Энциклопедия "Авиация" (1994)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АТМ"-"АЭР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АТМ"-"АЭР")

Атмосферное возмущение

Атмосферное возмущение - в динамике полёта - перемещение воздушных масс, вызывающее изменение параметров движения летательного аппарата (для космических летательных аппаратов за А. в. принимают также отклонение значений плотности воздуха по трассе и высоте полёта от принятых в расчётах). Различают следующие типы А. в., отличающиеся временными характеристиками, - ветер, воздушный порыв, сдвиг ветра и атмосферная турбулентность (см. Болтанка).

Ветер как А. в. рассматривается обычно в навигационных задачах, в которых учитывается, например, действие струйных течений. Действие ветра может создать расчётный случай при выборе размеров органов управления летательного аппарата. Например, их размер должен обеспечивать балансировку при взлёте, заходе на посадку и посадке при заданных в требованиях к самолёту скоростях бокового и попутного ветра.

Воздушный порыв (ВП)-изменение скорости ветра (или воздушного потока) за относительно небольшое время (обычно до 10 с), меньшее, чем время затухания основного вида возмущённого движения летательного аппарата. Воздушные порывы, как правило, задаются в связанной системе координат, поэтому ВП разделяют на продольный, боковой и вертикальный. В расчётах ВП характеризуется профилем скоростей и максимальным значением скорости порыва. Обычно рассматриваются ступенчатый или градиентный профили ВП.

ВП, действуя на летательный аппарат, вызывает изменение воздушной скорости, угла атаки и угла скольжения, приводя к изменению аэродинамических нагрузок на конструкцию и к возникновению возмущенного движения летательного аппарата, характеристики которого должны удовлетворять определенным требованиям. Например, по «Нормам летной годности гражданских самолётов СССР» требовалось, чтобы при действии на самолёт на крейсерском режиме полёта ступенчатого восходящего ВП с заданной скоростью угол атаки самолета не превосходил допустимый. Кроме того, воздействие градиентного ВП с нарастанием скорости на длине пути 30 м является одним из расчётных случаев проверки конструкции самолёта на прочность. А. в. в виде ВП рассматривается в задачах динамики полёта при оценке характеристик устойчивости и управляемости летательного аппарата, а также для оценки безопасности полёта.

Вследствие того что А. в. - величина случайная, для оценки безопасности полёта при наличии А. в. пользуются методами статистической динамики, задаваясь распределением вероятности встречи с А. в. определенной интенсивности.

Атмосферное давление

Атмосферное давление - гидростатическое давление, оказываемое атмосферой на все находящиеся в ней предметы. В каждой точке определяется весом вышележащего столба воздуха и убывает с высотой: на высоте 5 км, например, составляет половину от нормального, за которое принимают 101325 Па (760 мм ртутного столба), - см. Международная стандартная атмосфера.

А. д. распределено по земному шару неравномерно, что обусловлено в первую очередь неодинаковым притоком солнечной радиации в различных широтах Земли и различными свойствами земной поверхности, особенно в связи с её разделением на сушу и море; неравномерность распределения А. д. является причиной атмосферной циркуляции.

В глобальном распределении на многолетних картах среди А. д. выявляется зональная и ячейковая структура полей А. д. на уровне моря. При этом обнаруживаются как постоянные (перманентные), так и сезонные области высокого и низкого А. д. (центры действия атмосферы). К постоянным относятся экваториальная область пониженного давления (экваториальная депрессия) и субтропические пояса высокого давления в обоих полушариях с центрами антициклонов над каждым океаном (наиболее значимыми постоянными областями высокого А. д. в Северном полушарии являются азорский и тихоокеанский антициклоны). Постоянные центры действия за редким исключением сохраняются в течение года, но несколько меняют свою интенсивность, что особенно характерно для Северного полушария (например, тихоокеанский и азорский антициклоны летом более интенсивны и обширны по площади, чем зимой). К постоянным областям низкого А. д. Северного полушария относятся исландская и алеутская депрессии. Исландская хорошо выражена в течение всего года, летом ослабевает и становится двухцентровой; алеутская наблюдается большую часть года, наиболее интенсивна зимой, а летом (в июле) почти исчезает. На многолетних картах среднее А. д. на уровне моря обнаруживаются также сезонные (или муссонные) центры действия атмосферы, например, азиатский зимний антициклон сменяется летней азиатской депрессией. В суточном ходе А. д. обнаруживаются 2 максимума (в 9-10 ч и 21-22 ч) и 2 минимума (в 3-4 ч и 15-16 ч). Особенно правильный суточный ход А. д. обнаруживает в тропических районах. С увеличением широты амплитуда изменения А. д. уменьшается, но вместе с тем становятся более сильными непериодические изменения А. д.

Атмосферное электричество

Атмосферное электричество - совокупность электрических явлений и процессов, происходящих в атмосфере; раздел физики, изучающий эти явления и процессы. При исследовании А. э. изучают электрические токи в атмосфере, объёмные заряды, заряды облаков и осадков, грозовые разряды и многие другие Все явления А. э. тесно связаны между собой. На их развитие сильно влияют метеорологические факторы - облака, осадки, метели и т. п. Электрическое поле атмосферы обусловлено зарядами Земли и атмосферы. У земной поверхности существует стационарное электрическое поле с напряжённостью около 130 В/м. Земля при этом имеет отрицательный заряд около 3*105 Кл, а атмосфера в целом заряжена положительно. При грозе, метелях, осадках напряжённость электрического поля может резко менять направление и значение, достигая 1000 В/м. Атмосфера непрерывно ионизуется. Образование заряженных частиц в атмосферном воздухе - ионов - происходит в основном под действием космических лучей, излучения радиоактивных веществ в земной коре и в атмосфере, ультрафиолетового и корпускулярного излучения Солнца.

Электрическое состояние облаков и осадков обусловлено зарядами облачных элементов и капель. Верхняя часть облака обычно заряжена положительно, а нижняя - отрицательно.

В атмосфере возникают электрические токи, обусловленные движением ионов и электронов под действием электрического поля (токи проводимости), переносом объёмных зарядов (конвективные токи), значит, и быстрым изменением электрического поля (токи смещения). Возникают также токи при разрядах.

Молния - электрический разряд между облаками, различными частями облака или между облаком и земной поверхностью. Возникает при напряжённости электрического поля до 25-50 кВ/м, сила тока разряда - десятки тысяч А. Наиболее часто встречается линейная молния - искровой разряд длиной 2-3 км, иногда до 20 км и более, диаметр - несколько десятков см, продолжительность - десятые доли секунды; состоит из последовательных нарастающих импульсов.

Грозы (и молнии) относятся к опасным для летательных аппарат метеорологическим явлениям. Попадание молнии в летательный аппарат может привести к разрушениям элементов конструкции, нарушению работы радиоаппаратуры и навигационных приборов, ослеплению и даже непосредственному поражению членов экипажа, в связи с чем предусматриваются меры по молниезащите летательных аппаратов. В телеграфном оповещении о грозе авиационными метеорологическими станциями указываются местоположение грозы, расстояние, направление её движения, наличие осадков на аэродроме.

Атмосферные явления

В метеорологии авиационной основное внимание уделяется А. я., наблюдающимся в приземном слое атмосферы (в тропосфере), поскольку именно они (например, низкие облака, сильный боковой ветер, плотный туман) в значительной степени определяют эффективность и вообще возможность использования авиации. К А. я. относят также: атмосферные осадки, представляющие собой воду в жидкой или твёрдой фазе и включающие дождь, снег, крупу, град (выпадают из облаков), росу, изморось (осаждаются на земной поверхности в результате конденсации или сублимации содержащегося в воздухе водяного пара); морось - дождь с диаметром капель менее 0,5 мм (может выпадать из облаков или образовываться при конденсации тумана). Различают обложные и ливневые осадки (первые связаны преимущественно с тёплыми, а вторые с холодными атмосферными фронтами). Выпадающие из облаков осадки могут приводить к появлению гололёда и гололедицы. Гололёд - слой плотного льда, образующийся на поверхности Земли и на предметах (деревьях, домах и т. п.) в основном с наветренной стороны от намерзания капель переохлаждённого дождя или мороси. Обычно наблюдается при температураx воздуха от 0 до -3°С, но иногда и при более низких. Гололедица - тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, капель дождя или мороси от соприкосновения с сильно охлаждённой поверхностью.

О наступлении опасных для выполнения полётов А. я. (гололедица, гроза, сильная изморось и др.) авиационные метеостанции дают информацию, установленную инструкциями (штормовое оповещение, штормовое предупреждение).

Атмосферный фронт

Атмосферный фронт - переходная зона между воздушными массами, частями нижнего слоя атмосферы Земли (тропосферы), горизонтальные размеры которых соизмеримы с большими частями материков и океанов. (Каждая воздушная масса обладает определенной однородностью свойств и перемещается как целое в одном из течений общей атмосферной циркуляции.) Атмосферное давление перед А. ф. обычно понижается, а за А. ф. растёт. Хорошо выраженные А. ф. расположены в области низкого давления (циклона).

Различают арктические А. ф., которые разделяют массы арктического воздуха и воздуха умеренных широт, и полярные А. ф., разделяющие воздушные массы умеренных и тропических широт. Основные А. ф. разделяют воздушные массы, различающиеся по своим свойствам, имеют большую горизонтальную протяжённость (до нескольких тысяч км), прослеживаются на несколько км по вертикали (обычно по всей высоте тропосферы). Вторичные А. ф. - низкие, вертикальная протяжённость их 1-1,5 км, горизонтальная - несколько сотен км. В некоторых случаях возникают верхние А. ф., образующиеся на некоторой высоте в тропосфере и не проявляющиеся у земной поверхности. Основные А. ф. различаются в зависимости от направления перемещения. Тёплый А. ф. движется в сторону холодного воздуха. Ширина зоны обложных осадков перед тёплым А. ф. составляет 300-400 км. В ней образуются разорванно-слоистые и разорванно-дождевые облака. Нередки предфронтальные туманы, связанные с насыщением воздуха испаряющимися осадками. Холодный А. ф. движется в сторону тёплого воздуха, вытесняя тёплую воздушную массу. При этом образуются кучево-дождевые облака со шквалами и ливнями. Наиболее типичными являются быстро движущиеся холодные А. ф. Основной их особенностью является зона кучево-дождевой облачности с ливневыми осадками перед А. ф. За холодным А. ф. наступает прояснение или отмечаются вторичные холодные фронты. А. ф. окклюзии формируется путём смыкания холодного и тёплого фронтов циклона. Облачность и осадки фронта окклюзии являются результатом объединения соответствующих систем тёплого и холодного А. ф. С А. ф. связаны обширные и мощные облачные системы, осадки, грозы и другие сложные для авиации атмосферные условия. Местоположение А. ф., границы облачности, характеристики погоды указываются в авиационных прогностических картах погоды, а также на вертикальных разрезах атмосферы.

Ач

Ач - обозначение авиационных дизелей конструкции А. Д. Чаромского. АЧ-30Б мощностью 1100 кВт применялись на дальних бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

АШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэриталия

Аэриталия (Aeritalia-Societ(á) Aerospaziale Italiana p. a.) - авиакосмическая фирма Италии. Образована в 1969 в результате объединения авиационных отделений концернов «ФИАТ» (кроме заводов авиадвигателей) и «ИРИ - Финмекканика» (IRI - Finmeccanica), в 1976 полностью перешла под финансовый контроль последнего. В 1981 приобрела акции (от 50 до 100%) авиационных фирм «Аэронавали» (Officine Aeronavali Venezia), «Партенавиа» (Partenavia) и «Метеор» (Meteor). В 1987 имела семь отделений (военных самолётов, транспортных самолётов, авиации общего назначения, авиационного оборудования, технического обслуживания и модификации, беспилотных летательных аппаратов и управляемых ракет, космических систем). В 70 х гг. выпускала военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки G222 с двумя турбовинтовыми двигателями (1970), строила по лицензии истребитель Локхид F-104S, разработала в составе консорциума «Панавиа» истребитель-бомбардировщик «Торнадо» (1974). Основные программы 80 х гг.: производство самолётов «Торнадо» и G222, разработка и производство с фирмой «Аэроспасьяль» пассажирских самолётов для коротких авиалиний ATR 42 (1984) и ATR 72 (1988) с двумя турбовинтовыми двигателями и с фирмами «Аэрмакки» и «Эмбраэр» лёгкого реактивного истребителя-бомбардировщика АМХ (1984), производство разработанных фирмой «Партенавиа» лёгких транспортных самолётов с поршневыми двигателями и турбовинтовыми двигателями, выпуск воздушных мишеней и других беспилотных летательных аппартов, производство авиационного оборудования. В 1990 в результате слияния фирм «А.» и «Силения» (Silenia) образован концерн «Алсния» (Alenia).

Аэрмакки

Аэрмакки (Aer Maccni SpA), «Макки», - авиастроительная фирма Италии, отделение фирмы «Аэронаутика Макки». Основана в 1912. В годы Первой мировой войны выпускала истребители «Ньюпор», а также лёгкие летающие лодки (по образцу австрийской лодки «Лонер»). В 20-30 е гг. фирма добилась значительных успехов в создании гоночных гидросамолётов: М.7 и М.39 в 1921 и 1926 выиграли Шнейдера кубок, а М.С.72 установил в 1934 абсолютный мировой рекорд скорости полёта (709 км/ч). Развитием работ по скоростным самолётам стало создание истребителей-монопланов М.С.200 (первый полёт в 1937) и М.С.202 (1940), принимавших участие во Второй мировой войне. К известным летательным аппаратам послевоенного периода относятся реактивные учебно-боевые самолёты MB.326 (1957) и МВ.339 (1976). Совместно с фирмами «Аэриталия» и «Эмбраэр» разработан лёгкий реактивный истребитель-бомбардировщик АМХ (1984).

Аэро

Аэро (Aero Vodochod narodni podnik) - авиастроительная фирма Чехословакии. Образована в 1953. До начала 60 х гг. занималась в основном производством по лицензии советских самолётов МиГ (начиная с МиГ-15), затем строила учебно-тренировочные самолёты L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» собственной конструкции. Одноименная авиационная фирма существовала в Чехословакии в 1919-1953, занималась производством по лицензии самолётов зарубежных конструкций («Феникс», Блок 200 и др.) и самолётов оригинальных типов (A-U и др.).

Аэроавтоупругость

Аэроавтоупругость - (см. Аэроупругость).

Аэробус

Аэро́бус - многоместный пассажирский самолёт с упрощённым видом обслуживания пассажиров. Понятие «А.» со временем видоизменялось. Впервые этот термин упоминается в работах Б. Н. Юрьева (1911) как означающий аэроплан, способный поднимать большое число пассажиров. Затем длительное время термин «А.» не применялся. Возродился он вновь в 60 е гг., и его значение претерпело ряд изменений. Например, под А. понимали транспортный самолёт, предназначенный для частых и непродолжительных рейсов на короткие и средние расстояния. В эти же годы с понятием «А.» стали связывать в основном систему обслуживания пассажиров (продажа билетов в салонах) и систему транспортировки багажа («багаж при себе» до борта самолёта). Позднее А. стали называть многоместные широкофюзеляжные самолёты ближней и средний дальности полёта, а подобные самолёты большой дальности иногда называли супер-А. Поэтому понятие «А.» стали связывать с размерами, компоновкой и интерьером пассажирских салонов. Фирменное название А. присвоено лишь самолёту А300В (1972) фирмы «Эрбас индастри». Название запатентовано как товарный знак.

Аэровокзал

Аэровокзал - здание аэропорта для комплексного круглогодичного обслуживания воздушного транспорта, а также провожающих и встречающих. А. - основное сооружение пассажирского комплекса аэропорта. К А. со стороны городского подъезда примыкает привокзальная площадь (автостоянки, станции городского транспорта, торговые киоски, гостиница), а со стороны лётного поля - открытый перрон с причальными сооружениями для самолётов.

Различают А. внутренних и международных авиалиний. В зависимости от пропускной способности (пассажиров в час) А. в СССР подразделяли на группы: малые - 50, 100, 200, 400; средние - 600, 800, 1000; большие - 1500, 2000, 2500; особо большие - свыше 2500. При этом малые А. строили обычно по типовым проектам. Архитектурно-планировочное решение современных А. подчинено технологической системе обслуживания пассажиров, организации их посадки в самолёты. Для лучшего обслуживания населения больших городов и разгрузки А. аэропортов сооружаются городские А., например, в Москве.

Аэродинамика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическая компенсация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическая схема

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамическая труба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамические коэффициенты

Аэродинамические коэффициенты - приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты - mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата, проекция полной аэродинамической силы на которую рассматривается или относительно которой берётся составляющая полного аэродинамического момента.

Согласно теории подобия и размерностей, А. к. для класса геометрически подобных конфигураций, отличающихся линейными размерами, зависят лишь от безразмерных подобия критериев. Это позволяет определять аэродинамические характеристики летательных аппаратов пересчётом результатов продувок их моделей в аэродинамических трубах.

При исследованиях аэродинамики и динамики летательных аппаратов вообще широко используются различные безразмерные коэффициенты: коэффициент давления cp, трения cj и др.

Аэродинамические силы и моменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамические характеристики

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамический институт

Аэродинамический институт - первое в России научно-исследовательское учреждение для проведения исследований по теоретической и экспериментальной аэродинамике. Основан 27 апреля (10 мая) 1904 в Кучино (Московская область) на средства русского промышленника и банкира Д. П. Рябушинского. Разработка проекта А. и. и начальный период его деятельности осуществлялись под руководством и при участии Н. Е. Жуковского и его учеников Л. С. Лейбензона, С. С. Неждановского, В. Б. Кузнецова и др. Основное оборудование А. и. составляли: аэродинамическая труба круглого сечения с закрытой рабочей частью, диаметр 1,2 м, с всасывающим вентилятором, обеспечивающим скорость потока воздуха до 6 м/с; прибор Жуковского, установленный в башне высотой 20 м, для определения сопротивления падающих моделей; аэросани Неждановского для изучения воздушных винтов; ротативная машина. С 1905 под руководством Кузнецова проводились метеорологические исследования с помощью воздушных змеев и шаров-зондов. В 1911 на протекающей вблизи речке была построена гидравлическая лаборатория. По ряду причин А. и. не стал центром, способным объединить лучших учёных и конструкторов России; в 1906 Жуковский и большинство его учеников вышли из состава института. В мае 1918 А. и. был национализирован. В 1919-1920 в нём создан ряд новых отделений. Научное руководство аэродинамическим отделением до 1920 осуществлял Жуковский, затем С. А. Чаплыгин. В 1921 Государственный учёный совет Наркомпроса РСФСР дал институту новое название - Московский институт космической физики (МИКФ). В 1924 МИКФ был включён в состав образованного Государственного научно-исследовательского геофизического института в качестве Геофизической обсерватории.

Аэродинамический расчёт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродинамический эксперимент

Аэродинамический эксперимент - совокупность мероприятий и методов, реализующих на экспериментальных установках и стендах или в условиях полёта моделирование течений воздуха и взаимодействия течений с исследуемым объектом с целью их изучения. Происхождение и развитие А. э. связано с потребностями решения множества проблем аэродинамики самолётов и других летательнхых аппаратов.

Теоретические методы при решении задач аэродинамики летательного аппарата из-за несовершенства математических моделей явлений (в силу их физической сложности) не всегда позволяют получить достоверные результаты по всему интересующему кругу вопросов. Поэтому А. э. в сочетании с подобия законами является наиболее надёжным средством определения аэродинамических характеристик летательного аппарата. Исходя из относительного движения воздушной среды и исследуемого объекта, А. э. делят на две группы: воздушная среда неподвижна, а исследуемый объект движется с определенной скоростью (лётные испытания, баллистическая установка, ротативная машина, ракетная тележка); исследуемый объект неподвижен, а воздушная среда движется с определенной скоростью (аэродинамические трубы). В зависимости от решаемой задачи используется А. э. той или другой группы. Ведущая роль принадлежит исследованиям в аэродинамических трубах благодаря возможности изучения различных параметров на моделях и отдельных элементах летательного аппарата, интерференции аэродинамической и т. д., что в условиях, например, лётных испытаний практически невозможно. Лётные испытания обычно дополняют и завершают эксперимент в аэродинамических трубах. К числу основных видов А. э. в аэродинамических трубах относятся: определение суммарных аэродинамических характеристик моделей с помощью весов аэродинамических; определение аэродинамических характеристик элементов модели (органы управления, различные подвески, надстройки и т. д.) с помощью специальных тензометрических весов; измерение распределений давления по поверхности модели; определение характеристик каналов реактивных двигателей и воздушных винтов; физические исследования, включающие изучение пограничного слоя на поверхности модели различными методами, визуализацию течений на поверхности и в её окрестности, визуализацию вихрей и т. д.

В России большой вклад в развитие А. э. в разное время внесли Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, Г. М. Мусинянц, К. А. Ушаков, Б. Н. Юрьев, С. А. Христианович, Г. П. Свищёв, В. В. Струминский, Г. И. Петров и др.

Аэродинамическое демпфирование

Аэродинамическое демпфирование - демпфирование колебаний летательного аппарата относительно центра масс (ЦМ) за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов (см. Аэродинамические силы и моменты), возникающих при его неустановившемся движении.

Аэродинамическое качество

1) А. к. самолёта, планёра и других подобных им летательных аппаратов - отношение подъёмной силы Ya, действующей на летательный аппарат, к сопротивлению аэродинамическому Хa при данных условиях полёта: K = Ya/Xa. Для самолёта, совершающего горизонтальный установившийся полёт при малом угле атаки, сила сопротивления уравновешивается тягой Т силовой установки, а подъёмная сила - весом самолёта G. Поэтому А. к. оказывается равным K = G/T, то есть представляет собой отношение веса самолёта к тяге и характеризует экономичность самолёта (например, определяет максимальную дальность полёта с заданным запасом топлива). У лучших современных спортивных планеров при малых скоростях полёта А. к. достигает значений 35-40, для самолётов благодаря рациональной аэродинамической компоновке крыла, воздухозаборников и других элементов удаётся получить значения А. к. 15-20 в зависимости от назначения самолёта. При сверхзвуковых скоростях А. к. значительно меньше, например, для самолёта «Конкорд» на крейсерском режиме полёта с Маха числом M = 2 оно равно 7. В связи с этим разработан ряд конструктивных мер, направленных на повышение А. к. сверхзвуковых самолётов. В частности, используется эффект «полезной» интерференции аэродинамической между гондолой двигателей и крылом при её установке на нижней поверхности крыла; достигается уменьшение индуктивного сопротивления путём выбора формы срединной поверхности крыла и формы в плане; предложены новые аэродинамические схемы самолёта, позволяющие уменьшить сопротивление, связанное с балансировкой.

2) А. к. вертолёта. Различают эквивалентное А. к. и качество вертолёта. Эквивалентное А. к. Kэ равно отношению веса вертолёта к его так называемому эквивалентному сопротивлению Хэ:

Kэ = G/Xэ

(здесь Xэ = Nг.п./V, где V - скорость установившегося горизонтального полёта, Nг.п. - мощность, подводимая к винту на этом режиме полёта). Качество вертолёта Кв равно отношению веса вертолёта к его сопротивлению Rxaс при полёте в режиме авторотации несущего винта, взятому с обратным знаком:

Kв = G/Rxac.

Величины Кэ и Кв связаны между собой соотношением

Кэ = ( n)вКв,

где (n)в = -VRxac/Nг.п. - пропульсивный коэффициент полезного действия вертолёта. Знание значений Кв и (n)в позволяет определить вертикальную скорость Vya или ускорение V вертолёта в зависимости от избытка мощности несущего винта. На режиме авторотации Кв определяет установившуюся скорость снижения вертолёта при постоянной горизонтальной скорости. Понятия Кэ, Кв применяются при V > 100 км/ч; при этом в диапазоне 100 < V < 200 км/ч Kв = 9-7, Кэ - от -6,5 до -4,5; при V около 300 км/ч Kв = 5-3, Kэ - от -4 до -2,5.

Аэродинамическое нагревание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродром

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродромное покрытие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэродромный узел

Аэродромный узел - административно-функциональное объединение посадочных полей (аэродромов) и площадок, пилотажных зон, зон воздушных стрельб и боевых трасс. Воздушные и наземные границы А. у. устанавливаются соответствующими государственными органами. Местные командные пункты внутри А. у. подчиняются центральному командному пункту.

Аэроклуб

Аэроклуб - авиационная спортивная организация. Основные задачи: обучение спортсменов лётному мастерству, пропаганда и распространение авиацинных знаний. А. появились в 30 х гг. Их предшественниками были секции, кружки любителей авиации и воздухоплавания. В 1990 в СССР работало свыше 290 А., в которых юноши и девушки занимались авиационными видами спорта: самолётным, вертолётным, планёрным, парашютным, дельтапланёрным, авиамодельным. Для проведения учебно-лётного процесса А. имеет аэродром и воздушное пространство (район полётов), авиацинную технику и необходимые сооружения. См. также статью Центральный аэроклуб СССР.

Аэролинеас архентинас

Аэролинеас архентинас (Аегоlineas Argentinas) - национальная авиакомпания Аргентины. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Америки, Азии, Африки и в Новую Зеландию. Основана в 1949. В 1989 перевезла 3,7 миллиона пассажиров, пассажирооборот - 8,31 миллиардов пассажиро-км. Авиационный парк - 31 самолёт.

Аэрологическое зондирование

Аэрологическое зондирование - определение свойств воздуха и характеристик некоторых атмосферных процессов с помощью поднимаемых в атмосферу приборов или дистанционными методами (см. Метеорологические приборы и оборудование). При температурно-ветровом А. з. определяется распределение по высоте температуры, влажности и давления воздуха, направления и скорости ветра с использованием радиозондов, шаров-пилотов и метеорологических ракет. Исследования стратосферы и нижней мезосферы производится с помощью метеорологических ракет. При этом сбор информации может осуществляться как при подъёме ракеты, так и во время спуска отделившихся от неё приборов на парашюте. При дистанционных методах А. з. используются посылаемые с земли, ракет и т. п. акустические или электромагнитные (в том числе оптические) сигналы. По их изменению в различных слоях атмосферы и определяют характеристики ее состояния.

Аэромеханика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэронавигационный запас топлива

Аэронавигационный запас топлива (АНЗ) - часть запаса топлива на борту летательного аппарат к началу разбега, заправленная сверх расчётного количества, необходимого для выполнения полёта от аэродрома вылета до аэродрома назначения. АНЗ предназначен для обеспечения безопасного завершения полёта с посадкой на аэродроме назначения или на запасном аэродроме с учётом неблагоприятных случайных событий, к которым относятся: увеличение фактических затрат топлива по сравнению с расчётными (вследствие неблагоприятных отклонений метеоусловий полёта от принятых в плане полёта, в том числе связанных с обходом зон опасных метеоявлений; погрешностей самолётовождения и режимов полёта; изменений профиля и маршрута полёта, вызванных требованиями службы управления воздушным движением; отклонений характеристик летательного аппарата и его двигателей от принятых в Руководстве по лётной эксплуатации летательных аппаратов); необходимость продлить полёт до наиболее удалённого запасного аэродрома; уменьшенный по сравнению с расчётным фактический запас топлива на борту вследствие погрешностей топливоизмерительной системы и методики измерения плотности топлива.

Аэронавигация

Аэронавигация - (см. Навигация летательных аппаратов).

Аэронавтика

Аэронавтика (от греческого аer - воздух и nautike - кораблевождение) - понятие, охватывающее авиацию и воздухоплавание. По установившейся в России терминологии А. обычно отождествляется только с воздухоплаванием.

Аэроотит

Аэроотит (от греческого аeг - воздух и us, родительный падеж otos - ухо) - воспаление среднего уха, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического давления. Причина А. - нарушение вентиляционной функции евстахиевых труб, когда давление в полости среднего уха не уравновешено с наружным. Признаки А.: болевые ощущения в ухе и в околоушной области, чувство заложенности в ухе, снижение остроты слуха, изменение конфигурации и окраски барабанной перепонки, иногда кровоизлияние и разрыв перепонки. При А., который длится обычно 5-7 дней, члены экипажей отстраняются от полётов.

Аэроперу

Аэроперу (Aero Peru) -национальная авиакомпания Перу. Осуществляет перевозки в страны Южной Америки и в США. Основана в 1973 после слияния несколько авиакомпаний, созданных в 30-60 х гг. В 1989 перевезла 1,18 миллиона пассажиров, пассажирооборот 1,32 миллиарда пассажиро-км (1988). Авиационный парк - 9 самолётов.

Аэроплан

Аэроплан - устаревшее название самолёта.

Аэропорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэропроект

Аэропроект - государственное проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГПИиНИИ гражданской авиации). Образован в Москве в октябре 1934 как Центральная контора по изысканиям и проектированию воздушных линий и аэропортов Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Народных Комиссаров СССР; в октябре 1959 преобразован в ГПИиНИИ гражданской авиации. Имеет несколько филиалов. «А.» осуществляет изыскания и проектирование аэропортов, аэродромов, авиационных ремонтных заводов, учебных заведений и других объектов гражданской авиации. По проектам «А.» построены практически все крупные аэропорты СССР. «А.» ведёт проектирование объектов гражданской авиации в других странах.

В 30 х гг. «А.» провёл изыскания и проектирование воздушных линий по всей территории СССР, к началу 40 х гг. завершил проектирование 300 основных объектов в аэропортах СССР, в том числе столичного аэропорта Внуково. В годы Великой Отечественной войны «А.» осуществил изыскания и проектирование воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль протяжённостью 4800 км. В послевоенные годы «А.» обеспечивал восстановление аэропортов и вёл проектирование новых объектов, включая аэродромы, аэровокзалы, ангары. В 1959-1965 по проектам «А.» осуществлена реконструкция столичных аэропортов Внуково и Шереметьево и построен новый аэропорт Домодедово. В последующие годы построены аэровокзалы в аэропортах гг. Минеральные Воды, Ульяновск, Рига, Ташкент, Ростов-на-Дону и многих других.

Аэросани

Аэроса́ни - наземное транспортное средство, скользящее по снегу и льду, с движителем в виде воздушного винта.

А. цельнометаллической конструкции имеют кузов, установленный на трёх или четырёх лыжах. Управление выполняется носовой поворотной лыжей; в кормовой части располагается двигатель с воздушным винтом. Существуют также А.-амфибии, у которых кузов с лыжами заменён лодкой со специальными глиссирующими обводами и пластиковым покрытием днища для снижения сопротивления, увеличения проходимости по рыхлому снегу, повышения безопасности при движении по тонкому льду, для прохождения полыней, а также для движения, в режиме глиссирования по воде, мелководью, заросшим несудоходным водоёмам. Управляются А.-амфибии с помощью вертикального оперения, нижняя часть которого работает в снегу или в воде.

Грузоподъёмность А. и А.-амфибий достигает 600 кг, дальность хода до 500 км по снегу для А. и до 300 км по воде для А.-амфибий. Скорость хода до 100 км/ч по льду и до 90 км/ч по воде. На А. и А.-амфибиях применяются поршневые авиационные двигатели мощностью 200-250 кВт.

Первые в России А. с двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом были построены на Московском заводе «Дукс» в 1908. В 1910 А. С. Кузин изготовил первые А., свободно идущие по снежной целине.

Аэросанный транспорт в РСФСР получил развитие после организации в 1918 Центрального аэрогидродинамического институт и НАМИ. В 1919 была создана Комиссия по организации постройки А. (КОМПАС), в которую вошли видные советские учёные и конструкторы: Н. Е. Жуковский, А. Н. Туполев, А. А. Архангельский и другие. До 40 х гг. серийно производились и применялись в народном хозяйстве A. AHT-IV. В годы Великой Отечественной войны строились и применялись транспортно-десантные А. НКЛ-16 и боевые НКЛ-26 конструкции Н. М. Андреева (выпускались Московским глиссерным заводом). В 50-60 х гг. было начато серийное производство А. на лыжах «Север-2» и Ка-30, созданных в КБ Н. И. Камова, и А.-амфибий A-l, A-2, А-3 , созданных в КБ А. Н. Туполева.

В России А. и А.-амфибни применяют для перевозки почты, срочных грузов, пассажи ров, проведения спасательных операций и патрульной службы.

В скандинавских странах, Канаде и США в 60-70 х гг. созданы так называемые гидрокоптеры и аэролодки, близкие по назначению к А.-амфибиям. Их отличают от А.-амфибий принципиально другая профилировка днища, управление по курсу только воздушным рулём и разнесёнными по бортам тормозами, а также условия применения: гидрокоптеры применяются в основном на льду, а аэролодки - на мелководных водоёмах.

Аэросинусит

Аэросинусит - аэросинуит (от греческого аег - воздух и латинского sinus - пазуха) - воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического давления. А. развивается чаще всего у членов экипажей летательных аппаратов, реже у авиапассажиров. Причина А.: неуравновешенность внешнего давления с давлением в околоносовых пазухах, что обычно является следствием анатомических особенностей или изменений при заболеваниях слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, приводящих к сужению лобно-носового канала или входа в гайморовы пазухи. Признаки А.: покраснение слизистой оболочки носа и пазух, болевые ощущения в этих областях. При А., который длится 5-10 дней, члены экипажа отстраняются от полётов.

Аэроспасьяль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэростат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэростатика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэротермодинамика

Аэротермодинамика - раздел аэродинамики, изучающий гиперзвуковые течения газа, когда наряду с динамическими эффектами - скоростной напор, напряжение трения (см. Тензор напряжений) и др. - становятся существенными и термодинамические (теплопередача, аэродинамическое нагревание). В этих условиях на характеристики течения большое влияние оказывают реального газа эффекты, неравновесность течения, а также абляция обтекаемой поверхности, её каталитические и другие свойства (см. Неравновесное течение).

Аэроупругость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэрофинишер

Аэрофинишер - устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля. Основу конструкции А. составляют тросовая система и тормозной механизм. В исходном положении приёмный трос 1 располагается на тросоподъёмнике 2 и натягивается на высоту 80-150 мм над палубой. Тормозной трос 3 через систему направляющих шкивов и амортизаторы закрепляется в тормозном механизме. Диаметр троса 30-40 мм, его общая длина достигает 600 м. Основными элементами тормозного механизма обычно являются полиспаст с кратностью до 20 и гидроцилиндр, к плунжеру 5 которого крепится подвижная обойма 4 блоков полиспаста, Гидроцилиндр служит для создания тормозного усилия и возвращения троса в исходное состояние. (Известны А., в которых тормозной трос наматывается на барабаны, оборудованные фрикционными или гидравлическими тормозами.) При этом тормозное усилие автоматически регулируется селектором массы принимаемого самолёта, обеспечивающим независимость тормозного пути от массы совершающего посадку самолёта. Управление А. осуществляется с расположенного на палубе пульта управления.

При посадке самолёта его тормозной крюк захватывает приёмный трос и вытягивает тормозной, преодолевая сопротивление тормозного механизма, чем и обеспечивается торможение самолёта. А. способны останавливать самолёты массой до 30 т при посадочной скорости до 250 км/ч. При этом тормозной путь составляет около 100 м, время затормаживания 2-2.5 с, а максимальная отрицательная перегрузка может достигать 4,5.

В целях повышения безопасности посадки на кораблях устанавливают несколько А. (обычно 4) с расстоянием между приёмными тросами 10-12 м, последний трос обычно используется в составе аварийного барьера.

Аэрофлот

Аэрофлот - общепринятое собирательное наименование гражданской авиации, находившейся в ведении МГА СССР. В международных воздушных сообщениях А. выступал как единое и самостоятельное авиационное предприятие («Аэрофлот»), являвшееся юридическим лицом.

Аэрофотоаппарат

Аэрофотоаппарат - оптико-механический прибор, устанавливаемый на летательном аппарате и предназначенный для аэрофотосъёмки земной повети в видимой и ближней инфракрасной части спектра. Первый А. был изготовлен членом Русского технического общества В. И. Срезневским. С помощью этого А. была проведена первая опытная съёмка при полёте на воздушном шаре в 1886 командиром воздухоплавательной части А. М. Кованько. А. состоит из аэрофотокамеры, преобразующей световой поток в скрытое изображение на фотоматериале, аэрофотоустановки, обеспечивающей необходимое положение камеры при съёмке и уменьшающей вибрационные и колебательные воздействия летательного аппарата, и пульта управления, служащего для дистанционного управления и контроля. Для обеспечения автоматического управления аэрофотосъемкой А. может сопрягаться с системой автоматического управления экспозицией и навигационной системой летательного аппарата. В снимок, как правило, впечатывается дополнительная информация о параметрах полёта, пространственном положении летательного аппарата, дате и времени фотографирования. Различают А.: по времени работы - дневные, ночные; по положению оптической оси - плановые, перспективные; по принципу построения изображения - кадровые, щелевые, панорамные; по решаемым задачам - топографические, разведывательные и другие Основные технические характеристики А., определяющие их использование: фокусное расстояние (от 50 до 1500 мм), формат снимка (от 7x8 см до 30x30 см), диапазон высот и разрешающая способность (лабораторная, полётная; выражается в линиях или единицах длины на 1 мм негатива). Для повышения качества изображения А., как правило, имеют систему компенсации движения летательного аппарата во время экспозиции.

Аэрофотосъёмка

Аэрофотосъёмка - фотографирование земной поверхности установленным на летательном аппарате аэрофотоаппаратом (АФА). Аэрофотоснимок используется при создании топографических карт для лесоустройства, землеустройства, изысканий транспортных магистралей и изучения природных ресурсов Земли. А. выполняют штурман-аэрофотосъёмщик и бортоператор. Для А. в России используются специально оборудованные самолёты Ан-30, Ил-14, Ан-2, вертолёты Ми-8, Ка-26 и другие летательные аппараты. Они снабжаются фотолюками для установки АФА и специальным пилотажно-навигационным оборудованием. А. выполняется в масштабах от 1:1000 до 1:200000 на панхроматическую, цветную, спектрозональную аэрофотоплёнки. Плановая А. ведётся с отклонением оптической оси АФА не более, чем на 3° от вертикали, с продольным перекрытием 56-65% и поперечным перекрытием 20-50%. А. широко применяется в военных целях (см. Разведывательный летательный аппарат).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная