Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

Габбро

Габбро (ит. gabbro) глубинная магматическая горная порода чёрной, тёмно-зелёной или пятнистой окраски. Отличается высокой прочностью и стойкостью против выветривания. Ценный строительный и облицовочный материал. Добывается в частности на Урале, Украине и в Армении. Полированные плиты используют для облицовки фасадов зданий. На Б. Морской 35 можно видеть цоколь здания (бывш. банка), облицованный такими плитами.

Галерея

Галерея (франц. galerie - проход, коридор) - крытый ход с наружной стороны здания; несущими частями её вместо стен могут быть колонны или аркады. Галереи часто украшаются произведениями искусства, например Камеронова галерея в Царском Селе; иногда крытый переход соединяет два здания, находящиеся на противоположных сторонах улицы, как это сделано на Главном почтамте (арх. А.К. Кавос).

-------------------

(фортиф.) подземное сооружение большой длины и малого сечения; назначение различно: минная галерея, скрытый ход сообщения, галерея для прокладки коммуникаций.

Галерея висячая

Галерея висячая - галерея, пол которой поддерживается ВЫПУСКАМИ - консолями.

Галтель

Галтель (нем. Hohlkehle - выемка)

полукруглый желобок в столярных деталях, а также деревянная планка, брусок с выемкой, например плинтус, прикрывающий щели в стыках соединений.

Гальванопластика

Гальванопластика (Л. Гальвани, итальянский учёный, один из основателей учения об электричестве; гр. plastike - скульптура) - способ получения точных пустотелых металлических копий изделий путем электроосаждения металла на их поверхности с последующим разделением копии и оригинала. В изобразительном искусстве применяется медная гальванопластика. Толщина слоя меди 2-3 мм. Изобретение принадлежит выдающемуся русскому учёному Б.С. Якоби (1838). Для декорирования Исаакиевского собора методом гальванопластики изготовлено 40 объёмных скульптур (по моделям И.П. Витали и К.А. Молдавского) и почти 400 различных архитектурных элементов - барельефов, гирлянд, медальонов и пр. Гальванопластические скульптуры установлены также на балюстраде террасы Екатерининского парка в Царском Селе. Это копии скульптур античных мастеров 4 в. до н.э. Лисиппа и Леохара.

Гаммированный крест

Гаммированный крест - см. Свастика.

Ганч

Ганч - вяжущий материал, получаемый в результате обжига природной смеси гипса с глиной. Ганч применяется в штукатурных растворах. В Средней Азии достигло высокого уровня искусство декоративной резьбы по ганчевой штукатурке (по ганчу).

Гаторические колонны

Гаторические колонны - столбы древнеегипетских храмов с приставленными к ним женскими скульптурами в облике богини Гатор (Хатор).

Гауптвахта

Гауптвахта (нем. Hauptwacht) здание для крепостного караула, использовавшееся также как место содержания арестованных офицеров. В Петропавловской крепости каменная гауптвахта появилась в 1750 г. Нынешний классицистический облик она получила при перестройке в 1908 г.

Гезель

Гезель (нем. Gesell - помощник, подмастерье)

Доменико Трезини прибыл в Россию в 1706 г. Уже на следующий год к нему в помощь были направлены двое юношей из Школы математико-навигационных наук Иван Клеров и Никита Дедин. В 1710 г. пришел Михаил Земцов, вместе с ним Иван Протопопов и Григорий Несмеянов; в 1711 г. - Яков Волков. Так создалась у Трезини первая в России группа архитекторских учеников. В силу обязательства готовить специалистов для России, подобные группы возникали вокруг всех крупных архитекторов, приглашённых для строительства Петербурга. В архитектурной команде Г.И. Матарнови были Денис Шапошников, Алексей Епифанов, Степан Шишкин, Федот Панин и др. После смерти учителя (1719) все ученики были переведены к архитектору Н.Ф. Гербелю. При Канцелярии городовых дел Ж.-Б. Леблон начал (1716) создавать архитектурную школу; после его смерти в 1719 г. организацию её завершил первый русский архитектор Петербурга, выдающийся мастер петровской эпохи М.Г. Земцов. У Гаэтано Киавери архитектурии учились Федот Шанин, Иван Давыдов. Николо Микетти - второй после Д. Трезини - сыграл решающую роль в подготовке первого поколения русских зодчих в XVIII веке. Учебную его команду составляли Данило Елчинов, Григорий Небольсин, Иван Мичурин, Федот Окулов, Федор Исаков, Григорий Охлопков и др. Микетти дал положительный отзыв на представление М.Г. Земцова к официальному званию подмастерья, или гезеля. Будучи необычайно одарённым и трудоспособным, он намного опередил своих сотоварищей и первым удостоился в 1721 г. этого звания. После отъезда Микетти все его ученики перешли к Земцову. У него учились Данила Матвеев, Михаиле Калмык (Михаил Петров), солдатский сын Иван Филиппов, Михаил Семёнов, калмык Григорий Дмитриев, Яков Орлов и др. Обучаясь неленостно и со всеусердным рачением, они ранее других получили звание гезелей. Таким образом, Петербург превратился в единственный в своём роде центр подготовки строительных кадров, овладевавших на практике самыми передовыми методами и идеями эпохи. В 1716 г. Петр I приказал подобрать группу дворянских детей для обучения за границей. Так началось первое русское пенсионерство, возникла форма обучения, которая впоследствии станет традицией. Для учеников архитектуры были избраны Голландия и Италия. В Рим поехали П.М. Еропкин, Т.Н. Усов, Ф. Исаков, П. Колычев. В Амстердам назначались И.К. Коробов, И.А. Мордвинов, И.Г. Устинов, М.А. Башмаков. В 1723 г. приказанием Петра туда отправился И.Ф. Мичурин. По возвращении пенсионерам, несмотря на полученный теоретический курс, Канцелярией от строений впредь до усмотрения их в практике давалось звание гезелей, а не архитекторов (И. Коробов, Ф. Исаков и др.)

Гейсон

Гейсон - см. Слезник.

Гексастильный периптер

Гексастильный периптер (греч. hex - шесть, stylos - колонна) - античный храм ПЕРИПТЕР, имеющий на главном и заднем фасадах по шесть колонн.

Гелиос

Гелиос - см. АПОЛЛОН.

Геракл

Геракл (греч. Herakles) в древнегреческой мифологии - герой, совершивший немало подвигов. В образе Геракла привлекательны мужество, бесстрашие, он вступает в борьбу даже с богами, освобождая Прометея; он великодушен, верен в дружбе. В народных преданиях выступает как друг угнетённых. Геракл был покровителем ГИМНАСИЙ и ПАЛЕСТР. Скульптура Геракла (римская копия греческого образца 3 в. до н.э.) установлена на главной АЛЛЕЕ перед зданием Адмиралтейства. Подобные изваяния украшают фасады Инженерного замка и Академии художеств, а также Камеронову галерею в Царском Селе.

Геральдика

Геральдика (ср.гр. heraldus - герольд, вестник, глашатай) гербоведение - составление, истолкование и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая ГЕРБЫ как специфические исторические источники.

Герб

Герб (польск. herb, от нем. Erbe - наследство)

эмблема государства, города, дворянского рода, изображаемая на флагах, печатках, монетах, щитах. Гербы государств известны с глубокой древности. В средние века возникли гербы городов. В эпоху крестовых походов появились особые отличительные знаки на рыцарских щитах, т.к. лицо было скрыто забралом. Впоследствии эти знаки сделались родовыми и стали называться гербами. По правилам геральдики, составными частя ми герба являются: щит, шлем, корона, нашлем ник, щитодержатели, девиз, мантия и намёт. Главной частью герба является щит. По своей раскраске щит делился на части, имел шесть геральдических фигур, которые также выделялись цветом: подножие щита, пояс, глава, перевязь, столб, стропило; прямой и косой крест образовывались их комбинацией. Щит на гербе завершался шлемом, который венчался короной. Различались короны княжеская, графская, баронская, дворянская. Мантия и намет изображали плащ. В русской геральдике мантия присутствует только на княжеских гербах. Последней частью герба является девиз, он помещался на ленте внизу щита. В Петербурге многие дворцы и особняки имеют на фасаде знаки дворянского достоинства. Шереметевский дворец на Фонтанке, 34 ограждает решетка, ворота которой украшены гербом. Дворец Юсуповых по набережной Мойки, 94 в аттике над шестиколонным портиком имеет герб владельца. Установлен герб и во фронтоне Строгановского дворца на Невском пр., 17. По Большой Морской, 43 находится дом П. Н. Демидова. В центре его фасада установлена мраморная скульптурная группа из крылатых фигур Славы, несущих громадный КАРТУШ с гербом. Герб Петербурга запечатлен в решетке ограды Литейного моста (по проекту арх. К.К. Рахау).

Геркулес

Геркулес (греч. Herakles) в древнегреческой мифологии - герой, совершивший немало подвигов. В образе Геракла привлекательны мужество, бесстрашие, он вступает в борьбу даже с богами, освобождая Прометея; он великодушен, верен в дружбе. В народных преданиях выступает как друг угнетённых. Геракл был покровителем ГИМНАСИЙ и ПАЛЕСТР. Скульптура Геракла (римская копия греческого образца 3 в. до н.э.) установлена на главной АЛЛЕЕ перед зданием Адмиралтейства. Подобные изваяния украшают фасады Инженерного замка и Академии художеств, а также Камеронову галерею в Царском Селе.

Герма

Герма (греч. herma - столб, посвященный Гермесу - богу путников и дорог). Древнейшие гермы - просто столбы с изображением божества устанавливались на дорогах через каждую тысячу пар шагов, на перекрестках, иногда гермы покрывались надписями пояснительного характера, эпитафиями в честь павших воинов и помещались на улицах и площадях Позже гермами стали называть конструктивные элементы - подпоры, стойки, завершенные мужским бюстом Здание Нового Эрмитажа (арх. Л. Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов, 1852), построенное специально для художественного музея, отличается сочетанием архитектуры и скульптуры Одним из элементов его фасада являются гранитные гермы в окнах второго этажа.

Гермес

Гермес (греч. Hermes) древнегреческий бог торговли и прибыли, покро витель путников и послов, вестник богов. Изображается с жезлом в руке - кадуцеем, в крылатой шапочке, обутым в сандалии с крылышками. Римляне почитали его под именем Меркурия. Скульптуру Гермеса работы А.Г. Адамсона можно видеть на фасаде б. Торгового дома братьев Елисеевых на Невском, 56. В новое время изображения Гермеса встречаются в эмблемах банков торговых фирм, пароходов.

Героон

Героон (греч. heros - герой)

Исторически это рощи, посвященные герою. Сначала герооны были местом его захоронения и носили мемориальный характер. Они украшались памятниками, архитектурными сооружениями, посвященными герою, скульптурой. В его честь на этом месте проводились гимнастические состязания. Таким образом, герооны явились прообразом современных спортивных парков.

Герса

Герса - решетка, спускаемая в крепостных воротах для преграждения пути противнику. В Петропавловской крепости за Петровскими воротами под аркой можно видеть остатки щели для герсы. Встречается и другое название этой подъемной решетки - КАТАРАКТА.

Гефест

Гефест - см. Вулкан.

Гея

Гея (греч. Gaia - земля) в мифологии древних греков - олицетворение Земли. Считалась прародительницей людей и великой обителью мертвых, погребенных в лоне земли. Почитали ее как подательницу урожая. В современных терминах геометрия, геология, география мы узнаем имя богини.

Гимнасий

Гимнасий (греч. gymnasion) в Др. Греции - учебно-воспитательное учреждение для знатных афинских юношей, которые обучались литературе, философии, политике и одновременно занимались физическими упражнениями. Гимнасии располагались в предместьях города, представляли собой комплекс зданий и сооружений. Главные части его эфебейон - комната для упражнений юношей, баня, гардеробная, элеотесии - помещение, где умащивали тело маслом, конистерий - песочная, где борцы обсыпались мелким песком, чтоб облегчить захват, палестры - площадки для борьбы, секторы для бросания дисков и дротиков, галереи - крытые и открытые - для бега и прогулок. Эти сооружения примыкали к стадиону с местами для зрителей. Вокруг этой территории размещались портики, экседры, где преподавали и беседовали с учениками философы и риторы.

Гипетральное отверстие

Гипетральное отверстие (гр.) сквозное осветительное отверстие в крыше античных храмов. Иногда гипетром называют окно в верхней части дверного проема.

Гипетральный храм

Гипетральный храм (гр.) античный храм, освещаемый сверху через отверстие в крыше, называемое гипетр.

Гипокауст

Гипокауст - см. Термы.

Гипостиль

Гипостиль (греч. hypostilos - поддерживаемый колоннами) - обширное крытое помещение, потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны (гл. обр. в архитектуре Др. Востока - Египет, Иран).

Гипостильный зал

Гипостиль

(греч. hypostilos - поддерживаемый колоннами) - обширное крытое помещение, потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны (гл. обр. в архитектуре Др. Востока - Египет, Иран).

Гипотрахелий

Гипотрахелий (греч. hypo - низ, trochylus - шейка)

Шейка капители ДОРИЧЕСКОГО ОРДЕРА отделяется от ФУСТА колонны горизонтальными кольцеобразными врезами, которые называются гипотрахелиями. Расположенные ниже РЕМЕШКОВ, они подчеркивают основание шейки.

Гипподамова система

Гипподамова система - названная по имени древнегреческого архитектора и градостроителя Гипподама из Милета (V в. до н. э.) система планирования городов, основанная на прямоугольной сетке улиц и планомерной застройке кварталов. Практически автор применил свою регулярную систему при постройке г. Пирея городе. Градостроительные идеи Гипподама связаны с идеалистическими представлениями о государстве.

Гиппокамп

Гиппокамп - см. Тритон.

Гипс

Гипс (греч. gypsos - мел) минерал, водный сульфат кальция, мягкий, как правило, не имеет окраски, примеси могут придавать желтый, коричневый, розовый, красный, черный цвет. В архитектуре применяется резьба по гипсу, создаются декоративные гипсовые вазы, урны, светильники с тонкими просвечивающими стенками. Будучи размолотым и обожженным гипс обладает свойством затвердевать после смешивания с водой. В таком виде применяется для лепных и формовочных работ.

Гирлянда

Гирлянда (ит. ghirlanda) орнаментальный мотив в виде переплетенных ветвей, плодов и цветов. Фриз с орнаментом, включающим гирлянды, украшает фасады Александрийского театра.

Гирька

Гирька - архитектурная деталь, распространенная в русском каменном зодчестве XVI-XVII вв. Гирька выполняется из резного камня, подвешивается на скрытом в кладке железном стержне. Обычно гирька находится в месте сопряжения двух малых декоративных арочек, расположенных под объединяющей их большой аркой.

Глава

Глава - наружная часть купольного перекрытия БАРАБАНА в форме шлема (Индия, Ср. Азия, Др. Русь), луковицы (Др. Русь), конуса (Армения, Грузия).

Главная балка

Главная балка - см. ПРОГОН.

Глазурь

Глазурь (нем. Glas - стекло) тонкое стекловидное покрытие различного цвета на керамике, закрепленное высокотемпературным обжигом; предохраняет керамические изделия от действия кислот и щелочей, придает им водонепроницаемость; противостоит выветриванию; служит также декоративным целям. Появилась глазурь еще на Древнем Востоке, но особенно широко применялась в средние века. Глазурованные керамические плитки широко использовались при наружной отделке зданий и в оформлении интерьеров. На Петроградской стороне сияют голубизной минареты и купол Соборной мечети, облицованы изразцовой плиткой стены и голландские печи покоев Меншиковского дворца. Разновидностью глазури является так называемая мурава прозрачная, цвета свежей травы. Печи, покрытые такими изразцами, назывались муравлеными.

Гласис

Гласис - земляная пологая (в сторону противника) насыпь впереди наружного рва крепости; пространство, свободное от деревьев, построек - всего, что облегчает маскировку противнику и ухудшает условия обстрела. Александровский сад занимает территорию прежнего Адмиралтейского луга и гласиса крепости Адмиралтейского дома, переставшей быть крепостью к концу XVIII в.

Глориола

Глориола (лат. gloria - слава), или нимб (лат. nimbus - ореол) освященный церковной традицией способ изображения ангелов и святых со светящимся обручем или сияющим кругом над головой - нимбом. От многочисленных святых Иисуса Христа (в его земной жизни) отличает так называемый крестовый нимб: глориола с крестом.

См. также Аура, Мандорла.

Глория

Глория (лат. gloria - слава), или нимб (лат. nimbus - ореол) освященный церковной традицией способ изображения ангелов и святых со светящимся обручем или сияющим кругом над головой - нимбом. От многочисленных святых Иисуса Христа (в его земной жизни) отличает так называемый крестовый нимб: глориола с крестом.

См. также Аура, Мандорла.

Глухая резьба

Глухая резьба - выполняется стамеской или долотом в массе доски без проникновения инструмента насквозь; рассчитана на восприятие рельефа при солнечном освещении; распространена в районах Верхнего и Среднего Поволжья.

Гномон

Гномон (греч. gnomon от gnosis - знание) - древнейший астрономический инструмент - вертикальный столб (обелиск) на горизонтальной площадке; служит для определения момента полдня и направления полуденной линии, т.е. меридиана - в данном месте; иногда сочетается с солнечными часами. Центральный элемент солнечных часов - треугольная пластина; отбрасывая тень, она указывает часы дня. Как и обелиск, эта пластина дает знание о текущем времени, почему и называется гномон. Пожалуй, самый старый хронометр Петербурга находится на здании Шляхетного корпуса (В.О., угол Университетской наб. и Кадетской/Съездовской линии). Водомерный столб (арх. В. А. Петров, инж. П. Ф. Панфилов, 1971) у Синего моста с трёх сторон имеет циферблаты солнечных часов. Такие часы устраивали даже на верстовых столбах, например на столбе возле Обуховского моста и в Царском Селе у Орловских ворот.

Гобелен

Гобелен (франц. gobelin) декоративная ткань высокой художественной ценности, вырабатывалась в Париже в XVII-XVIII вв. ручным способом по рисункам художников: тканая картина, драпировка, мебельная обивка. Название происходит от фамилии семьи Гобелен, которая прославила королевскую мануфактуру. Разновидностью гобеленового ткачества является ОБЮССОН - особо тонкая ковровая ткань. В названии своем сохранила наименование местности во Франции.

Голландская кладка

Голландская кладка - см. Кладка каменная.

Голосники

Голосники - небольшие камеры или глиняные кувшины, вделанные в верхние части стен храма и открытые внутрь помещения; служили резонаторами.

Гонзага (Гонзаго), Пьётро Готтардо

Гонзага (Гонзаго), Пьётро Готтардо (1751-1831)

выдающийся художник, театральный декоратор, мастер архитектурных росписей и парковой архитектуры. Талант Гонзаго, итальянца по происхождению, полностью развился в России, куда он приехал по предложению русского посла Н. Б. Юсупова в 1791 г. и работал до конца жизни. Будучи декоратором императорских театров в Петербурге, Гонзаго осуществил свои теоретические положения о природе театрального искусства. По его убеждению, декорации должны быть связаны со сценическим действием и определяемы этим действием. Имя Гонзаго тесно связано также с театром, открытым в 1818 г в Архангельском - подмосковной усадьбе Юсуповых. Параллельно с деятельностью в театре Гонзаго работал над созданием замечательного парка в Павловске. Он выполнил иллюзорные перспективные росписи в Павловском дворце, в так называемой галерее Гонзаго. Свое мастерство театрального декоратора и монументального живописца Гонзаго синтезировал в пейзажах Павловска, где умело использованы эффекты солнечного освещения и многопланового пространства пейзажных картин. Гонзаго формирует пейзажи живописными пространственными и световыми приемами, подавая их в динамической смене. Сын Гонзаго - Паоло работал театральным декоратором в Петербурге.

Гонт

Гонт - тонкие дощечки, применявшиеся при выполнении кровли здания, подобно черепице.

Горгоны

Горгоны - в греческой мифологии - три крылатые женщины-чудовища, со змеями вместо волос на голове. По мифу, взгляду Горгон была присуща магическая сила превращать в камень все живое. Один из наиболее распространенных мифов, связанных с Горгонами, - убийство Медузы (единственной смертной из них) Персеем, который отрубил ей голову, глядя в зеркально отполированный щит. Голова Медузы, будучи помещена на доспехах богини Афины, наводила ужас на противников Медузы, что вопят с Персеевых щитов - часто встречающийся сюжет в архитектурном декоре.

Горельеф

Горельеф - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более, чем на половину своего объема. Интерьеры Исаакиевского собора украшают сотни скульптур. Особенно интересны огромные внутренние двери собора, на которых скульптуры исполнены в технике высокого рельефа (ск. И. П. Витали), и в частности, один из сюжетов - "Битва Александра Невского со шведами". К лучшим работам Витали относится горельеф "Поклонение волхвов" во фронтоне южного портика собора. В центре рельефа на высоком троне сидит Мария с младенцем Христом на руках.

Горенка

Горенка - небольшое помещение в верхней части жилого дома.

Горжа

Горжа (франц. gorge - горло, узкий проход) в долговременной фортификации - тыльная часть укрепления (бастиона), обращенный к тылу выход из него.

Горница

Горница - чистая половина избы, обычно на подклете.

Город

Город - в древности обнесенное оградой, огороженное крепостной стеной, линией укреплений поселение, крепость.

Городец

Городец - небольшой укрепленный город.

Городище

Городище - древнее укрепленное поселение со рвом периода деревянного зодчества. В археологии городище - остатки развалин города, укрепления.

Городник

Городник - плотник, строитель.

Городня

Городня - элемент деревянной конструкции, бревенчатый сруб (клеть), заполненный землей и камнем, часть, звено крепостной стены в XV-XVII вв., пролет моста.

Гостиный двор

Гостиный двор - ряды лавок, торговых помещений и складов, объединенных крытыми галереями. Гостиный от гость - купец.

Готика

Готика (франц. gothique - от названия герм. племени готов)

художественный стиль, преимущественно архитектурный, пришедший на смену романскому, зародившийся в XII в во Франции, в позднем средневековье распространился по всей Зап. Европе. Термин готика, произошедший от названия германского племени готов, разрушивших Рим в 410 г. н. э., возник в Италии в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ, как отрицательная характеристика средневекового искусства - готского, т. е. варварского, примитивного и грубого. Ведущую роль в готическом искусстве играла архитектура. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них СТРЕЛЬЧАТЫХ АРОК и СВОДОВ. Боковой распор свода при помощи связующих полуарок - АРКБУТАНОВ - передается особым выступающим наружу здания могучим столбам-КОНТРФОРСАМ, нейтрализующим этот распор. Благодаря каркасной системе отпала необходимость в массивных наружных стенах, что позволило строителям заполнять промежутки между столбами-контрфорсами огромными окнами-ВИТРАЖАМИ. Выстроенное по такой системе здание создавало иллюзию легкого, устремленного ввысь сооружения, что подчеркивалось и декоративным оформлением. Обычно соборы обильно украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой. Большое место в декоративном оформлении зданий занимал орнамент, построенный по-преимуществу на растительных мотивах. В основном декоративное убранство было сосредоточено на фасаде. Архитектура готики с ее рациональной и прочной конструкцией, огромным внутренним пространством явилась проявлением смелой человеческой мысли, отвергнувшей догматизм, косность романского зодчества с его господством грузных каменных масс.

Готика ложная

Готика ложная, неоготика, псевдоготика

условный термин, обозначающий направление в европейской архитектуре (конец XVIII - нач. XIX в ), подражавшее образцам зодчества готики и связанное в своих истоках с романтической идеализацией средневековья. Примерами этого стилевого направления являются Чесменский дворец (1777) и Чесменская церковь (1780) (арх. Ю. Фельтен), Сельский дворец, Коттедж в Петергофе (арх. А. Менелас, 1829), здание Готической капеллы (проект арх. К.-Ф Шинкеля, 1830), в парке Александрия и, сохранившийся в развалинах, один из самых интересных памятников русской псевдоготики XVIII столетия - Баболовский дворец в Царском Селе (арх. И. В. Неелов, В. П. Стасов). Требует упоминания товарищество Н. Л. Бенуа, создавшего целый ряд построек в Петергофе (готические конюшни, 1855, почта, 1854, вокзал Новый Петергоф, 1857), в которых претворены стилистические черты английской готики.

Готическая кладка

Готическая кладка (польская кладка)

см. Кладка каменная.

Градница

Городище

древнее укрепленное поселение со рвом периода деревянного зодчества. В археологии городище - остатки развалин города, укрепления.

Градоделец

Градоделец - строитель городов, укреплений.

Гранит

Гранит (лат. granum - зерно)

Глубинная горная порода сложного состава. Имеет кристаллическое зернистое строение. Главными компонентами являются полевой шпат, кварц, слюда. Твердость по десятибалльной шкале (10 - алмаз) 6-7 единиц. В зависимости от сочетания компонентов гранит может иметь различный цвет серый, розовый, темно-красный, коричневый, зеленый, черный. Тесаные плиты используются при сооружении мостовых опор, набережных, наряду с полированными - при отделке фасадов зданий. Набережные Невы Ю. М. Фельтен оформил розовым гранитом РАПАКИВИ. Коричневая разновидность его использована для изготовления колонн Исаакиевского собора, из монолита такого камня вытесана Александровская колонна (арх. О. Монферран). Мелкозернистые образцы служат материалом для создания скульптур. Широко известны атланты Нового Эрмитажа, выполненные из серого сердобольского гранита ск. А. И. Теребеневым.

Графика

Графика (греч. graphike от grapho - пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок, а также произведения этого искусства.

Грации

Грации (лат. gratia - изящество)

В древнегреческой мифологии Хариты, в римской - Грации - спутницы Венеры, олицетворение женской прелести. Дочери Зевса Ефросина (Радость), Талия (Цвет) и Аглая (Блеск) в виде прекрасных обнаженных девушек изображены П. Трискорни в Павильоне трех граций в Павловске.

Гридница

Гридница (ст. рус. Гридин, гридень, мн.ч. гридни - княжий телохранитель)

покой или обширный зал в княжеских палатах для гридней - отборной дружины, где пировали, принимали гостей. Дубовый зал великокняжеского дворца (Дворцовая наб., 26) оформлен в виде гридницы.

