Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Дверь ложная

Дверь ложная - подобие двери, с наличником, в котором дверной проем, будучи заложен, является неглубокой нишей.

Двойня

Двойня (тройня)

тип деревянной постройки, представляет собой объединенные в одну группу два (три) сруба, имеющие самостоятельные двускатные крыши античный храм, имеющий десять колонн на фасаде. Самый приметный образец декастиля в Петербурге - Фондовая биржа (арх. Тома де Томон).

Декор

Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Декор может быть живописным, скульптурным или архитектурным. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения. Различают активный декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и пассивный декор, не соответствующий членениям формы и привлеченный лишь для украшения здания.

Декуманус

Декуманус (лат. decumanus - межа, проведенная с запада на восток) одна из взаимно перпендикулярных магистралей римского военного лагеря, направленная с запада на восток, в отличие от КАРДО, идущей с севера на юг. Равное число пересекающихся улиц, параллельных магистралям, делило территорию лагеря (а затем города, развивающегося на его основе) на серию кварталов, занятых жилыми домами. В районе пересечения декумануса и кардо располагался форум, к которому примыкали общественные здания. Каждая из магистралей заканчивалась воротами в крепостной стене, которая правильным прямоугольником охватывала город-лагерь. Таким образом, картину идеальной планировки дают города, развивающиеся из военных лагерей.

Деметра

Деметра (греч. Demeter) древнегреческая богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, мать Персефоны, покровительница брака и семьи, жена Посейдона (римск. Нептун), олицетворявшего влагу, без которой невозможно земледелие. В искусстве Деметра изображалась в венке из колосьев и с корзиной плодов. Римляне почитали ее под именем Цереры.

Дентикулы

Дентикулы - см. Сухарики, Зубчики.

Десюдепорт

Десюдепорт (сюпорт)

(франц. dessus de porte - над дверью) декоративная - живописная или скульптурная композиция, помещенная над дверью и связанная художественно с ней, равно как и с оформлением стены в целом. См. также Супрапорта.

Детинец

Детинец - название укрепленного центра древнерусского города, впоследствии назывался кремлем.

Диабаз

Диабаз (греч. diabasis) древняя магматическая горная порода темно-серого или зеленовато-черного цвета. Отличается высокой прочностью, вследствие чего используется в качестве строительного камня и материала для мощения улиц. Мостовые и тротуары из диабаза были широко распространены в Петербурге. На Дворцовой площади воспроизведено исторически достоверное покрытие из диабазовых шашек.

Диана

Диана - см. АРТЕМИДА.

Диастиль

Диастиль - см. Пикностиль.

Дионис

Дионис (греч. Dionysos) в древнегреческой мифологии - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия, бог умирающей и возрождающейся природы. В Древнем Риме почитался под именем ВАКХА, или БАХУСА. Изображался красивым юношей с виноградной лозой в волосах в сопровождении вакханок и сатиров.

Диоскуры

Диоскуры (греч. Dios - бог Зевс, koros - сын) - мифологические братья-близнецы Кастор и Полидевк, рожденные от Зевса и Леды, символ преданной братской любви. Кастор считался укротителем коней, Полидевк слыл искусным кулачным бойцом. Диоскуры считались защитниками государства и покровителями гимнастики. В искусстве они изображались прекрасными юношами с конями, каковыми представил их П. Трискорни у портика Конногвардейского манежа.

Диптер

Диптер - тип античного храма, окруженного (в отличие от ПЕРИПТЕРА) двумя рядами колонн.

Должность архитектурной экспедиции

Должность архитектурной экспедиции - первый русский архитектурный трактат-кодекс об обязанностях и правах (должности архитектурного корпуса Архитектурной Экспедиции), составленный в 1737-1740 гг. Этот труд - одно из самых ранних русских сочинений по архитектуре. Он несет на себе печать Петровской эпохи, в его основе теоретические знания и практический опыт архитекторов гнезда Петрова. Сотрудничая в Комиссии о Санкт-Петербургском строении, где за несколько лет был создан грандиозный проект реконструкции города, известные мастера 1720-1740 гг. - М. Г. Земцов, И. К. Коробов, Д. Трезини, М. А. Башмаков, И. Шумахер, Е. Тишин во главе с П. М. Еропкиным одновременно трудились над составлением трактата. Эти годы в России - годы смуты и противоречий дворцовые перевороты, господство временщиков, отказ от политики Петра I. Именно поэтому трактат - выражение программной верности деяниям Петра, осознание своего труда как долга перед Отечеством, проявление чувства национального достоинства. Трактат также явился формой протеста против засилия немецкой олигархии, бироновщины. Для основного автора обоих проектов Петра Михайловича Еропкина эта работа стала актом гражданства, патриотическим долгом. Он был членом группы А.П. Волынского. Борьба кабинет-министра правительства Анны Иоанновны - Волынского против Бирона окончилась трагически, вместе с ним сложили головы 27 июня 1740 г. П. М. Еропкин и А.Ф. Хрущев. На завершающем этапе работу над трактатом возглавил М. Г. Земцов, организатор первой архитектурной школы в России. В окончательном варианте рукопись насчитывала 30 глав, разделенных на артикулы, она объединяла несколько тем: государственное руководство строительством и планировкой города, проект воспитания будущих зодчих, теоретические вопросы архитектуры, архитектор и его обязанности, свод строительно-технических правил, сведения о материалах и т. д. Иными словами, основы теории архитектуры и строительной практики, взятые в градостроительном аспекте, облекались в форму кодекса. Слияние большого теоретического и практического опыта, актуальность проблем, утверждение важных гражданских идеалов делают Должность Архитектурной Экспедиции одним из самых ценных русских сочинений по архитектуре.

Дольмен

Дольмен (франц. dolmen от бретонск. tol - стол, men - камень) сложное мегалитическое сооружение эпохи бронзы,состоящее из двух вертикальных блоков, перекрытых горизонтальной плитой. Впервые конструкция сооружения предстала в виде несущих и несомых элементов опоры и перекрытия. Постепенно конструкция дольмена усложнялась вертикальных опор становилось больше. Перекрытые сверху массивной плитой, они образовали однокамерное помещение - погребальную камеру. Дольмены распространены в приморских областях Европы, сев. Африки и Азии, известны в Крыму и на Кавказе.

Дом

Дом (лат. domus - дом, жилище; хозяйство) - кафедральный собор или храм.

Дом доходный

Дом доходный - многоэтажный дом с квартирами, сдаваемыми внаем. Во второй половине XIX в в Петербурге и Москве сформировался специфический тип доходного дома с плотной периметральной и внутриквартальной застройкой, с дворами-колодцами. Плотность застройки объясняется высокими ценами на городские земельные участки.

Дом жилой Древнего Рима

Городской италийский дом развился из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Его прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми хозяйственными постройками. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум, в перекрытии которого оставляли большой проем, под ним находился очаг. От его дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения атер - значит черный. Через этот же проем освещались внутренние части дома, т. к. здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами и было похоже на маленькую крепость. Атриум был центром и самым священным местом дома здесь готовили пищу, здесь хозяйка занималась домашними делами, здесь происходили все важные семейные церемонии, - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум) и столовая (триклинум). В боковых частях атрия (алае -крылья) стояли шкафы и божница с изображением ларов - домашних богов. По периметру дворика располагались темные каморки-спальни (кубикулы), кладовые, ванная и пр. В задней части дома находился огород (хортус). Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. н. э. Греции, когда римляне познакомились с планировкой греческого дома, с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атрия, римский эклектизм объединил его с эллинским перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, погибшей в 79 г. н. э. от извержения Везувия. Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру жилища античного периода. Планировка дома отличалась строгой симметрией, проходящей через центр дома. Функционально дом делился на две части официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум - торжественная приемная, парадный зал. Коптящий очаг из него перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн - (писцина), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне - статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были одна кабинетом (таблинум), другая - столовой (триклиний). Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали близких друзей. Внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой - перистилем, стал обязательной частью богатого дома. Вокруг атриума и перистиля располагались спальни (кубикулум), кухни, бани, и другие подсобные помещения. В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника (целла), стойла, каретный сарай и т. п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В этих торгово-ремесленных заведениях иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны.

Дом жилой Древней Греции

Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость все помещения обращены к внутреннему дворику. Это так называемый пастадный тип. Жилые комнаты располагаются с одной (северной) стороны. Пастада - (крытый проход) была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Двор был своеобразным световым колодцем, через который освещались все помещения. Если в доме был второй этаж, то там устраивали небольшие окна. Дом делился на мужскую и женскую половины. Главным помещением была мужская комната - андрон, предназначенная для приема гостей и для пиров - симпосиев. Другим важным центром была комната с очагом - средоточие домашней жизни (ойкос). С ней сообщалась ванная комната (ванна в виде керамического кресла была заглублена в землю) с духовым отоплением горячий воздух из топки проходил под полом по трубам (гипокаустам). Тут же находились кладовые, мастерские. Спальни и женские комнаты (гинекей) размещались, по возможности, на втором этаже. Помимо отопления, дом имел канализацию и водопровод. Дальнейшее развитие греческого дома сохраняет планировочный принцип - помещения по-прежнему группируются вокруг открытого дворика, но пастада заменяется перистилем. Колоннада окружает двор со всех сторон. В центре двора находился плоский бассейн, в который с крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Новый тип дома нарушил обычно обособленный характер греческого жилища, - со стороны улицы в домах стали устраивать магазины и лавки, даже сдавали их внаем.

Доминанта

Доминанта (лат. dominans - господствующий)

в архитектурной композиции, в ансамбле - главенствующее сооружение. Одна из самых ярких примет петровского Петербурга - шпилевидные завершения колоколен и башен. Стремительная вертикаль Адмиралтейской башни является архитектурной доминантой адмиралтейской стороны. Основой ее пространственно-планировочной структуры является знаменитый трезубец першпектов, сходящихся к Адмиралтейству (арх. П. М. Еропкин) Невский пр., Вознесенский пр., Средняя перспектива (Гороховая ул.). С учетом двух параллельных Неве трасс, ориентированных на адмиралтейский шпиль (ул. Галерная и ул. Миллионная), образовалась уникальная пятилучевая композиция. Такова градообразующая роль центральной архитектурной доминанты Санкт-Петербурга.

Домовый знак

Домовый знак - знак собственности владельца, помещался на фасаде здания - во фронтоне, в аттике, нередко вплетался в металлический узор арки ворот. Таким примером служит портал дома №4 по Гороховой улице, который украшен восьмигранным медальоном с рельефным изображением ящерицы саламандры (по древнему поверью она не горит в огне). Этот образ был принят Обществом страхования от пожаров в качестве знака фирмы и запечатлен на фасаде построенного им дома (арх. Н. Н. Веревкин, М. М. Перетяткович, 1909). Архитектор В.А. Шретер во фронтоне собственного дома (наб. р. Мойки, 114) поместил эмблему архитектуры - треугольник и циркуль.

Донжон

Донжон (франц. donjon - замковая башня) главная башня средневекового замка, была основным жилищем феодала. Во время осады являлась последним опорным пунктом.

Дорический ордер

Дорический ордер (Дорика - одна из основных областей Др. Греции)

наиболее древний из основных греческих архитектурных ордеров, отличающийся массивностью, строгостью пропорций, лаконизмом деталей. КОЛОННА дорического ордера имеет очень простую КАПИТЕЛЬ, состоящую из круглой подушки - ЭХИНА и верхней плиты - АБАКИ, ствол колонны утоняется кверху по кривой (энтачис) и прорезан КАННЕЛЮРАМИ, база отсутствует. АНТАБЛЕМЕНТ членится на АРХИТРАВ, ФРИЗ и КАРНИЗ. Фриз составлен из ТРИГЛИФОВ и МЕТОП. Массивные, расширяющиеся книзу колонны стоят еще совсем близко друг к другу, значительно ближе, чем это требуется по чисто конструктивным соображениям. В архитектуре Петербурга классически чистый дорический ордер использован в здании Горного института на В.О. (арх. А.Н. Воронихин, 1808) и в Садовом портике Академии художеств (арх. А.Михайлов - 2-й, 1820).

Досчатый руст

Досчатый руст - см. РУСТ.

Дранка

Дранка,Гонт

тонкие дощечки, применявшиеся при выполнении кровли здания, подобно черепице.

Дромос

Дромос - первоначально - главная улица Афин, ведущая к храмам Акрополя.

Дымник, дымница

Дымник, дымница - верхняя надкровельная часть дымохода в постройках (жилых домах, церквах), топившихся по-чёрному.

Дынька

Дынька - декоративное украшение резных столбов, колонок оконных наличников и дверных порталов, напоминающее по форме дыню.

Дьяконик

Дьяконик - см. Пастофорий.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная