Шрифтовая терминология
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Набор текста

Набор текста (Text composing)

Создание текстовых форм с помощью компьютера, фотонабора, металлического машинного или ручного набора и пр. Последовательный процесс подставления в строку букв, цифр, знаков препинания и др. знаков, включая межсловные пробелы, в соответствии с авторским оригиналом. Набранные строки текста, размещенные одна под другой, образуют полосу набора или колонку текста. Набор текста может быть простой или сложный (табличный, стихотворный, формульный), выключенный или невыключенный (выровненный по обоим краям полосы набора, только по одному или вообще не выровненный), основной или дополнительный. Для набора сплошного текста, как правило, применяются текстовые шрифты.

Наборные процессы

Наборные процессы (Composition)

Комплекс технологических операций, в результате которых на промежуточном носителе (бумаге, фотопленке, прозрачной полимерной пленке, формном материале) воспроизводится текст оригинала. См. Набор текста.

Наборный шрифт

Наборный шрифт (Type, Font)

Шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков (букв [алфавитный знак], других знаков) и предназначенный для набора того или иного текста на определенном языке. Отдельные виды шрифтов функционально делятся на типографские шрифты (для набора печатной продукции), экранные (для видеотерминалов и информационных табло), архитектурные (для вывесок и уличной рекламы), переводные и самоклеющиеся (для оформления витрин и выставок) и т.д. Типографские наборные шрифты в зависимости от применения могут быть Текстовые (до 12 - 14 пунктов [единица измерения шрифта 1 pt \наборный шрифт 0,4 мм.]), акцидентные [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора] или заголовочные [шрифт для набора заголовков] (до 96 пунктов), плакатные (свыше 96 пунктов), в зависимости от способа набора - ручные и машинные (строкоотливные [машинный набор целой строки], буквоотливные [монотип, отлив и сборка отдельных букв], фотонаборные [шрифт с расширенными пропорциями знаков]), в зависимости от материала - металлические [металлические буквы для механического наборного оборудования], деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа их хранения - вещественные и невещественные (цифровые [шрифт, описанный с помощью цифровых данных]).

Надстрочные знаки

Надстрочные знаки (Superior)

Дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, расположенные над буквами. Как правило, это акценты.

Наклонный шрифт

Наклонный шрифт (Oblique, Slanted)

наклонный шрифт

В отличие от курсива [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] представляет собой механически или программно наклоненный шрифт [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] и не отличается строением букв [алфавитный знак] от прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально]. Не путать с курсивом.

Наплыв

Наплыв (Stress)

наплыв

Максимальное утолщение основных штрихов [линии, составляющие знак шрифта] в округлых буквах [алфавитный знак] или округлых частях букв. См. также ось овалов [ось симметрии букв овальной формы].

Насыщенность шрифта

Насыщенность шрифта (Weight)

насыщенность шрифта

Одна из характеристик начертания шрифта [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру], отношение толщины основных штрихов [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлое (Ultra Light, Extra Light, Thin), Светлое (Light), нормальное (Book, Regular, Roman), Полужирное (Medium, Demi Bold, Semibold), Жирное (Bold, Heavy), сверхжирное (Extra Bold, Black, Ultra Bold) начертания . Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. В России в эпоху Металлического набора существовали, как правило, начертания только двух степеней насыщенности: светлое (для основного) и полужирное (для выделительного). В английском им соответствует Regular и Bold.

Начертание

Начертание (Face, Typeface, Style)

начертание

Вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры [семейство начертаний шрифта, с общими стилевыми особенностями]. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака] (Светлое, Полужирное, Жирное и др.), постановкой очка [угол наклона знаков относительно линии шрифта], или наклоном знаков (Прямое, Курсивное или Наклонное), декоративной обработкой контура знаков [граница изображения знака] (Контурное, оконтуренное, Оттененное и др.). См. также декоративное начертание шрифта [начертание используемое для декоративных целей].

Неалфавитные знаки

Неалфавитные знаки (Analphabetic)

неалфавитные знаки

Шрифтовые знаки за исключением букв [алфавитный знак] алфавита [упорядоченный список букв языка]. Обычно в комплект шрифта из этих знаков входят цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], дроби, цифровые индексы [буквы и цифры уменьшенного размера, применяются в математических, химических и др. формулах], знаки валют [знаки, обозначающие валюту разных государств], знаки авторского права и т.д. Кроме того, в наборе могут применяться неалфавитные знаки для набора формул, схем, карт, диаграмм, орнаментов [узор, политипаж], линеек [элемент набора в виде лини], бордюров [урашение в виде полосы, каймы], политипажей и т.д.

Неалфавитные шрифты

Неалфавитные шрифты (Dingbats)

неалфавитные шрифты

Шрифты, состоящие из знаков [шрифты с пиктограммами вместо букв], не имеющих отношения к алфавиту [упорядоченный список букв языка] и не входящие в основной комплект шрифта. Обычно это пиктограммы [символ - изображение объекта или понятия]: миниатюрные изображения телефонов, лыжников, самолетов, церквей и прочих атрибутов туристического бизнеса. Другие - более абстрактные символы: декоративные элементы, орнаменты [узор, политипаж], стрелки, буллиты [жирная точка посередине строки] и т.д.

Невыключенный набор

Невыключенный набор (Unjustified)

Набор, не выключенный по обоим краям полосы набора, не набранный с полной выключкой [выравнивание строк относительно боковых краев полосы]. В зависимости от характера выключки это может быть набор со свободным правым или левым краем (флаговый) или выключенный по центру.

Неконтрастные шрифты

Неконтрастные шрифты (Monoweight)

неконтрастные шрифты

Шрифты, у которых отсутствует видимый контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] между основными [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] и соединительными [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] штрихами.

Неразрывный пробел

Неразрывный пробел, Жесткий пробел (Hard space, Unbreaking space)

В цифровом наборе - межсловный пробел, который в процессе набора не позволяет переносить следующее слово на другую строку. Применяется при наборе инициалов и в других случаях.

Нескругленная засечка

Нескругленная засечка (Abrupt serif)

нескругленная засечка

засечка [короткий штрих на торце основного штриха], у которой в месте соединения с основным штрихом [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] отсутствует скругление [bracket - скругление между засечкой и основным штрихом] (плавный переход), таким образом, она соединяется с основным штрихом под углом.

Нижний выносной элемент

Нижний выносной элемент, Свисающий элемент (Descender)

нижний выносной элемент

Часть буквы [алфавитный знак] или другого знака, опущенная ниже линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы].

Новостильная антиква

Новостильная антиква (Modern)

См. Антиква нового стиля.

Новые гротески

Гротески, новые (Neo-Grotesque)

новые гротески

Собирательное название шрифтов без засечек, развивающих принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Первые подобные шрифты - Helvetica (1957) Макса Мидингера (Max Miedinger) и Эдуарда Хоффмана (Edouard Hoffmann) и Univers (1957) Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger, род. 1928). Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков [высота строчного знака относительно кегля], сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного. Примеры: Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.

Нонпарель

Нонпарель (Nonpareil)

Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 6 пунктам (\нонпарель2,11 мм в системе pica [англо-американская единица размера шрифта]; \нонпарель2,25 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Применяется для набора подписей и примечаний в книгах и журналах.

Нонпарель - от фр. nonpareil - несравненный, бесподобный

Предыдущая страница Следующая страница
Главная