Гридня

Гридня (ст. рус. Гридин, гридень, мн.ч. гридни - княжий телохранитель)

покой или обширный зал в княжеских палатах для гридней - отборной дружины, где пировали, принимали гостей. Дубовый зал великокняжеского дворца (Дворцовая наб., 26) оформлен в виде гридницы.

Гризайль

Гризайль (франц. gris - серый) вид декоративной живописи по штукатурке, выполняемый различными оттенками одного цвета, обычно серого, иногда коричневого. Росписи и ПАННО в технике гризайль, имитирующие скульптурные рельефы, украшают стены и потолки Юсуповского дворца на Мойке, Русского музея, Зимнего дворца, библиотеки Академии художеств.

Грифон

Грифон (греч. grypho) мифическое существо, созданное фантазией греков, - лев с головой и крыльями орла. Широко распространенный в античности образ - символ стража сокровищ - сложился еще в искусстве Древнего Востока. В качестве декоративного мотива крылатый лев присутствует непременным элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п. Против центра ворот Ассигнационного банка (ныне Университет экономики и финансов) сооружен цепной пешеходный мост, отличающийся высокими архитектурно-художественными достоинствами (инж. Г.М. Третгер, 1826). Это широко известный Банковский мост, украшенный фигурами сказочных грифонов с золотыми крыльями (ск. П.П. Соколов).

Грот

Грот - декоративное сооружение в виде пещеры, почти обязательная принадлежность парковых ансамблей. Формы их разнообразны. От простейшего, сложенного из валунов Грота у Шапели, в парке Александрия Царского Села, до роскошного, с барочной пышностью отделанного садового павильона (арх. Б. Растрелли). К числу лучших памятников декоративно-парковой архитектуры начала XIX в принадлежит источник-грот на склоне Пулковской горы, сооруженный А.Н. Воронихиным (1807) в виде античного портика две массивные дорические колонны поддерживают тяжелый антаблемент и треугольный фронтон.

Гротеск

Гротеск (франц. grotesque - причудливый) вид живописного или лепного орнамента затейливого характера, где причудливо сочетаются изображения людей, растений, фантастических животных. Наиболее древние образцы гротеска обнаружены в развалинах древнеримских построек, называвшихся в народе гротами, отсюда он и получил свое название. Гротеск обрел популярность после росписей Рафаэля в лоджиях Ватикана. В Эрмитаже арх. Дж. Кваренги воспроизвел знаменитую галерею Д. Браманте. Вся поверхность стен и сводов ее покрыта причудливой росписью - точной копией прославленных гротесков Рафаэля.

Гульбище

Гульбище - в деревянном зодчестве - галерея, наружная терраса, охватывающая здание с нескольких сторон, предназначена - в частности - для закрывания ставней.

Гурт

Гурт (нем. Gurt - пояс) тяга, профилированное ребро. То же, что Нервюра.

Гусёк

Гусёк - или СИМА архитектурный профиль, сечение которого состоит из ВЫКРУЖКИ (наверху) и ПОЛУВАЛА (внизу), непосредственно примыкающих друг к другу. Гусек, расширяющийся кверху, называют прямым, а если расширение идет книзу - обратным. Гусек представляет собой традиционный тип венчающего профиля.

Гутты

Гутты - или Капли

элемент дорического ордера в виде маленьких усеченных конусов Под каждой полочкой триглифа (регулой) расположено по шесть капель, оси которых совпадают с ребрами врезов триглифа. Нижняя поверхность модульонов также обрабатывается гуттами. Некоторые исследователи предполагают, что в антаблементе дорического ордера повторяются в камне ранее существовавшие конструкции из дерева. Гутты, в частности, воспроизводят деревянные гвозди (нагели), крепившие рейки (гении) и планочки (реголы).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная