Архитектурно-строительные термины
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАВЗОЛЕЙ

МАВЗОЛЕЙ (от греческого Mausoleion) монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.

МАДЕРНА

Мадерна (Maderna), Карло (1556-1629) - итальянский архитектор. Представитель барокко. Пышностью декора, развитой пространственной композицией отличаются церковь Санта-Сусанна (1596-1603), центральный неф и фасад собора св. Петра (1607-14) в Риме.

МАЗМАНЯН

Михаил Давидович (1899-1971) - армянский архитектор, заслуженный архитектор Армении (1968). Участвовал в создании генеральных планов Еревана (1955-1970) и др. С соавторами: Дом книги (1935-1940), Шаумянский жилой район (1955-1965) в Ереване.

МАЙ

Май (May) Эрнст (1886-1970) - немецкий архитектор и градостроитель. Представитель рационализма. От принципа "строчной" застройки (поселок Праунхайм и др., близ Франкфурта-на-Майне, 2-я половина 1920-х годов) перешел к более свободным пространственным комплексам (поселки Новая Альтона и Грюнхоф, близ Гамбурга, 1954-1955).

МАЙОЛИКА

Крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К ним относят испанскую и итальянскую керамику XV-XVI веков.

МАКИНТОШ

Макинтош (Mackintosh) Чарлз Ренни (1868-1928) - шотландский архитектор и дизайнер. Один из родоначальников стиля "модерн", оказал влияние на формирование рационализма в европейской архитектуре (Школа искусства в Глазго, 1898-1909). Оформлял интерьеры, конструировал мебель.

МАЛАХИТ

Мелкокристаллический водный карбонат меди, один из красивейших минералов. Характерен широкой гаммой зеленых тонов - от светло-зеленого с голубизной (<бирюзовый>) до черно-зеленого. Используется для облицовки колонн, столешниц, каминов, ваз, торшеров и т. п.

МАНЕЖ

Манеж (от французского manege) прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний.

МАНСАР

Мансар (Mansart) Франсуа (1598-1666) - французский архитектор. Представитель классицизма. Строгие, уравновешенные по композиции дворцы (Мезон-Лаффит, 1642-1651) и церкви

МАНСАРДА

Чердачное помещение, оборудованное для жилых нужд. Названо по фамилии французского архитектора Ф. Мансара (1646-1708). Устройство мансарды дает возможность получить дополнительную полезную площадь в здании.

-------------------

(франц. mansarde), помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, каждый скат крыши которого состоит из двух частей - верхней, пологой, и нижней, крутой. Мансарды дают дополнительную полезную площадь, а мансардные крыши обогащают объём здания. Этот тип конструкции крыши начал широко применять французский архитектор Ф. Мансар, по имени которого мансарда получила своё название. В широком смысле мансарда - любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.

МАНСАРДНОЕ ОКНО

мансардное окно - окно, устанавливаемое в конструкции кровли под заданным углом к горизонтальной плоскости. Створка обычно фиксируется в двух положениях: либо в перевернутом - для удобства при мытье окна, либо в чуть приоткрытом, что позволяет проветривать помещение при сильном ветре, не опасаясь, что окно захлопнется.

МАНТАПАМ

Мантапам (санскр.), в средневековой индийской архитектуре многостолпные зал (павильон), терраса, галерея. Служит местом собраний (паломников и др.), свадебных церемоний, входным портиком; нередко входит в храмовой комплекс.

МАРКА БЕТОНА ПО ПРОЧНОСТИ

Определяется пределом прочности на сжатие образцов размером 150x150x150 мм, изготовленных из рабочего состава и испытанных через 28 суток нормального твердения.

МАРКА КИРПИЧА

Показатель прочности, определяющий нагрузку (в кг) на 1 кв.см, которую может выдержать кирпич. В промышленности выпускается кирпич марок: 75, 100, 125, 150, 200, 250, 300.

МАРКА ЦЕМЕНТА

Показатель прочности изделий из цемента на изгиб и сжатие. Различают марки 200, 300, 400, 500, 550 и 600.

МАРКАРЯН

Оганес Саркисович (1901-1963) - армянский архитектор, заслуженный деятель искусств Армении (1961). Комплекс коньячного завода в Ереване (1952), горсовет, гостиница и жилые дома на площади Кирова в Кировакане (1955-1960).

МАРКЕТРИ

Мозаичные изображения, выполненные путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок фанеры из различных пород древесины. В ряде случаев добавляются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла. Широко используется при изготовлении мебели.

МАРКУ

Марку (Marcu) Дуилиу (1885-1966) - румынский архитектор. Эволюционировал от национальной романтики к неоклассике и функционализму (здание Президиума Совета Министров в Бухаресте, 1937-1952).

МАРМАШЕН

Мармашен , монастырский комплекс в одноименном селе, к северо-западу от г. Ленинакан, памятник средневековой армянской архитектуры (10-13 вв.). Ансамбль состоит из 2 церквей типа купольного зала: большой (10-11 вв.) и средней (11 в.); к югу - малая крестово-купольная церковь (11 в.). К западу - руины гавита (13 в.), круглого храма (11 в.) и усыпальницы.

МАРТИРИЙ

Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

МАСКАРОН

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone - большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи воды), а также на мебели, сосудах.

МАТИЦА

Главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревяных постройках.

МАУЭРЛАТ

Брус, служащий опорой наслонных деревянных стропил и предназначенный для распределения нагрузки, создаваемой крышей сооружения. Располагается на верхнем внутреннем обрезе каменных стен.

МАШИКУЛИ

Машикули - навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, использовались как элемент архитектурного декора.

МАЭКАВА

Маэкава , Кунио (1905-1986) - японский архитектор. Используя национальные традиции, структурные и эстетические возможности монолитного железобетона, добивался скульптурной выразительности (муниципалитет в Хиросаки, 1964).

МЕГАПОЛИС

Очень крупный как по занимаемой площади, так и по численности населения город, образовавшийся за счет присоединения соседних населенных пунктов.

МЕГАРОН

Мегарон (греч. megaron, буквально - большой зал), тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3-2 тысячелетия до н. э.). Мегарон - прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди - столбами. За портиком находился зал с очагом посередине. Такие мегароны (а также мегароны с залом, расчленённым на две или три части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие) найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах. Мегарон послужил прототипом храмов Древней Греции гомеровской эпохи.

МЕДАЛЬОН

Медальон (франц. medaillon, от итальянского medaglione, увеличительное от medaglia - медаль)

Изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др.

МЕЗЕНЦЕВ

Борис Сергеевич (1911-1970) - российский архитектор, заслуженный архитектор России (1969). Высотное здание у Красных Ворот в Москве (1953, с А. Н. Душкиным), Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-1970), здание Совета Министров Узбекистана в Ташкенте (1965-1967, оба с соавторами). Ленинская премия (1972, посмертно), Государственная премия СССР (1949).

МЕЗОНИН

Мезонин - надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Часто мезонин выполняется с балконом.

-------------------

(от итал. mezzanine), надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в 19 в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.

МЕЗОНИННОЕ ОКНО

Мезонинное окно - в больших залах - окно, расположенное над основным рядом окон и предназначенное для лучшего освещения.

МЕЛЕНСКИЙ

Андрей Иванович (1766-1833) - украинский архитектор. Представитель ампира. В 1799-1829 главный архитектор Киева. Проект застройки Подола.

МЕЛЬНИКОВ

Авраам (Абрам) Иванович (1784-1854) - российский архитектор, представитель позднего ампира. Никольская церковь (ныне Музей Арктики) в Ленинграде (1820-1838), собор в Кишиневе (1830-1835), ансамбль полукруглой площади в Одессе (1826-1829). Автор проектов архитектурной части многих скульптурных памятников.

МЕМБРАНА

Покрытие сооружения - пространственная конструкция в виде гибкой провисающей оболочки, закрепленной по верхнему периметру сооружения.

МЕНДЕЛЬЗОН

Мендельзон (Mendelsohn) Эрих (1887-1953) - немецкий архитектор. Сочетал поиски экспрессивных, пластически выразительных форм с функциональностью композиции (Башня Эйнштейна в Потсдаме, 1920-1921).

МЕРГЕЛЬ

Мергель представляет собой известково-глинистую породу, содержащую 35-65% глинистого вещества. Мергель широко используется как сырье для производства портландцемента. Мергель малоустойчив к атмосферным воздействиям.

МЕТАБОЛИЗМ

МЕТАБОЛИЗМ - направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960-х гг. (японские архитекторы Кензо Танге, Кийонори Кикутаке и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости, органического роста как систем расселения, так и архитектурных ансамблей и сооружений, сочетания долговременных структур с недолговечными заменяемыми элементами (проекты "плавающего города", "города-башни", "капсульного дома").

МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА

Металлочерепица представляет собой профилированный оцинкованный стальной лист, с двух сторон покрытый полимерными защитными, декоративными составами. Внешне металлочерепица напоминает традиционную керамическую черепицу.

МЕТИЗЫ

Иизделия различного назначения, изготовленные из стальной проволоки, катанки или ленты (сварочные электроды, сетки, тяжи, крепежные изделия).

МЕТОПЫ

Метопы (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

МЕЧЕТЬ

МЕЧЕТЬ (от арабского масджид - место поклонения) мусульманское культовое сооружение. С VII-VIII вв. развивались типы центрально-купольной (мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной. Позднее сложился тип айванной мечети, с айваннами по осям двора и монументальными порталами на главном фасаде. В обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько молитвенных ниш - михрабов. Обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью.

МИКЕЛОЦЦО ДИ БАРТОЛОММЕО

Микелоццо ди Бартоломмео (Michelozzo di Bartolommeo) (1396-1472) - итальянский архитектор и скульптор. Представитель Раннего Возрождения. Создал классические типы дворца (Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1444-1460) и виллы (ряд вилл близ Флоренции).

МИКСБОРДЕР

Вытянутой формы цветник, включающий набор разнообразных многолетних растений, обеспечивающих непрерывное цветение.

МИНАРЕТ

МИНАРЕТ (от арабского манара, буквально - маяк) башня, с которой муэдзин призывает мусульман к молитве; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Различаются два основных типа: 4-гранные (Северная Африка), круглостволые (Ближний и Средний Восток). Украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.

МИРСКИЙ ЗАМОК

Мирский замок - памятник архитектуры Беларуси XVI-XVIII вв. Построен в начале XVI века в городском поселке Мир (Кареличский район) магнатским родом Ильиничей. С 1568 года принадлежал Радзивиллам, потом Святополк-Мирским. Сначала был каменной крепостью (с внутренним двором, близким в плане к квадрату со стороной около 75 м, обнесенной с западной и северной сторон оборонительными стенами (высота с фундаментом около 13 м, толщина внизу 3 м) с 5-ярусными башнями по углам, а с восточной и южной сторон - 2-этажными кирпичными строениями. Посередине западной стены находилась пятая, 6-ярусная башня, которая имела ворота и подъемный мост. Башни (высота 25-27 м) выходят за границы стен, до 1/3 высоты имеют 4-гранное сечение, выше - 8-гранное, накрыты шатрами, прорезаны бойницами и амбразурами. Нижние ярусы башен имеют каменные помещения, верхние перекрывались помостами на деревянных балках. Декоративное решение основано на контрасте красных кирпичных стен и белых оштукатуренных ниш с разнообразными арочными завершениями. Стены богато орнаментированы поребриками, гирьками, нишами, поясками, полуколоннами. Архитектура Мирского замка XVI века имеет черты белорусской поздней готики. В 1580-1590-е годы замок перестроен в стиле ренессанса в княжескую загородную резиденцию. К северным и восточным стенам пристроен 3-этажный дворец, башни приспособлены под жилье и др. Замок был административным центром Мирского графства, здесь находились канцелярия, тюрьма. Дворцово-замковый комплекс конца XVI века в основном сохранился до нашего времени. Обновлен в начале XVIII века. Помещения богато оформлены предметами роскоши, большинство из которых изготовлены на радзивилловских мануфактурах. Замок неоднократно подвергался разрушениям (1655, 1706, 1794, 1812). Реставрация Мирского замка была начата в 1982 году. За это время восстановлены все пять башен, южная галерея и северный корпус, завершаются работы в восточном корпусе. Сейчас для посетителей открыты две башни, где экспонируются мебель времен одного из Святополк-Мирских (начало XX века), открыт зал белорусского искусства XII-XVIII вв., рыцарский зал и несколько залов керамики (всего в замке 70 залов). Концепцией музеефикации Мирского замка предусматривается размещение в пяти отреставрированных залах замка ряда экспозиций, посвященных истории самого замка, относящейся к XVI-XVIII вв., и его владельцев - представителей белорусских родов Ильиничей, Радзивиллов и Святополк-Мирских.

МИС ВАН ДЕР РОЭ

Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) Людвиг (1886-1969) - немецкий и американский архитектор. В 1920-х годах один из лидеров функционализма, в 1930-1933 директор "Баухауза". С 1938 в США, где развивал идею совершенной "универсальной формы", создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

МНЕСИКЛ

Мнесикл - древнегреческий архитектор 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Построил Пропилеи на афинском Акрополе.

МОДЕРН

Архитектурный стиль конца XIX - начала XX вв., появившийся благодаря применению новых технико-конструктивных средств. Характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий.

МОДУЛОР

Модулор - модулёр, модюлор (франц. modulor), система пропорций, предложенная в 1940-х годах французским архитектором Ле Корбюзье и его сотрудниками. Модулор основывается на размерах и пропорциях человеческого тела (исходные величины - условный рост человека, его высота до солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см), на золотом сечении и рядах чисел Фибоначчи. Введение модулора преследовало цели внести в современную архитектуру и художественное конструирование модуль, основанный на измерении человека. Модулор последовательно использован в ряде построек самого Ле Корбюзье и оказал известное влияние на практику мировой архитектуры и особенно дизайна.

МОДУЛЬ

МОДУЛЬ (от лат. modulus - мера), в архитектуре и строительстве исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов здания или размер строительного изделия. Применение модуля придает комплексам, сооружениям и их частям соизмеримость, облегчает унификацию и стандартизацию строительства.

МОДУЛЬОН

Модульон - модильон (франц. modillon, от итал. modiglione), архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет лишь декоративную роль.

МОЗАИКА

Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий.

МОЛДИНГ

Молдинг - переходный декоративный профиль, служащий для заделки стыков декоративных облицовочных плит, панелей и т.п.

МОМИНЕ-ХАТУН

Момине-Хатун - мавзолей в Нахичевани, памятник азербайджанской средневековой архитектуры (1186, архитектор Аджеми). 10-гранный башенный объем; грани украшены куфическими надписями, растительными и геометрическими узорами из глазурованных бирюзовых и неполивных кирпичиков.

МОНОКОТТУРА

Монокоттура - эмалированные обожжённые плитки с цветной или белой эмалью, сформованные путем прессования. Технология производства монокоттуры, предусматривает лишь одну процедуру обжига, которому подвергаются одновременно и основа, и эмаль.

МОНТАЖНЫЙ ЗАЗОР

монтажный зазор - промежуток между монтируемыми конструкциями. Например, между стеной оконного проема и рамой оконного блока. Заполняется тепло-, гидроизоляционными и т.п. материалами, в дальнейшем подвергается отделке путем выполнения откосов.

МОНФЕРРАН

Монферран , Август Августович (Огюст Рикар де Монферран A. R. de Montferrand) (1786-1858), российский архитектор. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Представитель позднего классицизма. Исаакиевский собор (1818-1858), Александровская колонна (1830-1834) - в Санкт-Петербурге.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ

Способность материала после насыщения его водой выдерживать определенное количество циклов замораживания - оттаивания без ухудшения свойств ниже установленного предела.

МОСКОВСКОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБЩЕСТВО

Московское архитектурное общество , МАО, первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей. Основано в 1867 (первый председатель М. Д. Быковский, в 1906-22 - Ф. О. Шехтель, с 1922 - А. В. Щусев). Занималось научно-теоретическими проблемами архитектуры и строительной техники, не имея определённой творческой программы. Положило начало систематическому изучению древнерусской архитектуры (занималось также охраной и реставрацией архитектурных памятников) и архитектурными конкурсам в России (1868), было инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архитектурную выставку (1872, как отдел Всероссийской политехнической выставки). С 1922 преимущественно организовывало конкурсы, экспертизы, лекции. Упразднено в 1932 в связи с созданием Союза советских архитекторов. Издания: "Записки МАО" (1905-09), "Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30),"Конкурсы МАО. 1923-1926 гг." (1926) и другие.

МОСТ

1. Инженерное сооружение перекинутое через препятствие (река, овраг, дорога). Состоит из опор и пролетов. Промежуточные опоры называются быками, крайние - устоями. 2. В деревянном зодчестве - перекрытие, пол деревянного рубленного строения.

МРАМОР

Карбонатная горная порода, образующаяся при перекристаллизации известняков. Хорошо полируется. Применяется в качестве облицовочного материала.

МРАМОРНАЯ КРОШКА

Заполнитель для штукатурных растворов и декоративных бетонов. Состоит из отходов получаемых при разработке мраморных карьеров и изготовлении мраморных изделий.

МРАМОРНАЯ ПУДРА

Измельченный до порошкообразного состояния белый мрамор. Применяется в качестве добавки к цементу, извести или гипсу при изготовлении декоративных штукатурных растворов.

МУТУЛ

Мутул (от лат. mutulus), плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере. Прототипом мутула были, по-видимому, стропила двускатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.

МЭЙБЕК

Мэйбек (Maybeck) Бернард (1862-1957) - американский архитектор и теоретик искусства. Учился в Париже. Работал в Сан-Франциско и его пригородах. Свободно комбинировал различные материалы, конструкции и исторические мотивы в декоре (Дворец изящных искусств на Международной выставке в Сан-Франциско, 1915).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная