Статьи на букву "М"
МАВЗОЛЕЙ (от греческого Mausoleion) монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. |
Мадерна (Maderna), Карло (1556-1629) - итальянский архитектор. Представитель барокко. Пышностью декора, развитой пространственной композицией отличаются церковь Санта-Сусанна (1596-1603), центральный неф и фасад собора св. Петра (1607-14) в Риме. |
Михаил Давидович (1899-1971) - армянский архитектор, заслуженный архитектор Армении (1968). Участвовал в создании генеральных планов Еревана (1955-1970) и др. С соавторами: Дом книги (1935-1940), Шаумянский жилой район (1955-1965) в Ереване. |
Май (May) Эрнст (1886-1970) - немецкий архитектор и градостроитель. Представитель рационализма. От принципа "строчной" застройки (поселок Праунхайм и др., близ Франкфурта-на-Майне, 2-я половина 1920-х годов) перешел к более свободным пространственным комплексам (поселки Новая Альтона и Грюнхоф, близ Гамбурга, 1954-1955). |
Крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К ним относят испанскую и итальянскую керамику XV-XVI веков. |
Макинтош (Mackintosh) Чарлз Ренни (1868-1928) - шотландский архитектор и дизайнер. Один из родоначальников стиля "модерн", оказал влияние на формирование рационализма в европейской архитектуре (Школа искусства в Глазго, 1898-1909). Оформлял интерьеры, конструировал мебель. |
Мелкокристаллический водный карбонат меди, один из красивейших минералов. Характерен широкой гаммой зеленых тонов - от светло-зеленого с голубизной (<бирюзовый>) до черно-зеленого. Используется для облицовки колонн, столешниц, каминов, ваз, торшеров и т. п. |
Манеж (от французского manege) прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. |
Мансар (Mansart) Франсуа (1598-1666) - французский архитектор. Представитель классицизма. Строгие, уравновешенные по композиции дворцы (Мезон-Лаффит, 1642-1651) и церкви |
Чердачное помещение, оборудованное для жилых нужд. Названо по фамилии французского архитектора Ф. Мансара (1646-1708). Устройство мансарды дает возможность получить дополнительную полезную площадь в здании. ------------------- (франц. mansarde), помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, каждый скат крыши которого состоит из двух частей - верхней, пологой, и нижней, крутой. Мансарды дают дополнительную полезную площадь, а мансардные крыши обогащают объём здания. Этот тип конструкции крыши начал широко применять французский архитектор Ф. Мансар, по имени которого мансарда получила своё название. В широком смысле мансарда - любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей. |
мансардное окно - окно, устанавливаемое в конструкции кровли под заданным углом к горизонтальной плоскости. Створка обычно фиксируется в двух положениях: либо в перевернутом - для удобства при мытье окна, либо в чуть приоткрытом, что позволяет проветривать помещение при сильном ветре, не опасаясь, что окно захлопнется. |
Мантапам (санскр.), в средневековой индийской архитектуре многостолпные зал (павильон), терраса, галерея. Служит местом собраний (паломников и др.), свадебных церемоний, входным портиком; нередко входит в храмовой комплекс. |
Определяется пределом прочности на сжатие образцов размером 150x150x150 мм, изготовленных из рабочего состава и испытанных через 28 суток нормального твердения. |
Показатель прочности, определяющий нагрузку (в кг) на 1 кв.см, которую может выдержать кирпич. В промышленности выпускается кирпич марок: 75, 100, 125, 150, 200, 250, 300. |
Показатель прочности изделий из цемента на изгиб и сжатие. Различают марки 200, 300, 400, 500, 550 и 600. |
Оганес Саркисович (1901-1963) - армянский архитектор, заслуженный деятель искусств Армении (1961). Комплекс коньячного завода в Ереване (1952), горсовет, гостиница и жилые дома на площади Кирова в Кировакане (1955-1960). |
Мозаичные изображения, выполненные путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок фанеры из различных пород древесины. В ряде случаев добавляются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла. Широко используется при изготовлении мебели. |
Марку (Marcu) Дуилиу (1885-1966) - румынский архитектор. Эволюционировал от национальной романтики к неоклассике и функционализму (здание Президиума Совета Министров в Бухаресте, 1937-1952). |
Мармашен , монастырский комплекс в одноименном селе, к северо-западу от г. Ленинакан, памятник средневековой армянской архитектуры (10-13 вв.). Ансамбль состоит из 2 церквей типа купольного зала: большой (10-11 вв.) и средней (11 в.); к югу - малая крестово-купольная церковь (11 в.). К западу - руины гавита (13 в.), круглого храма (11 в.) и усыпальницы. |
Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика. |
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи воды), а также на мебели, сосудах. |
Главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревяных постройках. |
Брус, служащий опорой наслонных деревянных стропил и предназначенный для распределения нагрузки, создаваемой крышей сооружения. Располагается на верхнем внутреннем обрезе каменных стен. |
Машикули - навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, использовались как элемент архитектурного декора. |
Маэкава , Кунио (1905-1986) - японский архитектор. Используя национальные традиции, структурные и эстетические возможности монолитного железобетона, добивался скульптурной выразительности (муниципалитет в Хиросаки, 1964). |
Очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности населения город, образовавшийся за счет присоединения соседних населенных пунктов. |
Мегарон (греч. megaron, буквально - большой зал), тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3-2 тысячелетия до н. э.). Мегарон - прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди - столбами. За портиком находился зал с очагом посередине. Такие мегароны (а также мегароны с залом, расчленённым на две или три части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие) найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах. Мегарон послужил прототипом храмов Древней Греции гомеровской эпохи. |
Медальон (франц. medaillon, от итальянского medaglione, увеличительное от medaglia - медаль) Изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др. |
Борис Сергеевич (1911-1970) - российский архитектор, заслуженный архитектор России (1969). Высотное здание у Красных Ворот в Москве (1953, с А. Н. Душкиным), Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-1970), здание Совета Министров Узбекистана в Ташкенте (1965-1967, оба с соавторами). Ленинская премия (1972, посмертно), Государственная премия СССР (1949). |
Мезонин - надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Часто мезонин выполняется с балконом. ------------------- (от итал. mezzanine), надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в 19 в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий. |
Мезонинное окно - в больших залах - окно, расположенное над основным рядом окон и предназначенное для лучшего освещения. |
Андрей Иванович (1766-1833) - украинский архитектор. Представитель ампира. В 1799-1829 главный архитектор Киева. Проект застройки Подола. |
Авраам (Абрам) Иванович (1784-1854) - российский архитектор, представитель позднего ампира. Никольская церковь (ныне Музей Арктики) в Ленинграде (1820-1838), собор в Кишиневе (1830-1835), ансамбль полукруглой площади в Одессе (1826-1829). Автор проектов архитектурной части многих скульптурных памятников. |
Покрытие сооружения - пространственная конструкция в виде гибкой провисающей оболочки, закрепленной по верхнему периметру сооружения. |
Мендельзон (Mendelsohn) Эрих (1887-1953) - немецкий архитектор. Сочетал поиски экспрессивных, пластически выразительных форм с функциональностью композиции (Башня Эйнштейна в Потсдаме, 1920-1921). |
Мергель представляет собой известково-глинистую породу, содержащую 35-65% глинистого вещества. Мергель широко используется как сырье для производства портландцемента. Мергель малоустойчив к атмосферным воздействиям. |
МЕТАБОЛИЗМ - направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960-х гг. (японские архитекторы Кензо Танге, Кийонори Кикутаке и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости, органического роста как систем расселения, так и архитектурных ансамблей и сооружений, сочетания долговременных структур с недолговечными заменяемыми элементами (проекты "плавающего города", "города-башни", "капсульного дома"). |
Металлочерепица представляет собой профилированный оцинкованный стальной лист, с двух сторон покрытый полимерными защитными, декоративными составами. Внешне металлочерепица напоминает традиционную керамическую черепицу. |
Иизделия различного назначения, изготовленные из стальной проволоки, катанки или ленты (сварочные электроды, сетки, тяжи, крепежные изделия). |
Метопы (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера. |
МЕЧЕТЬ (от арабского масджид - место поклонения) мусульманское культовое сооружение. С VII-VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной. Позднее сложился тип айванной мечети, с айваннами по осям двора и монументальными порталами на главном фасаде. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько молитвенных ниш - михрабов. Обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. |
Микелоццо ди Бартоломмео (Michelozzo di Bartolommeo) (1396-1472) - итальянский архитектор и скульптор. Представитель Раннего Возрождения. Создал классические типы дворца (Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1444-1460) и виллы (ряд вилл близ Флоренции). |
Вытянутой формы цветник, включающий набор разнообразных многолетних растений, обеспечивающих непрерывное цветение. |
МИНАРЕТ (от арабского манара, буквально - маяк) башня, с которой муэдзин призывает мусульман к молитве; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Различаются два основных типа: 4-гранные (Северная Африка), круглостволые (Ближний и Средний Восток). Украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами. |
Мирский замок - памятник архитектуры Беларуси XVI-XVIII вв. Построен в начале XVI века в городском поселке Мир (Кареличский район) магнатским родом Ильиничей. С 1568 года принадлежал Радзивиллам, потом Святополк-Мирским. Сначала был каменной крепостью (с внутренним двором, близким в плане к квадрату со стороной около 75 м, обнесенной с западной и северной сторон оборонительными стенами (высота с фундаментом около 13 м, толщина внизу 3 м) с 5-ярусными башнями по углам, а с восточной и южной сторон - 2-этажными кирпичными строениями. Посередине западной стены находилась пятая, 6-ярусная башня, которая имела ворота и подъемный мост. Башни (высота 25-27 м) выходят за границы стен, до 1/3 высоты имеют 4-гранное сечение, выше - 8-гранное, накрыты шатрами, прорезаны бойницами и амбразурами. Нижние ярусы башен имеют каменные помещения, верхние перекрывались помостами на деревянных балках. Декоративное решение основано на контрасте красных кирпичных стен и белых оштукатуренных ниш с разнообразными арочными завершениями. Стены богато орнаментированы поребриками, гирьками, нишами, поясками, полуколоннами. Архитектура Мирского замка XVI века имеет черты белорусской поздней готики. В 1580-1590-е годы замок перестроен в стиле ренессанса в княжескую загородную резиденцию. К северным и восточным стенам пристроен 3-этажный дворец, башни приспособлены под жилье и др. Замок был административным центром Мирского графства, здесь находились канцелярия, тюрьма. Дворцово-замковый комплекс конца XVI века в основном сохранился до нашего времени. Обновлен в начале XVIII века. Помещения богато оформлены предметами роскоши, большинство из которых изготовлены на радзивилловских мануфактурах. Замок неоднократно подвергался разрушениям (1655, 1706, 1794, 1812). Реставрация Мирского замка была начата в 1982 году. За это время восстановлены все пять башен, южная галерея и северный корпус, завершаются работы в восточном корпусе. Сейчас для посетителей открыты две башни, где экспонируются мебель времен одного из Святополк-Мирских (начало XX века), открыт зал белорусского искусства XII-XVIII вв., рыцарский зал и несколько залов керамики (всего в замке 70 залов). Концепцией музеефикации Мирского замка предусматривается размещение в пяти отреставрированных залах замка ряда экспозиций, посвященных истории самого замка, относящейся к XVI-XVIII вв., и его владельцев - представителей белорусских родов Ильиничей, Радзивиллов и Святополк-Мирских. |
Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969) - немецкий и американский архитектор. В 1920-х годах один из лидеров функционализма, в 1930-1933 директор "Баухауза". С 1938 в США, где развивал идею совершенной "универсальной формы", создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958). |
Мнесикл - древнегреческий архитектор 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Построил Пропилеи на афинском Акрополе. |
Архитектурный стиль конца XIX - начала XX вв., появившийся благодаря применению новых технико-конструктивных средств. Характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий. |
Модулор - модулёр, модюлор (франц. modulor), система пропорций, предложенная в 1940-х годах французским архитектором Ле Корбюзье и его сотрудниками. Модулор основывается на размерах и пропорциях человеческого тела (исходные величины - условный рост человека, его высота до солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см), на золотом сечении и рядах чисел Фибоначчи. Введение модулора преследовало цели внести в современную архитектуру и художественное конструирование модуль, основанный на измерении человека. Модулор последовательно использован в ряде построек самого Ле Корбюзье и оказал известное влияние на практику мировой архитектуры и особенно дизайна. |
МОДУЛЬ (от лат. modulus - мера), в архитектуре и строительстве исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов здания или размер строительного изделия. Применение модуля придает комплексам, сооружениям и их частям соизмеримость, облегчает унификацию и стандартизацию строительства. |
Модульон - модильон (франц. modillon, от итал. modiglione), архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет лишь декоративную роль. |
Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий. |
Молдинг - переходный декоративный профиль, служащий для заделки стыков декоративных облицовочных плит, панелей и т.п. |
Момине-Хатун - мавзолей в Нахичевани, памятник азербайджанской средневековой архитектуры (1186, архитектор Аджеми). 10-гранный башенный объем; грани украшены куфическими надписями, растительными и геометрическими узорами из глазурованных бирюзовых и неполивных кирпичиков. |
Монокоттура - эмалированные обожжённые плитки с цветной или белой эмалью, сформованные путем прессования. Технология производства монокоттуры, предусматривает лишь одну процедуру обжига, которому подвергаются одновременно и основа, и эмаль. |
монтажный зазор - промежуток между монтируемыми конструкциями. Например, между стеной оконного проема и рамой оконного блока. Заполняется тепло-, гидроизоляционными и т.п. материалами, в дальнейшем подвергается отделке путем выполнения откосов. |
Монферран , Август Августович (Огюст Рикар де Монферран A. R. de Montferrand) (1786-1858), российский архитектор. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Представитель позднего классицизма. Исаакиевский собор (1818-1858), Александровская колонна (1830-1834) - в Санкт-Петербурге. |
Способность материала после насыщения его водой выдерживать определенное количество циклов замораживания - оттаивания без ухудшения свойств ниже установленного предела. |
Московское архитектурное общество , МАО, первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей. Основано в 1867 (первый председатель М. Д. Быковский, в 1906-22 - Ф. О. Шехтель, с 1922 - А. В. Щусев). Занималось научно-теоретическими проблемами архитектуры и строительной техники, не имея определённой творческой программы. Положило начало систематическому изучению древнерусской архитектуры (занималось также охраной и реставрацией архитектурных памятников) и архитектурными конкурсам в России (1868), было инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архитектурную выставку (1872, как отдел Всероссийской политехнической выставки). С 1922 преимущественно организовывало конкурсы, экспертизы, лекции. Упразднено в 1932 в связи с созданием Союза советских архитекторов. Издания: "Записки МАО" (1905-09), "Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30),"Конкурсы МАО. 1923-1926 гг." (1926) и другие. |
1. Инженерное сооружение перекинутое через препятствие (река, овраг, дорога). Состоит из опор и пролетов. Промежуточные опоры называются быками, крайние - устоями. 2. В деревянном зодчестве - перекрытие, пол деревянного рубленного строения. |
Карбонатная горная порода, образующаяся при перекристаллизации известняков. Хорошо полируется. Применяется в качестве облицовочного материала. |
Заполнитель для штукатурных растворов и декоративных бетонов. Состоит из отходов получаемых при разработке мраморных карьеров и изготовлении мраморных изделий. |
Измельченный до порошкообразного состояния белый мрамор. Применяется в качестве добавки к цементу, извести или гипсу при изготовлении декоративных штукатурных растворов. |
Мутул (от лат. mutulus), плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере. Прототипом мутула были, по-видимому, стропила двускатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре. |
Мэйбек (Maybeck) Бернард (1862-1957) - американский архитектор и теоретик искусства. Учился в Париже. Работал в Сан-Франциско и его пригородах. Свободно комбинировал различные материалы, конструкции и исторические мотивы в декоре (Дворец изящных искусств на Международной выставке в Сан-Франциско, 1915). |
Главная |