Статьи на букву "К"
Надземное/наземное/подземное горизонтальное/наклонное протяженное проходное сооружение, предназначенное для прокладки электрических кабелей. |
Подземное кабельное сооружение, закрываемое глухой съемной плитой, предназначенное для укладки кабельных муфт или для протяжки кабелей в блоки. |
Вертикальное кабельное сооружение, у которого высота в несколько раз больше стороны сечения, снабженное скобами или лестницей для передвижения людей. |
Закрытое и заглубленное в грунт, пол, перекрытие и т.п. непроходное сооружение, предназначенное для размещения в нем электрических кабелей. |
Кабельный колодец - Кабельная камера, имеющая люк для входа в нее. |
Открытая конструкция, предназначенная для прокладки проводов и кабелей. |
КАБЛУЧОК - архитектурная деталь, профиль которой представляет собой сочетание двух сопряжённых кривых (выпуклой и вогнутой), причём выпуклая дуга имеет больший вынос в сравнении с аналогичной дугой гуська. В зависимости от того, где (наверху или внизу) расположена выпуклая дуга, различают прямой каблучок (используется в капителях, карнизах) и обратный (часто применяется в базах колонн, цоколях). |
Казаков , Матвей Федорович (1738-1812) - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787), университет (1786-1793), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-1791), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу. |
Калликрат - древнегреческий архитектор середины 5 в. до н. э. Представитель периода классики (Парфенон и ионический храм Нике Аптерос, около 420 до н. э., на афинском Акрополе). |
Калорифер - прибор для нагревания воздуха в помещение, состоящий из труб, по которым циркулирует горячая вода, пар или горячий воздух. |
Калян (Пои-Калян), ансамбль городской площади в Бухаре (Узбекистан), памятник средневековой архитектуры Ср. Азии, включает: минарет Калян (1127), мечеть Калян (в современном виде - 1514) с 4-айванным прямоугольным двором, обведенным купольными галереями (288 куполов), и медресе Мири-Араб (1535/36) с парадной усыпальницей и пышным декором. |
Части зданий и сооружений (фундаменты, стены, перекрытия, арки, дымовые трубы и т.п.), возведенные, как правило, из местного сырья. |
Валерий Александрович (1907-75), российский архитектор, народный архитектор СССР (1970). В 1951-1971 главный архитектор Ленинграда, один из авторов проекта Генерального плана развития города на 1960-1980, Большого концертного зала "Октябрьский" (1967), архитектурной части (совместно с С. Б. Сперанским) "Монумента героическим защитникам Ленинграда в Великой Отечественной войне 1941-1945" (окончен в 1975). Ленинская премия (1978, посмертно). |
Куски природного камня размером 150-500 мм. Может быть рваным или плитняковым. Применяют для устройства фундаментов, кладки стен некоторых сооружений, отсыпки или бетонирования определенных частей гидротехнических сооружений. |
Пустотелый строительный материал изготавливаемый из глинистого сырья с различными добавками. Отличается от кирпича несколько большими размерами. По средней плотности подразделяется на эффективные (не более 1450 кг/ м куб.) и условно эффективные (1450-1600 кг/ м куб.). Различается также по марке, плотности и морозостойкости. |
Камерон , Чарлз (1730-е гг. - 1812) - русский архитектор. Представитель классицизма. По происхождению шотландец, с 1779 работал в России. Комплекс "Висячего сада", "Агатовых комнат", "Холодных бань" и "Камероновой галереи" в Царском Селе (ныне г. Пушкин) (1780-1793), дворец (1782-1786) и парковые павильоны в Павловске отличают гармоничность, тонкое изящество композиций, пропорций и отделки интерьеров. |
Открытый очаг, предназначенный для обогрева помещения. К основным частям камина относятся: топливник - ниша, в которой происходит сгорание топлива; под - своего рода колосник, на который укладывают топливо; дымоход - дымовая труба, отводящая продукты сгорания; зольник - выдвижная металлическая емкость для сбора золы. Камин обладает малым КПД (5-20%), поэтому имеет в основном декоративное значение. К положительным качествам камина можно отнести усиленную вытяжку комнатного воздуха, что хорошо вентилирует помещение. ------------------- Камин (от греч. kaminos - печь очаг), пристенная открытая печь с прямым дымоходом. |
Кампанила (итал. campanile), в итальянской архитектуре средних веков и Возрождения 4-гранная или круглая башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма. |
Кампен (Campen), Якоб ван (1595-1657), нидерландский архитектор. Представитель классицизма. Выработал собственный лаконичный представительский стиль общественных зданий (ратуша, ныне королевский дворец в Амстердаме; 1648-1655). |
камышит (камышитовые плиты). Теплоизоляционные изделия, изготовленные из стеблей тростника, камыша осенне-зимней рубки с прошивкой металлической проволокой. |
Канализация - система труб или подземных каналов, служащая для удаления, очистки и обезвреживания сточных вод. |
Канелюры - вертикальные и горизонтальные желоба на колоннах (вертикальные) и базах колонн (горизонтальные). |
Органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры, играющее конструктивную роль - выполняет функции колонны. |
Желобки различной формы, вертикально расположенные на стволе колонны или пилястры. ------------------- Каннелюры (от франц. cannelure - желобок) в архитектуре, желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера. |
Капелла (позднелат. capella) Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. |
Капитальное строительство - Строительство любых объектов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций. |
Комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, направленных на устранение физического износа сооружения, не связанный с изменением основных технико-экономических показателей здания и его функционального назначения. |
Конструктивно - верхняя часть вертикальной опоры (стойки, колонны, пилястры), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия. Из античной архитектуры известны четыре основных типа: дорическая, ионическая, коринфская и, являющаяся соединением последних двух - композитная капители. ------------------- Капитель (от позднелат. capitellum - головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). Разнообразные типы капителей сложились в деревянной и каменной архитектуре различных народов, начиная с зодчества стран Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей, получивших распространение в европейской архитектуре, - дорическая, ионическая и коринфская, а также композитная капитель, представляющая собой сочетание элементов ионической и коринфской капители. Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической и древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей, иногда применялись сочетания классических форм с местными орнаментальными мотивами. |
Колодец или приемная камера для сбора подземных родниковых вод в местах их выхода на поверхность. |
Квадратное в плане здание с прямоугольным внутренним двором. |
КАРИАТИДА (от греч. karyаtides, буквально - жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). Кариатиды были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17-19 вв. |
Железобетонные конструктивные системы, состоящие из: колонн; перекрытий; устоев, образующих единый несущий каркас сооружения. |
Карниз - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. ------------------- Карниз (нем. Karnies; первоисточник: греч. koronis - конец, завершение), горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также и декоративное значение. Карниз бывает верхний (венчающий, например в антаблементе) и промежуточный. |
Картуш - украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. |
Место добычи полезных ископаемых открытым способом. |
Катакомба (итал. сatacomba, от позднелат. catacumba - подземная гробница) - подземные помещения искусственного или естественного происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших. Наиболее обширны римские катакомбы (2-4 вв.) - разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые украшены росписями (позднеантичные и раннесредневекового времени). Сходные с катакомбами сооружения сохранились в Киево-Печерской лавре. |
Каток дорожный - механизм для уплотнения укатыванием грунтов, дорожных оснований и покрытий. |
Облицовочная керамическая плитка. |
Каширование - облицовка поверхности плиты (ДВП, MDF, HDF) декоративной бумагой (пленкой), пропитанной смолами, под давлением с последующим отвердением клеевого слоя различными способами, но без использования горячего процесса. |
Отесанный каменный блок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда - элемент каменной стены. ------------------- Квадр (от латинского quadrum - четырехугольник) - песчаный камень в форме параллелепипеда, употребляется для кладки зданий. |
Ограниченная с четырех сторон улицами часть застроенной территории населенного пункта, предполагающая целостность архитектурного замысла и соблюдение экономических противопожарных и санитарно-гигиенических требований. |
Плотные и крепкие зернистые горные породы, состоящие почти полностью из кремнезема. Используются как строительный камень, абразивный и кислотоупорный материал, в виде флюса в металлургии и для производства огнеупорного кирпича. |
Алексей Васильевич (1718-1772), российский архитектор-градостроитель. Руководил созданием генерального плана Санкт-Петербурга (1763-1769), работал над проектами планировки Казани, Твери, Астрахани, Харькова. |
Искусственный заполнитель для легких бетонов (керамзитобетон). Получается в результате вспучивания гранул легкоплавких глинистых пород при их обжиге. Выпускается в виде щебня или гравия диаметром 5-40 мм. Кроме того, используется в качестве теплоизоляционной засыпки. |
керамзитбетон - лёгкий бетон, полученный на основе керамзита (гранул обожженной глины) и вяжущего. |
Материалы и изделия из минерального сырья (глины), полученные путем обжига при высоких температурах. |
керамическая плитка для полов , метлахская плитка - обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей. Лицевая сторона может быть рифленой, гладкой, с вдавленным рисунком и т. п. Укладывается на цементно-песчаную стяжку или специальные мастики. Название "метлахская плитка" произошло от наименования германского города Метлах, в котором было организовано первое промышленное производство. |
Обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей. Лицевая сторона может быть рифленой, гладкой, со вдавленным рисунком и т. п. Укладывается на цементно-песчаную стяжку или специальные мастики. Название <метлахская плитка> произошло от наименования германского города Метлах, в котором было организовано первое промышленное производство. |
Обожженные до спекания плитки, применяемые для облицовки стен. Различают фарфоровые, фаянсовые и гончарные плитки. Лицевая сторона имеет рифленую покрытую глазурью поверхность, внутренняя - насечку для лучшего сцепления с раствором или мастикой. |
Продукт перегонки тяжелых нефтепродуктов. Представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения 110-320 град. С. Применяется как топливо и в качестве растворителя. |
Кёшк - жилое укрепленное башнеобразное сооружение раннесредневекового замка в Средней Азии, аналогичное донжону. Кёшк, сооруженный из сырцового кирпича, ставился на глинобитную платформу с покатыми гранями. |
Киворий (греч. kiborion), в христианских храмах дарохранительница, позже алтарная сень, поддерживаемая колоннами и богато украшенная. |
Каменный штучный пустотелый или полнотелый строительный материал правильной формы, изготавливаемый из глинистого сырья путем обжига. Подразделяется на марки по прочности (от 75 до 300) и морозостойкости (от 15 до 50). По теплотехническим свойствам и плотности выделяют эффективный (1450 кг/м куб.), условно эффективный (1450-1600) и обыкновенный кирпич (свыше 1600). |
Облицовочный кирпич, тонкий (3-5 мм) наружный слой которого состоит из глин приобретающих при обжиге розовато-бежевый оттенок. Тело такого кирпича состоит из обычных глин, применяемых для производства красного керамического кирпича. Имеет и другое название: кирпич ангобированный. |
Керамический строительный материал, изготовленный из глинистого сырья и обожженный до полного спекания. Используется для мощения. |
Изготовленный по специальным рисункам и вытесанный по лекалу кирпич, применяемый для декоративной отделки карнизов, углов, арок. На профессиональном языке каменщиков - штучный набор. |
Кирпич Силикатный - Строительный материал, изготавливаемый из смеси кварцевого песка и извести. Применяют при возведении несущих стен многоэтажных зданий. |
Кислер (Kiesler), Фредерик (1896-1965) - американский архитектор и скульптор. Переехал в США из Вены в 1926. В 1920-е гг. - на позициях группы "Стиль", в 1940-е гг. - близок сюрреализму. Свой стиль в скульптуре определял как "кореализм" - отображение через скульптуру пространства иной реальности. |
Кладка, состоящая из уложенных в определенном порядке (с перевязкой) камней или кирпичей. Основная цель перевязки - придание конструкции монолитности путем укладки камней каждого верхнего ряда таким образом, чтобы вертикальные швы между ними не совпадали с вертикальными швами между камнями нижнего ряда. Существует несколько систем перевязки: многорядная (римская); двухрядная (цепная); крестовая; готическая (польская) и голландская. |
Каменная кладка цокольной части стены здания, выполненная из притесанных друг к другу многоугольных камней. |
Кленце (Klenze), Лео фон (1784-1864), немецкий архитектор. В торжественных, тяжеловесных постройках подражал древнегреческим образцам (Пропилеи в Мюнхене, 1846-1860). |
Прямоугольный в плане бревенчатый сруб. Холодная (без отопления) изба, кладовая, амбар. ------------------- Клеть - сруб, простейшая деревянная конструкция, образованная положенными друг на друга венцами из брёвен. Широко применяется в деревянной архитектуре (избы, хозяйственные постройки, церкви клетского типа). Клетью называют также неотапливаемую часть избы. |
Продукт равномерного обжига измельченной сырьевой смеси (известняка и глины). Используется при производстве цемента. |
Клуатр (франц. cloitre, от лат. claustrum - закрытое место, позднее - монастырь), крытая галерея-обход, обрамляющая прямоугольный двор монастыря или крупной церкви; характерны для романской и готической архитектуры. |
Кнобельсдорф (Knobelsdorff), Георг Венцеслаус (1699-1753), немецкий архитектор. Предшественник раннего классицизма 18 в. Изящные постройки с интерьерами в стиле рококо (дворец Сан-Суси в Потсдаме, 1745-1747). |
ковёр ворсовый - покрытие пола или стены, у которого в процессе производства петли разрезаются, "подбриваются" до нужной длины и распускаются. Ковёр иглопробивной. Покрытие пола или стены, полученное в процессе вбивания нитей в основу иглами. В дальнейшем возможно присоединение к нему дополнительной основы. Ковёр петлевой. Ковровое покрытие, у которого в процессе производства петли закрепляются тепловой обработкой. |
ковёр тканый - изделие, изготовленное вручную или на специальных станках. В качестве пряжи используются шерстяные, синтетические или смесовые (от 10% до 30% шерсти) нити. |
Сцепление между находящимися в контакте поверхностями двух однородных по составу тел. |
В деревянном зодчестве ствол, как правило - ели, с одним ответвленным корнем, образующим крюк. Использовалась в качестве стропила при устройстве безгвоздевых кровель. |
Александр Филиппович (1726-1772), русский архитектор, первый директор АХ (с 1761). Работы знаменуют переход от барокко к классицизму: АХ в Петербурге (1764-1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом). |
КОКОШНИК - в архитектуре, ложная закомара, имеющая только декоративное значение. Кокошники располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий. Типичны для русской архитектуры 17 века; встречаются и в 16 веке. |
Колизей (от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75-80 н. э.). Служил для гладиаторских боев и др. зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей. Сооружен из туфа, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом. На величественном фасаде три яруса аркад. |
КОЛОКОЛЬНЯ - башня с открытым ярусом для колоколов. Ставились рядом с храмом или включались в его композицию. В Италии называются кампанилой. |
Колонна - вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени - горизонтальных) нагрузок. ------------------- Колонна (французское colonne, от латинского columna), архитектурно обработанная вертикальная опора, как правило, круглая в поперечном сечении, стержневой элемент здания (сооружения), несущей конструкции и т.д. Колонна служит в основном для восприятия вертикальной нагрузки. Возникнув в зодчестве многих народов как часть простейшей стоечно-балочной конструкции (при которой прототип колонны - деревянная стойка или каменный столб - несёт балку перекрытия), колонна стала элементом закрепленных традицией систем архитектурных композиции, обычно называемых ордерами. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны - ствол (фуст) - обычно утончается кверху, иногда получая при этом криволинейные очертания или "припухлость" (энтазис), обрабатывается вертикальными каннелюрами. Ствол колонны нередко покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Художественную выразительность и значение, большая или меньшая монументальность колонны определяются её пропорциями, членениями и пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра колонны с интерколумнием и с абсолютными размерами сооружения. Уже в архитектуре Древнего Востока и античности колонны применялась в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства. Колонны использовали и для архитектурной обработки стены: колонна придает ей нужный масштаб и ритмичную расчлененность; уже в архитектуре Древнего Египта и античности подчеркивалась различная степень ее слияния со стеной и утраты самостоятельного тектонического значения (трехчетвертные колонны, полуколонны, пилястры, а также приставные колонны в архитектуре Древнего Рима). Связанные первоначально с балочным перекрытием, колонны позже часто применялись и в качестве опоры для арок и сводов. В виде свободно стоящих колонн, обычно увенчанных скульптурой, иногда сооружаются памятники. В каркасных зданиях колонны - один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них др. элементов (балок, ригелей, ферм и т.д.). Колонны бывают каменные (из кирпича, естественных или бетонных камней), железобетонные, металлические, деревянные. В современном словоупотреблении колоннами часто неправильно называют опоры различного сечения (квадратные, прямоугольные, круглые, двутавровые, двухветвенные, крестовые и т.д.). |
Колонна Траяна - воздвигнута императором Траяном в Риме в 111-114. Архитектор - грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско-дорического ордера. Вначале колонна Траяна была увенчана бронзовым орлом, позже - статуей Траяна, а с 1587 - статуей апостола Петра. Особенно замечательны покрывающие ствол колонны Траяна расположенные по спирали рельефы (общая длина 200 м, высота 1 м), изображающие войну Траяна с даками. Выполненные с большим мастерством рельефы колонна Траяна - ценный источник сведений по истории быта и военной техники римлян и даков; на них изображено около 2500 человек. |
КОЛОННАДА (франц. colonnade), ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, объединяющих его обособленные объёмы (например, в виллах Палладио), зрительно связывающих его с пространством двора или площади (колоннада Казанского собора в Ленинграде, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (например, "Колоннада Аполлона" в Павловске, 1780-83, архитектор Ч. Камерон). Внутри зданий коллонады обычно обрамляют крупные залы, служат для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера (например, колоннада бывшего Екатерининского зала Таврического дворца в Ленинграде, 1783-89, архитектор И. Е. Старов). |
Комплювий (лат. compluvium, от compluere - стекаться), прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий). |
Конвектор - отопительный прибор, основаннный на принципе рециркуляции горячего и холодного воздуха. |
КОНЁК - конь, князь, князёк, в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение охлупня в виде изображения коня или птицы. В современном словоупотреблении конёк - также верхнее ребро (гребень) двускатной или четырёхскатной крыши. -----------------------------------
Верхнее горизонтальное ребро крыши, образованное пересечением двух кровельных скатов. ------------------- конь, князь, князёк, в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение охлупня в виде изображения коня или птицы. В современном словоупотреблении конёк - также верхнее ребро (гребень) двускатной или четырёхскатной крыши. |
Консоль - часть балки или иной конструкции. Консоль выступает из плоскости стены. ------------------- (франц. console), конструкция (например, балка или ферма), жестко закрепленная одним концом при свободном другом, или часть конструкции, выступающая за опору. Консоль применяется обычно в тех случаях, когда устройство дополнительных опор невозможно или нецелесообразно (например, несущая конструкция балкона, карниза и пр.). Разновидностью консоли является кронштейн. Особенность расчёта консоли заключается в том, что определение возникающих в ней от нагрузки усилий не требует предварительного нахождения опорных реакций и производится на основе рассмотрения условий равновесия свободной части консоли. |
КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: "конструктивизм социальный", тесно связанный с задачами "социальной инженерии", создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и "конструктивизм философский" (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме. |
Вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок, его сечение может быть постоянным, что внешне приближает контрфорс к пилястре. ------------------- (от франц. contre-force - противодействующая сила), поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки) и воспринимающие главным образом горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки, гидростатическое давление на основание плотины и т. п.). К основанию стены поперечное сечение контрфорсов обычно увеличивается (плавно или уступами); при незначительных горизонтальных усилиях сечение по высоте может оставаться постоянным. Контрфорсы бывают каменные, бетонные или железобетонные. Каменные контрфорсы - один из основных элементов готической конструкции. Возведение контрфорсов широко применяется для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры. |
Конха (от греч. konchе - раковина), полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхах нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, богоматери, христианских святых. |
Коньковая балка - балка, идущая вдоль верхнего горизонтального ребра, образуемого двумя скатами крыши. |
Рыхлый поверхностный слой горных пород, образовавшийся в результате выветривания. Как правило, кора выветривания имеет глинистый состав. |
Корабль - в архитектуре, то же, что Неф. |
Корацци (Corazzi), Антонио (1792-1877), польский архитектор. Представитель классицизма. Монументальные здания в Варшаве (дворец Сташица, 1820-1823, Большой театр, 1825-1832). |
Коринфский ордер - один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2-й половине 5 в. до н. э. (примененная Иктином коринфская колонна в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, около 430 до н. э.) как более насыщенный декором вариант ионического ордера (более высокая капитель, украшенная стилизованными листьями аканта и завитками; модульоны или больше развитые консоли под венчающей плитой карниза заменяют дентикулы или применяются в сочетании с ними). Пышный и торжественный коринфский ордер получил распространение в архитектуре эллинизма и особенно Древнего Рима. |
Иван Кузьмич (1700 или 1701-47), русский архитектор и инженер, представитель раннего барокко. Перестроил в 1727-1738 здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. |
Процесс разрушения материала а результате химического или физического воздействия. Выделяют электрохимическую, химическую и биологическую коррозии. |
Наклонная несущая балка, на которую опираются ступени лестничного марша. В промышленном домостроении сборный лестничный марш изготавливается из железобетона полностью (и косоуры, и ступени) и также называется косоур. ------------------- в деревянном зодчестве - наклонная несущая балка, перекинутая между площадками лестницы, на которую лестничные ступени опираются сверху. |
Котли (Kotli), Алар (1904-1963), архитектор, заслуженный деятель искусств Эстонии (1947). Административное здание в Таллинне (1938), певческие эстрады в Таллинне и Вильнюсе (1950-е гг.). |
Котлован - исскуственное углубление в грунте, предназначенное для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений. |
Коттедж - загородный индивидуальный одно- двух-этажный жилой дом с приусадебным участком. ------------------- (англ. cottage) небольшой жилой благоустроенный дом в пригороде (обычно одно- или двухэтажный, с участком земли). |
Кош (тюрк.), в средневековой архитектуре Средней Азии градостроительный прием: сооружение на одной оси обращенных друг к другу и зеркально повторяющих друг друга зданий |
Распространенный в северных территориях России тип крестьянского дома с параллельно расположенными жилой и хозяйственной зонами, находящимися под одной несимметричной крышей. |
Крабб (от нем. Krabbe), декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и др. элементах готического архитектурного декора. |
Крамер (Kramer), Питер (1881-1961), нидерландский архитектор. Представитель Амстердамской школы экспрессионизма. В 1920-е гг. проектировал жилые кварталы для рабочих Амстердама. Построил мосты над каналами Амстердама. |
Суспензии пигментов и наполнителей в олифах. Выпускаются густотертыми или готовыми к употреблению. |
Окрасочные составы на основе неорганических вяжущих и клея. Подразделяются на известковые, силикатные, цементные и клеевые. |
Окрасочные составы, представляющие собой смесь пигментов и наполнителей с водным раствором калийного жидкого стекла. |
Водные суспензии, состоящие из смеси белого портландцемента со щелочестойкими пигментами и некоторыми добавками для улучшения свойств. |
В градостроительстве - линия, отделяющая застроенную территорию от незастроенного пространства (площадь, улица). За красную линию не должно выходить ни одно из строений квартала. |
Добавки, вводимые в состав цемента при помоле для улучшения его свойств. |
Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившегося в зодчестве Византии. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами ии сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. В разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др. |
Крестоцвет (флерон), декоративная деталь в архитектуре готики в виде стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями, завершающая башни, вимперги, пинакли. |
КРИПТА (от греч. krypte - крытый подземный ход, тайник), 1. В Древнем Риме - любое сводчатое подземное или полуподземное помещение, 2. В средневековой западноевропейской архитектуре - часовня под храмом (обычно под алтарной частью), использовавшаяся как место для почётных погребений. Крипты были широко распространены в архитектуре раннего средневековья. |
кровельный ковёр (кровля) - верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков и механических воздействий. Кровля "теплая" - кровля, имеющая слои теплоизоляции. |
Верхняя часть крыши, состоящая из деревянной обрешетки и наружного покрытия. В качестве покрытия применяются самые разнообразные материалы: от дранки и черепицы до современных пластиковых материалов. ------------------- здания, сооружения, верхнее ограждение (оболочка) крыши или покрытия здания (сооружения), непосредственно подвергающееся атмосферным воздействиям. Состоит из водоизолирующего слоя и основания (обрешётки, сплошного настила, стяжки), укладываемого по несущим конструкциям либо по утеплению (в совмещенных покрытиях). Кровли различают по виду применяемых кровельных материалов. Кровля должна быть лёгкой, долговечной, экономичной в изготовлении и эксплуатации, отвечать условиям пожарной безопасности. |
Кронштейн (от нем. Kragstein), консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления частей машин или сооружений к вертикальной стене или колонне. Конструктивно кронштейн выполняется в виде самостоятельной детали с раскосом или в виде значительного утолщения в базовой детали. Кронштейны обычно применяют для установки подшипников, отдельных узлов машин, арматуры на мачтах и опорах электропередач и т. д. В архитектуре, использующей ордерные элементы, кронштейн - обычно выступ в стене, часто профилированный (с декоративными завитками или др. украшениями). Служит для поддержки балконов, сильно выступающих карнизов и пр. |
Деревянная форма, поддерживающая опалубку, по которой возводятся арочные, сводчатые и купольные конструкции, а также сводчатая часть каминов. |
Объемные блоки заводского изготовления представляющие собой части сооружения: кухня, санузел, лифтовая шахта и т.п. |
Верхнее покрытие сооружения, защищающее его от воздействия внешней среды. Состоит из несущей части - стропил, подстропильных балок и в ряде случаев стоек и наружного слоя (см. кровля). Наклонные плоскости крыши называются скатами; внутренние углы, образованные скатами - ендовами; наружные углы - ребрами; верхнее горизонтальное ребро - коньком. ------------------- верхняя ограждающая конструкция здания. Состоит из несущей части (стропил, ферм, прогонов, панелей и т.п.), передающей нагрузку от снега, ветра и собственного веса крыши на стены и отдельные опоры, и наружной оболочки - кровли. Крыши устраивают чердачные и бесчердачные. Чердачная крыша бывает утеплённая или холодная. Холодная крыша защищает здание только от атмосферных осадков; теплозащита помещений верхнего этажа обеспечивается чердачным перекрытием. В бесчердачных крышах последняя выполняет одновременно и функции чердачного перекрытия; в этом случае крышу называют покрытием, или совмещенной крышей. Наклонная (для стока воды) поверхность крыши называется скат; линия пересечения двух скатов, образующих внешний наклонный угол, - ребро, внутренний - ендова, или разжелобок; верхнее горизонтальное ребро крыши - конёк. Уклоны скатов устанавливают в зависимости от материала кровли, климатических условий, архитектурных и эксплуатационных требований. |
Кузьминки - архитектурно-художественный ансамбль русского классицизма 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., бывшая загородная усадьба Голициных (с 1960 в городской черте Москвы). Усадебный дом, Померанцевая галерея (не сохранились; архитекторы Р. Р. Казаков и И. В. Еготов), Конный двор, Египетский павильон (архитектор Д. И. Жилярди), парк с гротами, мостами и др. (18-19 вв.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Курватура (лат. curvatura - кривизна, округлённость), незначительная, едва заметная кривизна некоторых частей здания. Курватура придаёт им большую пластическую и тектоническую выразительность и устраняет оптические искажения при восприятии прямолинейных по очертаниям частей здания на расстоянии и в сильном ракурсе. Курватура характерна главным образом для ордерной архитектуры. |
КУРДОНЁР (франц. cour d'honneur, буквально - почётный двор), парадный двор дворца (усадьбы, особняка), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями-флигелями (реже колоннадой и др.). От улицы, площади, дороги курдонёр обычно отделяется сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре 17 - 1-й половине 19 вв. (в России с начала 18 в.). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре. -----------------------------------
Ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед особняком. По красной линии отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. ------------------- (франц. cour d'honneur, буквально - почётный двор), парадный двор дворца (усадьбы, особняка), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями-флигелями (реже колоннадой и др.). От улицы, площади, дороги курдонёр обычно отделяется сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре 17 - 1-й половине 19 вв. (в России с начала 18 в.). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре. |
См. кокора. |
Кусейр-Амра - замок Омейядов (710-е гг.; в руинах) в Иордании, к юго-востоку от Аммана. Уникальный памятник раннесредневековой арабской архитектуры и живописи (фрески на стенах и сводах бань и дворца). |
Главная |