Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Баженов

Василий Иванович (1737 - 1799) - великий русский зодчий, основоположник русской архитектурной классики. Ученик архитектурной команды Д. В. Ухтомского, Баженов занимался затем в Петербургской Академии художеств, где его преподавателем был С. И. Чевакинский, у которого он работал на строительстве собора Николы Морского. Затем Баженов принимал участие в работах А. Ф. Кокоринова Командированный Академией для продолжения образования за границу (1760 - 1764), Баженов в Париже получил диплом архитектора, в Риме - звание профессора, во Флоренции был принят в члены Болонской академии. По возвращении в Петербург получил звание академика (1765), и ему было поручено строительство Арсенала, им составлен проект Смольного института (не осуществлен), первоначальный проект Михайловского (Инженерного) замка. В 1768 году Баженов представил Екатерине II проект грандиозной реконструкции Московского Кремля, который не был осуществлен. Целое поколение архитекторов училось на баженовских проектах и модели дворца. В 1773 Баженов создал дворцовый ансамбль в подмосковном Царицыне, в 1786 г. построил дом Пашкова - шедевр русской классической архитектуры и ряд особняков в Москве. С 1792 г Баженов - главный архитектор Адмиралтейства. Назначенный в 1799 г. вице-президентом Академии художеств, Баженов составил проект реформы Академии и разработал план издания выдающихся архитектурных проектов XVIII в. Творчество Баженова оказало влияние на его современников и потомков среди них А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, М. Ф. Казаков. Современник А. И. Радищева, друг Н. И. Новикова, Баженов - один из замечательных деятелей русской культуры.

База

База - основание, подножие колонны, пилястры, пилона Базы различаются по рисунку профиля, по высоте. В дорическом ордере база отсутствует. База ионической колонны состоит из нижнего вала и верхней выкружки, а коринфская база имеет два вала. Тосканский ордер отличается наличием высокой плиты и большого вала.

Базилика

Первоначально базилика - официальное присутственное место архонта (судьи) на торговой площади в Афинах. В римскую эпоху - это просторный торговый или судебный зал, расчлененный рядами колонн на три продольные галереи (нефа). В ранней христианской церкви в абсиде на месте римского трибунала, осуществляющего надзор за торгом, помещалась епископская кафедра, появились хоры для певчих и АМВОН. Внутренний объем базилики расширился за счет пристройки поперечного нефа (трансепта), вестибюля (нартекса) и открытого атриума (или райского дворика) с колодцем. В дальнейшем развитии базилики появилась крипта, крестовая сень, арочные своды, колокольня. Базилика - широко распространенный тип композиции христианских храмов По типу базиликального сооружения осуществлен Петропавловский собор (арх Д. Трезини, 1732).

Балдахин

Балдахин (ит. baldacchino - драгоценная шёлковая ткань из Baldac'а, т.е. Багдада) - парадный навес над царским троном, церковным престолом, алтарем - первоначально из дорогих тканей, а затем - из дерева, камня, металла, на колонках или столбах. В русском зодчестве балдахин носит название СЕНЬ. Особенно интересны деревянные балдахины так называемого Царского и Патриаршего мест XVI и XVII вв., выполненные русскими резчиками, например трон Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Носимый балдахин в торжественных церковных процессиях - как священный покров - несли на шестах над иконами с изображениями Христа и Девы Марии или лика иного святого.

Балка

Балка - горизонтальный брус, обычно призматической формы, имеющий опору в нескольких точках. В зависимости от материала, из которого балка изготовлена, она имеет различные сечения круглое (бревно), прямоугольное (брус) - деревянная, коробовое, тавровое, двутавровое - металлическая, прямоугольное, прямоугольное с полками иного сечения - железобетонная. Ряд балок образует балочное, или плоское перекрытие. Опорами балок могут служить стены или стойки (столбы, колонны). Балка на двух опорах, перекрывающая один пролет, называется разрезной, балка непрерывная, лежащая на многих опорах, называется неразрезной многопролетной, балка, заделанная одним концом и свободная на другом, называется консолью.

Балкон

Балкон - открытая, выступающая из плоскости фасада здания площадка, способствует связи внутренних помещений с наружным пространством. Балкон состоит кроме выносной площадки из поддерживающих ее частей и ограждения - перил. В зависимости от материала и конструкций выносные балконы выполняются различно. В классической архитектуре выносная площадка выполнялась в виде каменной плиты, поддерживаемой каменными же КОНСОЛЯМИ, имеющими форму КРОНШТЕЙНОВ. Устраивались также балконы с одной консольной опорой - в виде каменной корзины. Позже появились балконы на металлических кованых кронштейнах, на стальных балках. Существует еще так называемый французский балкон без выносной плиты, проем двери защищен перилами. Если балкон имеет опору на землю, эта площадка называется АЛТАН.

Балюстра

Балюстра (греч. balaustion - незрелый плод гранатового яблока)

элемент пластического оформления капители ионической колонны, напоминает собой свиток, перетянутый посередине ремешком.

Балюстрада

Балюстрада (франц. balustrade - перила) - сквозное ограждение балконов, террас, галерей, лестниц, крыш в виде перил с невысокими фигурными стойками - БАЛЯСИНАМИ. Балюстрадой ограждена терраса Павильона трех граций Ч. Камерона в Павловске.

Балясина

Балясина - небольшие фигурные столбики, поддерживающие перила балконов, террас, лестниц. Выполнялись балясины обычно двух основных форм - кувшинообразные, с утолщением стержня в нижней части (ПУКЛЯ), и двойные, с перехватом пояском посередине, представляющие собой как бы две одинарные балясины, соединенные утолщенными концами. Балясины воспринимаются силуэтно, что предъявляет особые требования к их рисунку и пропорциям.

Банкет

Банкет, Банкета

(франц. banquette - скамейка), или стрелковый валганг - приступок на крепостной стене, позволяющий стрелкам вести огонь поверх бруствера.

Банкета

Банкета, Банкет

(франц. banquette - скамейка), или стрелковый валганг - приступок на крепостной стене, позволяющий стрелкам вести огонь поверх бруствера.

Баптистерий

Баптистерий - или крещальня, крестильня (греч. baptisma - погружение в воду; baptisteriwn - водоём для омовения) самостоятельное, отдельно стоящее сооружение, круглое или многогранное в плане, обычно ставилось на запад от собора. Посвящался баптистерий Иоанну Крестителю (baptista - креститель), т.к. в этой часовне совершался обряд крещения в искусственном водоёме, позже в купели - большой чаше. Створки северных ворот Казанского собора воспроизводят Райские двери Баптистерия во Флоренции (ск. Лоренцо Гиберти, XV в.). А.Н. Воронихин создал иное их обрамление.

Барабан

Барабан - венчающая часть здания, цилиндр или многогранник, на котором возводится купол. Световой барабан - имеющий оконные проемы.

Барбакан

Барбакан (франц. barbacane - бойница).

Первоначально барбакан представлял собой отверстие в стене, служившее амбразурой для пушечной стрельбы. Позднее так стали называть въездные ворота - часто с подъёмным мостом - средневекового укрепленного города или замка.

Барбет

Барбет (франц. barbette - открытая батарея)

насыпная площадка за БРУСТВЕРОМ укрепления для установки орудия, стреляющего через бруствер, или, как говорят, через банк. С барбета Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно звучит традиционный полуденный выстрел вестовой пушки.

Барельеф

Барельеф (франц. bas-relief - низкий рельеф) - скульптурное украшение или орнамент на плоскости, когда изображение выступает из стены менее, чем наполовину своего объема. Скульптурное убранство Казанского собора (арх. А.Н. Воронихин) - ценный вклад в историю художеств России. Существенным компонентом входят в его ансамбль барельефы И.П. Мартоса и И.П. Прокофьева (15м х 1,5м), помещённые в аттики проездов колоннады и повествующие о массовом подвиге и жертвах во имя спасения народа.

Барокко

Барокко (ит. barocco - странный, неправильный, причудливый) архитектурный стиль стран Европы XVI XVIII вв. Барокко был связан с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма. Основная идея барокко красота, торжественность высокопарность. Отсюда его преувеличенный пафос театральность что в архитектуре выражается усложненностью форм пышной декоративностью. Фасады характерны сильно выступающими карнизами разор ванными фронтонами полуколоннами и нишами что создает беспокойные светотеневые эффекты. Нередко плоскости фасадов имеют криволинейные формы. В отделке интерьеров преобладает многокрасочность цветной мрамор и СТУККО золоченая бронза росписи все это придает помещениям праздничный характер. Усиливают его живописные плафоны с иллюзивными построениями.

Барокко елизаветинское

Термин русское барокко применим к русскому искусству первой пол. XVIII в. Будучи искусством отражающим идеи укрепления абсолютистской монархии оно несет в себе существенные черты барокко. Но термин барокко, выработанный наукой для истории западноевропейского искусства недостаточен для характеристики русского искусства этого периода, где в формах барочного искусства нашло яркое выражение русское национальное содержание. Петровские реформы, борьба за национальную самостоятельность и новое государственное устройство определили национальное своеобразие русского барокко в нем воплощались идеи славы государства Российского. Именно к раннему его периоду относят определение петровское барокко. В развитии архитектуры петровского времени огромную роль сыграло создание новой столицы - Петербурга, работа над планировкой и застройкой его, прежде всего, зданиями государственного назначения. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Адмиралтейство (И.К. Коробов) и другие - явились результатом решения в искусстве русских национальных задач. По мере осуществления петровских реформ, отражая победы русского государства, архитектура приобретает черты пышности и торжественности. Они проявляются в общественных зданиях (Кунсткамера, арх. Г. Матарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский), в церковном (проект Александро-Невской лавры, 1720, арх. Т. Швертфегер) и дворцовом зодчестве (Петергоф - дворец, фонтаны, парк, нач. с 1717, арх. Ж. Леблон). Эти черты в дальнейшем получили развитие при императрице Елизавете Петровне в созданных как памятники славы и величия России дворцовых и церковных постройках архитекторов середины XVIII в. (И.Ф. Мичурин, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский). С особенным блеском они проявились в творчестве крупнейшего мастера русского барокко - Б.Ф. Растрелли (Екатерининский дворец Царского Села, Зимний дворец, собор Смольного монастыря).

Барокко московское

Барокко московское - условное название стиля московской архитектуры конца XVII в отличавшегося богатством резных украшений. Русскую архитектуру этого времени неправильно относят к барокко. В действительности нарышкинское барокко тесно связано с традициями архитектуры Древней Руси является ее продолжением. Нарышкинским стиль назван оттого, что ряд сооружений этого стиля был построен в подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных, напр. храм в Филях сооруженный на средства Л. К. Нарышкина дяди Петра I.

Барокко нарышкинское

Барокко нарышкинское - условное название стиля московской архитектуры конца XVII в отличавшегося богатством резных украшений. Русскую архитектуру этого времени неправильно относят к барокко. В действительности нарышкинское барокко тесно связано с традициями архитектуры Древней Руси является ее продолжением. Нарышкинским стиль назван оттого, что ряд сооружений этого стиля был построен в подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных, напр. храм в Филях сооруженный на средства Л. К. Нарышкина дяди Петра I.

Барокко петровское

Термин русское барокко применим к русскому искусству первой пол. XVIII в. Будучи искусством отражающим идеи укрепления абсолютистской монархии оно несет в себе существенные черты барокко. Но термин барокко, выработанный наукой для истории западноевропейского искусства недостаточен для характеристики русского искусства этого периода, где в формах барочного искусства нашло яркое выражение русское национальное содержание. Петровские реформы, борьба за национальную самостоятельность и новое государственное устройство определили национальное своеобразие русского барокко в нем воплощались идеи славы государства Российского. Именно к раннему его периоду относят определение петровское барокко. В развитии архитектуры петровского времени огромную роль сыграло создание новой столицы - Петербурга, работа над планировкой и застройкой его, прежде всего, зданиями государственного назначения. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Адмиралтейство (И.К. Коробов) и другие - явились результатом решения в искусстве русских национальных задач. По мере осуществления петровских реформ, отражая победы русского государства, архитектура приобретает черты пышности и торжественности. Они проявляются в общественных зданиях (Кунсткамера, арх. Г. Матарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский), в церковном (проект Александро-Невской лавры, 1720, арх. Т. Швертфегер) и дворцовом зодчестве (Петергоф - дворец, фонтаны, парк, нач. с 1717, арх. Ж. Леблон). Эти черты в дальнейшем получили развитие при императрице Елизавете Петровне в созданных как памятники славы и величия России дворцовых и церковных постройках архитекторов середины XVIII в. (И.Ф. Мичурин, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский). С особенным блеском они проявились в творчестве крупнейшего мастера русского барокко - Б.Ф. Растрелли (Екатерининский дворец Царского Села, Зимний дворец, собор Смольного монастыря).

Барокко русское

Термин русское барокко применим к русскому искусству первой пол. XVIII в. Будучи искусством отражающим идеи укрепления абсолютистской монархии оно несет в себе существенные черты барокко. Но термин барокко, выработанный наукой для истории западноевропейского искусства недостаточен для характеристики русского искусства этого периода, где в формах барочного искусства нашло яркое выражение русское национальное содержание. Петровские реформы, борьба за национальную самостоятельность и новое государственное устройство определили национальное своеобразие русского барокко в нем воплощались идеи славы государства Российского. Именно к раннему его периоду относят определение петровское барокко. В развитии архитектуры петровского времени огромную роль сыграло создание новой столицы - Петербурга, работа над планировкой и застройкой его, прежде всего, зданиями государственного назначения. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Адмиралтейство (И.К. Коробов) и другие - явились результатом решения в искусстве русских национальных задач. По мере осуществления петровских реформ, отражая победы русского государства, архитектура приобретает черты пышности и торжественности. Они проявляются в общественных зданиях (Кунсткамера, арх. Г. Матарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский), в церковном (проект Александро-Невской лавры, 1720, арх. Т. Швертфегер) и дворцовом зодчестве (Петергоф - дворец, фонтаны, парк, нач. с 1717, арх. Ж. Леблон). Эти черты в дальнейшем получили развитие при императрице Елизавете Петровне в созданных как памятники славы и величия России дворцовых и церковных постройках архитекторов середины XVIII в. (И.Ф. Мичурин, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский). С особенным блеском они проявились в творчестве крупнейшего мастера русского барокко - Б.Ф. Растрелли (Екатерининский дворец Царского Села, Зимний дворец, собор Смольного монастыря).

Бастард

Бастард - см. ОКНО.

Бастея

Бастея - полукруглая каменная крепостная постройка; предназначалась для обстреливания подступов к крепостной ограде и для фланкирования крепостного рва. Бастеи обычно заменяли крепостные башни и располагались в исходящих углах ограды и значительно выступали за её пределы. В старинных русских крепостях (напр., Псков) подобные полукруглые постройки называли ПЕРСЯМИ. С изменением характера крепостей бастея была заменена бастионом.

Бастион

Бастион (франц. bastion) пятиугольное долговременное укрепление в виде люнета с двумя фазами, двумя фланками и открытой горжей, возводившееся на углах крепостной ограды. Бастионы возникли в связи с распространением огнестрельного оружия. В доогнестрельную эпоху функциям бастионов соответствовали угловые башни старых крепостей. В деревянном зодчестве такие опорные точки оборонительного сооружения назывались мысок, или оголовок. В России бастионы появились в XVI в. и получили название раскатов.

Батардо

Батардо (франц. batardeau - плотина, перемычка) - внешняя, вспомогательная крепостная постройка, представляющая собой каменную плотину с водяными воротами в крепостном рве для впуска в него воды и регулирования её уровня; на плотине устанавливается небольшая башенка - ТУРЕЛЬ и подводная металлическая ограда. В Петропавловской крепости в 1733 г. было два поперечных рва, перекрытых по концам батардо. В 1890-х гг. рвы были засыпаны; ныне напоминают о них лишь фрагменты металлических решёток.

Баумстиль

Баумстиль (нем. Batimstil - стиль дерева) - самобытная германская архитектурная орнаментика (вторая пол. XV в.), подражавшая рисунку ветвей; применялась в деревянном зодчестве.

Башня

Башня - сооружение, возводившееся первоначально для целей обороны. Круглая, прямоугольная или многогранная в плане башня имеет высоту, значительно преобладающую над диаметром или стороной основания. Башня может стоять отдельно или составлять часть оборонительного комплекса. Особенно часто башни сооружали около ворот - наиболее уязвимого места в линии обороны. Замечательный образец башенной архитектуры - башни Московского Кремля. Башни строятся также в культовом (храмы - башни, колокольни, минареты) и в гражданском зодчестве. Башни соборов и ратуш в средневековой Европе были одновременно сторожевыми башнями и выражением завоёванных горожанами политических свобод: право на постройку высокой башни бефруа постоянно оговаривалось в договорах городских общин с феодалами. Ратушная башня Петербурга это многоярусная пятигранная башня с часами (арх. Д. Феррари, 1804). Она использовалась в качестве пожарной каланчи и для оптической телеграфной связи.

Башня глухая

Башня глухая - закрытая, не имеющая входа с уровня земли в первый ярус.

Бегунец

Бегунец - орнаментальная кирпичная кладка в виде пояса, образующего на лицевой поверхности стены ряд треугольных углублений, обращенных вершинами последовательно вверх и вниз.

Бельведер

Бельведер - площадка или помещение наверху здания, а также небольшая постройка на возвышенном месте, служащие для обозрения окружающей местности. Ревнители чистоты русского языка XIX в. это сооружение называли МИЛОВИДА.

Бельэтаж

Бельэтаж - второй, парадный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания. В театре бельэтаж первый ярус балконов над партером.

Бема

Бема - промежуточное пространство между подкупольным объёмом и алтарным полукружием в храмах крестово-купольного типа.

Бенуа, Леонтий Николаевич

Бенуа, Леонтий Николаевич (1856 - 1928)

русский архитектор. В Петербурге построил западный корпус Русского музея (корпус Бенуа), здания певческой Капеллы, клиники Отта, большое количество жилых домов, в частности на Каменноостровском пр. № 26-28 (совместно с А. Н. и Ю. Ю. Бенуа), католический костел в Ковенском пер. 7 (совместно с М. Перетятковичем). Им выполнены переделка фасада Мариинской (финской) церкви на Конюшенной ул. 8, отделка фойе Эрмитажного театра, постройка зала заседаний Государственной думы в Мариинском дворце (Исаакиевская пл.).

Бенуа, Николай Леонтьевич

Бенуа, Николай Леонтьевич (1813 - 1898)

русский архитектор. Окончив Академию художеств работал помощником К.А. Тона по постройке Большого Кремлевского дворца. Самостоятельные работы выполнены в Петергофе и Павловске. В Петергофе вокзал, Кавалерские корпуса, дворцовый госпиталь, конюшни, дворцовые кухни. В Павловске - летний театр. В работах использовал элементы средневековой английской архитектуры (неоготика), элементы барокко. Построил много жилых домов.

Бенуар

Бенуар (франц. baignoire - ложа) нижний ярус лож в театре на уровне партера или немного выше него. Возникли во французском театре в XVIII в. в целях сословного разделения публики.

Бергфрид

Бергфрид (нем.) средневековое башенное сооружение оборонительного характера.

Берсо

Берсо (франц. berceau - беседка) как и пергола, представляет собой крытую галерею из легких арок, возводимую над аллеей, по ее сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу. Разрастаясь, они образуют сплошной зеленый тоннель. Это отличает берсо от перголы, где зеленый покров имеет просветы. По концам берсо иногда устраивают беседки.

Бетон

Бетон (франц. beton от лат. bitumen - битум, горная смола) искусственный каменный материал - затвердевшая смесь вяжущих материалов (цемент, битум и др ), воды и заполнителей (гравий, щебень, песок, шлак и др ), один из основных строительных материалов, известен со времен Др. Рима, применяется для изготовления сборных железобетонных деталей, панелей, блоков, а также для возведения сборно-монолитных и монолитных бетонных и железобетонных сооружений.

Бетон римский

Бетон римский - "Римский бетон" - одно из выдающихся достижений римского зодчества. Прочный и водонепроницаемый строительный материал. Вошел в строительную практику, по-видимому, с I в. н. э. Первоначально выкладывали кирпичную коробку - "опалубку", заполняли пространство между стенками бетоном (щебень, известковый раствор и вулканический песок - ПУЦЦОЛАН). Через определенные промежутки настилали горизонтальный ряд кирпичей для большей ровности и прочности. Заливку повторяли. Когда бетон застывал, он образовывал вместе с кирпичной коробкой сплошной монолит, который со временем становился все более твердым. Применение этого материала открыло перед архитекторами возможность возведения большепролетных конструкций и сводчатых перекрытий. При сооружении свода или купола возводили каркас из кирпичных арок на растворе. Эти арки служили опорой, на которую горизонтальными слоями наливали бетон. Такая технология помимо своей простоты и экономичности обеспечивала сооружениям необычайную прочность и позволяла вести широкомасштабное строительство с небольшим числом строителей-профессионалов, руководящих массой неквалифицированных работников-рабов, пленников. Снаружи здания облицовывали каменными блоками или мраморными плитами, и создавалось впечатление что все сооружение целиком возведено из камня.

Бефруа

Бефруа - см. БАШНЯ.

Бидермейер

Бидермейер - шуточное объединение фамилий Biedermann и Bummelmeier - двух типов немецких филистеров, обозначение бытового стиля в Германии середины XIX в. Бидермейер не сложился в самостоятельный стиль ни в архитектуре, ни в скульптуре, проявился он в живописи и производстве мебели. Будучи преемником ампира, бидермейер целесообразно упрощает помпезную ампирную мебель, делая главный упор на ее практичность. Критерием полезности бытовой вещи, мебели стали считать прежде всего такие свойства, как прочность, доброкачественность, удобство. Округлые очертания форм мебели этого стиля популярны и в настоящее время.

Бифориум

Бифориум (лат. bis - два, foris - вход)

окно, состоящее из двух проемов, разделенных колонкой. Здание Московского вокзала (арх. К. А. Тон, 1851), здание Офицерского собрания на Литейном пр. 20 (арх. А. И. Гоген и др, 1890-е), дом Кочубея на Конногвардейском бульв. 7 (арх. Г. А. Боссе, 1854) являют примеры использования окон такого рода.

Блок

Блок (англ block - брус) отесанный естественный (или искусственный) камень чаще всего призматической формы.

Блокгауз

Блокгауз (нем. Blockhaus - укрепленный дом) - фортификационное сооружение приспособленное для ведения кругового ружейного и артиллерийского огня и для содержания гарнизона вертикальное щелевидное отверстие в стенах крепостных сооружении для стрельбы из ручного оружия. Бойницами прорезаны стены Кронверка где размещается Артиллерийский музей.

Большой ордер

Большой, или колоссальный ордер

В классической архитектуре ОРДЕР широко применялся в композиции здания. Если каждый этаж или ярус обработан своим ордером, то этот ордер носит название МАЛОГО, или ПОЭТАЖНОГО как в римском Колизее. Когда ордер объединяет два или несколько этажей, он называется большим, или колоссальным. Он получил распространение в архитектуре позднего Возрождения. Это наименование является условным, не связанным с абсолютными размерами сооружения, а определяет лишь особенности композиционного решения. Примерами использования большого ордера являются дом № 3 по Гороховой улице (арх. А. В. Кенель, 1913), дом К. И. Розенштейна на Большом пр., 77 (арх. А. Е. Белогруд, К. И. Розенштейн 1913-1915).

Бордюр

Бордюр (франц. bordure от bord - край)

полоса, обрамляющая края чего-либо, кайма, кромка. В топиарном искусстве (искусстве декоративного садоводства) бордюр - это низкие и узкие полосы высаженных растений, фигурно остриженных кустарников, окаймляющие отдельные участки в садах и парках. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок.

Боскет

Боскет (ит. boschetto - лесок, рощица) - группа густо посаженных деревьев или кустов, образующих, благодаря декоративной стрижке, сплошные зеленые стены. Различают два типа боскетов роща - группа декоративных кустов и деревьев и кабинет - с насаждениями, расположенными по периметру. Боскет находит применение в регулярных парках.

Бочарный свод

Бочарный свод - см. Своды.

Бочка

Бочка, Крещатая бочка

криволинейное покрытие - свод с килевидным завершением. Встречается в церковном и гражданском зодчестве допетровской Руси, чаще в деревянных постройках. Пересечение двух бочек образует крещатую бочку, или так называемое кубовое покрытие.

Бра

Бра (франц. bras - рука) настенный светильник на небольшом кронштейне. Бра получили широкое распространение с XVII в. и являются частью декоративного убранства помещения.

Бракет

Бракет, Бра

(франц. bras - рука) настенный светильник на небольшом кронштейне. Бра получили широкое распространение с XVII в. и являются частью декоративного убранства помещения.

Брандмауэр

Брандмауэр - огнестойкая, преимущественно глухая, капитальная стена, проходящая через все элементы сооружения. Разъединяет помещения одного здания или двух смежных зданий с целью воспрепятствовать распространению пожара.

Брекчия

Брекчия (ит. breccia - разрыв, трещина) - горная порода, состоящая из обломков различных пород, минералов, сцементированных в плотную массу. Встречаются образцы с красивым рисунком, используемые как облицовочный и декоративный материал. Прочность породы невелика. Искусственная брекчия производится из осколков мрамора, скреплённых известковым раствором. Используется для выполнения каменных полов.

Бренна, (Винченцо) Виктор Францевич

Бренна, (Винченцо) Виктор Францевич - архитектор и художник-декоратор, работал в России более двадцати лет (1780-1801). В Петербурге построил Михайловский замок (по первоначальному проекту В.И. Баженова), поставил обелиск Румянцева победам (ныне - в сквере возле Академии художеств). Основные работы выполнены в Павловске и Гатчине. В Павловске декорировал ряд интерьеров дворца, построил каменную лестницу, ведущую от дворца к р. Славянке, крепость Бип, ряд парковых павильонов, выполнил планировку Старой Сильвии, Новой Сильвии, Больших кругов. В Гатчине построил Павильон Орла на Длинном острове, Березовые ворота и мн. др.

Бровки

Бровки - элемент декоративного убранства стены над окном в виде выступающего (иногда профилированного как АРХИВОЛЬТ АРКИ) валика.

Бродери

Бродери (франц. broderie - вышивание) - роскошный кружевной ПАРТЕР, образованный сочетанием цветов, трав, стриженого кустарника, разноцветных дорожек, усыпанных песком, толчёным кирпичом. Вспомним партер перед Екатерининским дворцом в Царском Селе.

Брус

Брус - бревно, обтёсанное (окантованное) с двух, трёх или четырёх сторон. В деревянном зодчестве термин "брус" обозначает также один из самых распространённых типов крестьянского деревянного жилого дома, в котором все помещения жилой и хозяйственной частей расположены одно за другим по продольной оси.

Бруствер

Бруствер (нем. Brustwehr - букв. защита груди)

насыпь, вал впереди окопа или траншеи для защиты бойцов от неприятельского огня, для укрытия от наблюдения противника и удобства стрельбы из стрелкового оружия.

Брусчатка

Брусчатка - см. Шашка.

Брюллов, Александр Павлович

Брюллов, Александр Павлович - видный архитектор, брат художника К.П. Брюллова. Важнейшие его постройки: Михайловский театр (1833) (фасад К.И. Росси), Пулковская астрономическая обсерватория (1834), Лютеранская церковь на Невском проспекте (1838), здание Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1848), прекрасно сочетающееся с общим ансамблем. По проектам А. Брюллова восстановлены залы Зимнего (после пожара 1837) и Мраморного дворцов. В своих произведениях А. Брюллов являлся продолжателем традиций русской классической школы начала XIX в А. Брюллов был также большим мастером акварельного портрета и литографии (виды Петербурга). С 1831 г был профессором Академии художеств.

Букраний

Букраний, Букранион

(греч. bukranion - бычий череп) античный орнаментальный мотив, включающий и бычьи черепа, присутствует во фризе Ассигнационного банка (арх Дж. Кваренги) на Садовой ул.

Букранион

Букраний

(греч. bukranion - бычий череп) античный орнаментальный мотив, включающий и бычьи черепа, присутствует во фризе Ассигнационного банка (арх Дж. Кваренги) на Садовой ул.

Буленгрин

Буленгрин - см. Партер.

Бульвар

Бульвар (нем. Bolhverk - букв. городской вал) - аллея посреди улицы, широкая улица, обсаженная деревьями, возникал на месте прежних крепостных валов.

Бустрофедон

Бустрофедон - см. Стойхедон.

Бусы

Бусы - или жемчужный шнур разновидность пластического декора, тонкая полоска, состоящая из шариков и мелких овалов. Составляет украшение архитектурных профилей.

Бут

Бут, Бутовый камень

строительный камень неправильной формы, получаемый при разработке залежей сплошных пород песчаника, плотных известняков, гранита и др. Применяется для грубой кладки фундаментов зданий, подпорных стенок, стен неотапливаемых помещений. Добывается бут обычно взрывным способом. Для строительства применяется бут, не имеющий глинистых примесей и прослоек мягких пород.

Бутовый камень

Бутовый камень, Бут

строительный камень неправильной формы, получаемый при разработке залежей сплошных пород песчаника, плотных известняков, гранита и др. Применяется для грубой кладки фундаментов зданий, подпорных стенок, стен неотапливаемых помещений. Добывается бут обычно взрывным способом. Для строительства применяется бут, не имеющий глинистых примесей и прослоек мягких пород.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная