Статьи на букву "Л"
Бревна, брусья или металлические балки, расположенные горизонтально и являющиеся опорой для полов здания или помостов. |
Растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях. Могут содержать пластификатор, отвердитель и другие добавки, улучшающие качество покрытия. |
Украшающая верхнюю часть оконного или дверного проема поперечная драпировка из плотной тяжелой ткани с воланами, складками, кистями. Резное деревянное украшение того же назначения. |
Слоистый пластик на основе ПВХ-смолы. Наносится на поверхность ДСП под давлением, имитирует текстуру природного камня (мрамор, гранит, габбро и т.д.), древесных пород (бук, дуб, груша, орех, красное и чёрное дерево и др.). Отличается повышенной температуростойкостью, малой истираемостью. |
Ламинирование - облицовка поверхности плиты декоративной бумагой (пленкой), пропитанной смолами, методом горячего прессования, при котором волокна плиты и бумаги проникают друг в друга. |
Участок поверхности земли, в пределах которого все природные компоненты находятся во взаимосвязанном единстве. |
Вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа. ------------------- архитектура открытых пространств; отрасль градостроительства, целью которой является наиболее благоприятная функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека, целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана, решение эстетических задач социальной экологии. |
Лантерна (итал. lanterna - "фонарь"). Небольшая башенка на верхушке купола, проёмы которой являются источником верхнего света. |
лапа, рубка "в лапу" - один из способов рубки углов бревенчатых строений. Рубка "в лапу" или "без остатка" характерна тем, что торцы соединяемых в углах бревен (брусьев) не выходят за наружную плоскость стены. По сравнению с рубкой "в оболо" - менее эффективна с точки зрения теплосбережения. -----------------------------------
Один из способов рубки углов бревенчатых строений. Рубка ""в лапу"" или ""без остатка"" характерна тем, что торцы соединяемых в углах бревен (брусьев) не выходят за наружную плоскость стены. По сравнению с рубкой <в оболо> менее эффективна с точки зрения теплосбережения. -----------------------------------
Один из способов рубки углов бревенчатых строений. Рубка "в лапу" или "без остатка" характерна тем, что торцы соединяемых в углах бревен (брусьев) не выходят за наружную плоскость стены. По сравнению с рубкой <в оболо> менее эффективна с точки зрения теплосбережения. |
Лежачее окно - горизонтально вытянутое окно, у которого ширина больше высоты. |
Лемех - продолговатые, иногда слегка изогнутые, деревянные дощечки, по форме обычно напоминающие лопатку или плоскую уступчатую пирамидку. Лемех применялся в русском деревянном зодчестве для покрытия преимущественно глав, а также барабанов, шатров и др. частей здания. Игра светотени на лемехе придаёт покрытиям нарядный, живописный облик. |
ленточное остекление - остекление, состоящее из нескольких отдельных оконных блоков, выстроенных в горизонтальном направлении и соединенных между собой. |
ЛЕПНИНА - рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона, штукатурки, папье-маше или др. материалов. |
Конструктивный элемент, соединяющий этажи здания. Состоит из наклонных маршей, этажных (на одной отметке с этажом) и промежуточных (междуэтажных) лестничных площадок. По конфигурации лестницы разделяются на прямые, ломаные, криволинейные, винтовые. |
Лестничная клетка - вертикальный проем в перекрытиях здания, предназначенный для монтажа лестничных маршей. |
Лестничный пролет - пространство, ограниченное лестничными площадками. |
Лесха - в древнегреческой архитектуре - здание для собраний, собеседований, "клуб". |
лещадь , лещадная плита - тонкие каменные плиты, применяющиеся для верхнего настила пола. |
Тонкие каменные плиты, применяющиеся для верхнего настила пола. |
Лизена (нем. Lisene, итал. lesena), плоский вертикальный выступ на стене здания. |
Рулонный полимерный материал для покрытия полов. Первоначально изготавливался на джутовой основе из растительных масел и пробковой муки (глифталевый линолеум). В настоящее время выпускают линолеумы на основе синтетических смол. |
Разрешение, которое выдают уполномоченные компетентные органы на ведение изыскательских, проектных, строительно-монтажных и тому подобных работ. |
В деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы. |
Лоджия - часть здания, открытая с одной или нескольких сторон (балкон или вход, углубленные в стену). ------------------- (итал. loggia, от древневерхненем. laubja - беседка), помещение, входящее обычно в общий объём здания и огражденное от внешнего пространства аркадой, колоннадой, парапетом или решёткой. Лоджия служит крытым балконом или входом и пластически обогащает фасад здания. Лоджией называют также отдельное здание типа галереи, открытое с одной или нескольких сторон (например, Лоджия деи Ланци во Флоренции, около 1376-80). |
Ложная готика (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. Предромантический декоративный характер носила в 18 - нач. 19 вв. (постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические, так и русские средневековые мотивы); неоготика 19 в. применяла готические конструкции. |
Лоз (Лоос) (Loos), Адольф (1870-1933) - австрийский архитектор. С конца 19 века выступал против стиля "модерн", строил рационалистические, подчеркнуто аскетичные по формам сооружения (дом Штайнера в Вене, 1910). |
Ломбардо (Lombardo), Пьетро (около 1435-1515) - архитектор и скульптор, представитель Раннего Возрождения в Венеции. Праздничная легкость, изящество, пластическое богатство, мраморная полихромия отличают церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481-1489), отделку дворца Вендрамин-Калерджи (1504-1509). |
Ломбардская школа - художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабо выраженным поперечным нефом - трансептом и подземным помещением - криптой, а также отдельно стоящей колокольней - кампанилой. Расцветает искусство резьбы по камню. Постройки школы эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием декоративных вставок, подчеркивающих гладь стены; получают новаторские по построению внутреннего пространства архитектурные композиции, особенно в творчестве Браманте. Живопись треченто и раннего кватроченто в Ломбардии отмечена хрупким изяществом форм, поэтичностью; развивалась в русле интернациональной готики. Значительную роль в развитии ломбардской живописи сыграл Пизанелло. |
Лондонская штора - штора из мягкой ткани, основание которой в поднятом положении образует свободную гирлянду. |
Лопатка (лизена) (нем. Lisene), в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания. |
Лувр (Louvre) в Париже, памятник архитектуры и музей, одна из архитектурных доминант исторического центра города. Первоначально - королевский дворец на месте замка III-IV вв. (1546-XIX в., архитекторы П. Леско, Л. Лево, К. Перро и др.; скульптурный декор Ж. Гужона, оформление интерьеров Ш. Лебрена и др.). С 1791 г. художественный музей. В основе коллекции - королевские собрания, коллекции монастырей и частных лиц. Богатейшие собрания восточных древностей, древнеегипетского, античного, западноевропейского искусства (особенно французской школы). Среди шедевров - древне-аккадская "Стела царя Нарамсина", древнеегипетская статуя писца Каи, древнегреческие статуи "Нике Самофракийская" и "Венера Милосская", произведения Микеладжело, так называемая Джоконда Леонардо да Винчи, произведения Джорджоне, Яна ван Эйка, П. П. Рубенса, Рембрандта, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. Л. Давида и др. |
Люверс - круглое отверстие в парусе, парусиновом тенте, чехле, шторе и т.п., служащее для пропуска снастей. Для предохранения от разрыва люверс обметывается ниткой. |
Люкарна - чердачное окно. ------------------- (франц. lucarne, от латинского lux - свет), оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии. Люкарны, также имеющие декоративное значение, снаружи обычно украшены наличниками, лепными обрамлениями и тому подобное. |
Люминофор - вещество, излучающее свет при воздействии на него электромагнитного излучения. Используется в лампах дневного света, электронно-лучевых трубках и т.п. |
Люнет - ограниченный горизонтально снизу арочный проем в своде или стене. ------------------- Люнет (люнетта) (франц. lunette, букв. - лунка), арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты украшают росписью и скульптурой. 2. Открытое с тыла укрепление, состоявшее обычно из 1-2 фронтальных валов (фасов) с рвом впереди и боковых валов. Применялось до нач. 20 в. |
Люрса (Lurcat), Андре (1894-1970) - французский архитектор и градостроитель. Проекты частных домов середины 1920-х отражают увлечение функционализмом А. Лооса (проект виллы "Лазурный берег", 1917). В 1934-1936 путешествовал по СССР. В послевоенных проектах намечается тенденция к монументальности и четкому структурному выделению пространственных единиц (Дворец спорта, Сен-Дени, 1962). |
Тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска. |
Лютиенс (Lutyens), Эдвин (1869-1944) - английский архитектор. Строил, главным образом, особняки и небольшие виллы в стиле, близком палладианству (особняк "Нэшдом", 1905). Работал в Индии ("Дворец вице-короля" в Нью-Дели,1923-1931). |
Главная |