Энциклопедия "Авиация" (1998)
Эффект влияния земли

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Эффект влияния земли

Зависимость коэффициента подъёмной силы от угла атаки при различных значениях относительного расстояния от экрана.

Рис. 1. Зависимость коэффициента подъёмной силы от угла атаки.

эффе́кт влия́ния земли́ — изменение аэродинамических характеристик летательного аппарата при приближении его к экранирующей поверхности земли, воды, ВПП и др. Проявляется при взлёте и посадке самолётов и других летательных аппаратов. Э. в. з. становится заметным при расстояниях h от земли, соизмеримых с хордой b крыла самолёта или диаметра d несущего винта вертолёта, и усиливается по мере приближения к её поверхности. С приближением к поверхности земли аэродинамическое сопротивление, как правило, уменьшается, а подъёмная сила увеличивается, что ведёт к росту аэродинамического качества; изменяются и моментные характеристики. Сопротивление уменьшается в основном благодаря уменьшению вблизи земли индуктивных скосов потока и соответственно индуктивного сопротивления. Увеличение подъёмной силы связано в основном с возрастанием давления на нижней поверхности крыла (так называемый эффект динамической подушки). При относительных расстояниях от экрана эффект влияния земли = h/b (h/d) меньше 0,2—0,3 приращение подъёмной силы крыла может достигать 40—50% её значения в неограниченном потоке. Приближение к экрану не только увеличивает значение коэффициента подъёмной силы cy (см. Аэродинамические коэффициенты), но и меняет его зависимость от угла атаки α, делая её более крутой и уменьшая значение критического угла атаки (рис. 1) Однако этот эффект существенен при небольших значениях коэффициента cy, не превышающих 1—1,5. При больших значениях cy несущая способность крыла с приближением к экрану может не изменяться или даже снижаться. Для механизированного крыла, например при cy = 2—3, на высоте приближение к экрану уменьшает это значение. Уменьшение подъёмной силы вблизи земли возможно на некоторых режимах у самолётов вертикального или короткого взлёта и посадки, имеющих струйные устройства для создания подъёмной силы.

Существенное возрастание подъёмной силы и аэродинамического качества крыла вблизи экранирующей поверхности (рис. 2) явилось одной из предпосылок для разработки экранопланов. Иногда Э. в. з. называется экранным эффектом.

В. М. Гадецкий.

Типичная зависимость наибольшего относительного аэродинамического качества  от относительной высоты  для прямого крыла с удлинением λ=2. , где  — максимальное значение аэродинамического качества на высоте ,  — его значение при  = ∞.

Рис. 2. Типичная зависимость наибольшего относительного аэродинамического качества от относительной высоты.

В начало энциклопедии
Главная