Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АТМ"-"АЭР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АТМ"-"АЭР")

Атмосферное возмущение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Атмосферное давление

Атмосфе́рное давле́ние — гидростатическое давление, оказываемое атмосферой на все находящиеся в ней предметы. В каждой точке определяется весом вышележащего столба воздуха и убывает с высотой: на высоте 5 км, например, составляет половину от нормального, за которое принимают 101 325 Па (760 мм ртутного столба), — см. Международная стандартная атмосфера.

А. д. распределено по земному шару неравномерно, что обусловлено в первую очередь неодинаковым притоком солнечной радиации в различных широтах Земли и различными свойствами земной поверхности, особенно в связи с её разделением на сушу и море; неравномерность распределения А. д. является причиной атмосферной циркуляции.

В глобальном распределении на многолетних картах среди А. д. выявляется зональная и ячейковая структура полей А. д. на уровне моря. При этом обнаруживаются как постоянные (перманентные), так и сезонные области высокого и низкого А. д. (центры действия атмосферы). К постоянным относятся экваториальная область пониженного давления (экваториальная депрессия) и субтропические пояса высокого давления в обоих полушариях с центрами антициклонов над каждым океаном (наиболее значимыми постоянными областями высокого А. д. в Северном полушарии являются азорский и тихоокеанский антициклоны). Постоянные центры действия за редким исключением сохраняются в течение года, но несколько меняют свою интенсивность, что особенно характерно для Северного полушария (например, тихоокеанский и азорский антициклоны летом более интенсивны и обширны по площади, чем зимой). К постоянным областям низкого А. д. Северного полушария относятся исландская и алеутская депрессии. Исландская хорошо выражена в течение всего года, летом ослабевает и становится двухцентровой; алеутская наблюдается большую часть года, наиболее интенсивна зимой, а летом (в июле) почти исчезает. На многолетних картах среднее А. д. на уровне моря обнаруживаются также сезонные (или муссонные) центры действия атмосферы, например, азиатский зимний антициклон сменяется летней азиатской депрессией. В суточном ходе А. д. обнаруживаются 2 максимума (в 9—10 ч и 21—22 ч) и 2 минимума (в 3—4 ч и 15—16 ч). Особенно правильный суточный ход А. д. обнаруживает в тропических районах. С увеличением широты амплитуда изменения А. д. уменьшается, но вместе с тем становятся более сильными непериодические изменения А. д.

С. С. Гайгеров.

Атмосферное электричество

Атмосфе́рное электри́чество — совокупность электрических явлений и процессов, происходящих в атмосфере; раздел физики, изучающий эти явления и процессы. При исследовании А. э. изучают электрические токи в атмосфере, объёмные заряды, заряды облаков и осадков, грозовые разряды и многие другие. Все явления А. э. тесно связаны между собой. На их развитие сильно влияют метеорологические факторы — облака, осадки, метели и т. п. Электрическое поле атмосферы обусловлено зарядами Земли и атмосферы. У земной поверхности существует стационарное электрическое поле с напряжённостью около 130 В/м. Земля при этом имеет отрицательный заряд около 3·105 Кл, а атмосфера в целом заряжена положительно. При грозе, метелях, осадках напряжённость электрического поля может резко менять направление и значение, достигая 1000 В/м. Атмосфера непрерывно ионизуется. Образование заряженных частиц в атмосферном воздухе — ионов — происходит в основном под действием космических лучей, излучения радиоактивных веществ в земной коре и в атмосфере, ультрафиолетового и корпускулярного излучения Солнца.

Электрическое состояние облаков и осадков обусловлено зарядами облачных элементов и капель. Верхняя часть облака обычно заряжена положительно, а нижняя — отрицательно.

В атмосфере возникают электрические токи, обусловленные движением ионов и электронов под действием электрического поля (токи проводимости), переносом объёмных зарядов (конвективные токи), значительным и быстрым изменением электрического поля (токи смещения). Возникают также токи при разрядах.

Молния — электрический разряд между облаками, различными частями облака или между облаком и земной поверхностью. Возникает при напряжённости электрического поля до 25—50 кВ/м, сила тока разряда — десятки тысяч А. Наиболее часто встречается линейная молния — искровой разряд длиной 2—3 км, иногда до 20 км и более, диаметр — несколько десятков сантиметров, продолжительность — десятые доли секунды; состоит из последовательных нарастающих импульсов.

Грозы (и молнии) относятся к опасным для летательных аппаратов метеорологическим явлениям. Попадание молнии в летательный аппарат может привести к разрушениям элементов конструкции, нарушению работы радиоаппаратуры и навигационных приборов, ослеплению и даже непосредственному поражению членов экипажа, в связи с чем предусматриваются меры по молниезащите летательных аппаратов. В телеграфном оповещении о грозе авиационными метеорологическими станциями указываются местоположение грозы, расстояние, направление её движения, наличие осадков на аэродроме.

С. С. Гайгеров.

Атмосферные явления

Атмосфе́рные явле́ния. В метеорологии авиационной основное внимание уделяется А. я., наблюдающимся в приземном слое атмосферы (в тропосфере), поскольку именно они (например, низкие облака, сильный боковой ветер, плотный туман) в значительной степени определяют эффективность и вообще возможность использования авиации. К А. я. относят также: атмосферные осадки, представляющие собой воду в жидкой или твёрдой фазе и включающие дождь, снег, крупу, град (выпадают из облаков), росу, изморось (осаждаются на земной поверхности в результате конденсации или сублимации содержащегося в воздухе водяного пара); морось — дождь с диаметром капель менее 0,5 мм (может выпадать из облаков или образовываться при конденсации тумана). Различают обложные и ливневые осадки (первые связаны преимущественно с тёплыми, а вторые с холодными атмосферными фронтами). Выпадающие из облаков осадки могут приводить к появлению гололёда и гололедицы. Гололёд — слой плотного льда, образующийся на поверхности Земли и на предметах (деревьях, домах и т. п.) в основном с наветренной стороны от намерзания капель переохлаждённого дождя или мороси. Обычно наблюдается при температурах воздуха от 0 до ‑3°С, но иногда и при более низких. Гололедица — тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, капель дождя или мороси от соприкосновения с сильно охлаждённой поверхностью.

О наступлении опасных для выполнения полётов А. я. (гололедица, гроза, сильная изморось и др.) авиационные метеостанции дают информацию, установленную инструкциями (штормовое оповещение, штормовое предупреждение).

Атмосферный фронт

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЧ

АЧ — обозначение авиационных дизелей конструкции А. Д. Чаромского. АЧ-30Б мощностью 1100 кВт применялись на дальних бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

АШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Аэриталия"

Военно-транспортный самолёт G222.

Рис. 1. Военно-транспортный самолёт G222.

«Аэрита́лия» (Aeritalia-Societá Aerospaziale Italiana p. a.) — авиакосмическая фирма Италии. Образована в 1969 в результате объединения авиационных отделений концернов «ФИАТ» (кроме заводов авиадвигателей) и «ИРИ — Финмекканика» (IRI — Finmeccanica), в 1976 полностью перешла под финансовый контроль последнего. В 1981 приобрела акции (от 50 до 100%) авиационных фирм «Аэронавали» (Officine Aeronavali Venezia), «Партенавиа» (Partenavia) и «Метеор» (Meteor). В 1987 имела семь отделений (военных самолётов, транспортных самолётов, авиации общего назначения, авиационного оборудования, технического обслуживания и модификации, беспилотных летательных аппаратов и управляемых ракет, космических систем). В 70-х гг. выпускала военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки G222 с двумя турбовинтовыми двигателями (1970, рис. 1), строила по лицензии истребитель Локхид F-104S, разработала в составе консорциума «Панавиа» истребитель-бомбардировщик «Торнадо» (1974). Основные программы 80-х гг.: производство самолётов «Торнадо» и G222, разработка и производство с фирмой «Аэроспасьяль» пассажирских самолётов для коротких авиалиний ATR 42 (1984) и ATR 72 (1988) с двумя турбовинтовыми двигателями и с фирмами «Аэрмакки» и «Эмбраэр» лёгкого реактивного истребителя-бомбардировщика АМХ (1984, рис. 2), производство разработанных фирмой «Партенавиа» лёгких транспортных самолётов с поршневыми двигателями и турбовинтовыми двигателями, выпуск воздушных мишеней и других беспилотных летательных аппаратов, производство авиационного оборудования. В 1990 в результате слияния фирм «А.» и «Силения» (Silenia) образован концерн «Аления» (Alenia).

Истребитель-бомбардировщик AMX.

Рис. 2. Истребитель-бомбардировщик AMX.

"Аэрмакки"

«Аэрма́кки» (Aer Macchi SpA), «Макки», — авиастроительная фирма Италии, отделение фирмы «Аэронаутика Макки». Основана в 1912. В годы 1-й мировой войны выпускала истребители «Ньюпор», а также лёгкие летающие лодки (по образцу австрийской лодки «Лонер»). В 20—30-е гг. фирма добилась значительных успехов в создании гоночных гидросамолётов: М.7 и М.39 в 1921 и 1926 выиграли Шнейдера кубок, а М.С.72 установил в 1934 абсолютный мировой рекорд скорости полёта (709 км/ч). Развитием работ по скоростным самолётам стало создание истребителей-монопланов М.С.200 (первый полёт в 1937) и М.С.202 (1940), принимавших участие во Второй мировой войне. К известным летательным аппаратам послевоенного периода относятся реактивные учебно-боевые самолёты MB.326 (1957) и МВ.339 (1976). Совместно с фирмами «Аэриталия» и «Эмбраэр» разработан лёгкий реактивный истребитель-бомбардировщик АМХ (1984).

"Аэро"

Учебный самолёт Аэро L‑39 «Альбатрос» (Чехословакия).

Учебный самолёт Аэро L‑39 «Альбатрос».

«А́эро» (Aero Vodochodý národni podnik) — авиастроительная фирма Чехословакии. Образована в 1953. До начала 60-х гг. занималась в основном производством по лицензии советских самолётов МиГ (начиная с МиГ-15), затем строила учебно-тренировочные самолёты L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» (см. рис.) собственной конструкции. Одноименная авиационная фирма существовала в Чехословакии в 1919—53, занималась производством по лицензии самолётов зарубежных конструкций («Феникс», Блок 200 и др.) и самолётов оригинальных типов (A-U и др.).

Аэроавтоупругость

Аэроавтоупру́гость — см. в статье Аэроупругость.

Аэробус

Аэро́бус — многоместный пассажирский самолёт с упрощённым видом обслуживания пассажиров. Понятие «А.» со временем видоизменялось. Впервые этот термин упоминается в работах Б. Н. Юрьева (1911) как означающий аэроплан, способный поднимать большое число пассажиров. Затем длительное время термин «А.» не применялся. Возродился он вновь в 60-е гг., и его значение претерпело ряд изменений. Например, под А. понимали транспортный самолёт, предназначенный для частых и непродолжительных рейсов на короткие и средние расстояния. В эти же годы с понятием «А.» стали связывать в основном систему обслуживания пассажиров (продажа билетов в салонах) и систему транспортировки багажа («багаж при себе» до борта самолёта). Позднее А. стали называть многоместные широкофюзеляжные самолёты ближней и средний дальности полёта, а подобные самолёты большой дальности иногда называли супер-А. Поэтому понятие «А.» стали связывать с размерами, компоновкой и интерьером пассажирских салонов. Фирменное название А. присвоено лишь самолёту А300В (1972) фирмы «Эрбас индастри». Название запатентовано как товарный знак.

Аэровокзал

Аэровокза́л — здание аэропорта для комплексного круглогодичного обслуживания воздушного транспорта, а также провожающих и встречающих. А. — основное сооружение пассажирского комплекса аэропорта. К А. со стороны городского подъезда примыкает привокзальная площадь (автостоянки, станции городского транспорта, торговые киоски, гостиница), а со стороны лётного поля — открытый перрон с причальными сооружениями для самолётов.

Различают А. внутренних и международных авиалиний. В зависимости от пропускной способности (пассажиров в час) А. в СССР подразделяли на группы: малые — 50, 100, 200, 400; средние — 600, 800, 1000; большие — 1500, 2000, 2500; особо большие — свыше 2500. При этом малые А. строили обычно по типовым проектам. Архитектурно-планировочное решение современных А. подчинено технологической системе обслуживания пассажиров, организации их посадки в самолёты. Для лучшего обслуживания населения больших городов и разгрузки А. аэропортов сооружаются городские А., например, в Москве.

Аэродинамика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическая компенсация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическая схема

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическая труба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамические коэффициенты

Аэродинами́ческие коэффицие́нты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата, проекция полной аэродинамической силы на которую рассматривается или относительно которой берётся составляющая полного аэродинамического момента. Вычисляются А. к. по формулам:

, ,

где q — скоростной напор, S — характерная площадь (площадь крыла, миделевого сечения и др.), L — характерный линейный размер (для самолёта в качестве S обычно принимают площадь крыла, при вычислении mх(у) за характерный размер принимают размах крыла l, а при вычислении mz — среднюю аэродинамическую хорду крыла bА). Например, коэффициент подъемной силы cya = Ya/(qS), коэффициент поперечной силы сz = Z/(qS), коэффициент момента тангажа mz = Mz/(qSbA).

В аэродинамических расчётах и особенно в исследованиях динамики полёта часто используют частные производные А. к. по различным переменным (см., например, Вращательные производные). В этом случае к обозначению А. к. добавляют верхний индекс, указывающий переменную, по которой берётся производная. Например, (α — угол атаки), (δэ — угол отклонения элеронов).

Согласно теории подобия и размерностей, А. к. для класса геометрически подобных конфигураций, отличающихся линейными размерами, зависят лишь от безразмерных подобия критериев. Это позволяет определять аэродинамические характеристики летательных аппаратов пересчётом результатов продувок их моделей в аэродинамических трубах.

При исследованиях аэродинамики и динамики летательных аппаратов вообще широко используются различные безразмерные коэффициенты: коэффициент давления cp, трения cf и др.

В. Н. Голубкин.

Аэродинамические силы и моменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамические характеристики

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамический институт

Юбилейная медаль института (1914).

Юбилейная медаль института.

Аэродинами́ческий институ́т — первое в России научно-исследовательское учреждение для проведения исследований по теоретической и экспериментальной аэродинамике. Основан 27 апреля (10 мая) 1904 в Кучино (Московская область) на средства русского промышленника и банкира Д. П. Рябушинского. Разработка проекта А. и. и начальный период его деятельности осуществлялись под руководством и при участии Н. Е. Жуковского и его учеников Л. С. Лейбензона, С. С. Неждановского, В. Б. Кузнецова и др. Основное оборудование А. и. составляли: аэродинамическая труба круглого сечения с закрытой рабочей частью, диаметр 1,2 м, с всасывающим вентилятором, обеспечивающим скорость потока воздуха до 6 м/с; прибор Жуковского, установленный в башне высотой 20 м, для определения сопротивления падающих моделей; аэросани Неждановского для изучения воздушных винтов; ротативная машина. С 1905 под руководством Кузнецова проводились метеорологические исследования с помощью воздушных змеев и шаров-зондов. В 1911 на протекающей вблизи речке была построена гидравлическая лаборатория. По ряду причин А. и. не стал центром, способным объединить лучших учёных и конструкторов России; в 1906 Жуковский и большинство его учеников вышли из состава института. В мае 1918 А. и. был национализирован. В 1919—20 в нём создан ряд новых отделений. Научное руководство аэродинамическим отделением до 1920 осуществлял Жуковский, затем С. А. Чаплыгин. В 1921 Государственный учёный совет Наркомпроса РСФСР дал институту новое название — Московский институт космической физики (МИКФ). В 1924 МИКФ был включён в состав образованного Государственного научно-исследовательского геофизического института в качестве Геофизической обсерватории.

Аэродинамический расчёт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамический эксперимент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическое демпфирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическое качество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическое нагревание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродром

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродромное покрытие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродромный узел

Аэродро́мный у́зел — административно-функциональное объединение посадочных полей (аэродромов) и площадок, пилотажных зон, зон воздушных стрельб и боевых трасс. Воздушные и наземные границы А. у. устанавливаются соответствующими государственными органами. Местные командные пункты внутри А. у. подчиняются центральному командному пункту.

Аэроклуб

Аэроклу́б — авиационная спортивная организация. Основные задачи: обучение спортсменов лётному мастерству, пропаганда и распространение авиационных знаний. А. появились в 30-х гг. Их предшественниками были секции, кружки любителей авиации и воздухоплавания. В 1990 в СССР работало свыше 290 А., в которых юноши и девушки занимались авиационными видами спорта: самолётным, вертолётным, планёрным, парашютным, дельтапланёрным, авиамодельным. Для проведения учебно-лётного процесса А. имеет аэродром и воздушное пространство (район полётов), авиационную технику и необходимые сооружения. См. также статью Центральный аэроклуб СССР.

"Аэролинеас архентинас"

Логотип авиакомпании «Аэролинеас Архентинас».

Логотип авиакомпании

«Аэроли́неас архенти́нас» (Aerolineas Argentinas) — национальная авиакомпания Аргентины. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Америки, Азии, Африки и в Новую Зеландию. Основана в 1949. В 1989 перевезла 3,7 млн. пассажиров, пассажирооборот — 8,31 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 31 самолёт.

Аэрологическое зондирование

Аэрологи́ческое зонди́рование — определение свойств воздуха и характеристик некоторых атмосферных процессов с помощью поднимаемых в атмосферу приборов или дистанционными методами (см. Метеорологические приборы и оборудование). При температурно-ветровом А. з. определяется распределение по высоте температуры, влажности и давления воздуха, направления и скорости ветра с использованием радиозондов, шаров-пилотов и метеорологических ракет. Исследования стратосферы и нижней мезосферы производится с помощью метеорологических ракет. При этом сбор информации может осуществляться как при подъёме ракеты, так и во время спуска отделившихся от неё приборов на парашюте. При дистанционных методах А. з. используются посылаемые с земли, ракет и т. п. акустические или электромагнитные (в том числе оптические) сигналы. По их изменению в различных слоях атмосферы и определяют характеристики ее состояния.

Аэромеханика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэронавигационный запас топлива

Аэронавигацио́нный запа́с то́плива (АНЗ) — часть запаса топлива на борту летательного аппарат к началу разбега, заправленная сверх расчётного количества, необходимого для выполнения полёта от аэродрома вылета до аэродрома назначения. АНЗ предназначен для обеспечения безопасного завершения полёта с посадкой на аэродроме назначения или на запасном аэродроме с учётом неблагоприятных случайных событий, к которым относятся: увеличение фактических затрат топлива по сравнению с расчётными (вследствие неблагоприятных отклонений метеоусловий полёта от принятых в плане полёта, в том числе связанных с обходом зон опасных метеоявлений; погрешностей самолётовождения и режимов полёта; изменений профиля и маршрута полёта, вызванных требованиями службы управления воздушным движением; отклонений характеристик летательного аппарата и его двигателей от принятых в Руководстве по лётной эксплуатации летательных аппаратов); необходимость продлить полёт до наиболее удалённого запасного аэродрома; уменьшенный по сравнению с расчётным фактический запас топлива на борту вследствие погрешностей топливоизмерительной системы и методики измерения плотности топлива.

Аэронавтика

Аэрона́втика (от греч. ḗr — воздух и nautikḗ — кораблевождение) — понятие, охватывающее авиацию и воздухоплавание. По установившейся в России терминологии А. обычно отождествляется только с воздухоплаванием.

Аэроотит

Аэрооти́т (от греч. aḗr — воздух и ús, род. п. ṓtos — ухо) — воспаление среднего уха, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического давления. Причина А. — нарушение вентиляционной функции евстахиевых труб, когда давление в полости среднего уха не уравновешено с наружным. Признаки А.: болевые ощущения в ухе и в околоушной области, чувство заложенности в ухе, снижение остроты слуха, изменение конфигурации и окраски барабанной перепонки, иногда кровоизлияние и разрыв перепонки. При А., который длится обычно 5—7 дней, члены экипажей отстраняются от полётов.

"Аэроперу"

Логотип авиакомпании «Аэроперу».

Логотип авиакомпании

«Аэроперу́» (Aero Peru) — национальная авиакомпания Перу. Осуществляет перевозки в страны Южной Америки и в США. Основана в 1973 после слияния несколько авиакомпаний, созданных в 30—60-х гг. В 1989 перевезла 1,18 млн. пассажиров, пассажирооборот 1,32 млрд. пассажиро-километров (1988). Авиационный парк — 9 самолётов.

Аэроплан

Аэропла́н — устаревшее название самолёта.

Аэропорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Аэропроект"

«Аэропрое́кт» — государственное проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГПИиНИИ гражданской авиации). Образован в Москве в октябре 1934 как Центральная контора по изысканиям и проектированию воздушных линий и аэропортов Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Народных Комиссаров СССР; в октябре 1959 преобразован в ГПИиНИИ гражданской авиации. Имеет несколько филиалов. «А.» осуществляет изыскания и проектирование аэропортов, аэродромов, авиационных ремонтных заводов, учебных заведений и других объектов гражданской авиации. По проектам «А.» построены практически все крупные аэропорты СССР. «А.» ведёт проектирование объектов гражданской авиации в других странах.

В 30-х гг. «А.» провёл изыскания и проектирование воздушных линий по всей территории СССР, к началу 40-х гг. завершил проектирование 300 основных объектов в аэропортах СССР, в том числе столичного аэропорта Внуково. В годы Великой Отечественной войны «А.» осуществил изыскания и проектирование воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль протяжённостью 4800 км. В послевоенные годы «А.» обеспечивал восстановление аэропортов и вёл проектирование новых объектов, включая аэродромы, аэровокзалы, ангары. В 1959—65 по проектам «А.» осуществлена реконструкция столичных аэропортов Внуково и Шереметьево и построен новый аэропорт Домодедово. В последующие годы построены аэровокзалы в аэропортах гг. Минеральные Воды, Ульяновск, Рига, Ташкент, Ростов-на-Дону и многих других.

Аэросани

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэросинусит

Аэросинуси́т, аэросинуит (от греч. aḗr — воздух и лат. sinus — пазуха) — воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического давления. А. развивается чаще всего у членов экипажей летательных аппаратов, реже у авиапассажиров. Причина А.: неуравновешенность внешнего давления с давлением в околоносовых пазухах, что обычно является следствием анатомических особенностей или изменений при заболеваниях слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, приводящих к сужению лобно-носового канала или входа в гайморовы пазухи. Признаки А.: покраснение слизистой оболочки носа и пазух, болевые ощущения в этих областях. При А., который длится 5—10 дней, члены экипажа отстраняются от полётов.

Аэростат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэростатика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэротермодинамика

Аэротермодина́мика — раздел аэродинамики, изучающий гиперзвуковые течения газа, когда наряду с динамическими эффектами — скоростной напор, напряжение трения (см. Тензор напряжений) и др. — становятся существенными и термодинамические (теплопередача, аэродинамическое нагревание). В этих условиях на характеристики течения большое влияние оказывают реального газа эффекты, неравновесность течения, а также абляция обтекаемой поверхности, её каталитические и другие свойства (см. также Неравновесное течение).

Аэроупругость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэрофинишёр

Конструктивная схема аэрофинишёра.

Конструктивная схема аэрофинишёра.

аэрофинишёр — устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля. Основу конструкции А. (см. рис.) составляют тросовая система и тормозной механизм. В исходном положении приёмный трос 1 располагается на тросоподъёмнике 2 и натягивается на высоту 80—150 мм над палубой. Тормозной трос 3 через систему направляющих шкивов и амортизаторы закрепляется в тормозном механизме. Диаметр троса 30—40 мм, его общая длина достигает 600 м. Основными элементами тормозного механизма обычно являются полиспаст с кратностью до 20 и гидроцилиндр, к плунжеру 5 которого крепится подвижная обойма 4 блоков полиспаста, Гидроцилиндр служит для создания тормозного усилия и возвращения троса в исходное состояние. (Известны А., в которых тормозной трос наматывается на барабаны, оборудованные фрикционными или гидравлическими тормозами). При этом тормозное усилие автоматически регулируется селектором массы принимаемого самолёта, обеспечивающим независимость тормозного пути от массы совершающего посадку самолёта. Управление А. осуществляется с расположенного на палубе пульта управления.

При посадке самолёта его тормозной крюк захватывает приёмный трос и вытягивает тормозной, преодолевая сопротивление тормозного механизма, чем и обеспечивается торможение самолёта. А. способны останавливать самолёты массой до 30 т при посадочной скорости до 250 км/ч. При этом тормозной путь составляет около 100 м, время затормаживания 2—2.5 с, а максимальная отрицательная перегрузка может достигать 4,5.

В целях повышения безопасности посадки на кораблях устанавливают несколько А. (обычно 4) с расстоянием между приёмными тросами 10—12 м, последний трос обычно используется в составе аварийного барьера.

К. В. Захаров.

Аэрофлот

Логотип авиакомпании Аэрофлот.

Логотип авиакомпании

аэрофло́т — общепринятое собирательное наименование гражданской авиации, находившейся в ведении МГА СССР. В международных воздушных сообщениях А. выступал как единое и самостоятельное авиационное предприятие («Аэрофлот»), являвшееся юридическим лицом.

Аэрофотоаппарат

Аэрофотоаппарат:1 — пульт управления;2 — аэрофотокамера;3 — кассета.

Аэрофотоаппарат.

аэрофотоаппара́т — оптико-механический прибор, устанавливаемый на летательном аппарате и предназначенный для аэрофотосъёмки земной повети в видимой и ближней инфракрасной части спектра. Первый А. был изготовлен членом Русского технического общества В. И. Срезневским. С помощью этого А. была проведена первая опытная съёмка при полёте на воздушном шаре в 1886 командиром воздухоплавательной части А. М. Кованько. А. (см. рис.) состоит из аэрофотокамеры, преобразующей световой поток в скрытое изображение на фотоматериале, аэрофотоустановки, обеспечивающей необходимое положение камеры при съёмке и уменьшающей вибрационные и колебательные воздействия летательного аппарата, и пульта управления, служащего для дистанционного управления и контроля. Для обеспечения автоматического управления аэрофотосъемкой А. может сопрягаться с системой автоматического управления экспозицией и навигационной системой летательного аппарата. В снимок, как правило, впечатывается дополнительная информация о параметрах полёта, пространственном положении летательного аппарата, дате и времени фотографирования. Различают А.: по времени работы — дневные, ночные; по положению оптической оси — плановые, перспективные; по принципу построения изображения — кадровые, щелевые, панорамные; по решаемым задачам — топографические, разведывательные и др. Основные технические характеристики А., определяющие их использование: фокусное расстояние (от 50 до 1500 мм), формат снимка (от 7×8 см до 30×30 см), диапазон высот и разрешающая способность (лабораторная, полётная; выражается в линиях или единицах длины на 1 мм негатива). Для повышения качества изображения А., как правило, имеют систему компенсации движения летательного аппарата во время экспозиции.

Аэрофотосъёмка

Аэрофотосъёмка — фотографирование земной поверхности установленным на летательном аппарате аэрофотоаппаратом (АФА). Аэрофотоснимок используется при создании топографических карт для лесоустройства, землеустройства, изысканий транспортных магистралей и изучения природных ресурсов Земли. А. выполняют штурман-аэрофотосъёмщик и бортоператор. Для А. в России используются специально оборудованные самолёты Ан-30, Ил-14, Ан-2, вертолёты Ми-8, Ка-26 и другие летательные аппараты. Они снабжаются фотолюками для установки АФА и специальным пилотажно-навигационным оборудованием. А. выполняется в масштабах от 1:1000 до 1:200 000 на панхроматическую, цветную, спектрозональную аэрофотоплёнки. Плановая А. ведётся с отклонением оптической оси АФА не более, чем на 3 от вертикали, с продольным перекрытием 56—65% и поперечным перекрытием 20—50%. А. широко применяется в военных целях (см. Разведывательный летательный аппарат).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная