Статьи на букву "А" (часть 2, "АНВ"-"АЯК")
АНВЕДУК - искусственное сооружение в виде моста, несущее лоток, трубу или канал для пропуска воды. А. применяются при пересечении реки или долины и устраиваются в большинстве случаев по типу массивного арочного моста. В выемках над жел.-дор. путем для пропуска вод оросительной системы А. строятся в виде легкого моста, поддерживающего лоток или трубу. На ж. д. СССР А. получили наибольшее распространение на Кавказе и в Ср. Азии. |
АНГЛИЙСКИЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД - см. Стрелочный перевод. |
АНЕРОИД - см. Барометр. |
АНЖЕРСКИЙ УГОЛЬ - разновидность каменного угля. Месторождение-северная часть Кузнецкого бассейна вблизи ст. Анжерская Томской ж. д. А. у. относится к марке ПС (паровично-спекающиеся угли), обладает высокой теплотворной способностью (около 7 225 кал), малым содержанием серы и низкой зольностью, что ставит его в разряд первоклассного топлива СССР. А. у. применяется на паровозах, а также в пламенных литейных и кузнечных печах на ремонтных з-дах. |
АНИЛИН - бесцветная маслянистая ядовитая жидкость, уд. вес 1,026 с темп-рой кипения 184°, изготовляемая из нитробензола путем обработки его соляной кислотой в присутствии железных или чугунных стружек или путем электролитического его восстановления. А. и его производные служат исходными продуктами для получения красителей, а также нек-рых фармацевтических и взрывчатых веществ. На жел.-дор. тр-те применяется в качестве красителя. |
АНКЕРНАЯ ОПОРА - мачта или столб, на к-ром крепится на электрифицированных участках конец контактного провода анкерного пролета. По своей конструкции А. о. может быть с оттяжкой или самонесущей, т. е. не имеющей оттяжек. А. о. применяются и при постройке линий связи для увеличения их устойчивости, гл. обр. в болотистых грунтах. |
1) Участок контактного провода, расположенный между двумя опорами, на к-рых закреплены концы этого провода; 2) часть пролетного строения с консольными фермами в пределах между опорами. |
АНКЕРОВКА ДВУХПРОЛЕТНАЯ - устройство контактной подвески в месте сопряжения анкерных пролетов; применяется на электрифицированных ж. д. при полукомпенсированной подвеске во всех случаях, когда не требуется электр. раздела между соединяемыми анкерными пролетами. Между анкерными опорами располагается переходная опора, на к-рой подвешиваются провода обоих анкерных пролетов. Несущие тросы помещаются в общем двойном седле на одном изоляторе, контактные провода удерживаются в требуемом положении относительно оси пути двойным фиксатором. Отходящие на анкеровку ветви подвески монтируются с постепенным повышением. В месте пересечения контактных проводов устанавливаются крестовые накладки и крестовое соединение. |
АНКЕРОВКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ - закрепление концов проводов на опорах контактной сети электрифицированных ж. д. При полукомпенсированной подвеске (принятой в СССР) контактный провод анкеруется через компенсатор. |
АНКЕРОВКА СРЕДНЯЯ - устройство в середине анкерного пролета контактной цепной подвески, при помощи к-рого контактный провод закрепляется к несущему тросу. А. с. состоит из отрезка бронзового или стального троса сечением 50 мм2, закрепленного средней своей точкой на контактном проводе и концами-на несущем тросе. Крепление к контактному проводу выполняется специальной клеммой, а к тросу-Клыковыми или плашечными клеммами. А. с. применяется при полукомпенсированной подвеске на анкерных пролетах, имеющих двустороннюю компенсацию контактного провода. |
АНКЕРОВКА ТРЕХПРОЛЕТНАЯ - анкеровка с воздушным промежутком, устройство контактной подвески в местах сопряжения подвески перегонов со станционной подвеской; отличается от нормальной двухпролетной анкеровки наличием воздушного промежутка, расположенного между переходными опорами, где контактные подвески смежных анкерных пролетов размещаются в параллельных вертикальных плоскостях, отстоящих на 400 мм одна от другой. Электр. присоединение одного анкерного пролета к другому выполняется через секционный разъединитель. |
АНОД - положительный полюс источника тока или цепи. При электролизе-металл. пластинка (электрод), через к-рую в электролит входит электр. ток. |
АНОМАЛИЯ МАГНИТНАЯ - нарушение нормального распределения сил земного магнетизма по земной поверхности. А. м. зависит от геологического строения верхних слоев земной коры и особенно от присутствия в них залежей железных руд. А. м. обнаруживается по отклонению магнитной стрелки компаса и учитывается при жел.-дор. изысканиях ввиду того влияния, к-рое она оказывает на работу измерительных инструментов. |
АНТЕННА - часть радиостанции, принимающая непосредственное участие в излучении (передающая А.) или приеме (приемная А.) радиоволн. А. представляет собой проводник или систему проводников, прикрепленных обычно на нек-рой высоте над землей к опорам (мачтам) и изолированных от последних, и состоит обычно из двух частей-горизонтальной и соединяющей горизонтальную часть с радиопередатчиком или радиоприемником. Для работы на средних, промежуточных и коротких волнах А. может состоять из одной только вертикальной части (вертикальная А.). По форме различают А.: Г-образные, когда снижение взято от одного из концов горизонтальной части; Т-образные, когда снижение взято от середины горизонтальной части; зонтичные, провода к-рых образуют конус, имеющий вершину в верхней точке, откуда и берется снижение; замкнутые, состоящие из одного или нескольких полных витков провода (рамочные А.), и др. |
АНТИНАКИПИНЫ - вещества, прибавляемые в питательную воду паровозных котлов для предупреждения образования накипи и коррозии. Действие А. различно: одни действуют на накипеобразователи химически, другие-коллоидно-химически. К первой группе относятся минеральные вещества, к-рые входят в хим. реакции с накипеобразователями воды и обусловливают их выделение в виде шлама (кальцинированная и каустическая сода, тринатрийфосфат); ко второй-различные коллоиды. Принцип действия последних заключается в том, что частицы коллоидного вещества отвлекают (абсорбируют) выделяющиеся мельчайшие частицы накипи от стенок котла или удерживают (стабилизируют) их в вида мельчайших кристаллов. Примером абсорбционного действия служит коллоидный графит, частички к-рого являются ареной кристаллизации накипеобразователей. Образующийся от применения А. шлам удаляется при продувках и промывках котла. На жел.-дор. тр-те применялись след. А.: коллоидный графит, таннат железа и фосфатная смесь; в настоящее время применяется только последняя в составе: тринатрийфосфат, каустическая сода и дубовый экстракт. |
АНТИСЕПТИК - противогнилостное вещество, к-рым пропитывается древесина для предохранения ее от разрушающего действия различных видов древесных грибков. А. делятся на две основные группы: а) минеральные, или водные, и б) органические, или масляные. К первой относятся водные растворы солей: сулемы, фтористого натрия, хлористого цинка, медного купороса и пр., а также морская и озерная вода с большим содержанием разных солей (озера Баскунчаксксе, Эльтон и др.). Ко второй группе относятся: каменноугольный креозот, карболинеум, смолы различного происхождения, смесь креозота с мазутом и пр. Вторая группа А. является более стойкой, обеспечивающей более длительный срок службы древесины. Нек-рые А. имеют ряд существенных недостатков. Сулема, напр., - сильный яд, опасный для людей; старые шпалы, пропитанные сулемой, при сжигании образуют опасные пары ртути. Медный купорос и соляные растворы быстро выщелачиваются и действуют окисляюще на рельсы. Сравнительно лучшими из водных А. являются фтористый натрий и хлористый цинк, нашедшие поэтому наиболее широкое применение при пропитке шпал. Однако все А. первой группы увеличивают токопроводимость шпал, что препятствует применению их на линиях электрифицированных и с автоблокировкой. Преимущество масляных А. состоит в их нерастворимости в воде; шпалы, пропитанные этими А., защищены от проникновения влаги и образования трещин, не требуют просушки, токонепроводимы и вообще более долговечны, чем при пропитке водными А. Креозот- продукт дорогой и дефицитный, поэтому он применяется для пропитки шпал почти исключительно в смеси с мазутом. Древесина пропитывается А. под давлением на специальных (шпалопропиточных) з-дах. В сложных деревянных соединениях (врубках, мостовых узлах, сваях) пропитка заменяется специальной обмазкой (суперобмазка), из к-рой дерево впитывает содержащийся в ней А. С 1939 г. на ж. д. СССР производятся опыты суперобмазки шпал. |
АНТИФРИКЦИОННЫЕ СПЛАВЫ - специальные сплавы белых и цветных металлов, применяемые для заливки вкладышей подшипников. Различают два вида А. с.: а) белые, или баббиты, в к-рых основным металлом является свинец или олово с небольшими присадками более твердых металлов (меди, сурьмы, кальция, натрия и др.), равномерно вкрапленных в основной металл отдельными кристалликами, что и обеспечивает надлежащее качество баббита как А. с; б) желтые, или бронзы, в которых основным является более твердый металл- медь с равномерно вкрапленными в нее кристалликами более мягких, по большей части белых металлов (олова, свинца, сурьмы и др.). Оба вида А. с. удовлетворяют так наз. правилу Шарпи, т. е. состоят из металлов разной твердости, что и придает им необходимые качества. В последнее время находят применение новые виды А. с. (неметалл.), как, напр., бакелиты и др., антифрикционные качества к-рых позволяют рассчитывать, что они явятся полезными заменителями дефицитных металлов. |
АНШПУГ - шарнирно-гусеничный лом, простейший механизм для передвижения одиночных вагонов вручную на небольшое расстояние. А. состоит из трех рычагов, шарнирно связанных между собой, и приводится в действие одним человеком. Каретка А. устанавливается на рельс вплотную к бандажу колеса передвигаемого вагона. Опуская рукоятку, отклоняют книзу длинное плечо рабочего рычага; поднимающееся при этом короткое плечо нажимает на бандаж, заставляя вращаться колесо. В дальнейшем рукоятка А. снова поднимается и он опять подталкивается по рельсу за передвинувшимся вагоном. Вес А. 10-15 кг. |
АППАРАТ БЕЗОПАСНОСТИ - кнопка безопасности, дополнительное устройство в блокировке контроллера машиниста электровозов и моторных вагонов, служащее для того, чтобы в случае внезапной потери машинистом способности управлять поездом автоматически выключались тяговые двигатели и вступали в действие воздушные тормоза для остановки поезда. |
АРЕНДА ЗЕМЛИ - предоставление на договорных началах во временное пользование какой-либо организации или учреждению участка земли в пределах полосы, отведенной ж. д. Арендованные участки земли предназначаются для складывания грузов внавалку и сооружения различных зданий для хранения грузов (амбаров, зернохранилищ, пакгаузов и т. п.). Свободные земельные участки на территории станции предоставляются в аренду распоряжением нач. станции для временного хранения грузов. Сдача в аренду участков с правом возведения на них сооружений производится управлением ж. д. Ставки на А. з. устанавливаются также управлениями ж. д. Порядок платной и бесплатной А. з. предусмотрен в "Положении о землях, предоставленных транспорту", утвержденном ЦИК и СНК СССР 7/II 1933 г. |
АРЕНДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА - предоставление локомотивов и вагонов ж. д. во временное пользование промышленным предприятиям и организациям на основании особых разрешений НКПС по договорам между управлением ж. д. и арендатором. Ставки на А. п. с. и общие условия аренды устанавливаются НКПС. Арендованный подвижной состав м. б. использован как на подъездных путях, так и для перевозок по общей сети. Перевозка грузов в принадлежащих клиентуре или арендованных ею вагонах как со своим локомотивом, так и с локомотивом дороги в план не включается. Такая перевозка разрешается нач. дороги в зависимости от пропускной и провозной способности дороги. Предоставление клиентуре в аренду вагонов из парка, выделенного дороге для выполнения плана перевозок, воспрещается (ст. 18 Устава ж. д.). |
АРЕНДА СКЛАДОВ - предоставление станционных складочных помещений во временное пользование клиентуре на договорных началах. Договором на А. с. предусматриваются сроки и условия аренды. Арендуемые станционные склады предназначаются для кратковременного хранения в них грузов, перевозимых по ж. д. |
АРЕОМЕТР - прибор для определения удельного веса жидкости по степени погружения плавающего в ней тела. А. снабжен шкалой для определения глубины погружения. Изготовляются А. обычно из стекла и представляют собой запаянный цилиндрический сосуд, в нижней части к-рого помещен груз для понижения центра тяжести, а верх заканчивается тонкой длинной шейкой со шкалой, имеющей деления. Широко распространенные А. Боме в настоящее время вытесняются А. со шкалой, проградуированной не в градусах Боме, а в удельных весах. Для определения плотности кислоты в переносных и подвагонных аккумуляторах используется сифонный А., состоящий из стеклянного сосуда с насаженным на верхнюю часть резиновым шаром. Внутри стеклянного цилиндра помещен небольшой А. Измерения производятся путем всасывания кислоты в сосуд. |
АРКА - закрепленный по концам кривой брус плавного очертания, обращенный выпуклостью навстречу действующим на него нагрузкам. А. служат для перекрытия отверстий между опорами; применяются в мостах в качестве главных ферм (см. Мост арочный), как вспомогательная конструкция в устоях с проемами и в гражданских сооружениях. Размеры А. определяются по сечению, нормальному к оси А. В отличие от балки в местах закрепления обоих концов А. под действием вертикальной нагрузки наряду с вертикальными создаются также и горизонтальные давления, или так наз. распор. Величина распора в пологих А. больше, чем в подъемистых. Под действием вертикальной нагрузки А. работает гл. обр. на сжатие и в меньшей степени на изгиб. Различают А. бесшарнирные, двухшарнирные и трехшарнирные. В двухшарнирной А. шарниры располагаются в ее пятах, а в трехшарнирной, кроме того, устраивается третий шарнир в ключе А. Шарнирные А. меньше подвергаются дополнительным внутренним Арка бесшарнирная Арка двухшарнирная Арка трехшарнирная усилиям от влияния перемен темп-ры или от смещения опор (напр. при сжимаемых грунтах в основаниях опор). Однако шарниры усложняют конструкцию А., делают ее менее жесткой и более восприимчивой к изменению очертания под влиянием перемен темп-ры; поэтому на жел.-дор. тр-те трехшарнирные А. почти не применяются. |
АРМАТУРА КОТЛА - вспомогательные приборы, предназначенные для обслуживания парового котла и наблюдения за его работой. В паровозных котлах к А. к. относят след. приборы: для питания котла водой-инжекторы; в качестве водоуказательных приборов- водомерные стекла, водопробные краны; для измерения котлового давления - манометры; для измерения темп-ры его пара-пирометры; кроме того, предохранительные клапаны, легкоплавкие пробки, спускные и продувательные краны и клапаны, приборы для продувки труб на ходу паровоза и др. |
АРМАТУРА ПАРОВЫХ ЦИЛИНДРОВ - вспомогательные приборы и принадлежности обслуживающие цилиндры паровых машин паровоза (главной, стокерной, бустерной). Сюда относятся: 1) продувательные краны (клапаны) и автоматические водоспускные клапаны для удаления из цилиндров и золотниковых коробок конденсационной воды; 2) приборы контрпара (кран Лешателье); 3) воздушные, паровые и паро-воздушные клапаны для устранения разрежения в золотниковых коробках и присасывания газов из дымовой коробки при езде с закрытым регулятором; 4) перепускные клапаны (байпассы) для перепуска воздуха из одной полости цилиндра в другую при езде с закрытым регулятором; 5) клапаны, предохраняющие цилиндры от последствий водяных ударов; 6) приборы отправления для обеспечения трогания с места паровозов-компаунд; 7) приборы для смазки цилиндров и золотников (масленки, лубрикаторы, пресс-масленки); 8) контрольные краны для наблюдения за подачей смазочного масла; 9) манометры для определения давления в золотниковых коробках и цилиндрах (стокерной и бустерной машин); 10) приборы для прогрева цилиндров. |
АРМАТУРА РАБОЧАЯ - те из стержней арматуры, к-рые служат для воспринятая внутренних усилий, развивающихся под действием нагрузки в элементах железобетонной конструкции. А. р. располагается гл. обр. в растянутой зоне сечения железобетонного элемента. Необходимое количество стержней А. р. определяется на основании расчета прочности конструкции. |
АРМАТУРА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ - стержни арматуры в железобетонных плитах и сводах. А. р. обычно укладывается перпендикулярно стержням рабочей арматуры и служит для обеспечения равномерного распределения действующей нагрузки между стержнями, а также для соединения их в один жесткий каркас при монтаже арматуры и последующем бетонировании. Стержни А. р. укладываются перпендикулярно направлению пролета плиты или свода. |
АРМАТУРНЫЙ ЦЕХ - отделение з-да, занятое производством и сборкой новых приборов арматуры и ремонтом старых для локомотивов, вагонов и прочего жел.-дор. теплосилового оборудования. Нормальное оборудование А. ц. состоит из универсальных токарных, сверлильных, шлифовальных и притирочных станков, а также из верстаков для пригонки и сборки и особых столов для гидравл. или парового испытания отдельных приборов. |
АРОЧНЫЕ ТРУБЫ - см. Кипятильные трубы. |
АРТЕЗИАНСКАЯ СКВАЖИНА - трубчатый колодец, устраиваемый из стальных (железных) труб небольшого диаметра; служит для получения воды из водоносных слоев, залегающих в толще земли и заключенных между водонепроницаемыми слоями. Глубина А. с. зависит от глубины залегания водоносных слоев и бывает в несколько десятков и даже сотен метров. Трубы опускаются в землю бурением. В нижней части А. с. обычно устанавливается фильтр, через к-рый и поступает в нее вода. Необходимость установки фильтра зависит от характера водоносного грунта. |
АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ - подземные воды, заключенные между двумя водонепроницаемыми пластами и находящиеся под давлением (напорные воды). А. в. являются наилучшим источником питьевого водоснабжения, т. к. вследствие их глубокого залегания обычно весьма чисты. Использование А. в. в водоснабжении ж. д. ограничено вследствие трудности их получения (глубокие скважины). |
АРТЕЗИАНСКИЙ НАСОС - см. Глубоководный насос. |
АРТЕМОВСКИЙ УГОЛЬ - разновидность бурых углей. Месторождение - Приморье (площадь свыше 150 км2); геологический запас угля - до 1,5 млрд. т. А. у. легко и быстро загорается, энергично выделяя летучие, давая длинное пламя и густой темно-бурый дым. А. у. принадлежит к лучшим сортам бурых углей (балласт около 32,6%); зольность его 4,7 - 14,3%; теплотворная способность рабочего топлива около 3 800 кал. А. у. разделяется на марки: БК - бурый крупный, БР - бурый рядовой и БОМ - бурый орешек с мелочью. А. у. успешно применяется на паровозах и стационарных установках Приморской ж. д., на судах и в промышленности. При длительном пребывании на воздухе переходит в порошкообразное состояние с резким понижением теплотворной способности; очень склонен к самовозгоранию. |
АРТИКУЛЯЦИЯ - метод измерения качества (внятности) телефонной передачи. Уменьшение внятности и искажение телефонной передачи вызываются неравномерным затуханием в линии и аппаратах звуков различного тона. Для определения величины искажений пользуются методом А., состоящим в след.: от одного абонента к другому по телефону передается ряд слогов, лишенных связи и значения. Слушающий записывает эти слоги так, как они были им восприняты. Количество правильно отмеченных слогов показывает качество телефонной аппаратуры и линии. Если из 100 таких слогов правильно воспринято 75-80, то качество передачи считается вполне удовлетворительным. |
АСБЕСТ - минерал волокнистого строения белого или светло-желтого цвета. Встречается в природе в виде жил, вросших в горную породу. Благодаря легкой расщепляемости волокон и возможности изготовлять из А. техн. ткани он часто наз. горным льном. Основные свойства: эластичность, нетеплопроводность, огнестойкость, кислото-щелочеупорность и прочность. При 800° становится хрупким, а при 1500° плавится. Применяется для изготовления техн. тканей, картона и набивок для прокладок и сальников в паровых машинах, для теплоизоляции паровых котлов, огнестойкой одежды, а также для изготовления различных асбоцементных изделий (этернит, асбофанера и пр.). А., смешанный с наполнителями, дает пластические массы, применяемые для электроизоляции. Богатые залежи А. имеются в СССР на Урале. |
АСБЕСТИТ - изоляционный материал, изготовляемый из смеси низших сортов и отходов асбеста (70%) с каолином (белая глина), иногда с добавлением 3 - 4% алебастра. Вследствие большого объемного веса (1-1,5) и сравнительно высокого коэффициента теплопроводности (до 0,30 при темп-ре 100°) считается мало экономичным теплоизоляционным материалом. А. применяется для изоляции паровых котлов и труб. |
АСБЕСТОВЫЙ ШНУР - состоит из сердцевины - некрученой пряжи и оплетки. Изготовляется диам. от 0,75 до 40 мм и применяется для набивки сальников и как уплотняющий материал в соединительных фланцах и штуцерах паровозов и паровых машин. |
АСБОЗУРИТ - изоляционный материал, состоящий из смеси 25% асбеста с 75% трепела или диатомита (инфузорной земли). Объемный вес А. 0,7-0,9; коэффициент теплопроводности 0,20-0,25. Применяется для термоизоляции паровых котлов и труб, а также в виде порошкообразной термоизоляционной засыпки. |
АСБОФАНЕРА - строительный материал, изготовляемый из асбоцементной массы в виде плоских или гофрированных листов толщиной 4,5-5,5 мм. А. отличается легкостью, прочностью, огнестойкостью и водонепроницаемостью. Применяется для покрытия кровель и обшивки стен. |
АСБОЦЕМЕНТ - строительный материал, содержащий в себе до 15% асбеста и 85% портланд-цемента (в весовом отношении). Асбестовое волокно в асбоцементных изделиях играет роль, подобную арматуре в железобетонных изделиях, придавая им большую упругость, прочность, а иногда и нетеплопроводность. В строительстве А. применяется в виде готовых изделий: а) асбоцементных плиток (этернита), идущих для покрытия крыш, б) асбоцементных листов (асбофанеры) с плоской и волнистой поверхностью, применяемых для обшивки стен и покрытия крыш, в) асбоцементных труб-для водопроводов и канализации. |
АСБОШИФЕР - кровельный материал, изготовляемый из смеси 80-90% цемента с 20- 10% асбеста путем прессования его под давлением 100-80 кг/см2. |
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - машина переменного тока, вращающаяся со скоростью меньшей, чем синхронная скорость (см. Синхронный генератор). Наиболее распространены трехфазные А. д., состоящие из неподвижной части-статора-и подвижной-ротора; в пазы статора уложена трехфазная обмотка, состоящая из трех отдельных обмоток (фаз), соединенных звездой или треугольником. При питании этой обмотки трехфазным током создается магнитное поле, вращающееся с синхронной скоростью. Магнитные линии при этом пересекают обмотку ротора, расположенного внутри статора. Вследствие пересечения ротора магнитными линиями в обмотке его индуктируются электродвижущие силы. Эти силы вызывают в замкнутой на себя обмотке ротора токи, взаимодействующие с вращающимся магнитным полем и обусловливающие появление момента, под влиянием к-рого ротор вращается в направлении вращающегося магнитного поля. Так. обр., принцип действия А. д. основывается на несовпадении числа оборотов ротора с числом оборотов вращающегося магнитного поля: число оборотов ротора всегда меньше. Отставание ротора от поля статора, выраженное в процентах (обычно 2-5%), наз. скольжением. Концы трех фаз обмотки ротора, соединяемых звездой, присоединены к трем контактным кольцам 1, вращающимся на одной оси с ротором. По кольцам скользят неподвижные щетки 2, соединенные с пусковым реостатом 3, включаемым на время пуска мотора в ход. Благодаря простоте конструкции и обслуживания А. д. получили широкое распространение. |
АСФАЛЬТ (природный) - горная смола, состоящая из органических веществ (битумов) и мелких минеральных веществ. Применяется при кладке водоупорных изоляций, для покрытия полов в мастерских, депо, при изготовлении асфальтовых растворов и бетонов для покрытия трубопроводов, а также при изготовлении электроизоляционных масс (компаундов), лаков. Кроме А. естественного применяется для техн. целей А. нефтяной, или искусственный, представляющий собой нефтяной гудрон, полученный из остатков перегонки нефти. |
АСФАЛЬТОВЫЙ ЛАК - раствор естественного или искусственного асфальта в испаряющихся жидкостях или растворителях (скипидар, бензол, бензиново-скипидарная смесь, лаковый бензин и сольвент-нафта, растительные масла и др.). Отличительные свойства А. л.-эластичность пленки, водоупорность, кислотоупорность, теплостойкость, хорошее прилегание к металлам. Широко применяется для покрытия металл. частей машин и сооружений, предохраняя их от ржавчины, а также для гидро- и электроизоляции электромашин. |
АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ - сила, с к-рой окружающий со всех сторон землю воздух давит на ее поверхность и на все тела, находящиеся на этой поверхности. А. д. изменяется в зависимости от положения данной точки по отношению к уровню моря: чем выше расположена точка над уровнем моря, тем А. д. меньше, чем ниже,-тем оно больше. Обычно при расчетах А. д. принимают равным 1,0333 кг на каждый кв. сантиметр земной поверхности. Опытом Торичелли установлено, что в среднем А. д. на площадь, равную 1 см2, равно давлению столба ртути высотой 760 мм. Величина А. д. определяется по барометру. В технике за единицу измерения давления принимается давление, равное 1 кг /см2. |
АЦЕТИЛЕН - искусственный горючий газ, легче воздуха (уд. вес 0,91), представляющий собой газообразный углеводород (С2Н2), добываемый из карбида кальция (СаС2) путем разложения его водой. А. горит на воздухе коптящим, а в струе кислорода синим пламенем, развивая в последнем случае температуру до 2400°. Под давлением свыше 2 am, a также в смеси с воздухом (более 5% и менее 80%) становится взрывчатым; с серебром и медью дает взрывчатые соединения. Широко применяемся во всех отраслях промышленности и жел.-дор. тр-та при газокислородной сварке и резке металлов. Для этой цели А. вырабатывается либо на месте его потребления в специальных генераторах (переносных и стационарных), либо на з-дах, откуда доставляется потребителю в стальных баллонах под давлением до 17 am в растворенном (в ацетоне) состоянии. |
АЦЕТИЛЕНОВЫЙ ГЕНЕРАТОР - аппарат, служащий для получения ацетилена из карбида кальция путем соединения последнего с водой. Как стационарные, так и передвижные А. г. подразделяются на два основных типа: "карбид на воду" и "вода на карбид". При эксплуатации А. г. легко образуются сильно взрывчатые газовые смеси. Для обеспечения безопасности на них применяют водяные затворы, предохранительные патроны и очистители воздуха. А. г. широко применяются на ремонтных з-дах, в жел.-дор. депо, вагоноремонтных мастерских и дистанциях пути для получения ацетилена при сварке и резке. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЭРОВАГОН - самодвижущийся вагон с собственной силовой установкой, перемещающийся по рельсам под действием воздушного винта (пропеллера). Не нуждаясь в сцепном весе, А. допускает значительное облегчение конструкции путем применения алюминиевых сплавов и высокосортных сталей, что делает его особенно пригодным для высокоскоростного тр-та. При пробных поездках с первым А. за границей была достигнута средняя техн. скорость в 160 км/ч. |
сооружение для биологической очистки сточных вод, представляющее собой особый резервуар, в к-ром сточная жидкость подвергается продуванию воздухом, нагнетаемым компрессором в воздушные камеры 1. Распределение сжатого воздуха производится при помощи дырчатых труб, расположенных по дну, или при помощи пористых пластинок 2 (так наз. фильтросов), помещенных в нижней части резервуара. Распределение воздуха фильтросами является более эффективным, т. к. они дают более мелкие пузырьки. Производительность А. в несколько раз выше биофильтра. В А. очистка воды происходит в присутствии активного ила 3, образующегося в процессе работы и служащего рассадником бактерий и инфузорий, жизнедеятельность к-рых обусловливает собой очистку воды. Сточные воды протекают в А. медленно-в течение 4-6 час; за это время загрязняющие воду вещества переходят в хлопья ила и минерализуются. |
АЭРОФОТОСЪЕМКА - воздушная фотографическая съемка местности с самолета. А. дает при рекогносцировке местности основу для общего изучения рельефа и выбора в основных чертах вариантов проектируемой линии. Применение А. при рекогносцировочных изысканиях позволяет во многих случаях обойтись без производства геодезических полевых работ. Различают два вида А.: 1) плановую, при к-рой местность снимается однообъективными фотокамерами при почти отвесной оптической их оси; 2) перспективную при съемке многообъективными (от 3 до 9) фотокамерами, оптические оси к-рых могут располагаться под любым углом к отвесной линии. Каждый из этих методов м. б. применен при: а) контурно-комбинационной А., в результате к-рой обозначается безрельефный план местности, а рельеф получается путем дополнительных мензульных съемок по скорректированным фотопланам, приведенным к одному заданному масштабу; б) стереофотограмметрической А., в результате к-рой получается план местности в горизонталях (т. е. с изображением рельефа). При первом методе А. фотоснимки кроме трансформирования никакой другой механ. обработке не подвергаются. План получается в результате монтажа приведенных к одному масштабу контактных отпечатков. При втором методе А. получаемые фотостереомодели подвергаются обработке на специальных приборах: стереопланиметрах стереоскопах и др. |
"АЯКС" - горизонтальная ковочно-высадочная машина для штамповки небольших изделий и высадки головок болтов, концов связей, головок торцевых ключей и т. п. Применяемые штампы (матрицы) крайне просты, смена их производится быстро, и потому А. получили распространение не только на з-дах массового производства, но и на паровозо- и вагоноремонтных з-дах. Изготовляются А. нескольких размеров с силой нажатия от 40 до 750 т, обычно с приводом от индивидуального электромотора мощностью от 10 до 50 ЛС. |
Главная |