Технический железнодорожный словарь (1941)
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБИ"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБИ"-"АНА")

АБИССИНСКИЙ КОЛОДЕЦ

АБИССИНСКИЙ КОЛОДЕЦ - трубчатый колодец глубиной до 7-8 м, служащий для получения из водоносного слоя при помощи насоса воды. А. к. применяется на тр-те при малых расходах воды, напр. для жилых домов, путевых будок и т. д., а также при временных устройствах на постройках дорог. Применяемые для А. к. стальные или оцинкованные трубы диам. 32, 38, 50 и 75 мм с наконечниками, в стенках к-рых имеются 3-5-мм, отверстия для поступления воды, углубляются в землю путем завинчивания или забивания их специальной бабой, подвешенной на треноге. При мелкозернистых песчаных грунтах наконечники обтягиваются медной сеткой (фильтром). Насос для уменьшения высоты всасывания и предохранения от замерзания устанавливается обычно в сухом колодце.

АБИССИНСКИЙ КОЛОДЕЦ

АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА

АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА - высота точки над уровнем моря, определяемая нивелированием, Т. к. уровни морей неодинаковы (напр. Балтийского, Черного и Каспийского), то для возможности сравнения А. в. разных точек в СССР их определяют по отношению к уровню Балтийского моря. Отметки высот в жел.-дор. профилях должны приводиться к А. в.

АБСОЛЮТНАЯ ОТМЕТКА

АБСОЛЮТНАЯ ОТМЕТКА - число, показывающее высоту точки над уровнем; моря в метрах (см. Абсолютная высота). А. о. наносятся на топографических картах с горизонталями.

В жел.-дор. деле этими картами пользуются для камерального трассирования линий.

АБСОЛЮТНЫЙ СИГНАЛ

АБСОЛЮТНЫЙ СИГНАЛ - путевой сигнал, проезд к-рого в заграждающем положении не разрешается. Исключением являются случаи, когда машинист получает надлежащее разрешение от работника, распоряжающегося движением. Все станционные семафоры и светофоры независимо от способа сношений на прилегающих перегонах являются А.с. К ним относятся также все проходные сигналы полуавтоматической блокировки.

АВАРИЙНЫЙ БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ

АВАРИЙНЫЙ БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ - прибор, предназначенный для захвата и извлечения оставшегося в скважине при поломке бурового инструмента или случайно упавших предметов. Оборванные штанги поднимаются при помощи специального крючка, метчика, колокола с внутренней нарезкой или ножниц со стягивающей пружинной муфтой. Оборванный канат извлекается крючком или штопором.

АВАРИЯ

АВАРИЯ - столкновения и сходы поездов с рельсов, вызывающие порчу подвижного состава и пути, расстройство в маневровой работе или перерыв движения поездов. Враги народа организовали крушения и А. на жел.-дор. тр-те для срыва социалистического строительства и подрыва обороноспособности СССР. Л. М. Каганович поднял борьбу с крушениями и А. на уровень политической задачи. "Не понимают,-указывал он, - что крушение или авария подобны поражению отдельной воинской части в бою и, подобно ему, должно быть лично изучено командиром транспорта во всех его деталях для того, чтобы уроки этого поражения были полностью усвоены для исправления недостатков и улучшения всей работы... Крушения, как в зеркале, отражают состояние дисциплины и организационно-технического руководства дорогами" (приказ № 83/Ц). Действовавшая до 1936 г. "Инструкция по учету крушений и аварий" рассматривала А. и крушения как вполне закономерное явление. Ее авторы - предельщики объявляли крушения неизбежным последствием эксплуатационной работы. Формально-бюрократическая постановка учета, лежащая в основе этой Инструкции, принижала действенность борьбы с крушениями, скрывая злостных аварийщиков среди других работников жел.-дор. тр-та, допустивших брак в работе из-за недостаточного овладения техникой своего дела. Приказом № 7/Ц от 7/I 1936 г. была введена правильная система учета, при к-рой под А. понимаются столкновения и сходы поездов и подвижного состава на перегонах и станциях, в результате к-рых произошло повреждение подвижного состава, требующее среднего ремонта, или загромождение станционных путей, вызвавшее расстройство в маневровой работе станции. Под крушением понимаются сходы и столкновения пассаж.

поездов независимо от размеров последствий и вое столкновения и сходы товарных поездов, результатом к-рых были человеческие жертвы, повреждения подвижного состава, требующие капитального ремонта, или значительная порча и загромождение пути, вызвавшие перерыв движения поездов на участке в течение часа н более. Борьба за безаварийный тр-т, за окончательную ликвидацию А. и крушений есть прежде всего борьба за неуклонное выполнение ПТЭ. Она является центральной и первейшей обязанностью всех железнодорожников.

АВТОБЛОКИРОВКА

АВТОБЛОКИРОВКА - см. Блокировка автоматическая.

