Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВТ")
АБАК - абака (греч. abax, abakion, лат. abacus - доска, счётная доска), - 1) верхняя плита капители колонны (см. рис.), полу колонны, пилястры, непосредственно воспринимающая нагрузку от балочного перекрытия (антаблемента). 2) Счётная доска (прообраз счётов), применявшаяся до 18 в. в Зап. Европе для арифметич. вычислений. |
АБЕРРАЦИИ ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ (от лат. aberratio - уклонение) - искажения изображений, получаемых в оптич. системах (линзах, фотообъективах, микрообъективах и т. д.). Различают геом. и хроматич. А. о. с. Геометрические А. о. с. - искажения изображений, возникающие вследствие использования широких пучков света (сферическая аберрация, кома) или пучков света, падающих наклонно к гл. оптич. оси системы (астигматизм, дисторсия, кривизна поля изображения). Геом. аберрации характеризуют несовершенство оптич. системы в монохроматич. свете. Хроматическая аберрация - искажения изображений, вызываемые использованием немонохроматич. (напр., белого) света. Она обусловлена дисперсией света в линзах и др. элементах оптич. системы и проявляется в образовании цветной каймы у изображения. |
АБЕРРАЦИЯ - в астрономии - видимое смещение светила на небесной сфере в направлении движения наблюдателя. Угол смещения а определяется по ф-ле: tg а = vc-1* sinф, где v - скорость наблюдателя относительно светила, с - скорость света, ф - угол между вектором скорости наблюдателя и направлением на светило. |
АБЛЯЦИЯ (позднелат. ablatio - отнятие, устранение, от лат. aufero уношу) - унос массы с поверхности твёрдого тела потоком горячего газа в результате оплавления, испарения, разложения и хим. эрозии материала. На А. основано абляционное (аблятивное) охлаждение КА и головных частей РН, подвергающихся аэродинамич. нагреванию при входе в атмосферу, а также стенок камер РД, нагреваемых продуктами сгорания. Охлаждаемая конструкция предохраняется от контакта с атмосферой (или продуктами сгорания) слоем абляц. материала, к-рый воспринимает поступающую теплоту. Из существующих абляц. материалов в космич. технике наибольшее применение получили обугливающиеся пластмассы на основе фенольных, кремнийорганич. и др. синтетич. смол, содержащие в качестве наполнителей углерод (в т. ч. графит), диоксид кремния (кремнезём, кварц), найлон и др. |
АБОНЕМЕНТНЫЙ ЯЩИК (от франц. abonner - абонировать, подписываться на что-л.) - ящик (ячейка) спец. шкафа, устанавливаемого на пр-тии почтовой связи, абонируемый на определ. срок адресатом для получения поступающих на его имя почтовых отправлений. |
АБОНЕНТСКАЯ ЛИНИЯ [от франц. abonner. первонач. значение - о(т)граничивать] - возд., кабельная или волоконно-оптич. линия связи, соединяющая оконечное абонентское устройство (телегр. или телеф. аппарат) с телегр. или телеф. станцией. |
АБОНЕНТСКОЕ ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЕ - электрич. связь между абонентами (пр-тиями, учреждениями) путём непосредств. двустороннего обмена телегр. сообщениями. Связь между абонентами осуществляется через станцию А. т. ручной (АТР) или автоматич. (АТА) системы. У каждого абонента устанавливают рулонный телегр. стартстопный аппарат с автоответчиком н вызывной прибор, к-рые соединены со станцией двухпроводной линией. А. т. значительно сокращает время переговоров по сравнению со временем прохождения обычных телеграмм. |
АБРАЗИВНАЯ ОБРАБОТКА - обработка материалов резанием абразивными зёрнами. Осн. назначение А. о. - обеспечение повыш. точности и качества поверхности; А. о. может применяться для червовой обдирки поверхностей, резки, съёма больших припусков. К А. о. относятся шлифование, хонингование, суперфиниширование, доводка, притирка и др. |
АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - абразивы (франц. abrasif - шлифовальный, от лат. abrasio - соскабливание), - твёрдые порошкообразные в-ва (природные и искусств.), применяемые для механич. обработки металлов, сплавов, горных пород, стекла, драгоц. камней и т. п. Естеств. А. м. - алмаз, корунд, гранат, кварц(кремень) и др.; искусственные - электрокорунд, карборунд, алмаз синтетический, карбид бора н др. Применяются, напр., для изготовления абразивного реж. инструмента, произ-ва высокоогнеупорных изделий. |
АБРАЗИВЫ - см. Абразивные материалы. |
АБРИС (нем. Abriss, от abreissen - чертить) - 1) очертание предмета. 2) Схематич. чертёж участка местности, составленный при съёмке и служащий для последующего составления точного плана. |
АБСИДА - то же, что апсида. |
АБСОЛЮТНАЯ ВЕЛИЧИНА (модуль) действительного числа а - неотрицат. число (обозначается |а|), определяемое так: если а >= 0, то |а|=а, если а < 0. то |а| = - а. Напр., |3| = 3. |-5| = = - ( - 5) =5. |0| = 0. А. в. (модуль) комплексного числа г = х + iy (х и у - действит. числа) - число + корень из x2 + у2. |
АБСОЛЮТНАЯ ТЕМПЕРАТУРА - см. в ст. Термодинамическая температура. |
АБСОЛЮТНО ЧЁРНОЕ ТЕЛО - физ. тело, к-рое при любой темп-ре полностью поглощает всё падающее на него электромагнитное излучение независимо от длины волны (см. рис.). Поглощения коэффициент А. ч. т. при любой темп-ре равен 1. Тепловое излучение А. ч. т. определяется только его термодинамической температурой и не зависит от материала тела (см. Планка закон, Стефана - Болъцмана закон). См. также Серое тело. Пример абсолютно чёрного тела - замкнутый; сосуд с малым отверстием. Свет, попавший в полость через отверстие, многократно отражается от стенок сосуда и полностью поглощается |
АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - начало отсчёта термодинамической температуры; расположен на 273,16 К ниже тройной точки воды. При А. н. прекращается поступат. и вращат. движение атомов и молекул, но они находятся не в покое, а в состоянии т. н. "нулевых" колебаний (см. Нулевая энергия). Согласно третьему началу термодинамики, А. н. недостижим. |
АБСОРБЕР - осн. аппарат установки, в к-рой осуществляют абсорбцию. |
АБСОРБЦИОННЫЙ СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - физ. метод определения количеств. и качеств, элементного и мол. состава веществ, а также их структуры по спектрам поглощения ими света. См. также Спектральный анализ. |
АБСОРБЦИЯ (лат. absorptio, от absorbeo - поглощаю) - 1) поглощение (.сорбция) веществ из смеси газов жидкостью. В отличие от адсорбции А. происходит во всём объёме поглотителя (а б с о р б е н т а). А. применяют в разл. отраслях хим. пром-сти, в системах жизнеобеспечения космич. кораблей и др. См. рис. Схема аппарата для абсорбции, в котором примеси улавливаются жидкостью, распылённой форсункой: 1 - приёмный патрубок; 2 - форсунка; 3 - трубопровод промывающей жидкости; 4 - патрубок чистого газа; 5 - камера чистого газа; 6 - перегородка, делящая ёмкость на две камеры; 7 - дренажная трубка; 8 - гидронасос; 9 - гидрозатвор; 10 - сетчатое или сетчато-набивное продолжение диффузора; 11 - газоход отсоса из камеры деаэрации; 12 - диффузор; 13 камера смешения; 14 - приёмная камера 2) Поглощение электромагн. излучения или звука при прохождении через в-во (см. Поглощение света, Поглощение звука). |
АБС-ПЛАСТИК - сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола. Плотн. 1050 - 1080 кг/м3; размягчается при 90 - 105 °С. Конструкц. материал в машино- и приборостроении, наполнитель для поливинилхлорида и поликарбонатов, улучшающий их ударную прочность и технологич. св-ва. |
АБСЦИССА (от лат. abscissus - отрезанный) - одна из декартовых координат точки, обычно первая, обозначаемая буквой х. |
АВАНКАМЕРА - то же, что предкамера. |
АВАНПОРТ (франц. avant-port, от avant - перёд, передняя часть и port - порт, гавань) - 1) внеш., передовая часть порта, приспособленная для якорной стоянки, погрузки и разгрузки судов. Обычно А. располагают за естеств. укрытиями (мыс, коса); при их отсутствии сооружают молы, волноломы и др. искусств. укрытия. 2) Один из двух парных портов, гл. из к-рых располагается на реке, на нек-ром расстоянии от устья, а А. - ближе к морю (напр., порт Тилбери - А. по отношению к Лондонскому порту). |
"АВИА" (Avia) - назв. грузовых автомобилей, выпускаемых по лицензии франц. фирмы "Савием" (Saviem) одноимённым автозаводом с 1968 в Праге (ЧССР). В 1986 изготовлялись три серии грузовых автомобилей разл. назначения. Полная масса 4 - 6 т, грузоподъёмность 1,8 - 3,1 т, мощность дизелей 53 61 кВт. См. рис. Грузовой автомобиль "Авиа" |
АВИА... (от лат. avis - птица) - составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову "авиационный" (напр., авиалиния, авиамоделизм). |
АВИАЛИНИЯ - воздушная линия, - уста-новл. маршрут регулярных полётов пасс. и грузовых ЛА между определ. пунктами. Различают А. меж-дунар. и внутренние (в т. ч. магистральные и местные). Полёты выполняются по трассам (коридорам), обеспеченным аэродромами, средствами радионавигации, контроля и управления возд. движением. |
АВИАЛЬ (сокр. от авиационный алюминий) - сплав на основе алюминия, содержащий 0,45 - 0,9% магния, 0.5 - 1,2% кремния, 0,2 - 0,6% меди, 0,15 - 0,35% марганца или хрома. Обладает высокой пластичностью и удовлетворит. корроз. стойкостью в атм. условиях. Для упрочнения А. подвергают закалке и искусств. старению. Применяют для про-нз-ва сложных по форме прессов, и штампов, деталей (лопастей винтов вертолётов, элементов строит. конструкций и др.). |
АВИАМОДЕЛИЗМ - конструирование, постройка и запуск моделей ЛА в спортивных целях. Спортивный А. - один из наиболее массовых технич. видов спорта. Осн. классы спортивных моделей: свободно-летающие (безмоторные, резиномоторные, с поршневыми или реактивными двигателями); кордовые - управляемые спортсменом через корд (тонкие стальные нити или тросы); радиоуправляемые; летающие модели, копии ЛА. Рекорды по А. регистрируются Междунар. авиац. федерацией (ФАИ). Практич. руководство авиамод. спортом в СССР осуществляют Центральный спортивно-технич. клуб А. ДОСААФ и Федерация авиамод. спорта СССР. |
АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель для приведения в движение ЛА, совершающих полёты в околоземном возд. пространстве. Осн. типы А. д. - турбовинтовые двигатели и воздушно-реактивные двигатели (гл. обр. турбореактивные двигатели), работающие на т. н. реактивном топливе, и поршневые бензиновые двигатели с возд. или жидкостным охлаждением. На мн. экспериментальных самолётах с небольшой продолжительностью полёта применялись жидкостные ракетные двигатели. Наиболее важные показатели совершенства А. д. уд. вес (отношение веса двигателя к его взлётной тяге или мощности) и уд. расход топлива на крейсерском режиме полёта (отношение часового расхода топлива к крейсерской тяге или мощности). |
АВИАЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis - птица) - летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном возд. пространстве. В А. применяют самолёты, вертолёты, планеры и др. ЛА, использующие динамич. принцип создания подъёмной силы. Основой развития технич. средств А. является ряд науч. дисциплин: аэродинамика, газовая динамика, теория двигателей и др., основой применения их - самолётовождение. Различают А. гражданскую (трансп., санитарную, с.-х. и др.) и военную (военно-возд. силы - ВВС, морскую, армейскую, войск ПВО). Для обеспечения регулярного грузопасс. движения гражд. А. располагает парком ЛА для магистральных и местных авиалиний; аэродромами и аэропортами, службами управления, наземными и бортовыми радиотехнич., метеорологич., светотехнич. и др. средствами обеспечения полётов. На вооружении воен. А. находятся: бомбардировщики, истребители, истребители-бомбардировщики (штурмовики), разведыват. ЛЛ (пилотируемые и беспилотные), военно-трансп. самолёты, многоцелевые вертолёты и др. ЛА. |
АВИЕТКА (франц. aviette) - устар. назв. лёгкого самолёта. |
АВИЗЕНТ - тяжёлая хл.-бум. технич. ткань для оснащения парашютов. |
АВОГАДРО ЗАКОН [по имени итал. физика и химика А. Авогадро (A. Avogadro; 1776 - 1856)] - один из осн. газовых законов, согласно к-рому в равных объёмах разл. идеальных газов при одинаковых темп-ре и давлении содержится одинаковое число молекул. Эквивалентная формулировка: при одинаковых давлении и темп-ре одинаковые кол-ва вещества разл. идеальных газов занимают один и тот же объём. При давлении 101 325 Па (760 мм рт. ст.) и темп-ре О оС (273,15 К) молярный объём идеального газа Vm = (22,414 10 ± 0,000 19)*10-3 м3/моль. |
АВОГАДРО ПОСТОЯННАЯ - физ. величина NA, равная отношению числа молекул к количеству вещества: NА= (6,022 1367 ± 0,000 0036)*1023 моль-1. Числовое значение А. п. (в СИ) наз. Авогадро числом. |
АВТО... (от греч. autos - сам) - составная часть сложных слов, соответствующая по смыслу частям слова или словам: 1) "автоматический" (напр., автоблокировка, автопилот), "самодвижущийся" (напр., автоперегрузчик, автопогрузчик); 2) "автомобиль", "автомобильный" (напр., автовокзал, автодром). |
АВТОБЛОКИРОВКА - автоматич. изменение режима работы машины, прибора, системы (вплоть до полной остановки), вызванное внезапным нарушением норм, условий их функционирования; совокупность технич. средств, автоматически осуществляющих такое изменение режима. А. применяется на пром. пр-тиях и на транспорте для защиты рабочих и оборудования при возникновении аварийных ситуаций или неправильных действиях обслуживающего персонала, для предотвращения выпуска брака при разладке или поломке технологии, машин, для обеспечения безопасности движения (см., напр., Автоблокировка железнодорожная) и др. |
АВТОБЛОКИРОВКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ - путевая блокировка, при к-рой межстанционный перегон делится на ряд блок-участков; каждый из блок-участков ограждается путевым светофором, к-рый автоматически закрывается при занятии поездом блок-участка и открывается при его освобождении. Каждый проходной светофор является предупредительным по отношению к след. светофору. В качестве датчика занятости блок-участка поездом обычно используется рельсовая цепь. Существует также А. ж. со счётчиками осей подвижных единиц. В таких системах в начале и конце блок-участков устанавливаются устройства, воспринимающие и запоминающие прохождение каждой оси. При одинаковом числе вошедших на блок-участок и вышедших с него осей фиксируется свободность блок-участка, при различном числе осей - занятость. |
АВТОБУС [франц. autobus, от auto(mobile) - автомобиль и лат. (omni)bus - для всех] - пасс. автонобиль с кузовом гл. обо. вагонного типа, предназ-нач. для перевозки 9 и более чел., считая и водителя. Скорость А. 60 - 100 км/ч. В СССР принят типовой ряд габаритных размеров А. (по длине): до 5 м - особо малые (напр., РАФ-2203); 6 - 7,5 м - малые (напр., ПАЗ-3201); 8 - 9,5 м - средние (напр., ЛАЗ-4202); 10.5 - 12 м - большие (напр., ЛиАЗ-677М); св. 16,5 м - особо большие (сочленённые А. и автобусные поезда). |
АВТОВАКУУМНАЯ СВАРКА - см. в ст. Диффузионная сварка. |
АВТОВЕДЁНИЕ ПОЕЗДОВ - система автоматич. управления движением поездов, осуществляющая с заданной точностью выполнение графика движения при компенсируемых возмущающих воздействиях, минимизацию расхода энергии (топлива) на тягу под контролем систем обеспечения безопасности движения. Различают автономные и централиэов. системы А. п. Автономная система (наз. иногда автомашинистом) обеспечивает автоматич. управление временем хода поезда по перегону, длительностью стоянки, прицельным торможением отд. поезда по заранее заданной программе. Централизов. система А. п. содержит 2 функцией, контура управления. верх. контур определяет рассогласование между плановым и исполненным графиком движения всех поездов на направлении (линии), контролируемом системой, вырабатывает требуемое время хода и длительность стоянок. Ниж. контур реализует заданное верх. контуром время хода, длительность стоянок, прицельное торможение. При некомпенсируемых возмущающих воздействиях верх. контур пересчитывает (корректирует) плановый график движения. |
АВТОВОКЗАЛ - комплекс сооружений для обслуживания пассажиров и автобусных бригад на конечных и узловых пунктах междугор. автобусных линий. В здании А. размещаются пасс. залы, кассы, диспетчерская, камеры хранения багажа и др. помещения; на территории - перроны для посадки и высадки пассажиров. А. оборудуют средствами автоматич. сигнализации, радиосвязью и телевиз. устройствами для управления движением автобусов. А. иногда совмещают с ж.-д. или реч. вокзалом в объединённом вокзале. |
АВТОГАЗОВЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - то же, что газогенсрирующий выключатель. |
АВТОГЕННАЯ РЕЗКА (устар.) - то же, что кислородная резка. |
АВТОГЕННАЯ СВАРКА (устар.) - то же, что газовая сварка. |
АВТОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ - в металлургии - способы переработки рудного сульфидного сырья, при к-рых плавка шихты ведётся за счёт теплоты, выделяющейся в результате окисления сульфидов при продувке воздухом, обогащённым кислородом. Примеры А. п.: кивцэтная плавка, кислородно-факельная плавка, плавка в жидкой ванне. |
АВТОГРЕЙДЕР (от авто... и грейдер) - самоходная дорожно-строит. машина. Осн. рабочий орган А, - полноповоротный отвал криволинейного профиля с механич. или гидравлич. управлением и приводом от двигателя. А. имеет вспомогат. орган - к и р к о в щ и к для разрушения дорожных одежд и покрытий, а также сменное оборудование бульдозера, снегоочистителя и др. машин. См. рис. Автогрейдер |
АВТОДИСПЕТЧЕР - автоматизированная система управления объектом (машиной, технологич. комплексом, процессом, трансп. средством), обеспечивающая оптим. режим его работы. Задачи А. - сбор и обработка информации о параметрах управляемого объекта, выработка решений, направленных на их оптимизацию, формирование и выдача команд для реализации этих решений. В простейшем случае ф-ции А. ограничиваются сбором и переработкой информации, необходимой для оперативной работы диспетчера. Напр., ж.-д. А. составляет график движения поездов с учётом сложившейся на ж. д. обстановки и выдаёт соответствующие рекомендации (команды) машинистам и на диспетчерский пункт. |
АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ - мост, предназнач. для движения безрельсовых трансп. средств и пешеходов. К А. м. в городах часто относят также мосты, пропускающие трамвай. Ширина проезжей части А. м. назначается с учётом местных условий и интенсивности движения. |
АВТОДРЕЗИНА - дрезина с автомоб. двигателем. |
АВТОДРОМ (от авто... и греч. dromos - бег, место для бега) территория, оборудованная для автоспорта, соревнований и обучения водителей. |
АВТОЖЕКТОР (от авто... и лат. jacio - бросаю, выбрасываю) - назв. первого аппарата искусств. кровообращения (СССР, 1925). См. "Искусственное сердце - лёгкие" аппарат. |
АВТОЖИР (франц. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - круг, вращение) - винтокрылый ЛА, у к-рого подъёмная сила создаётся несущим винтом, свободно вращающимся в горизонтальной плоскости под действием набегающего потока воздуха, а поступат. движение, как на самолёте, обеспечивается тянущим винтом при помощи авиац. двигателя. После создания вертолётов работы над А. были прекращены. |
АВТОКАР (англ. autocar, от греч. autos - сам и англ. саr - тележка) - безрельсовая самоходная тележка с приводом от двигателя внутр. сгорания и низко располож. грузовой платформой. Применяется гл. обр. как средство внутризаводского транспорта, для механизации погрузочно-разгрузонных работ на ж. д., в портах, на складах и др. А. нередко оборудуют подъёмными платформами, грузоподъёмными кранами и пр. |
АВТОКЛАВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы и изделия автоклавного твердения, строит. материалы и изделия, получаемые на основе силикатных вяжущих (известково-кремне-зёмистых, цементных и их смесей) и твердеющие при повыш. темп-ре и давлении. В процессе изготовления A.M. подвергаются термовлажностной обработке ("запариванию") в автоклавах при 175 - 200 оС насыщ. водяным паром под давлением 0,9 - 1,6 МПа в течение 8 - 16 ч. В результате физ.-хим. взаимодействия компонентов (извести, песка и воды) образуются гидросиликаты кальция, обусловливающие твердение и водостойкость материала. См. также Силикатный бетон. |
АВТОКОД - язык программирования, ориентированный на конкретную ЭВМ. При программировании позволяет использовать все возможности машинного языка, но программа записывается в терминах мнемонич. обозначений машинных операций и их операндов, а также операций, выполняемых ассемблером. А. обычно используется для создания операц. систем, трансляторов и прикладных программ, предъявляющих повыш. требования к эффективному использованию возможностей ЭВМ. |
АВТОКОЛЕБАНИЯ - незатухающие колебания, к-рые осуществляются в неконсервативной системе при отсутствии перем. внеш. воздействия, причём амплитуда и период этих колебаний определяются св-вами самой системы. Система, в к-рой возникают незатухающие колебания, наз, автоколебательной. Энергия А. поддерживается за счёт регулируемого (самой автоколебат. системой) поступления энергии от спец. источника, содержащегося в этой системе. Примерами А. могут служить колебания маятника часов, струн в смычковых и столбов воздуха в духовых муз. инструментах, электрич. колебания в генераторах электрических колебаний. |
АВТОКОЛЛИМАТОР (от авто... и collimo, вместо правильного лат. collineo - направляю прямо) - оптич. прибор для точных измерений малых углов (см. рис.). А. применяется также для створных измерений при контроле прямолинейности и плоскостности направляющих большого протяжения (до 30 м) и точной установке технологич. оборудования. Автоколлиматор |
АВТОКРАН - см. Автомобильный кран. |
АВТОЛИТОГРАФИЯ - см. в ст. Литографская печать. |
АВТОЛЫ [от авто... и лат. ol(eum) - масло] - устар. назв. моторных масел для карбюраторных двигателей. |
АВТОМАГИСТРАЛЬ - автострада, - автомоб. дорога, обычно большой протяжённости и высокой пропускной способности, с разделит. полосой для разобщения встречных трансп. потоков, не имеющая пересечений в одном уровне с др. путями. Предназначается для массового скоростного движения автотранспорта. |
АВТОМАТ (от греч. automates - самодействующий) - 1) устройство (совокупность устройств), выполняющее по заданной программе без непосредств. участия человека все операции в процессах получения, преобразования, передачи и использования (распределения) энергии, материалов или информации. Программа А. задаётся в его конструкции (часы, торговый автомат) или извне посредством перфокарт, магн. лент и т. п. (ЭВМ, станок с ЧПУ), копиров. или моделирующими устройствами (АВМ, следящая система, интерполятор). 2) А. в кибернетике - матем. модель реально существующих или принципиально возможных технич. систем для переработки дискретной информации . ----------------------------------- ручное индивидуальное автоматич. огнестр. оружие для поражения живой силы противника в ближнем бою, способное создавать большую плотность огня. Проектируется под патрон, промежуточный между винтовочным и пистолетным. В А. часть энергии или сила отдачи пороховых газов при выстреле используется для перезаряжания и произ-ва очередного выстрела. Огонь из А. можно вести короткими и длинными очередями и одиночными выстрелами. Боевая скорострельность до 100 выстрелов в 1 мин. Для стрельбы применяют патроны с обыкновенными (со стальным сердечником), трассирующими и бронебойно-зажигат. пулями. Вместимость магазина 30 патронов. Разл. модификации сов. А. конструкции М. Т. Калашникова (см. рис.) имеют калибр 5,45 - 7,62 мм, массу со снаряж. магазином (без штыка-ножа) 3,6 - 4,3 кг соответственно, прицельную дальность стрельбы до 1000 м. Автомат конструкции М. Т. Калашникова: а - с деревянным прикладом (АКМ); б - со складывающимся прикладом (АКМС) |
АВТОМАТИЗАЦИЯ - применение технич. средств, экономико-матем. методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредств. участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизируются: технологич., энергетич., трансп. и другие производств. процессы; проектирование сложных агрегатов, судов, пром. сооружений, производств. комплексов; орг-ция, планирование и управление в рамках цеха, пр-тия, стр-ва, отрасли, войсковой части, соединения и др.; науч. исследования, мед. и технич. диагностирование, учёт и обработка статистич. данных, программирование, инж. расчёты и мн. др. Цель А. - повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества продукции, оптимизация планирования и управления, устранение человека от работы в условиях, опасных для здоровья. А. - одно из осн. направлений науч.-технич. прогресса. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ - автоматич. составление программ ЭВМ по заданному алгоритму с помощью самих ЭВМ. При А. п. ЭВМ выполняет следующие осн. ф-ции: составление программы, реализующей заданный алгоритм, и её описание на выбранном языке программирования; проверка программы, её отладка, устранение выявленных ошибок, коррекция программы; выработка команд, их кодирование и перекодирование. А. п. повышает эффективность применения ЭВМ и существенно облегчает общение пользователей с ЭВМ. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - применение средств вычислительной техники и оргтехники при проектировании приборов, машин, систем, сооружений и т. п. (от расчёта хар-к проектируемого изделия до изготовления технич. документации и анализа результатов испытаний готового образца). Осн. направление развития А. п. - применение систем автоматизир. проектирования (САПР), представляющих собой совокупность технич. средств (ЭВМ, алфавитно-цифровые и графич. дисплеи, графопостроители, кодировщики графич. информации и др.), матем., программного и информац. обеспечения. Матем. обеспечение САПР содержит описания матем. моделей проектируемых объектов, алгоритмы проектирования, алгоритмич, языки, терминологию, стандарты и др. материалы. В состав программного обеспечения входят операционные системы, трансляторы с языков программирования, супервизоры и т. д., а также пакеты прикладных программ. К информац. обеспечению относятся документы с описаниями стандартных процедур проектирования, типовых проектных решений, типовых элементов проектируемых объектов и др. В процессе А. п. обычно выделяют 4 осн. этапа: системотехнич. проектирование (формулируются цели проектирования и формируется структура объекта, определяются его осн. технико-экономич. характеристики); функциональное (схемотехническое) проектирование (выбирается функционально-логич. база, разрабатываются принципиальные схемы изделия в целом и его составных частей, оптимизируются параметры); техническое (конструкторское) проектирование (синтез конструкции проектируемого объекта, определение компоновки и размещения его элементов и узлов, составление схем электрич. соединений и т. д.) заканчивается изготовлением комплекта конструкторской документации; проектирование технологич. процессов (определение состава технологич. оборудования для произ-ва проектируемого изделия, поиск готовых унифицир. средств технологич. оснащения или проектирование спец. технологич. оборудования, изготовление комплекта технологич. документации). А. п. позволяет повысить качество конструкторской документации и существенно сократить сроки проектирования. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - способ орг-ции произ-ва, при к-ром ф-ции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются автоматич. устройствам. Цель А. п. - повышение производительности и улучшение условий труда, обеспечение высокого качества продукции, оптим. использования всех ресурсов произ-ва. А. п. играет важную роль в ускорении научно-технич. прогресса. А. п. осуществляется путём перевода технологии на использование автоматизир. станков, агрегатов, механизмов, промышленных роботов и робототехнич. комплексов, гибких производственных модулей (и систем), автоматических линий и участков. А. п. наиболее целесообразна при двух- и трёхсменной работе пр-тий, когда в дневную смену оборудование обслуживается рабочими (ремонт, наладка, комплектование, входной контроль заготовок и т. п.), а в вечернюю и ночную смены оборудование работает в автоматич. режиме под наблюдением обслуживающего дежурного персонала, к-рый периодически контролирует качество продукции и устраняет мелкие неисправности. |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) - совокупность административных, организационных, экономико-матем. методов и тех-нич. средств вычислит. техники, оргтехники и средств связи, взаимоувязанных в процессе своего функционирования в единую систему "человек - машина" для принятия управляющих решений. АСУ включает обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим подсистемам относятся: технич., матем., информац., организац. и кадровое обеспечение. Функциональные подсистемы решают задачи учёта, контроля, планирования и управления производственно-хозяйств. деятельностью. Гл. звено в АСУ цифровая ЭВМ (либо комплекс ЭВМ. объединённых в вычислительный центр), связанная со всеми др. звеньями системы каналами связи, по к-рым информация поступает снизу вверх (от неск. нижних ступеней управления к вышестоящей), а распоряжения, приказы (команды), установки и коррективы - сверху вниз. Внедрение АСУ целесообразно в тех случаях, когда важнейшие решения, влияющие на стратегию или цели управления, развитие и совершенствование системы, основываются на опыте человека, его интуиции, к-рые не поддаются формализации и потому не могут быть запрограммированы; частично или полностью (в зависимости от типа АСУ и вида информации) автоматизируются процессы сбора, регистрации, хранения и обработки информации, т. е. процессы, к-рые без ущерба для функционирования системы могут выполняться автоматами. Осн. отличие систем автоматич. управления (САУ) от АСУ состоит в том, что человек в АСУ не только контролирует работу автоматов, но и активно участвует в самом процессе управления: оценивает результаты обработки оперативной информации; принимает решения по координированию работы отд. звеньев АСУ; берёт на себя оперативное управление при отказах или сбоях в системе обработки данных; на основе результатов проведённых измерений выбирает методику науч. изысканий и определяет направление и последовательность проведения экспериментов; решает конкретные задачи при подборе кадров, аттестации работников, повышении их квалификации и т. п. Различают АСУ объектами (технологич. процессами - АСУТП, пр-тием - АСУП, отраслью - ОАСУ) и функцией, автоматизир. системы, например проектирования (САПР), плановых расчётов, материально-технич. снабжения и др. |
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАСС - учебное помещение, оборудованное комплексом технич. средств для автоматизации процесса обучения. В состав технич. средств входят автоматизированные рабочие места преподавателя и обучаемых, оснащённые контролирующими автономными устройствами либо терминалами, подключёнными к ЭВМ; кроме того, в комплект оборудования А. о. к. входят диапроекторы и кинопроекц. аппараты, телевизоры, дисплеи и др. В А. о. к. часть ф-ций преподавателя возлагается на обучающие устройства, что позволяет прецодавателю активно и целенаправленно руководить процессом обучения большого числа учащихся на доступном для обучаемого уровне сложности и в посильном темпе. |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ) - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащённое средствами вычислит. техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производств. задания. |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД - электрический привод, в к-ром регулирование режимов работы осуществляется при помощи устройств автоматич. управления в соответствии с требованиями производств. процесса. Для управления А. э. применяют ПП силовые преобразователи, бесконтактные системы управления, микропроцессоры, программируемые контроллеры и др. средства автоматизации. Существующие типы А. э. выполняют самые разнообразные функции - от сравнительно простых (автоматич. пуск, останов. реверсирование механизма, поддержание или изменение с высокой точностью его скорости и т. п.) до управления сложными установками с комплексной автоматизацией технологич. процессов. К важнейшим разновидностям А. э. относятся следящие электроприводы, позиционные, программно-управляемые и др. Примеры А. э.: электроприводы станков с ЧПУ прокатных станов, автоматич. и полу автоматич. линий, шахтных подъёмных машин. Мощность А. э. - от неск. Вт до неск. МВт. |
1) область теоретич. и прикладных знаний об автоматически действующих устройствах и системах; раздел кибернетики технической, изучающий вопросы создания и оптим. использования технич. средств автоматического управления и автоматического регулирования (напр., управляющих вычислит. машин, устройств управления на базе микропроцессорной техники, измерит. преобразователей, исполнит. механизмов, регуляторов технологич. процессов, устройств регистрации и отображения информации и др.). 2) Отрасль техники, решающая задачи построения систем управления процессами и оборудованием, действующих без непосредственного участия человека. 3) Совокупность механизмов, приборов и устройств, действующих автоматически в соответствии с заданным алгоритмом для достижения поставленной це |
См. в ст. Механизированная дуговая сварка. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ (АЛС) - система автоматич. передачи непосредственно машинисту или находящимся в кабине локомотивным устройствам информации о допустимой скорости движения поезда по блок-участкам. Допустимая скорость определяется свободностью и целостностью рельсового пути, а также технич. состоянием искусств. сооружений. В том случае, если действия машиниста не приводят к необходимому снижению скорости, исполнит. органы системы АЛС включают тормозные средства. Различают непрерывные (АЛСН), точечные (АЛСТ) и комбинир. (АЛСК) системы АЛС. В АЛСН информация передаётся на локомотив по рельсовым цепям непрерывно; в АЛСТ - только в определ. местах пути (точках), обычно на границах блок-участков или в местах ограничения скорости; в АЛСК используются оба способа передачи. В АЛСТ отсутствует контроль целостности рельсового пути, в АЛСК по непрерывному каналу передаются сообщения о поездной ситуации на расположенных впереди участках пути, по АЛСТ - информация о хар-ках пути (кривых, уклонах и т. д.). |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ СТАНЦИЯ (АМС) - непилотируемый космический аппарат для доставки науч. аппаратуры к небесным телам и для изучения межпланетного космич. пространства. Нек-рые АМС имеют аппараты, пред-назнач. для спуска на др. планеты. В ряде случаев науч. исследования проводятся с помощью искусств. спутника планеты. Запускались сов. АМС "Венера", "Марс", "Вега", амер. АМС "Мармнер", "Пионер", "Викинг", "Вояджер" и др., западноевроп. АМС "Джотто", япон. "Планета-А". |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДСТРОЙКА ЧАСТОТЫ (АПЧ) - автоматич, управление частотой колебаний автогенератора (генератора с самовозбуждением). обеспечивающее возвращение её к заданному значению в случае отклонения от него по к.-л. причине. Широко применяется в радиоприёмниках, передатчиках, синхронизаторах частот и др. электронных устройствах. Распространены 2 вида А. п. ч. частотная (ЧАПЧ) и фазовая (ФАПЧ). |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ (АТС) - телефонная станция, на к-рой соединение телеф. аппаратов осуществляется автоматически по адресной информации, поступающей от телеф. аппарата абонента. По характеру соединит. коммутац. устройств различают АТС: машинные, оборудованные искателями, работающими от электропривода; шаговые - с искателями, передвигающими щётки под воздействием электрич. импульсов; координатные, выполненные на осн. многократных координатных соединителей; квазиэлектронные, в к-рых соединения устанавливаются быстродействующими коммутац. устройствами на герконах, ферридах и т. п. элементах, а управление соединениями осуществляется специализир. ЭВМ; электронные, использующие для соединений коммутац. устройства на электронных элементах (ПП приборах, интегральных схемах и т. д.), а для управления, как и квазиэлектронные АТС, - специализир. ЭВМ. Среди действующих АТС всех типов преим. распространение (1987) получили координатные. Наиболее же перспективны электронные АТС, открывающие возможность введения для абонентов разл. дополнит. услуг: предоставления им возможности применения сокращённого (с меньшим числом знаков) набора номеров наиболее часто вызываемых абонентов; установки телеф. аппаратов "на ожидание", если номер вызываемого абонента занят; уведомления абонента о вызове, когда он ведёт разговор с др. абонентом; переключения соединения на др. телеф. аппарат; организации одноврем. телеф. связи неск. абонентов (т. н. конференц-связь) и др. |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТНАЯ РАЗГРУЗКА (АЧР) - автоматич. отключение части потребителей электроэнергии при аварийном снижении частоты в электрич. системе (из-за чрезмерного увеличения электрич. нагрузки в системе или отключения значит. части генераторной мощности). В первую очередь отключаются малоответств. потребители. Если частота продолжает снижаться, те срабатывают последующие очереди АЧР. Все очереди АЧР различаются значением частоты срабатывания (в СССР от 49,2 до 46,5 Гц) и выдержками времени (от 0,2 до 90 с). АЧР является одним из осн. мероприятий, предотвращающих опасное развитие тяжёлых аварий в электрич. системах. См. также Дефицит мощности. |
То же, что регистрирующее устройство. |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЁЖНЫЙ ПРИБОР - то же, что графопостроитель. |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЗЕРВА (АВР) - включение автоматич. устройством резервных источников энергоснабжения, водоснабжения и т. п. или резервного оборудования взамен отключившегося основного (рабочего). Особенно широко АВР применяется в электроэнергетических системах, где оно служит для включения резервных источников питания, трансформаторов, ЛЭП, питат. насосов и др., чем обеспечивается бесперебойность энергоснабжения потребителей. Устройство АВР срабатывает при отключении рабочего источника питания либо при устойчивом падении ниже допускаемого уровня электрич. напряжения, давления в напорной магистрали насоса и т. п. |
Главная |