Энциклопедия РВСН (сделана частично)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВТ"-"АГЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В З И К С Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВТ"-"АГЕ")

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) - процесс оснащения штабов, пунктов управления и боевых комплексов средствами электронной вычислит. техники, сопряжёнными с др. техн. устройствами, и использования их в работе органов военного управ-ления; основное направление научно-техн. прогресса в области управления войсками (силами). А.у.в.(с.) включает создание автоматизированных систем управления войсками (силами) (АСУВ), автоматизированных систем связи и др. техн. устройств (датчики первичной информации, приёмопередающие устройства, устройства ввода и вывода информации, наглядного отображения обстановки и документирования и т.д.), разработку и освоение методов работы ком-ров (нач-ков), офицеров штабов и органов управления в целом с применением систем и средств автоматизации. Осн. процессы, в к-рых применяется электронно-вычислит. техника при А.у.в.(с.), – сбор информации, обработка информации, подготовка данных для принятия решений на операцию (бой), постановка задач, передача приказов, распоряжений и команд войскам (силам), планирование боевых действий, контроль за выполнением поставленных задач и выдача необходимой информации должностным лицам.

В армиях высокоразвитых гос-в достигнутые успехи в создании различных АСУВ привели к повышению эффективности и качества управления, значит. сокращению времени на принятие решений и созданию условий для оптимального использования боевых возможностей войск (сил).

Перспективными направлениями развития А.у.в.(с.) могут стать объединение различ. авто-матизир. систем в единые АСУВ; решение проблем общения операторов с ЭВМ на естеств. языке; рас-ширение использования в работе органов управления персональных ЭВМ; объединение ЭВМ, в т.ч. мини- и микро-ЭВМ, в локальные сети; разработка новых ал-горитмич. языков и средств автоматизации програм-мирования; совершенствование системы классификации информации, используемой в АСУВ; разработка и использование систем искусственного интеллекта.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

Структурная схема автоматизированной обучающей системы

Структурная схема автоматизированной обучающей системы

Автоматизированная информационная система военного назначения, предназначенная для автоматизации процесса подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающая обучение, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов. Основными видами А.о.с. являются системы программированного обучения, тренажеры и тренажерные комплексы (широко применяются в РВСН при комплексной подготовке дежурных расчетов и смен), системы обеспечения деловых игр (в РВСН - исследовательских командно-штабных военных игр; командно-штабных учений и тренировок). В состав современной А.о.с. входят: лингвистические процессоры преподавателя и обучаемого, обеспечивающие комфортное общение с А.о.с. на языке, близком к естественному; базы знаний и данных для хранения информации о правилах построения занятий, контроля уровня усвоения учебного материала, ходе процесса обучения и т.п.; планировщик сценариев обучения, обеспечивающий создание и реализацию конкретного сценария обучения с учетом его цели, индивидуальных особенностей обучаемого, предыдущих результатов текущего контроля и др.; программа-монитор, управляющая всем учебным процессом с применением А.о.с.

Лит.: Уткин В.Б., Мдинарадзе В.Ю., Сазанович А.Н. Обучающая система. Военная энциклопедия. Т. 5. - М., 2001; Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. - М., 1991; Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М., 1987.

Уткин В.Б., Мдинарадзе В.Ю.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ (АСБУ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (АСВН)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ

Составная часть ракетного вооружения, предназначенная для обеспечения охраны и обороны боевых стартовых позиций, пунктов управления, технических позиций и других объектов РВСН (См. Охрана и оборона объектов). Представляет собой совокупность технических средств охраны, автоматизированной системы управления, средств обнаружения, системы электропитания и системы передачи информации между участками периметра и постом охраны.

Основными составляющими А.с.о. являются элементы предупреждения, датчики (системы) обнаружения, элементы (системы) поражения и электроснабжения.

Датчики (системы) обнаружения бывают различных типов: емкостные, оптические, радиоэлектронные и др. Принцип их действия основан на изменении соответствующего параметра внешней среды (емкости, условий распространения оптических лучей, электромагнитных свойств) в районе расположения датчика (системы) при приближении к нему движущегося объекта, фиксировании этого изменения и передачи сигнала на пульт оператора.

Технические средства охраны – это территориально распределенные автоматизированные системы управления: вибрационные; проводно-волновые; емкостные; оптико-электронные; радиолучевые; и др.

Элементы (системы) поражения могут быть различного принципа действия: неуправляемые и управляемые минные поля, электризуемые заграждения, средства огневого поражения и т.д.

На объектах в системах охраны периметра используются различного рода инженерные заграждения, механические препятствия, предупредительные ограждения и заборы, которые составляют линейную часть системы охраны. Такие заграждения, в большинстве случаев, сочетаются с техническими средствами охраны.

Лит.: Эксплуатация ракетного вооружения в частях, соединениях и объеъдинениях РВСН: Учебник/ под ред. Л.И. Волкова и В.С. Ступакова. - М.: ВА РВСН им. Ф.Э. Дзержинского, 1986; Волков Л.И. Управление эксплуатацией летательных комплексов. - М.: «Высшая школа», 1987; ГОСТ В 25883 - 83 Эксплуатация и ремонт военной техники. Термины и определения. - М.: Госстандарт, 1983.

Плахов Ю.В, Витрук Б.Б.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ (АСС), совокупность автоматизир. систем связи различных звеньев управления, видовой принадлежности и функцион. назначения, развиваемых по единому принципу и обладающих признаками орг.-техн. единства, выполняющих общую задачу обеспечения передачи информации по управлению ВС, в к-рой коммуникация каналов связи и соединение абонентов производятся автоматически. АСС обеспечивает обмен сообщениями (информац. процесс) и всеми видами информации в системе управления войсками.

Требования к АСС: боевая готовность, устойчивость, мобильность, высокая пропускная способность, разведзащищённость (скрытность и безопасность связи).

-----------------------------------

Система связи с применением автоматизированных средств, обеспечивающих информационный обмен между абонентами с целью повышения эффективности управления Ракетных войск стратегического назначения. Включает опорную сеть, автоматизированные узлы связи пунктов управления, линии связи, линии привязки узлов связи к министерству связи РФ, сеть фельдъегерско-почтовой связи с использованием автоматизированных средств хранения, обработки и передачи почтовой корреспонденции, автоматизированную систему технического обеспечения связи, автоматизированную систему управления связью, резервы сил и средств связи. Предназначена для обеспечения управления войсками и оружием, информационного обмена в системах управления, в т.ч. автоматизированных системах боевого управления, информационно-расчётных системах (см. Автоматизированная система управления войсками и оружием), системах управления связью. К ней устанавливаются требования по построению, управлению, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, в т.ч. в чрезвычайных ситуациях, защите от несанкционированного доступа. А.с.с. РВСН должна иметь постоянную боевую готовность, высокую мобильность, пропускную способность, разведзащищенность, живучесть и безопасность (см. Мобильность системы связи, Разведзащищенность системы связи, Живучесть системы связи, Безопасность связи). А.с.с. РВСН может опираться на сеть связи Единой сети электросвязи, её региональные, территориальные сети, сети связи МО РФ и соединяться с сетями связи взаимодействующих войск. Она строится на базе различных автоматизированных средств связи (проводных, оптико-волоконных, радио, радиорелейных, тропосферных и космических), сетей интегрального обслуживания, с использованием современных стандартов и телекоммуникационных технологий аналоговой, аналого-цифровой и цифровой связи, образуя наземные, воздушные и космические тракты связи.

А.с.с. РВСН предоставляет современные услуги интеллектуальных сетей связи (приём, обработку, хранение, передачу, доставку сообщений) применительно к различным видам связи, их интеграции, способам соединения абонентов сети, направленности передачи сообщений, а также услуг связи в интересах вычислительных прикладных процессов в информационно-расчётных системах и других территориально-разнесённых автоматизированных системах военного назначения.

Лит.: Карвовский Г.С. Введение в организацию связи и автоматизацию управления войсками. – М.: МО СССР, 1983; Булгак В.Б., Варакин Л.Е. и др. Концепция развития связи Российской Федерации. – М.: Радио и связь, 1995; Казаков С.И. Основы сетевых технологий. – М.: Микроинформ, 1995; Ополовнин В.Е. Технические средства связи. – М.: ВАД, 1996; Гольдштейн Б.С., Ехриель И.М., Рерле Р.Д. Интеллектуальные сети связи. – М.: Радио и связь, 2005.

Ополовнин В.Е., Хохлачев Е.Н

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ (АСУ БС), система «человек – машина», обеспечивающая автоматизир. сбор, обработку и пе-редачу информации, необходимой для оптимизации управления боевыми средствами с целью их наиболее эффективного применения. Объединяет средства обнаружения и распознавания целей, целераспределения, подготовки к пуску и пуска, навигации, наведения на цель средств поражения, доразведки в р-не цели, контроля поражения, телекоммуникации информации. Центр. элемент АСУ БС – система комплексов вычислительной техники, обрабатывающая необходимую информацию в реальном масштабе времени и осуществляющая все автоматизир. функции управления. Человек-оператор (боевой расчёт) реализует минимально необходимый объём важнейших функций управления, в основном связанных с анализом обстановки и принятием решений на применение средств поражения.

АСУ БС информационно или технически сопрягается с автоматизированной системой управления войсками (силами). Она способна управлять одновременно не только отдельными боевыми средствами или их группой, но и целыми комплексами ударных средств такт., операт., оперативно-стратег. или стратег. назначения, включающими высокоэффективные средства разведки, целераспределения, наведения и высокоточные средства поражения с различной дальностью стрельбы (см. Высокоточное оружие). Разнообразие и сложность задач, решаемых АСУ БС, определяют необходимость включения в её состав большого кол-ва разнообразной техники, в т.ч. радиолокац., гидроакустич., оптоэлектронной, вычислит., связи, телеметрии и др. К технике АСУ БС предъявляются требования оперативности, надёжности, помехоустойчивости и живучести.

-----------------------------------

Автоматизированная система управления боевыми средствами - см. Автоматизированная система управления войсками и оружием.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

В РВСН - составная часть автоматизированной системы управления войсками (силами) в ВС РФ, предназначенная для повышения эффективности управления ракетными частями и соединениями. Состоит из двух самостоятельных, но сопрягаемых элементов: автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) и информационно-расчетной системы (ИРС).

АСБУ обеспечивает передачу управляющей информации в интересах централизованного боевого управления (приказов, сигналов, распоряжений, докладов) в любых условиях обстановки.

ИРС обеспечивает информационные и расчетные потребности органов и пунктов управления войсками как путем решения задач боевого управления, включая планирование боевого применения РВСН, обеспечение боевого управления, поддержание в боевой готовности частей и подразделений, эксплуатацию вооружения и средств боевого управления и связи, так и задач управления повседневной деятельностью, включая оценку состояния войск, техническое и тыловое обеспечение, перспективное планирование и развитие войск, капитальное строительство, организационно-мобилизационное планирование и учет кадров, планирование повседневной деятельности и контроль выполнения планов, приказов и директив.

АСБУ получает из ИРС данные боевого применения ракет при электрическом сопряжением звеньев этих систем между собой – автоматически, а при отсутствии такого сопряжения – на промежуточных носителях информации, данные с которых подлежат вводу в звенья АСБУ и систему управления и прицеливания ракеты.

ИРС получает из АСБУ доклады с признаком ЭВМ, содержащие информацию о текущем состоянии ракетного оружия, элементов системы связи, пунктов управления и др., необходимую для решения задач в интересах должностных лиц органов и пунктов управления.

Лит.: Хохлачев Е.Н. Теоретические основы создания и применения АСУ. - М.: МО СССР, 1987.

Митропов В.В., Хохлачев Е.Н.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ И ОРУЖИЕМ (АСУ В И О)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) (АСУВ), часть системы управления войсками (силами). АСУВ – орг.-техн. комплекс техн. средств с соответств. видами обеспечения, предназначенный для повышения эффективности управления за счёт автоматизации основных процессов управления войсками (силами), включающих сбор, обработку, оценку и отображение данных об обстановке, о состоянии своих войск и войск пр-ка; операт. оповещение руководства о возможной агрессии пр-ка; информац. и матем. поддержку принятия решения; доведение приказов (команд, распоряжений) до войск (сил); сбор донесений о получении приказов (команд) и об их выполнении; оформление и передачу боевых и отчётно-информац. документов.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ - совокупность назем. и бортовых средств для автоматизир. управления движением КА и обеспечения норм. функционирования бортового оборудования. Состоит из назем. (НКУ) и бортового (БКУ) комплексов управления. НКУ формирует программы управления и вводит их в БКУ, выдаёт команды управления на основе телеконтроля и оценки состояния КА, измеряет параметры орбиты КА для прогнозирования его движения. БКУ управляет бортовой аппаратурой КА в соответствии с введённой программой, обеспечивает автоматич. контроль аппаратуры КА и управление ею в автон. режиме (без связи с НКУ).

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ), совокупность электронно-вычислит. и др. техн. средств АСУ на пункте управления (боевом информац. посту), предназнач. для обеспечения эффективной деятельности должностных лиц (операторов). В АРМ могут входить: вычислит. техника с необх. программным обеспечением; средства сбора, ввода, обработки, документирования, отображения, хранения, передачи информации; средства связи и др.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА ПРОФОТБОРА

Автоматизированное рабочее место специалиста профотбора - см. Профессиональный отбор в Ракетных войсках стратегического назначения.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ СТАНЦИЯ

АВТОМАТИЧЕСКАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ СТАНЦИЯ - беспилотный космический аппарат для доставки науч. аппаратуры к небесным телам и изучения Луны, планет Солнечной системы и межпланет. пространства. Отечественные А.м.с.: «Луна» (серия станций «Луна-1» – «Луна-24»; 1959-76) – исследование Луны и окололунного пространства («Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны, «Луна-9» осуществила в 1966 мягкую посадку на неё, а «Луна-16, -20 и -24» доставили на Землю образцы лунного грунта); «Зонд» («Зонд-1» – «Зонд-8»; 1964-70) – изучение косм. пространства и отработка дальних косм. полётов; «Марс» («Марс-1» – «Марс-7»; 1962-73) – исследование Марса и межпланет. пространства с доставкой на планету спускаемых аппаратов (СА); «Венера» («Венера-1» – «Венера-16»; 1961-83) – изучение Венеры и окружающего её пространства с доставкой на планету СА; «Вега» («Вега-1», «Вега-2»; 1984-86) – исследование Венеры и кометы Галлея (отсюда назв.); «Фобос» («Фобос-1», «Фобос-2»; 1988-89) – исследование Марса и его спутника Фобос, Солнца и межпланет. пространства.

Американские А.м.с.: «Рейнджер» («Рейнджер-1» – «Рейнджер-9»; 1959-65) – исследование Луны (передача телевиз. изображений её поверхности); «Сервейор» («Сервейор-1» – «Сервейор-7»; 1966-68 – исследование Луны с совершением мягкой посадки на неё; «Пионер» («Пионер-1» – «Пионер-11», «Пионер-Венера-1», «Пионер-Венера-2»; 1958-78) – исследование окололунного и межпланет. пространства, а также Юпитера, Сатурна, Венеры и др.; «Маринер» (серия имела индексацию по годам запуска; 1962-73) – исследование Венеры, Марса и др.; «Викинг» («Викинг-1», «Викинг-2») – исследование Марса с посадкой на его поверхности; «Вояджер» («Вояджер-1», «Вояджер-2»; запуск в 1977) – исследование Юпитера, Сатурна и их спутников.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА - стрельба из автоматич. оружия очередями, сериями (кол-во выстрелов автоматически ограничивается спец. устройством) или непрерывно (до израсходования всех патронов в ленте или магазине); осн. вид огня из автоматического оружия. Выстрелы следуют один за другим через промежутки времени, определяемые темпом стрельбы (техн. скорострельностью оружия).

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - огнестр. оружие, в к-ром перезаряжание и произ-во выстрела происходят автоматически за счёт энергии предыдущего выстрела, реже энергии внешнего источника (пневматич., пиротехн., электрич. и т.п.). Стреляет непрерывно или очередями. Из мн. А.о. предусмотрена стрельба и одиночными выстрелами, в этом случае оно действует как самозарядное. Наибольшее распространение получило А.о., основанное на использовании отдачи подвижного ствола с длинным или коротким ходом, отдачи затвора со свободным или полусвободным ходом, отведённых из канала ствола пороховых газов через спец. отверстие в его стенке. К А.о. относятся все автоматы, автоматы артиллерийские, пулемёты и пистолеты-пулемёты, а также соответств. образом автоматизир. винтовки, пистолеты, гранатомёты и миномёты. Высокая скорострельность А.о. (до 1000 выстр./мин и более из одного ствола) позволяет создавать значит. плотность огня. Первым принятым на вооружение А.о. считается пулемёт, изобретённый в 1883 американцем Х.С. Максимом.

АВТОМОБИЛИ ВОЕННЫЕ

АВТОМОБИЛИ ВОЕННЫЕ (армейские автомобили), обычно колёсные полноприводные машины высокой проходимости, создаваемые по заказу ВС. Различают многоцелевые и спец. А.в. Многоцелевые А.в. предназначены для перевозки лич. состава и грузов, буксирования прицепов (в т.ч. арт. орудий и ПУ), монтажа воен. техники. Подразделяются на А.в.: малой грузоподъёмности (до 1 т) – ВАЗ-2121 (легковой), УАЗ-3172 (грузопас.); средней (2-6 т) – ГАЗ-66-40, Урал-4320, -43223, КамАЗ-4326, -4350, -5350, -43101, -43114; большой (св. 6 т) – Урал-53232, КамАЗ-6350. Спец. А.в. (спец. шасси) предназначены в осн. для монтажа воен. техники: МАЗ-7930 (грузоподъёмность 24 т), -543М (22 т), БАЗ-5937 (7,3 т), -5921 (6,7 т). В ВС могут использоваться и автомобили общего назначения (см. Автомобильная техника).

Один из первых А.в. (паровой) построен французом Ж.Кюньо в 1769-70. Известно применение паровых А.в. англичанами в Крым. войне 1853-56, русскими в рус.-тур. войне 1877-78. В России первые бензиновые легковые автомобили созданы в 1896, грузовые – в 1901.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА СПЕЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Элементы автомобильной дороги специального значения

Элементы автомобильной дороги специального значения

Комплекс инженерных сооружений для безопасного движения вооружения и военной техники с расчетными скоростями и нагрузками. К А.д.с.з. относятся: кольцевые автомобильные дороги вокруг военных гарнизонов и городков, учебных центров и полигонов, баз, складов и других объектов; автомобильные дороги учебных центров, полигонов; подъездные автомобильные дороги (основные и запасные) к военным городкам, базам, боевым стартовым позициям, пунктам управления, складам, паркам, аэродромам, полигонам, стрельбищам и другим объектам. А.д.с.з. по видам покрытий подразделяются на грунтовые улучшенные, гравийные, щебеночные, цементно-бетонные, асфальто-бетонные. К элементам А.д.с.з. относятся: земляное полотно, дорожное покрытие, дорожные сооружения и обрезы.

Лит.: Н. Кучер и др. Методические и справочные материалы по инженерному обеспечению боевых действий войск. - М.: ВА РВСН, 1999.

Кравец В.Н.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - приобретение лич. составом частей (подразд.) знаний, выработка умений и навыков, необходимых для грамотной эксплуатации и поддержания в постоянной готовности к использованию (боевому применению) автомоб. техники; составная часть технической подготовки и один из предметов боевой подготовки. А.п. проводится с офицерами, прапорщиками (мичманами), водителями (механиками-водителями), курсантами военных учебных заведений.

АВТОМОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА

АВТОМОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА (АС) в ВС РФ, техн. служба, предназнач. для автотехнического обеспечения. Существует во всех видах ВС (в ВМФ - автобронетанк. служба), родах войск, объед., соед. и воинских частях, где имеется автомоб. техника. В 1949 - 75 наз. автотракторной службой. Центр. органом управления АС являлось Гл. автомоб. управление. С 1995 руководство осуществляет Главное автобронетанковое управление.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА (устар. – автотракторная техника), колёсная и гусеничная (кроме бронетанк.) техника для обеспечения боевой и повседневной деятельности войск. Подразделяется на воен. и общего назначения. К воен. А.т. относятся автомобили военные, транспортёры, тягачи, машины техн. обслуживания и ремонта, эвакуац. средства, прицепы, полуприцепы, кузова-фургоны и др. А.т. общего назначения составляют легковые и грузовые автомобили, автобусы, колёсные и гусенич. тракторы, автокраны, прицепы и полуприцепы, выпускаемые пром-стью для общих хоз. нужд страны. В войсках они иногда дооборудуются.

-----------------------------------

Вождение в колонне

Вождение в колонне

Смотр техники

Смотр техники

Выполнение нормативов

Выполнение нормативов

Транспортные безрельсовые машины на колесном ходу, приводимые в движение собственным двигателем и предназначенные для перевозки грузов и пассажиров.

Основу А.т. РВСН составляет военная автомобильная техника, которая разрабатывается по тактико-техническим требованиям МО, принимается на вооружение (снабжение) и используется под монтаж, буксировку комплексов различных видов оружия и средств, обеспечивающих ее применение.

Для обеспечения транспортных потребностей на снабжение РВСН также поступает А.т. народнохозяйственного назначения, которая разрабатывается по планам и техническим заданиям гражданских ведомств с учетом дополнительных требований МО РФ.

А.т. РВСН подразделяется: по видам на колёсную и гусеничную; по типам на:

специальное колесное шасси - специальное автотранспортное средство высокой проходимости, предназначенное для монтажа, транспортирования и обеспечения боевого применения вооружения и военной техники;

специальный колесный тягач - специальное автотракторное средство, предназначенное для буксирования штатных и специальных прицепов-тяжеловозов или полуприцепов-тяжеловозов;

военную гусеничную машину транспортно-тягового класса - машина с гусеничным движителем, предназначенная для монтажа, буксировки и обеспечения применения по назначению вооружения и военной техники. К ним относятся транспортеры-тягачи, транспортеры одиночные и двухзвенные высокой проходимости и шасси на их базе;

автомобиль многоцелевого назначения - полноприводный автомобиль или его шасси, предназначенный для перевозки личного состава и различных грузов, буксирования прицепных систем, а также монтажа вооружения и военной техники;

прицеп (полуприцеп) многоцелевого назначения - автомобильный прицеп (полуприцеп), предназначенный для перевозки различных грузов и (или) монтажа, в том числе и на его шасси, вооружения и военной техники;

кузов-контейнер многоцелевого назначения - обитаемый кузов-контейнер закрытого типа, предназначенный под монтаж вооружения и военной техники и приспособленный к перевозке автомобильной техникой и использованию как совместно с ней, так и без нее;

кузов-фургон многоцелевого назначения - обитаемый кузов-фургон, установленный на шасси и предназначенный под монтаж вооружения и военной техники;

подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации автомобильной техники - средства технологического оснащения, предназначенные для технического обслуживания, ремонта и эвакуации автомобильной техники и размещенные на военной А.т., в кузовах-контейнерах, кузовах-фургонах. К ним относятся: машины ремонтно-эвакуационные и технической помощи, машины эвакуационные, мастерские подвижные специальные автомобильные для технического обслуживания и ремонта А.т.

Лит.: Добромиров В.Н. Автомобили двойного назначения. - М: Издательство ООО «МП Глобал-Концепт», 2000; Подчинок В.М. Эксплуатация военной автомобильной техники. - М: МО РФ, 1997; Краткий технический словарь. – М.: Машиностроение, 1987.

Ларионов С.А., Лукьянов Г.З., Наумов А.В.

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА - тыловая служба, предназнач. для комплексного решения задач автотрансп. и дорож. обеспечения войск. Создана в 1987 путём объединения автотранспортной службы и дорожной службы. До 1992 наз. автодорож. службой, затем – А.-д. с. Руководство А.-д. с. осуществляет Центральное автомобильно-дорожное управление.

АВТОМОБИЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО

Материальные ценности (имущественные права и обязанности), применяемые при эксплуатации и ремонте автомобильной техники.

А.и. включает в себя агрегаты, запасные части, резинотехнические изделия, электрооборудование, материалы, краски, стартерные аккумуляторные батареи к автомобильной технике, пневматические шины, приспособления, инструмент, принадлежности, парковое, производственное и технологическое оборудование для стационарных и подвижных ремонтных средств, автомобильных баз и складов, военно-учебное имущество для технической (автомобильной) подготовки (машины-экспонаты для практических работ, разрезные агрегаты, тренажеры, макеты, стенды, литература и др.); учебно-тренировочные средства для подготовки специалистов автомобильной службы (А.с) и подготовки по автомобильной специальности личного состава других родов войск и служб, двигатели, агрегаты и сборочные единицы автомобильного и тракторного типа, входящие в состав комплексов вооружения и военной техники, приборы ночного видения для А.т.

Снабжение воинских частей РВСН А.и. осуществляется Главным автобронетанковым техническим управлением МО РФ через довольствующие органы Автобронетанковой службы видов ВС РФ, округов по подчиненности или по территориальному принципу.

Воинские части с небольшим количеством машин прикрепляются по указанию штаба военного округа на техническое обслуживание, текущий, средний ремонт и снабжение А.и. к станциям техническое обслуживания автомобилей гарнизонов, а в случае их отсутствия к ближайшей воинской части, имеющей склад и ремонтное подразделение.

Воинским частям разрешается приобретать в децентрализованном порядке запасные части и другое А.и., которым они не обеспечены по планам снабжения, в организациях, на предприятиях и в торговой сети по действующим в этих организациях свободным (рыночным) ценам в пределах годовых назначений денежных средств.

Лит.: Наставление по автомобильной службе советской армии и военно-морского флота. – М.: Министерство обороны, 1977; Подчинок В.М. Эксплуатация военной автомобильной техники. – М.: МО РФ, 1997; Руководство по работе автомобильных складов и баз СА и ВМФ. – М.: МО СССР, 1984; Справочник офицера автомобильной службы и автомобильных войск. - Рязань: МО РФ, 2001.

Лукьянов Г.З., Ларионов С.А., Наумов А.В.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА - спец. войска, предназнач. для воинских автомоб. перевозок. Включают автомоб. бригады, полки, батальоны и др., к-рые входят в состав объед. и соед. видов ВС и Тыла ВС РФ. В рус. армии появились в 1906 г.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - обычно тепловой двигатель, обеспечивающий движение автомобиля. Подавляющее большинство А.д. являются поршневыми внутр. сгорания – карбюраторными (бензиновыми) и дизельными. Мощность А.д. воен. автомобилей составляет: карбюраторных – до 150 л.с. (спец. автомобилей – до 300 л.с.), диз. – до 300 л.с. (1000 л.с.). К А.д. воен. назначения предъявляются спец. требования: работоспособность в широком диапазоне темп-р и горной местности, многотопливность, быстрый пуск, высокая экономичность и надёжность, возможность отбора мощности для др. приводов и т.п.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Автомобильный комплект специальной обработки военной техники - см. Средства специальная обработка.

АВТОМОТОКЛУБ

АВТОМОТОКЛУБ - учебно-спорт. орг-ция, занимающаяся пропагандированием знаний по автомоб. и мо-тоциклет. технике, организацией подготовки водителей (мотоциклистов) и проведением спорт. меро-приятий. Существуют во мн. странах. В России первый А. образован в 1902 г. в С.-Петербурге. В сов. период А. входили в систему ДОСААФ СССР и подразделялись на собственно А. и спорт.-техн. клубы. Последние имелись в добровольных спорт. об-вах (ДСО) и отд. ведомствах (в т. ч. в Сов. армии). Учебно-методич. центром и базой федераций автомоб., мотоциклет. и автомодельного спорта являлся Центр. А. СССР (см. Центральный автомотоклуб).

АВТОНОМНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА

АВТОНОМНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА - ракетного комплекса стратег. назначения, пуск. установка, способная функционировать за счёт расходования только внутр. ресурсов электроэнергии. Переход на режим автономии стационар. ПУ может осуществляться автоматически при ядер. нападении пр-ка или отключении во время дежурства сетевого напряжения со входа ПУ либо по команде с КП при угрозе ядер. нападения. В этих случаях питание аппаратуры ПУ и ракеты обеспечивается от собств. хим. источников тока.

АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - полётом, комплекс средств, размещённых на борту ЛА, для автоматич. управления его полётом по заранее задан. программе. Включает: измерители отклонений регулируемых параметров движения от программных; вычислит. устройства, преобразующие измеренные отклонения в управляющие команды; исполнит. устройства ЛА. Большинство совр. А.с.у. основаны на использовании инерциальных систем управления. Осн. преимущество А.с.у. перед др. системами – высокая помехоустойчивость.

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ - нахождение в море одиночного корабля (судна) или группы однотипных кораблей (судов) в удалённых от баз районах с выполнением задач боевой подготовки, как правило, без пополнения запасов оружия, топлива, др. расходных материальных средств и смены экипажа.

АВТОНОМНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Автономное функционирование системы электроснабжения - см. Системы электроснабжения ракетного комплекса.

АВТОНОМНОСТЬ

АВТОНОМНОСТЬ - корабля, приспособленность корабля к выполнению задач в отрыве от баз без пополнения запасов и замены лич. состава. Обычно измеряется в сутках. А.к. различ. классов с обычной энергетич. установкой составляет до 90 сут (ПЛ – 60-120 сут). Для кораблей с ЯЭУ автономность определяется в осн. психофиз. возможностями экипажа.

АВТОНОМНОСТЬ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Элемент тактико-технических данных, характеризующий время, в течение которого космический аппарат (КА) способен находиться в космическом пространстве и выполнять целевые задачи с заданным уровнем эффективности без связи с наземным комплексом управления (НКУ) и без пополнения с Земли расходуемых бортовых ресурсов. Автономность КА задается при проектировании с учетом возлагаемых на него задач, и условий полета. Она обеспечивается размещением на борту КА требуемых запасов материальных средств и надежностью технических средств. Автономность различных по предназначению КА неодинакова. Так для КА видовой фоторазведки автономность функционирования колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

Автономность КА во многом определяет его автономный полет, т.е. способ вождения пилотируемых и беспилотных КА, при котором все необходимые задачи навигации – выбор траектории полета или выдерживание ее, если она задана с Земли, поиск и обнаружение цели, определение траектории для выхода на обнаруженную цель, расчет режимов работы бортового оборудования и т.д. – решаются на борту КА без участия наземных систем управления. Точность навигации в автономном полете является важным показателем совершенства навигационного оборудования и автономности КА.

Лит.: Сборник терминов, понятий и определений Космических войск. Ччасть 1. - М.: ВА РВСН, 2003.

Ермак С.В., Мальцев В.В., Стрельников А.Т.

АВТОНОМНОСТЬ РАКЕТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ЧАСТЕЙ

Состояние, определяющее способность ракетных соединений и частей выполнять поставленные задачи без пополнения извне имеющихся запасов материальных средств (продовольствия, вещевого и медицинского имущества, ГСМ и других материальных средств). А.р.с. и ч. устанавливается приказом МО РФ и характеризуется способностью ракетных соединений и частей находиться в изоляции от окружающей среды и выполнять боевую задачу без пополнения запасов топлива, воды и других материальных средств, без смены личного состава; элемент тактико-технических данных командного пункта, пусковой установки. Автономность задается при проектировании с учетом возможности выполнения боевых задач и обеспечивается размещением в ракетных соединениях и частях требуемых запасов материальных средств, созданием для личного состава необходимых условий обитаемости.

Лит.: Тыловое обеспечение ракетных частей и соединений. Учебно-методическое пособие, - М., 2006.

Мазур В.А

АВТОНОМНОСТЬ ТЫЛА РАКЕТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ЧАСТЕЙ

Состояние, определяющее способность ракетных соединений и частей выполнять поставленные задачи без пополнения извне имеющихся запасов материальных средств (продовольствия, вещевого и медицинского имущества, горючего и других материальных средств). А.т.р.с. и ч. характеризуется способностью ракетных соединений и частей находиться в изоляции от окружающей среды и выполнять боевую задачу без пополнения запасов топлива, воды и других материальных средств, без смены личного состава, устанавливается приказом Министра обороны РФ; элемент тактико-технических данных командного пункта, пусковой установки; автономность задается при проектировании с учетом возможности выполнения боевых задач и обеспечивается размещением в ракетных соединениях и частях требуемых запасов материальных средств, созданием для личного состава необходимых условий обитаемости. Один из основополагающих принципов организации тылового обеспечения; заключается в сосредоточении на направлениях (в районах) действий группировок войск (сил) такого количества сил и средств тыла, которое позволяло бы в ходе военных (боевых) действий обеспечивать эти группировки в условиях временного нарушения противником подвоза (эвакуации) и невозможности осуществления маневра этими силами с др. направлений (районов). Требование данного принципа реализуется не только в процессе непосредственной подготовки операций и боевых действий, но прежде всего заблаговременно, в мирное время. Принцип А. т. лежит в основе при определении состава, организационно-штатной структуры, технического оснащения и дислокации органов стратегического, оперативного и войскового тыла на мирное и военное время, эшелонировании и размещении по стратегическим и операционным направлениям (в районах, регионах) запасов материальных средств, создании системы управления тылом в объединениях и т.п. Развитие принципа А.т.р.с. и ч нашло свое воплощение в организации территориальной системы тылового обеспечения войск (сил).

Лит: Военная экономика и тыловое обеспечение войск (сил). Словарь, М., 2006

Мазур В.А.

АВТОНОМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Автономные источники электроэнергии систем электроснабжения ракетных комплексов - см. Источники электрической энергии ракетного комплекса.

АВТОНОМНЫЙ ПРИЦЕЛЬНЫЙ НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Совокупность технических элементов, приборов и устройств, размещённых на мобильной пусковой установке и предназначенных для совместного с системой управления автономного определения навигационных, геодезических, астрономических и гравиметрических данных для прицеливания и управления предстартовой выставкой гиростабилизированной платформы комплекса командных приборов в требуемое положение, решения задач навигации и расчёта полётного задания на пуск ракеты.

АВТОПИЛОТ

АВТОПИЛОТ - средство автоматич. управления полётом ЛА; повышает устойчивость ЛА и при ручном пилоти-ровании. Входит в пилотажный комплекс авиац. ЛА. По данным навигац., посад., прицельных и др. сис-тем обеспечивает управление практически на всех этапах полёта ЛА – от взлёта до посадки. Обычно имеет 3 канала управления рулевыми поверхностями (элеронами, рулями высоты и направления). Каждый канал включает приборы измерения параметров полёта (углов крена, курса и тангажа, угловых скоростей вращения ЛА и др.), вычислит. устройство и сервопривод, состоящий из усилителя, рулевого агрегата и элементов обратной связи. Первый полёт с А. продемонстрирован амер. лётчиком на Всемир. выставке в Париже в 1914. В отеч. ав-и А. стали внедряться с нач. 30-х гг. 20 в.

АВТОПОГРУЗЧИК

АВТОПОГРУЗЧИК - самоходная подъёмно-трансп. машина со сменным рабочим оборудованием, предназнач. для захвата, горизонт. и вертик. перемещения и укладки груза. Используется для механизации погрузочно-разгрузоч. работ в войсках, на аэродромах, складах и др.

АВТОПРОКЛАДЧИК

АВТОПРОКЛАДЧИК - навигац. прибор для автоматич. исчисления текущих координат места корабля и графич. изображения его пути на карте (планшете) или дисплее. Состоит из вычислит. устройства, пишущего узла и прокладоч. стола с закреплённой картой (планшетом). Исх. данными для счисления помимо координат нач. точки могут являться: курс и скорость корабля или пройденное им расстояние, получаемые от курсоуказателя (гироазимута) или лага соответственно; навигац. параметры – от сопряж. с А. приёмоиндикаторов радионавигац. систем. В видеоавтопрокладчиках прокладка пути и определение места корабля осуществляются электрон. способом на экране дисплея, управл. ЭВМ, а навигац. обстановка в р-не плавания выдаётся на экран в виде электрон. карты, хранящейся в памяти ЭВМ.

АВТОРАЗЛИВОЧНАЯ СТАНЦИЯ

АВТОРАЗЛИВОЧНАЯ СТАНЦИЯ - комплект съёмного и несъёмного спец. оборудования на автомобиле для обработки дегазирующими (дезактивирующими, дезинфицирующими) веществами воен. техники и местности. Состоит из одной или двух цистерн, механич. и ручного насосов, комплекта трубопроводов и др. Может также использоваться для помывки лич. состава (при наличии подогрева) и тушении пожаров.

АВТОРАЗЛИВОЧНАЯ СТАНЦИЯ (АРС)

Авторазливочная станция (АРС)

Несъемное и съемное специальное оборудование, размещенное на автомобильном шасси высокой проходимости (ЗИЛ-131, Урал-375Е, КамАЗ-4310). Предназначено для полной дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники (ВВТ), дегазации и дезинфекции местности жидкими растворами, транспортировки и временного хранения жидкостей, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов и их компонентов, снаряжения жидкостями мелких оболочек (емкостей), а также перекачивания жидкостей из одной тары в другую (АРС-14, АРС-14К, АРС-14КМ, АРС-15, АРС-15М) и постановки аэрозольных завес (АРС-14КМ).

Несъемное оборудование включает цистерну, механический вихревой самовсасывающий насос 2,5 ВС-ЗА с приводом, ручной поршневой насос БКФ-4, жидкостные трубопроводы с арматурой, боковые площадки с ящиками. К съемному оборудованию и принадлежностям относятся барабаны, раздаточные коллекторы, 8 брандспойтов со щетками, 3 прямых брандспойта, 2 раздаточных пистолета, заборный сифон, насадка, переходники, ванночки. Различные типы АРС отличаются базовым шасси, объемом цистерн, составом съемного оборудования и др. Расчет АРС включает 2-3 человека.

В РВСН АРС комплектуются взводы дегазации и дезинфекции местности и специальной обработки ВВТ, входящие в состав роты РХБ защиты ракетных дивизий. АРС разворачиваются на площадках специальной обработки в районе специальной обработки, и выполняет задачи, как правило, в составе роты РХБ защиты ракетной дивизии.

Лит.: Руководство по специальной обработке, проект. – М.: Воениздат, 2002.

Бучнев А.А.

АВТОРОТАЦИЯ

АВТОРОТАЦИЯ (от грец. Autos - сам и лат. rotare - вращаться), 1) самовращение крыла вокруг продольной оси самолёта при переходе его в процессе накренения на углы атаки больше критических; 2) самовращение возд. винта самолёта, несущего винта вертолёта, ротора газотурбин. двигателя за счёт энергии набегающего потока воздуха. Режим А. используется для посадки вертолётов в случае отказа двигателя.

АВТОРУЛЕВОЙ

АВТОРУЛЕВОЙ (гирорулевой), электронавигац. прибор для автоматич. удержания корабля на задан. курсе или манёвра его по задан. программе. Включает курсоуказатель (гирокомпас, гироазимутгоризонткомпас, магнит. или гиромагнит. компас) и следящую систему. На совр. кораблях применяются А. с элементами вычислит. техники, входящие в автоматизир. комплексы управления кораблём, а также адаптивные А., учитывающие воздействие на корабль ветра и волны. Точность удержания курса с помощью А. в неск. раз выше, чем при руч. управлении.

АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - комплекс мероприятий, включающий обеспечение объед., соед., воинских частей, а также учрежде-ний, военных учебных заведений, предприятий и организаций ВС РФ автомоб. техникой общевойскового назначения и автомоб. имуществом, эксплуатацию и восстановление автомоб. техники, техн., спец. подготовку лич. состава; вид технического обеспе-чения.

-----------------------------------

Вид технического обеспечения боевых действий. Имеет целью обеспечение объединений, соединений, воинских частей РВСН, а также организаций и военно-учебных заведений автомобильной техникой общего назначения и автомобильным имуществом, восстановление и возвращение в строй поврежденных и исправных машин, поддержание автомобильной техники и средств подвижности вооружения в состоянии, обеспечивающем постоянную боевую готовность и высокую подвижность войск. А.о. организуется и осуществляется в рамках технического обеспечения, на всех этапах подготовки и ведения боевых действий.

Система А.о. представляет собой совокупность органов управления соединений (частей, подразделений), служб (ремонтных, эвакуационных, снабженческих, учебных и научно-исследовательских) от центра до подразделения, объединенных единством цели и действующих на основе общих принципов. Эта система характеризуется разнообразием функций, необходимостью взаимодействия как внутри системы, так и с другими системами служб вооружения и тыла. Система А.о. по функциональным признакам подразделяется на подсистемы: управления; обеспечения автомобильной техникой и имуществом; эксплуатации и хранения автомобильной техники; восстановления поврежденной (неисправной) техники; подготовки кадров; специальной подготовки; научных исследований в области разработки новой автомобильной техники и автотехнического обеспечения. Для выполнения своих задач в системе А.о. на всех ее уровнях предусматриваются органы управления, а также соответствующие силы и средства. Функционирование системы А.о. должно рассматриваться в общей системе технического обеспечения. В полном соответствии с организационной структурой войск определяются уровни (звенья) А.о.: стратегический, оперативный и войсковой. Стратегический уровень включает звенья: Центр (Главное автобронетанковое управление МО РФ) и РВСН; оперативный уровень - фронтовое (окружное) и армейское звенья; войсковой - дивизионное, полковое, батальонное, ротное, взводное звенья и непосредственно экипажи, расчеты, водители (механики-водители), использующие объект вооружения и техники в целом, или автомобильную технику общего назначения.

Организация А.о. заключается в проведении комплекса мероприятий по подготовке, размещению и использованию сил и средств автотехнического обеспечения в соответствии с принятым решением; постановке задач, планировании, организации взаимодействия и управления автотехническим обеспечением; подготовке и осуществлении защиты, охраны и обороны органов управления, сил и средств автотехнического обеспечения; использовании местной промышленной базы и решении других задач.

Руководство автотехническим обеспечением в Вооруженных Силах осуществляют: в Центре - МО РФ через начальника вооружения - заместителя Министра обороны РФ, начальника Главного автобронетанкового управления; Командующий РВСН - через штаб, заместителя командующего по вооружению и начальника автомобильной службы РВСН; в объединениях (соединениях) - командующие (командиры) через штабы, заместителей командующих (командиров) по вооружению и начальников автомобильной службы; в частях (подразделениях) - должностные лица в соответствии с обязанностями и правами, установленными общевоинскими уставами.

Непосредственно организуют, осуществляют и несут ответственность за выполнение задач А.о.: в Центре - начальник Главного автобронетанкового управления МО, начальник автомобильной службы РВСН; в объединениях (соединениях) - начальники автомобильной службы; в частях (подразделениях) - начальники автомобильной службы (заместители командиров подразделений по вооружению).

Фролов М.В.

АВТОТРАКТОРНАЯ СЛУЖБА

АВТОТРАКТОРНАЯ СЛУЖБА - назв. автомобильной службы ВС СССР в 1949 - 75. Центр. органом являлось Гл. (с 1961 - Центр.) автотракторное управление.

АВТОТРАКТОРНАЯ ТЕХНИКА

АВТОТРАКТОРНАЯ ТЕХНИКА - см. Автомобильная техника. 50.

АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПОДГОТОВКА

АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПОДГОТОВКА - обучение лич. состава автомоб. частей и подразд. организации и осуществлению перевозок войск и материальных средств автомоб. транспортом. В ходе А.п. изучаются трансп. возможности и методы эффективного использования автомоб. техники; правила погрузки (выгрузки), размещения и крепления грузов, документ. оформления их приёма (сдачи); порядок совершения марша в колоннах и др.

АВТОТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА

АВТОТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА - тыловая служба по организации воинских автомоб. перевозок. Свою историю вела от отдела воен. сообщений Гл. управления Ген. штаба рус. армии. В ВС СССР создана в 1969 как А. с. Тыла ВС, с 1976 - А. с. МО СССР. В 1987 объединена с дорож. службой в автодорож. службу (с 1992 - автомобильно-дорож. служба).

АГАДЖАНОВ ПАВЕЛ АРТЕМЬЕВИЧ

Агаджанов Павел Артемьевич (21.06.1923, г. Баку - 09.07.2001, г. Москва)

Генерал-лейтенант (1983), лауреат Ленинской премии (1957), доктор технических наук (1959), профессор (1965), Почетный академик Российской академии космонавтики им. К.Э Циолковского, руководитель работ по созданию КИК и управлению КА. Ученый в области космической информатики. В Вооруженных Силах СССР с 1941 по 1988.

Участник Великой Отечественной войны. После окончания в 1940 с отличием средней школы поступил в Ленинградский институт инженеров гражданской авиации. С передачей ЛИИГВФ в ноябре 1941 в Военно-воздушную академию им. А.Ф. Можайского слушатель академии. Во время обучения принимал участие в качестве стажера радиста и штурмана в операциях частей действующей армии на Сталинградском фронте и под Керчью. В 1941-1945 - в ВВА им. А.Ф. Можайского. В 1945-1947 - старший инженер отдела НИИ-17 МАП; 1947-1948 - преподаватель кафедры реактивного и телеуправляемого вооружения ВИА им. Н.Е. Жуковского, ведущий инженер НИИ Бюро спецтехники этой академии. С 1948 по 1958 в НИИ-4: ведущий инженер, начальник отдела приступил к разработке возникшей проблематики по обеспечению измерений при летных испытаниях жидкостных ракет. Непосредственно участвовал в работе Государственных комиссий по запускам спутников Земли, космических объектов и пилотируемых космических аппаратов. Участвовал в разработке проблемных вопросов обеспечения измерений при летных испытаниях жидкостных ракет. Руководил испытаниями средств измерений на полигоне Капустин Яр. Научный руководитель проектирования, создания и испытаний измерительного комплекса космодрома Байконур. Один из участников формирования и создания КИК: заместитель начальника Центра КИКа по измерениям и эксплуатации (1958-1968), по научной части и измерениям (1968-1971). Участвовал в организации работ по созданию Евпаторийского Центра дальней космической связи (НИП-16). Член Государственных комиссий по запускам и полетам ИСЗ, пилотируемых КА и АМС. Руководитель Главной оперативной группы управления КК «Союз» - «Союз-11» и первой ОС «Салют». После 1971 продолжал работать в оборонной промышленности, оставаясь в кадрах Вооруженных Сил: главный конструктор АСУ войскового соединения, заместитель председателя экспертного совета ВАК. Начиная с полета первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина и до 1972, был руководителем Главной оперативной группы управления (ГОГУ) полетом пилотируемых космических кораблей. Один из основателей научной школы по проблемам НАКУ. Подготовил 8 кандидатов наук. Опубликовал более 120 работ, в том числе 8 монографий.

Награжден: орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1 ст. (1985), Красной Звезды, «Знак Почета» и медалями.

АГАЛЬЦОВ

Филипп Александрович (1900 - 80), сов. военачальник, маршал ав-и (1962), Герой Сов. Союза (1978). На воен. службе с 1919. Окончил Военно-полит. акад. (1932), курсы лётчиков (1934). Участник сов.-польск. войны 1920. Затем на политработе в сухопут. войсках. С 1932 в ВВС - пом. ком-ра эск. и полка по политчасти, зам. нач-ка политотдела бригады. С 1941 ком-р авиаполка. В Вел. Отеч. войну участвовал в боях в Прибалтике. С авг. 1941 нач-к школы воен. авиац. специалистов. С марта 1943 снова на фронте - ком-р штурм. див., авиац. корпуса. После войны команд. возд. армией, зам. и 1-й зам. главкома ВВС, ген. инсп. ВВС, возглавлял дальнюю авиацию. С 1971 в Гр. ген. инсп. МО СССР.

АГАНОВ

Сергей Христофорович (1917 - 96), сов. военачальник, маршал инж. войск (1980). На воен. службе с 1938. Окончил военно-инж. уч-ще, Воен. акад. им. М.В. Фрунзе (1950), Высшую воен. акад. (1955). С 1940 командовал подразделениями инж. войск. В Вел. Отеч. войну адъютант ст. сап. б-на, зам. ком-ра мотоинж. б-на, пом. нач-ка штаба инж. войск армии, пом. и ст. пом. нач-ка отдела штаба инж. войск Кр. армии. После войны там же ст. офицер, зам. нач-ка и нач-к отдела. С 1955 нач-к инж. войск армии, с 1960 ст. преподаватель, зам. нач-ка кафедры Воен. акад. Генштаба. С 1967 нач-к инж. войск ГСВГ. С 1970 зам. нач-ка инж. войск МО СССР, с 1974 нач-к Военно-инж. акад. В 1975 - 87 нач-к инж. войск МО СССР. В 1987 - 92 в Гр. ген. инсп. МО СССР.

АГАПКИН

Василий Иванович (1884 - 1964), воен. дирижёр, композитор, полк. (1944). На воен. службе с 1894, воспитанник воен. оркестра. Окончил Тамбов. муз. уч-ще (1915). Служил в оркестре, с 1909 на сверхсрочной службе. Участник 1-й мир. и Гражд. войн. В 1918 - 20 капельмейстер 1-го Кр. гусар. Варшав. полка, с 1921 руководитель оркестров частей и воен. учеб. заведений. В 1941 - 55 нач-к воен. оркестров див. им. Ф.Э. Дзержинского и Моск. военно-техн. уч-ща. Был гл. дирижёром на параде войск Кр. армии 7.11.1941, а на Параде Победы 24.6.1945 - зам. гл. воен. дирижёра С.А. Чернецкого.

АГЕЕВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Агеев Николай Георгиевич (16.12.1919, с. Александровка Воронежской обл. – 14.01.2004, г. Москва; похоронен на Хованском кладбище)

Генерал-лейтенант (1967), помощник, а затем заместитель главнокомандующего РВСН по вузам - начальник вузов Ракетных войск (1971-1976); заместитель начальника ВИА им. Ф.Э. Дзержинского (1969-1971). В Советской Армии с 1937 по 1976. Окончил Сумское артиллерийское училище (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1950), Высшие академические курсы ВА им. М.В. Фрунзе (1956).

Во время Великой Отечественной войны прошел путь от командира батареи до начальника штаба артиллерийского корпуса. Принимал активное участие в освобождении Харькова, форсировании Днепра, освобождении Польши, Восточной Пруссии и взятии Берлина. После войны: командир артиллерийского полка, советник начальника артиллерии дивизии Народной Армии КНДР, начальник учебного артиллерийского полигона. В Ракетных войсках с 1961: заместитель командира и командир ракетного корпуса, начальник Серпуховского высшего военного командного училища (1961-1965), командир отдельного ракетного корпуса (1965-1969). С 1971 по 1976-заместитель Главнокомандующего РВСН по военно-учебным заведениям.

Внес большой вклад в развитие, освоение и постановку на боевое дежурство ракетной техники в период становления РВСН.

Награжден: орденами Александра Невского (1943), Отечественной войны 1 ст. (1944, 1945, 1985), Трудового Красного Знамени (1971), Красной Звезды (9.02.1943, 6.09.1943, 1953), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст. (1975) и медалями.

АГЕНТСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США

АГЕНТСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США - самостоят. орган в системе МО, осуществляющий спец. развед. функции в глобальном масштабе, дешифровку закодир. сообщений иностр. гос-в и защиту правительств. и ведомств. закрытых линий связи. Создано в окт. 1952 на базе упразднённого Агентства безопасности ВС США (существовало с 1949). Располагает широко разветвл. сетью пунктов радиоперехвата и радиопеленгации по всему миру. Штаб-квартира – в Форт-Миде (шт. Мэриленд).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная