлять собой этот результат? Очевидно, во-первых, аудитория получит более полное, более адекватное представление (с позиции автора) об авторе исповеди, его ценностях, установках, привычках. Во-вторых, представление об авторе публикации, о его внутреннем мире, полученное при чтении исповеди, может оказать воздействие на определенную часть аудитории (прежде всего той, для которой автор выступления является авторитетом). Естественно, содержание исповеди, ее искренность, ее фактическая достоверность определяются прежде всего самим исповедующимся. Использование исповедных форм изложения характерно, прежде всего, для традиционной отечественной публицистики, где они реализуются в таких жанровых разновидностях как дневники, записки, записные книжки, в эпистолярной форме. См. также Письмо как жанр.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная