Издательский словарь-справочник
Статьи на букву "А" (часть 1, "АББ"-"АКС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АББ"-"АКС")

Аббревиатура

АББРЕВИАТУРА (от лат. abbreviare - сокращать), или сокращение, - сокращенное слово или словосочетание, разновидности которого:

а) инициальная аббревиатура: АБДТ (Академический Большой драматический театр);

б) сложносокращенное слово (исполком - исполнительный комитет);

в) графическое сокращение (т. е. - то есть);

г) смешанное сокращение (БелАЗ - Белорусский автомобильный завод).

В нек. словарях А. называют только сложносокращенное слово, но в большинстве наряду с этим указывают, что в широком смысле это любое сокращение на письме.

Желательно, чтобы А. соответствовала характеру и назначению текста, была понятна читателю или разъяснена (попутно или в списке сокращений), исключала омонимию, не вызывала отвлекающих ассоциаций, на протяжении всего издания была одинаковой для одного слова или словосочетания и единообразной для однотипных слов и словосочетаний.

По степени распространенности и понятности все А. делятся на общепринятые, которые можно употреблять почти в любом тексте и любом издании, за небольшими исключениями; специальные - понятные лишь читателю с определенной подготовкой и принятые в спец. литературе или допустимые в спец. текстах (напр., библиогр. записи); индивидуальные - принятые только в данном издании и потому требующие непременной расшифровки либо по ходу изложения, либо в списке сокращений. При разумном употреблении А. очень экономят время читателя и печ. площадь.

В библиогр. описании А. сохраняется в том виде, в каком применена в издании на его тит. л., даже в заглавии. Напр.:

Аббревиатура

В других элементах библиогр. описания А. может употребляться вместо полной формы, если является общепринятой, дополняться следующей за ней расшифровкой в виде полной формы, но с сокращением отд. слов либо, наоборот, быть введенной после полной формы, взятой с тит. л., если А. является распространенной. Напр.:

Аббревиатура

Сокращение отдельных слов должно удовлетворять требованиям ГОСТ 7.12-93 (см. Сокращение слов и словосочетаний в библиогр. записи).

См. также Буквенная А., Буквенно-звуковая А., Звуковая А.

Абзац

АБЗАЦ - структурно-композиционная часть текста, которая состоит из одной или нескольких фраз и которую автор вычленяет для того, чтобы графически, зрительно отделить одну микротему текста от другой, прямую речь от косвенной, один развернутый пункт перечня от другого. А. помогают лучше воспринимать и понимать текст. Членение текста на А. не должно быть произвольным, а отвечать структуре, композиции текста.

Средствами графического вычленения А. служат абзацный отступ и (или) концевой пробел А.

Абзацный отступ

АБЗАЦНЫЙ ОТСТУП - пробел в начале первой строки абзаца, наглядно подчеркивающий переход к новому текстовому куску.

А. о. заставляет читателя на мгновение остановиться, вдуматься в очередную порцию прочитанного, осознать, что дальше автор переходит к новой, другой порции, у которой уже несколько иная задача, иной смысл. Таким образом, цель А. о. - сделать членение текста на абзацы наглядным, графически четким.

Именно поэтому такие выдающиеся мастера книжного искусства, как Н. В. Кузьмин у нас и Ян Чихольд на Западе, резко критиковали распространившийся во второй половине нашего века т. н. безабзацный набор, т. е. набор без А. о., когда один абзац отделяется от другого только концевым пробелом в последней строке и поэтому переход от одного абзаца к другому становится малозаметным, а то и вовсе исчезает. Н. В. Кузьмин пишет в редакцию журнала "Русская речь" (1968. № 1. С. 114), что А. о. - "это знак препинания, обозначающий более длительную паузу, чем точка".

От себя редакция добавляет, что "книжная полоса без абзаца затрудняет чтение, не дает возможности читателю передохнуть без риска потерять строку". Ян Чихольд в статье "Почему в начале абзаца необходим отступ?" (см. его сб. "Облик книги". М., 1980. С. 135-140) осуждает безабзацный набор за то, что он "создает у читателя впечатление непрерывности смысловой связи, в то время как хороший писатель выбирает каждый абзац обдуманно и хочет, чтобы он оставался заметным в тексте". Чихольд считает, что только в одном случае А. о. не нужен - в первом абзаце под заголовком, выключенным в красную строку (посередине).

Набор абзацев без А. о. допустим в акциденции, текстах небольшого объема, где могут быть использованы другие приемы графического разграничения частей текста: пробельные строки, шрифты разного кегля и начертания и т. д.

Наиболее распространенный размер А. о. 1,5 кегельной (круглой). По техн. правилам набора размер А. о. должен быть одинаковым по всему изданию независимо от кегля шрифта ±1 п. (напр., для корпуса 1,5 кегельной, т. е. 15 п., для петита ближайший отступ 2 кегельных, т. е. 16 п.). Менять единый размер приходится только в тех случаях, когда требуется, чтобы начальные буквы абзацев не нарушали вертикаль, а именно когда идущие подряд абзацы нумерованы цифрами с разным числом знаков или обозначены буквами разной ширины либо разным числом звездочек. Во всех этих случаях перед цифрами с бо́льшим числом знаков, перед бо́льшим числом звездочек и перед более широкими буквами размер А. о. делают нормальным, а перед цифрами с меньшим числом знаков, перед меньшим числом звездочек и перед более узкими буквами увеличивают на размер цифры (звездочки) или на размер разницы в ширине букв. Напр.:

Абзацный отступ

Кроме обычного А. о. используется и т. н. обратный (обернутый) А. о.

Абзацный отступ в машинописном текстовом оригинале

АБЗАЦНЫЙ ОТСТУП В МАШИНОПИСНОМ ТЕКСТОВОМ ОРИГИНАЛЕ - пробел в начале первой строки абзаца; должен по ОСТ 29.115-88 равняться 3 или 5 ударам и быть одинаковым для всего оригинала.

Абреже

АБРЕЖЕ (от фр. Abrégé - краткое изложение) - перечень осн. тем или внутренних заголовков главы (другого подраздела), помещенный перед ее текстом после заголовка. Напр.:

Абреже

А. используется для того, чтобы подготовить читателя к восприятию текста, или заинтриговать его, или помочь выбрать для чтения только часть текста на интересующую его подтему. Иногда к А. прибегают для того, чтобы не делить текст главы на параграфы или иные мелкие рубрики. В науч., справ., деловой книге А., дополненное ссылками на страницы, где раскрывается соответствующая тема, упрощает и убыстряет поиск текста при выборочном чтении.

Очень близок к А. тип заголовка в виде фразы, пересказывающей, о каких событиях пойдет речь в главе. Напр.:

Абреже

Ряд авторов употребляет в качестве термина, обозначающего тот же элемент книги, слово "экстензо" (см.: Гессен Л. И. Оформление книги. Л., 1935. С. 175; Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970. С. 335; Словарь издательских терминов. М., 1983. С. 146), хотя значение лат. выражения in extenso прямо противоположное: целиком, полностью.

Абрис

АБРИС (нем. Abriss - чертеж, очерк), или абрисные линии, - в полиграфии прошлого времени тонкие контурные линии, нанесенные на прозрачный материал - кальку, плюр, желатиновый лист - или на поверхность печ. формы офсетной или литогр. печати, определяющие границы красок (иногда и их тонов) многокрасочного изображения.

Аванс

АВАНС - в изд. деле часть авт. вознаграждения, выдаваемая автору вперед, до окончания им работы над заказанным ему произведением или после сдачи произведения в изд-во.

Закон РФ "Об авт. праве и смежных правах", в случае если с автором заключен авт. договор заказа, обязывает заказчика в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору А., размер, порядок и сроки выплаты которого устанавливаются сторонами в договоре.

Авантитул

АВАНТИТУЛ - первая страница двойного тит. л., который состоит из четырех страниц. Обычно А. открывает книгу. Он невольно образуется, когда тит. л. делают разворотным или распашным или когда в издании помещают фронтиспис. Сознательно вводят А., чтобы издание не начиналось разворотом "вторая страница обложки - тит. л.", "последняя страница переднего форзаца - тит. л." (тем более что в последнем случае ширина лицевой страницы тит. л. будет уменьшена на ширину приклейки к ней форзаца), а также для того, чтобы вход читателя в книгу был более постепенным или более торжественным. На А. могут быть напечатаны надзаголовочные данные, перенесенные с лицевой страницы тит. л., когда желательно разгрузить ее. Если же надзаголовочных данных нет, на А. повторяют некоторые данные с тит. л. (автор, заглавие, название изд-ва) либо печатают изд. марку, изд. девиз, изображение, настраивающее читателя на нужный лад, своеобразный эпиграф к серии или книге и т. п. В любом случае А. стараются не загружать, особенно если он представляет собой оборот фронтисписа.

Автограф

АВТОГРАФ - оригинал произведения, собственноручно написанный его автором, напечатанный им самим на пишущей машинке или с помощью компьютера и подписанный им.

К А. приравнивается авторизованная, т. е. прочитанная и исправленная автором, машинопись или оригинал иной формы. С текстологической точки зрения такую машинопись можно расценить как авторизованный список. Различаются А. черновой - черновик произведения (один или несколько), для которого характерны многочисленные исправления и переделки, и А. беловой, или чистовой, т. е. начисто переписанный или перепечатанный автором экземпляр оригинала, с небольшим числом поправок, дающий окончательный (на этой стадии) текст. См. также Авт. сводка.

Автография

АВТОГРАФИЯ - ручной способ изготовления литогр. печ. формы. Сводится к тому, что художник выполняет изображение литогр. тушью или литогр. карандашом на спец. бумаге (плюре, корнпапире), затем изображение перетискивается на поверхность литогр. камня, который становится печ. формой.

Автокорректура

АВТОКОРРЕКТУРА - полуавтоматическая или автоматическая корректура в компьютерном наборе до вывода копии текста.

Автолитография

АВТОЛИТОГРАФИЯ - 1. Литография, в которой печ. форму на литографском камне, цинковой или алюминиевой пластине изготовляет сам художник, в отличие от репродукционной литографии, в которой печ. форму с оригинала художника изготовляют полиграфисты.

2. Оттиск с литографской печ. формы, изготовленной художником.

Автоматизированная информационная система

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-логических средств и персонала для справочно-информационного обслуживания и информ. обеспечения пользователей.

Автоматический набор

АВТОМАТИЧЕСКИЙ НАБОР - набор на автоматических наборных машинах, управляемых программами, подготовленными на читающих автоматах или наборно-программирующих аппаратах, а также компьютерами, в которые введена дискета в качестве оригинала.

Автоним

АВТОНИМ - подлинное имя автора, в противовес вымышленному имени - псевдониму.

Автор

АВТОР - по закону РФ "Об авт. праве и смежных правах" "физ. лицо, творческим трудом которого создано произведение".

Не требуется никаких формальностей (регистрации и т. п.) для того, чтобы считаться автором. Как сказано в законе, "при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения". По закону для изд-ва автором является и составитель, как создатель составного произведения (сборник произведений других авторов, одного или нескольких), и переводчик (создатель переводного произведения), и создатели других т. н. производных произведений (переделки, аранжировки, другие переработки). О своих авт. правах все эти лица оповещают в издании с помощью знака охраны авт. права (копирайт).

А. может быть индивидуальным (единоличным) и состоять в авт. коллективе (быть одним из соавторов). Кроме того, произведение может быть выпущено т. н. коллективным А.

А. произведения, охраняемого на территории РФ согласно междунар. договорам РФ, определяется по закону государства, на территории которого возникло основание для обладания авт. правом.

Об авторах отд. видов произведений и их авт. правах см. Аудиовизуальное произведение, Производные произведения, Составные произведения. О том, какие сведения об авторах требуется приводить в выходных сведениях и библиогр. описании, см. Автор в библиогр. записи, Автор в выходных сведениях издания.

Автор в библиографической записи

АВТОР В БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ - сведения об авторе в библиогр. записи приводятся в ее заголовке и (или) в сведениях об ответственности. В заголовке записи имя автора ставят обязательно в библиогр. ссылках в случае:

1. Если у моноиздания не более трех авторов. Напр.:

Автор в библиографической записи

2. Если это сборник произведений не более трех разных авторов с общим заглавием при условии, что имена авторов на тит. л. поставлены перед заглавием, или сборник без общего заглавия (см. Коллективный сборник).

ГОСТ 7.1-84 допускает при необходимости запись с именами авторов в заголовке даже в том случае, если у моноиздания более трех авторов (напр., при связи затекстового библиогр. списка с осн. текстом по фамилии автора и году издания; пример см. Выноски знак в конце статьи).

Фамилии авторов приводят в том же порядке, что и на тит. л., перемещая инициалы за фамилию. Можно вместо трех фамилий ставить фамилию только первого автора, заменяя остальные словами "и др.". Падеж - именительный. Между фамилиями - запятая.

Данные об авторах в сведениях об ответственности допускается не приводить, если в заголовке библиогр. записи стоят фамилии одного, двух, трех инд. авторов. Если при трех авторах в заголовке стоит только фамилия первого автора со словами "и др.", то в сведениях об ответственности приводят фамилии всех трех авторов. Здесь сохраняется та же последовательность фамилий и та же форма, что и в издании (т. е. с инициалами или полным именем перед фамилией). В библиогр. описании под заглавием, в котором решено приводить фамилии авторов в сведениях об ответственности, при четырех авторах указывают фамилии всех четырех, при большем числе их - только первых трех, добавляя "и др.".

В заголовке библиогр. записей, входящих в библиогр. список или указатель, сведения об авторе подчиняются иным нормативам - см. Заголовок библиогр. записи.

Автор в выходных сведениях издания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автора принадлежность

АВТОРА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - сведения о принадлежности автора к организации, отрасли, стране или связи с ними, помогающие более точно идентифицировать его. В частности, в аннотации переводных книг желательно указывать принадлежность автора к нац. лит., т. к., напр., автор произведения на англ. яз. м. б. и англ., и амер., и австралийским автором, и др.

Автореферат

АВТОРЕФЕРАТ - реферат произведения, написанный его автором.

Автореферат диссертации

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает осн. положения своего исслед. труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Объем, оформление и структура А. д. определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж А. д. рассылается по списку специалистам и науч. учреждениям незадолго до защиты.

Особенность библиогр. описания А. д. - форма сведений, относящихся к заглавию, в расширенном описании: в названии вида издания слова "на соискание ученой степени" заменяют многоточием и указывают шифр номенклатуры специальностей науч. работников. Напр.:

Автореферат диссертации

Автореферат диссертации

Авторизованная копия

АВТОРИЗОВАННАЯ КОПИЯ - копия авт. оригинала произведения, прочитанная, исправленная и завизированная автором.

Авторизованное издание

АВТОРИЗОВАННОЕ ИЗДАНИЕ - издание, тексты и состав которого подготовлены не автором, а, напр., составителем, но просмотрены и одобрены автором.

Авторизованный перевод

АВТОРИЗОВАННЫЙ ПЕРЕВОД - перевод, прочитанный и одобренный автором оригинального издания, с которого сделан этот перевод.

Авторов и заглавий указатель

АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ УКАЗАТЕЛЬ, или авт. указатель, - 1. Вспом. указатель, в котором заголовки - это фамилии авторов произведений (изданий), сведения о которых содержатся в осн. тексте, или заглавия таких произведений (изданий), когда авторов нет или они неизвестны либо когда это сборник произведений разных авторов с общим заглавием.

Другой вариант этого указателя: заголовки рубрик - фамилии авторов, заголовки подрубрик - заглавия их изданий и произведений.

2. Вспом. указатель в библиогр. пособии с систематическим или хронологическим расположением записей, дающий возможность читателю благодаря алфавитному порядку быстро найти библиогр. описание конкретного произведения (издания) конкретного автора.

Такой указатель позволяет читателю по-иному войти в библиогр. пособие, когда в этом возникает потребность.

См. также Заглавий изданий указатель, Заглавий произведений указатель.

Авторская заявка

АВТОРСКАЯ ЗАЯВКА, или авт. предложение, - написанная автором объяснительная записка, содержащая характеристику предлагаемого изд-ву произведения (произведений), которое им задумано или исполнено.

Обычное содержание А. з.: о чем произведение (его тематическое содержание), каков его объем (в авт. л.), состав (кроме текста), кому адресуется, чем отличается от изданных на ту же тему или близких к ней, что нового вносит в область знаний или лит. творчества, чем именно может заинтересовать читателя и какого именно, за какой срок может быть написано или представлено, на каких условиях автор согласен уступить изд-ву право на издание. Для изд-ва небезразлична также творческая самохарактеристика автора: перечень его печ. и других трудов, круг творческих интересов и т. п.

Таким образом, А. з. представляет собой нечто среднее между расширенной аннотацией и авторефератом. Она помогает изд-ву принимать решение, хотя чаще это делается на основе не только А. з., но и прилагаемого к ней проспекта, или плана, или плана-проспекта издания (произведения).

Все эти документы во избежание недоразумений расцениваются предусмотрительным изд-вом в авт. договоре заказа как неотторжимая его часть.

Авторская корректура

АВТОРСКАЯ КОРРЕКТУРА - корректура, которую держит автор для того, чтобы проверить свое произведение по существу, устранить собственные и чужие ошибки и по возможности улучшить произведение.

Условия А. к. желательно оговорить в авт. договоре.

Авторская корректурная правка

АВТОРСКАЯ КОРРЕКТУРНАЯ ПРАВКА - правка, внесенная автором в корректурные оттиски против оригинала. В авт. договоре может быть оговорен предельный размер А. к. п. в процентах от стоимости набора либо в числе перебранных строк, поскольку при наборе издания в типографии возможны штрафные санкции за большую правку в наборе. А. к. п. является частью изд. корректурной правки.

Авторская правка оригинала

АВТОРСКАЯ ПРАВКА ОРИГИНАЛА - до представления оригинала в изд-во А. п. о. - органическая часть творческого процесса создания произведения и к изд. процессу непосредственно не относится.

А. п. о. по замечаниям редактора и рецензента - часть редакционного процесса, следствие анализа и оценки авт. работы.

Авторская сводка

АВТОРСКАЯ СВОДКА - тип автографа, представляющий собой переписанный набело черновик, который служит основой для нового черновика. Таких сводок в процессе работы автора над оригиналом может быть несколько.

Авторская серия

АВТОРСКАЯ СЕРИЯ - серия, все выпуски которой принадлежат одному автору или одному коллективу соавторов.

Авторские варианты

АВТОРСКИЕ ВАРИАНТЫ см. Вариант.

Авторские комментарии

АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ - комментарии, принадлежащие автору произведения, играющие роль части аппарата издания (толкуют осн. текст произведения в целом или его фрагменты) и одновременно являющиеся для издателя и читателя неотторжимой частью осн. текста произведения (не могут быть опущены, как изд. комментарии).

Постраничные А. к. по этой причине, так же как и авт. примечания, желательно размещать под строкой в сносках, а не за текстом в конце произведения или издания. Лишь в изданиях науч. лит., в тех случаях, когда А. к. велики по объему и могут быть объектом самостоятельного изучения (содержат справ. данные, характеризуют источники и т. п.), целесообразен перенос их за текст в конец издания, что желательно оговорить в предисловии, предупредив читателя о содержании и значении А. к.

Авторские права

АВТОРСКИЕ ПРАВА - принадлежащие автору права в отношении созданного им произведения. Делятся на личные неимущественные и имущественные права автора. См. также Исключительные права автора.

Авторские примечания

АВТОРСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ - примечания, принадлежащие автору и являющиеся одновременно и частью аппарата издания (т. к. поясняют и дополняют осн. текст), и осн. текстом произведения (поскольку это его неотторжимая часть).

А. п. желательно размещать в сносках, поскольку при этом больше вероятность того, что читатель познакомится с ними в нужный момент, чем в случае если их отнести за текст в конец издания или произведения.

Авторский гонорар

АВТОРСКИЙ ГОНОРАР см. Авт. вознаграждение.

Авторский договор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авторский договор заказа

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР ЗАКАЗА - авт. договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Во избежание недоразумений обе стороны должны быть заинтересованы в том, чтобы точно и ясно сформулировать требования к заказанному произведению. Для этого обычно издатель просит автора представить план-проспект будущего произведения, записывая в А. д. з., что он является неотторжимой частью договора; устанавливает согласованный с автором предельный объем заказанного произведения в авт. листах, наличие и число иллюстраций, в каком виде должны быть представлены авт. оригиналы этих иллюстраций, жанровые особенности произведения, читательский адрес и т. д. Иногда, чаще всего когда автор еще не выступал в печати, издатель, прежде чем заключить договор, просит автора представить пробную главу или иную часть произведения и лишь после ее положительной оценки заключает договор.

Если автор не представил заказанное произведение в соответствии с условиями А. д. з., он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

По А. д. з. заказчик обязан выплатить автору аванс.

В А. д. з. желательно указать также срок представления авт. оригинала в изд-во; срок, за который изд-во обязуется оценить представленный автором оригинал; срок издания.

Авторский знак

АВТОРСКИЙ ЗНАК, или Кеттеровский знак, - условное обозначение фамилии автора (первого автора, если авторов два или три) или первого слова заглавия (для книг, библиогр. запись которых начинается с заглавия, т. е. книг с более чем тремя авторами или книг, авторы которых не указаны; подробнее см. Под заглавием библиогр. запись) в виде первой (прописной) буквы фамилии автора или первого слова заглавия и соотв. начальному слогу фамилии или заглавия двузначного числа в цифровой форме.

При алфавитной расстановке книг на библиотечной полке или каталожных карточек в алфавитном каталоге А. з. определяет их место там. Напр.:

Авторский знак

А. з. в издаваемых книгах устанавливают по "Авторским таблицам двузначным" Л. Б. Хавкиной (24-е изд. М., 1986).

Так, для книги Б. Г. Тяпкина надо было найти в колонке начальных слогов слог Тя и число, к нему относящееся. Фрагмент этой колонки в "Авторских таблицах двузначных" выглядит так:

Сэ

97

Тэф

Сю

98

Тю

Ся

99

Тя

Против Тя стоит 99, значит, А. з. Т99.

Определяя А. з., не учитывают стоящие перед именем арабских, персидских и других восточных авторов частицы аль, ар, ас, эль, уль, написанные со строчной буквы и присоединенные к имени через дефис, типа аль-Хамиси, ас-Самарканди.

По ГОСТ 7.4-95 А. з. требуется поместить на обороте тит. л. в его верхнем левом углу под классификационными индексами, с отступом в три буквы от левого края аббревиатур УДК и ББК. Напр.:

Авторский знак

А. з. - обязательный элемент макета аннотированной каталожной карточки, где его ставят слева от первой строки заглавия, когда библиогр. запись начинается с фамилии автора, и слева от второй строки заглавия, когда библиогр. запись начинается с заглавия.

Авторский коллектив

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - группа лиц, объединившихся для того, чтобы совместно создать произведение по единому замыслу и плану.

Трудиться они могут каждый раздельно или сообща. При раздельной работе (каждый над своей частью) объем и разделы распределяются между соавторами по их договоренности, которую желательно зафиксировать письменно, а при работе сообща - так, как они сами распорядятся. В договоре между изд-вом и А. к. желательно предусмотреть солидарную ответственность всех членов коллектива, означающую, что за несоблюдение условий договора одним автором отвечают и все остальные, даже если каждый из них самостоятельно пишет свою главу или часть.

Чтобы избежать конфликтов между изд-вом и членами А. к., желательно письменно зафиксировать не только как распределяется между ними объем, но и какой следует установить порядок фамилий на тит. л. (по алфавиту, объему написанного, авторитетности имен и т. д.), какой должна быть форма представления авторов в издании, кому поручается быть руководителем А. к., кого наделяют правом вести с изд-вом дела от имени всего А. к. и т. д.

Авторский лист

АВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица объема авт. оригинала - созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и т. д.

А. л. равен 40 000 печ. знаков прозаического текста (включая и пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3 000 см2 площади изображений на странице издания.

Объем авт. оригинала в А. л., или т. н. авт. объем, необходимо знать, когда изд-во принимает рукопись, чтобы проконтролировать, выдержал ли автор объемные условия договора, а также при расчетах с автором при полистной оплате за уступку прав на использование произведения. Правила подсчета определены "Инструкцией по исчислению объема литературного произведения в авторских листах" (см.: Нормативные материалы по издательскому делу: Справ. М., 1987. С. 96-100). Приблизительно объем машинописного авт. оригинала в А. л. можно определить, разделив общее число страниц прозаического текста на 23 (среднее число стандартных машинописных страниц в А. л.), общее число авт. оригиналов иллюстраций на 25-40 в зависимости от площади их после уменьшения (при полосных надо будет делить, если формат издания большой, даже на 15-20, при мелких - на 50).

Если оригинал подготовлен не на обычной пишущей машинке, а, напр., на наборно-пишущей машине, и строка обычной для авт. оригинала длины вмещает большее число знаков, подсчитывают среднее число строк в странице (при колебаниях в числе строк выбирают 10 с. из разных мест оригинала и общее число строк в них делят на 10), затем среднее число знаков в строке (для этого сумму знаков в 10 строках разной длины делят на 10) и, перемножив полученные числа, узнают число знаков в странице, потом общее число страниц умножают на число знаков в странице и результат делят на 40 000. При наборе на компьютере подсчет числа знаков производится, как правило, автоматически.

Для более точного подсчета объема в А. л. изооригиналов (авт. эскизов иллюстраций) можно воспользоваться следующей таблицей, где в прографке указано, какую площадь займут от одной до 20 полосных иллюстраций в изданиях двух наиболее распространенных в России форматов при ходовых форматах полос набора:

Авторский лист

Чтобы провести подсчет по этой таблице, надо сначала разделить изооригиналы с учетом масштаба их воспроизведения на полосные, полуполосные и четвертьполосные. Число полуполосных разделить на 2, а четвертьполосных - на 4, т. е. узнать, сколько всего полос займут эти оригиналы в книге. Если оригиналов (полос) больше, чем указано в боковике таблицы, надо их число разделить на группы в 20 и меньше оригиналов (напр., 87 оригиналов на 5 групп: 4 по 20 и одну в 7). Данные таблицы против 20 в боковике умножить на 4 и прибавить данные против 7. При ином формате издания и иных форматах полос надо определить площадь полосы (в см2), умножить это число на число полос, которые займут иллюстрации, и разделить полученное произведение на 3 000 см2. Это и будет объем изооригиналов в А. л. Более подробно о подсчете см. также: Памятная книга редактора. 2-е изд. М., 1988. С. 317-325.

Авторский оригинал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авторский сборник

АВТОРСКИЙ СБОРНИК - сборник произведений одного автора или одного авт. коллектива, составленный либо самим автором (авт. коллективом), либо сторонним составителем.

Библиогр. описание А. с. различается в зависимости от того, выпущен сборник без общего заглавия или с ним.

Если общее заглавие отсутствует, приводят заглавия отд. произведений, вынесенные на тит. л., разделяя их точкой с запятой. Напр.:

Авторский сборник

Если сборник имеет общее заглавие, приводится оно, а заглавия произведений, если необходимо, указываются в примечании. Напр.:

Авторский сборник

Авторский указатель

АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ см. Авторов и заглавий указатель.

Авторский экземпляр

АВТОРСКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР - выдаваемый автору бесплатно экземпляр издания; число А. э. устанавливается в авт. договоре по соглашению сторон.

Авторское вознаграждение

АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, или авт. гонорар, - оплата, которую получает автор за каждый вид использования его произведения, в частности за уступку права на издание, чему и посвящена настоящая статья.

Размер и порядок А. в. устанавливаются в авт. договоре или договоре, который заключает с изд-вом организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе. По закону РФ "Об авт. праве и смежных правах" А. в. определяется в авт. договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно из-за характера произведения или особенностей его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. При этом минимальные ставки А. в. устанавливаются Правительством РФ и индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров оплаты труда. Если А. в. определено в авт. договоре в виде зафиксированной суммы, то договор должен предусматривать максимальный тираж издания произведения. Помимо выплаты А. в. в процентах от дохода существуют еще несколько видов исчисления А. в.: 1) в зависимости от объема произведения: а) полистное - по объему произведения в авт. л., исходя из ставки за 1 авт. л.; б) построчное - по объему произведения в строках, исходя из ставки за 1 строку; в) постраничное - по объему в стандартных страницах; 2) аккордное (независимая от объема договорная сумма). Поскольку на практике доход изд-ва - это сумма, выручаемая им за продажу книготорговцам тиража издания по отпускной цене, то А. в. может устанавливаться в процентах от отпускной цены.

Закон разрешает не выплачивать А. в. в строго оговоренных случаях (см. Безгонорарное издание).

А. в. может выплачиваться целиком после продажи тиража изд-вом и частями (первая в виде аванса при заключении авт. договора заказа, вторая - после того как представленный автором оригинал одобрен изд-вом, третья (окончательный расчет) - после или по мере продажи тиража издания.

Размер А. в. за использование служебного произведения, т. е. такого, которое создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. Это не относится к работодателям энциклопедий, энцикл. словарей, периодич. и продолжающихся сборников науч. трудов, газет, журналов и других периодич. изданий.

Авторское издание

АВТОРСКОЕ ИЗДАНИЕ - издание, издателем которого выступает сам автор. Ср. За счет автора изданная книга.

Авторское право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авторское предложение

АВТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ см. Авт. заявка.

Авторское свидетельство

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО - вид патентного документа, удостоверяющего право на изобретение и публикуемого отд. изданием или как составная часть периодич. или продолжающегося издания.

В краткое библиогр. описание А. с. входят обозначение вида патентного документа (А. с. - авт. свидетельство), его номер, название страны, выдавшей документ, и индекс междунар. классификации изобретений, а также осн. заглавие в той же форме, что и на тит. л. А. с. Напр.:

Описание под заголовком:

А. с. 1254421 СССР, МКИ G03G15/00. Электрографический микрофильмирующий аппарат.

Описание под заглавием:

Электрографический микрофильмирующий аппарат: А. с. 1254421 СССР, МКИ G03G15/00.

В расширенное описание вводят сведения об ответственности: фамилии и инициалы или имена изобретателей, названия учреждений-заявителей, после которых при необходимости в круглых скобках указывают название страны. Напр.:

А. с. 1254421 СССР, МКИ G03G15/ 00. Электрографический микрофильмирующий аппарат / Арутюнов А. Г. (СССР).

В полное описание входит еще область специфических сведений, которая здесь не приводится (см. о ней в ГОСТ 7.1-84, п. 4.4.6).

Автотипия

АВТОТИПИЯ - цинкографский способ репродукции полутонового изображения (с плавными переходами тонов, как, напр., фотопортрет) с помощью растра - сетки, которая разбивает тона изображения на микроточки разного размера, центры которых находятся на равном расстоянии друг от друга.

Размер точки зависит от тона в соответствующем месте оригинала (в светлых местах точки настолько малы, что их почти не видно, в темных, наоборот, - почти сливаются). А. превращает полутоновое изображение в микроштриховое, но визуально оно смотрится как полутоновое и тем лучше, чем меньше расстояние между центрами точек, или, что то же самое, чем больше точек приходится на единицу площади (или длины).

Это зависит от гладкости бумаги: чем более гладкая бумага, тем больше точек может приходиться на единицу площади (или длины).

Автоцинк

АВТОЦИНК - цинкографское клише, которое после типографского изготовления подгравировано вручную художником, создавшим оригинал в расчете на такую подгравировку.

Автоштрих

АВТОШТРИХ - метод исполнения штриховых изооригиналов, имитирующих автотипию (предложен И. Ф. Бельчиковым и Г. А. Петровым).

Полутоновое изображение рисуют черным карандашом или тушью (пером, кистью) на фотокартоне с поверхностью из систематически расположенных мелких выпуклых круглых точек (от 20 до 36 на 1 см). Предварительно фотокартон, чтобы он не потемнел, фиксируют в водном растворе гипосульфита (30 г на 100 мл воды), промывают и просушивают.

Метод используется для изданий способом высокой печати на бумаге, которая не годится для воспроизведения растровых клише, взамен перерисовки фотографий на штрих.

Лит.: Бельчиков И. Ф. Имитация автотипии в оригинале (Исполнение оригиналов полутоновых иллюстраций по методу "автоштрих"). М., 1961.

Автоштрих

Автоштрих

Адаптированное издание

АДАПТИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - издание адаптированного произведения (произведений), т. е. приспособленного к к.-л. целям (напр., с упрощенным и сокращенным текстом для изучения языка иностранцами или иностр. языка местными жителями).

Адденда

АДДЕНДА (от лат. addendum - прибавка, привесок) - то же, что дополнение (1).

Адрес

АДРЕС - в компьютерной терминологии символ или группа символов, которые обозначают отд. части памяти, регистр, устройство ввода-вывода и др. источники данных или место назначения для их передачи.

Адресные ссылки

АДРЕСНЫЕ ССЫЛКИ - номера страниц или других нумерованных элементов издания, определяющие, где напечатаны сведения о предмете, имени или другом объекте, названном в заголовке рубрики (подрубрики) вспом. указателя, или - в оглавлении (содержании) - где внутри издания находится нач. страница рубрики с ее заголовком или нач. страница произведения в сб. с его заглавием.

Выбирают в качестве А. с. вспом. указателя номера тех элементов, по которым легче вести поиск (напр., номера не страниц, а строк в издании классиков с нумерованными строками или пунктов в уставах, инструкциях при сквозной нумерации всего текста).

Чтобы поиск объектов с помощью А. с. был прицельным и быстрым, используют следующие приемы:

1. Выделяют А. с. к наиболее важным фрагментам, набирая шрифтом полужирного или курсивного начертания: Форточка 7, 10, 370.

2. Отделяют с помощью шрифта курсивного начертания А. с. к тексту примечаний от А. с. к осн. тексту: Иванов А. А. 18, 102, 178, 311, 325.

3. Ограничивают число А. с. в одной рубрике - не более 10, 15 или 20, а в случаях, когда их больше, разукрупняют рубрику на тематические подрубрики:

заголовки:

аппарата 11

в разрез текста 7, 8, 9

индивидуальные 10, 11

на спуске 7, 8, 9

немые 13-15

и т. д.

4. Вводят буквенные или цифровые индексы, уточняющие, в какой части текста страницы напечатан разыскиваемый фрагмент:

при многоколонном наборе:

250л - левая колонка двухколонника на с. 250, 250п - правая;

1101 - первая колонка трехколонника, 1102 - вторая, 1103 - третья;

при многострочных полосах:

110н - нижняя часть страницы, поделенной мысленной горизонталью пополам;

110в - верхняя часть страницы;

1854 - нижняя четверть страницы, поделенной мысленными горизонталями на четыре части;

при тексте, разбитом внутри главы или параграфа на нумерованные пункты:

2135 - п. 5 на с. 213.

5. Подставляют к номерам страниц, на которых не один, а несколько фрагментов текста, посвященных объекту поиска, цифровой индекс, указывающий число таких фрагментов, предостерегая читателя от случайных пропусков сведений:

1873 - на с. 187 три фрагмента содержат сведения о предмете (имени, названии).

6. Изменяют порядок А. с. по нарастающим номерам на порядок по значимости фрагментов текста, к которым они отсылают, или только выдвигают на первое место А. с. к фрагменту с самыми важными и существенными сведениями.

А. с. не отделяют к.-л. знаками от заголовка (подзаголовка) рубрики, а между номерами страниц ставят запятую, если текст фрагмента с информацией заканчивается на одной странице и не переходит на следующую, и тире, если фрагмент переходит со страницы на страницу (тире объединяет номера первой из страниц, где фрагмент начинается, и последней, где заканчивается).

Иногда, когда в А. с. идут подряд номера страниц (напр.: 10, 11, 12, 13, 14, 15), некот. изд. работники ошибочно ради экономии опускают все промежуточные номера и объединяют знаком тире первый и последний номер (напр.: 10-15). Читатель будет введен в заблуждение. Он может посчитать, что объекту поиска в издании посвящен такой большой фрагмент на с. 10-15, хотя на самом деле на промежуточных страницах напечатаны лишь фрагменты, содержащие сведения об этом объекте, и их последовательный перечень четко это отражал.

При разбивке А. с. на группы (напр., чтобы отделить А. с. к одному тому от А. с. к другому) между группами ставят точку с запятой.

Академическое издание

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ - науч. издание произведения (произведений) любого вида лит. с тщательно текстологически подготовленным текстом, включающее варианты, редакции, докум. источники, снабженное аппаратом, подводящим итоги изучения издаваемого произведения и творчества автора.

А. и. - результат академического, т. е. наиболее полного, обстоятельного и глубокого, изучения произведения. Оно предназначено для исследователей и всех, для кого творчество автора или его произведение - объект особо внимательного и детального изучения. Поскольку такое издание требует нередко коллективных науч. усилий и больших затрат, оно готовится акад. учреждениями, в связи с чем и получило такое название.

Акватинта

АКВАТИНТА (от лат. aqua - вода + итал. tinta - тон, оттенок) - разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом.

Аккордное авторское вознаграждение

АККОРДНОЕ АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - форма выплаты авт. вознаграждения в виде единой зафиксированной в авт. договоре суммы за уступку права на издание. В этом случае по закону РФ "Об авт. праве и смежных правах" авт. договор должен устанавливать максимальный тираж издания. Это означает, что за любым превышением этого тиража должно последовать новое авт. вознаграждение по новому авт. договору.

Акронимная форма заглавия

АКРОНИМНАЯ ФОРМА ЗАГЛАВИЯ - другое заглавие издания, серии в виде акронима - инициальной аббревиатуры:

Жизнь замечательных людей - ЖЗЛ; Библиотека всемирной литературы - БВЛ.

Аксонометрия

АКСОНОМЕТРИЯ - один из методов проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. А. Делится на три вида: 1) изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое); 2) диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей - другое); 3) триметрию (измерение по всем трем осям различное). В каждом из этих видов проецирование м. б. прямоугольным и косоугольным. А. широко применяется в изданиях техн. лит. и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Приемы А. см. в кн.: Атабеков Н. А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. М., 1974. С. 10-12.

Ортогональные проекции куба

Ортогональные проекции куба (к ст. Аксонометрия)

Предыдущая страница Следующая страница
Главная