Технический железнодорожный словарь (1941)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АНВ"-"АЯК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АНВ"-"АЯК")

АНВЕДУК

АНВЕДУК - искусственное сооружение в виде моста, несущее лоток, трубу или канал для пропуска воды. А. применяются при пересечении реки или долины и устраиваются в большинстве случаев по типу массивного арочного моста.

В выемках над жел.-дор. путем для пропуска вод оросительной системы А. строятся в виде легкого моста, поддерживающего лоток или трубу. На ж. д. СССР А. получили наибольшее распространение на Кавказе и в Ср. Азии.

В выемках над жел.-дор. путем для пропуска вод оросительной системы А. строятся в виде легкого моста, поддерживающего лоток или трубу. На ж. д. СССР А. получили наибольшее распространение на Кавказе и в Ср. Азии.

АНГЛИЙСКИЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД

АНГЛИЙСКИЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД - см. Стрелочный перевод.

АНЕРОИД

АНЕРОИД - см. Барометр.

АНЖЕРСКИЙ УГОЛЬ

АНЖЕРСКИЙ УГОЛЬ - разновидность каменного угля. Месторождение-северная часть Кузнецкого бассейна вблизи ст. Анжерская Томской ж. д. А. у. относится к марке ПС (паровично-спекающиеся угли), обладает высокой теплотворной способностью (около 7 225 кал), малым содержанием серы и низкой зольностью, что ставит его в разряд первоклассного топлива СССР. А. у. применяется на паровозах, а также в пламенных литейных и кузнечных печах на ремонтных з-дах.

АНИЛИН

АНИЛИН - бесцветная маслянистая ядовитая жидкость, уд. вес 1,026 с темп-рой кипения 184°, изготовляемая из нитробензола путем обработки его соляной кислотой в присутствии железных или чугунных стружек или путем электролитического его восстановления. А. и его производные служат исходными продуктами для получения красителей, а также нек-рых фармацевтических и взрывчатых веществ. На жел.-дор. тр-те применяется в качестве красителя.

АНКЕРНАЯ ОПОРА

АНКЕРНАЯ ОПОРА - мачта или столб, на к-ром крепится на электрифицированных участках конец контактного провода анкерного пролета. По своей конструкции А. о. может быть с оттяжкой или самонесущей, т. е. не имеющей оттяжек. А. о. применяются и при постройке линий связи для увеличения их устойчивости, гл. обр. в болотистых грунтах.

АНКЕРНЫЙ ПРОЛЕТ

1) Участок контактного провода, расположенный между двумя опорами, на к-рых закреплены концы этого провода; 2) часть пролетного строения с консольными фермами в пределах между опорами.

АНКЕРОВКА ДВУХПРОЛЕТНАЯ

АНКЕРОВКА ДВУХПРОЛЕТНАЯ - устройство контактной подвески в месте сопряжения анкерных пролетов; применяется на электрифицированных ж. д. при полукомпенсированной подвеске во всех случаях, когда не требуется электр. раздела между соединяемыми анкерными пролетами. Между анкерными опорами располагается переходная опора, на к-рой подвешиваются провода обоих анкерных пролетов.

Технический железнодорожный словарь (1941) Статьи на букву А (часть 2, АНВ-АЯК)

Несущие тросы помещаются в общем двойном седле на одном изоляторе, контактные провода удерживаются в требуемом положении относительно оси пути двойным фиксатором. Отходящие на анкеровку ветви подвески монтируются с постепенным повышением. В месте пересечения контактных проводов устанавливаются крестовые накладки и крестовое соединение.

АНКЕРОВКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ

АНКЕРОВКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ - закрепление концов проводов на опорах контактной сети электрифицированных ж. д. При полукомпенсированной подвеске (принятой в СССР) контактный провод анкеруется через компенсатор.

АНКЕРОВКА СРЕДНЯЯ

АНКЕРОВКА СРЕДНЯЯ - устройство в середине анкерного пролета контактной цепной подвески, при помощи к-рого контактный провод закрепляется к несущему тросу. А. с. состоит из отрезка бронзового или стального троса сечением 50 мм2, закрепленного средней своей точкой на контактном проводе и концами-на несущем тросе. Крепление к контактному проводу выполняется специальной клеммой, а к тросу-Клыковыми или плашечными клеммами. А. с. применяется при полукомпенсированной подвеске на анкерных пролетах, имеющих двустороннюю компенсацию контактного провода.

АНКЕРОВКА ТРЕХПРОЛЕТНАЯ

АНКЕРОВКА ТРЕХПРОЛЕТНАЯ - анкеровка с воздушным промежутком, устройство контактной подвески в местах сопряжения подвески перегонов со станционной подвеской; отличается от нормальной двухпролетной анкеровки наличием воздушного промежутка, расположенного между переходными опорами, где контактные подвески смежных анкерных пролетов размещаются в параллельных вертикальных плоскостях, отстоящих на 400 мм одна от другой. Электр. присоединение одного анкерного пролета к другому выполняется через секционный разъединитель.

АНКЕРОВКА ТРЕХПРОЛЕТНАЯ

АНОД

АНОД - положительный полюс источника тока или цепи. При электролизе-металл. пластинка (электрод), через к-рую в электролит входит электр. ток.

АНОМАЛИЯ МАГНИТНАЯ

АНОМАЛИЯ МАГНИТНАЯ - нарушение нормального распределения сил земного магнетизма по земной поверхности. А. м. зависит от геологического строения верхних слоев земной коры и особенно от присутствия в них залежей железных руд. А. м. обнаруживается по отклонению магнитной стрелки компаса и учитывается при жел.-дор. изысканиях ввиду того влияния, к-рое она оказывает на работу измерительных инструментов.

АНТЕННА

АНТЕННА - часть радиостанции, принимающая непосредственное участие в излучении (передающая А.) или приеме (приемная А.) радиоволн. А. представляет собой проводник или систему проводников, прикрепленных обычно на нек-рой высоте над землей к опорам (мачтам) и изолированных от последних, и состоит обычно из двух частей-горизонтальной и соединяющей горизонтальную часть с радиопередатчиком или радиоприемником. Для работы на средних, промежуточных и коротких волнах А. может состоять из одной только вертикальной части (вертикальная А.). По форме различают А.: Г-образные, когда снижение взято от одного из концов горизонтальной части; Т-образные, когда снижение взято от середины горизонтальной части; зонтичные, провода к-рых образуют конус, имеющий вершину в верхней точке, откуда и берется снижение; замкнутые, состоящие из одного или нескольких полных витков провода (рамочные А.), и др.

АНТИНАКИПИНЫ

АНТИНАКИПИНЫ - вещества, прибавляемые в питательную воду паровозных котлов для предупреждения образования накипи и коррозии. Действие А. различно: одни действуют на накипеобразователи химически, другие-коллоидно-химически. К первой группе относятся минеральные вещества, к-рые входят в хим. реакции с накипеобразователями воды и обусловливают их выделение в виде шлама (кальцинированная и каустическая сода, тринатрийфосфат); ко второй-различные коллоиды. Принцип действия последних заключается в том, что частицы коллоидного вещества отвлекают (абсорбируют) выделяющиеся мельчайшие частицы накипи от стенок котла или удерживают (стабилизируют) их в вида мельчайших кристаллов. Примером абсорбционного действия служит коллоидный графит, частички к-рого являются ареной кристаллизации накипеобразователей. Образующийся от применения А. шлам удаляется при продувках и промывках котла. На жел.-дор. тр-те применялись след. А.: коллоидный графит, таннат железа и фосфатная смесь; в настоящее время применяется только последняя в составе: тринатрийфосфат, каустическая сода и дубовый экстракт.

АНТИСЕПТИК

АНТИСЕПТИК - противогнилостное вещество, к-рым пропитывается древесина для предохранения ее от разрушающего действия различных видов древесных грибков. А. делятся на две основные группы: а) минеральные, или водные, и б) органические, или масляные. К первой относятся водные растворы солей: сулемы, фтористого натрия, хлористого цинка, медного купороса и пр., а также морская и озерная вода с большим содержанием разных солей (озера Баскунчаксксе, Эльтон и др.). Ко второй группе относятся: каменноугольный креозот, карболинеум, смолы различного происхождения, смесь креозота с мазутом и пр. Вторая группа А. является более стойкой, обеспечивающей более длительный срок службы древесины. Нек-рые А. имеют ряд существенных недостатков. Сулема, напр., - сильный яд, опасный для людей; старые шпалы, пропитанные сулемой, при сжигании образуют опасные пары ртути. Медный купорос и соляные растворы быстро выщелачиваются и действуют окисляюще на рельсы. Сравнительно лучшими из водных А. являются фтористый натрий и хлористый цинк, нашедшие поэтому наиболее широкое применение при пропитке шпал. Однако все А. первой группы увеличивают токопроводимость шпал, что препятствует применению их на линиях электрифицированных и с автоблокировкой. Преимущество масляных А. состоит в их нерастворимости в воде; шпалы, пропитанные этими А., защищены от проникновения влаги и образования трещин, не требуют просушки, токонепроводимы и вообще более долговечны, чем при пропитке водными А. Креозот- продукт дорогой и дефицитный, поэтому он применяется для пропитки шпал почти исключительно в смеси с мазутом. Древесина пропитывается А. под давлением на специальных (шпалопропиточных) з-дах. В сложных деревянных соединениях (врубках, мостовых узлах, сваях) пропитка заменяется специальной обмазкой (суперобмазка), из к-рой дерево впитывает содержащийся в ней А. С 1939 г. на ж. д. СССР производятся опыты суперобмазки шпал.

АНТИФРИКЦИОННЫЕ СПЛАВЫ

АНТИФРИКЦИОННЫЕ СПЛАВЫ - специальные сплавы белых и цветных металлов, применяемые для заливки вкладышей подшипников. Различают два вида А. с.: а) белые, или баббиты, в к-рых основным металлом является свинец или олово с небольшими присадками более твердых металлов (меди, сурьмы, кальция, натрия и др.), равномерно вкрапленных в основной металл отдельными кристалликами, что и обеспечивает надлежащее качество баббита как А. с; б) желтые, или бронзы, в которых основным является более твердый металл- медь с равномерно вкрапленными в нее кристалликами более мягких, по большей части белых металлов (олова, свинца, сурьмы и др.). Оба вида А. с. удовлетворяют так наз. правилу Шарпи, т. е. состоят из металлов разной твердости, что и придает им необходимые качества. В последнее время находят применение новые виды А. с. (неметалл.), как, напр., бакелиты и др., антифрикционные качества к-рых позволяют рассчитывать, что они явятся полезными заменителями дефицитных металлов.

АНШПУГ

АНШПУГ - шарнирно-гусеничный лом, простейший механизм для передвижения одиночных вагонов вручную на небольшое расстояние. А. состоит из трех рычагов, шарнирно связанных между собой, и приводится в действие одним человеком.

Технический железнодорожный словарь (1941) Статьи на букву А (часть 2, АНВ-АЯК)

Каретка А. устанавливается на рельс вплотную к бандажу колеса передвигаемого вагона. Опуская рукоятку, отклоняют книзу длинное плечо рабочего рычага; поднимающееся при этом короткое плечо нажимает на бандаж, заставляя вращаться колесо. В дальнейшем рукоятка А. снова поднимается и он опять подталкивается по рельсу за передвинувшимся вагоном. Вес А. 10-15 кг.

АППАРАТ БЕЗОПАСНОСТИ

АППАРАТ БЕЗОПАСНОСТИ - кнопка безопасности, дополнительное устройство в блокировке контроллера машиниста электровозов и моторных вагонов, служащее для того, чтобы в случае внезапной потери машинистом способности управлять поездом автоматически выключались тяговые двигатели и вступали в действие воздушные тормоза для остановки поезда.

АРЕНДА ЗЕМЛИ

АРЕНДА ЗЕМЛИ - предоставление на договорных началах во временное пользование какой-либо организации или учреждению участка земли в пределах полосы, отведенной ж. д. Арендованные участки земли предназначаются для складывания грузов внавалку и сооружения различных зданий для хранения грузов (амбаров, зернохранилищ, пакгаузов и т. п.). Свободные земельные участки на территории станции предоставляются в аренду распоряжением нач. станции для временного хранения грузов. Сдача в аренду участков с правом возведения на них сооружений производится управлением ж. д. Ставки на А. з. устанавливаются также управлениями ж. д. Порядок платной и бесплатной А. з. предусмотрен в "Положении о землях, предоставленных транспорту", утвержденном ЦИК и СНК СССР 7/II 1933 г.

АРЕНДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

АРЕНДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА - предоставление локомотивов и вагонов ж. д. во временное пользование промышленным предприятиям и организациям на основании особых разрешений НКПС по договорам между управлением ж. д. и арендатором. Ставки на А. п. с. и общие условия аренды устанавливаются НКПС. Арендованный подвижной состав м. б. использован как на подъездных путях, так и для перевозок по общей сети. Перевозка грузов в принадлежащих клиентуре или арендованных ею вагонах как со своим локомотивом, так и с локомотивом дороги в план не включается. Такая перевозка разрешается нач. дороги в зависимости от пропускной и провозной способности дороги. Предоставление клиентуре в аренду вагонов из парка, выделенного дороге для выполнения плана перевозок, воспрещается (ст. 18 Устава ж. д.).

АРЕНДА СКЛАДОВ

АРЕНДА СКЛАДОВ - предоставление станционных складочных помещений во временное пользование клиентуре на договорных началах. Договором на А. с. предусматриваются сроки и условия аренды. Арендуемые станционные склады предназначаются для кратковременного хранения в них грузов, перевозимых по ж. д.

АРЕОМЕТР

АРЕОМЕТР - прибор для определения удельного веса жидкости по степени погружения плавающего в ней тела. А. снабжен шкалой для определения глубины погружения. Изготовляются А. обычно из стекла и представляют собой запаянный цилиндрический сосуд, в нижней части к-рого помещен груз для понижения центра тяжести, а верх заканчивается тонкой длинной шейкой со шкалой, имеющей деления. Широко распространенные А. Боме в настоящее время вытесняются А. со шкалой, проградуированной не в градусах Боме, а в удельных весах. Для определения плотности кислоты в переносных и подвагонных аккумуляторах используется сифонный А., состоящий из стеклянного сосуда с насаженным на верхнюю часть резиновым шаром. Внутри стеклянного цилиндра помещен небольшой А. Измерения производятся путем всасывания кислоты в сосуд.

АРКА

АРКА - закрепленный по концам кривой брус плавного очертания, обращенный выпуклостью навстречу действующим на него нагрузкам. А. служат для перекрытия отверстий между опорами; применяются в мостах в качестве главных ферм (см. Мост арочный), как вспомогательная конструкция в устоях с проемами и в гражданских сооружениях. Размеры А. определяются по сечению, нормальному к оси А. В отличие от балки в местах закрепления обоих концов А. под действием вертикальной нагрузки наряду с вертикальными создаются также и горизонтальные давления, или так наз. распор. Величина распора в пологих А. больше, чем в подъемистых. Под действием вертикальной нагрузки А. работает гл. обр. на сжатие и в меньшей степени на изгиб. Различают А. бесшарнирные, двухшарнирные и трехшарнирные. В двухшарнирной А. шарниры располагаются в ее пятах, а в трехшарнирной, кроме того, устраивается третий шарнир в ключе А. Шарнирные А. меньше подвергаются дополнительным внутренним

Арка бесшарнирная

Арка бесшарнирная

Арка двухшарнирная Арка трехшарнирная

Арка двухшарнирная Арка трехшарнирная

усилиям от влияния перемен темп-ры или от смещения опор (напр. при сжимаемых грунтах в основаниях опор). Однако шарниры усложняют конструкцию А., делают ее менее жесткой и более восприимчивой к изменению очертания под влиянием перемен темп-ры; поэтому на жел.-дор. тр-те трехшарнирные А. почти не применяются.

АРМАТУРА КОТЛА

АРМАТУРА КОТЛА - вспомогательные приборы, предназначенные для обслуживания парового котла и наблюдения за его работой. В паровозных котлах к А. к. относят след. приборы: для питания котла водой-инжекторы; в качестве водоуказательных приборов- водомерные стекла, водопробные краны; для измерения котлового давления - манометры; для измерения темп-ры его пара-пирометры; кроме того, предохранительные клапаны, легкоплавкие пробки, спускные и продувательные краны и клапаны, приборы для продувки труб на ходу паровоза и др.

АРМАТУРА ПАРОВЫХ ЦИЛИНДРОВ

АРМАТУРА ПАРОВЫХ ЦИЛИНДРОВ - вспомогательные приборы и принадлежности обслуживающие цилиндры паровых машин паровоза (главной, стокерной, бустерной). Сюда относятся: 1) продувательные краны (клапаны) и автоматические водоспускные клапаны для удаления из цилиндров и золотниковых коробок конденсационной воды; 2) приборы контрпара (кран Лешателье); 3) воздушные, паровые и паро-воздушные клапаны для устранения разрежения в золотниковых коробках и присасывания газов из дымовой коробки при езде с закрытым регулятором; 4) перепускные клапаны (байпассы) для перепуска воздуха из одной полости цилиндра в другую при езде с закрытым регулятором; 5) клапаны, предохраняющие цилиндры от последствий водяных ударов; 6) приборы отправления для обеспечения трогания с места паровозов-компаунд; 7) приборы для смазки цилиндров и золотников (масленки, лубрикаторы, пресс-масленки); 8) контрольные краны для наблюдения за подачей смазочного масла; 9) манометры для определения давления в золотниковых коробках и цилиндрах (стокерной и бустерной машин); 10) приборы для прогрева цилиндров.

АРМАТУРА РАБОЧАЯ

АРМАТУРА РАБОЧАЯ - те из стержней арматуры, к-рые служат для воспринятая внутренних усилий, развивающихся под действием нагрузки в элементах железобетонной конструкции. А. р. располагается гл. обр. в растянутой зоне сечения железобетонного элемента. Необходимое количество стержней А. р. определяется на основании расчета прочности конструкции.

АРМАТУРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ

АРМАТУРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ - стержни арматуры в железобетонных плитах и сводах. А. р. обычно укладывается перпендикулярно стержням рабочей арматуры и служит для обеспечения равномерного распределения действующей нагрузки между стержнями, а также для соединения их в один жесткий каркас при монтаже арматуры и последующем бетонировании. Стержни А. р. укладываются перпендикулярно направлению пролета плиты или свода.

АРМАТУРНЫЙ ЦЕХ

АРМАТУРНЫЙ ЦЕХ - отделение з-да, занятое производством и сборкой новых приборов арматуры и ремонтом старых для локомотивов, вагонов и прочего жел.-дор. теплосилового оборудования. Нормальное оборудование А. ц. состоит из универсальных токарных, сверлильных, шлифовальных и притирочных станков, а также из верстаков для пригонки и сборки и особых столов для гидравл. или парового испытания отдельных приборов.

АРОЧНЫЕ ТРУБЫ

АРОЧНЫЕ ТРУБЫ - см. Кипятильные трубы.

АРТЕЗИАНСКАЯ СКВАЖИНА

АРТЕЗИАНСКАЯ СКВАЖИНА - трубчатый колодец, устраиваемый из стальных (железных) труб небольшого диаметра; служит для получения воды из водоносных слоев, залегающих в толще земли и заключенных между водонепроницаемыми слоями. Глубина А. с. зависит от глубины залегания водоносных слоев и бывает в несколько десятков и даже сотен метров. Трубы опускаются в землю бурением. В нижней части А. с. обычно устанавливается фильтр, через к-рый и поступает в нее вода. Необходимость установки фильтра зависит от характера водоносного грунта.

АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ

АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ - подземные воды, заключенные между двумя водонепроницаемыми пластами и находящиеся под давлением (напорные воды). А. в. являются наилучшим источником питьевого водоснабжения, т. к. вследствие их глубокого залегания обычно весьма чисты. Использование А. в. в водоснабжении ж. д. ограничено вследствие трудности их получения (глубокие скважины).

АРТЕЗИАНСКИЙ НАСОС

АРТЕЗИАНСКИЙ НАСОС - см. Глубоководный насос.

АРТЕМОВСКИЙ УГОЛЬ

АРТЕМОВСКИЙ УГОЛЬ - разновидность бурых углей. Месторождение - Приморье (площадь свыше 150 км2); геологический запас угля - до 1,5 млрд. т. А. у. легко и быстро загорается, энергично выделяя летучие, давая длинное пламя и густой темно-бурый дым. А. у. принадлежит к лучшим сортам бурых углей (балласт около 32,6%); зольность его 4,7 - 14,3%; теплотворная способность рабочего топлива около 3 800 кал. А. у. разделяется на марки: БК - бурый крупный, БР - бурый рядовой и БОМ - бурый орешек с мелочью. А. у. успешно применяется на паровозах и стационарных установках Приморской ж. д., на судах и в промышленности. При длительном пребывании на воздухе переходит в порошкообразное состояние с резким понижением теплотворной способности; очень склонен к самовозгоранию.

АРТИКУЛЯЦИЯ

АРТИКУЛЯЦИЯ - метод измерения качества (внятности) телефонной передачи. Уменьшение внятности и искажение телефонной передачи вызываются неравномерным затуханием в линии и аппаратах звуков различного тона. Для определения величины искажений пользуются методом А., состоящим в след.: от одного абонента к другому по телефону передается ряд слогов, лишенных связи и значения. Слушающий записывает эти слоги так, как они были им восприняты. Количество правильно отмеченных слогов показывает качество телефонной аппаратуры и линии. Если из 100 таких слогов правильно воспринято 75-80, то качество передачи считается вполне удовлетворительным.

АСБЕСТ

АСБЕСТ - минерал волокнистого строения белого или светло-желтого цвета. Встречается в природе в виде жил, вросших в горную породу. Благодаря легкой расщепляемости волокон и возможности изготовлять из А. техн. ткани он часто наз. горным льном. Основные свойства: эластичность, нетеплопроводность, огнестойкость, кислото-щелочеупорность и прочность. При 800° становится хрупким, а при 1500° плавится. Применяется для изготовления техн. тканей, картона и набивок для прокладок и сальников в паровых машинах, для теплоизоляции паровых котлов, огнестойкой одежды, а также для изготовления различных асбоцементных изделий (этернит, асбофанера и пр.). А., смешанный с наполнителями, дает пластические массы, применяемые для электроизоляции. Богатые залежи А. имеются в СССР на Урале.

АСБЕСТИТ

АСБЕСТИТ - изоляционный материал, изготовляемый из смеси низших сортов и отходов асбеста (70%) с каолином (белая глина), иногда с добавлением 3 - 4% алебастра. Вследствие большого объемного веса (1-1,5) и сравнительно высокого коэффициента теплопроводности (до 0,30 при темп-ре 100°) считается мало экономичным теплоизоляционным материалом. А. применяется для изоляции паровых котлов и труб.

АСБЕСТОВЫЙ ШНУР

АСБЕСТОВЫЙ ШНУР - состоит из сердцевины - некрученой пряжи и оплетки. Изготовляется диам. от 0,75 до 40 мм и применяется для набивки сальников и как уплотняющий материал в соединительных фланцах и штуцерах паровозов и паровых машин.

АСБОЗУРИТ

АСБОЗУРИТ - изоляционный материал, состоящий из смеси 25% асбеста с 75% трепела или диатомита (инфузорной земли). Объемный вес А. 0,7-0,9; коэффициент теплопроводности 0,20-0,25. Применяется для термоизоляции паровых котлов и труб, а также в виде порошкообразной термоизоляционной засыпки.

АСБОФАНЕРА

АСБОФАНЕРА - строительный материал, изготовляемый из асбоцементной массы в виде плоских или гофрированных листов толщиной 4,5-5,5 мм. А. отличается легкостью, прочностью, огнестойкостью и водонепроницаемостью. Применяется для покрытия кровель и обшивки стен.

АСБОЦЕМЕНТ

АСБОЦЕМЕНТ - строительный материал, содержащий в себе до 15% асбеста и 85% портланд-цемента (в весовом отношении). Асбестовое волокно в асбоцементных изделиях играет роль, подобную арматуре в железобетонных изделиях, придавая им большую упругость, прочность, а иногда и нетеплопроводность. В строительстве А. применяется в виде готовых изделий: а) асбоцементных плиток (этернита), идущих для покрытия крыш, б) асбоцементных листов (асбофанеры) с плоской и волнистой поверхностью, применяемых для обшивки стен и покрытия крыш, в) асбоцементных труб-для водопроводов и канализации.

АСБОШИФЕР

АСБОШИФЕР - кровельный материал, изготовляемый из смеси 80-90% цемента с 20- 10% асбеста путем прессования его под давлением 100-80 кг/см2.

АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - машина переменного тока, вращающаяся со скоростью меньшей, чем синхронная скорость (см. Синхронный генератор). Наиболее распространены трехфазные А. д., состоящие из неподвижной части-статора-и подвижной-ротора; в пазы статора уложена трехфазная обмотка, состоящая из трех отдельных обмоток (фаз), соединенных звездой или треугольником. При питании этой обмотки трехфазным током создается магнитное поле, вращающееся с синхронной скоростью.

Технический железнодорожный словарь (1941) Статьи на букву А (часть 2, АНВ-АЯК)

Магнитные линии при этом пересекают обмотку ротора, расположенного внутри статора. Вследствие пересечения ротора магнитными линиями в обмотке его индуктируются электродвижущие силы. Эти силы вызывают в замкнутой на себя обмотке ротора токи, взаимодействующие с вращающимся магнитным полем и обусловливающие появление момента, под влиянием к-рого ротор вращается в направлении вращающегося магнитного поля. Так. обр., принцип действия А. д. основывается на несовпадении числа оборотов ротора с числом оборотов вращающегося магнитного поля: число оборотов ротора всегда меньше. Отставание ротора от поля статора, выраженное в процентах (обычно 2-5%), наз. скольжением. Концы трех фаз обмотки ротора, соединяемых звездой, присоединены к трем контактным кольцам 1, вращающимся на одной оси с ротором. По кольцам скользят неподвижные щетки 2, соединенные с пусковым реостатом 3, включаемым на время пуска мотора в ход. Благодаря простоте конструкции и обслуживания А. д. получили широкое распространение.

АСФАЛЬТ (ПРИРОДНЫЙ)

АСФАЛЬТ (природный) - горная смола, состоящая из органических веществ (битумов) и мелких минеральных веществ. Применяется при кладке водоупорных изоляций, для покрытия полов в мастерских, депо, при изготовлении асфальтовых растворов и бетонов для покрытия трубопроводов, а также при изготовлении электроизоляционных масс (компаундов), лаков. Кроме А. естественного применяется для техн. целей А. нефтяной, или искусственный, представляющий собой нефтяной гудрон, полученный из остатков перегонки нефти.

АСФАЛЬТОВЫЙ ЛАК

АСФАЛЬТОВЫЙ ЛАК - раствор естественного или искусственного асфальта в испаряющихся жидкостях или растворителях (скипидар, бензол, бензиново-скипидарная смесь, лаковый бензин и сольвент-нафта, растительные масла и др.). Отличительные свойства А. л.-эластичность пленки, водоупорность, кислотоупорность, теплостойкость, хорошее прилегание к металлам. Широко применяется для покрытия металл. частей машин и сооружений, предохраняя их от ржавчины, а также для гидро- и электроизоляции электромашин.

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ - сила, с к-рой окружающий со всех сторон землю воздух давит на ее поверхность и на все тела, находящиеся на этой поверхности. А. д. изменяется в зависимости от положения данной точки по отношению к уровню моря: чем выше расположена точка над уровнем моря, тем А. д. меньше, чем ниже,-тем оно больше. Обычно при расчетах А. д. принимают равным 1,0333 кг на каждый кв. сантиметр земной поверхности. Опытом Торичелли установлено, что в среднем А. д. на площадь, равную 1 см2, равно давлению столба ртути высотой 760 мм. Величина А. д. определяется по барометру. В технике за единицу измерения давления принимается давление, равное 1 кг /см2.

АЦЕТИЛЕН

АЦЕТИЛЕН - искусственный горючий газ, легче воздуха (уд. вес 0,91), представляющий собой газообразный углеводород (С2Н2), добываемый из карбида кальция (СаС2) путем разложения его водой. А. горит на воздухе коптящим, а в струе кислорода синим пламенем, развивая в последнем случае температуру до 2400°. Под давлением свыше 2 am, a также в смеси с воздухом (более 5% и менее 80%) становится взрывчатым; с серебром и медью дает взрывчатые соединения. Широко применяемся во всех отраслях промышленности и жел.-дор. тр-та при газокислородной сварке и резке металлов. Для этой цели А. вырабатывается либо на месте его потребления в специальных генераторах (переносных и стационарных), либо на з-дах, откуда доставляется потребителю в стальных баллонах под давлением до 17 am в растворенном (в ацетоне) состоянии.

АЦЕТИЛЕНОВЫЙ ГЕНЕРАТОР

АЦЕТИЛЕНОВЫЙ ГЕНЕРАТОР - аппарат, служащий для получения ацетилена из карбида кальция путем соединения последнего с водой. Как стационарные, так и передвижные

А. г. подразделяются на два основных типа: "карбид на воду" и "вода на карбид". При эксплуатации А. г. легко образуются сильно взрывчатые газовые смеси. Для обеспечения безопасности на них применяют водяные затворы, предохранительные патроны и очистители воздуха. А. г. широко применяются на ремонтных з-дах, в жел.-дор. депо, вагоноремонтных мастерских и дистанциях пути для получения ацетилена при сварке и резке.

АШХАБАДСКАЯ Ж. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЭРОВАГОН

АЭРОВАГОН - самодвижущийся вагон с собственной силовой установкой, перемещающийся по рельсам под действием воздушного винта (пропеллера). Не нуждаясь в сцепном весе, А. допускает значительное облегчение конструкции путем применения алюминиевых сплавов и высокосортных сталей, что делает его особенно пригодным для высокоскоростного тр-та. При пробных поездках с первым А. за границей была достигнута средняя техн. скорость в 160 км/ч.

АЭРОТАНК

сооружение для биологической очистки сточных вод, представляющее собой особый резервуар, в к-ром сточная жидкость подвергается продуванию воздухом, нагнетаемым компрессором в воздушные камеры 1. Распределение сжатого воздуха производится при помощи дырчатых труб, расположенных по дну, или при помощи пористых пластинок 2 (так наз. фильтросов), помещенных в нижней части резервуара. Распределение воздуха фильтросами является более эффективным, т. к. они дают более мелкие пузырьки. Производительность А. в несколько раз выше биофильтра. В А. очистка воды происходит в присутствии активного ила 3, образующегося в процессе работы и служащего рассадником бактерий и инфузорий, жизнедеятельность к-рых обусловливает собой очистку воды. Сточные воды протекают в А. медленно-в течение 4-6 час; за это время загрязняющие воду вещества переходят в хлопья ила и минерализуются.

сооружение для биологической очистки сточных вод, представляющее собой особый резервуар, в к-ром сточная жидкость подвергается продуванию воздухом, нагнетаемым компрессором в воздушные камеры 1. Распределение сжатого воздуха производится при помощи дырчатых труб, расположенных по дну, или при помощи пористых пластинок 2 (так наз. фильтросов), помещенных в нижней части резервуара. Распределение воздуха фильтросами является более эффективным, т. к. они дают более мелкие пузырьки. Производительность А. в несколько раз выше биофильтра. В А. очистка воды происходит в присутствии активного ила 3, образующегося в процессе работы и служащего рассадником бактерий и инфузорий, жизнедеятельность к-рых обусловливает собой очистку воды. Сточные воды протекают в А. медленно-в течение 4-6 час; за это время загрязняющие воду вещества переходят в хлопья ила и минерализуются.

АЭРОФОТОСЪЕМКА

АЭРОФОТОСЪЕМКА - воздушная фотографическая съемка местности с самолета. А. дает при рекогносцировке местности основу для общего изучения рельефа и выбора в основных чертах вариантов проектируемой линии. Применение А. при рекогносцировочных изысканиях позволяет во многих случаях обойтись без производства геодезических полевых работ. Различают два вида А.: 1) плановую, при к-рой местность снимается однообъективными фотокамерами при почти отвесной оптической их оси; 2) перспективную при съемке многообъективными (от 3 до 9) фотокамерами, оптические оси к-рых могут располагаться под любым углом к отвесной линии. Каждый из этих методов м. б. применен при: а) контурно-комбинационной А., в результате к-рой обозначается безрельефный план местности, а рельеф получается путем дополнительных мензульных съемок по скорректированным фотопланам, приведенным к одному заданному масштабу; б) стереофотограмметрической А., в результате к-рой получается план местности в горизонталях (т. е. с изображением рельефа).

При первом методе А. фотоснимки кроме трансформирования никакой другой механ. обработке не подвергаются. План получается в результате монтажа приведенных к одному масштабу контактных отпечатков. При втором методе А. получаемые фотостереомодели подвергаются обработке на специальных приборах: стереопланиметрах стереоскопах и др.

"АЯКС"

"АЯКС" - горизонтальная ковочно-высадочная машина для штамповки небольших изделий и высадки головок болтов, концов связей, головок торцевых ключей и т. п. Применяемые штампы (матрицы) крайне просты, смена их производится быстро, и потому А. получили распространение не только на з-дах массового производства, но и на паровозо- и вагоноремонтных з-дах. Изготовляются А. нескольких размеров с силой нажатия от 40 до 750 т, обычно с приводом от индивидуального электромотора мощностью от 10 до 50 ЛС.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная