Шрифтовая терминология
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

Автохинтинг

Автохинтинг (Auto-hinting)

Функция шрифтового редактора, способность автоматически добавлять хинты [информация, о том как правильно должен отображаться шрифт при выводе] (инструкции) в шрифт. Большинство профессиональных шрифтовых редакторов, включая FontLab и Fontographer, обладают такой функцией.

Агат

Агат (Agate)

Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 5,5 пунктам (\агат1,94 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \агат2,07 мм в системе Дидо [типометрическая система континентальной Европы]). В американском газетном деле в агатах измерялась высота колонок.

См. Typographical Mesurement Systems in Comparison

Айоник

Айоник, Ионик (Ionic)

айоник

Название некоторых шрифтов подгруппы кларендон [тип брусковых шрифтов], разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты» [мера комфортабельности при чтении текста, набранного каким-либо шрифтом] (legibility types).

См. также Кларендон в разделе классификация шрифтов.

Акут

Акут (Acute)

акут

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак] - «oстрое» ударение. Диакритический знак в виде сужающегося штриха над буквой, наклоненного справа сверху влево вниз. Применяется над гласными в чешском, французском, итальянском, испанском и др. языках, а также над согласными в польском, хорватском и др. языках. В русском языке применяется над гласными как ударение в учебных текстах.

Акцент

Акцент (Accent)

акцент

Акцент от лат. accentus - ударение. То же, что и диакритика [надстрочный или подстрочный знак]. К примеру ç, à, ò, é, Å.

------

Точка, акцент (Dot, Dot accent, Overdot, Underdot)

акцент

Один из надстрочных (Overdot) или подстрочных (Underdot) диакритических знаков (акцентов [надстрочный или подстрочный знак]). Верхняя точка применяется в литовском, мальтийском, польском и турецком языках, а нижняя во вьетнамском языке как показатель одного из четырех тонов.

------

Ударение, акцент (Accent, Emphasis)

акцент

Надстрочный знак, указывающий на особенности произношения слова, в частности на ударный слог. В русском языке в качестве знака ударения используется акут [один из верхних акцентов - «oстрое» ударение].

------

Диакритика, Диакритический знак, Акцент (Diacritics, Diacritical mark, Accent)

акцент

Дополнительные знаки в некоторых алфавитах, которые ставят над или под буквами для изменения их звучания. К примеру ç, à, ò, é, Å.

Акцидентные шрифты

Акцидентные шрифты (Display faces)

Шрифты, предназначенные для набора акцидентной продукции (акциденции [малообъемная печатная продукция]) - титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов, а также для шрифтовых выделений и т.п. Обычно акцидентные шрифты набираются кеглем 14 пунктов [единица измерения шрифта 1 pt \акцидентные шрифты 0,4 мм.] и выше.

Акциденция

Акциденция (Display matter)

От лат. accidentia - случай, случайность.

Малообъемная печатная продукция (объявления, афиши, грамоты, календари и др.), выполняемая посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для которого применяются специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты [узор, политипаж], линейки [элемент набора в виде лини], особые приемы верстки и т.п.

Алиасинг

Алиасинг (Aliasing)

алиасинг

Искажения контура масштабируемых изображений, в том числе шрифтов, при воспроизведении их на экране низкого разрешения. В этих случаях изображения растрируются, то есть разбиваются на мелкие элементы (пикселы, или растровые точки), причем теоретический контур на выводе не совпадает с растровым из-за относительно больших размеров растровых точек. В результате погрешности в воспроизведении контура усиливаются, образуя зубчатый край, слипания деталей и другие нежелательные эффекты.

См. также антиалиасинг [размывание краев контура].

Алфавит

Алфавит (Alphabet)

алфавит

Система графических знаков (букв), обозначающих отдельные звуки языка (фонемы), расположенных в определенном порядке. Первые алфавитные системы письма появились в 3 тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье и сейчас являются наиболее распространенным типом письма из-за их компактности (количество знаков в алфавите обычно не превышает нескольких десятков).

Альтернативный глиф

Альтернативный глиф (Alternate glyph)

альтернативный глиф

Вариант знака другого рисунка. Альтернативные знаки применяются, например, в наборе рукописным шрифтом для создания эффекта настоящей рукописи, а также в акциденции в декоративных целях. Формат OpenType предоставляет расширенные возможности для применения альтернативных знаков.

Амперсанд

Амперсанд (Ampersand, Et sign)

амперсанд

Специальный символ (&), обозначающий союз «и». Название произошло от выражения «and per se and» (т.е. «союз и как таковой»). Представляет собой видоизмененную лигатуру Et, что по-латыни означает «и». Один из первых случаев применения - в римской рукописи, датированной 75 г. Формы амперсандов чрезвычайно разнообразны.

Английская антиква старого стиля

Английская антиква старого стиля (English Old Style Serif)

английская антиква старого стиля

Собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основе голландской антиквы [тип шрифтов с засечками]. Наиболее характерные шрифты этого типа - шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692-1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннюю антикву старого стиля [один из видов шрифтов с засечками], но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления. контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] и насыщенность [отношение толщины штрихов к высоте знака] знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, Оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к группе антикв барокко, то есть переходной [Баскервиль и подобн.]. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля.

Примеры шрифтов данной группы смотри в разделе классификация шрифтов

Английская линейка

Английская линейка, «Усики» (French line)

английская линейка

Наборная линейка, утолщающаяся к середине и заостренная у концов. Применяется в качестве заставок или концовок и бывает различной формы.

Английский параграф

Английский параграф (Paragraph mark, Pilcrow)

английский параграф

Знак, обозначающий при верстке возврат каретки (переход к следующему абзацу). Кроме того, в англо-американской типографике применяется в качестве знака сноски. Происходит от средневекового обозначения начала нового абзаца в рукописной книге.

Англо-американская типометрическая система

Англо-американская типометрическая система, Пайка (Anglo-American Points)

Типометрическая система, применяемая в Америке и Великобритании. Предложена в 1879 г. Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks). В этой системе основные единицы измерения пункт [единица измерения шрифта 1 pt \англо-американская типометрическая система 0,4 мм.] (Point), равный 0,35146 мм (приблизительно 1/72 английского дюйма), и пайка [12 пунктов Дидо] (Pica), равная 12 пунктам. В 80-х гг. ХХ в. фирма Adobe скорректировала величину пункта, сделав его равным точно 1/72 английского дюйма или 0,35278 мм. Компьютерные программы набора и верстки по умолчанию используют англо-американскую систему и пункт Adobe. Таким образом, фактически они стали мировым стандартом в Типографике.

Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}}

Англо-шотландская антиква

Англо-шотландская антиква (Scotch Modern)

англо-шотландская антиква

Собирательное название шрифтов, промежуточных по форме между переходной антиквой [Баскервиль и подобн.] и антиквой нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.], контрастных, с длинными тонкими засечками с небольшим скруглением. Наиболее характерные шрифты этого типа - шрифты лондонского словолитчика Ричарда Остина (Richard Austin, ок. 1765-1830). Примеры: Bell, Bulmer, Scotch Roman.

Ангстрем

Кружок, Ангстрем, Ринг (Ring)

ангстрем

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Применяется над гласной A в датском, норвежском и шведском языках и над гласной U в чешском языке, а также в некоторых других.

Антиалиасинг

Антиалиасинг (Anti-aliasing)

антиалиасинг

Один из способов борьбы с нежелательным искажением контура. При воспроизведении шрифта зубчики на контуре могут быть минимизированы с помощью применения точек различных уровней серого по краю контура. Тогда зубчатый контур как бы размывается по экрану и приобретает видимость гладкой линии.

Антиква

Антиква (Antiqua, Serif typefaces)

антиква

Из лат. antiquus - древний.

Собирательное название шрифтов с засечками [короткий штрих на торце основного штриха]. Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV-XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима нач. н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в. в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson). Термин «Антиква» (Antiqua) заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII-IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву.

Смотри также раздел Антиква в карточке классификация шрифтов.

Антиква нового стиля

Антиква нового стиля (Modern Serif)

антиква нового стиля

Классицистическая антиква (Neoclassical)

Собирательное название группы контрастных шрифтов с тонкими нескругленными засечками, строго вертикальными осями овалов [ось симметрии букв овальной формы], близкими по форме к окружности каплевидными элементами [круглое или овальное окончание]. Пропорции знаков стремятся к одноширинности. Общая форма знаков обусловлена глиптальным принципом. Антиква нового стиля была разработана в конце XVIII в. типографом и пуансонистом Фирменом Дидо (1764-1836) во Франции, Джамбаттиста Бодони (1740-1813) в Италии и Юстусом Эрихом Вальбаумом (1768-1839) в Германии и широко применялась до 1-й трети ХIХ в. В России этот тип шрифтов под названием Обыкновенные применялся вплоть до середины ХХ в. Примеры: разные варианты Didot, Bodoni, Walbaum. Кроме того, к антикве нового стиля можно отнести т.н. англо-шотландскую антикву [шрифты, промежуточные по форме между переходной и новостильной антиквой].

Смотри также раздел Антиква нового стиля в карточке классификация шрифтов.

Антиква переходного стиля

Переходная антиква, Антиква переходного стиля (Transitional Serif)

антиква переходного стиля

Наз. также антиква барокко. Шрифты начала и середины XVIII в, в которых сочетаются черты антиквы старого стиля [один из видов шрифтов с засечками], обусловленные процессом писания широким пером, и элементы антиквы нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.], форма которых определяется только процессом гравировки на металле. Форма переходной антиквы практически не имеет связи с антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки ее имеют больший контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], соединительные штрихи [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] и засечки [короткий штрих на торце основного штриха] тоньше, чем в антикве старого стиля. скругления [bracket - скругление между засечкой и основным штрихом] засечек в местах соединения с основными штрихами [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] слабо выражены. оси овалов [ось симметрии букв овальной формы] у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний. Примеры: Baskerville, Caledonia, ITC Charter, Fournier.

См. также Переходная антиква в разделе классификация шрифтов.

Антиква старого стиля

Антиква старого стиля (Old Style Serif)

антиква старого стиля

Собирательное название большой группы ранних антиквенных шрифтов конца XV-нач. XVIII вв., форма которых определялась дуктальным принципом и опиралась на письмо итальянских гуманистов эпохи Ренессанс. Это малоконтрастные или среднеконтрастные шрифты, сохраняющие элементы каллиграфии ширококонечным пером: чуть прогнутые засечки, наклонные оси овалов [ось симметрии букв овальной формы], растянутые каплевидные элементы [круглое или овальное окончание]. По пропорциям знаки старостильной антиквы сильно разноширинны. Отношение очка строчных и прописных знаков определяется золотым сечением. По мере развития и технического совершенствования антиква старого стиля постепенно становилась все более светлой, все более контрастной, засечки все более острыми, а рост строчных увеличивался. Пропорции знаков постепенно теряли выраженную разноширинность, а форма знаков все более определялась глиптальным принципом. Антитква старого стиля может подразделяться на Венецианскую или гуманистическую, гаральды или итало-французскую [вид ранних шрифтов с засечками], голландскую [тип шрифтов с засечками] и английскую [adobe Caslon и подобные]. Некоторые исследователи выносят венецианскую антикву в отдельную группу, другие относят английскую антикву старого стиля к переходной антикве [Баскервиль и подобн.].

Апекс

Апекс (Apex)

апекс

Соединение двух наклонных или наклонного и вертикального штрихов [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] в верхней части буквы, напр. «А», «М» и т.д.

Апертура

Апертура (Aperture)

апертура

Степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой (Helvetica), полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежуточной апертурой (Akzidenz Grotesk) и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura). Применение термина до конца не определилось, поскольку сам термин «апертура» представляет собой кальку с английского.

Апостроф

Апостроф (Apostrophe)

апостроф

Надстрочный разделительный знак в виде запятой на верхнюю линию [воображаемая линия, проходящая по верху прописных], употребляющийся для обозначения пропуска гласного. Используется также в алфавитах разных языков как знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], как одиночная кавычка [знак препинания, для выделения названий, цитат и пр.], в фонетической транскрипции - как знак палатализации, как знак гортанной смычки (твердого приступа) и др.

Апостроф - от греч. apostrophos - обращенный в сторону или назад.

Апрош

Апрош, Межбуквенный пробел (Letterspace, Interletter space)

Расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками.

См. также полуапрош [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки].

Арабские цифры

Арабские цифры (Arabic numerals)

арабские цифры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Заимствованы европейцами в XIII в. у арабов, которые сами заимствовали их ранее у индийцев. Поэтому иногда эти цифры наз. индо-арабскими (Hindu-Arabic numerals). Получили широкое распространение со второй половины XV в. Разделяются на минускульные [строчные буквы в древних рукописях] (старостильные, разновысокие) и маюскульные [прописные буквы в древних рукописях] (равновысокие). Форма цифр в настоящих арабских шрифтах имеет с европейскими арабскими цифрами довольно мало общего.

См. также цифры [1 2 3 …].

АСКИИ

ASCII (АСКИИ)

Стандартный комплект знаков шрифта, определенный Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Построен на основе семибитной кодировки, поэтому максимально насчитывает 128 знаков, из которых первые 32 являются управляющими и не предназначаются для оформления текста. Включает знаки английского алфавита. Большинство стандарных однобайтных кодовых страниц в первой половине соответствуют ASCII.

Ассюре

Ассюре (Cheque line)

ассюре

От фр. assurer - страховать.

Типографская линейка из 5-6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий. Применяется для набора бланков и т.п. печатной продукции, где требуется подпись клиента. Подпись, выполненную поверх ассюре, трудно подделать.

Астериск

Астериск, Звездочка (Asterisk)

астериск

Надстрочный знак в виде звездочки, *. При помощи астериска обозначают сноску или примечание. Три астериска, расположенные в ряд или образующие треугольник, используются для разделения стихотворений или частей произведения. В некоторых шрифтах встречается знак, состоящий из трех звездочек сразу на одной площадке, который наз. Asterism.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная