Энциклопедический словарь СМИ (краткий)
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Таблоиды

Таблоиды - это понятие происходит от французского tableau, которое употребляется для обозначения способа размещения рекламы на уличных щитах или экранах с яркими световыми надписями и сигналами. Таблоидный формат, означающий обилие и даже преобладание рекламной (в том числе мелкой, в виде объявлений) информации, присущ многим газетам. Являясь по существу порождением экономической ситуации, реклама трансформирует содержание газет, сводя ее содержательную с точки зрения классической журналистики сторону к минимуму. Газета все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе.

Тавтология

Тавтология - (от греч. tautologia, где tauto - то же самое, logos - слово) - содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в смысловом дублировании текста или его части. Обычно свидетельствует о недостаточной языковой и логической грамотности говорящего (пишущего), допускающего тавтологию неосознанно. Тавтология может быть явной, лексической, то есть выраженной в повторении тех же или близких слов, и скрытой, пропозициональной, то есть проявляющейся в смысловой тождественности логического субъекта и предиката предложения. Иногда тавтологии закрепляются во фразеологических выражениях («пути-дороги»), или во фразеологических моделях («лежать лежмя»), такие случаи тавтологии свойственны преимущественно фольклорной, поэтической речи, они отличаются от просторечных ошибок-тавтологий своей стилистической окраской. В научном, официальном, деловом стилях тавтология недопустима.

Тезаурус

Тезаурус - словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах. Тезаурус в этом значении возможен только для мертвых языков. В практике информационной работы большое распространение имеют информационно-поисковые тезаурусы, главная задача которых - единообразная замена лексических единиц текста стандартизированными словами и выражениями (дескрипторами) при индексировании документов и использование связей между дескрипторами при автоматизированном информационном поиске документов.

Темп речевой

Темп речевой - скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Измеряется либо числом элементов в единицу времени, либо средней их длительностью. Темп речи является одним из важных компонентов интонации, так замедление темпа к концу высказывания служит средством формирования интонационной целостности данного высказывания. Темп речи играет важнейшую роль в противопоставлении речевых фрагментов по принципу «более важное - менее важное», то есть, наиболее важные отрезки речи произносятся в медленном темпе, второстепенные характеризуются убыстрением. Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его эмоционального состояния, ситуации произнесения (общения) и стиля произношения.

Техника речи

Техника речи - это набор практических навыков в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки голоса и т.д. К технике речи самое прямое отношение имеет орфоэпия - раздел науки о языке, занимающийся определением произносительных норм (от греческих слов orthos - правильный, прямой, и epos - речь). С.И. Ожегов дает следующее определение «культуры речи»: «Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е., наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е., само подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».

Тираж

Тираж - (от франц. tirage), количество экземпляров печатного издания одного названия. Тираж обычно устанавливается издательством (редакцией) совместно с торговыми (распространяющими) организациями после изучения читательского спроса. В советское время различали малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и массовые (свыше 100 тысяч экземпляров). Массовые тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами. При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину гонорара авторского. Тираж издания обычно указывается в выходных сведениях, в некоторых странах это установлено нормативными актами. На практике издатели, исходя из конъюнктуры на рынке печатной продукции, как правило, тираж не указывают.

Точка съемки

Точка съемки - место, где находится фотограф (оператор) по отношению к объекту (объектам) съемки. Перемены точки съемки играют решающую роль в построении перспективы снимка или кадра. От точки съемки зависят все характеристики того образа объекта, который будет получен в итоге. Каждая съемочная точка характеризуется тремя пространственными координатами: направлением, расстоянием и высотой. Изменение любой из координат оказывает существенное влияние на изображение в целом. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой; в портрете - анфас, траукар, профиль.

Трактовая репетиция. Тракт

Трактовая репетиция. Тракт - это канал, по которому подаются сигналы изображения и звука. Трактовая репетиция проводится в студии (либо с места события с использованием ПТС) с использованием всех технических средств, которые будут задействованы в передаче.

Трансфокатор видеокамеры

Трансфокатор видеокамеры - (от транс... и фокус), сочетание телескопической насадки с объективом, представляющее собой оптическую систему с переменным фокусным расстоянием. Механические перемещения отдельных элементов насадки трансфокатора обеспечивают плавное изменение масштаба изображения объекта в определённом диапазоне. При этом фокусное расстояние трансфокатора меняется, а резкость наводки объектива и относительное отверстие остаются неизменными. Чаще всего трансфокатор применяется в качестве кино- телесъёмочного объектива для создания эффектов наезда и отъезда в тех случаях, когда перемещение самого съемочного аппарата относительно объекта нежелательно. Так как аберрационные расчёты (см. Аберрации оптических систем) телескопических насадки и объектива, как правило, производят раздельно, одна и та же насадка может применяться с различными объективами.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная