Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОЛ")

Кабинет

Кабинет - декоративный шкаф, чаще всего для хранения бумаг, использовавшийся и как бюро.

Каблучок

Каблучок - архитектурный профиль, вычерченный из двух центров, сходный с ГУСЬКОМ, но имеющий обратный порядок полувал - наверху и ВЫКРУЖКА - внизу. Различают каблучок прямой, расширяющийся кверху, и обратный, расширяющийся книзу. У греков зачастую форма каблучка (как и гуська) не была строго геометрической, но диктовалась вкусом.

Кавальер

Кавальер (франц. cavalier - насыпь правильного профиля, образованная землей, взятой из выемки при сооружении рва или канала) - крепостное сооружение вспомогательного характера, возводилось внутри бастиона. Высота кавальера превышала высоту крепостных стен, благодаря чему господствовала над лежащей перед ней местностью. На стене кавальера находились батареи, державшие окрестности под обстрелом. Кавальер Анны Иоанновны в бастионе Головкина Петропавловской крепости был построен в 1730 году, нынешний облик приобрел в 1837 г. Утратив свое первоначальное назначение, кавальер служит арсеналом.

Кавеа

Кавеа - см. Театр.

Кадуцей

Кадуцей (лат. caduceus) геральдический жезл, обвитый двумя змеями, атрибут бога торговли Меркурия. У греков кадуцею соответствовал Керикейон Гермеса. В древности этот жезл, первоначально появившийся в форме страннического посоха, был принадлежностью вестников, глашатаев, парламентариев, гарантируя им неприкосновенность. И в старые, и в новые времена изображение кадуцея как эмблемы торговли охотно употребляется в мире коммерции, находит применение в качестве элемента декора в произведениях архитектуры.

Каземат

Каземат (ит. casamatta - комната с толстыми стенами) помещение в толще крепостного вала, между эскарповой и валганговой стенами. Во фланках бастионов сооружались казематы с амбразурами, предназначенные для установки орудий. На Руси казематы назывались боями, или печурами. Казематы, устроенные в куртинах, служили для хранения боеприпасов, вооружения, для размещения гарнизона.

Казематные стены

Казематные стены - устройство стен оборонительных сооружений, при котором две параллельные стены связываются поперечными стенками, образуя помещения - казематы.

Каланча

Каланча - сооружение башенного типа, возвышающееся над зданием для наблюдения за возникновением по жаров. В России каланчи устраивались над зданиями полицейских управлений и пожарных частей с половины XVIII в., имели наверху площадку для дежурного, колокол и мачту для сигнализации флагами или фонарями. В 1884 г. было построено несколько зданий для полицейской и пожарной частей. Традиционная каланча венчает пожарную часть ВО по Среднему пр., 71-75 (арх. В. Г. Шаламов). Она и поныне используется по своему первоначальному назначению. Здесь же находится первая в стране постоянно действующая Пожарно-техническая выставка, открытая в 1957 году.

Калиптеры

Калиптеры (греч. kalyptra - покров, покрышка) - элемент черепичной кровли античного храма, прикрывающий продольные (по уклону) стыки керамических прямоугольных пластин - СОЛЕНОВ. Имеет вид узкой длинной черепицы.

Кальдарий

Кальдарий (лат. caldanus - теплый) одно из отделений древнеримской общественной бани (ТЕРМЫ) - зал с бассейном теплой воды.

Камеи

Камеи (ит. cammeo) резные камни с рельефными, выпуклыми изображениями. Камеи и ИНТАЛИИ являются двумя разновидностями ГЕММ. Камеи режутся обычно из многослойных разноцветных камней, что позволяет достигать тонких живописных эффектов. Знаменитая камея Гонзаго (III в. до н. э.) хранится в Эрмитаже.

Камень горшечный

Камень горшечный - плотная горная порода зеленовато-серого цвета, состоящая из мелких чешуек талька, слюдоподобных компонентов, алюмосиликатов. В качестве примесей присутствуют змеевик, доломит, магнезит. Горшечный камень огнеупорен, легко обрабатывается, используется для изготовления горшков, кувшинов. Известны случаи применения его в качестве облицовочного материала, например в доме №1-3 по Каменноостровскому проспекту (арх. Ф. И. Лидваль).

Камерон, Чарлз

Камерон, Чарлз - выдающийся архитектор классицизма выходец из Шотландии, в России работал почти 25 лет, создал дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе, комплекс зданий - корпус Агатовые комнаты, галерея-колоннада - так называемая Камеронова галерея, Висячий сад с пандусом, в Павловске дворец и парковые павильоны - храм Дружбы, Павильон трех граций, Молочный домик Вольер, Колоннада Аполлона и ряд других. Работал также в Кронштадте.

Камин

Камин (греч. kaminos - печь, очаг) открытый очаг в комнате для обогрева помещения. Основными частями камина являются топливник - ниша, облицованная изнутри огнеупорным кирпичом, под, на котором лежит топливо, дымоход, отводящий продукты сгорания. Для улучшения притока воздуха к топливу под делается литым решетчатым - колосниковым. Под решетку вставляют выдвижной металлический зольник. Для разобщения камина с дымоходом устраивается поворотная задвижка - баран, помещающаяся в устье дымохода - хайле. Достоинством камина является хорошая вентиляция помещений, создаваемая усиленной вытяжкой комнатного воздуха. Недостаток камина - малая нагревательная способность, следовательно, большой расход топлива, коэффициент полезного действия камина 5-20%. Принадлежностями камина являются щипцы, совок, кочерга и экран, который прикрывает зев камина. В России в богатых домах, дворцах камины устраивались главным образом в декоративных целях. Внешнюю отделку камина согласовывают с интерьером помещения украшают колонками, карнизами, скульптурой, зеркалами. Редкий по красоте камин, облицованный малахитом, украшает Зеленую гостиную дома №5 на Исаакиевской площади (арх. Г.А. Боссе, 1843).

Кампанила

Кампанила - в итальянской архитектуре - колокольня, обычно в виде башни, стоящая, как правило, отдельно от храма. Прототипом кампанилы были сторожевые башни городов. Нижние этажи кампанилы большей частью глухие, величина или число проемов нарастают кверху, что придает башне стройность и легкость.

Канделябр

Канделябр (франц. candelabre от лат. candela - свеча)

Изначально канделябр - этрусско-римский напольный бронзовый светильник с масляной лампой на высокой ножке. Бронзовые светочи античного типа подле СФИНКСОВ на гранитной пристани Академии художеств (арх. К. А. Тон, 1834) ближе всего к своему прототипу. Позднее канделябром стали называть вертикальную стойку с разветвлениями для нескольких источников света. В настоящее время светильники, близкие по форме к канделябру, украшают станцию метрополитена Пушкинская (арх. Л. М. Поляков и В. А. Петров). Воспроизводят историческую форму канделябра одноламповые фонари Марсова поля (арх. Д. Цветков). Развитием этой формы являются многоламповые уличные фонари в центре Исаакиевской площади (арх. Р. Вейгельт), в сквере перед Александрийским театром (арх. Д. Гримм).

Канефора

Канефора (лат. canephoros - несущая корзину; тростник, корзина из тростника + гр. phore - нести) скульптурное изображение женской фигуры, органично согласованное с архитектурой оно выполняет конструктивную роль, заменяя колонну. В Древней Греции ежегодно отмечалось празднество - Великие Дионисии, которое знаменовало победу весны над зимой, умирание и воскрешение виноградной лозы. Культ бога вина и веселья Вакха, или Диониса, включал торжественные жертвоприношения. В многолюдной процессии участвовали и самые красивые девушки, которые несли на головах корзины, наполненные первыми плодами, посвященными Дионису. Широко известен Портик кариатид храма Эрехтейон (Афины, V в. до н. э.), это небольшая пристройка, состоящая из невысокой стены, на которой стоят шесть фигур девушек, поддерживающих ионический антаблемент облегченного типа (без фриза). Девушки-канефоры представлены в свободных позах, одежды их ниспадают богатыми складками. Кажется, что они медленно шествуют словно не замечая тяжелой ноши. Терминологическое различие КАРИАТИДЫ от КАНЕФОРЫ очевидно состоит в том что канефора - круглая скульптура представляет собой отдельно стоящую опору. В Петербурге фасад здания Департамента уделов (арх. Г.А. Боссе 1844) на Литейном пр., 39 украшен изваяниями канефор несущих балкон.

Каннелюры

Каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. Фуст дорической колонны разработан по длине двадцатью желобками, в поперечном разрезе они представляют собой части окружности. Смыкаясь желобки образуют вертикальные грани-ребра каннелюр. Колонна ИОНИЧЕСКОГО ордера обработана каннелюрами, не схожими с каннелюрами дорической колонны, они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми ДОРОЖКАМИ. Сами каннелюры более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность. Ионическая колонна насчитывает 24 каннелюры. При ярком освещении каннелюры создают дополнительные светотеневые эффекты. Русское название каннелюры ЛОЖОК, мн. ч. ЛОЖКИ. На Невский проспект обращена грандиозная колоннада Казанского собора из 96 поставленных в четыре ряда коринфских каннелированных колонн (арх. А. Н. Воронихин).

Канон

Канон (греч. kanon - правило, предписание)

В изобразительном искусстве канон - свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения отдельных персонажей и сюжетных сцен. Канон связан с господствующей идеологией общества. Строго каноническим было искусство Древнего Египта ордерная система античной архитектуры также по сути своей канонична известен трактат древнегреческого скульптора ПОЛИКЛЕТА. Канон, жесткая система предписаний, установленных религией господствовала в искусстве средних веков, для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ характерны попытки рационалистическим путем установить идеальные нормы для произведений искусства, позднее многочисленные правила догматического характера были связаны с академизмом в искусстве с соцреализмом. Развитие реалистического искусства всегда сопровождалось преодолением старых застывших канонов.

Капелла

Капелла - небольшое культовое сооружение в католическом зодчестве, предназначенное для молитв одного семейства, хранения реликвий, размещения певчих В дальнейшем название капеллы закрепилось за самим хором. Капеллы помещались в храмах в боковых нефах, сооружались они также в замках и дворцах. Наиболее интересны отдельно стоящие капеллы, например Капелла ордена мальтийских рыцарей, сооруженная Дж. Кваренги в Воронцовском дворце (1800), она считается одним из выдающихся произведений Кваренги и относится к лучшим достижениям русского классицизма.

Капитель

Капитель (позднелат. capitellum - головка) - венчающая часть вертикальной опоры (колонны или пилястры), на которой лежит горизонтальное перекрытие (балка архитрав). Различные типы капителей сложились в древнейших деревянных конструкциях и в каменном зодчестве стран Древнего Востока (гаторическая, лотосовидная, озирическая, сталактитовая, чипполиновая и т. п.). Детальную разработку капитель получила в ордерной системе античной архитектуры. Наиболее простая, дорическая капитель включает округлую подушку - эхин и лежащую на ней квадратную плиту - абак. Более сложная, ионическая, капитель имеет подушку с боковыми завитками - волютами и орнаментацию эхина и абаки. Коринфская капитель имеет вид расширяющейся кверху пышной чаши из акантовых листьев и завитков. Соединение ионической и коринфской капителей дает композитную капитель, примененную впервые в архитектуре Др. Рима.

Капонир

Капонир (франц. caponniere) оборонительное сооружение, обеспечивающее ведение огня в двух противоположных направлениях. В старых крепостях капониры предназначались для продольного обстрела фронтовых рвов и примыкали к внутренней (эскарповой) стенке рва.

Кардо

Кардо (лат. cardo - линия с севера на юг) - одна из взаимно перпендикулярных магистралей римского лагеря или города, направленная с севера на юг, в отличие от декумануса, шедшего с запада на восток.

Каре

Каре (франц. carre - квадрат)

квадратное в плане здание с внутренним прямоугольным двором.

Кариатида

Кариатида - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, введённое в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшее собою колонну или пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется КАНЕФОРОЙ. Происхождение слова имеет двоякое толкование. Согласно первому, кариатиды - жрицы храма Артемиды в местечке Кария (Лакония, материковая Греция). Иное объяснение даёт миф, согласно которому жители Карий в Малой Азии совершили предательство во времена греко-персидских войн, вследствие чего всех мужчин перебили, а женщин продали в неволю. Поэтому кариатида - образ увековеченного рабства и позора. В средние века этот архитектурный мотив почти не употреблялся; он снова стал являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В старой литературе кариатидой иногда называют и мужскую скульптуру аналогичного назначения, тогда как подлинное ее наименование - АТЛАНТ. У римлян эта фигура была известна под названием ТЕЛАМОН. Первый этаж особняка П.Н. Демидова на Б .Морской, 43 в средней его части украшают мраморные кариатиды и атланты, поддерживающие массивный балкон (арх. О. Монферран, 1836). В интерьере же широко известны кариатиды Тронного зала дворца в Павловске (ск. И.П. Мартос, 1799).

Каркас

Каркас (ит. carcassa - остов, скелет)

основа, скелет здания или сооружения, состоящий из скреплённых между собой столбов и балок. Каркас определяет собой прочность, устойчивость, долговечность и архитектурную форму сооружения.

Карниз

Карниз (греч. koronis - кривой)

верхняя часть антаблемента, предназначенная для защиты стен от дождя; во всех ордерах имеет трёхчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую. Основной частью его является свешивающаяся, называемая также выносной плитой, или слезниковым камнем. На нижней поверхности слезника делается выемка, называемая съёмцами, для прерывания потока дождевой воды. Свешивающаяся часть имеет довольно большой вынос, достигая порой величины двух модулей. Нижняя поверхность её называется софитом. Вынос слезниковой плиты обеспечивает поддерживающая часть в виде консолей - модульонов. Завершает карниз жёлоб - сима с отверстиями для сброса дождевой воды, которые выполнялись в виде львиных голов или розеток. Впоследствии жёлоб превратился в архитектурный элемент, который называется венчающим карнизом. Карниз, имеющий небольшой вынос, именуется пояском. Комнатные карнизы служат для оформления перехода от плоскости стены к потолку и изготовляются из известково-алебастрового раствора вытягиванием шаблоном.

Картуш

Картуш - декоративная скульптурная композиция в виде обрамленного завитками щита или не до конца развернутого свитка, на которых помещаются ГЕРБ, девиз, год постройки здания и т. п. Картуш обычно находится над порталом, на фронтоне, аттике.

Каскад

Каскад (франц. cascade) в парковой архитектуре искусственный водопад, создается с помощью водоемов, расположенных на разных уровнях, а также специальных уступов и ступеней, по которым спадает вода. К замечательным произведениям русского и мирового искусства начала XVIII в. принадлежат грандиозные каскады Петергофа, особенно Большой каскад. Он представляет собой сложную композицию со множеством статуй и фонтанов, посвященную победе русского оружия в Северной войне 1700-1721 гг. (Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти).

Кассетоны

Кессоны

(франц. caisson - ящик)

квадратной или многоугольной формы ячеи, углубления, ритмически расположенные на потолках, внутренних поверхностях арок и сводов. Широко применяются для художественной обработки перекрытий и для улучшения акустики помещении. В бетонных сводах античных римских сооружений путем укладки на опалубку деревянных форм в виде ящиков добивались облегчения очень толстых бетонных перекрытий. Кессоны обрабатывались профилями с резьбой, лепкой, часто в центре помещались РОЗЕТКИ. Балочный переплет кассетированного потолка называется КАЛЛИМАТИИ (? см. оригинал словаря). Кессонами обработаны перекрытия портиков северного и южного фасадов Исаакиевского собора, арка башни Адмиралтейства.

Катакомбы

Катакомбы (лат. catacumba) подземные помещения естественного или искусственного происхождения, в Древнем Риме служили первым христианам убежищем при гонениях, местом богослужений и погребений (крипт). Наиболее обширны и хорошо исследованы римские катакомбы, представляющие собой разветвленные лабиринты узких галерей (общая протяженность до 900 км) и небольших залов. Эти залы-молельни обычно богато украшались росписями, которые являются памятниками позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

Катки

Катки - заготавливаемые впрок на крепостных стенах (под кровлями) бревна, которые во время отражения штурма сбрасываются на противника.

Кауликоли

Кауликоли - см. Коринфский ордер.

Кафедра

Исторически кафедра - кресло со спинкой, место учителя в древнегреческой школе, ученики сидели на табуретах. В христианской церкви кафедрой стали называть возвышение, с которого проповедники произносили свои проповеди, а также кресло архиерея (епископа) при богослужении. Кафедры обычно пышно украшались и увенчивались балдахином.

Кафедрал

Кафедрал - собор в резиденции епископа. В южной Германии кафедральный собор называется Мюнстер.

Кафедральный собор

Кафедральный собор - собор в резиденции епископа. В южной Германии кафедральный собор называется Мюнстер.

Кафель

Кафель (нем. Kachel) обожженные глазурованные и неглазурованные плитки, применяемые для отделки стен, печей, полов. См. Изразцы.

Квадр

Квадр - элемент каменной стены, правильный блок тесаного камня, представляющий собою прямоугольный параллелепипед. Боковые грани и постели (верхняя и нижняя поверхности) блока должны быть гладко обработаны, чтобы плотно примыкать к соседним камням. Но плоскости примыкания камней прочных пород не отесывались целиком чисто стесывалась только полоска-ленточка по контуру, а средняя часть углублялась - вынималась, чтобы не обрабатывать лишнюю поверхность. Запас прочности камня настолько велик, что оставшаяся площадь поверхности ленточек достаточна для сопротивления нагрузкам. Задняя грань - хвост, обращенная внутрь стены, не обрабатывается. Передняя, лицевая грань, или ЛИЦО, может обрабатываться по-разному.

Квадрига

Квадрига (лат. quadrigae) античная колесница на двух колесах, запряженная четырьмя в ряд лошадьми, возница управлял ими. Легкие квадриги применялись для конских состязаний занимавших большое место в олимпийских играх. Массивными квадригами пользовались императоры и полководцы-триумфаторы для торжественных процессий. Скульптурные изображения квадриг с божествами, аллегорическими фигурами Славы, Победы в качестве возниц служили украшением античных сооружений. В Петербурге над фронтоном Александринского театра возвышается скульптурная колесница - бронзовая квадрига Аполлона, бога-покровителя искусств (ск. В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов). Парная запряжка лошадей называлась бига, а трехконная - трига.

Кваренги, Джакомо

Кваренги, Джакомо (1744-1817)

выдающийся архитектор, крупный представитель русского классицизма к XVIII - нач. XIX в Уроженец Италии работал в Петербурге с 1779 г. до конца жизни. Создал десятки монументальных сооружений различного назначения городские и загородные дворцы, общественные здания, учебные и научные заведения, жилые дома, торговые постройки, больницы, манежи, сооружения садово-парковой архитектуры. Стиль Кваренги отличается простотой, строгостью и лаконизмом. Среди лучших работ Кваренги - здание Академии наук (1787), Эрмитажный театр (1787), Ассигнационный банк (1788), Смольный институт (1808) Итальянский дворец (1804), Конногвардейский манеж (1807), Мальтийская капелла (1800), Александровский дворец в Царском Селе (1796). Его постройкам присущи рациональность и ясность плановых решений, четкость объемных композиций, монументальная пластичность образа.

Квартал

Квартал (нем. Quartal, от лат. quartos - четверть) - часть застроенной территории населенного места, ограниченная улицами. В застройке квартала должна быть достигнута целостность архитектурного ансамбля зданий и соблюдены экономические, санитарно-гигиенические и противопожарные требования.

Квасов

Алексей Васильевич (1718-1772) - русский архитектор-градостроитель. Играл ведущую роль в Комиссии строения Санкт-Петербурга и Москвы, участвовал в разработке нового генерального плана Петербурга (1763-1769), в частности, составил проект реконструкции Адмиралтейской части и запроектировал у набережной реки Фонтанки систему предмостных площадей. В 1767-68 гг. занимался обмерными работами в Москве, принимал участие в восстановлении Твери после пожара 1763 г., работал над планировкой Казани (1766), Харькова (1768) и других городов. Видным зодчим был также его брат Андрей Васильевич Квасов (работал в Царском Селе и др.).

Кватроченто

Кватроченто (ит. quattrocento - четыреста) - принятое в итальянском языке название XV века, этим условным термином определяется этап в истории художественной культуры Италии - раннее Возрождение. Главные принципы этого реалистического жизнеутверждающего искусства, основанного на научных изысканиях, были сформулированы в начале XV в. Ф. Брунеллески - в архитектуре, Донателло - в скульптуре, Мазаччо - в живописи, и подытожены в трактатах Л. Б. Альберти.

Келья

Келья (лат. cella - клетка) - комната, жилое помещение в монастыре.

Керамика

Керамика (греч. keranuke от keramos - глина) - общее название всех видов изделий из обожженной глины от кирпича до фарфоровой чашки. Название глиняных обожженных строительных материалов керемиды было известно на Руси в XV веке. Керамика получила широкое применение во всех областях жизни в быту (всевозможные виды утвари), строительстве (кирпич, черепица, изразцы, керамические плитки и трубы), в промышленной технике. Керамика - один из наиболее распространенных материалов, употребляемых в скульптуре, прикладном и декоративном искусстве. Основными видами художественной керамики являются терракота, гончарные и майоликовые изделия, фарфор художественный, фаянс художественный. Широко известны небольшие терракотовые статуэтки, представляющие собой совершенные образцы малой скульптуры - танагра (по названию города, где они производились).

Керамические плитки для полов

Керамические плитки для полов - изделия из глины с красителями, сформованные сухим способом и обожженные до спекания. Употреблялись еще в средние века. Лицевая сторона делается одноцветной или пестрой, по фактуре - гладкой, рифленой, шагреневой или со вдавленным рисунком. Оценивают качество плиток по величине влагопоглощения (2-4%) и по сопротивлению истиранию. Укладывают плитки на полу по цементной стяжке. Известное название метлахские плитки произошло от наименования г. Метлах (Германия), где было организовано их производство.

Керамические плитки облицовочные

Керамические плитки облицовочные - изделия из обожженной глины, применяемые для облицовки стен внутри зданий. Известны плитки гончарные, фаянсовые и фарфоровые. Обычно с лицевой стороны они имеют рельефную обработку и покрыты глазурью. Тыльная сторона имеет рифление для лучшего сцепления с раствором при облицовке. По форме плитки могут быть рядовые (квадратные, прямоугольные) и фасонные (треугольные, многогранные, криволинейные). Применение плиток для облицовки стен относится к глубокой древности. Особенно распространены были расписные глазурованные плитки в Голландии в XVII в. в убранстве внутренних жилых помещений. Голландские плитки широко экспортировались. В Летнем саду находится дворец Петра I, в кабинете которого сохранились печь и панель, облицованные изразцами с изображением архитектурных пейзажей, морских видов и сцен рыбной ловли.

Керны

Керны - см. Урна погребальная.

Кима

Кима (греч. kyma - курносый) - профилированный поясок, к основным типам относятся вогнутый и плоский - дорический, более нарядный ионический (яйцевидной,), богато орнаментированный лесбийский (в форме сердечек). Изначально связанные с определенными типами зданий различные типы киматия уже в римскую эпоху смешались и приобрели более сложный декор.

Киматий

Киматий (греч. kyma - курносый) - профилированный поясок, к основным типам относятся вогнутый и плоский - дорический, более нарядный ионический (яйцевидной,), богато орнаментированный лесбийский (в форме сердечек). Изначально связанные с определенными типами зданий различные типы киматия уже в римскую эпоху смешались и приобрели более сложный декор.

Кирпич строительный

Кирпич строительный - искусственный камень, сформованный в виде прямоугольного параллелепипеда стандартных размеров из различных материалов минерального происхождения и приобретающий прочность, морозостойкость в результате обжига. По силе обжига различают нормально обожженный - красный кирпич и кирпич, обожженный до спекания - КЛИНКЕР, т. н. кирпич ДОРОЖНЫЙ. По прочности и долговечности клинкер вполне заменяет естественные каменные материалы прочных пород. Как дорожный материал вытесняется другими материалами. Кирпич строительный по назначению делится на обыкновенный - для кладки стен, фундаментов, сводов и пр.; ЛИЦЕВОЙ - для внешней облицовки зданий; специального назначения - для кладки заводских труб, канализационных устройств. Лицевой кирпич часто офактуривается: при формовке наносится какой-либо узор. Для оформления углов, арок, карнизов и т.п. заготовляют по особым рисункам лекальный кирпич. Глиняный кирпич - самый древний искусственный строительный материал, известный многим народам. Изготовляется он размером 250 х 120 х 65 мм. (В России был принят т.н. КАЗЁННЫЙ формат 6 х 3 х 1,5 вершка.) Торцовая часть кирпича называется ТЫЧОК, а боковая - ЛОГ, ЛОЖОК.

Кирпичный стиль

В рациональной архитектуре России последней трети XIX в. получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания поверхность кладки стали оставлять обнажённой, либо облицовывали её высококачественным кирпичом или керамическими плитками. Использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок, природного камня обогащало художественные возможности зодчества. Рациональность форм, их связь со свойствами материалов определяли характер построек кирпичного стиля. Массовое и дешёвое строительство больниц, школ, жилых домов, промышленных сооружений, казарм способствовало его утверждению. Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом. Отдельные образцы построек этого направления в Петербурге появились ещё в середине XIX в., например, здание съезжего дома Коломенской части (арх. Р. А. Желязевич, 1840-е гг.), ставшее архитектурной доминантой Калинкинской площади (пл. Репина, 1), но наиболее полное своё развитие как стиль оно получило в творчестве архитекторов И. С. Китнера и В. А. Шретера. Последний чаще других обращался к этим приёмам, т.к. был убеждён, что кирпичная облицовка в петербургском климате обладает большей прочностью, и на возведение строения требуется меньший срок. Разные вариации приёмов кирпичного стиля удалось создать В.А. Шретеру при возведении комплекса жилого дома и фабрики шёлковых изделий (наб. Фонтанки 183, 1872), дома в Зоологическом пер., 3 (1881), собственного дома на Мойке, 112 (1897) и мн. др. Благодаря творческим усилиям и влиянию В.А. Шретера кирпичная архитектура вышла за рамки стиля утилитарных сооружений. По богатству форм и цвета она не уступала архитектуре оштукатуренных зданий. Многие постройки зодчего явились в Петербурге лучшими образцами этого направления. На переходном этапе к модерну они воспринимаются как яркое проявление эволюции зодчества.

Кладка каменная

Кладка каменная - конструкция, состоящая из камней, уложенных на строительном растворе и расположенных в определённом порядке. Укладка камней с перевязкой швов, т.е. с перекрытием промежутков между камнями нижележащего ряда камнями вышележащего ряда, - имеет целью придать кладке монолитность. Различают перевязку поперечную и продольную. Поперечная перевязка осуществляется ТЫЧКАМИ (кирпич, уложенный поперёк стены), продольная - ЛОЖКАМИ (кирпич, уложенный вдоль стены). Необходимое условие правильной перевязки заключается в том, чтобы вертикальные швы двух последовательных рядов кладки нигде не совпадали. Различают несколько систем перевязки кирпичной кладки стен. МНОГОРЯДНАЯ (РИМСКАЯ) стена состоит из 3 - 5 ложковых рядов, перевязанных тычковыми; ДВУХРЯДНАЯ (ЦЕПНАЯ) - из чередующихся одинаковых ложковых и тычковых рядов; КРЕСТОВАЯ, отличающаяся от предыдущей тем, что швы двух ложковых рядов, разделяемых тычковыми, приходятся вперемешку; ГОТИЧЕСКАЯ, или ПОЛЬСКАЯ, - состоит из смешанных рядов, в которых тычки и ложки чередуются между собой, ГОЛЛАНДСКАЯ, в которой смешанные ряды сменяются тычковыми. Прежде для возведения стен из чистой кладки - без оштукатуривания фасада - широко пользовались системами перевязок, дающими различные архитектурные рисунки на фасаде, - крестовой, готической или голландской. Лицевым швам чистой кладки придается определенная форма (называемая РАСШИВКОЙ), напр., круглого валика или косой подрезки. В кладке, предназначенной под штукатурку, лицевые швы выполняют ПУСТОШОВКОЙ, т. е. они заполняются раствором не полностью. Кладка из камней неправильной формы называется БУТОВОЙ. При грубой околке камней под одну высоту кладка становится почти правильной и носит название кладки под скобу.

Кладка полигональная

Кладка полигональная - каменная кладка цоколей здания из камней многоугольной формы, притесанных друг к другу.

Классика

Классика (лат. classicus - образцовый)

В истории искусства классика - эпоха наивысшего развития античного искусства, связанная с художественным развитием древнегреческих рабовладельческих полисов (главным образом Афин) в V-IV вв. до н.э. Расцвет искусства классики приходится на время правления Перикла - третья четверть V в. до н.э. Величайшими мастерами классики были ваятели Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, живописец Полигнот, архитектор Иктин - главный строитель храма Парфенона. В эпоху классики утверждаются основные архитектурные ордеры - дорический, ионический и коринфский, процветает монументальная скульптура в синтезе с архитектурой.

Классицизм

Классицизм (нем. Klassizismus) течение в европейской художественной культуре XVII - начала XIX вв. Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии, он нес в себе прогрессивные общенациональные тенденции, утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, основанном на подчинении интересов сословий и отдельных личностей интересам нации. Рационалистический подход к явлениям общественной жизни классицизм переносил и в область искусства, считая его основной темой торжество гражданского долга и разума над стихийными индивидуалистическими тенденциями. Как архитектурному стилю классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанный декор. В русской архитектуре и изобразительном искусстве классицизм возник в середине XVIII века. Патриотические и просветительные идеи нашли замечательное воплощение в русской классической архитектуре второй половины XVIII - начала XIX вв. Ее отличают яркое национальное своеобразие, конкретный реалистический характер, чуждый абстракции и слепого копирования античных форм; творческая разработка классического наследия сочеталась с развитием традиций национального зодчества. Русские архитекторы классицизма решали важнейшие задачи градостроительства, осуществляли систематическую регулярную планировку старых городов и застройку новых, сооружали общественные здания, дворцы, жилые дома, строили усадьбы. Ранний этап русской архитектуры классицизма связан с деятельностью крупнейших русских зодчих В. И. Баженова (1737-1799), М. Ф. Казакова (1738-1812) и И. Е. Старова (1745-1808), создавших шедевры мирового значения, а также выдающихся архитекторов А.-Ф. Кокоринова (1726-1772), А. Ринальди (1710-1794), Ж.-Б. Валлен-Деламота (1729-1800), Ю. М. Фельтена (1730-1801), Ч. Камерона (1730-е - 1812), Н. А. Львова (1751-1803), Дж. Кваренги (1744-1817). Постройки этих архитекторов отличаются свободой, ясностью и логичностью замысла. К вершинам русского зодчества принадлежит и архитектура начала XIX в. (высокий, или зрелый классицизм, неправильное название ампир). В ее лучших, передовых проявлениях отразились мощный подъём национального самосознания (достигший особенной силы в период Отечественной войны 1812 года) и освободительные гуманистические идеалы прогрессивной части дворянской интеллигенции. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты достигающие особого величия, монументальности и торжественности ансамбли и общественные здания Петербурга, созданные А. Н. Воронихиным (1759-1814), А. Д. Захаровым (1761-1811), Т. де Томоном (1760-1813), К. И. Росси (1775-1849), В. П. Стасовым (1769-1848). Возникновение и развитие классицизма в русском изобразительном искусстве тесно связано с учреждённой в 1757 г. Петербургской Академией художеств, где система преподавания основывалась на принципах классицизма. В лучших произведениях русской скульптуры пропагандировались идеи патриотизма, гражданского служения, преданности общественному долгу. Среди скульпторов русского классицизма выделяются крупнейшие мастера, внесшие в свои творения большое жизненное содержание, - И. П. Мартос (1754-1835), М. И. Козловский (1753-1802), Ф. Г. Гордеев (1744-1810), Ф. Ф. Щедрин (1751-1825), И. П. Прокофьев (1758-1828), В. И. Демут-Малиновский (1779-1846), Ф. П. Толстой (1783-1873), С. С. Пименов (1784-1833), Б. И. Орловский (1796-1837), И. П. Витали (1794-1855).

Клеть

Клеть - прямоугольный деревянный сруб, холодная (без отопления) изба; амбар, кладовая.

Клине

Клине - см. ТРИКЛИНИЙ.

Клирос

Клирос (греч. kleros - духовенство) в православной церкви место на возвышении перед иконостасом, где находятся певчие, причетники.

Клумбы

Клумбы (англ. clump) цветники разнообразной, но симметричной конфигурации, засаженные одно- или многолетними травянистыми растениями. Клумбы являются элементом садово-парковой архитектуры. Для клумбы планируют земляную поверхность простой геометрической формы (круг, квадрат, овал), оптимальный размер 10 - 15 м. На клумбе высаживают цветы-летники и ковровые растения, могут применяться и цветы-многолетники, зимующие в грунте. Для оформления клумбы используют также кадочные растения и участки газона. Иногда устанавливают декоративные вазы или скульптуры.

Кобылья голова

Кобылья голова - см. Арка типа кобылья голова.

Койланогриф

Койланогриф (гр.), Резьба анкре (франц. creux) рельеф, углублённый по отношению к плоскости; так называемый египетский рельеф. Швы, оконтуривавшие изображение, углублялись в поверхность материала: изображение не выступало из фона, а как бы укладывалось в его поверхность. Помимо прочего, это предохраняло изображение от скалывания.

Кокора

Кокора - ствол ели с ответвлением одного из корней, образующим крюк; используется как элемент безгвоздевой кровли - стропило; другое название - КУРИЦА.

Кокоринов, Александр Филиппович

Кокоринов, Александр Филиппович - крупный русский архитектор и педагог, первый директор основанной в 1757 г. Академии художеств в Петербурге. Ведущий мастер раннего классицизма в русском зодчестве. Учился у И. К. Коробова и в архитектурной команде Д. В. Ухтомского. Его творчеству принадлежат дворец Разумовского (1766), здание Академии художеств (1772), оба - совместно с Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Вся жизнь Кокоринова тесно связана с деятельностью Академии художеств. Организатор и педагог-патриот, он боролся за воспитание отечественных архитекторов и художников, за развитие и процветание русского искусства.

Кокошник

Кокошник - декоративная архитектурная деталь полукруглой или килевидной формы с богатым по профилировке обрамлением. Кокошники часто располагаются у основания шатров и барабанов церковных зданий постепенно уменьшающимися ярусами. Кокошники широко применялись в русском зодчестве XVI-XVII вв. Кокошник - ложная ЗАКОМАРА.

Колокольница

Колокольница - сооружение при храме, поставленное отдельно в виде массивной стенки со сквозными проемами для подвешивания колоколов, - так называемая настенная звонница.

-------------------

см. Звонница.

Колокольня

Колокольня - башнеобразное сооружение, иногда в несколько ярусов, для подвески колоколов; стоит отдельно от храма или является его частью. Нередко колокольня имела значение башни, а также высотных композиционных центров в ансамблях монастырей, крепостей; например, колокольня собора Николы Морского (арх. С. И. Чевакинский, 1762). Стоящая отдельно от собора на берегу канала, четырёхъярусная колокольня по красоте силуэта и гармоничной слитности с пейзажем являет собой одно из наиболее совершенных сооружений этого рода в русском зодчестве XVIII века.

Колонна

Колонна - архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении, элемент стоечно-балочной конструкции. Художественная обработка её заключается в: а) расчленении колонны на основание (базу, которая может и отсутствовать), ствол (фуст) и увенчание (капитель); б) в утонении колонны кверху и придании ей энтазиса - припухлости> ствола, что сообщает формам колонны большую стройность и гармоничность; в) в соблюдении строго определённых пропорций между диаметром и высотой колонны (min. 1:4, max. 1:20); г) в применении каннелюр - желобков, иду щих вертикально по стволу колонны и повышающих её пластическую выразительность. В античной архитектуре колонна явилась основой для построения архитектурных ордеров. Как составной элемент ордера колонна органически связана с другими его частями, с его масштабами и пропорциями. Отличие колонны от столба в том, что параметры столба не связаны с художественными закономерностями ордера. Архитектурой Древнего Востока и Античности были созданы классические типы сочетаний и группировки колонн: колоннады, портики, пропилеи, перистили, аркады и др. Архитекторы Древнего Рима, включив колонну в архитектурную композицию стены, лишили её конструктивного характера, превратили в декоративно-пластический элемент. Таковы полуколонны, трёхчетвертные колонны, колонны, приставленные к стене, спаренные, общее назначение которых - вертикальное членение стены. Наряду с колонной как частью здания, бывают и свободно стоящие колонны, обычно играющие роль памятника. См. Колонна триумфальная.

Колонна муфтированная

Колонна муфтированная - см. Колонна рустованная.

Колонна ростральная

Колонна ростральная - сооружение мемориального характера, вид триумфальной колонны, посвящается победам на море. См. РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА.

Колонна рустованная (муфтированная)

Колонна рустованная (муфтированная) - колонна с характерным способом декоративной обработки ее ствола колонна составляется из чередующихся отрезков цилиндров и прямоугольных блоков. Такое чередование усиливает игру света и тени. См., напр., работы арх. С. С. Кричинского - б. дом эмира Бухарского (Каменноостровский пр., 446) и М. М. Перетятковича - б. дом Вавельберга (Невский пр. 7, ныне агентство ГВФ).

Предыдущая страница Следующая страница
Главная