Энциклопедия РВСН (сделана частично)
Статьи на букву "А" (часть 1, "АВА"-"АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В З И К С Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АВА"-"АВТ")

АВАНГАРД

АВАНГАРД (от франц. avant – впереди и garde – стража), усиленное мотострелковое (танковое, мор. пехоты) подразд., высылаемое вперёд от общевойскового соед. (части). На марше А. является органом походного охранения и высылается от головного полка (передового отряда) и полка, следующего по отдельному маршруту, с целью обеспечить беспрепятств. движение гл. сил, не допустить внезапного нападения пр-ка на них, проникновения его наземной разведки к охраняемым войскам, создать благоприятные условия для их развёртывания и вступления в бой. В наступлении высылается от полков 1-го эш. для уничтожения обороняющихся в полосе обеспечения (зоне прикрытия) подразд. прикрытия пр-ка; во встречном бою А. имеет задачу уничтожить походное охранение пр-ка, сковать его гл. силы и обеспечить выгодные условия для развёртывания и нанесения удара свои войск; при преследовании, а также при рейдовых действиях – уничтожить подразд. прикрытия пр-ка, задержать отход его гл. сил.

В прошлом А. в СВ и ВМФ являлся элементом построения армии (сил флота). В его состав включались крупные силы. Аналогичным образом А. выделяется и применяется в армиях многих иностр. гос-в.

АВАНПОРТ

АВАНПОРТ (франц. avant-port), 1) внешняя, более глубокая часть акватории порта, защищённая от крупных волн мысом, косой или искусств. сооружениями (молы, волноломы) и оборудов. для якорной стоянки, погрузки и разгрузки судов с большой осадкой; 2) отдельный, вынесенный на мор. побережье у устья реки (или у входа в шхеры) порт, связанный водным путём с осн. портом, располож. на судоходном участке реки (или в глубине шхер) вдали от моря.

АВАНПОСТ

АВАНПОСТ (передовой пост) (франц. avant-poste), назв. сторожевого поста в некоторых иностр. армиях. В рус. армии применялось в 18-19 вв.

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Обстановка в здании, сооружении, хранилище, на участке местности и т.д., возникшая в результате появления опасного фактора (см. Опасные и вредные факторы) в зоне расположения защищаемых объектов.

В РВСН под А.с. понимается состояние образца ВВТ, условий его функционирования, при которых возникает угроза аварии, ухудшения здоровья или гибели личного состава.

Возникновение А.с. может быть обусловлено поломкой или отказом техники, ошибочными действиями людей, экстремальными природными явлениями. А.с. характеризуется наличием реальной возможности поражения защищаемых объектов. При исследовании закономерностей возникновения происшествий А.с. рассматривается как состояние потенциально опасной подсистемы деятельности, характеризующееся появлением негативного фактора в рабочей зоне или защищаемого объекта в опасной зоне, при условии, что в последней действует негативный фактор.

Свойство объектов сохранять состояние, при котором исключено возникновение А.с. называется безаварийностью. Основу концепции возникновения А.с. составляют следующие положения: опасный фактор постоянно или временно действует в опасной зоне; защищаемый объект находится в рабочей зоне; разделение зон осуществляется с помощью защиты, которая создается вокруг опасной зоны и (или) рабочей зоны (изоляция, экраны, ограждения, корпуса сосудов, работающих под давлением и т.д.); при потере работоспособности защиты происходит пересечение опасной и рабочей зоны и наступает аварийная ситуация.

Лит.: Руководство по эксплуатации техники в РВСН. Книга 1. Ракетное вооружение. – М.: ЦИПК, 2005; Руководство по организации и обеспечению безопасной эксплуатации вооружения и военной техники в РВСН (РБЭ-2001). - М.: ЦИПК, 2002.

Майструк А.В., Перцев А.А.

АВАРИЙНАЯ ТРЕВОГА

АВАРИЙНАЯ ТРЕВОГА (мор.), вызов лич. состава на посты согласно расписанию по борьбе за живучесть корабля при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и др. аварийных ситуациях. Подаётся спец. сигналом (звонком) и объявляется голосом.

АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ КОМАНДА

АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ КОМАНДА - штатное или внештатное формирование местной обороны, предназнач. для устранения аварий.

АВАРИЙНОЕ СБРАСЫВАНИЕ

АВАРИЙНОЕ СБРАСЫВАНИЕ - освобождение ЛА от боевой нагрузки (бомб, ракет, торпед, мин) по условиям обстановки или в аварийной ситуации в целях сохранения его устойчивости и управляемости. А.с. выполняется на «Взрыв» или «Невзрыв»; 2) освобождение корабля от арт. снарядов, мин, глубинных бомб, ракет в случае опасности их взрыва на палубе (в пусковой установке) при пожаре и аварийной обстановке. Осуществляется путём сбрасывания или выстреливания по приказу ком-ра корабля.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - см. Поисково-спасательное обеспечение.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Подразделение, предназначенное для участия в ликвидации последствий аварий с ядерным оружием (ядерным боеприпасом, ядерным зарядом), ракетным вооружением и военной техникой, катастроф и происшествий.

В РВСН АСФ являются аварийные отряды (АО) ракетных дивизий. Для ликвидации последствий аварий с ядерным оружием могут привлекаться также АСФ 12 ГУ МО (специальные аварийные команды объектов, сборочные бригады и др.), а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

АСФ оснащены специальным оборудованием для работы с аварийным Я.о.

Лит.: Ядерная энциклопедия. - М., 1996; Безопасность ядерного оружия России. – Саров, 1999.

Захаров Е.Н., Кушневский Л.Н.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Деятельность по предупреждению и локализации аварий, снижению потерь и оказанию помощи пораженным, проводимые в очагах поражения и в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС); одна из задач ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и ЧС. Спасательные работы в РВСН включают: разведку маршрутов движения к районам выполнения работ, очагов поражения (зон заражения, районов разрушений, пожаров, завалов, затоплений); локализацию и тушение пожаров; розыск и извлечение пораженных из разрушенных, поврежденных, загазованных, задымленных, горящих сооружений, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию из очагов поражения; вскрытие заваленных и разрушенных защитных сооружений (убежищ); вывод населения жилых городков в безопасные районы; специальную обработку войск и обеззараживание районов их расположения, участков дорог, продовольствия, воды и фуража.

Аварийные работы проводятся в целях обеспечения спасательных работ. К ним относятся прокладка колонных путей к местам работ, локализация аварий, угрожающих жизни людей, приводящих к взрывам и пожарам, восстановление и прокладка временных сетей энерговодоснабжения. А.-с.р. организуются по решению командира соединения (части) и осуществляются силами и средствами подразделений и частей, а также аварийных отрядов ракетных дивизий с применением техники частей специальных войск и тыла.

Лит.: Егоров П.Т., Шлюхов И.А., Алабин Н.И. Учебник «Гражданская оборона». – М.: Высшая школа, 1977; Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. М., 2002.

Бучнев А.А.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - корабельные, техн. средства для спасения экипажа и борьбы за живучесть корабля. Включают: средства спасания экипажа (спасат. круги, пояса и жилеты, спасат. катера, шлюпки и плоты, эвакуац. контейнеры, многорядные гибкие трапы, спасат. тралы, в т.ч. и спасательные средства экипажей ПЛ); противопожарные средства (лафетные стволы водо- и пенотушения, переносные пеногенераторы и огнетушители, термостойкие костюмы и изолирующие противогазы); водоотливные средства (мото- и электронасосы, водоструйные насосы-эжекторы); средства заделки повреждений (пластыри, деревян. пробки, клинья и брусья, цемент, мастика, клеи, аппаратура для подвод. сварки); средства поддержания корабля на плаву (судоподъёмные понтоны, надувные ёмкости, установки для подачи вспененного полистирола); средства оказания помощи ПЛ, находящейся на грунте (шланги для вентиляции отсеков, пеналы для подачи средств жизнеобеспечения, спасат. колокола).

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД - штатное формирование аварийно-спасат. службы флота, входившее в годы Вел. Отеч. войны и послевоенный период, до 1950, в состав ВМБ (мор. оборонит. района). А.-с.о. предназначался для оказания помощи кораблям, судам и самолётам, потерпевшим аварию, выполнения работ по подъёму или разборке под водой затонувших судов, расчистке акваторий и судоход. фарватеров в зонах ответственности ВМБ (мор. оборонит. района). В своём составе каждый отряд имел, как правило, управление, органы снабжения, спасат. и судоподъём. суда (катера), водолазные боты и др.

В наст. время функции А.-с.о. возложены на соединения спасат. судов (бригады и дивизионы), подчинённые нач-ку Упр. поисковых и аварийно-спасат. работ флота.

АВАРИЙНО-ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА (АХОВ)

Аварийно-химически опасные вещества (АХОВ) - опасные химические вещества, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которых может произойти загрязнение окружающей среды, поражение людей и живой природы.

Для обеспечения выполнения боевых и специальных задач в соединениях и частях РВСН широко применяются некоторые виды АХОВ, таких как несимметричный диметилгидразин, окислы азота и их смеси, хлор, аммиак и др.

Лит.: Энциклопедический словарь Гражданская защита. – М., 2005. С.7.

Бучнев А.А.

АВАРИЙНЫЕ ОГНИ

АВАРИЙНЫЕ ОГНИ - два красных огня, поднятых на мачте или др. видном месте корабля (судна), потерявшего управление. Располагаются один над другим на расстоянии не менее 1,8 м, при этом нижний - не менее 4,3 м над корпусом корабля (судна). Сила света А.о. должна обеспечивать их видимость с расстояния не менее 2 миль (3,7 км).

АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС

АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС - хранящийся на кораблях (судах), ЛА комплект продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости, средств радиосвязи и сигнализации для жизнеобеспечения экипажа в аварийной ситуации и автон. существования в течение неск. суток. Подразделяется на носимый и бортовой.

АВАРИЯ

АВАРИЯ (воен.), происшествие, в результате к-рого повреждена или разрушена техника, военно-пром. объект или инж. сооружение, не связанные с выполнением боевой задачи и без гибели людей (в отличие от катастрофы). Наиболее распространённые причины А. – неправильные действия лич. состава, конструктивные и производств. недостатки техники, оборудования и материалов, воздействие внешних (гидрометеорол. и др.) факторов.

-----------------------------------

Повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, вооружения или боевой техники, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте или территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящие к разрушению зданий, сооружений, вооружения и ракетной техники, нарушению процесса боевого дежурства или выполнения иных служебных задач.

А., как правило, в Вооруженных Силах связывается с военными объектами, вооружением и военной техникой и классифицируется как опасное техногенное происшествие. Крупная А. с заданным уровнем человеческих жертв, заданной степенью повреждения военных объектов, вооружения и военной техники, может стать катастрофой. А. предшествует возникновению аварийной обстановки и аварийной ситуации.

В зависимости от типа и назначения объекта, на котором произошла А., выделяется несколько ее видов – промышленная, транспортная, строительная, энергетическая и т.д. По поражающим факторам выделяют А. биологическую, радиационную, химическую, экологическую. При анализе А. основное внимание должно уделяться определению ее источников, прогнозированию развития опасных процессов в аварийных объектах, изучению поражающих и повреждающих факторов от источника А., определению последствий А., средств, сил и методов ее ликвидации.

Лит.: Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. М., 1999-2003; Гражданская защита. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. Стр. 25-27; Военная Энциклопедия. Т. 1. М., 1997. Стр. 15.

Милованов В.И.

АВАРИЯ С ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ

Авария с ядерным оружием - см. Инцидент с ядерным оружием.

АВГУСТ

АВГУСТ (до 44 до н.э. Гай Октавий, с 44 Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 27 до н.э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) (63 до н.э. – 14 н.э.), рим. император (с 27 до н.э.), полководец. После победы над объедин. флотом Марка Антония и егип. царицы Клеопатры (31 до н.э.) стал неогранич. диктатором. При А. завершилось покорение Испании, завоёваны Египет, Мёзия, Паннония, Далмация, Германия. Непрерывно совершенствовал организацию армии. Ядром её и непосредств. опорой власти А. являлась созданная им (27 до н.э.) преторианская (дворцовая) гвардия. Завершил превращение рим. ВС в регул. армию.

АВГУСТА 23

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915

Восточно-Прусская операция 1915, оборонит. опер-я рус. 10А (14 пех. и кав. див.; ген. от инф-и Ф.В. Сиверс, с 11 февр. ген. от инф-и Е.А. Радкевич) Сев.-Зап. фронта, проведённая 25 янв.(7 февр.) - 13(26)февр. в Вост. Пруссии (близ г. Августов) в 1-й мир. войне. Герм. командование планировало окружить рус. 10А сев.-зап. Августова и охватить гл. силы Сев.-Зап. фронта с С., затем нанесением глубоких охватывающих ударов с С. и Ю. окружить и уничтожить рус. войска на тер. Польши и вывести Россию из войны. Из-за плохо организованной разведки удар пр-ка для рус. командования оказался неожиданным. В ходе упорных боёв герм. 8А (ген. О. Белов) и 10А (ген. Г. Эйхгорн) - всего св. 16 пех. и кав. див. - охватили оба фланга 10А и вынудили её к отходу. Но к исх. 13 февр. наступление герм. войск было остановлено на рубеже р. Бобр. Т.о. план герм. командования был сорван. Важную роль в этом сыграл 20 ак (ген.-л.П.И. Булгаков). Попав в окружение в лесах юго-вост. Августова, он своим героич. сопротивлением сковал осн. силы герм. 10А и ценой своей гибели задержал наступление пр-ка почти на 10 суток. Это позволило рус. 10А избежать окружения и организовать оборону на новом рубеже.

АВГУСТОВСКОЕ КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ЮЖНОГО ФРОНТА 1919

АВГУСТОВСКОЕ КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ЮЖНОГО ФРОНТА 1919 - наступат. операция сов. войск, проведённая 14 авг. - 12 сент. в Гражд. войне с целью разгромить наступавшую на Москву гл. гр-ку белогв. Вооруж. сил Юга России (ВСЮР), овладеть ниж. течением Дона и не допустить отхода осн. сил пр-ка на Сев. Кавказ. Гл. удар из р-нов сев. Новохопёрска и Камышина в общем направлении на Ростов наносила Особая гр. (ок. 84 тыс. чел. и 22 кор.; В.И. Шорин) Юж. фронта (В.Н. Егорьев); вспомог. удар из р-на Лиски на Купянск - уд. гр. В.И. Селивачёва (ок. 45 тыс. чел.). Сов. войскам противостояли осн. силы ВСЮР (до 80 тыс. чел.; ген.-л. А.И. Деникин). Узнав о подготовке А.к.Ю.ф., белогв. командование предприняло неудачную попытку сорвать его (см. Мамонтова рейд 1919). В ходе А.к.Ю.ф. сов. войска нанесли пр-ку ряд поражений и вышли на подступы к Харькову и Царицыну (Волгоград). 26 авг. белогвардейцы нанесли контрудар по открытым флангам гр. Селивачёва, а 9 сент. - по 10А Особой гр., отбросили их соответственно на 90 и 30 км и начали теснить в сев. направлении. 12 сент. сов. войска перешли к обороне. Поставленных целей А.к.Ю.ф. не достигло из-за недостатка сил, особенно в коннице, и нарушения взаимодействия между уд. группировками. Несмотря на это, войска Юж. фронта на целый месяц задержали наступление Деникина на Москву.

АВГУСТОВСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА 1918

АВГУСТОВСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА 1918 - наступат. операция сов. войск, проведённая 3 - 25 авг. в Гражд. войне с целью разгромить войска белогв. Поволжской нар. армии (полк. С. Чечек) и Чехосл. корпуса (всего св. 52 тыс. чел.), освободить Ср. Поволжье и Урал. Первонач. замысел командования Вост. фронта (св. 43 тыс. чел.; И.И. Вацетис) - нанесение по осн. гр-ке пр-ка 2 охватывающих ударов: с С. - из р-на юж. Елабуги на Мелекесс силами 2А и с Ю. - из р-на Вольска на Самару силами 4А и Волжской воен. фл-и. 3А должна была наступать на Екатеринбург, Челябинск, а 1А - сковать пр-ка на фронте Симбирск (Ульяновск), Хвалынск. Упредив сов. войска, пр-к 1 авг. перешёл в наступление на 3 направлениях: Пермь, Вятка; Казань, Ниж. Новгород и Вольск, Саратов. Его план - соединиться с войсками Антанты на С. и дон. белоказаками на Ю., а затем совместно с ними наступать на Москву. Сов. командование было вынуждено начать А.н.В.ф. ранее намеч. срока, не завершив формирования 5А и не закончив сосредоточения всех своих сил. 7 авг. пр-к захватил Казань, где хранилась половина золотого запаса Сов. Республики. В тот же день вспыхнул Ижевско-Воткинский антисов. мятеж, что резко осложнило обстановку на левом крыле Вост. фронта. В связи с безуспешными действиями сов. войск в первые дни А.н.В.ф. его план 9 авг. был изменён: гл. удар предполагалось нанести на Казань, а вспомогательные - на Симбирск, Екатеринбург и Хвалынск. Последующие наступат. действия сов. войск имели огранич. успех. Достигнуть поставл. целей не удалось, несмотря на ввод в сражение вновь сформир. 5А (9 – 16 авг.). Однако наступление пр-ка было остановлено, план Антанты по объединению сил контррев-ции сорван, выиграно время для подготовки Кр. армии к новому наступлению. А.н.В.ф. - первая фронт. опер-я Кр. армии в годы Гражд. войны.

АВЕЛАН

Фёдор Карлович (1839 - 1916), рос. гос. и военно-мор. деятель, адмирал (1905). На воен. службе с 1855. Окончил Мор. кадет. корпус (1857). Служил на БФ, командовал различ. кораблями, совершил 4 кругосвет. плавания. В 1889 - 95 ком-р флотских экипажей, нач-к штаба Кронштадтского порта, команд. эск. в Средиземном м., а с 1896 нач-к Гл. мор. штаба, в 1903 - 05 управляющий Мор. мин-вом. С 1905 в отставке, с 1914 чл. Гос. совета.

АВЕРИН АЛЕКСАНДР НИКИТОВИЧ

Аверин Александр Никитович (род. 1.01.1946 в п. Екатерино-Никольское Октябрьского р-на Еврейской автономной обл.). Специалист в области прикладной газодинамики, разработки и испытаний ядерных зарядов, инженер-физик, доктор физико-математических наук (2001), лауреат премии Правительства РФ (1998). Окончил МФТИ по специальности «Физика и механика химических процессов». С 1970 работает во ВНИИП [ныне Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина (ФГУП «РФЯЦ–ВНИИТФ», г. Снежинск Челябинской обл.)]: прошел путь от инженера до главного конструктора. Основные направления научной деятельности: исследование взрывных и высокоскоростных газодинамических процессов и кумуляции энергии; разработка и испытание образцов ядерных зарядов; методы и средства предотвращения возможных аварийных ситуаций с ядерными боеприпасами; применение ядерной энергии в мирных целях. Под его руководством и при непосредственном участии был разработан и передан в серийное производство и на вооружение ряд ядерных боеприпасов. Соавтор более 200 специальных научных публикаций, автор более 20 статей, опубликованных в научных журналах и докладах, представленных на международных и российских научных конференциях. Член научного совета Минатома, председатель секции научного совета Минатома по ядерной безопасности.

Награжден: орденом Почета (2005), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 ст. (1999), медалью «30 лет Российскому флоту» (1996).

АВЕРЬЯНОВ

Пётр Иванович (1867 – 1937), рос. военачальник, ген.-л. (1916). Окончил Акад. Генштаба (1894). В 1888 – 1906 служил в Кавк.ВО, развед. отделении Генштаба, находился при рус. посольстве в Турции, был секретарём консульства России в Эрзеруме. С 1906 делопроизводитель Гл. упр. Генштаба, с 1908 ком-р полка, с 1910 2-й обер-квартирмейстер Гл. упр. Генштаба, в 1916 на время войны врид нач-ка Генштаба. После Окт. рев-ции 1917 участвовал в Белом движении. С 1920 в эмиграции. Похоронен в Белграде.

АВИА

АВИА (от лат. avis - птица), часть сложных слов, означающая "авиационный" (напр., авиаотряд).

АВИАГОРИЗОНТ

АВИАГОРИЗОНТ - пилотажно-навигац. гироскопич. прибор для определения положения ЛА относительно истинного горизонта или истинной вертикали, т.е. для измерения углов крена и тангажа.

АВИАНОСНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

АВИАНОСНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (ударное или многоцелевое), операт. формирование ВМС США, состоящее из двух и более авианосных групп. Предназначено для уничтожения сил флота и авиации пр-ка в целях завоевания господства на море и в воздухе, нанесения ударов по его наземным объектам, поддержки действий сухопут. войск, обеспечения высадки десантов, защиты мор. и возд. коммуникаций. В состав А.с. обычно входят 2 – 4 авианосца, 20 – 30 надводных кораблей и 2 – 4 многоцелевые атомные ПЛ. Вместе с А.с. может следовать соединение судов обеспечения (танкеры, транспорты снабжения и др.). Основа боевой мощи А.с. – авианосная авиация (180 – 360 с-тов и в-тов различ. назначения). А.с. может действовать в едином боевом порядке или отдельными группами и способно наносить удары на расстояние до 1800 км, перемещаться в море со скоростью до 32 уз (60 км/ч), преодолевать за сутки 500 – 700 миль (925 – 1300 км), решать боевые задачи без захода в базы, пополняя запасы в море, в течение 50 - 80 сут. Оборона А.с. организуется, как правило, по зональному принципу на глубину до 400 миль.

АВИАНОСНОЕ УДАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

АВИАНОСНОЕ УДАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (АУС), операт. формирование кораблей, основу к-рого составляют авианосцы. Предназначено для завоевания господства в р-не боевых действий, уничтожения кораблей и ав-и пр-ка в море и базах, нанесения ударов по берег. объектам, поддержки действий сухопут. войск на примор. направлениях, обеспечения высадки десантов, защиты своих мор. и океан. коммуникаций и нарушения мор. перевозок пр-ка. Состоит из авианос. многоцелевых, уд. и противолод. групп, включает 2 - 4 авианосца (150 - 340 с-тов и в-тов), 4 - 12 крейсеров УРО, 12 - 40 эсминцев и фрегатов, 2 - 8 ПЛА.

АВИАНОСНЫЕ УДАРНЫЕ СИЛЫ

АВИАНОСНЫЕ УДАРНЫЕ СИЛЫ - обобщ. название авианосных соед. (групп) с входящими в их состав авианосцами и кораблями охранения и обеспечения. Составляют основу военно-мор. компонента сил общего назначения.

АВИАПРИБОРНЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авиаприборный ремонтный завод Министерства обороны Российской Федерации - см. Сто сорок шестой центральный ремонтный завод Ракетных войск стратегического назначения.

АВИАСИГНАЛЬНЫЙ ПОСТ

АВИАСИГНАЛЬНЫЙ ПОСТ - специально оборудованный пункт для передачи экипажам ЛА усл. сигналов и целеуказаний с помощью полотнищ, пиро-, свето-, радиотехн. средств. М.б. подвижным или неподвижным.

АВИАХИМ

АВИАХИМ - сокр. название добровольного Об-ва друзей авиац. и хим. пром-сти СССР. Образовано 23.5.1925 слиянием Общества друзей Воздушного Флота с Доброхимом. Содействовало становлению авиац. и хим. пром-сти и химизации с. х-ва, пропаганде авиац. и хим. знаний среди населения. Членами А. были св. 3 млн чел. 23.01.1927 объеди-нился с Обществом содействия обороне СССР в Осо-авиахим.

АВИАЦИОННАЯ АСТРОНОМИЯ

АВИАЦИОННАЯ АСТРОНОМИЯ - отрасль практич. астрономии, изучающая средства и методы решения задач возд. навигации ЛА по небесным светилам. Возникла в нач. 20 в. на основе мореход. астрономии, переработав методы астрон. измерений и их обработки с учётом условий движения ЛА. Совр. методы А.а. обеспечивают определение текущих координат местоположения ЛА с ошибкой порядка неск. километров, курса и др. угловых параметров - неск. угловых минут независимо от дальности и продолжительности полёта (см. также Астроинерциальная система навигации, Астронавигационная система).

АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ

АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ - средство вооружённой борьбы в околоземном воздушном пространстве. Предназначена для поражения в воздухе и с воздуха авиационных, сухопутных и морских группировок противника, объектов военно-экономического потенциала, дезорганизации системы государственного и военного управления, нарушения работы тыла, транспортных коммуникаций, авиационной поддержки наземных войск и сил флота, ведения воздушной разведки, высадки (выброски) воздушных десантов и выполнения воздушных перевозок. В зависимости от предназначения и подчинённости А.в. в большинстве стран мира включает армейскую авиацию (авиацию Сухопутных войск), фронтовую (тактическую), дальнюю (стратегическую) противовоздушной обороны, морскую, военно-транспортную и специальную. Исходя из решаемых задач и характера действий А.в. подразделяется на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную (тактических истребителей, истребительную, штурмовую, разведывательную, противолодочную, военно-транспортную и специальную. По условиям базирования делится на сухопутную, корабельную и гидроавиацию.

Организационно состоит из командирований, воздушных армий, корпусов дивизий, полков, эскадрилий и учрежде-ний. На вооружении находятся боевые (см. Боевые лета-тельные аппараты), военно-транспортные самолёты и вер-толёты. Основу боевой мощи А.в. составляют реактивные (сверхзвуковые и дозвуковые) всепогодные самолёты, ос-нащенные разнообразным авиационным вооружением. Первые самолёты, используемые в военных целях, появились в нач. 20 в. Военные министерства Франции (1909), России (1910) и др. стран начали приобретать самолёты и готовить кадры военных лётчиков. В ходе 1-й мир. войны 1914-18 самолёты А.в. применялись как для разведки и корректировки артиллерийского огня, так и для поражения наземных и воздушных целей.

Развитие А.в. в нач. 21 в. направлено на совершен-ствование организационной структуры, системы управления, перевооружение авиац. соединений и частей новыми многоцелевыми авиационными комплексами с высокоточными и всепогодными средствами поражения, что существенно увеличит её боевые возможности (см. также Военно-Воздушные силы).

АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ

АВИАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ - назв. сов. дальней авиации в 1942-44. До марта 1942 наз. дальнебомбардировочной ав-ей. В её состав входило до 8 авиакорпусов (ок. 950 с-тов). Подчинялась Ставке ВГК. В дек. 1944 переформирована в 18 ВА. Команд. А.Е.Голованов.

АВИАЦИЯ ПВО

АВИАЦИЯ ПВО - истр. авиация в системе ПВО адм.-полит., пром.-экон. центров (р-нов), важных воен. и др. объектов страны, предназнач. для уничтожения средств возд. нападения, разведки пр-ка в воздухе, а также его возд. десантов и аэромоб. войск в полёте. В СССР - род Войск про-тивовоздушной обороны. В РФ после преобразования в 1998 ВВС и Войск ПВО в единый вид ВС вошла в состав армий ВВС и ПВО. Организационно состоит из истр. авиац. полков, воинских частей обеспечения и обслуживания. Свою историю ведёт со времён за-рождения истребительной авиации, одной из задач к-рой является прикрытие войск и объектов от ударов с воздуха.

АВИАЦИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИАЦИЯ РВГК

АВИАЦИЯ РВГК - часть воен. ав-и, применявшаяся в Вел. Отеч. войне по планам Ставки ВГК с целью завоевания и удержания господства в воздухе, поражения объектов в глубоком тылу пр-ка и авиац. поддержки войск фронтов. Первоначально в качестве авиац. резервов использовались различ. авиац. соединения и группы. С осени 1942 осн. орг. единицами стали авиац. корпуса. Всего сформировано 30 авиакорпусов и 27 отд. авиадивизий резерва ВГК.

АВИАЦИЯ СВЯЗИ

АВИАЦИЯ СВЯЗИ - авиац. части и подразделения, предназначавшиеся для обеспечения связи с органами управления (штабами). Широко использовалась в Вел. Отеч. войну. В послевоен. период состояла из отд. авиац. подразделений, входящих в состав авиац. и общевойсковых объед. и соед. В совр. армиях аналогичные задачи выполняют самолёты и вертолёты специальной авиации.

АВИАЦИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

АВИАЦИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК - в ВС СССР и РФ наим. армейской авиации с дек. 1990 по авг. 1998.

АВСТРО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 16-18 ВВ.

АВСТРО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 16-18 вв. - за гегемонию в Юго-Вост. и Центр. Европе, гл. обр. за сев. часть Балканского п-ова и тер. Венг. королевства. Стали продолжением тур. завоеваний в Европе, проходивших с 14 в. Начались вторжением турок в Венгрию в 1526. Общим итогом войн 1532-33, 1540-47, 1551-62, 1566-68, 1592-1606, 1660-64 стал раздел Австрией и Турцией земель Венг. королевства. В войне 1683-99 с антитур. коалицией (Австрия, Польша, Венеция, с 1686 - Россия) Османская империя потеряла значит. тер. в Европе. В войне 1716-18 австр. войска в 1716 взяли Темешвар (Тимишоара), в 1718 разбили турок у Белграда и овладели им. А.-т. в. 1737-39 и 1788-90 (переплелись с рус.-тур. войнами 1735-39 и 1787-91) закончились неудачно для Австрии (потеряла часть Сербии и Валахии). В целом А.-т.в. способствовали ослаблению Турции и формированию многонац. Австро-Венгрии.

АВСТРО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1809

АВСТРО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1809 - за освобождение Австрии от наполеоновского диктата и возвращение ей тер., утраченных по Прессбургскому миру 1805. Расчёт Австрии строился на том, что Франция была связана войной в Испании, где находились гл. силы франц. армии. Но Наполеон быстро сосредоточил кр. силы против австрийцев и, перейдя в наступление (апр. 1809), захватил инициативу. Австрийцы потерпели ряд поражений и были отброшены к Вене. 13 мая французы заняли Вену. В решающем сражении под Ваграмом австр. армия была разбита. Вынужденная заключить Шёнбруннский мир (окт. 1809), Австрия, по существу, попала в полную зависимость от Франции.

АВТО...

АВТО... (от греч. autos - сам), часть сложных слов, означающая "автоматический", "самодвижущийся", "автомобильный", "свой", "само"...

АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ СЛУЖБА РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА

АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА - род войск в Кр. Армии в 1934 - 42. Включали мех. корпуса, отд. танк. дивизии и танк. полки кав. и мотострелк. дивизий. С дек. 1942 наз. бронетанк. и мех. войсками, с 1954 - бронетанк., а с 1960 - танковыми войсками.

АВТОДЕГАЗАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ

АВТОДЕГАЗАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ - средство для дегазации (дезинфекции, дезинсекции) парогазовым или жидкостным способом вещевого имущества в полевых условиях. Состоит из спец. оборудования, смонтированного или уложенного на силовой, двух дегазационных и одной подсобной машинах.

АВТОДЕГАЗАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ (АС)

Комплект подвижных технических средств, предназначенный для дегазации паровоздушноаммиачной смесью обмундирования, валяной обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты, зараженных капельно-жидкими отравляющими веществами и их парами; для дезинфекции и дезинсекции этого же имущества паровоздушной смесью, а также для сушки обработанного имущества горячим воздухом. В состав комплекта входит: силовая, две дегазационных и одна подсобная машины, оборудование которых смонтировано на четырех автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, УРАЛ-43206. Принцип работы АС заключается в создании высоко температурной паровоздушноаммиачной смеси, которая под давлением циркулирует внутри дегазационных камер, осуществляя нейтрализацию отравляющих веществ и бактериологических средств. Силовая машина предназначена для обеспечения дегазационных машин перегретым паром и горячим воздухом; дегазационные машины оборудованы тремя (четырьмя) автономными дегазационными камерами с генераторами аммиака; подсобная машина служит для укладки и транспортировки съемного и несъемного оборудования, подвоза воды, топлива и других материалов во время работы станции. АС может использоваться для дезинфекции и дезинсекции обмундирования, снаряжения, обуви, а также для сушки обработанных изделий.

В РВСН АС комплектуются взвода дегазации обмундирования, входящие в состав роты радиационной, химической и биологической защиты (РХБ защиты) ракетных дивизий (армий), из расчета одна АС на взвод. АС разворачивается на дегазационном пункте в районе специальной обработки и выполняет задачи, как правило, в составе роты РХБ защиты ракетной дивизии (армии).

Лит.: Руководство по специальной обработке. – М.: Воениздат, 2002; Учебное пособие «Средства радиационной, химической, биологической защиты и инженерного вооружения». / Под ред. Буряка С.И. – М.: Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского, 1996.

Бучнев А.А.

АВТОДРОМ

АВТОДРОМ (от греч. autos сам - и dromos - место для бега), участок местности, оборудованный для обучения вождению, испытания автомобилей и гусеничных транспортёров-тягачей (гусеничных машин), а также проведения автомоб. соревнований. А. включает дорожные участки с препятствиями, заграждениями, подъёмами и спусками, габаритными проходами, колейными мостами и т.п., систему контроля за выполнением упражнений, места для изучения основ и правил вождения, отработки нормативов и тренировки на тренажёрах. Для гусеничных машин оборудуется грунтовая дорога по границе земельного участка А. Для соревнований А. состоит из трека, площадки для фигурной езды, помещений для обслуживания автомобилей, гаражей, трибун для зрителей и т.д.

АВТОЖИР

АВТОЖИР (от греч. Autos – сам и gyros - круг, вращение), винтокрылый авиац. ЛА, у к-рого подъёмная сила создаётся несущим, свободно вращающимся от встречного потока воздуха винтом-ротором, расположенным на вертик. оси. Тяга для горизонт. полёта обычно создаётся возд. винтом, приводимым во вращение двигателем. В отличие от вертолёта А. не способен вертикально взлетать и садиться, за-висать в воздухе, однако имеет малые посад. (взлётные) скорости и длину пробега. Скорость по-лёта 30-240 км/ч. Мог иметь небольшое крыло или быть бескрылым. Изобретён испанцем Хуаном де ля Сиерва в 1922. Первый отеч. А. КАСКР-1 построен в 1929 Н.И. Камовым и Н.К. Скржинским. В связи с распространением вертолётов развитие А. прекрати-лось.

АВТОМАТ

АВТОМАТ (от греч. automatos - самодействующий), индивид. автоматич. оружие, созданное под патрон, занимающий по мощности промежуточное положение между винтовочным и пистолетным. Аналогичное за-рубеж. оружие может иметь и др. наим. (напр., штурмовая винтовка). А. сочетает положит. качества обычных винтовок (приемлемые дальность и кучность стрельбы) и пистолетов-пулемётов (высокая скорострельность, малые габариты и масса). Из А. можно вести автоматич. огонь (очередями или не-прерывно) либо одиночный. Автоматика работает, как правило, за счёт отводимых пороховых газов через поперечное отверстие в стенке ствола. Осн. характеристики: эффективная дальность стрельбы до 400-600 м, темп стрельбы 600-700 выстр./мин, масса 3,5-4,5 кг, начальная скорость пули 700-900 м/с, ёмкость магазина 25-30 патронов. А. может комплектоваться штык-ножом, подствольным гранато-мётом, оптич. или ночным прицелом, лазерным целе-указателем. К А. применяются патроны с обычными (со стальным сердечником), повыш. пробиваемости, трассир. и др. пулями.

Из первых образцов автоматич. оружия, прини-мавшихся на вооружение, наиболее близко подходят по своей конструкции к А. совр. облика рус. 6,5-мм обр. 1916 В.Г. Фёдорова и в большей ст. герм. 7,92-мм МР-43 обр. 1943 Г.Шмайсера. Однако только после 2-й мир. войны А. получили широкое распро-странение, вытеснив во многих армиях винтовки и пистолеты-пулемёты. К одним из самых массовых следует отнести отеч. конструкции А. М.Т. Калаш-никова, поступающие в войска (в т.ч. и мн. зару-беж. армии) с 1949 в неск. модификациях под 7,62-мм промежуточный патрон обр. 1943 (АК, АКМ, АКС) и 5,45-мм малоимпульсный патрон обр. 1974 (АК74, АКС74, АКС74У, АКС74М и др.). А. нового поколения считается 5,45-мм АН-94 конструкции Г.Н. Никонова, превосходящий известные образцы по боевой эф-фективности в 1,5 раза за счёт улучшения кучности автоматич. стрельбы. К наиболее распространённым зарубеж. 5,56-мм штурмовым винтовкам относятся амер. М16А2, герм. НК 33Е, франц. FA MAS.

АВТОМАТ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ

АВТОМАТ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ - часть автоматич. арт. орудия или арт. установки, состоящая из ствола, затвора, противооткатных устройств и механизмов перезаряжания и произ-ва выстрела. Работа автоматики обеспечивается за счёт энергии выстрела, реже используется посторонний источник. А.а. широко применяются в зен., авиац. и кораб. пушках.

АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ

АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ - автоматизир. система боевой машины (танка, БМП, САО и др.) для перезаряжания арт. орудия выстрелами требуемого типа. Нек-рые А.з. обеспечивают также удаление из боевого отд-я стреляных гильз. Обычно состоит из механизир. боеукладки с механизмами подачи выстрелов на линию досылания, досылателя, системы управления с блоком памяти.

АВТОМАТ КУРСА

АВТОМАТ КУРСА - составная часть бортового навигац. комплекса ЛА. Обеспечивает выдачу управляющих сигналов на исполнит. рулевые механизмы (самолётовождение в автоматич. режиме) или на курсовой индикатор (пилотирование в ручном режиме).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, освобождающих человека от непосредственного участия в получении, преобразовании и передаче энергии, материалов и (или) информации в профессиональной деятельности. основные виды автоматизируемой профессиональной деятельности: производственные процессы, проектирование, обучение, научные исследования, управление. Основу А.п.д. в современных условиях составляют технические устройства автоматизации, средства вычислительной техники и связи. Целью А.п.д. является повышение эффективности соответствующих видов деятельности. А.п.д. осуществляется на основе одного из подходов: фотографического, предусматривающего сохранение существующей структуры организации и информационных потоков; модельного, предполагающего разработку новой структуры организации с учетом возможностей средств автоматизации; многошагового, заключающегося в последовательной автоматизации элементов (подсистем) структуры организации от простого к сложному с учетом ее готовности к автоматизации, возможности ее поэтапного изменения, направленности на получение наибольшего эффекта от А.п.д. конкретных должностных лиц, организации обучения персонала и др.

В работы по А.п.д. организует отдел планирования применения и развития систем управления Оперативного управления Штаба Ракетных войсках стратегическо гоназначения. Результатом А.п.д. в РВСН является внедрение автоматизированных информационных систем военного назначения всех классов в повседневную практику деятельности должностных лиц органов управления, организаций, учреждений, учебных заведений. Наибольшее развитие получили автоматизированные системы управления войсками; автоматизированные системы управления войсками и оружием. Деятельность командиров, офицеров отделов (служб), дежурных, номеров боевых расчетов и смен автоматизируется в рамках систем поддержки принятия решений. В штабах, научных учреждениях и учебных заведениях широкое распространение получили автоматизированные информационно-вычислительные системы (информационно-расчетные системы; системы автоматизации проектирования; проблемно-ориентированные имитационные системы; моделирующие центры) и автоматизированные обучающие системы. Магистральным путем совершенствования средств А.п.д. является использование в них достижений теории искусственного интеллекта в военном деле.

Лит.: Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике. Учебник. - М., 2004; Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Теория обоснования военно-технических решений. Учебник. - М., 2003.

Уткин В.Б., Мдинарадзе В.Ю.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Следующая страница
Главная