Статьи на букву "С"
Сверхжирное начертание (Black, Extra Bold) Начертание шрифта, у которого более жирные основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], чем у жирного начертания [bold, служит для выделения информации в тексте], и поэтому обладающее большей насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака]. Применяется для набора заголовков и акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора]. |
Сверхсветлое начертание (Extra Light) Начертание шрифта, у которого более тонкие основные штрихи, чем у светлого начертания, и потому обладающее меньшей насыщенностью. Применяется для набора заголовков и акциденции. |
Сверхузкое начертание (Extra Condensed) Начертание шрифта, имеющее более узкие пропорции, чем узкое начертание, и потому обладающее большей плотностью. Применяется для набора заголовков и акциденции. |
Сверхширокое начертание (Extra Wide) Начертание шрифта, имеющее более широкие пропорции, чем широкое начертание, и потому обладающее меньшей плотностью. Применяется для набора заголовков и акциденции. |
Тонкая линейка, Светлая линейка, Острая линейка (Hairline rule) линейка [элемент набора в виде лини], дающая отпечаток в виде тонкой линии толщиной 0,15 мм. |
Светлое начертание (Book, Light, Regular) Начертание шрифта, у которого более толстые основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], чем у сверхcветлого начертания, и поэтому обладающее большей насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака]. Применяется для набора текста [любая последовательность символов] и заголовков. |
Свисание (Overhang) Выступающая вниз за линию шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] (нижнее свисание) или вверх за верхнюю линию [воображаемая линия, проходящая по верху прописных] (верхнее свисание) часть контура [граница изображения знака] круглого или остроконечного знака. Применяется для оптического выравнивания высоты знака по отношению к другим. |
Нижний выносной элемент, Свисающий элемент (Descender) Часть буквы [алфавитный знак] или другого знака, опущенная ниже линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы]. |
Седиль (Cedilla) Один из нижних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Небольшой крючок, открытый влево и напоминающий запятую под буквой. Как правило, соединяется с основным знаком. Применяется под согласными в каталанском, курдском, португальском, румынском, турецком, французском и др. языках. |
Засечка, Сериф (Serif) То же, что и сериф [короткий штрих на торце основного штриха]. ------ Сериф, Засечка (Serif) I В антиквенных шрифтах - короткий, обычно перпендикулярный штрих [линии, составляющие знак шрифта], которым начинается и заканчивается основной штрих знака. В старой литературе иногда называется «отсечка». Один из основных признаков шрифтовой формы. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и т.д. Засечки могут быть скругленными в месте соединения с основным штрихом [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] (adnate serif), а могут присодиняться под углом без скругления [bracket - скругление между засечкой и основным штрихом] (adrupt serif). II По-английски: собирательное название шрифтов с засечками. См. антиква [шрифты с засечками] |
Сигнет (Signet) Типографская или издательская марка, воспроизводимая в книге, обычно на титульном листе и переплете. |
Слоговое письмо, Силлабическое письмо, Силлабарий (Syllabary) Тип письма, в котором каждый знак передает отдельный слог. Распространены в Индии, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Корее, Японии), в Восточной Африке (Эфиопии) и в некоторых письменностях американских индейцев. |
Силлабическое письмо (Syllabary) То же, что и слоговое письмо [тип письма, в котором знак передает отдельный слог]. ------ Слоговое письмо, Силлабическое письмо, Силлабарий (Syllabary) Тип письма, в котором каждый знак передает отдельный слог. Распространены в Индии, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Корее, Японии), в Восточной Африке (Эфиопии) и в некоторых письменностях американских индейцев. |
Символ (Symbol) В издательском деле условное обозначение величины, понятия, названия химического элемента в тексте издания и в формулах. Кроме того, синоним понятий знак [элемент шрифта], глиф [изображение знака шрифта], литера [буква в металле]. |
Символьные шрифты (Pi, Pictorial) См. неалфавитные шрифты [шрифты с пиктограммами вместо букв]. |
Циркумфлекс, Сирконфлекс, «Крыша» (Circumflex) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вверх. Применяется над гласными во вьетнамском, греческом, португальском, румынском, турецком и др. языках. |
Система Дидо (Didot system) Типометрическая система, предложенная в середине XVIII в. Пьером Симоном Фурнье (Pierre Simon Fournier) и усовершенствованная в конце XVIII в. Фирменом Дидо (Firmin Didot). 1 пункт Дидо равен 0,376 мм. Применялась в континентальной Европе. См. типометрическая система [система измерения шрифта в пунктах]. |
Система письма (Alphabet system, Script) Способ фиксации устной речи с помощью определенных графических знаков. Система письма (письменность) - основной носитель информации в человеческом обществе. Систем письма почти столько же, сколько языков. Некоторые системы письма обслуживают только один язык, другие - несколько или много языков. Однако существует всего несколько основных типов письма: идеографическое письмо, словесно-слоговое (иероглифическое), слоговое (силлабическое) и алфавитное. |
Скобки (Square brackets, Parantheses, Angle brackets, Braces) Парные знаки препинания. Бывают квадратные, круглые, угловые (ломаные), фигурные (парантезы). Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте. |
Скоропись (Skoropis') Относительно быстрый кириллический почерк, появившийся на Руси в XIV веке и достигший расцвета в XVII веке. Применялась как для официальной переписки, так и для делопроизводства и частной переписки. Имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения (парадная, канцелярская, гражданская) и от географии распространения (московская, виленская, киевская). В лучших образцах достигает высокого искусства каллиграфии [художественное письмо]. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков [каллиграфический элемент], лигатур [знак, объединяющий несколько букв. К примеру: ae, oe, fi, fl …] и сокращений. Обычно имеет мелкое очко [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы] строчных и длинные Выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные [заглавные буквы, A B C D …]. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур. |
Скругление (Bracket) Закругление в месте соединения засечки [короткий штрих на торце основного штриха] и основного штриха [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] литеры. |
Скругленная засечка (Adnate serif) Засечка, которая присоединяется к основному штриху со скруглением, то есть плавно переходит в основной штрих [доминирующий вертикальный или наклонный штрих]. |
Словолитня (Typefoundry) Словолитня - от старославянского «слово», означающего «буква». Буквально «букволитейное производство». Предприятие по изготовлению шрифтов и других типографских материалов, главным образом металлических. В переносном смысле производителя цифровых шрифтов [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] тоже можно назвать «словолитней» или «цифровой словолитней», хотя ничего общего с литейным процессом разработка цифровых шрифтов не имеет. |
Слоговое письмо, Силлабическое письмо, Силлабарий (Syllabary) Тип письма, в котором каждый знак передает отдельный слог. Распространены в Индии, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Корее, Японии), в Восточной Африке (Эфиопии) и в некоторых письменностях американских индейцев. |
Слэш (Slash) См. косая черта. |
Сноски знак (Reference mark) Условное обозначение, которым связывают фрагмент основного текста с относящейся к нему сноской. Всегда ставится после слова, к которому относится сноска. В качестве знака сноски в России используют: цифровой номер на верхнюю линию; цифровой номер на верхнюю линию с косой чертой, закрывающей круглой скобкой или звездочкой (астериском) на верхнюю линию; одну или несколько звездочек на верхнюю линию. В Англии и Америке в качестве сносок применяются: звездочка, дэггер (обелиск), двойной дэггер, английский параграф, параграф, две вертикальные параллельные линии, а также одна или несколько звездочек на верхнюю линию. |
Соединительный штрих (Hairline) Горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих [линии, составляющие знак шрифта], соединяющий основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих]. В шрифтах с выраженным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] обычно тоньше, чем основной штрих [доминирующий вертикальный или наклонный штрих]. |
Составная буква (Digraph) См. Диграф. |
«Спина» (Spine) Центральный изогнутый штрих [линии, составляющие знак шрифта] у латинской буквы S и ей подобных. |
Сплайн (Spline) Математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки. Применяется для изображения контуров знаков [граница изображения знака]. См. также кривые Безье [метод описания веторных кривых]. |
Старостильная антиква (Old Style) См. Антиква старого стиля. |
Степень ширины (Aspect ratio) Отношение ширины знака к его высоте. См. также пропорции [отношение ширины знака к его высоте]. |
Стоящий инициал (Raised cap) Укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца, линия шрифта которой выровнена по уровню линии шрифта первой строки текста. Таким образом, инициал как бы стоит в начале текста, возвышаясь над первой строкой. См. также инициал [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца] |
Типометрическая линейка, Строкомер (Type gauge, Line gauge) Линейка, градуированная с одной стороны (сверху) - на нонпарель, цицеро, полуквадраты и квадраты, и (снизу) на миллиметры и сантиметры; с другой стороны (сверху) - на петит и (снизу) на корпус. Длина типометрической линейки обычно 30 см.. Применялась для расчетов текста при наборе и верстке, при макетировании печатной продукции и др. издательских и полиграфических процессах, в основном в эпоху металлического набора. |
Строкоотливная наборная машина «Линотайп» (Linotype) Наборная машина, изобретенная в 1886 г. Оттмаром Мергенталером, которая набирает строки из шрифтовых и пробельных матриц [металлическая деталь с углублённым изображением очка, с помощью кот. отливается литера] и отливает с них цельные выключенные строки шрифта для высокой печати. В России называлась «линотип». Благодаря высокой скорости применялась в газетном наборе и для простого набора объемных книжных текстов. |
Строкоотливной набор (Line-casting) Набор на строкоотливных машинах, в результате которого получаются цельные металлические строки заданного формата, отлитые из линотипного сплава. |
Строчная буква (lc character, Small character) Буква, которая по своему размеру меньше прописной [заглавные буквы, A B C D …] (заглавной) буквы и иногда отличается от нее и по рисунку, например, наличием выносных элементов [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. Английское название объясняется тем, что английские наборщики традиционно работали из двух наборных касс - верхней (Upper case) и нижней (lower case). Прописные литеры [буква в металле] располагались в верхней кассе, а строчные в нижней. |
Минускульные цифры, Цифры старого стиля, «строчные» цифры (Old style figures, Text figures, Non-lining figures) Комплект цифр, в большинстве имеющих верхние [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] и нижние выносные элементы [часть сивола, выступающая ниже базовой линии]. Они предназначены для применения вместе со строчными [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквами в обычном тексте, однако часто отсутствуют в стандартном комплекте знаков [включает в себя строчные, прописные знаки алфавита, цифры, знаки препинания и др.]. Обычно включаются в расширенный комплект знаков (экспертный комплект [знаки, не включенные в стандартную кодировку из 256 знаков] шрифта). Минускульные цифры начали употребляться в европейских рукописях с XIII в. и благополучно перекочевали в наборную антикву старого стиля [adobe Caslon и подобные]. Однако в нач. XIХ в. наборные минускульные цифры были заменены равновысокими [цифры высота которых равна высоте прописных букв], поскольку изменилась рукописная традиция. Только в ХХ в. применение минускульных цифр снова стало возможно. Сейчас при проектировании большинства текстовых шрифтов в их комплект включаются минускульные цифры. Особенно это справедливо для антиквы [шрифты с засечками] и гуманистических гротесков [разновидность гротесков], но иногда минускульные цифры разрабатывают и для других видов гротесков [шрифты без засечек]. |
Субиндексы (Subscript) Нижние индексы к индексам [буквы и цифры уменьшенного размера, применяются в математических, химических и др. формулах] на верхнюю и нижнюю линию. |
Супериндексы (Superscript) Верхние индексы к индексам [буквы и цифры уменьшенного размера, применяются в математических, химических и др. формулах] на верхнюю и нижнюю линию. |
Главная |