Архитектурно-строительные термины
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

ААЛТО

Аалто , Альвар (1898-1991). Финский архитектор, в начале карьеры верный последователь "современной архитектуры", но уже в его первых самостоятельных работах ярко выразилось стремление создать скандинавскую версию функционализма (здание редакции газеты в городе Турку, 1930, где смело использованы грибовидные опоры). Здание туберкулезной больницы в Паймио (1933) отличалось продуманным включением в ландшафт, что сближало Аалто с философией Ф.Л. Райта, тогда как здание библиотеки в Выборге (1934) стало первым примером блистательного использования дерева в современном интерьере. После второй мировой войны Аалто - ведущий архитектор Финляндии, и его здание Городского собрания в Сайнатсало (1952), с его остро пластическим решением кровли знаменовало собой решительный отказ от догм современной архитектуры. Работы Альвара Аалто составили костяк гражданских сооружений центра Хельсинки, и с каждым следующим зданием архитектор все свободнее обращался с пластической формой, избегая протяженных прямых очертаний и плоскостей. Благодаря Аалто финская архитектурная школа обрела всемирную известность.

АБАК

АБАК (греч. abax, abakion, латинский abacus - доска, счётная доска) в архитектуре, верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (дорический, ионический ордера) или вогнутыми (коринфский ордер) краями.

АБРАЗИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Инструмент, изготовленный из абразивных материалов. Выпускается в виде шлифовальных кругов, брусков, лент и т. д.

АБРАЗИВЫ

Вещества, обладающие высокой твердостью (алмаз, корунд, наждак, карбид кремния и др.). Используются для механической обработки (шлифования, полировки) поверхностей различных материалов. Имеют разную твердость, форму, размеры зерен и абразивную способность.

АБРОСИМОВ

Павел Васильевич (1900-1961), российский архитектор. Соавтор: Дом правительства Украины в Киеве (1934-1938), высотное здание МГУ (1949-1953). Государственная премия СССР (1949).

АВТОРСКИЙ НАДЗОР

Контроль со стороны авторов проекта за соответствием строящегося объекта проектно-сметной документации. Авторский надзор осуществляется на протяжении всего периода строительства и приемки объекта.

АГАБАБЯН

Григорий Гарегинович (1911-1977), армянский архитектор, заслуженный деятель искусств Армении (1961). Центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) в Ереване.

АГЛОПОРИТ

Искусственный пористый заполнитель для легких бетонов - продукт дробления шихты, изготовленной методом агломерации (спекания) из глинистых пород или глиносодержащих отходов добывающей промышленности. Применяется для производства аглопоритобетона.

АДАМ

Адам , Роберт (1728-1792). Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Окончил Эдинбургский университет, в 1754 году отправился в длительное путешествие по Франции и Италии, где подружился с Пиранези. По возвращении в Англию опубликовал "Руины дворца императора Диоклетиана в Спалато", с чего началась новая линия Классицизма - в опоре уже на гражданскую архитектуру Древнего Рима. Адам писал: "Я рискнул изменить некоторые элементы Ордера, и большинство сочли, что эти изменения - к лучшему". Адам -автор множества особняков, включая знаменитые Зион Хаус, Чендос Хаус, Дерби Хаус, в которых на относительно небольшой площади сочетается полнота комфорта с эффектностью парадных покоев. Адам разрабатывал всю деталировку не только архитектурного декора, но также и мебели и колористического решения, и его имя стало нарицательным: "Стиль Адама". Роберту Адаму так много подражали, что точно атрибутировать его постройки достаточно сложно.

АДГЕЗИЯ

Способность сцепления двух разнородных тел на молекулярном уровне.

АДСОРБЕНТ

Адсорбент - вещество, способное присоединять к своему поверхностному слою молекулы газа и жидкости.

АДСОРБЦИЯ

Адсорбция - поглощение некоторыми твердыми телами газов, красок, солей и других веществ из растворов.

АЗЕРИТ

Искусственный заполнитель для легких бетонов. Представляет собой шарообразные стекловидные пористые частицы диаметром 5-40 мм. Применяется также в качестве теплоизоляционной засыпки.

АЙВАН

Айван , эйван (перс.), иван, ливан,

1) В среднеазиатских жилищах, мечетях и др. - терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приемные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях и дворцах средневековой Средней Азии, Ирана, Афганистана и др.).

АКАНТ

Акант (аканф) (греч. akanthos),

1) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив аканта широко употребляется в античном искусстве.

2) скульптурное изображение листьев одноименного растения, декоративный элемент коринфского ордера.

АКВЕДУК

Водовод в виде арочного моста, в котором стенки и днище лотка являются несущими конструкциями.

-------------------

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua - вода и duco - веду) - водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

АКРОПОЛЬ

АКРОПОЛЬ (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.

АКРОТЕРИЙ

Акротерий (греч. верх, фронтон) - скульптурное украшение (в виде пальметты, статуи), поставленное над углом или на вершине фронтона здания; использовался в античной архитектуре, позже в период Ренессанса, в стилевых направлениях барокко, классицизма, т.е. в стилях с применением архитектурного ордера.

АКТ ПРИЕМКИ СКРЫТЫХ РАБОТ

Официальный документ, составляемый после приемки представителями заказчика, подрядчика и авторского надзора выполненных работ, скрываемых последующими работами. Составление такого документа дает право на производство последующих работ.

АКУСТИКА СТРОИТЕЛЬНАЯ

Раздел акустики, рассматривающий проблемы звукоизоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений.

АКУСТИЧЕСКАЯ ШТУКАТУРКА

Акустическая штукатурка - Штукатурка, которая изготавливается из различных вяжущих и легких заполнителей (керамзит, пемза и т.п.). Акустическая штукатурка применяется в отделочных работах для увеличения звукопоглощения ограждающих конструкций.

АКУСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные. Изготавливаются в виде матов, плит, блоков, ваты или сыпучих веществ (керамзит, вспученный перлит).

АКУСТИЧЕСКИЕ С/М

акустические с/м - строительные материалы и изделия, предназначенные для создания звукового комфорта - акустического благоустройства зданий. Акустические материалы подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные. Акустические материалы изготавливаются в виде матов, плит, блоков, ваты или сыпучих веществ (керамзит, вспученный перлит).

АЛАБЯН

Алабян , Каро Семенович (1897-1959), армянский архитектор. Главные работы - Центральный театр Советской Армии (1934-1940), павильон Армении на ВДНХ (1939 и 1954) в Москве.

АЛАВЕРДИ

Алаверди , кафедральный собор, памятник грузинской средневековой архитектуры. Построен в 1-й четверти 11 в., расположен в 20 км к северо-западу от города Телави. Представляет собой сильно вытянутое ввысь сооружение со скупым декором. В плане - удлиненный крест; в средокрестье купол на высоком барабане (реконструирован в 15 в.). Отличается грандиозным внутренним пространством (высота свыше 42 м). В 1960-е годы раскрыты росписи 15 в. Храм служил усыпальницей кахетинских царей.

АЛЕБАСТР

Продукт обжига природного гипса при температуре 120-170 град. С. В строительстве применяют в виде порошка тонкого помола.

АЛЕВИЗ ИЗ КАРКАНО

Алевиз из Каркано - . итальянский архитектор, в 1505-1509 годы построивший Архангельский собор в Московском Кремле, наложив схему ренессансного декора на русско-византийскую пространственную схему сооружения

АЛЕВИЗ ФРЯЗИН

Алевиз Фрязин (Алевиз Миланец) (Aloisio da Milano) - итальянский архитектор конца 15 - начала 16 вв. С 1494 работал в Москве, участвовал в строительстве стен Кремля вдоль реки Неглинная (1495).

АЛЕЙЖАДИНЬЮ

Алейжадинью (Aleijadinho букв. - маленький калека, прозвище Антониу Франсиску Лисбоа) (1730 или 1738-1814), бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Представитель позднего барокко. Фасад (1757-1777) церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе, скульптура (1780-1805).

АЛЕССИ

Алесси (Alessi), Галеаццо (1500 или 1512-1572) - итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. Создал тип дворца с развернутой в глубину террасной композицией, обогащенной лестницами и аркадами (палаццо Пароди в Генуе, 1567).

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (от латинского alta ara - высокий жертвенник) главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отдел является алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.

АЛУПЛАСТ

Профиль для легких перегородок, состоящий из алюминия и пластика.

АЛФЕРОВ

Алферов , Николай Семенович (1917-1982) - российский архитектор, народный архитектор СССР (1978), член-корреспондент АН СССР (1979). Работал в Свердловске; ансамбль историко-революционного сквера (1974).

АЛЬБЕДО

Характеристика отражательных свойств наружных поверхностей зданий и сооружений. Альбедо учитывается при расчете теплопоступления от солнечной радиации внутрь зданий и сооружений.

АЛЬБЕРТИ

Альберти , Леон Баптиста (1404-1472). Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию "Филодокс", которую принимали за подлинное римское произведение. С 1428 года Альберти - во Флоренции, где вошел в дружеский кружок Филиппа Брунеллески, Донателло, Гиберти, Луки делла Роббиа и Мазаччо. Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Отстаивая принадлежность архитектуры к свободным искусствам и ее независимость от ручного труда, Альберти доказывал наличие рациональных оснований архитектурного творчества. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.

АЛЬБИНИ

Альбини (Albini), Франко (1905-1977) - итальянский архитектор. Постройки 1930-х гг. отличаются лаконичной простотой деталей и чистотой линий (вилла в Милане, 1938). В 1960-70-е гг. - на позициях рационализма (здание Горячих бань, Италия, 1967). Занимался также реставрацией и строительством музейных зданий (работы по восстановлению дворцов эпохи Возрождения, новое здание музея Тезоро ди Сан Лоренцо в Генуе, 1952).

АЛЬГАМБРА

Альгамбра (от араб. аль-хамра - красная), дворец-замок мавританских властителей в Испании близ Гранады. Построен в середине 13 - конце 14 веков. Является ярким образцом позднемавританской архитектуры с присущим ей изощренным декоративным богатством. Залы с пышной орнаментальной отделкой (Абенсеррахов, Послов, Двух сестер, Суда) группируются, как и другие помещения дворца, вокруг Дворика миртов и Дворика львов. В ансамбль входит и недостроенный дворец Карла V с круглым двором посередине - памятник испанского ренессансного зодчества (строительство начато в 1526; архитектор П. Мачука).

АМЕНХОТЕП МЛАДШИЙ

Аменхотеп Младший , древнеегипетский архитектор 15 в. до н. э., "начальник всех работ фараона". Строитель храма бога Амона-Ра в Луксоре (совместно с архитекторами братьями Гори и Сути), центральной колоннады главного зала-гипостиля храма Амона-Ра в Карнаке, храмов в Солебе и в Седеинге; перестроил храм богини Мут в Карнаке.

АМПИР

АМПИР (от франц. empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин ).

АМФИПРОСТИЛЬ

АМФИПРОСТИЛЬ (греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

АМФИТЕАТР

АМФИТЕАТР (от греч. amfiqeatron)

1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр - Колизей в Риме.

2) места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

3) в садах и парках - декоративное сооружение в форме эллипса со ступенчато расположенными рядами сидений, предназначенное для зрелищных мероприятий.

АНГИДРИТ

Сульфат кальция. В природе - минерал или осадочная горная порода, в основном состоящая из этого минерала. Растворимый, нерастворимый и высокотемпературный ангидриты являются компонентами гипсовых и ангидритовых вяжущих веществ (ангидритовый цемент, отделочный ангидритовый цемент, высокообжиговый гипс). Используется в качестве поделочного камня.

АНГЛИЙСКОЕ ОКНО

английское окно - окно с одинарным остеклением, открывающееся поднятием рамы отвесно вверх и фиксированием её в этом положении. Типичное английское окно имеет переплёт из некрупных квадратов

АНГОБ

Тонкий слой глины, покрывающий поверхность керамического изделия в целях улучшения его внешнего вида. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве. На Руси гончары называли такое покрытие <побела>.

АНДЕЗИТ

Вулканическая горная порода, состоящая в основном из плагиоклаза и одного или нескольких цветных минералов. Применяется для изготовления кислотоупорных материалов.

АНКЕР (АНКЕРНЫЙ БОЛТ)

Крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин ""анкер"" применяется также в смысле ""промежуточеная деталь"" (анкерная связь, анкерная плита).

АНСАМБЛЬ

Ансамбль (франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

АНТАБЛЕМЕНТ

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement, от table - стол, доска), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз и карниз. Встречается неполный антаблемент без фриза. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

АНТЕЛАМИ

Антелами (Antelami), Бенедетто (около 1150 - около 1230) - итальянский скульптор и архитектор. Представитель романского стиля. Строительство (с 1196) и скульптурный декор баптистерия в Парме.

АНТЕФИКС

Антефикс (лат. antefixum, от ante - спереди и fixus - прикрепленный), архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в форме пальметты либо щита с рельефным орнаментом или с изображением фантастического животного). Антефиксы обычно помещались по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

АНТИК

Произведения искусства античной эпохи - керамика, вазы, скульптура и т. п.

АНТИПИРЕНЫ

Вещества, предохраняющие древесину и другие материалы органического происхождения от воспламенения и самостоятельного горения. Содержат замедлители горения (фосфаты аммония, бура, хлористый аммоний), сипергисты (вещества, усиливающие действие основного замедлителя) и стабилизаторы, ограничивающие расход замедлителя.

АНТИСЕПТИКИ

Вещества, применяющиеся для предохранения строительных материалов органического происхождения от биоповреждений (воздействия бактерий, грибов и др.)

АНТИФРИЗ

Антифриз - охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания. Представляет собой смесь воды с этиленгликолем. В зависимости от марки антифриз имеет температуру замерзания -40 или -65 град. С. Антифризы различных марок отличаются также по цвету.

АНТИФРИЗЫ

Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания. Представляет собой смесь воды с этиленгликолем. В зависимости от марки имеет температуру замерзания -40 или -65 град. С. Антифризы различных марок отличаются также по цвету.

АНТИЧНЫЕ ЛАКИ

Разновидность ангобов. При обжиге изделия в окислительной среде отстой белой глины позволяет получить белый цвет, при наличии в глине окислов железа - красный. При восстановительном обжиге оба состава дают черный цвет. Используются для вазовой живописи. В античном мире широко применялись для росписи и сплошного покрытия керамических изделий.

АНТРЕСОЛИ

1) верхний полуэтаж дома.

2) род балкона внутри высокого помещения.

3) настил под потолком для хранения вещей, а также отдельная верхняя часть шкафа, предназначенная для такого хранения.

АНТРЕСОЛЬ

АНТРЕСОЛЬ (франц. entresol)

1) верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа, характерный для особняков и усадебных домов 18-1-й половины 19 вв.

2) верхняя часть комнаты, разделённой на 2 полуэтажа.

3) в современном жилом доме - полка под потолком квартиры.

АНТЫ

АНТЫ (лат. Antae) - выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название "храм в антах".

АНФИЛАДА

АНФИЛАДА (франц. enfilade), ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего анфилада встречается во дворцах барокко и классицизма и в зданиях музеев 19-20 вв. анфиладой также называется ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей.

АПАДАНА

Ападана - многоколонный с плоским деревянным перекрытием парадный зал - основная часть царских дворцов Ахеменидского Ирана. Наиболее известна т. н. ападана Дария и Ксеркса в Персеполе - квадратный зал (62,5 м на 62,5 м) с 36 колоннами и трёхсторонним портиком.

АПОЛЛОДОР ИЗ ДАМАСКА

Аполлодор из Дамаска - придворный архитектор и военный инженер императора Траяна, создатель моста через Дунай, Триумфа Траяна, форума Траяна (начало II в.).

АПСИДА

АПСИДА - абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

АРБОЛИТ

Разновидность легкого бетона, заполнителем в котором являются разной крупности частицы растительного происхождения, а вяжущим - цемент, строительный гипс и т. д. По назначению подразделяют на теплоизоляционный и конструкционно-теплоизоляционный.

АРДУЭН-МАНСАР

Ардуэн-Мансар (Hardouin-Mansart), Жюль (1646-1708) - французский архитектор. Строил величавые торжественные сооружения в духе классицизма (перестройка королевского дворца в Версале, 1678-1689; Вандомская площадь, 1685-1701, площадь Побед, 1685-1686, Собор Дома инвалидов, 1671-1708, в Париже; Большой Трианон в Версале, 1687).

АРКА

Криволинейное перекрытие проемов в стене или пролетов между опорами.

-------------------

Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой различают арки: полукруглые, или полуциркульные (наиболее распространённый вид), стрельчатые (характерны для архитектуры готики), подковообразные (распространены в архитектуре араб. стран), килевидные, многолопастные, ползучие (с опорами на разной высоте) и др. Впервые арки (каменные) появляются в архитектуре Древнего Востока, где отсутствовало дерево, пригодное для крупных горизонтальных балочных перекрытий. Далее арки получили широкое применение в архитектуре античного Рима (в зданиях, акведуках, триумфальных арках). Видоизменяясь в соответствии с системой конструкций сводчатого перекрытия и требованиями стиля, арка осталась важным элементом зодчества и в дальнейшем. Отдельно стоящие триумфальные арки или арки, связанные со зданием (например, арка здания Главного штаба в Ленинграде), определяют иногда характер ансамбля. В современном строительстве арки применяют в качестве несущих элементов покрытий зданий, пролётных строений мостов, путепроводов и т. п. Под нагрузкой арка работает в основном на сжатие и, в отличие от балок и ферм, передаёт на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление), который погашается опорой, затяжкой, контрфорсом. По конструктивной схеме различают арки бесшарнирные, двух- и трёхшарнирные. Неподвижность опор бесшарнирных арок обеспечивается жёстким защемлением их в поддерживающих арки конструкциях. При проектировании очертание оси арки принимается таким, чтобы при постоянной нагрузке (собственный вес арки, вес опирающегося на неё покрытия, кровли и т. п.) в арке возникали лишь усилия сжатия, что обеспечивает наименьшие размеры её поперечного сечения. Арки решётчатой конструкции, выполняемые, как правило, из металла или дерева, называются арочными фермами.

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ - монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О. И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П. Стасов).

АРКАДА

АРКАДА (от франц. arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

АРКАТУРА

Аркатура (от нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (например, во владимиро-суздальском зодчестве).

АРКБУТАН

Аркбутан (франц. arc-boutant), наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объёма здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составила конструктивную основу культовой архитектуры готики. Применение аркбутанов позволило значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проёмы, пролёты сводов и т. п.

АРКИГРАМ

Аркиграм (Аркигрэм) - архитектурное объединение английских и американских дизайнеров, архитекторов и исследователей окружающей среды. Журнал - манифест "Аркиграм мэгэзин" публикуется с 1961. Группа, которую возглавляет П. Кук, выступает против однообразия и пафосной монументальности в послевоенной архитектуре.

АРКОЛОГИЯ

Аркология - архитектурная концепция, разработанная П. Солери, представляет синтез архитектуры и экологии. П. Солери предложил решать урбанистические проблемы 20 в. строительством вертикальных мегаструктур, способных вмещать до трех миллионов жителей.

АРКТИЛИТ

Слоистый пластик, представляющий собой чередование слоев березового шпона, ткани и металлической сетки. Склеивание слоев осуществляется с помощью фенолформальдегидной смолы. Применяется в судостроении.

АРМАТУРА

Составная часть железобетонной конструкции, предназначенная для восприятия растягивающих усилий. Обычно применяют стальную арматуру, в некоторых случаях - неметаллическую.

АРМОЦЕМЕНТ

Мелкозернистый бетон, в массе которого равномерно распределены проволочные стальные сетки. Одновременно может присутствовать и стержневая или проволочная арматура. Из армоцемента можно изготавливать тонкостенные элементы (речные и морские суда, дебаркадеры, резервуары, трубы).

АРНОЛЬФО ДИ КАМБИО

Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio) (около 1245 - до 1310) - итальянский (флорентийский) скульптор и архитектор. Представитель Проторенессанса. Глубоко восприняв античность, наделял образы духовной силой, пластической ясностью (гробница кардинала де Брей, церковь Сан-Доменико в Орвието, ок. 1282), строитель собора Санта Мария дель Фьоре (начат в 1294 году). Ему также приписывается сооружение церквей Бадия и Санта Кроче. Ученик Никола Пизано, Арнольфо участвовал в скульптурном оформлении кафедры в Сиене, выполнил скульптурный портрет Карла Анжуйского (1277) и множество скульптурных надгробий.

АРОЧНЫЙ МОСТ

Арочный мост - мост с пролётными строениями, основными несущими конструкциями которых служат арки или своды. Характерные особенности арочных мостов - передача опорам не только вертикальных, но и горизонтальных усилий (распора), а также работа арок (сводов) преимущественно на сжатие. Каменные арочные мосты известны с древнейших времён. Современные арочные мосты строят из железобетона (главным образом) или из стали.В отдельных случаях возводят безраспорные арочные мосты со специальными элементами (затяжками), воспринимающими распор. Арочные мосты обычно устраивают с ездой поверху, они отличаются лёгкостью конструкций и архитектурной выразительностью.

АРТЕСОНАДО

Артесонадо (исп. artesonado - кессонированный), деревянный наборный потолок с кессонами, часто с резьбой и росписью. Артесонадо были заимствованы из мавританского средневекового зодчества в 15 в. архитектурой Испании, а затем Латинской Америки и других стран.

АРХИВОЛЬТ

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга), архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки.

АРХИТЕКТОНИКА

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. Architektonike - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура - искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.

-------------------

Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

АРХИТЕКТУРА ЛАНДШАФТНАЯ

Вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа.

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ

Архитектура малых форм - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРКА

Архитектурные элементы парка - павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады, а также другие здания и сооружения, гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта.

АРХИТРАВ

АРХИТРАВ (от архи... и лат. trabs - балка), нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн. В дорических и тосканском ордерах архитрав - широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском ордерах архитрав состоит из 3 небольших горизонтальных уступов - фасций.

АСБЕСТ

Минералы класса силикатов легко расщепляющиеся на тонкие прочные волокна. Наибольшее промышленное значение имеет хризотил-асбест. Используется при производстве асбоцементных листов, труб и других строительных материалов.

АСБОЗУРИТ

Теплоизоляционный материал, состоящий из диатомита (70-85%) и асбестового волокна (15-30%).

АСБОЦЕМЕНТ

Материал, состоящий из затвердевшего портландцемента и волокон асбеста, выполняющих функцию дискретной арматуры. Наличие волокон асбеста увеличивает прочность материала и снижает его теплопроводность.

АСПИРАЦИЯ

Аспирация - процесс удаления пыли и газов, образующихся в процессе работы технологического оборудования из производственных помещений.

АСТРАГАЛ

1) Деталь сложного профиля в ордерной архитектуре. Представляет собой сочетание валика с полочкой; астрагалом называется также валик (иногда обработанный в виде нитки бус), служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

2) (Astragalus), род растений семейства бобовых. Однолетние или многолетние травы, полукустарники, реже кустарнички и кустарники со сложными непарноперистыми листьями. Цветки в пазушных кистях, в головчатых, колосовидных или почти зонтиковидных соцветиях. Около 2000 видов, преимущественно в засушливых областях Северного полушария. На территории бывшего СССР более 900 видов, б. ч. в Средней Азии и на Кавказе. Колючие кустарники и кустарнички из подрода трагакант содержат в стеблях камедь, применяемую в текстильной, бумажной и других отраслях промышленности. Многие виды - хорошие кормовые растения, некоторые из них введены в культуру. Настой астрагала шерстистоцветкового применяется в медицине при сердечно-сосудистых заболеваниях и нефрите.

АСФАЛЬТ

Искусственное или природное органическое вяжущее.

АСФАЛЬТОБЕТОН

Асфальтобетон - Строительный материал, получаемый в результате затвердевания уплотненной смеси минеральных заполнителей (щебня, песка, тонкоизмельченного минерального порошка) с органическим вяжущим (битумом или дегтем). Применяется главным образом для строительства дорог, а также для устройства полов в промышленных зданиях.

АТАКСИТОВЫЙ ЛЕД

Одна из разновидностей внутригрунтового льда.

АТЕНСКИЙ СИОН

Атенский Сион , крестово-купольный храм 7 в. (архитектор Тодос) типа храма Джвари, памятник ранней средневековой грузинской архитектуры (в 12 км к югу от Гори). На фасаде рельефы, внутри уникальная роспись (1080), включающая портреты исторических лиц.

АТЛАНТ

АТЛАНТ - в архитектуре - мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика, балкон и т. д. Атланты известны с античной эпохи (храм Зевса Олимпийского в Акраганте, ныне Агриджекто, Италия, 5 в. до н. э.), получили распространение в архитектуре 17 - начале 20 вв. (Атланты ратуши в Тулоне, Франция, 1656-57, скульптор П. Пюже; Атланты портика Нового Эрмитажа в Ленинграде, 1844-49, скульптор А. И. Теребенёв).

АТРИУМ

АТРИУМ , атрий (лат. аtrium) - закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

АТТИК

АТТИК (от греч. attikos - аттический), стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

АЭРИРОВАНИЕ

аэрирование - обильное воздухововлечение за счет введения поверхностно-активных веществ (ПАВ) и приготовление смеси в скоростном смесителе турбулентного типа.

АЭРИРОВАННЫЙ ЛЕГКИЙ БЕТОН (АЛБ)

аэрированный легкий бетон (АЛБ) - конструктивно-теплоизоляционный бетон, сочетающий в себе свойства легких бетонов на пористых заполнителях и пенобетона. Готовится в скоростном аэросмесителе.

Следующая страница
Главная