Статьи на букву "А"
Автохинтинг (Auto-hinting) Функция шрифтового редактора, способность автоматически добавлять хинты [информация, о том как правильно должен отображаться шрифт при выводе] (инструкции) в шрифт. Большинство профессиональных шрифтовых редакторов, включая FontLab и Fontographer, обладают такой функцией. |
Агат (Agate) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 5,5 пунктам (\агат1,94 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \агат2,07 мм в системе Дидо [типометрическая система континентальной Европы]). В американском газетном деле в агатах измерялась высота колонок. См. Typographical Mesurement Systems in Comparison |
Айоник, Ионик (Ionic) Название некоторых шрифтов подгруппы кларендон [тип брусковых шрифтов], разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты» [мера комфортабельности при чтении текста, набранного каким-либо шрифтом] (legibility types). См. также Кларендон в разделе классификация шрифтов. |
Акут (Acute) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак] - «oстрое» ударение. Диакритический знак в виде сужающегося штриха над буквой, наклоненного справа сверху влево вниз. Применяется над гласными в чешском, французском, итальянском, испанском и др. языках, а также над согласными в польском, хорватском и др. языках. В русском языке применяется над гласными как ударение в учебных текстах. |
Акцент (Accent) Акцент от лат. accentus - ударение. То же, что и диакритика [надстрочный или подстрочный знак]. К примеру ç, à, ò, é, Å. ------ Точка, акцент (Dot, Dot accent, Overdot, Underdot) Один из надстрочных (Overdot) или подстрочных (Underdot) диакритических знаков (акцентов [надстрочный или подстрочный знак]). Верхняя точка применяется в литовском, мальтийском, польском и турецком языках, а нижняя во вьетнамском языке как показатель одного из четырех тонов. ------ Ударение, акцент (Accent, Emphasis) Надстрочный знак, указывающий на особенности произношения слова, в частности на ударный слог. В русском языке в качестве знака ударения используется акут [один из верхних акцентов - «oстрое» ударение]. ------ Диакритика, Диакритический знак, Акцент (Diacritics, Diacritical mark, Accent) Дополнительные знаки в некоторых алфавитах, которые ставят над или под буквами для изменения их звучания. К примеру ç, à, ò, é, Å. |
Акцидентные шрифты (Display faces) Шрифты, предназначенные для набора акцидентной продукции (акциденции [малообъемная печатная продукция]) - титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов, а также для шрифтовых выделений и т.п. Обычно акцидентные шрифты набираются кеглем 14 пунктов [единица измерения шрифта 1 pt \акцидентные шрифты 0,4 мм.] и выше. |
Акциденция (Display matter) От лат. accidentia - случай, случайность. Малообъемная печатная продукция (объявления, афиши, грамоты, календари и др.), выполняемая посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для которого применяются специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты [узор, политипаж], линейки [элемент набора в виде лини], особые приемы верстки и т.п. |
Алиасинг (Aliasing) Искажения контура масштабируемых изображений, в том числе шрифтов, при воспроизведении их на экране низкого разрешения. В этих случаях изображения растрируются, то есть разбиваются на мелкие элементы (пикселы, или растровые точки), причем теоретический контур на выводе не совпадает с растровым из-за относительно больших размеров растровых точек. В результате погрешности в воспроизведении контура усиливаются, образуя зубчатый край, слипания деталей и другие нежелательные эффекты. См. также антиалиасинг [размывание краев контура]. |
Алфавит (Alphabet) Система графических знаков (букв), обозначающих отдельные звуки языка (фонемы), расположенных в определенном порядке. Первые алфавитные системы письма появились в 3 тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье и сейчас являются наиболее распространенным типом письма из-за их компактности (количество знаков в алфавите обычно не превышает нескольких десятков). |
Альтернативный глиф (Alternate glyph) Вариант знака другого рисунка. Альтернативные знаки применяются, например, в наборе рукописным шрифтом для создания эффекта настоящей рукописи, а также в акциденции в декоративных целях. Формат OpenType предоставляет расширенные возможности для применения альтернативных знаков. |
Амперсанд (Ampersand, Et sign) Специальный символ (&), обозначающий союз «и». Название произошло от выражения «and per se and» (т.е. «союз и как таковой»). Представляет собой видоизмененную лигатуру Et, что по-латыни означает «и». Один из первых случаев применения - в римской рукописи, датированной 75 г. Формы амперсандов чрезвычайно разнообразны. |
Английская антиква старого стиля (English Old Style Serif) Собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основе голландской антиквы [тип шрифтов с засечками]. Наиболее характерные шрифты этого типа - шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692-1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннюю антикву старого стиля [один из видов шрифтов с засечками], но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления. контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] и насыщенность [отношение толщины штрихов к высоте знака] знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, Оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к группе антикв барокко, то есть переходной [Баскервиль и подобн.]. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля. Примеры шрифтов данной группы смотри в разделе классификация шрифтов |
Английская линейка, «Усики» (French line) Наборная линейка, утолщающаяся к середине и заостренная у концов. Применяется в качестве заставок или концовок и бывает различной формы. |
Английский параграф (Paragraph mark, Pilcrow) Знак, обозначающий при верстке возврат каретки (переход к следующему абзацу). Кроме того, в англо-американской типографике применяется в качестве знака сноски. Происходит от средневекового обозначения начала нового абзаца в рукописной книге. |
Англо-американская типометрическая система, Пайка (Anglo-American Points) Типометрическая система, применяемая в Америке и Великобритании. Предложена в 1879 г. Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks). В этой системе основные единицы измерения пункт [единица измерения шрифта 1 pt \англо-американская типометрическая система 0,4 мм.] (Point), равный 0,35146 мм (приблизительно 1/72 английского дюйма), и пайка [12 пунктов Дидо] (Pica), равная 12 пунктам. В 80-х гг. ХХ в. фирма Adobe скорректировала величину пункта, сделав его равным точно 1/72 английского дюйма или 0,35278 мм. Компьютерные программы набора и верстки по умолчанию используют англо-американскую систему и пункт Adobe. Таким образом, фактически они стали мировым стандартом в Типографике. Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}} |
Англо-шотландская антиква (Scotch Modern) Собирательное название шрифтов, промежуточных по форме между переходной антиквой [Баскервиль и подобн.] и антиквой нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.], контрастных, с длинными тонкими засечками с небольшим скруглением. Наиболее характерные шрифты этого типа - шрифты лондонского словолитчика Ричарда Остина (Richard Austin, ок. 1765-1830). Примеры: Bell, Bulmer, Scotch Roman. |
Кружок, Ангстрем, Ринг (Ring) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Применяется над гласной A в датском, норвежском и шведском языках и над гласной U в чешском языке, а также в некоторых других. |
Антиалиасинг (Anti-aliasing) Один из способов борьбы с нежелательным искажением контура. При воспроизведении шрифта зубчики на контуре могут быть минимизированы с помощью применения точек различных уровней серого по краю контура. Тогда зубчатый контур как бы размывается по экрану и приобретает видимость гладкой линии. |
Антиква (Antiqua, Serif typefaces) Из лат. antiquus - древний. Собирательное название шрифтов с засечками [короткий штрих на торце основного штриха]. Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV-XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима нач. н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в. в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson). Термин «Антиква» (Antiqua) заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII-IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву. Смотри также раздел Антиква в карточке классификация шрифтов. |
Антиква нового стиля (Modern Serif) Классицистическая антиква (Neoclassical) Собирательное название группы контрастных шрифтов с тонкими нескругленными засечками, строго вертикальными осями овалов [ось симметрии букв овальной формы], близкими по форме к окружности каплевидными элементами [круглое или овальное окончание]. Пропорции знаков стремятся к одноширинности. Общая форма знаков обусловлена глиптальным принципом. Антиква нового стиля была разработана в конце XVIII в. типографом и пуансонистом Фирменом Дидо (1764-1836) во Франции, Джамбаттиста Бодони (1740-1813) в Италии и Юстусом Эрихом Вальбаумом (1768-1839) в Германии и широко применялась до 1-й трети ХIХ в. В России этот тип шрифтов под названием Обыкновенные применялся вплоть до середины ХХ в. Примеры: разные варианты Didot, Bodoni, Walbaum. Кроме того, к антикве нового стиля можно отнести т.н. англо-шотландскую антикву [шрифты, промежуточные по форме между переходной и новостильной антиквой]. Смотри также раздел Антиква нового стиля в карточке классификация шрифтов. |
Переходная антиква, Антиква переходного стиля (Transitional Serif) Наз. также антиква барокко. Шрифты начала и середины XVIII в, в которых сочетаются черты антиквы старого стиля [один из видов шрифтов с засечками], обусловленные процессом писания широким пером, и элементы антиквы нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.], форма которых определяется только процессом гравировки на металле. Форма переходной антиквы практически не имеет связи с антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки ее имеют больший контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], соединительные штрихи [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] и засечки [короткий штрих на торце основного штриха] тоньше, чем в антикве старого стиля. скругления [bracket - скругление между засечкой и основным штрихом] засечек в местах соединения с основными штрихами [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] слабо выражены. оси овалов [ось симметрии букв овальной формы] у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний. Примеры: Baskerville, Caledonia, ITC Charter, Fournier. См. также Переходная антиква в разделе классификация шрифтов. |
Антиква старого стиля (Old Style Serif) Собирательное название большой группы ранних антиквенных шрифтов конца XV-нач. XVIII вв., форма которых определялась дуктальным принципом и опиралась на письмо итальянских гуманистов эпохи Ренессанс. Это малоконтрастные или среднеконтрастные шрифты, сохраняющие элементы каллиграфии ширококонечным пером: чуть прогнутые засечки, наклонные оси овалов [ось симметрии букв овальной формы], растянутые каплевидные элементы [круглое или овальное окончание]. По пропорциям знаки старостильной антиквы сильно разноширинны. Отношение очка строчных и прописных знаков определяется золотым сечением. По мере развития и технического совершенствования антиква старого стиля постепенно становилась все более светлой, все более контрастной, засечки все более острыми, а рост строчных увеличивался. Пропорции знаков постепенно теряли выраженную разноширинность, а форма знаков все более определялась глиптальным принципом. Антитква старого стиля может подразделяться на Венецианскую или гуманистическую, гаральды или итало-французскую [вид ранних шрифтов с засечками], голландскую [тип шрифтов с засечками] и английскую [adobe Caslon и подобные]. Некоторые исследователи выносят венецианскую антикву в отдельную группу, другие относят английскую антикву старого стиля к переходной антикве [Баскервиль и подобн.]. |
Апекс (Apex) Соединение двух наклонных или наклонного и вертикального штрихов [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] в верхней части буквы, напр. «А», «М» и т.д. |
Апертура (Aperture) Степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой (Helvetica), полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежуточной апертурой (Akzidenz Grotesk) и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura). Применение термина до конца не определилось, поскольку сам термин «апертура» представляет собой кальку с английского. |
Апостроф (Apostrophe) Надстрочный разделительный знак в виде запятой на верхнюю линию [воображаемая линия, проходящая по верху прописных], употребляющийся для обозначения пропуска гласного. Используется также в алфавитах разных языков как знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], как одиночная кавычка [знак препинания, для выделения названий, цитат и пр.], в фонетической транскрипции - как знак палатализации, как знак гортанной смычки (твердого приступа) и др. Апостроф - от греч. apostrophos - обращенный в сторону или назад. |
Апрош, Межбуквенный пробел (Letterspace, Interletter space) Расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками. См. также полуапрош [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки]. |
Арабские цифры (Arabic numerals) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Заимствованы европейцами в XIII в. у арабов, которые сами заимствовали их ранее у индийцев. Поэтому иногда эти цифры наз. индо-арабскими (Hindu-Arabic numerals). Получили широкое распространение со второй половины XV в. Разделяются на минускульные [строчные буквы в древних рукописях] (старостильные, разновысокие) и маюскульные [прописные буквы в древних рукописях] (равновысокие). Форма цифр в настоящих арабских шрифтах имеет с европейскими арабскими цифрами довольно мало общего. См. также цифры [1 2 3 …]. |
ASCII (АСКИИ) Стандартный комплект знаков шрифта, определенный Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Построен на основе семибитной кодировки, поэтому максимально насчитывает 128 знаков, из которых первые 32 являются управляющими и не предназначаются для оформления текста. Включает знаки английского алфавита. Большинство стандарных однобайтных кодовых страниц в первой половине соответствуют ASCII. |
Ассюре (Cheque line) От фр. assurer - страховать. Типографская линейка из 5-6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий. Применяется для набора бланков и т.п. печатной продукции, где требуется подпись клиента. Подпись, выполненную поверх ассюре, трудно подделать. |
Астериск, Звездочка (Asterisk) Надстрочный знак в виде звездочки, *. При помощи астериска обозначают сноску или примечание. Три астериска, расположенные в ряд или образующие треугольник, используются для разделения стихотворений или частей произведения. В некоторых шрифтах встречается знак, состоящий из трех звездочек сразу на одной площадке, который наз. Asterism. |
Главная |