Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Забежные ступени

Забежные ступени - см. Лестница.

Забор

Забором называют глухую ограду выше человеческого роста. Каменный забор представляет собой стену, укрепленную на определенном расстоянии столбами, имеет подножие в виде цоколя и завершается обычно карнизом. Примером монументальной кирпичной ограды на высоком цоколе, обработанной пирамидальными квадрами, является стена, ограждающая двор Мариинского дворца. Своеобразной формой ограды является сочетание каменного забора с решеткой, как например, ограда Ассигнационного банка со стороны Екатерининского канала (ныне кан. Грибоедова).

Заборалы, забороло

Заборалы, забороло - защищенная бревенчатым бруствером площадка, идущая по верху крепостной стены.

Заворина

Заворина - перекладина, род засова, которой изнутри закладывали ворота.

Закамара

Закомара

полукруглое завершение наружных стен древнерусских храмов, соответствующее форме внутреннего свода. В зависимости от количества сводов (др.-рус. КОМАРЫ) фасад имел три, четыре и более закомар. Наряду с закомарами конструктивного характера в строительной практике применяли и декоративные закомары, так называемые КОКОШНИКИ.

Закомара

Закомара - полукруглое завершение наружных стен древнерусских храмов, соответствующее форме внутреннего свода. В зависимости от количества сводов (др.-рус. КОМАРЫ) фасад имел три, четыре и более закомар. Наряду с закомарами конструктивного характера в строительной практике применяли и декоративные закомары, так называемые КОКОШНИКИ.

Замки

Замки - различные по конструкции соединения бревен по углам деревянного сруба в обло, в лапу, в шип. См. ВЕНЕЦ.

Замковый камень

Замковый камень - верхний центральный камень, которым замыкается арка или свод. Выполняется в виде вертикального клинчатого блока, слегка выступающего из плоскости стены, часто украшается орнаментом или скульптурным изображением человеческой или львиной головы, называемым МАСКАРОНОМ.

Замок

Замок - укрепленное жилище феодала, состоящее из нескольких сооружений. Сочетание крепости и жилища было обусловлено политической раздробленностью феодального общества, непрерывными вооруженными столкновениями феодалов, необходимостью защищаться от своих крестьян. Первоначально в архитектуре замка сооружения оборонного назначения преобладали над жилыми и парадными помещениями. Средневековые замки состояли из двора, обнесенного массивной зубчатой стеной с башнями, и ДОНЖОНА - главной башни, служившей последним оплотом обороны и имевшей помещения для жилья, запасов провианта, колодец и т. п. Постепенно усложняясь, замки заключали в своей ограде жилые и хозяйственные постройки, казармы, конюшни, галерею с большим залом для суда, собраний, празднеств, капеллу, казнохранилище, тюрьму. С усилением мощности осадной артиллерии замки утрачивают функцию крепости, черты замковой архитектуры сохраняются в виде архитектурно-декоративных элементов, имитирующих облик былых укреплений - башен, зубчатых стен с бойницами и пр. В архитектурной композиции замков XV-XVI вв. начинают преобладать ясно выраженная симметрия фасадов, четкая этажность, большие оконные проемы вместо узких бойниц, регулярная планировка всего комплекса строений. К XVII в. в Европе замок окончательно вытесняется городским или загородным дворцом. Таковым по замыслу в Петербурге был Михайловский (Инженерный) замок (арх. В. И. Баженов, В. Бренна, 1800).

-------------------

верхний центральный камень, которым замыкается арка или свод. Выполняется в виде вертикального клинчатого блока, слегка выступающего из плоскости стены, часто украшается орнаментом или скульптурным изображением человеческой или львиной головы, называемым МАСКАРОНОМ.

Заплот

Заплот - забор, деревянная сплошная ограда из бревен.

Заплотная ограда

Заплотная ограда - забор, деревянная сплошная ограда из бревен.

Засека

Засека - оборонительное сооружение из поваленных деревьев, устроенное для затруднения прохода неприятеля.

Захаб

Захаб - наружная пристройка к крепостной стене, защищающая ворота крепости. Имеет вид дополнительной стены, образуя защитный коридор-западню у крепостного сооружения. Возводилась с таким расчётом, чтобы вынудить неприятеля идти на приступ, имея правый бок незащищенным. К тому же ширина этого коридора не позволяла применять стенобитные орудия (таран, пушка).

Захаров, Андрей Дмитриевич

Захаров, Андрей Дмитриевич (1761 - 1811)

выдающийся русский архитектор, ведущий мастер русского классического зодчества. Окончив в 1782 г. Академию художеств с Большой Золотой медалью, был послан в заграничную поездку По возвращении в Петербург, с 1787 г. вел педагогическую работу в архитектурных классах Академии: 1794 г. - академик, 1797 г - профессор, 1803 г. - старший профессор архитектуры. Им были выполнены: проект церкви при Александровской мануфактуре под Петербургом (ныне не существует), ряд проектов для Гатчины (Кирха, каменный мост через Карпиев пруд), мавзолей Супругу-благодетелю в Павловске, проекты типовых зданий для губернских городов. В 1803 - 1804 гг. создал проект объединения трех основных старых зданий Академии наук в одно грандиозное сооружение. Этот замысел, высоко оценивавшийся современниками, остался невыполненным. Одновременно Захаров работал над генеральным планом застройки стрелки Васильевского острова, наметив большую площадь и место для здания Биржи, проектировавшейся Т. де Томоном. В 1805 г. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. В связи с этим возникли многие замечательные его проекты: здания Черноморского госпиталя при Херсонском порте (1808), ряд проектов для Кронштадта, проект перестройки Провиантских складов на левом берегу Невы, напротив Горного института, проект Морских казарм (на месте нынешнего Дворца труда), Морского госпиталя (на Выборгской стороне) и Галерного порта (на Васильевском острове). Но самым значительным его произведением является здание Главного Адмиралтейства - одного из лучших памятников мировой архитектуры. (Проектирование начато в 1805, строительство - в 1806.) Задача, стоявшая перед Захаровым, заключалась в реконструкции уже существовавшего здания (заложено в 1704 при Петре I, перестроено в 30-е гг XVIII в. арх. И. К. Коробовым). Однако Захаров фактически создал совершенно новое грандиозное сооружение, проникнутое идеей величия России как могущественной морской державы. От старого здания Захаров сохранил, кроме общей конфигурации, наиболее ценный в архитектурном отношении элемент - мотив центральной башнипроезда, над которой возвышается стройный золочёный шпиль. Однако зодчий придал ей новый облик, мастерски подчеркнув центральное положение здания в городе. Огромную роль в архитектурно-художественном облике здания Адмиралтейства играет скульптура, выполненная Ф.Ф. Щедриным, В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым, С. С. Пименовым и др. Захаров умер, не успев окончить постройку Адмиралтейства, здание было закончено по его чертежам только в 1823 г. Значение Захарова в развитии русского зодчества очень велико. Важнейшим его достижением является глубокое понимание градостроительных задач - трактовка здания как органической части монументального архитектурного ансамбля площадей и магистралей города. Не случайно, Адмиралтейство сделалось символом северной столицы - зданием, ярко воплотившим архитектурные особенности Петербурга и выразившим его историческое значение как морского порта страны.

Звонница

Звонница - или Колокольница - сооружение при храме, поставленное отдельно в виде массивной стенки со сквозными проемами для подвешивания колоколов, - так называемая настенная звонница.

Зевс

Зевс (греч. Zeus)

верховный бог греков, владыка богов и людей, управляет всеми небесными явлениями, сменой времен года, судьбами людей. Он дал людям законы, покровительствует народным собраниям, оберегает семью и дом, его священными животными считались орел и иногда бык. Атрибутами Зевса были эгида и скипетр. Как дарующий победу на войне и в состязаниях, Зевс носил на руке богиню Нике. В Древнем Риме культ Зевса слился с культом местного божества Юпитера. В античном искусстве по примеру Фидия Зевса изображали в виде всемогущего властителя, восседающим на троне со скипетром и Нике в руках, с орлом подле трона. Подобная статуя верховного божества экспонируется в Эрмитаже.

Зелейный амбар

Зелейный амбар - амбар для хранения боеприпасов. Улица Зелейная (ныне Зеленина) на Петроградской стороне сохраняет память о существовавших здесь в XVIII веке зелейных (пороховых) заводах.

Земцов, Михаил Григорьевич

Земцов, Михаил Григорьевич - первый русский архитектор, один из талантливейших представителей плеяды русских зодчих петровского и послепетровского времени, принял деятельное участие в строительстве Петербурга и пригородных дворцовых комплексов. По проектам Земцова осуществлены генеральный план Летнего сада и ряд построек в нем (в т. ч. Зала для славных торжествований), участвовал в строительстве Петергофа и дворца Кадриорг в Ревеле (Таллинн). Среди крупных произведений Земцова - Аничков дворец, строительство которого было начато по его проекту, церковь Симеона и Анны на Моховой (1733), Итальянский дворец на Фонтанке (не сохранился). С 1737 г. был одним из руководителей Комиссии о Санкт-Петербургском строении и совместно с П. М. Еропкиным и И. К. Коробовым работал над составлением первого русского архитектурно-строительного кодекса. Должность архитектурной экспедиции. Им был разработан тип одноэтажных кирпичных домов на погребах, использованный для застройки Петербурга. Воспитал многих русских зодчих. См. Гезель.

Зеркало

Зеркало - часть стены, обычно оформленная рамкой или небольшим заглублением, например, лицевая плоскость кафельной печи и т. п.

Зеркало сцены

Зеркало сцены - см. Портал сцены.

Зеркальный свод

Зеркальный свод - см. Своды.

Зодчий

Зодчий - древнерусское, восточнославянское укр. зодчий, белорус. зодчы, образовано с помощью суффикса -ЧИЙ от зедати - строить, производного от существительного зед - глина, стена из камня. В древнерусском языке (XII в.) существительное ЗЪДЪЧИЙ наряду со значением строитель, каменщик имело и гончар. Однако продуктивным оказалось развитие семантики слова ЗЪД в значении строительство. Фиксируется гнездо однокоренных слов зодчество, здание, зиждиться, зиждитель, созидать, создание, создатель. Этимологически родственны корню ЗЪД болгарские существительные зид - стена, зидар - каменщик.

Золотое сечение

Золотое сечение - гармоническое деление отрезка в среднем и крайнем отношении, оно впервые встречается в Началах Эвклида хотя несомненно что это правило было известно гораздо раньше. Принцип деления деление целого на две неравные части пропорционально тогда, когда меньшая часть (минор) так относится к большей (майор), как большая к целому (минор к майору, как майор к целому) и наоборот. Геометрически золотое сечение отрезка АС строится так из точки С восстановим перпендикуляр к АС, отложим отрезок ВС = 1/2 АС, соединим точки А и В. На этом отрезке отложим ВД = ВС и, наконец, радиусом АД найдем точку Е. Тогда ЕС/АЕ = АЕ/АС, части золотого сечения составляют приблизительно майор 62%, минор 38%. Принцип Золотого сечения часто используется при отыскании наиболее совершенных уравновешенных пропорций между частями архитектурного сооружения. В эпоху Возрождения этот принцип называли divma proportia - божественная пропорция. Считают, что название золотое сечение (sectio aurea) впервые было применено Леонардо да Винчи.

Зоофорный пояс

Зоофорный пояс (греч. zoon - животные, phore - носить) - элемент декора в виде полосы с живописным или лепным изображением фантастических животных и растений.

Зоофорный фриз

Зоофорный фриз (греч. zoon - животные, phore - носить) - элемент декора в виде полосы с живописным или лепным изображением фантастических животных и растений.

Зубцы

Зубцы - завершение стен крепостей, феодальных замков отдельных башен, элемент фортификационного сооружения, прикрывающий защитников. Боевые прорези на зубцах и просветы между ними (в XVII веке их называли ПРОМЕЖУТКИ) служили бойницами верхнего боя. После возникновения огнестрельного оружия зубцы утратили свое оборонительное назначение, стали применяться в качестве декоративных деталей. Например, крепостная стена в Полтавском переулке.

Зубчатый парапет

Зубцы

завершение стен крепостей, феодальных замков отдельных башен, элемент фортификационного сооружения, прикрывающий защитников. Боевые прорези на зубцах и просветы между ними (в XVII веке их называли промежутки) служили бойницами верхнего боя. После возникновения огнестрельного оружия зубцы утратили свое оборонительное назначение, стали применяться в качестве декоративных деталей. Например, крепостная стена в Полтавском переулке.

Зубчики

Зубчики - или ДЕНТИКУЛЫ, см. СУХАРИКИ.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная