Энциклопедический словарь СМИ (краткий)
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Пассивный словарь

Пассивный словарь - часть словарного состава языка, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями обозначаемых ими явлений (названия редких реалий, историзмы, термины), или из лексических единиц, известных только части носителей языка (архаизмы, неологизмы), используемых только в отдельных функциональных разновидностях языка (книжная, научная, разговорная и другая стилистически окрашенная лексика). См. также Активный словарь.

Пауза

Пауза - перерыв в речи, которому акустически обычно соответствует отсутствие звука, а физиологически - остановка в работе речевых органов. Пауза между словами выполняет важные языковые функции, являясь средством членения речи на интонационно-смысловые единицы, средством выражения характера связи между частями высказывания, средством смыслового и эмоционального выделения слова или синтагмы. Обусловленные смыслом высказывания паузы используются для вдоха.

Пейзаж

Пейзаж - жанр искусства, воспроизводящий естественную природу, а также картину природы, в той или иной степени измененной человеком - например, пейзаж городской, или индустриальный.

Перифраза

Перифраза - стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности (преимущественно эмоционально-экспрессивного, оценочного характера). Этимологически - иносказание. В перифразе на первый план выступают качество или сторона описываемого предмета, существенные в данной ситуации, в данном контексте. Основное назначение перифразы - усилить выразительность текста, действенность высказывания. Перифраза функционирует главным образом в литературно-художественной, публицистической, устной публичной и разговорной речи.

Перспектива

Статья большая, находится на отдельной странице.

Письмо как жанр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Планы

Планы - пространственные зоны различной отдаленности, обычно отождествляемые с наиболее существенными или зрительно выделяющимися элементами изображения и имеющие значение в качестве опорных точек (пунктов) при передаче впечатления глубины пространства. В фотографии планы передают в основном через пропорции предметов и их сокращений под влиянием перспективы, а различными градациями светотени и (в цветной фотографии) оттенками цветов. Обычно различают передний, второй и задний (дальний) планы, их выбор целиком зависит от замысла фотографа в части композиции будущего снимка, в частности от выбора точки съемки. Применительно к видеосъемке - план это масштаб изображения, характеристика кадра. Понятие «план» выражает степень величины объекта съемки, зависит от расстояния между объективом видеокамеры и объектом съемки и от фокусного расстояния объектива. Как и в фотографии, наиболее употребительное деление планов - на три вида: общий, средний и крупный. Более точное - на шесть видов: - дальний план (объект и окружающая его обстановка); - общий (объект в полную величину); - средний план (условно - человек до колен); - поясной план (человек по пояс); - крупный план (голова человека); - макроплан (деталь, например, глаза). В практике многих телестудий в последние годы распространилось смешение понятий «план» и «кадр», говоря «план», подразумевают протяженность во времени («длинный план», «короткий план»), хотя в этих случаях следовало бы говорить о «кадре».

Подводка

Подводка - информация ведущего программы, предваряющая видеосюжет. Очень часто состоит из одного - двух коротких предложений, предельно кратко сообщающих о происшедшем с последующей формулой типа «Подробности - в репортаже нашего корреспондента», или «С места событий - наш корреспондент…».

Поисковая система

Поисковая система - (англ. search engine, синонимы: искалка, поисковый сервер, поисковая машина) - Инструмент для поиска информации в Интернете. Как правило, работа поисковой машины состоит из двух этапов. Специальная программа (поисковый робот, автомат, агент, паук, червяк, crawler) постоянно обходит сеть и собирает информацию с зарегистрированных в данной системе веб-страниц (индексирует их). Когда пользователь задает запрос, поиск идет по предварительно построенному индексу. Результатом поиска является так называемая поисковая выдача - список ссылок на документы (веб-страницы), соответствующие запросу. Поисковые машины различаются по области действия на локальные (ограничивающиеся национальным доменом, определенным языком) и глобальные. Обычно глобальные системы хорошо покрывают американский интернет (который действительно является значительной частью мирового) и несколько хуже «знают» остальную часть. Поэтому, если ваш поиск заведомо ограничен страной или языком, лучше пользоваться локальной системой. Интернет - живая динамическая система, которая меняется быстрее, чем об этом успевает узнать робот поисковой машины. Поэтому иногда найденные документы могут оказаться измененными или вообще не существовать. Некоторые поисковые машины при индексации сохраняют у себя образ индексируемого документа и могут показать его пользователю даже после того, как оригинал перестал соответствовать образу. Скорость обновления индекса и полнота покрытия (размер поисковой базы) являются важной характеристикой поисковой машины. Ссылки на документы в результатах поиска сортируются по степени соответствия запросу. Этот критерий называется «релевантность». Способ вычисления релевантности является собственным know-how каждой поисковой машины, поэтому выдача по одному и тому же запросу в разных системах может заметно отличаться. Поисковые машины обычно имеют специальный язык запросов, с помощью которого можно точнее объяснить машине, что именно надо искать. Однако большинство систем не требуют от пользователя знания этого языка, как правило, достаточно просто написать в строке запроса несколько ключевых слов, определяющих область вашего интереса. Самым современным системам можно задавать запросы просто на естественном, «человеческом» языке. Система сама разберется, какие слова и словосочетания являются ключевыми. Основной объект индексации поисковой машины - тексты. Однако существуют системы, позволяющие осуществлять поиск по картинкам, по mp3, по архивам программ, по новостям и т.д. Все поисковые машины сталкиваются с проблемой так называемого поискового «спама». С большинством сайтов-спамеров удается бороться с помощью специальных алгоритмов, и меры, применяемые к спамерам, могут быть довольно суровыми - вплоть до полного исключения сайта из поисковой базы.

Полилог

Полилог - разговор между несколькими лицами, термин является дополнением к понятию диалог, частично совпадая с ним. Полилог как форма разговорной речи присутствует в некоторых жанрах печатной и аудиовизуальной журналистики.

Портал

Портал - понятие пришло в Интернет из архитектуры в значении «главный вход». Имеется ввиду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую критическую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет «самопополняющимся», после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу. Поэтому портал в строгом смысле слова - это сайт с очень большим количеством посетителей, большой и известный. Подавляющее большинство порталов построено вокруг поисковых машин и каталогов. Порталов довольно немного - на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их обычно единицы. Иногда сайты, предназначенные для широкой аудитории, называют «горизонтальными» порталами, а тематические - «вертикальными» порталами.

Программа почтовая (клиент, MAILER)

Программа почтовая (клиент, MAILER) - позволяет пользователю работать с почтой в своем почтовом ящике, т.е. создавать и отправлять сообщения, получать почту, пришедшую в ящик и т.д. Одной из самых распространенных почтовых программ является InternetMail из пакета MS Internet Explorer3. В пакет MS Internet Explorer4 включена почтовая программа Outlook Express. Пакет Netscape Communicator4 также включает в себя почтовую программу, которая называется Netscape Messenger. При первом своем запуске почтовая программа предложит пользователю указать некоторые параметры для работы, такие как имя почтового сервера, имя ящика, пароль для доступа к нему и некоторые другие. Все эти данные можно узнать у администратора локальной сети, а лучшим вариантом является настройка почтовой программы самим администратором.

Программирование вещания

Программирование вещания - тематическое и жанровое планирование телепередач и фильмов на какой-то период времени (перспективное и текущее). Имеет свои законы, предусматривающие соблюдение профиля канала, актуальности и оперативности вещания, композиционной стройности ежедневного расписания телепередач, учета содержания предыдущих и последующих передач, а также передач конкурирующих телеканалов.

Произношение

Произношение - совокупность особенностей артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке. Правильное литературное произношение - это произношение, соответствующее нормам орфоэпии данного языка.

Просветление оптики

Просветление оптики - уменьшение отражения коэффициентов поверхностей оптических деталей путем нанесения на них одной или нескольких непоглощающих пленок. Без таких (просветляющих) пленок потери на отражение света могут быть значительными; так в видимой области спектра даже при нормальном падении лучей на границе воздух - оптическая среда они могут составлять до 10% от интенсивности падающего излучения. В системах с большим числом поверхностей, например в сложных объективах, потери света могут достигать 70% и более. Многократное отражение от преломляющих поверхностей вызывает появление внутри приборов рассеянного света, что ухудшает качество изображений, формируемых оптическими системами приборов. Эти нежелательные явления устраняются с помощью просветления оптики. Просветление оптики - результат интерференции света, отражаемого от передних и задних границ просветляющих пленок; она приводит к взаимному «гашению» отраженных световых волн и, следовательно, к усилению интенсивности проходящего света. Изменяя толщину просветляющей пленки, можно сместить минимум отражения в различные участки спектра. Покрытия с минимальным отражением в желтой области наносят на объективы, применяемые в черно-белой фотографии; в отраженном свете их поверхности имеют пурпурный оттенок (т. н. голубая оптика). В просветленных объективах для цветной фотографии отражение минимально в голубой области спектра; оттенок их поверхностей - янтарный. Трехслойные просветляющие пленки дают возможность получить равномерно низкое (~ 0,5%) отражение в широкой спектральной области, например, во всем видимом человеческим глазом диапазоне.

Псевдоним

Псевдоним - (греч. - pseudos - ложь и onyma - имя) - условное имя автора или артиста, представителя любой творческой профессии, которое заменяет его настоящее имя и фамилию (либо и то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора обычно не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. В качестве псевдонима может быть указано любое имя или вымышленное наименование.

ПТС

ПТС - передвижная телевизионная станция, смонтированный (обычно в автобусе) комплекс аппаратуры для проведения внестудийных телевизионных передач. Высокая мобильность ПТС и возможность с ее помощью вести передачу (или запись передачи) вне телевизионной студии определили широкий диапазон использования ПТС для ведения прямой трансляции с мест крупных политических событий, спортивных мероприятий и соревнований, разного рода представлений, для репортажных передач в режиме прямого эфира. Внестудийное телевизионное вещание в СССР началось в 1948 вводом в эксплуатацию ПТС двумя телевизионными передающими камерами (ТПК) для передачи черно-белых изображений; в 1968 была введена в эксплуатацию первая ПТС для передачи цветного изображения. В состав типовой ПТС обычно входят: телевизионная аппаратура, смонтированная в автобусе; выносные ТПК; усилительная аппаратура звукового сопровождения передачи, в том числе выносные микрофоны; аппаратура технологической связи (технической и режиссерской) с телецентром и между несколькими ПТС; радиорелейное оборудование для передачи сигналов телевизионного изображения и звукового сопровождения от ПТС в принимающую аппаратную телецентра; аппаратура электропитания от сети переменного тока или от автономного генератора. ТПК соединены с аппаратурой в автобусе камерным кабелем. Максимальное удаление от автобуса передающих камер - 2 км, микрофонов - 400 м. Выносную часть радиорелейного оборудования - радиопередатчик (работающий на волнах 4-15 см) и параболическую антенну (с шириной диаграммы направленности ~ 3-4°) в удобном месте и соединяют (радиочастотным кабелем) с аппаратурой управления, находящейся в автобусе (иногда она установлена непосредственно на автобусе). Обычное условие проведения внестудийных телевизионных передач - прямая оптическая видимость приемных антенн радиоприемной аппаратуры телецентра с места установки антенны ПТС. Поэтому приемные антенны стремятся устанавливать как можно выше, например, в Москве на Останкинской башне они расположены на высоте 253 м. В зависимости от характера трассы и условий распространения радиоволн максимальное удаление ПТС от телецентра может составлять 30-50 км. Передача телевизионных сигналов от ПТС на телецентр может осуществляться также и по специально проложенным в земле радиочастотным кабелям. Для технологической связи ПТС с телецентром выделяют несколько телефонных линий. Электрическая мощность, потребляемая ПТС, составляет 5-8 квт. Сигналы телевизионного изображения и звукового сопровождения могут записываться передвижной видеомагнитофонной станцией, расположенной в отдельном автобусе. Во время передачи (или записи) каждая ТПК обслуживается оператором, который выбирает сцену или объект для показа телезрителям. Наблюдая на экранах видеоконтрольных устройств несколько изображений, получаемых с ТПК, режиссер у пульта в автобусе отбирает необходимое, которое коммутируется на передатчик и оно поступает на телецентр. Звукорежиссер (пульт которого, как правило, находится также в автобусе), подключая соответствующие микрофоны, вынесенные на рабочую площадку, обеспечивает звуковое сопровождение передаваемой программы.

Публицистика

Публицистика - жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки. Существует образное определение: публицистика - тень политики. Перефразируя высказывание К. Маркса, можно сказать, что публицистика является продуктом политики в той же мере, в каковой она сама создает эту политику. Без политики нет публицистика, как без публицистики не бывает цивилизованной политики. Имея ввиду известное изречение: если вы не хотите заниматься политикой, политика все равно займется вами, публицистика путем кропотливого анализа причинно-следственных взаимосвязей между самыми разными проявлениями социальной жизни, находит именно политического осмысления этих проявлений, место отдельно взятых в качестве примера событий и явлений в общих социальных процессах. Объект публицистики - политически освоенная действительность. Невзирая на макиавеллистские представления и несовместимости политики и морали, публицистика не просто систематизирует действительность в ее политических аспектах, но и рассматривает психологию политических феноменов, их философские, культурные и нравственные характеристики. Публицистика непрерывно навязывает власти напоминание о трех постулатах - правдивости, разумности и справедливости, на которых должна в идеале основываться в своих действиях власть. В этом смысле публицистика - занятие неблагодарное. Публицистический элемент может присутствовать практически в любых журналистских жанрах: интервью, беседе, комментарии, статье и т.д., в тех случаях, когда в публикациях присутствуют анализ и обобщение. Главным же критерием публицистичности всегда будет являться прежде всего неравнодушие автора публикации к предмету этой публикации, его гражданская позиция. В этом, пожалуй, главное отличие публицистики от аналитической журналистики.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная