Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВТ")

А

1) обозначение советских автожиров, разрабатывавшихся в 30 х гг. в Центральном аэрогидродинамическом институте. В их проектировании и доводке принимали участие В. А. Кузнецов, А. М. Черёмухин, Н. И. Камов, М. Л. Миль, Н. К. Скржинский и др. Было построено 8 автожиров серии «А» крылатого и бескрылого типов, причём крылатые А-4 (дальнейшее развитие экспериментального автожира Центрального аэрогидродинамического института 2 ЭА) и А-7 были выпущены малой серией. Двухместный автожир А-7 конструкции Камова имел трёхлопастный несущий винт диаметра 15,18 м. крыло площадью 14,7 м2, взлётную массу 2056 кг, мог перевозить нагрузку до 750 кг. Силовая установка - два поршневых двигателя М-22 мощностью по 353 кВт, максимальная скорость 220 км/ч, потолок 4800 м, дальность полёта 600-1000 км. Выпущен в 1934; весной 1941 А-7 работал в предгорьях Тянь-Шаня по опылению садов, в начале Великой Отечественной войны 5 автожиров А-7 использовались под Смоленском в ночное время для ближней разведки и сбрасывания листовок.

2) Обозначение планеров конструкции О. К. Антонова (см. Ан).

Абляция

Абляция (от позднелатинского ablatio - отнятие, устранение) - унос массы с поверхности твёрдого тела потоком набегающего газа в результате оплавления, испарения, разложения и химической эрозии. Абляционные теплозащитные материалы применяются в конструкции летательных аппаратов. А. сопровождается поглощением теплоты, и это предохраняет конструкцию от перегрева и разрушения; используется в основном при полёте с гиперзвуковыми скоростями, когда существенно аэродинамическое нагревание.

А. композиционных материалов, например, стеклопластиков, сопровождается термическим разложением связующего с образованием газообразных продуктов и кокса, плавлением наполнителя и образованием на внешней поверхности покрытия жидкой плёнки, испарением расплава, химическим взаимодействием образовавшихся веществ друг с другом и с внешним потоком, обтекающим летательный аппарат, механическим разрушением кокса, уносом твёрдых частиц кокса и капель расплава, излучением (см. Радиационный тепловой поток) с внешней поверхности теплозащитного покрытия.

Газообразные продукты А., поступая в пограничный слой, охлаждают и утолщают его, что приводит к уменьшению теплового потока к поверхности теплозащитного покрытия.

Значительно проще протекает А. однородных теплозащитных материалов. Например, при А. графита образуются только газообразные продукты; при температуре поверхности свыше 3300 К существенную роль приобретает его сублимация. При А. термопластичных полимеров (полиэтилена, органического стекла и др. ) они разлагаются и целиком переходят в газовую фазу; излучение при этом не играет существенной роли из-за относительно невысокой температуры их разложения (700-800 К).

Абрамович Генрих Наумович

Абрамович Генрих Наумович (р. 1911) - советский учёный в области теоретической и прикладной газовой динамики и теории воздушно-реактивного двигателя, доктор технических наук (1939), профессор (1939), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). После окончания Московской инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева (1933) работал в Центральном аэрогидродинамическом институте; в 1945-1985 заведующий кафедрой реактивных двигателей Московского авиационного института, одновременно работал в ЦИАМ. Премия имени Н. Е. Жуковского (1940). Государственная премия СССР (1943). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

Абсолютный авиационный рекорд

Абсолютный авиационный рекорд - (см. Рекорды авиационные).

Аварийная ситуация

Аварийная ситуация - особая ситуация в полёте, при которой необходимо произвести вынужденную посадку воздушного судна, или ситуация, предотвращение перехода которой в катастрофическую ситуацию связано со значит, повышением физических и психофизиологических нагрузок на экипаж и требует от него высокого профессионального мастерства.

Аварийно-спасательное оборудование бортовое

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аварийный барьер

Аварийный барьер - устройство, устанавливаемое на палубе авианесущего корабля для торможения корабельного самолёта при посадке в аварийных условиях в случае невозможности использования аэрофинишёра, например, при неисправности тормозного крюка, невозможности повторения захода на посадку из-за недостатка топлива, возникновении аварийной ситуации на борту самолёта. Обычно А. б. представляет собой сеть, натянутую поперёк посадочной палубы и состоящую из ряда вертикально расположенных прочных эластичных лент, прикреплённых нижними концами к одному из тросов автофинишера (обычно последнему), а верхними - к дополнительному тросу, натянутому над указанным тросом автофинишеру на высоте 5-6 м и связанному своими концами с тросом автофинишера. Дополнительный трос поддерживается на двух вертикальных стойках (пиллерсах), которые в нерабочем положении убираются в углубления в палубе. При посадке с использованием А. б. самолёт захватывает консолями крыльев эластичные ленты и вытягивает связанный с ними трос автофинишера, преодолевая сопротивление его тормозного механизма, что обеспечивает остановку самолёта.

Аналогичные конструкцию и принцип действия имеют аэродромные задерживающие устройства , предназначенные для предотвращения выбега самолёта за конец взлетно-посадочной полосы в случае неудачной посадки или нерасчётного прерванного взлета.

Авдуевский Всеволод Сергеевич

Авдуевский Всеволод Сергеевич (р. 1920) - советский учёный в области аэромеханики и научно-технических проблем космических полетов, академик АН СССР (1979; член-корреспондент 1972), После окончания Московского авиационного института (1944) работал в Централном институте авиационного моторостроения и других научно-исследовательских институтах. С 1955 преподаёт в Московском авиационном институте (с 1961 профессор). Труды по теории теплообмена, пограничного слоя, горения, отрывных течений, газодинамики струй, аэродинамики разреженного газа, механики невесомости. Премия имени Н. Е. Жуковского (1971), Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1978). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Авиа

Авиа - авиадвигателестроительная фирма Чехословакии. Образована в 1919. До Второй мировой войны выпускала истребители (в основном В-534, первый полёт в 1933) и бомбардировщики. После войны - по лицензии пассажирский самолёт Ил-14 (под обозначением Авиа 14). Производство самолётов прекратила в 1960. С начала 80 х гг. выпускались поршневые двигатели М137 для самолётов Z42 и Z526, М337 для самолётов L-200, Z43, Z726 и Z142 (см. Лет), (см. Мораван), а также воздушные винты.

Авиагарнитуры

Авиагарнитуры - см. Ларингофонно-микрофонно-телефонные гарнитуры.

Авиагоризонт

Авиагоризо́нт - гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих пространственному положению летательного аппарата относительно горизонтальной плоскости

Различают автономные и дистанционные А.

Автономные А. совмещают функции измерения и индикации углов крена и тангажа; чувствительный элемент такого А. - встроенный в прибор гироскоп с тремя степенями свободы, ось которого удерживается по направлению вектора силы тяжести с помощью электромеханической системы маятниковой коррекции.

Дистанционный А. представляет собой датчик вертикали, измеряющий углы крена и тангажа, и канал связи для передачи информации на индикатор этих углов. В качестве датчиков используются гировертикали, курсовертикали, инерциальные системы навигации, в качестве индикаторов - электромеханические указатели, приборы командно-пилотажные, коллиматорные, на основе электронно-лучевых трубок и др.

В основном применяются дистанционные А., имеющие более высокие точность измерения и качество индикации, а автономные А. служат в качестве резервных. В зависимости от конструкции А. могут работать в ограниченном диапазоне (выбиваемые) и в неограниченном диапазоне (невыбиваемые) углов крена и тангажа. По принципу индикации различают А., в которых реализуются «вид с земли на самолёт» (шкала неподвижна, а перемещается силуэт-самолётик) и «вид с самолёта на землю» (силуэт-самолётик укреплён неподвижно относительно корпуса, а шкала А. стабилизируется в пространстве при полёте летательного аппарата датчиком вертикали, показывая положение естественного горизонта). На последнем принципе основана работа почти всех зарубежных и ряда отечественных А. Диапазоны индикации углов: по крену ±360°, по тангажу ±85° (выбиваемый) или ±90° (невыбиваемый). Погрешности измерения вертикали не превышают ±3°. А. часто снабжаются сигнализатором отказа прибора.

Авиагруз

Авиагруз - имущество, перевозимое или принятое к перевозке воздушным транспортом (за исключением багажа и ручной клади). Вопросы, связанные с перевозкой грузов авиационным. транспортом, регулируются Воздушным кодексом СССР. А. к перевозке принимается аэропортами и транспортно-экспедиционными предприятиями. По объёму, качеству, массе и свойствам А. должен удовлетворять условиям его транспортировки воздушными судами, предусмотренными правилами перевозок. Особые условия перевозки установлены для опасных грузов. Отдельные места грузов должны иметь массу, размер или объём, обеспечивающие свободное размещение и крепление их в багажно-грузовых помещениях воздушных. судов. Масса отдельного места должна быть не менее 5 кг и не более 200 кг, включая стандартную или специальную тару и упаковку, которые должны быть в исправном состоянии. Каждое место А. должно иметь транспортную или специальную маркировку. Возможность приёма груза к перевозке определяется перевозчиком. Ценность груза объявляется отправителем, она не. может превышать его действительной стоимости. Прибывший в пункт назначения А. принимается получателем. Груз считается утраченным, если он не был выдан получателю в течение 10 суток по истечении срока его доставки. Груз считается невостребованным, если он не вывезен получателем в течение 30 дней со дня уведомления его перевозчиком о прибытии груза в аэропорт назначения. (см. Ответственность имущественная), (см. Перевозка воздушная).

Авиалиния

Авиалиния - воздушная линия, - установленный маршрут регулярных полётов воздушных судов между населенными пунктами с целью перевозки пассажиров, почты и грузов. Различают внутренние А., пролегающие внутри территории государства, и международные А., соединяющие города различных государств. В СССР внутренние А., связывавшие административно-хозяйственные, политические, и культурные центры союзного, республиканского и краевого значения и включавшиеся в центральное расписание движения самолётов, назывались линиями союзного значения (ЛСЗ), или магистральными, А., соединявшие пункты районного значения друг с другом и с аэропортами ЛСЗ и включавшиеся в расписания движения, составляемые территориальными управлениями гражданской авиации, - местными воздушными линиями или линиями местного значения. В СССР первая регулярная А. Москва - Нижний Новгород (420 км) открыта в 1923, а первая международная А. Москва - Кенигсберг (1135 км) - в 1922. К концу 80 х гг. внутренние А. СССР соединяли около 4000 населенных пунктов внутри страны, а международные - города около 100 государств. Общая протяжённость А. в мире к концу 80 х гг. составляла свыше 6 миллионов км, а в СССР - свыше 1 миллиона км.

Авиамодельный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авианесущий корабль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авианка

Авианка (Avianса - Aerovias Nacionales de Colombia) - национальная авиакомпания Колумбии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы и Америки. Основана в 1940. В 1989 перевезла 3,6 миллиона пассажиров, пассажирооборот 3,62 миллиарда пассажиро-км. Авиационный парк - 27 самолётов.

Авиапассажир

Авиапассажир - лицо, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне по договору воздушной перевозки. Согласно Воздушному кодексу СССР, А. допускается к перевозке при наличии билета (см. Перевозочные документы). Он имеет право перевозить с собой детей (бесплатно или на льготных условиях в зависимости от возраста), багаж (в том числе ручную кладь), пользоваться другими услугами, предоставляемыми перевозчиком (например, местом в гостинице бесплатно при вынужденной задержке в пути по вине перевозчика). А. может отказаться от полёта и получить обратно уплаченные им деньги в случаях болезни, своей или члена семьи, следующего с ним совместно, задержки вылета из пункта отправления или замены воздушного судна судном другого типа, а также если А. уведомил перевозчика об отказе от полёта в предусмотренные правилами перевозок сроки (если уведомление сделано с нарушением сроков, с А. взимается установленный сбор).

А. обязан соблюдать установленные перевозчиком правила (например, порядок провоза на воздушном судне некоторых веществ и предметов, фотографирование, курение и т. п.). При невыполнении этих условий А., может быть подвергнут штрафу в административном порядке и иным санкциям. Перевозчик несёт ответственность имущественную за причинение вреда жизни или здоровью А. Перевозимые на воздушных судах по внутренним воздушным линиям А. подлежат обязательному страхованию воздушному. А. считается транзитным, если он следует далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный аэропорт (пункт), если же он продолжает полет другим рейсом того же или иного перевозчика, то он - трансферный А.

Воздушная перевозка А. охватывает период с момента входа его на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, когда А. покинул перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика. Права и обязанности А. прекращаются с момента окончания воздушной перевозки либо с момента расторжения договора перевозки.

Для А. на международных воздушных линиях устанавливаются дополнительные правила, содержащиеся в международных конвенциях, в двусторонних соглашениях нашей страны с другими странами и в правилах международных перевозок.

Авиапредприятие транспортное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиахим

Авиахим - массовая добровольная общественная организация граждан СССР, существовавшая в 1925-1927; объединение Общества друзей воздушного флота и Доброхима. Первое значительное мероприятие А. - проведение крупного для того времени (1925) перелёта группы из 6 самолётов по маршруту Москва - Улан-Батор - Пекин. В задачу перелёта входила всесторонняя проверка надёжности отечественных самолётов и двигателей, а также тщательное изучение трассы будущих воздушных сообщений (см. Перелёты). В том же году А. совместно с Управлением ВВС и «Добролётом» провёл агитационную компанию по ознакомлению населения с авиацией. В различные районы Советского Союза, главным образом в наиболее отдалённые от промышленных и культурных центров, были одновременно направлены 55 самолётов. Многие тысячи советских людей получили возможность впервые увидеть самолёт и совершить непродолжительные полёты в качестве пассажиров. А. провёл в Крыму третьи Всесоюзные планёрные соревнования (1925), организовал ряд перелётов (1926), передал стране 159 военных и гражданских самолётов, построенных на добровольные денежные взносы советских граждан. Общество имело 72 клуба, 2 тысячи библиотек, около 1000 авиахимкружков. В 1927 А. объединился с Обществом содействия обороне в Осоавиахим.

Авиационная бомба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационная промышленность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационная ядерная силовая установка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационное происшествие

Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полёт, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полёта, покинули воздушное судно, и обусловленное нарушением нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полётов, воздействием внешних условий, в результате которого наступило одно из последствий: хотя бы один человек из находившихся на борту погиб или его здоровью был причинён ущерб, повлёкший смерть в течение 30 суток с момента происшествия; воздушное судно получило повреждения силовых элементов планёра или совершило посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной; хотя бы один человек из находившихся на борту пропал без вести и официальные поиски его прекращены.

К А. п. не относятся: гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате естественных причин, умышленных действий самого потерпевшего или других лиц, не связанная с функционированием воздушного судна; гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и находившегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам; локализованное разрушение двигателя, если повреждён только сам двигатель, повреждение воздушных винтов, несиловых элементов планёра, обтекателей, законцовок, стёкол, антенн и других выступающих деталей, пневматиков и тормозных устройств шасси и других элементов, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции; разрушение или повреждение элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, разрушение или рассоединение трансмиссии, разрушение вентиляторной установки, редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждение обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов.

А. п. в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на катастрофы и А. п. без человеческих жертв.

Авиационно-техническая база

Авиационно-техническая база (АТБ) - в России, структурное подразделение эксплуатационного авиационного предприятия гражданской авиации (объединённого авиаотряда, аэропорта, производств, объединения); обеспечивает техническое обслуживание и подготовку к полётам самолётов и вертолётов, находящихся в её ведении в аэропорту базирования, а также в приписных аэропортах и на временных аэродромах. Кроме того, выполняет обслуживание летательных аппаратов других предприятий гражданской авиации, совершающих посадку в базовом и приписном аэропортах, техническое обслуживание и подготовку к полётам летательных аппаратов других ведомств, а также иностранных авиакомпаний.

В состав АТБ обычно входят следующие цехи (участки, лаборатории, группы): оперативного обслуживания авиационной техники; периодического обслуживания авиационной техники; проверки и текущего ремонта авиационного радиоэлектронного оборудования; текущего ремонта летательных аппаратов и др.

Авиационно-химические работы

Авиационно-химические работы (АХР) - защита растений от вредителей и болезней, внесение минеральных удобрений, борьба с сорной растительностью, дефолиация (удаление листьев) и десикация (ускорение созревания) сельскохозяйственн культур и лесных насаждений с помощью самолётов и вертолётов, оборудованных аппаратурой для опрыскивания жидкими химикатами или для разбрасывания удобрений и опыления сыпучими химикатами. АХР проводятся в ограниченные сроки, лимитируемые метеорологическими и агротехническими условиями. В России для АХР используются лёгкие самолёты (Ан-2 и другие) и вертолёты (Ми-2, Ка-26 и другие) сельскохозяйственной авиации. АХР проводятся на малых высотах (5-50 м), как правило, рано утром (до появления восходящих потоков воздуха и усиления ветра) и вечером (с момента прекращения указанных явлений).

Авиационный способ внесения химикатов по технической, хозяйственной и экономической эффективности не уступает наземному, а по таким показателям, как производительность труда, возможность обработки на влажной почве без уплотнения и разрушения её структуры и повреждения растений, значительно превосходит его.

Ежегодно АХР в СССР в 80 х гг. проводились на площади более 100 миллионов га.

Авиационные материалы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационный боевой комплекс

Авиационный боевой комплекс (АБК) - функционально взаимосвязанная совокупность летательных аппаратов (со всеми комплектующими его системами и изделиями), технических средств обеспечения (ТСО) и инженерно-строительных сооружений, объединённых для самостоятельного или совместного с боевыми комплексами других родов войск выполнения боевых задач. Различают АБК истребительные, ударные, разведывательные, военно-транспортные и другие ТСО, включаемые в АБК, подразделяются на средства наземного обслуживания летательных аппаратов, подготовки и содержания аэродромов, связи и управления и др. Термин применяется с начала 70 х гг.

Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева.

История предприятия восходит к 1922, когда при Центральном аэрогидродинамическом институте была образована Комиссия по постройке металлических самолётов, а председателем комиссии назначен А. Н. Туполев, возглавлявший в Центральном аэрогидродинамическом институте Авиационный отдел, который стал затем по существу самолётостроительным КБ с собственной производственной базой (сначала мастерские, а с 1926 - опытный завод). Это подразделение Центрального аэрогидродинамического института, носившее впоследствии различные названия - отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства (АГОС), ЦКБ Центрального аэрогидродинамического института, сектор опытного строительства (СОС), специализировалось главным образом на разработке и постройке опытных образцов цельнометаллических самолётов; выполнялись также работы по аэросаням, глиссерам, торпедным катерам, дирижаблям. В 1936 конструкторский отдел СОС (КОСОС) и завод опытных конструкций (ЗОК) были выделены из Центрального аэрогидродинамического института и образовали авиационный завод № 156 Наркомтяжпрома. В 1938-1941 на его территории располагалось ЦКБ-29 НКВД, в котором работали многие репрессированные в те годы авиационные специалисты, в том числе Туполев и другие сотрудники завода, а производственная база использовалась для постройки опытных образцов самолётов, разрабатывавшихся в ЦКБ. В июле 1941 предприятие было перебазировано в Омск (см. Омское производственное объединение Полёт), а в середине 1943 реэвакуировано и продолжило свою деятельность (снова как завод № 156) в Москве. О самолётах, созданных на предприятии под руководством А. Н. Туполева и его преемника А. А. Туполева, см. в статье Ту. Современное название - с 1989, имя А. Н. Туполева присвоено в 1973. В разные годы здесь работали А. А. Архангельский, Н. И. Базенков, В. Н. Беляев, А. П. Голубков, С. М. Егер, Д. С. Марков, В. М. Мясищев, А. В. Надашкевич, И. Ф. Незваль, А. И. Некрасов, В. М. Петляков, А. И. Путилов, Е. К. Стоман, П. О. Сухой, А. М. Черёмухин, В. А. Чижевский и многие другие известные конструкторы и учёные. Предприятие награждено двумя орденами Ленина (1947, 1972), орденом Октябрьской Революции (1971).

Авиационный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационный транспорт

Авиационный транспорт - (см. Воздушный транспорт).

Авиация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиация ВМФ

Авиация ВМФ - (см. Морская авиация).

Авиация и космонавтика

Авиация и космонавтика - ежемесячный журнал военно-воздушных сил. Издаётся с 1918. До 1962 выходил под названием «Вестник воздушного флота». Журнал освещает жизнь и учёбу военных авиаторов и космонавтов, достижения и перспективы развития авиационной и космической техники, публикует статьи о героическом прошлом авиации, проблемах безопасности полётов, передовом опыте освоения и боевого применения авиационной техники, знакомит читателей с состоянием авиационного дела и космонавтики за рубежом. Награждён орденом Красной Звезды (1978).

Авиация ПВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиаэкспорт

Авиаэкспорт - внешнеэкономическое государственное объединение. До 1959 экспортом авиационной техники занимался Государственный комитет СССР по внешнеэкономическим связям. Затем эта функция была возложена на Министерство внешней торговли СССР, где во всесоюзном объединении «Автоэкспорт» была создана контора по экспорту авиационной техники. В 1961 образована всесоюзная контора по экспорту и импорту авиационной техники - «А.», в 1963 она преобразована во всесоюзное объединение, а в 1978 - во всесоюзное хозрасчётное внешнеторговое объединение, с 1991 - внешнеэкономическое государственное объединение «А.».

«А.» кроме экспорта и импорта авиационной техники осуществляет и другие операции внешнеторгового характера, включая обучение иностранного лётного и технического персонала для эксплуатации экспортируемой авиационной техники; разрабатывает и проводит мероприятия по организации технического обслуживания и ремонта авиационной техники; изучает и использует конъюнктуру соответствующих товарных рынков; разрабатывает и проводит рекламные мероприятия с целью расширения экспорта товаров закреплённой номенклатуры; разрабатывает мероприятия, направленные на повышение требований к качеству и техническому уровню экспортируемых и импортируемых товаров.

Непосредственно экспортно-импортными операциями занимаются специализированные фирмы тяжёлых самолётов, средних и лёгких самолётов, вертолётов, аэродромного оборудования и машин, авиаприборно-радиолокационного бортового и наземного оборудования, авиационно-технического сервиса, авиационного ремонта, оборудования и лицензий. «А.» имеет своих уполномоченных представителей за рубежом, которые одновременно являются и руководителями групп авиационных специалистов за границей. «А.» участвует в работе ряда международных организаций, в том числе Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Авиетка

Авиетка (французское aviette) - устаревш название маломощного одноместного самолёта (мощность двигателя до 25 кВт), обычно любительской постройки или созданного в общественном конструкторском бюро. Как правило, это простой, недорогой самолёт с мотоциклетным двигателем. В СССР строительство А. получило развитие в 1920-е гг. благодаря массовому увлечению молодёжи авиацией. В 1924-1925 Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) проводило конкурс проектов маломощных самолётов и двигателей, в 1934 проходил конкурс Авиавнито, в 1935 - 1 й всесоюзный конкурс лёгких самолётов. В последующие годы к А. стали относить одно- и двухместные самолёты и самолёты с двигателем мощностью до 75 кВт.

Первая в России А. «Касьяненко № 4» была построена в 1913; мощность двигателя «Анзани» 11 кВт. К первым советским А. относятся ВОП-1 (конструктор В. О. Писаренко) и АНТ-1 (конструктор А. Н. Туполев), построенные в 1923. А. типа- «летающее крыло» были созданы Б. И. Черановским («Парабола» БИЧ-3, 1926; БИЧ-20, 1937). А. НВ-5 В. В. Никитина, получившая первую премию конкурса Авиавнито в 1934, строилась в несколько вариантах. Над созданием А. работали также В. К. Грибовский, В. П. Невдачин, А. Н. Рафаэлянц, А. С. Яковлев и другие А. «Буревестник» С-4 Невдачина, построенная в кружке Общества друзей воздушного флот, совершила рекордный перелёт Москва - Одесса и установила рекорд высоты (5500 м) в 1927. Этот самолёт экспонировался на международной авиационной выставке в Берлине в 1928. А. АИР-1, созданная в Военно-воздушной инженерной академии Яковлевым, установила 2 мировых рекорда (дальности полёта - 1420 км и продолжительности - 15 ч 30 мин) во время перелёта Москва - Симферополь в 1927.

Авко лайкоминг

Авко лайкоминг (Avco Lycoming Textron) - двигателестроительная фирма США. Ведет начало от фирмы «Лайкоминг» - одного из крупнейших производителей автомобильных двигателей в США, начавшего выпуск авиадвигателей в конце 20 х гг. До 1984 функционировала в виде группы отделений фирмы «Авко» (Avco Corporation), затем вошла в состав концерна «Текстрон» (Textron Inc.). Выпускает газотурбинные двигатели для вертолётов, лёгких пассажирских самолётов, наземного и морского транспорта и промышленности, является крупнейшим зарубежным поставщиком поршневых двигателей мощностью до Авко лайкоминг 300 кВт для авиации общего назначения. Основные программы конца 80 х гг.: производство турбореактивных двухконтурных двигателей ALF502 (F102), вертолётных газотурбинных двигателей LTC1 (Т53), LTC4 (Т55), LTS101, турбовинтовых двигателей LTP101 и ряда авиационных поршневых двигателей; разработка роторно-поршневых двигателей, проектирование (совместно с «Пратт энд Уитни») газотурбинных двигателей для перспективного армейского лёгкого вертолёта LH. Основные данные некоторых двигателей фирмы приведены в таблице

Таблица - Двигатели фирмы «Авколайкоминг»

Таблица - Двигатели фирмы «Авколайкоминг»

Авро

Авро (А. V. Roe and Co., Ltd) - самолётостроительная фирма Великобритании. Основана в 1910 английским пионером авиации А. В. Ро. С 1935 дочерняя компания концерна «Хокер Сидли», в 1963 в связи с реорганизацией концерна прекратила существование. Выпускала боевые и учебно-тренировочные самолёты, из которых наиболее известны Авро 504 (первый полёт в 1913, за годы Первой мировой войны построено более 8 тысяч, производился около 20 лет, и «Ансон» (1935, построено 7195). Во время Второй мировой войны вела массовое производство бомбардировщиков с четырьмя поршневыми двигателями «Ланкастер» (1941, построено 7366) и «Линкольн» (1944), на основе которых были созданы транспортные самолёты «Йорк» (1942), «Тюдор» и «Ланкастриан» (оба в 1944), патрульный бомбардировщик «Шеклтон» (1949). В 1952 совершил первый полёт реактивный стратегический бомбардировщик «Вулкан». Производство пассажирского самолёта Авро 748 с двумя турбовинтовыми двигателями (1960) было продолжено концерном «Хокер Сидли» и позже фирмой «Бритиш аэроспейс». Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице.

Таблица - Бомбардировщики фирмы «Авро»

Таблица - Бомбардировщики фирмы «Авро»

Автожир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомат перекоса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизация конструирования летательного аппарата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизация посадки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизация проектирования летательного аппарата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизированная система весового контроля

Автоматизированная система весового контроля (АСВК) - подсистема управления ходом разработки летательного аппарата в системах автоматизированного проектирования (САПР), предназначенная для обеспечения проектных значений весовых характеристик летательного аппарата. АСВК осуществляет сбор, хранение, обработку и выдачу информации о состоянии разработки и значениях весовых и массово-инерционных характеристик агрегатов, узлов, о прогнозируемой массе летательного аппарата в целом. АСВК оперирует следующими значениями массы изделия: лимитным, чертёжным, фактическим, текущим и др. (см. Весовой контроль), АСВК является организационно-технической системой и включает технические средства, математическое обеспечение электронно-вычислительных машин и нормативно-техническую документацию. Техническими средствами АСВК служат универсальная электронно-вычислительная машина, имеющая накопители на магнитных дисках и лентах ёмкостью, достаточной для хранения информации по всем изделиям, выпускаемым данным КБ, и необходимые периферийные устройства ввода и вывода данных. Математическое обеспечение включает программы формирования банка данных, расчёта массово-инерционных характеристик и программ вывода итоговых сводок АСВК. Нормативно-техническая документация АСВК содержит перечень и порядок исполнения всех работ, связанных с оформлением, прохождением и изменением чертёжно-конструкторской и производств, документации, а также специальной документации АСВК, вводимой инструкцией по АСВК данного предприятия. Наличие оперативной и достоверной информации о текущем состоянии весовых и массово-инерционных характеристик летательного аппарата и его отдельных элементов в ходе проектирования и изготовления позволяет руководителю проекта принять своевременные меры для обеспечения проектных значений весовых характеристик.

Автоматизированная система технологической подготовки производства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматизированное рабочее место

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс технических средств вычислительной техники, обеспечивающий эффективное взаимодействие пользователя (конструктора, проектировщика, научного работника и т. п.) с системой автоматизированного проектирования (в том числе авиационной техники), системами технологической подготовки эксперимента, управления экспериментом, автоматизации научных исследований и т. п. АРМ может быть терминалом электронно-вычислительных машин или автономным устройством, базирующимся на мини (микро)-ЭВМ. АРМ составляют периферийные устройства электронно-вычислительных машин (алфавитно-цифровой дисплей, графичекий дисплей, графопостроитель, диджитайзер). ориентированные на режим диалога и работу с графической информацией. АРМ имеет своё математическое обеспечение, включающее диалоговую операционную систему и пакет прикладных программ, состав которого зависит от назначения АРМ. В самолётостроительных и других конструкторских бюро АРМ используется как средство оргтехники.

Автоматическое регулирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическое управление летательным аппаратом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомодельное течение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Следующая страница
Главная