АВТОВАГОН

АВТОВАГОН - самодвижущийся вагон с силовой установкой, предназначенный для перевозки в нем пассажиров или грузов. Применяется: 1) на второстепенных линиях и на жел.-дор. ветках со слабым движением для перевозки гл. обр. пассажиров, реже - грузов небольшими партиями, но зато с достаточной частотой отправления; 2) для обслуживания скоростного движения на главных линиях; 3) для служебных перевозок, преимущественно на коротких расстояниях. В зависимости от рода силовой установки и способа преобразования механ. энергии основного двигателя в работу передвижения различают след. виды А.: 1) паровагоны; 2) автомотрисы, или А. с двигателем внутреннего сгорания; 3) аэровагоны, снабженные воздушным винтом (пропеллером). Все эти виды А. подразделяются по ширине колеи на А. ширококолейные и узкоколейные, а по роду службы-на А. скоростные, пассаж. и грузовые.

АВТОДРЕЗИНА

АВТОДРЕЗИНА - дрезина с двигателем внутреннего сгорания обычно автомобильного типа. Применяется для служебных поездок и перевозки материалов на прицепе. Небольшая А.., поднимающая не более 5 чел. и легко снимаемая с пути, наз. съемной (малой).

На ж. д. Союза применяются такие А. типа СК (

На ж. д. Союза применяются такие А. типа СК ("Пионер") с бензиновым мотором и цепной передачей марки КИМ, развивающие скорость до 55 км/ч. Большие несъемные А. применяются типа УА (участковые А.), могущие брать в виде прицепа две жел.-дор. платформы грузоподъемностью каждая 5 т для перевозки рабочих и материалов, и типа АГ с краном. В отношении движения по перегонам несъемные А. приравнены к организованным поездам, а съемные следуют без поездных документов на право занятия перегона.

АВТОКАР

АВТОКАР - четырехколесная самодвижущаяся тележка с двигателем внутреннего сгорания, служащая для перевозки грузов в пределах пакгаузов и платформ. В большинстве случаев А. используется как тягач, т. к. мощность его вполне достаточна для перемещения 3-4 груженых тележек (прицепов) по гладкой горизонтальной дорожке. А. управляется одним вожатым. Грузовые безмоторные тележки, предварительно загруженные в пакгаузе, прицепляются к А. и перевозятся им к месту перегрузки, где они отцепляются от тягача А. и последний вновь следует за другими гружеными тележками. При такой организации технолог, процесса простой А. в ожидании погрузки или разгрузки грузов вовсе устраняется или максимально сокращается. Грузоподъемность А. колеблется от 1 до 4 т; мощность двигателя от 5 до 20 ЛС; скорость движения от 1,5 до 10 км/ч.

АВТОЛ

АВТОЛ - минеральное смазочное масло коричневого цвета, получаемое из нефти. Уд. вес А. 0,89 - 0,92; темп-pa вспышки 200 - 270°. А. применяется для смазки цилиндров двигателей внутреннего сгорания (в автомотрисах, автодрезинах и т. д.).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ

АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ - водокачка, в к-рой пуск и остановка насосных агрегатов происходят автоматически при помощи электр. приборов в зависимости от изменения давления в сети или изменения уровня воды в резервуаре. А. н. с. может быть только с электронасосами.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕЕЗДНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕЕЗДНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - служит для разрешения или запрещения водителям авто-гужевого и гужевого тр-та переехать жел.-дор. путь. Наибольшее распространение в СССР и за границей получила оптическая сигнализация с мигающими огнями. При ней по обе стороны полотна на пересечении устанавливаются сигналы-мачты с расположенными на поперечине двумя фонарями (светофорного типа) с красными линзами. Вверху мачты над фонарями помещается переездный знак - наискось расположенные планки с предупреждающей надписью. Иногда на мачте устанавливается и звонок громкого боя. Когда к переезду приближается поезд, лампы в фонарях попеременно начинают загораться и гаснуть, а звонок - звонить. После того как хвост поезда оставляет переезд, огни в фонарях гаснут, звонок перестает звонить. Мигание запрещающих красных огней переездного сигнала начинается за 30 сек. до подхода к переезду как с той, так и с другой стороны самого быстроходного поезда, обращающегося на данной линии. При А. п. с. связь этих сигналов с поездом в настоящее время осуществляется при помощи рельсовых цепей. Имеются также устройства, где такая связь осуществляется при помощи рельсовых педалей.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛКА

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛКА - стрелка, перевод к-рой осуществляется посредством рельсовых цепей автоматически самим поездом (или отдельными единицами подвижного состава). Рельсовые цепи связаны с управляющими приборами (реле), приводящими в действие стрелочный электропривод, к-рый и переводит стрелку. А. с. находят применение там, где все передвижения поездов и отдельных составов производятся в строго последовательном порядке по заранее точно установленному плану-графику и по строго специализированным путям, как, напр., стрелки двухпутного разъезда. В тех случаях, когда поезда или составы должны проходить стрелку только против шерсти и при разных ее положениях, прибегают к помощи специальных приборов, наз. накопителями, к-рые служат для заблаговременного набора ряда заказов на установку стрелок в соответствии с предстоящим порядком следования поездов, составов или вагонов. В накопителе можно заблаговременно набрать ряд маршрутов, соответствующих графику движения и определенной последовательности переводов стрелки. По мере прохода поездов (или отдельных составов, вагонов) в накопителе, связанном с поездами посредством рельсовых цепей, происходят переключения в электр. цепях управления стрелкой и последняя переводится то в одно, то в другое положение, как это требуется для поездов, следующих по заданному графику. Подобного рода автоматический перевод стрелок находит широкое применение на механизированных сортировочных горках, в метрополитенах и пр.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ (АТС)

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ (АТС) - телефонная станция, в к-рой соединение абонентов происходит без помощи телефонисток. Отыскание вызывающего абонента, опробование на занятость, соединение и вызов второго абонента, разъединение цепи после окончания разговора производятся при помощи реле и искателей под контролем номеронабирателя абонентского телефонного аппарата, приводящего в действие реле и искатели. Основных систем АТС две: а) шаговая, при к-рой подвижная часть искателя приводится в движение электромагнитом; б) машинная, в к-рой искатель приводится в движение постоянно вращающимся от электромотора валом; с последним искатель сцепляется при помощи шестеренки. После установления соединения с требующимся абонентом к вызывавшему абоненту посылаются сигналы: гудки низкого тона, соответствующие посылкам вызова, когда абонент свободен, и гудки высокого тона, когда абонент занят.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СТРЕЛОК

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СТРЕЛОК - централизация, при к-рой перевод стрелок соответственно маршруту следования поезда (или отдельных единиц подвижного состава - локомотивов, маневровых составов и т. п.) производится автоматически при его приближении к стрелке или после проследования ее предыдущим поездом. Осуществляется А. ц. с. большей частью путем применения рельсовых электр. цепей. Поезд (или отдельная единица подвижного состава) при вступлении на изолированную секцию вызывает работу рельсовой цепи. В результате связанные с рельсовой цепью управляющие приборы приводят в действие стрелочный электропривод соответствующей стрелки и последняя переводится в нужное положение. А. ц. с. применяется в тех случаях, когда на данном пункте установлен определенный и точный характер движения поездов и отдельных единиц подвижного состава по заранее установленному плану-графику и по строго специализированным путям (напр. на конечной станции при передаче поезда с пути приема на путь отправления). А. ц. с. применяется на станциях пригородного движения и метрополитенов, на механизированных сортировочных горках и т. п.

АВТОМОТРИСА

АВТОМОТРИСА - автовагон с силовой установкой, основным (первичным) двигателем которой является двигатель внутреннего сгорания-нефтяной (дизель), керосиновый, бензиновый или газогенераторный. Наибольшее распространение получили А. с дизелями. Высокий к. п. д. дизель-мотора и отсутствие затраты топлива на стоянках, когда двигатель м. б. остановлен, делают А. во многих случаях значительно экономичнее паровоза. В Америке А. получили широкое применение как скоростные поезда дальнего следования. При испытаниях скорость в отдельных случаях достигала 180 км/ч. Построенные из легких материалов автомотрисные поезда обладают меньшей массой, чем обычные, и, следовательно, большим ускорением, что дает высокую среднюю скорость на перегоне. Преимущества А. открывают перед этим видом тр-та большое будущее.

АВТОРЕГУЛИРОВКАПОЕЗДНАЯ

АВТОРЕГУЛИРОВКАПОЕЗДНАЯ - авторегулировка, установка (система устройств) для управления тормозами поездов, автоматически осуществляемого воздействием с пути в соответствии с показаниями светофоров (или других сигнальных приборов) и наличием препятствий. А. п. может быть точечной системы или непрерывной; при первой - воздействие с пути на локомотив передается только в определенных точках пути, где установлен путевой прибор; при второй - на всем пути следования поезда по данному участку. По способу передачи воздействия с пути на локомотив различают А. п:1) механическую-на пути установлен рычаг, к-рый при закрытом путевом сигнале ставится в такое положение, что за него при проходе поезда зацепляется рычаг, установленный на локомотиве, и приводит в действие автотормоза; 2) электроконтактную - на пути установлена контактная шина ("крокодил"), а на локомотиве башмак, при соприкосновении к-рых замыкается цепь тока на локомотиве, приводящая в действие автотормоза; 3) оптическую-тормоза приходят в действие при попадании на локомотивные приборы луча света, отраженного от зеркала на сигнале, когда последний закрыт; 4) акустическую - возбуждение тормозов обусловлено звуковым воздействием; 5) индуктивную, основанную на принципе электромагнитной индукции; 6) с радиосвязью. Действие А. п. часто увязывается с кэб-сигналами, в результате чего машинист локомотива имеет возможность быстро принимать те или иные решения для тормо5кения поезда.

АВТОСКОП

АВТОСКОП - аппарат для автоматической газовой резки стали. Находит применение на паровозоремонтных з-дах для изготовления новых запасных частей (хомутов, кулис, тяг и т. п.). Оставляя малый припуск на обработку, А. значительно увеличивает производительность механ. цехов, в несколько раз ускоряя изготовление деталей.

АВТОСТОП

АВТОСТОП - устройство, автоматически останавливающее поезд при подходе к закрытому сигналу, если машинист не принял других мер к остановке поезда. На локомотиве это устройство связывается с воздушным тормозом, а на пути - с путевым сигналом (светофором или семафором). При закрытом сигнале путевые автостопные устройства тем или иным путем воздействуют на локомотивные, что приводит к затормаживанию поезда. Так как А. являются разновидностью поездной авторегулировки, то они по своей системе также бывают точечные (взаимодействующие только в определенных точках пути) и непрерывные (взаимодействующие на всем пути следования по данному участку). Точечные А. известны следующих видов: механ., электр. контактные, электр. индуктивные, оптические и акустические. На Московском метрополитене им. Л. М. Кагановича применяется механ. связь между путевым А. и вагонными механизмами; она осуществляется путевым ударником, занимающим при закрытом светофоре такое положение, при к-ром ударник этот ударяет в скобу клапана А. проходящего вагона; срывной клапан открывается и, выпуская воздух из тормозной магистрали, приводит тормоз в действие. А. механ. системы достаточно просто и надежно работают в условиях метрополитенов. В обычных же условиях, а тем более при больших скоростях они менее надежны, почему наибольшее распространение получили А. индуктивные, обычно требующие устройства рельсовых цепей. В настоящее время Научно-исследовательским ин-том жел.-дор. тр-та разработан проект непрерывного индуктивного А. (с кэб-сигналами) на основе использования рельсовых цепей автоблокировки с наложением на них кодовых токов, получаемых посредством особых приборов, наз. трансмиттерами.

АВТОСЦЕПКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОТОРМОЗ

АВТОТОРМОЗ - см. Тормоз автоматический.

АВТОТОРМОЗНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПУНКТ

АВТОТОРМОЗНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПУНКТ - служит для осмотра, испытания и ремонта автоматических тормозов в поездах, для зарядки тормозной сети вновь сформированных и переформированных поездов, а также для производства ремонта воздухораспределителей и других частей автотормозного оборудования (ПТЭ, § 83). А. к. п. организованы на всех станциях формирования товарных поездов, на станциях сортировочных и крупной погрузки, а также на многих станциях смены паровозов. Здание А. к. п. располагается вблизи парка подготовки и обработки поездов. В помещении А. к. п. имеется компрессорное отделение, рассчитанное на установку двух или более компрессоров. Около здания А. к. п. ставятся главные резервуары емкостью не менее 5 м3; от них к местам потребления сжатого воздуха в парках приема и отправления поездов прокладывается разводящий воздухопровод.

АВТОТРАНСФОРМАТОР

АВТОТРАНСФОРМАТОР - особый вид трансформатора, преобразующего данное (первичное) напряжение переменного тока в желаемое (вторичное) при помощи только одной обмотки, играющей роль и первичной и вторичной обмоток. А. применяется вместо обычных трансформаторов в тех случаях, когда разница между первичным и вторичным напряжением сравнительно невелика.

Технический железнодорожный словарь (1941) Статьи на букву А (часть 1, АБИ-АНА)

Для получения пониженного напряжения первичное напряжение подводится к концам обмотки; тогда пониженное напряжение получается от нек-рой части обмотки, причем вся обмотка находится под полным напряжением сети, а каждый виток ее-под напряжением во столько раз меньшим, сколько витков во всей обмотке. Так. обр., взяв ответвление от части витков обмотки, получают во вторичной цепи напряжение, равное примерно сумме напряжений взятого числа витков. Для получения повышенного напряжения первичное напряжение подводится к части витков обмотки, и тогда на концах ее получается повышенное напряжение. Обычно обмотка имеет ряд ответвлений для получения напряжений различной величины.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛИНИИ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛИНИИ - подразделение управления ж. д. и линейных ее участков на оперативные и административно-хозяйственные единицы, осуществляющие организацию движения поездов, эксплуатацию и содержание жел.-дор. сооружений и подвижного состава, обслуживание пассаж. и грузовых перевозок. По функциональному признаку управление дороги разделяется на отдельные специализированные службы (движения, локомотивного и вагонного х-ва, пути, связи, СЦБ, жилищную, материальную и для электрифицированных ж. д. - службу электрификации). Специализированные службы делятся по территориальному признаку на отделения, участки и дистанции, осуществляющие оперативное управление и обслуживание данной отрасли жел.-дор. х-ва в пределах границ, устанавливаемых А. д. л. Протяжение отдельных подразделений устанавливается в зависимости от размеров перевозок, сложности жел.-дор. сооружений, взаимодействия сортировочных и участковых станций, устройств локомотивного и вагонного х-ва и прочих факторов, влияющих на эксплуатацию отдельных участков дороги. Так, напр., для обеспечения нормального оперативного руководства движением поездов отделение службы движения должно включать целое число тяговых плеч, дистанций связи и по возможности целое число административных единиц других служб. Деление территорий станций между двумя отделениями, участками или дистанциями не должно иметь места. А. д. л. наносится на особые графики, на к-рых условными знаками показываются границы всех административных подразделений, пункты размещения административных центров и места жительства низовых линейных работников.

АЗИМУТ

АЗИМУТ - горизонтальный угол между меридианом и линией на местности, исчисляемый от северной части меридиана. А. определяют угломерными инструментами. Зная А. линии, можно разбить ее на местности, что и делают при изысканиях ж. д. Различают А. истинный, исчисляемый от географического меридиана, и А. магнитный - от магнитного меридиана.

AЗИМУТ

АЗОТИЗАЦИЯ

АЗОТИЗАЦИЯ - нитрирование, процесс поверхностного обогащения азотом стальных изделий для повышения их твердости и устойчивости против коррозии и преждевременной усталости металла. Азотирующим веществом обычно служит аммиак, распадающийся при +500° (по схеме 2NH3 = N2 + 3Н2) на активный азот и водород.

АККОРДНАЯ ОПЛАТА

АККОРДНАЯ ОПЛАТА - урочная или поштучная форма оплаты труда. А. о. заинтересовывает отдельного работника или группу работников (бригаду) в выполнении определенного объема работы либо в более короткий срок, либо с меньшим количеством участников. На жел.-дор. тр-те эта система применяется преимущественно на строительных работах и на работах по текущему содержанию пути.

АККУМУЛЯТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ

АККУМУЛЯТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ - прибор для накопления и сохранения электр. энергии постоянного тока, вырабатываемой другим источником с целью дальнейшего ее использования. Действие А. э. основано на преобразовании электр. энергии в хим. (процесс, наз. зарядом), к-рая в дальнейшем преобразуется обратно в электр. энергию (процесс, наз. разрядом). Всякий А. э. состоит из двух помещенных в электролит металл. пластин (электродов - положительного и отрицательного). В настоящее время применяются два рода А. э.: 1) кислотные со свинцовыми пластинами, помещенными в раствор серной кислоты, и 2) щелочные со стальными пластинами, помещенными в раствор едкой щелочи. Из многочисленных видов щелочных А. э. в СССР изготовляются А. э. типа Юнгнера. Сосуды и рамки пластин таких А. э. изготовляются из никелированной стали. Обычно А. э. соединяются последовательно, образуя батареи; число элементов А. э. в батарее определяется необходимой величиной напряжения. Номинальное напряжение, даваемое одним кислотным элементом составляет 2 в, а щелочным- 1,2 в. Самой важной величиной, характеризующей А. э., является его разрядная емкость, т. е. количество электричества, к-рое может дать полностью заряженный А. э. при разряде его током постоянной величины до предписанного з-дом предельного напряжения (1,8 в для кислотного и 1 в для щелочного элементов). Емкость А. э. выражается в ампер-часах и является произведением величины разрядного тока (в амперах) на число часов разряда до минимально допустимого напряжения. Емкость А. э. зависит от силы разрядного тока и уменьшается с увеличением этой силы. А. э. на ж. д. применяются для питания телеграфных, телефонных и сигнализационных цепей, освещения поездов, питания цепей управления электровозов и моторных вагонов электр. поездов, а также на электр. станциях и подстанциях (в частности тяговых) для питания ламп сигнализации, катушек реле, приводов масляных и быстродействующих выключателей. На небольших электр. станциях постоянного тока А. э. служат резервом для генераторов. В последнее время на подвижном составе Московского метрополитена аккумуляторные батареи установлены для целей служебного освещения.

АККУМУЛЯТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА

АККУМУЛЯТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА - см. Электрокар.

АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ

АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ - приготовленный особым способом порошкообразный уголь, обладающий усиленной поглощающей способностью (абсорбцией), а также могущий изменять скорость различных хим. процессов (катализация). Эта способность угля достигается гл. обр. прокаливанием его при темп-ре 800- 1100° и обработкой водяным паром, углекислотой, аммиаком, сернистым газом, воздухом, иногда кислотами и щелочами, что дает наивысшую пористость (до 97,5%) и чистоту поверхности, обусловливающие наибольшую активность угля. А. у. применяется для удаления красящих веществ из воды, смол, летучих примесей из газов, поглощения отравляющих веществ из воздуха (в противогазах) и т. п. На железных дорогах А. у. применяется при регенерации отработанных смазочных масел, а также в паровозах с конденсацией пара для окончательной очистки от смазочных масел конденсата перед его поступлением в котел.

АКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

АКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - электр. сопротивление, оказываемое проводником прохождению переменного тока. А. с. зависит от материала, длины и поперечного сечения проводника, а также от темп-ры (см. Электрическое сопротивление). Термин А. с. введен в электротехнику в связи с тем, что при переменном токе кроме А. с. существуют еще и другие сопротивления (индуктивное и емкостное), зависящие не только от свойств проводника, но и от частоты тока. Так же как и другие сопротивления, А. с. измеряется в омах.

АКУСТИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ

АКУСТИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ - см. Сигнализация акустическая.

АЛАДИНА МЕТОД

АЛАДИНА МЕТОД - выезд билетных кассиров навстречу пассажирам для выдачи им в пути следования (перед пунктами пересадки) плацкарт, пересадочных талонов и билетов местного сообщения. Метод этот, предложенный стахановцем-кассиром ст. Дебальцево Северо-Донецкой ж. д. т. Аладиным, получил широкое распространение на сети ж. д. СССР. Применение А. м. создает у пассажиров уверенность в спокойном продолжении пути, исключает ожидание у билетных касс на узловых станциях, ускоряет выдачу билетов и плацкарт и тем самым способствует созданию культурных условий обслуживания пассажиров.

АЛИДАДА

Алидада в буссоли

Алидада в буссоли

1) в транспортире-линейка, вращающаяся вокруг его центра и снабженная нониусом; служит для увеличения точности при построении углов транспортиром и измерении; 2) при мензульной съемке - линейка с вертикальными диоптрами по концам, служащая для визирования и прочерчивания линий на мензуле; диоптры устраиваются с двойной парой прорезов, так что визировать можно с обоих концов А.; 3) в буссоли- подобная же линейка с вертикальными диоптрами по концам, служащая для визирования и прикрепленная к корпусу буссоли так, что визирная плоскость А. проходит через центр буссоли. В горных местностях применяют буссоли с А., могущей принимать наклонное положение. При помощи А. в буссоли определяется на местности магнитный азимут или румб линии.

АЛИДАДНЫЙ КРУГ

АЛИДАДНЫЙ КРУГ - часть точного угломерного инструмента, представляющая собой круг, вращающийся около центра лимба и имеющий на окружности нониусы, при помощи к-рых производится отсчет на делениях лимба. На А. к. укрепляется на подставках зрительная труба так, что А. к. и труба вращаются совместно.

АЛЛЮВИЙ

АЛЛЮВИЙ - наносные отложения грунтов, перенесенных водными потоками (ручьями и реками). По характеру потоков различают горный А., состоящий из камней, гравия и крупного песка, и равнинный - из гравия, песка различной крупности или суглинка, иногда с примесью ила. Отложения А. из потоков происходят в местах, где скорость течения падает. Они достигают иногда толщины, измеряемой сотнями метров. Ввиду неоднородности наносных аллювиальных отложении и легкой размываемости требуется тщательное изучение их физико-механ. свойств и особенно несущей способности при постройках на А. опор мостов, высоких насыпей и других сооружений.

АЛЬТЕРНАТОР

АЛЬТЕРНАТОР - генератор переменного тока (см. Генератор электрический).

АЛЮМИНИЙ

АЛЮМИНИЙ - цветной металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком, легкий (уд. вес 2,7), по своей тягучести уступает только золоту и серебру, плавится при темп-ре 657° и кипит при темп-ре 1800°. Поверхность А. покрыта тонкой пленкой окисла, предохраняющей его от коррозии. А. растворяется в едких щелочах и разбавленной соляной и серной кислотах, хорошо проводит тепло и электричество, легко поддается прокатке, волочению, штамповке, ковке как в холодном, так и в горячем состоянии, хорошо сплавляется с другими металлами, образуя с ними легкие и прочные сплавы, почти не поддается пайке припоями. Производство А. заключается в извлечении чистого глинозема из горных пород (преимущественно бокситов) с последующим выделением из него А. путем электролиза. А. применяется в чистом виде для изготовления электр. проводов и кабелей, а также широко используется в виде всевозможных сплавов-бронз, дюралюминия, силумина и др. А. восстанавливает также большинство металл. окислов, что используется в алюминотермии и в частности для сварки жел.-дор. рельсов. На жел.-дор. тр-те А. получил распространение как наиболее мягкий, дешевый и красивый металл при изготовлении дверных скоб, плафонов и прочих отделочных деталей подвижного состава, а в последнее время в виде сплавов применяется при изготовлений специальных типов легких вагонов и в изотермических вагонах для изоляции (альфоль).

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (АМЕРИКАНСКИЙ НАСТИЛ)

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (американский настил) - клепаный настил, состоящий из железных балок корытообразного сечения. А. п. ч. служит для поддержания мостового полотна и применяется на мостах, где имеется ограниченная строительная высота. Применяется в путепроводах, при пересечении в разных уровнях жел.-дор. путей между собой или жел.-дор. пути с шоссейной дорогой. Металл, настил в А. п. ч. непосредственно приклепывается к поясам ферм, а в корытах настила укладываются мостовые брусья на специально устроенных подвесках из швеллеров или на балласте. В отношении содержания А. п. ч. наибольшее внимание обращается на корыта с мостовыми брусьями, т. к. под последними затруднены очистка и отвод воды, что способствует появлению ржавчины.

АМЕРИКАНСКАЯ СХЕМА РАЗЪЕЗДА

АМЕРИКАНСКАЯ СХЕМА РАЗЪЕЗДА - расположение путей разъезда однопутной жел.-дор. линии со сдвижкой в продольном направлении. А. с. р. имеет ряд преимуществ в эксплуатации: наименьшее расстояние от головы остановившегося поезда до помещения дежурного с, что обеспечивает быструю связь с ним главного кондуктора и ускорение операций по пропуску поездов, хорошее использование путевых устройств при укладке второго главного пути, возможность скрещения поездов на очень медленном ходу и др.

Применение А. с. р. целесообразно в легких топографических условиях на площадках большой длины.

Применение А. с. р. целесообразно в легких топографических условиях на площадках большой длины.

АМЕРИКАНСКАЯ СХЕМА СТАНЦИИ

АМЕРИКАНСКАЯ СХЕМА СТАНЦИИ - расположение путей и парков со сдвижкой в продольном направлении.

1-платформа; 2-пассаж, здание; 3-пакгауз

1-платформа; 2-пассаж, здание; 3-пакгауз

А. с. с. имеет ряд преимуществ в эксплуатации: короткую сеть водоснабжения, кратчайшую связь главного кондуктора с дежурным по станции, возможность скрещения поездов на очень медленном ходу, удобства посадки и высадки пассажиров и др. Применяется при наличии станционной площадки большой длины.

АМЕРИКАНСКИЕ ПАРОВОЗЫ

АМЕРИКАНСКИЕ ПАРОВОЗЫ - см. Е и Т.

АММИАК

АММИАК - бесцветный газ с резким запахом, представляющий собой соединение трех частиц водорода с азотом (NH3). А. легко сгущается в жидкость, кипит при темп-ре -33,4°, поглощая при испарении большое количество тепла. В воде А. растворяется сильнее всех других газов, образуя нашатырный спирт, или гидрат окиси аммония. Один объем воды при 0° и 7G0 мм давления поглощает 1 176 объемов А. В природе А. образуется при гниении органических веществ, а искусственно получается из продуктов сухой перегонки каменного угля или по так наз. синтетическому способу путем соединения азота с водородом. А. имеет большое промышленное и оборонное значение, являясь исходным продуктом для добывания азотной кислоты. Неустойчивость А. при темп-ре выше 500° и распад на свободные азот и водород используются для сварки инертным газом, для азотизации стали. Способность А. поглощать тепло при испарении широко используется в холодильном деле, в частности при перевозке и хранении скоропортящихся продуктов.

АММОНАЛ

АММОНАЛ - взрывчатое вещество, состоящее из смеси аммониевой селитры, алюминия в порошке и тринитротолуола. Применяется для подрыва грунтов. От влаги портится и становится не годным к употреблению. На жел.-дор. тр-те применяется при карьерных взрывных работах.

АММОНИТ

АММОНИТ - взрывчатое вещество бризантного (дробящего) действия. По составу А.- сложная смесь аммонийной селитры, динитронафтола и хлористого калия. Применяется при разработке каменных карьеров, когда требуется превратить породу в щебенчатую массу.

АМОРТИЗАТОР

АМОРТИЗАТОР - приспособление, служащее для смягчения колебаний рессор и пружин и достижения этим путем более плавного движения подвижного состава. Из многочисленных систем А.-пружинных, резиновых, гидравл., пневм. и др.-наибольшее распространение на жел.-дор. тр-те получили А. фрикционные, в к-рых энергия удара поглощается гл. обр. работой трения между отдельными частями. Такие А. в сочетании со спиральными пружинами ставятся на тележках вагонов, а также в поглощающих аппаратах автосцепки.

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ - постепенное погашение стоимости основных фондов предприятия (зданий, оборудования, подвижного состава и т. п.), изнашивающихся в процессе работы и от времени. А. о. производятся путем включения определенной суммы в себестоимость продукции предприятия, на жел.-дор. тр-те-в себестоимость перевозок грузов и пассажиров. Размер А. о. устанавливается по каждому виду имущества в зависимости от интенсивности его износа и срока службы. А. о. расходуются на капитальный ремонт и замену (реновацию) изнашиваемого и выбывающего имущества (основных фондов). Определяются А. о. с таким расчетом, чтобы обеспечить регулярный капитальный ремонт и возобновление имущества. В условиях социалистического воспроизводства основных фондов тр-та А. о. являются одним л источников финансирования, усиления и социалистической реконструкции его материально-техн. базы.

АМПЕР

АМПЕР - единица силы тока, сокращенно обозначаемая А или о; представляет собой силу неизменяющегося электр. тока, к-рый, проходя через водный раствор азотнокислого серебра, в течение 1 сек. отлагает 1,118 мг серебра (см. Электролиз). Ток в 1 а устанавливается в цепи с сопротивлением в 1 ом в случае приложения к ней напряжения в 1 в. 1 000 а = 1 килоамперу (kА или ко); 0,001 а = 1 миллиамперу (mА или ма).

АМПЕРМЕТР

АМПЕРМЕТР - прибор для измерения силы тока. Распространение получили А. электромагнитные, магнитоэлектр., электродинамические, тепловые и индукционные. В электромагнитных А. измеряемый ток, проходя по катушке, втягивает внутрь ее сердечник из мягкого железа с силой, возрастающей с увеличением силы тока; при этом насаженная на одной оси с сердечником стрелка поворачивается и по градуированной шкале указывает силу тока в амперах. В тепловых А. измеряемый ток пропускается по натянутой металл. нити, к-рая вследствие нагревания током удлиняется и провисает, поворачивая при этом стрелку, указывающую на шкале силу тока. В магнитоэлектр. А. под влиянием взаимодействия измеряемого тока, пропускаемого по проволоке, намотанной на легкую алюминиевую рамку, и магнитного поля постоянного подковообразного магнита рамка вместе с указательной стрелкой поворачивается на больший или меньший угол в зависимости от величины силы тока. В электродинамических А. (без железа) измеряемый ток пропускается последовательно по обмотке неподвижной и подвижной катушек; последняя благодаря взаимодействию проходящего по ней тока с током в неподвижной катушке поворачивается вместе со стрелкой, указывающей силу тока. В индукционных приборах подвижный металл. диск или цилиндр подвергается воздействию бегущего или вращающегося поля, создаваемого неподвижными катушками, соединенными магнитной системой. Тепловые и электродинамические А. пригодны для измерения как постоянного, так и переменного токов, электромагнитные-для постоянного тока и индукционные-для переменного.

АМУРСКАЯ Ж. Д.

АМУРСКАЯ Ж. Д. - часть транссибирской магистрали; состоит из широтной линии, в основном построенной в 1916г., с небольшим количеством веток, идущих к крупным промышленным центрам, пристаням и т. п.; обслуживает по преимуществу Хабаровский край и тянется с В. на З. от ст. Архара (Дальневосточная ж. д.) до ст. Ксеньевская, к З. от к-рой начинается ж. д. им. В. М. Молотова. От ст. Куйбышевка (б. Бочкарево) ответвляется линия до Благовещенска-наАмуре. Эксплуатационная длина- 1 552 км. В грузообороте преобладает отправление. Основные грузы в погрузке дороги: уголь буреинских и кивдо-райчихинских месторождений, интенсивная разработка к-рых началась только в период второй пятилетки, строительные материалы, в том числе продукция нового цементного з-да, продукция лесной промышленности.

Технический железнодорожный словарь (1941) Статьи на букву А (часть 1, АБИ-АНА)

СХЕМАТИЧЕСНАЯ КАРТА АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ МАСШТАБ 1:7 500 000

За последние годы усилилась техн. оснащенность А. ж. д.; почти на всем протяжении вступили в эксплуатацию вторые пути, и А. ж. д. из слабой, технически неразвитой дороги эпохи царизма превратилась в часть мощной и оборудованной современной техникой Байкало-Амурской магистрали. А. ж. д. растет и развивается вместе с растущим советским Дальним Востоком. В 1936 г. машинистом-орденоносцем депо Сковородино А. ж. д. В. Макаровым блестяще осуществлена идея проведения поезда одним паровозом на дальнее расстояние; паровоз под его управлением провел поезд от Сковородино до Москвы (7 500 км) без промывок и ремонта. Бригадами работников А. ж. д. с В. Макаровым во главе выполнен рейс Москва-Владивосток- Москва на паровозе СО 17-635 с тендером-конденсатором.

АНАЛИЗ ГРУНТОВ

АНАЛИЗ ГРУНТОВ - лабораторные исследования для определения состава и свойств грунтов, выяснения их пригодности для строительных целей. А. г. является обязательным для определения допускаемого на них давления при проектировании тяжеловесных сооружений (больших насыпей, мостов, зданий), для определения крутизны откоса насыпей и выемок, при расчете подпорных стенок и при применении грунта в качестве материала в растворы, бетоны, для балласта, в качестве одежды дорог и пр.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная