Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Ваза

Ваза (лат. vas, мн. ч. vasa - сосуд, посуда)

сосуд, издревле предназначавшийся для бытовых и культовых целей. Столь же давно служит ваза скульптурным украшением зданий, оград. Важна роль вазы и в декоративном убранстве интерьера. Множество ваз, расположенных над парапетом Зимнего и Мраморного дворцов, составляют их пышное убранство. Площадку у входа в Летний сад со стороны р. Мойки украшает эльфдаленская ваза (1839). Нельзя не сказать также о решётке Летнего сада, колонны которой увенчаны вазами (арх. Ю.М. Фельтен, П.Е. Егоров, 1784).

Вал

Вал (валик или торус)

архитектурный профиль, имеющий в сечении форму выпуклой кривой; профиль в четверть окружности называется четвертным валом, профиль в полуокружность - полувалом.

-------------------

(фортификационный)

(нем. Wall - насыпь) - высокая земляная насыпь в крепости, обычно со рвом впереди; являлась преградой для атакующего неприятеля, боевой позицией для артиллерии и стрелков, служила прикрытием от прицельного огня и наблюдения со стороны противника. Вал состоял из бруствера и валганга.

Валганг

Валганг (нем. Wallgang: Wall - насыпь,вал; gehen - ходить) верхняя часть крепостного вала, прикрытая спереди БРУСТВЕРОМ. Валганг располагается двумя уступами: верхний назначается для установки орудий и называется артиллерийским валгангом; нижний уступ служил для перемещения орудий и назывался валгангом сообщения. Для втаскивания орудий на вал устраивалась АППАРЕЛЬ. Валганг приспосабливался не только для артиллерии (артиллерийский валганг), но и для пехоты.

Валганговая стена крепости

Валганговая стена крепости - внутренняя стена крепостного вала. В Петропавловской крепости толщина валганговой стены достигает 2 м. Пространство между валганговой и эскарповой (наружной) стенами засыпалось щебнем, землею. В толще крепостной стены, достигавшей 20 м, устраивались казематы.

Валлен-Деламот, Жан-Батист Мишель

Валлен-Деламот, Жан-Батист Мишель (1729 - 1800)

архитектор, мастер русского классицизма, работал в России в 1759-1775. В Петербурге создал ряд первоклассных сооружений: Малый Эрмитаж, Гостиный двор, католический собор св. Екатерины на Невском пр. 32-34, дворец К.Т. Разумовского (наб. р. Мойки, 48) и здание Академии художеств - оба совместно с А.Ф. Кокориновым; фасады и величественный портал Новой Голландии (комплекс складов корабельного леса) в соавторстве с С. И. Чевакинским; участвовал в работах по внутренней отделке Зимнего дворца. С 1759 - профессор Академии художеств.

Вальма

Вальма (нем. Walm - стог сена) - треугольный скат шатровой крыши, расположенный с торцовой (прямоугольной или многогранной) стороны здания. В том случае, когда торцовый скат имеет неполную длину, он называется полувальмой и имеет треугольную или трапециевидную форму.

Вальмовая крыша

Вальмовая крыша (шатровая крыша)

четырёхскатная крыша над прямоугольным в плане зданием, у которой два ската по длинным сторонам - трапециевидные, а два других - по коротким - треугольные.

Варницы

Варницы - бойницы, сделанные в верхней нависающей части крепостной стены. Через варницы лили варёную воду - кипяток и горячую смолу на атакующих врагов.

Ведута

Ведута (ит. veduta - внешний вид)

жанр изобразительного искусства, графическое или живописное изображение городских пейзажей либо архитектурных ансамблей. В России этот жанр был очень популярен в XIX в. Хорошо известны работы художников К.П. Бегтрова, В.С. Садовникова, И. А. Иванова, А.Л. Гозелли, М.Н. Воробьёва, Л. Премацци, Б. Патерсена.

Вежа

Вежа - крепостное сооружение, отдельно стоящая наблюдательная башня.

Велум

Велум - см. Театр.

Венера

Venus (лат. venus - любовь)

в древнеримской мифологии богиня любви и красоты (греч. Афродита). В истории Петербурга известна скульптура под названием Мраморный Венус; по повелению Петра I установлена была в Летнем саду для всеобщего обозрения. При ней состоял почётный караул преображенцев. Ныне эта скульптура Венеры Таврической (римская копия с греческого оригинала 3 в. до н.э.) украшает зал античной скульптуры Малого Эрмитажа.

Венец

Венец - в деревянном строительстве - брёвна или брусья, связанные горизонтально в прямоугольник путём врубки в углах с выступающими концами (в обло) или без них (в лапу, в шип). Венец составляет часть бревенчатого сруба, один его ряд. От количества венцов, положенных друг на друга, зависит высота сруба. В русских крестьянских избах было их 19-21. Прямоугольный сруб назывался клетью. Четырёхстенный сруб, связанный из брёвен равной длины, образует кубический объём - четверик. Известны также шестигранный в плане сруб - шестерик и восьмигранный - восьмерик.

Вензель

Вензель (польск. wezel - узел) начальные буквы - инициалы - имени и фамилии, обычно переплетённые и образующие узор. Часто видим, как являясь элементом архитектурного декора, вензеля в коронках скрасили балкон.

Венок

Венок - пластический или живописный орнамент в форме круга, составленный из растительных элементов, ветвей, цветов, иногда перехваченный лентой.

Веранда

Веранда (англ. veranda) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, главным образом дачного типа, открытая с боковых сторон или ограждённая легкими с остеклением стенами, обычно одноэтажная.

Вердюры

Вердюры - см. Шпалеры.

Верстовые столбы

Верстовые столбы - см. СТОЛБЫ ВЕРСТОВЫЕ.

Вестверк

Вестверк (нем. Westwerk - западное строение) - часть средневековой БАЗИЛИКИ, примыкавшая к ней с западной стороны; в первом этаже служила БАПТИСТЕРИЕМ и приходской церковью, а на ЭМПОРЕ находилось присутственное место для участия в церковной службе властителя и его приближённых.

Вестибул

Вестибул, Вестибюль

(лат. vestibulum) - первоначально площадка перед домом, часто отделявшаяся от улицы низкой стенкой, позже - передняя римского дома, между входом и АТРИЕМ. В наши дни вестибюль - проходная просторная передняя, расположенная между наружным входом и внутренними помещениями общественных зданий.

Вестибюль

Вестибюль (лат. vestibulum) - первоначально площадка перед домом, часто отделявшаяся от улицы низкой стенкой, позже - передняя римского дома, между входом и АТРИЕМ. В наши дни вестибюль - проходная просторная передняя, расположенная между наружным входом и внутренними помещениями общественных зданий.

Ветреница, полотенце

Ветреница, полотенце - вертикальная резная доска, прикрывает стык между ПРИЧЕЛИНАМИ.

Взвоз

Взвоз - конный въезд на второй этаж двора в крестьянской усадьбе северных районов России.

Виадук

Виадук (лат. via - дорога, путь; duco - вести) - мостовое сооружение для переезда через встречающуюся на пути неводную (в отличие от мостов) преграду - овраг, ущелье, другую дорогу; развязка в двух уровнях.

Вилла

Вилла - у древних римлян - деревенская усадьба, загородное поместье в основном хозяйственного назначения. В современном понятии вилла - комфортабельный загородный дом или дворец с парком.

Вима

Вима - или Бема - промежуточное пространство между подкупольным объёмом и алтарным полукружием в храмах крестово-купольного типа.

Вимперг

Вимперг (нем. Wimper - ресница) - резной щипец над дверным или оконным проёмом, характерный элемент готической архитектуры. Подчеркивая её вертикальную устремлённость, вимперг украшался КРАБАМИ, завершался ФИАЛОМ с КРЕСТОЦВЕТОМ. На углу Среднего пр. В.О. и 3-й линии находится здание б. Лютеранской церкви св. Михаила (арх. В.Е. Бергман и инж. К.К. Бульмеринг, 1875), построенной с использованием мотивов готики.

Вимперк

Вимперг

(нем. Wimper - ресница) - резной Щипец над дверным или оконным проёмом, характерный элемент готической архитектуры. Подчеркивая её вертикальную устремлённость, вимперг украшался КРАБАМИ, завершался ФИАЛОМ с КРЕСТОЦВЕТОМ. На углу Среднего пр. В.О. и 3-й линии находится здание б. Лютеранской церкви св. Михаила (арх. В.Е. Бергман и инж. К.К. Бульмеринг, 1875), построенной с использованием мотивов готики.

Витраж

Витраж (лат. vitrum - стекло; фр. vitrage - застекление) сюжетная или декоративная композиция, выполненная из кусков стекла, скреплённых свинцовым переплётом. Витраж вставляется в проём окна, двери или в самостоятельную раму. Получил распространение в романской и, особенно, в готической архитектуре. Позднее возникла живопись по стеклу. В современной архитектуре словом витраж обозначается также обширное остекление фасада из крупного стекла обычно в металлическом переплёте. Витраж Исаакиевского собора является одним из крупнейших в мире, площадь его составляет 28,5 кв.м. На фасаде Театра комедии на Невском пр., 56 (арх. Г.В. Барановский) - роспись по стеклу.

Водотечник

Водотечник - выдолбленное в виде жёлоба бревно, служащее для отвода воды с кровли и одновременно - опорой для нижних концов кровельных тесин.

Возрождение

Эпоха Возрождения, или Ренессанс

(франц. re - вновь, naissance - рождение) - общественно-политическое и культурное движение (началось в Италии в XIV в., в других странах Зап. Европы в - XV-XVI вв.); основное идейное содержание Возрождения составил гуманизм. Отбрасывая гнёт католической церковной мистики и схоластической науки средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее светское мировоззрение, создала образцы реалистического искусства, предметом которого стали реальный мир, живая человеческая личность. Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях перспективы и анатомии. Эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству Др. Греции и Рима. В период раннего Возрождения - КВАРТОЧЕНТО (по-итальянски - пятнадцатое столетие) - зодчие Италии создают произведения, отличающиеся жизнерадостным характером. Разумные и светлые представления о мире кладутся в основу архитектурного образа как церковных, так и светских зданий, создаётся новый тип светского здания - палаццо (дворец). В Петербурге в стиле Возрождения построены здания министерства государственных имуществ (ныне институт ВАСХНИЛ) (арх. Н.Е. Ефимов, 1853) на Исаакиевской пл.

Волоковое окно

Волоковое окно - небольшое оконце, вырубающееся в двух смежных бревнах (на полбревна вверх и вниз), закрывалось (заволакивалось) изнутри доской - тесовой задвижкой. В курной избе (с печью без дымохода) служило дымоволочным отверстием.

Волюта

Волюта - архитектурно-декоративная деталь в форме спирали из трех витков с глазком в центре, составляет характерный элемент капители ионического ордера. На боковом фасаде волюта имеет вид свертка, перетянутого посередине ремнем. Эта форма называется БАЛЮСТРОЙ. В средние века волюты почти не применялись. Во времена РЕНЕССАНСА и БАРОККО волюты употреблялись при сопряжении вертикальных и горизонтальных элементов сооружения, при оформлении фасадов, в обрамлении порталов, дверных и оконных проемов и т. п. Многоярусная колокольня Петропавловского собора, завершенная золоченым шпилем, доминирует в ансамбле крепости. Впечатление стройности и пирамидальности ее силуэта усиливает мотив волют на западном фасаде сооружения.

Воронихин, Андрей Никифорович

Воронихин, Андрей Никифорович (1759-1814)

знаменитый русский зодчий и живописец, выходец из крепостных, учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, завершил образование в Швейцарии и Париже. По возвращении в 1790 г. принимал участие в отделке интерьеров Строгановского дворца, построил по проекту Ф. И. Демерцова Строгановскую дачу на Большой Невке, обнаружив зрелое мастерство. Наиболее выдающимися постройками Воронихина, занимающими вид ное месю в истории русской архитектуры, являются Казанский собор (1811) и Горный институт (1808). Вопреки официальному заданию правительства, требовавшего подражания собору св. Петра в Риме, Воронихин дал в Казанском соборе самобытное решение архитектурного образа, создал замечательную полукруглую колоннаду, увенчанную куполом. Колоннада, обращенная на главную магистраль города, подчеркивает общественный характер собора. Созданный в предвоенные годы, собор в строгом, сдержанном и вместе с тем триумфальном облике отражает идею мощи русского народа. Не случайно, что после победы в Отечественной войне 1812 года Казанский собор превратился в памятник военной славы России. Собор замечателен и своей скульптурой, выполненной известными мастерами, такими как И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и др. В Горном институте замечателен величественный дорический портик с 12 колоннами. Скульптурные группы перед фасадом ("Похищение Прозерпины" В. И. Демут-Малиновского и "Борьба Геркулеса с Атеем" С. С. Пименова) и фризы на боковых крыльях здания подчеркивают монументальность сооружения. В соответствии с назначением здания его архитектура и скульптура как бы выражают идею борьбы человека с природой. В садово-парковой архитектуре известны Воронихинская колоннада в Нижнем парке Петергофа, павильоны и мосты в Павловске Воронихину принадлежит много неосуществленных проектов, среди них проект мемориальной колонны из пушек отбитых у французской армии.

Восьмерик

Восьмерик - восьмигранный сруб в деревянном зодчестве при менялся как конструктивный прием при переходе от кубического объема к куполу восьмерик на ЧЕТВЕРИКЕ.

Вотивные предметы

Вотивные предметы (лат. votum - дар, приношение по обету) различные вещи, приносимые на священное место (позднее - в храм) с целью получить от божества исцеление от болезни или удовлетворение просьбы, а также во исполнение обета изображения больных частей тела рук, ног - или всего человека, для исполнения просьбы приносили в дар фигурки животных Обычай приносить в храм вотивные предметы особенно распространен в католической церкви в которую он перешел из античного языческого культа жертвоприношений.

Врезной (контурный) рельеф

Врезной (контурный) рельеф - см. КОЙЛАНОГРИФ.

Вулкан

Вулкан (лат. Vulcanus)

в римской мифологии хромой бог огня и кузнечного дела, сын Юпитера и Юноны, супруг Венеры (греч. Гефест)

Среди многих чудесных изделий Вулкана скипетр и эгида Юпитера, тирс - жезл Диониса, колесница ГЕЛИОСА. Изображался бог могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в хитоне ремесленника с открытой правой рукой и плечом. Древний бог в образе русского кузнеца представлен на фасаде бывш. Торгового дома братьев Елисеевых (ск А.Г. Адамсон) на Невском пр. 56. Барельефы "Венера приходит к Вулкану за военными доспехами Марса" и "Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей" (ск. В. И. Демут-Малиновский) завершают фасад Горного института (арх. А. Н. Воронихин, 1808).

Вывод

Вывод - в древнерусском зодчестве крепостное сооружение, выступающее перед основным.

Выкружка

Выкружка - или Трохилус - архитектурный профиль, имеющий очертание вогнутой четвертой части окружности. Различают прямую выкружку, если профиль расширяется кверху, и обратную - если расширение профиля идет книзу.

Вымостки

Вымостки - вымощенная площадка.

Выносная плита

Выносная плита - см. Карниз.

Выпуски

Помочи

концы бревен, выпущенные консольно из сруба для поддержки кровель, галерей, крылец и др.

Вышгород

Вышгород - внутригородская крепость, кремль детинец.

Вышка

Вышка - комната в верхней части строения, предназначенная для несения сторожевой службы.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная