Статьи на букву "Т"
Табернакль (от лат. tabernaculum шатер) 1) в готической архитектуре декоративно оформленная ниша со статуей святого. 2) в католических храмах ниша для даров в алтаре. |
Тадж-Махал - памятник индийской архитектуры, мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал (около 1630-1652, архитектор, вероятно, Устад Иса и др.) на берегу реки Джамна, в городе Агра, 5-купольное сооружение (высота 74 м) на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном. |
Таленти , Франческа (умер в 1369 году). Флорентийский архитектор. С 1344 года строил кампанилу - колокольню собора Санта Мария дель Фьоре. В 1367 году - переработал план собора, созданный Арнольфо ди Камбио, однако созданный им фасад был радикально реконструирован в XVI веке. |
Помещение небольшой площади внутри здания или наружная пристройка у входных дверей, препятствующая переохлаждению основных помещений. ------------------- (франц. tambour, буквально - барабан; слово арабское по происхождению) в архитектуре, 1. Небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее обычно для защиты от холодного воздуха и ветра. 2. Помещение аналогичного назначения в железнодорожном вагоне. |
Татлин , Владимир (1885-1953). Русский художник, родом из Харькова, изобретатель, ведущая фигура конструктивизма. В 1919-1920 годах строил крупную модель "Башни III Интернационала", включившей в абстрактную ажурную скульптуру вращающиеся с разной скоростью объемы. Наряду с рисунками Сант-Элиа, макет Татлина чрезвычайно мощно повлиял на воображение художественного авангарда XX века |
Таун , Итиэль (1784-1844). Американский архитектор и инженер, одна из ведущих фигур романтического направления в США. Изобретатель решетчатой фермы, получившей его имя и широко использовавшейся при строительстве крытых мостов. Вместе с Дэвисом - автор Капитолия штата Коннектикут в Нью-Хэйвене (1827-1831), имеющим в основе архитектуру Парфенона, а также Капитолия штата Северная Каролина, в Ралей (1833-1840), также в дорическом стиле, но с большей свободой интерпретации формы. |
Таун-Хаус - рассчитанный на несколько семей элитный коттедж. |
Таут (Taut), Бруно (1880-1938) - немецкий архитектор. Представитель функционализма, применял в строительстве стекло и бетон, пропагандировал цвет в архитектуре ("Стеклянный павильон" на выставке "Немецкого веркбунда" в Кельне, 1914). |
Прибор, предназначеный для тахеометрической съемки с целью получения плана с изображением ситуации и рельефа. |
Твердость. Свойство материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого тела. Например, по шкале МООСа все природные минералы делятся на 10 групп по твёрдости. |
Соотношение несущих и несомых частей сооружения, выраженное в пластических формах; художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания. |
Темпль , Раймонд дю (работал во второй половине XIV века). Мастер гильдии каменщиков. Автор наружной лестницы Лувра, ставшей непременным элементом французского особняка. Строил Коллеж Бове - часть Парижского университета. С 1363 года до конца столетия работал на строительстве собора Парижской Богоматери. |
Прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов. |
Теодор из Самоса - древнегреческий архитектор, вместе с Ройком строивший знаменитый храм Геры на Самосе (около 560 до н .э.). Участвовал в создании храма Артемиды в Эфесе и создал зал Ассамблеи в Спарте. По преданию, первым применил крупномерный токарный станок для обработки барабанов колонн и написал книгу о своих работах. К сожалению, книга известна только по упоминаниям в трудах античных историков. |
Теодор из Фокеи - древнегреческий архитектор, создатель круглого храма - толоса - в Дельфах (IV в. до н. э.), с наружной колоннадой в дорическом ордере и коринфскими пилястрами в интерьере. |
Тепловая завеса - аэродинамический агрегат, экономящий тепло в помещении путем образования на входе заслонов из теплого воздуха. |
Теплоемкость - способность материала аккумулировать тепловую энергию, Удельная теплоёмкость - это количество тепла, которое необходимо передать 1 кг данного материала, чтобы повысить его температуру на 1 град.С. |
теплоизоляционные С/М - строительные материалы и изделия, изолирующие тепловые потоки. Предназначены для тепловой изоляции конструкций зданий и сооружений, а также различных промышленных установок, аппаратуры, трубопроводов, холодильников и транспортных средств. |
Теплопроводность - способность материала передавать тепло от одной своей части к другой в силу теплового движения молекул. Передача тепла в материале осуществляется кондукцией (путем контакта частиц материала), конвекцией (движением воздуха или другого газа в порах материала) и лучеиспусканием. Размерность теплопроводности Вт/мК. |
Теплоусвоение - способность материала поглощать тепло в контакте с другими материалами. |
Терем (от греч. teremnon - кров, жилище). 1. Верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями. 2. Отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете или над воротами, соединённая с хоромами переходами. |
Термостат - прибор, поддерживающий заданную температуру. |
Неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Известны со времен неолита. |
Естественная или искусственно устроенная на склоне местности горизонтальная площадка для возведения зданий, прокладки дорожек и т. д. ------------------- (франц. terrasse, от лат. terra - земля). 1. Горизонтальная или слабо наклонная площадка, образующая уступ на склоне местности. Террасы бывают естественного происхождения или устраиваются искусственно для строительства зданий, создания террасных парков, для прокладки дорог, для с.-х. целей и т. д. Вдоль нижней границы искусственной террасы обычно устраивается вертикальная подпорная стенка или сооружается вал. 2. Открытая с трех сторон (с 19 в. обычно застеклённая) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью. Террасой называются также части так называемых террасных зданий, уступами спускающихся по склону. |
Тёс - доски, получаемые путем раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обтеской. Тёс использовался для обшивки стен сооружений, реже - для покрытия крыш. ------------------- Тёс - тонкие доски из древесины хвойных пород, получаемые путём продольной распиловки брёвен. Длина тёса 4-6,4 м, толщина 19-25 мм, ширина обычно 100-110 мм. Тёс применяется в целом или раскроенном виде для обшивки в судо- и вагоностроении, а также для покрытия крыш, обшивки стен и т. д. Первоначально тёсом назывались доски, получаемые обтёсыванием брёвен (обычно предварительно расколотых пополам), откуда и название "тёс". |
Тессин (Tessin), Никодемус Младший (1654-1728) - шведский архитектор. Пышную отделку интерьеров в духе барокко сочетал со строгой прямоугольной планировкой (Королевский дворец в Стокгольме, 1697-1760). |
Наклонная несущая конструкция лестницы. Доски, образующие ступени, врезаются в боковые стороны тетивы. В железобетонных лестницах ступени составляют единое целое с тетивами (ср. с КОСОУР). |
Тетраконх (от тетра... и конха), в средневековой Грузии, Армении древний тип центрического храма с 4-лепестковым планом: к квадратному внутреннему помещению примыкают 4 апсиды. |
Тетрапилон - триумфальная арка с двумя взаимно пересекающимися проездами. |
Тибальди , Пеллегрино (1527-1596). Итальянский живописец, скульптор и архитектор. В 1549-1553 - в Риме, в мастерской Данеле ди Вольтерра, где проникся архитектурными идеями Микеланджело, сохраняя им верность. Вместе с Карло Борромини строил Семинарию в Павии (1564), двор Архиепископского дворца в Милане (1570). В 1567-1576 вел архитектурные и скульптурные работы на стройке Миланского собора. С 1587 - главный архитектор при дворе испанских королей (строительство Эскуриала). |
Внутреннее поле фронтона. Треугольный или полуциркульный участок над окном или дверью, выделенный рельефом. ------------------- в архитектуре, 1) треугольное поле фронтона. 2) ниша полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпанах часто размещают скульптуру, живописные изображения и пр. |
Толедо , Хуан Батиста де (ум. 1567). Испанский архитектор, бывший среди помощников Микеланджело на строительстве собора Святого Петра. Позднее - работал при Неаполитанском дворе, а с 1559 года - в Мадриде. Выполнил проект Эксуриала и начал -постройку в характерном духе итальянского маньеризма. |
Толос , фолос - в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, музыкальный зал). |
Томон , Тома де (1754-1813). Французский архитектор, важнейшей работой которого стало здание Биржи (строгое здание в дорическом ордере, по образцу храма Посейдона в Пестуме) и решение "стрелки" Васильевского острова в Петербурге (1805-1816), с ее монументальными лестницами и Ростральными колоннами. |
Томсон , Александр (1817-1875). Английский архитектор, лидер "греческого возрождения", опиравшийся на традицию Леду и Шинкеля, работавший в Глазго. Автор ряда церквей, вилл и крупных жилых многоквартирных комплексов -"террас". С 1858 года активно использовал египетские и иные ориентальные мотивы, отойдя от строгого классицизма. |
Тон , Константин Андреевич (1794-1881). Русский зодчий. Работал в двух стилистичеких направлениях: проекты в стиле классицизма (перестройка интерьеров Академии художеств в Петербурге, пристань-набережная перед академией художеств (1832-18340), постройка Малого театра в Москве (1840), Дома Инвалидов в Измайлове в Москве и др.),и работы в "русском" стиле: церковь Св. Екатерины (1831), храм Христа Спасителя в Москве, церковь Св. Мирония на набережной Обводного канала в Петербурге (проект 1849-1851) и др. Строительство огромного храма Христа Спасителя длившееся около полувека и стало своеобразной школ/эй мастерства - здесь после окончания Академии художеств и Московского архитектурного училища проходили практику молодые зодчие. Несомненной градостроительной удачей архитектора стало выверенное расположение грандиозного храма в некотором удалении от Кремля на берегу Москвы-реки. |
Тонкость помола - характеристика дисперстности вяжущих, пигментов, наполнителей. Тонкость помола определяется остатком на стандартном сите в процентах по отношению к начальной навеске материала. |
Тор - торус (от лат. torus - выпуклость, валик) - вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым. |
Торговые ряды - протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с 13-15 веков, в России - в 17-19 веках торговые ряды часто определяли градостроительное решение центра. |
Прямоугольный или шестиугольный короткий брусок (торцовая шашка), предназначенный для устройства полов или мощения дорожных покрытий. |
Торкрет - бетон (торкретирование) Способ бетонирования при котором бетонная смесь послойно наносится на бетонируемую поверхность под давлением сжатого воздуха. |
Процесс бетонирования или оштукатуривания под действием сжатого воздуха с использованием цемент-пушки. ------------------- ----------------------------------- Торкрет - бетон (торкретирование) Способ бетонирования при котором бетонная смесь послойно наносится на бетонируемую поверхность под давлением сжатого воздуха. |
Торп , Джон (около 1563-1655). Английский архитектор, одна из ведущих фигур британской архитектуры эпохи Елизваеты I и Якова II, королевский мастер с 1584 по 1601. Книга чертежей Торпа, хранящаяся в Музее Джона Соуна, составляет наиболее полный документ строительства эпохи. |
Торфоизоляционные материалы - теплоизоляционные материалы, полученные из молодого торфа - неперегнившего моха-сфагнума путём приготовления пульпы (формовочной массы, состоящей из воды и 5-10% торфа) с последующей формовкой и тепловой обработкой. Средняя плотность торфоизоляционных материалов - 200-300 кг/куб.м. |
Тосканский ордер - один из архитектурных ордеров. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н. э. и 1 в. н. э. |
Точка росы - температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы достичь состояния насыщения водяным паром при данном влагосодержании и неизменном давлении. При достижении точки росы в воздухе или на предметах, с которыми он соприкасается, начинается конденсация водяного пара. |
Травея (от франц. travеe - пролёт), прямоугольная в плане, ограниченная четырьмя (шестью) столбами и опирающимися на них ребрами арок структурная ячейка внутреннего пространства некоторых романских и преимущественно готических храмов. Готическое здание образовано системой травеев. |
ТРАНСЕПТ (позднелат. transeptum, от лат. trans - за и septum - ограда), поперечный неф в базиликальных и крестообразных в плане храмах. Трансепты возникли в раннехристианских храмах, когда усложнение обрядов потребовало увеличить пространство перед алтарём и апсидой. Переход от продольных нефов к трансептам оформлялся подпружной аркой средокрестия. |
Трапезная (от греческого trapeza - стол, кушанье) 1) в христианских монастырях специальное здание с залом для совместных трапез, церковью и подсобными помещениями; русские трапезные XVI-XVII вв. имели большие 1-, 2-столпные или бесстолпные залы с открытыми террасами-гульбищами и лестницами, богатым декоративным убранством. 2) просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры XVII-XVIII вв. |
Трдат (сер. 10 - нач. 11 вв.), армянский архитектор. Классический памятник средневековой армянской архитектуры: кафедральный собор (989-100..1), купольная 3-нефная базилика и круглая ярусная церковь Григория (Гагикашен, 1001-10) в Ани. |
Трезини , Доменико (около 1670 -1734). Выходец из италоязычной части Швейцарии, где построил мало, с 1703 - русский архитектор. Автор первого проекта планировки Петербурга, создатель Летнего дворца Петра I (1710-1714), Петропавловского собора в крепости (1712-1733), Александро-Невской лавры (с 1715), здания Двенадцати коллегий (1722-1734) и Морского госпиталя, проектов образцовых жилищ для разных сословий петербуржцев. |
Легкая решетка для вьющихся растений. |
Выступающая из плоскости стены на 3/4 своего диаметра колонна. |
ТРИГЛИФ (греч. triglyphos), в архитектуре - прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера. |
Триклиний (лат. triclinium), в древнеримской архитектуре - помещение для трапезы. Триклиниями называют также ложа, которые в Древнем Риме в подковообразном порядке устанавливались вокруг обеденного стола. |
Триконх (от греч. tri- три и конха), тип средневекового христианского храма (или его восточной части): 3-лепестковый план создается апсидами, примыкающими с трех сторон к квадратному в плане внутреннему помещению. |
триплекс - многослойное стекло из двух или нескольких листов, соединенных между собой склеивающей полимерной плёнкой. В зависимости от количества слоёв и толщины каждого из них, различают триплекс нескольких типов. Ударостойкое стекло, согласно требованиям ГОСТ Р 51136-98, выдерживает удар шара массой 4, 11 кг, падающего с высоты от 3,5 до 9,5 м. Устойчивый к пробиванию триплекс имеет три класса защиты: 1 - выдерживает от 30 до 50 ударов лезвием топора массой 2 кг. Стекло 2-го класса защиты выдерживает от 50 до 70, а 3-го - свыше 71 удара. Ударопрочные стекла при остеклении как вертикальных, так и горизонтальных поверхностей, например, крыш. |
Триумфальная арка - мемориальная арка; временное или постоянное сооружение, возводимое в честь: триумфа полководца или торжественного события. Часто триумфальные арки украшалась аллегорической живописью и скульптурой. Временные триумфальные арки выполнялись из дерева. |
Трифорий (позднелат. triforium, от лат. tri-, в сложных словах - три и foris - дверь, вход). 1. Арочный проём из трёх и более частей. 2. Аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда трифориев. 3. Узкая, освещенная изнутри галерея, расположенная за аркадой, обычно над сводами и под скатом крыши боковых нефов большого готического храма. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, а также имеет декоративное значение. |
Троице-Сергиева лавра - крупнейший русский монастырь в 71 км к северу от Москвы, в Загорске. Основан в XIV веке монахом Сергием Радонежским, с 1744 - лавра. В XVI веке были сооружены каменная стена с башня (1540-1550, укреплены в XVII веке; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м), монастырь превратился в мощную крепость. В XV-XVIII вв. территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в т. ч.: соборы Троицкий (белокаменный; 1422-1423; иконостас - Рублёв Андрей и Даниил Чёрный) и монументальный Успенский (1559-1585; фрески - 1684); церкви Духовную (1476; под барабаном главы - звонница на столбах; псковские зодчие), Пятницкую и Введенскую (обе - 1547), 5-главную надвратную Иоанна Предтечи (1699), Михеевскую (1734), Смоленскую (1745-1748; барокко); больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-1638), царские чертоги (конец XVII века); богато декорированную белокаменной резьбой трапезную с церковью Сергия (1686; "нарышкинский стиль") на высоком подклете и с открытым гульбищем; корпуса монастырских келий (XVII-XIX вв.), митрополичьи покои (главный фасад - 1778). Завершает ансамбль 5-ярусная колокольня (1740-1770, архитектор И. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский, барокко; высота 88 м). После 1917 года в Троице-Сергиевой лавре создан историко-художественный музей (1920); с 1940 - заповедник. Собрание музея включает крупные коллекции древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства XIV-XVII вв., русского народного искусства XVII- начала XX вв., а также декоративно-прикладного искусства советского периода. Систематически проводятся реставрационные работы. |
Тромпы (французское trompe, от древневерхненемецкого trumba - труба) в архитектуре, сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат обычно для перехода от нижней квадратной в плане части здания к верхней круглой или многоугольной в плане, к куполу или его барабану. Тромпы служат иногда также опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве преимущественно в 17 в.). |
Украшенный орнаментом простенок между окнами. Высокое зеркало, расположенное в простенке. ------------------- (франц. trumeau) в архитектуре - простенок между окнами, иногда украшенный орнаментом. |
Тюрбе - мусульманская усыпальница в странах Ближнего и Среднего Востока, обычно небольшие мавзолеи с шатровым или купольным покрытием. |
Тяга - в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов |
Главная |