Энциклопедический словарь СМИ (краткий)
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Разговорная речь

Разговорная речь - разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение. В разговорной речи проявляются общие свойства устной речи - неподготовленность, линейный характер, дефицит или, напротив, избыточность речевых средств, непосредственный характер. Степень идентичности разговорной речи литературному языку определяется уровнем эрудированности и развитости речи говорящего, в диалогических (полилогических) формах журналистики (интервью, беседа и др.), являющих примеры применения разговорных форм речи, предпочтительно приближать их к литературному языку.

Разрешающая способность

Разрешающая способность - (разрешающая сила) оптических приборов (объективов), характеризует способность этих приборов давать раздельные изображения двух близких друг к другу точек объекта. Наименьшее линейное или угловое расстояние между двумя точками, начиная с которого их изображения сливаются, называется линейным или угловым пределом разрешения. Обратная ему величина обычно служит количественной мерой разрешающей способности. Вследствие дифракции света на краях оптических деталей даже в идеальной оптической системе (т.е. безаберрационной; см. Аберрации оптических систем) изображение точки есть не точка, а кружок с центральным светлым пятном, окруженным кольцами (попеременно темными и светлыми в монохроматическом свете, радужно окрашенными - в белом свете). Теория дифракции позволяет вычислить наименьшее расстояние, разрешаемое системой, если известно, при каких распределениях освещенности приемник (глаз, фотослой, катод электроннолучевой трубки) воспринимает изображения раздельно.

Ракорд

Ракорд - (от лат. reverberare «отразить») - в звукозаписи - отрезок основы магнитной ленты, покрытый цветным лаком и не имеющий магнитного слоя для фиксации звука, используемый для разделения отдельных частей фонограммы.

Ракурс

Ракурс - любой угол (в том числе и прямой), образуемый оптической осью объектива и плоскостью объекта съемки. От выбора ракурса зависит возможность перспективно сократить форму предмета, изменить его привычные очертания, повлиять, таким образом, на видение содержания предмета, либо, напротив, дать его в максимально реалистическом виде. Часто ракурсами называют резко выраженные сокращения на снимках, выполненных под довольно острым углом сверху или снизу, особенно вблизи. Ракурс обостряет композицию, помогает выделить сюжетно-тематический центр, гиперболизирует объект съемки.

Расследование журналистское

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рассылка в Интернете (список рассылки)

Рассылка в Интернете (список рассылки) - под списком рассылки понимают механизм, который позволяет разослать почтовое сообщение некоторой группе подписчиков. Существует рассылка как вещание (хозяин посылает информацию, подписчики получают) и как групповое общение (подписчики общаются друг с другом). В последнем случае у рассылки есть групповой адрес - сообщения, посланные на него, получают все подписчики. Хозяин рассылки (модератор) определяет права участников - кто может только читать рассылку, а кто и писать в нее сообщения. Рассылки могут быть публичными и закрытыми. Закрытые рассылки - это инструмент совместной работы, обычно они создаются и управляются внутри какой-то компании. Для публичных рассылок, как правило, определены правила подписки и отказа от нее (отписки), а также общения в них. Именно вокруг публичных рассылок, предназначенных для группового общения, часто возникает стабильное сообщество. Существуют сайты, предлагающие соответствующий Web-сервис, - на таких сайтах любой желающий может создать собственную рассылку. Обычно рассылки с этих сайтов не подразумевают группового общения, а работают только в режиме вещания.

Регионализация телевещания

Регионализация телевещания - одна из тенденций развития современного телевидения. Всемерный рост и развитие государственных, муниципальных, частных телестудий в городах и регионах. По сути, это децентрализация телевещания, происходящая в большинстве стран мира. Местное (городское, региональное) телевидение более внимательно к местным проблемам, более точно учитывает особенности региона, национальные, конфессиональные, социальные характеристики конкретной телевизионной аудитории, в силу чего является более доступным, более практически полезным, во многом более интересным для местной аудитории, освещая события и проблемы данного региона, которые все больше интересуют людей, в отличие от глобальных мировых новостей, интерес к которым носит чаще всего достаточно общий, поверхностный характер.

Редукция

Редукция - качественное (изменение звучания) и количественное (изменение долготы и силы) изменение безударного гласного.

Рейтинг телепередачи (программы, канала)

Рейтинг телепередачи (программы, канала) - размер телеаудитории, выраженный в абсолютных цифрах или в процентах от общей телеаудитории местности, региона, страны и т.д. Имеет значение как показатель экономической рентабельности телекомпании и один из критериев при телепрограммировании. Является основным критерием при определении стоимости эфирного времени для рекламодателей. Для кабельного телевидения определяется, исходя из количества абонентов. Для телекомпаний, распространяющих телевизионный сигнал эфирным и открытым (некодированным) способом - чаще всего путем проведения социологических опросов.

Рекламная кампания в Интернете

Рекламная кампания в Интернете - состоит из медиапланирования, проведения кампании (с коррекцией плана по мере необходимости) и оценки результатов. Медиапланирование - составление плана рекламной кампании. План оговаривает виды рекламных материалов, рекламные площадки, сроки и виды размещения на них, варианты тарификации рекламы, итоговую стоимость и предполагаемую эффективность кампании. Поскольку составление медиаплана - это сложная ручная работа, требующая хорошего знания рынка, в большинстве случаев ее поручают агентствам, специализирующимся на интернет-рекламе. В Интернете существует возможность динамического отслеживания хода рекламной компании и ее оперативной корректировки (например, отказа от неэффективных рекламных площадок или баннеров.

Репортаж

Репортаж (франц. reportage - сообщать, латинская основа - reporto - передавать) - информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, журналистский материал о событии - так определяет понятие репортажа словарь русского языка. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра - оперативность. Еще более важный имманентный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете, а также в некоторых видах иллюстрированных журналов) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединенные одной темой, но происходящие в разное время. Репортаж обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, имеют распространение и самостоятельные фоторепортажи, где основную информативную функцию выполняют фотоснимки, текст либо дополняет фотоинформацию, либо вообще отсутствует. Радиорепортаж всегда должен придерживаться хронологической последовательности событий, стремиться образным словом воспроизвести картину происходящего. Это же относится и к телевизионному репортажу. Зрелищность видеоряда - одно из основных условий «смотрибельности» телевизионного репортажа, отличающее его от репортажей в печати и на радио. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала. Практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон. Иногда используется рэпэраунд. Размещение этих элементов внутри репортажного телесюжета не регламентировано, а обусловлено лишь содержанием. В учебниках по журналистике советского времени можно было встретить и такую характеристику: «В реакционной буржуазной журналистике, особенно в «желтой прессе», репортажи обычно сообщают о сенсационных, скандальных происшествиях с целью отвлечь внимание трудящихся от острых социальных и политических вопросов».

Репортер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Респондент

Респондент - лицо, отвечающее на вопросы при социологических и иных опросах, применительно к журналистской практике может быть синонимично в тех случаях, например, когда журналисты проводят опрос значительного числа людей, выявляя общественное мнение по тем или иным вопросам. В сфере исследования общественного мнения применяется также понятие «эффект симпатии» - желание респондента при ответах пойти навстречу обследователю или корреспонденту.

Рецензия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Речевой этикет

Речевой этикет - система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в тональности и стилистике ситуативно адекватных. Соблюдение соответствующих норм речевого этикета чрезвычайно важно для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и полилогических жанрах.

Рирпроекция

Рирпроекция - неподвижное или движущееся изображение с объектива, находящегося на заднем плане, которое проецируется на обратную сторону полупрозрачного экрана, перед которым и происходит основное действие передачи (это может быть запись в студии, прямой эфир). Позволяет органически «врезать» изображение диктора, ведущего, другого участника передачи в кадр на фоне заднего плана. В силу действия законов цвета задний план оказывается тонированным в синий цвет, поэтому использование данного метода влечет ряд условий, главным из которых является жесткое требование к цветам одежды участника съемки, его гриму: практически должны отсутствовать синие тона. См. также «хромокей».

Рэпэраунд

Рэпэраунд - использование интершума в качестве выразительного средства. Чаще всего рэпэраунд носит иллюстративный характер, он используется не столько для прямой передачи информации, сколько для придания убедительности тексту.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная