Энциклопедия "Авиация" (1998)
Антидемпфирование

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Антидемпфирование

Зависимость суммарной вращательной производной от числа М∞ для модели самолёта с крылом большого удлинения:точки — экспериментальная область антидемпфирования заштрихована.

Зависимость суммарной вращательной производной.

антидемпфи́рование аэродинамическое — увеличение амплитуды угловых колебаний летательного аппарата относительно центра масс за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов, возникающих из-за изменения потока, обтекающего его несущие поверхности. А. связано с возникновением срыва потока, на крыле, оперении, перестроением неустойчивой вихревой структуры (см. Крыла теория) и системы скачков уплотнения на несущих поверхностях. Эти факторы приводят к сдвигу в зависимостях аэродинамических сил и моментов по фазе относительно колебаний летательного аппарата. Сдвиг по фазе может быть пропорциональным приведённым частотам . колебаний вокруг осей летательного аппарата (, ωi — частота вращения летательного аппарата вокруг оси i — х, у, z; L — характерный размер; V — скорость центра масс летательного аппарата), приведённым скоростям . изменения угла атаки α и угла скольжения β (, , , ; bА — средняя аэродинамическая хорда l — размах крыла), а также может быть связанным с перестроением потока при пороговых значениях углов α и β и Маха числа полёта M. Возникновение и развитие А. на компоновке летательного аппарата в целом может быть обусловлено не только крылом, но и горизонтальным оперением. Так, неустойчивое отрывное течение в области горизонтального оперения при больших углах атаки может привести к возникновению отрицательных вращательных производных нестационарной подъёмной силы горизонтального оперения (, cy — коэффициент подъёмной силы), что вызывает антидемпфирование. Потеря демпфирования крена . связана с резким уменьшением несущих свойств одной из консолей крыла вследствие срыва потока в её концевых сечениях. В противоположность аэродинамическому демпфированию А. характеризуется положительными значениями вращательных производных (см. рис.) и , , где mi — аэродинамические коэффициенты моментов, miA ≡∂mi/∂A или неоднозначной зависимостью моментов от углов атаки и скольжения (см. Гистерезис).

Г. И. Столяров.

В начало энциклопедии
Главная