Шрифтовая терминология
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Кавычки

Кавычки (Quotation marks, Quotes)

кавычки

Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. Существует несколько разновидностей кавычек, применяемых в зависимости от национальных традиций типографики. В России в качестве основных кавычек приняты кавычки-«ёлочки» [кавычки « »] (French quotes, guillemots, chevrons), а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются кавычки-„лапки", например: «„Как это скучно!" - воскликнул я невольно» (Лермонтов).

Во Франции кавычки применяются примерно так же, как в России, но в Германии основные кавычки-ёлочки применяются »наоборот«. Иногда применяются также одиночные кавычки-ёлочки. В Англии основые кавычки употребляются ‘так’, а дополнительные "так", тогда как в США основными кавычками считаются "такие", а дополнительными - ‘такие’. В некоторых странах, например, в Финляндии и Швеции, применяются сразу три вида кавычек, но зато открывающая кавычка не отличается от закрывающей: "так", »так» или ’так’. Употребление в русском тексте иностранных кавычек - серьезная, хотя и распространенная ошибка набора. Еще более грубая ошибка - применение вместо кавычек знака дюйма или угловой секунды ("). Кавычки начали применяться в наборе в XVI в., а в России - в конце XVIII в.

Кавычки-ёлочки

Кавычки-«ёлочки» (French quotes, Guillemets, Chevrons)

кавычки-ёлочки

Парные знаки препинания, употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. Во Франции, Италии и России их обычно применяют остриями наружу, а в Германии - наоборот, остриями внутрь. В России в качестве основных кавычек приняты двойные кавычки-«ёлочки», а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются двойные кавычки-„лапки". Кавычки начали применяться в России в конце XVIII в. Английское название «ёлочек» Guillemots, возможно, прoизошло от имени французского пуансониста XVI в. Гийома Ле Бе, который их, как предполагается, придумал. Употребление в русском тексте кавычек иностранного типа - серьезная, хотя и распространенная ошибка набора. См. также Кавычки.

Кавычки-„лапки"

Кавычки-„лапки" (Double quotes)

кавычки-„лапки

Парные знаки препинания в виде двух запятых, употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. В России в качестве основных кавычек приняты «кавычки-ёлочки» (French quotes, guillemots, chevrons), а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются „кавычки-лапки", например: «„Как это скучно!" - воскликнул я невольно» (Лермонтов). См. также Кавычки.

Каллиграфия

Каллиграфия (Calligraphy)

Искусство красивого художественного письма. История каллиграфии связана с историей шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] и орудий письма (тростниковые и птичьи перья, кисти и т.д.), а также с изменением эстетических и стилистических предпочтений. Каллиграфии придавалось огромное значение на арабском Востоке, а также в Китае и Японии, где каллиграфия служила одним из средств философского постижения мира. Высокие образцы каллиграфии сохранились в европейской рукописной книге Средних веков, а также в византийской и древнерусской книге. Современная латинская каллиграфия возродилась в начале XX в. трудами английского художника и педагога Эдуарда Джонстона (Edward Johnston, 1872-1944), который восстановил средневековую технику письма ширококонечным пером.

Каллиграфия от греч. Kalligraphia - красивый почерк, от Kallos - красота и Grapho - пишу

Канцлей

Канцлей (Kanzlei)

канцлей

Рукописная разновидность готических шрифтов [средневековый шрифт]. Возник в XVII - XVIII вв. в Германии как форма канцелярского письма. Отличается причудливыми и изысканными формами.

Канцлей от нем. Kanzlei - канцелярия.

Канчелляреска

Канчелляреска (Chancery)

канчелляреска

Итал. Cancellaresca - канцелярское письмо.

Разновидность письма, применявшегося в папской канцелярии в Риме и в канцеляриях других европейских дворов в эпоху Ренессанс. Выполнялось ширококонечным пером (formal pen) и послужило основой для многих наборных шрифтов XVI в. и более позднего времени. Среди мастеров каллиграфии этого типа - Людовико дельи Арриги (Ludovico degli Arrighi, ок. 1480-1527), Джованантонио Тальенте (Giovanantonio Tagliente, годы деят. 1500-1525) и др.

Капитальное письмо

Капитальное письмо, Римский маюскул (Roman capitals)

капитальное письмо

Вид латинского маюскульного [прописные буквы в древних рукописях] письма периода Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Дошел до нас главным образом в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известный образец - надпись на постаменте колонны императора Траяна (114 г.). Прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками.

Капитель

Капитель, Капительный шрифт (Small capitals)

капитель

Вариант прописных [заглавные буквы, A B C D …] букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций [отношение ширины знака к его высоте], несколько выше роста строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку]. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель - это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца]. С капителью применяются, как правило, минускульные цифры [цифры старого стиля]. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных. В связи с этим в кириллических шрифтах советского периода капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, хотя в кириллице [славянская азбука, которая легла в основу русского , болгарского, македонского и др языков] различия между капителью и строчными ощущаются гораздо слабее, чем в латинице [алфавит A..Z - латинская система письма], применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор.

Капительный шрифт

Капитель, Капительный шрифт (Small capitals)

капитель

Вариант прописных [заглавные буквы, A B C D …] букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций [отношение ширины знака к его высоте], несколько выше роста строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку]. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель - это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца]. С капителью применяются, как правило, минускульные цифры [цифры старого стиля]. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных. В связи с этим в кириллических шрифтах советского периода капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, хотя в кириллице [славянская азбука, которая легла в основу русского , болгарского, македонского и др языков] различия между капителью и строчными ощущаются гораздо слабее, чем в латинице [алфавит A..Z - латинская система письма], применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор.

Каплевидный элемент

Каплевидный элемент, Капля (Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop)

каплевидный элемент

Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] в рисунке некоторых знаков шрифта. [упорядоченное множество знаков определенной системы письма]

Капля

Каплевидный элемент, Капля (Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop)

каплевидный элемент

Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] в рисунке некоторых знаков шрифта. [упорядоченное множество знаков определенной системы письма]

Каролингский минускул

Каролингский минускул (Carolingian minuscule)

каролингский минускул

Наиболее известный из средневековых минускульных шрифтов. Возник в VIII-IX вв., при императоре франков Карле Великом, которому и обязан своим названием. В каролингском минускуле прописные [заглавные буквы, A B C D …] (на основе римского капитального письма) впервые сознательно отделяются на письме от Строчных. Позже в качестве прописных и инициалов [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца] применяются Ломбардские версалы. Обозначил практическое окончание формирования графем строчных латинских букв. Также характерно появление пробелов между словами и Знаков препинания. Применялся на протяжении всего средневековья. Послужил основой для гуманистического минускула XIV-XV вв.

Карон

Карон, «Птичка», Хачек, Шеврон, Чешский акцент (Caron, Hacek)

карон

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вниз. Применяется над гласными и согласными в литовском, словацком, словенском, хорватском, чешском и др. языках.

Квадрат

Квадрат (Quad)

1. Одна из основных единиц типометрической системы Дидо, равная 4 цицеро, или 48 пунктам. 1 квадрат равен 18,048 мм.

2. Пробельный материал, используемый при изготовлении наборных печатных форм способа высокой печати. Квадраты различают по кеглю (от 1 до 16 пунктов) и длине (1, 3/4 и 1/2 квадрата). Применяют для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), при наборе таблиц, формул, в акцидентных работах.

Квадрата

Квадрата (Quadrata)

квадрата

Рукописная форма римского капитального письма (III-IV вв.). Характерная черта - широкие торжественные буквы, многие из которых по пропорциям близки к квадрату, отсюда название.

Квадрата - от лат. Capitalis Quadrata.

Квадратичная кривая

Квадратичная кривая (Quadratic curve)

Математическое представление кривой, использующее квадратичные полиномы. В TrueType [формат цифровых шрифтов] используются квадратичные кривые Безье, а кубические кривые применяются в языке PostScript [формат цифровых шрифтов], включая шрифты формата type 1 [формат цифровых шрифтов].

Квадратные скобки

Квадратные скобки (Brackets)

квадратные скобки

Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. Скобки, имеющие квадратную форму. Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте.

Кверти

Кверти (Qwerty)

Название стандартной английской клавиатуры (по первым шести буквам). Аналогичное название стандартной русской клавиатуры должно быть соответственно «Йцукен».

Кегель

Кегль, Кегель (Size, Body size, Point size)

кегель

В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - размер литеры [буква в металле] по вертикали, включающий высоту буквы (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) и заплечики [на литере: свободное пространство над и под очком]. Высота кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака], выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель [шрифт размера 6 пт.], перл [шрифт размера 5 пт.], бриллиант [шрифт размера 3 пт.] и др.). В цифровом шрифте [итальянское готическое письмо] кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] знака, плюс величина верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных], плюс величина нижних выносных элементов [часть сивола, выступающая ниже базовой линии], плюс еще некая величина (заплечико [на литере: свободное пространство над и под очком]), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались.

Кегль от нем. Kegel - размер.

Кегельная площадка

Кегельная площадка (Body, Em Square)

кегельная площадка

В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - верхняя прямоугольная или квадратная часть ножки литеры [буква в металле], на которой расположено выпуклое (печатающее) изображение буквы [алфавитный знак] или другого знака (очко [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]). Края кегельной площадки наз. габаритами литеры. Ее высота, выраженная в типографских пунктах [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе], наз. кеглем [высота шрифта, размер], а ширина - толщиной (total width) литеры. Боковые габариты также наз. стенками литеры. Расстояние по горизонтали от стенки литеры до ближайшей точки на контуре знака наз. полуапрошем [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки]. В металлическом шрифте величина кегельной площадки определяла все измерения литеры в наборе и верстке. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] кегельная площадка важна только при проектировании шрифта как прямоугольник, в который вписывается изображение знака.

Кегельная шпация

Кегельная шпация, Круглая шпация, Эм (Em quad, Em space)

Пробельный элемент, равный по высоте и ширине кеглю [высота шрифта, размер] данного шрифта (примерно равен ширине прописной «М»).

См. также круглая шпация [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"].

Кегельный шпон

Кегельный шпон (Mutton rule)

Шпон, равный по высоте кеглю набора.

Кегль

Кегль, Кегель (Size, Body size, Point size)

кегель

В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - размер литеры [буква в металле] по вертикали, включающий высоту буквы (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) и заплечики [на литере: свободное пространство над и под очком]. Высота кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака], выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель [шрифт размера 6 пт.], перл [шрифт размера 5 пт.], бриллиант [шрифт размера 3 пт.] и др.). В цифровом шрифте [итальянское готическое письмо] кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] знака, плюс величина верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных], плюс величина нижних выносных элементов [часть сивола, выступающая ниже базовой линии], плюс еще некая величина (заплечико [на литере: свободное пространство над и под очком]), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались.

Кегль от нем. Kegel - размер.

Керн

Боковое свисание, Керн (Kern)

керн

В ручном металлическом наборе - часть знака, заходящая во внутреннее пространство другого знака. Особенно часто применялось в курсивах [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] для придания набору правильного ритма.

Кернинг

Кернинг (Kerning)

Изменение расстояния между знаками, входящими в определенные сочетания (кернинговые пары [пары знаков, требующие дополнительного кернинга]), например: AV, ТД и пр. Кернинг может быть как положительный (когда знаки раздвигаются), так и отрицательный (когда знаки вдвигаются друг в друга). Служит для визуального выравнивания апрошей [расстояние между соседними знаками].

Кернинговые пары

Кернинговые пары (Kerned pairs)

кернинговые пары

Пары знаков, требующие дополнительного кернинга [пары знаков, требующие дополнительного кернинга]. Список этих пар встраивается в шрифтовой файл и может достигать нескольких сот и даже тысяч.

См. также метрики [информация встроенная в шрифт: список керн. пар, ширины знаков и др.].

Кириллица

Кириллица (Cyrillic)

кириллица

Одна из двух древнейших славянских азбук, названная по имени славянского просветителя св. Кирилла (Константина Философа). Считается, что она возникла в IX в. под влиянием литургического греческого уставного письма. Известно несколько рукописных форм кириллицы: устав [форма кириллического рукописного письма], полуустав [форма кириллического рукописного письма], скоропись [рукописное кириллическое письма XIV - XVII вв.] и вязь [декоративное кириллическое письмо, связанное в непрерывный орнамент]. Первая книга, набранная кириллицей, была издана в Кракове в 1491 г. Швайпольтом Феолем или Фиолем (Schweipolt Feol, Feyl, Feyol), шрифт для нее был нарезан Рудольфом Борсдорфом (Rudolf Borsdorf, Ludolf Borchdorp) из Брауншвейга. В 1708-10 г.г. кириллический шрифт был реформирован имп. Петром I (Гражданский шрифт), в результате чего форма кириллических знаков значительно приблизилась к латинской антикве [шрифты с засечками]. На основе древней кириллицы сложились современные белорусский, болгарский, македонский, русский, сербский и украинский алфавиты, а в 20-30-х гг. XX в. на основе русского алфавита были созданы алфавиты большинства народов СССР и Монголии.

Кларендон

Кларендон (Clarendon)

кларендон

Название гарнитуры и собирательное название подгруппы малоконтрастных брусковых шрифтов [шрифты с толстыми прямоугольыми засечками], засечки которых присоединяются к основным штрихам со скруглением. Первый шрифт под названием Clarendon был создан в Лондоне в 1845 г. Робертом Бесли (Robert Besley) как акцидентный, но затем оказалось, что подобные шрифты очень хорошо читаются в мелких кеглях при скоростной ротационной печати на плохой бумаге даже малоподготовленным читателем. Поэтому многие газетные шрифты были разработаны на основе рисунков, близких к Clarendon'у. Кроме того, шрифты такого типа часто применяются для набора учебной литературы.

Смотри примеры шрифтов типа Кларендон в разделе классификация шрифтов.

См. также айоник [название некоторых шрифтов подгруппы Кларендон].

Классификация наборных шрифтов

Классификация наборных шрифтов (Typeface classification)

Группировка Шрифтов для удобства изучения и обращения в соответствии с их формой, контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], наличием засечек [короткий штрих на торце основного штриха], происхождением, назначением и др. факторами. Общепринятая классификация наборных шрифтов отсутствует. Одна из возможных классификаций предусматривает выделение групп шрифтов с засечками (антиквы [шрифты с засечками]), шрифтов без засечек (гротесков [шрифты без засечек]), декоративных [начертание используемое для декоративных целей], рукописных [шрифты, имитирующие почерк или калиграфический стиль], неалфавитных [шрифты с пиктограммами вместо букв]. Каждая из этих групп может быть подразделена на подгруппы в зависимости от шрифтовых форм и др. факторов.

См. раздел классификация на данном сайте.

Классификация шрифтов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Классицистические шрифты

Классицистические шрифты (Neo-Classical types, Classical type style, Modern)

См. антиква нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.].

Кодировка шрифта

Кодировка шрифта (Encoding)

Упорядоченный комплект знаков шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] (см. Кодовая страница). Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт (MS Windows или Mac OS) и обозначается стандартным индексом или словом. Например, кириллическая кодировка (кодовая страница) для MS Windows обозначается СР 1251, а для Mac OS - Macintosh Cyrillic. В кириллическую кодировку обычно входят строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки латинского и русского алфавита [упорядоченный список букв языка], дополнительные строчные и прописные знаки национальных алфавитов (белорусского, македонского, сербского, украинского), цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и др. наборные знаки.

Кодовая страница

Кодовая страница (Codepage)

Способ хранения информации о шрифте [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] в памяти компьютера, включающий заранее заданный упорядоченный стандартный Комплект знаков (кодировку) для набора текста на определенных языках. Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт (MS Windows или Mac OS) и обозначается стандартным индексом или словом. Например, кириллическая кодировка (кодовая страница) для MS Windows обозначается СР 1251, а для Mac OS - Macintosh Cyrillic. В кириллическую кодировку обычно входят строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки латинского и русского алфавита [упорядоченный список букв языка], дополнительные строчные и прописные знаки национальных алфавитов (белорусского, македонского, сербского, украинского), цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и др. наборные знаки.

Количество точек на дюйм

Количество точек на дюйм (dpi)

Единица измерения разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] выводного устройства (монитора или принтера). Разрешение свыше 1200 dpi считается высоким, большинство лазерных принтеров имеют разрешение 300-600 dpi, а мониторы - около 72 dpi.

Колонна Траяна

Колонна Траяна (Trajan's Column)

колонна Траяна

Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее постаменте считается лучшим образцом римского капитального шрифта.

Комплект знаков шрифта

Комплект знаков шрифта (Font, Character set)

Определенное количество знаков шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] одного начертания [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру], позволяющее набирать текст на том или ином языке. Обычно включает в себя строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки определенного алфавита [упорядоченный список букв языка] (иногда капительные [вариант Прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных Пропорций]), цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] различного рода, знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и др. наборные знаки. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] комплект знаков определяется кодировкой [упорядоченный комплект знаков шрифта].

Композитный знак

Композитный знак (Composite glyph)

Составной знак шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма], состоящий из двух частей, например, буквы [алфавитный знак] и акцента [надстрочный или подстрочный знак] над ней. В отличие от простого знака с акцентом, в котором описываются все контуры (и знака, и акцента), описание композитного знака состоит только из информации о глифах [изображение знака шрифта], из которых он состоит, и их взаимном расположении, что позволяет экономить место в памяти компьютера.

Компьютерный набор

Компьютерный набор (Computer composition, Digital composition)

Набор и обработка текста издания с применением компьютера в издательских системах, при котором обеспечивается выключка строк, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос и др.

Компьютерный шрифт

Цифровой шрифт, Компьютерный шрифт (Digital font)

Шрифт, записанный в виде последовательности цифровых значений, определяющих форму знаков. Предназначены для использования в компьютерном наборе. Существует два основных типа цифровых шрифтов - растровые [знаки описаны в виде рядов растровых точек: трудно масштабируется, но легко выводится на любом устройстве] и векторные [цифровые масштабируемые шрифты] - и несколько видов записи (форматов [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифрового шрифта).

Конвенционный знак

Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright)

конвенционный знак

Англ. copyright - авторское право.

Знак, которым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и который печатается на каждом экземпляре произведения. Сообщение об авторских правах состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

Коническая кривая

Коническая кривая (Conic curve)

сплайн [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки] второго порядка.

Контраст шрифта

Контраст шрифта (Contrast)

контраст шрифта

Характеристика шрифта, обозначающая соотношение толщины основных [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] и соединительных штрихов [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи]. Шрифт может быть неконтрастным (monoweight), малоконтрастным (low contrast), контрастным (contrast) и сверхконтрастным (high contrast).

Контрпуансон

Контрпуансон (Counterpunch)

Штамп, которым изготавливаются углубления в основном пуансоне [штамп для изготовления матрицы], образующие внутрибуквенное пространство.

Контур знака

Контур знака (Contour)

Граница изображения знака, граница между белым пространством и черным знаком. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] существуют разные способы описания контура знака: с помощью отрезков прямых, отрезков дуг, опорных точек и кривых различного рода. Также замкнутая форма, часть общей формы знака. Некоторые знаки состоят из одного, двух, трех и более контуров.

Контурное начертание

Контурное начертание (Outline, Open)

контурное начертание

Декоративное начертание, в котором каждый знак образован линией различной толщины по краю основного контура. Таким образом, середина контурного знака не запечатывается (остается белой). Применяется для заголовков и инициалов. Впервые появилось в начале XIX в. Не путать с контуром знака.

Контурные шрифты

Векторные шрифты, Контурные шрифты (Vector fonts, Outline fonts)

контурные шрифты

цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных], в которых каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)]. Такое описание позволяет легко изменять масштаб изображения без потери качества и занимает немного места в памяти компьютера. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, отличающихся способом хранения и представления информации о шрифте. К векторным относятся форматы [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифровых шрифтов PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов], TrueType [формат цифровых шрифтов], OpenType [наиболее современный формат цифрового шрифта]. Для вывода на дискретное выводное устройство (дисплей, принтер, наборный автомат) контур каждого знака должен пройти растеризацию, то есть преобразование из кривых в растровое изображение.

См. также растровый шрифт [знаки описаны в виде рядов растровых точек: трудно масштабируется, но легко выводится на любом устройстве].

Концевой элемент

Концевой элемент (Terminal, Finial)

концевой элемент

Окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] без засечки [короткий штрих на торце основного штриха].

Копирайт

Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright)

конвенционный знак

Англ. copyright - авторское право.

Знак, которым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и который печатается на каждом экземпляре произведения. Сообщение об авторских правах состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

Короткое тире

Короткое тире (En dash)

короткое тире

Тире шириной приблизительно в эн. Применяется для обозначения диапазона. Входит во все стандартные кодировки цифрового шрифта. Короткое тире между цифрами не отбивается от предыдущего и последующего знаков. Не путать со знаком «минус».

Корпус

Корпус (Korpus, Long Primer)

Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 10 пунктам (\корпус3,51 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \корпус3,76 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Применяется для набора основного текста в книгах и журналах.

Косая черта

Косая черта (Slash, Virgule)

косая черта

Косой штрих, обычно наклоненный к вертикали на меньший угол, чем дробная черта. Служит как знак разделения, применяется в словарном и лингвистическом наборе. В некоторых странах его принято использовать в наборе дат, адресов и т.д. В средние века применялся как форма запятой [знак препинания - ,].

Косой шрифт

Косой шрифт (Back slanted font)

Курсивный шрифт с наклоном влево. Как правило, используется в картографии.

Кратка

Бреве кириллическое, «Кратка» (Cyrillic breve)

кратка

Знак краткости. Диакритический знак в виде дуги. В отличие от латинского бреве, как правило, имеет утолщения на концах дуги, а не в середине. В антиквенных шрифтах эти утолщения преобразуются в каплевидные окончания. Применяется над Й в белорусском, русском и украинском языках и над Ў в белорусском языке.

Крест

Дэггер (Обелиск, Крестик, «Крест») (Dagger)

крест

Один из знаков сноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер.

------

Обелиск, Дэггер, Крестик, «Крест» (Obelisk, Dagger)

крест

Один из знаков cноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер [знак сноски, крестик].

Также используется как знак, обозначающий дату смерти, который набирается перед датой: [†2002]

Крест Сант-Яго

Крестик, «Крест Сант-Яго» (Dagger, Obelisk)

См. Обелиск.

Крестик

Обелиск, Дэггер, Крестик, «Крест» (Obelisk, Dagger)

крест

Один из знаков cноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер [знак сноски, крестик].

Также используется как знак, обозначающий дату смерти, который набирается перед датой: [†2002]

Кривые Безье

Кривые Безье (Bezier curves)

Математические уравнения, применяемые для описания форм знаков в цифровых шрифтах [шрифт, описанный с помощью цифровых данных]. Названы в честь французского математика Пьера Безье (1910-99), разработавшего математическое представление для описания кривых. В шрифтах формата PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов] применяются кубические кривые Безье (кривые 3-го порядка), а в шрифтах формата TrueType [формат цифровых шрифтов] применяется разновидность кривых, известная как квадратичные В-сплайны [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки].

Кроссбар

Кроссбар (Crossbar)

кроссбар

См. перекладина [горизонтальный штрих посередине буквы, к примеру Н, А, е и др]

Круглая

Эм, Круглая (Em space, Mutton, Quad)

Ширина самой широкой прописной буквы латинского алфавита «М». Традиционно считается, что она равна кеглю [высота шрифта, размер] шрифта, то есть в шрифте кегля 10 эм равна 10 пунктам [единица измерения шрифта 1 pt \круглая 0,4 мм.].

Круглая шпация

Кегельная шпация, Круглая шпация, Эм (Em quad, Em space)

Пробельный элемент, равный по высоте и ширине кеглю [высота шрифта, размер] данного шрифта (примерно равен ширине прописной «М»).

См. также круглая шпация [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"].

------

Круглая шпация (Em space, Em quad, Mutton)

Пробельный элемент, высота и ширина которого равна кеглю [высота шрифта, размер].

См. также кегельная шпация [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"].

Круглоготический шрифт

Круглоготический шрифт

То же, что ротунда [итальянское готическое письмо]

------

Ротунда, Круглоготический шрифт (Rotunda)

круглоготический шрифт

Вид готического письма [средневековый шрифт], появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций [отношение ширины знака к его высоте] с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] часто разноширинные - узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре [разновидность готических шрифтов], с большим количеством круглых элементов.

См. также Ротунда в разделе классификация шрифтов.

Круглые скобки

Круглые скобки (Parantheses)

круглые скобки

Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. Скобки, имеющие дугообразную форму. Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте.

Кружок

Кружок, Ангстрем, Ринг (Ring)

кружок

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Применяется над гласной A в датском, норвежском и шведском языках и над гласной U в чешском языке, а также в некоторых других.

Крупнокегельный шрифт

Заголовочный шрифт, Крупнокегельный шрифт (Headline font, Display font)

Шрифт, предназначенный для набора текстов кеглем [высота шрифта, размер] свыше 14 пунктов. Часто содержит неполный комплект знаков, поскольку обычно не требует полного набора спецсимволов и знаков препинания.

------

Крупнокегельный шрифт (Display face)

Шрифт, предназначенный для набора текстов кеглем свыше 16 пунктов. См. также Заголовочный шрифт.

Крыша

Циркумфлекс, Сирконфлекс, «Крыша» (Circumflex)

крыша

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вверх. Применяется над гласными во вьетнамском, греческом, португальском, румынском, турецком и др. языках.

Крючок

Огонек, «Крючок», Крючок назализации (Ogonek)

крючок

От польского ogonek - хвостик

Один из нижних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Небольшой крючок серповидной формы справа под буквой, открытый вправо. Как правило, соединяется с основным знаком. Применяется под гласными в литовском, польском и др. языках.

Крючок назализации

Огонек, «Крючок», Крючок назализации (Ogonek)

крючок

От польского ogonek - хвостик

Один из нижних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Небольшой крючок серповидной формы справа под буквой, открытый вправо. Как правило, соединяется с основным знаком. Применяется под гласными в литовском, польском и др. языках.

Кубическая кривая

Кубическая кривая (Cubic curve)

Математическое представление кривой, использующее кубические полиномы. Кубические кривые Безье применяются в языке PostScript [описание изобрежений, в том числе шрифтов, как серия геометрических форм], включая шрифты формата type 1 [формат цифровых шрифтов]. В TrueType [формат цифровых шрифтов] используются квадратичные кривые.

Курсив

Курсив (Italic)

курсив

Наклонный шрифт, отличающийся от прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] более рукописной формой строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] букв. прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки наклонные. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) в Венеции. Он был нарезан болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное, хотя Альд Мануций заказывал курсив как самостоятельный шрифт с большей ёмкостью, чем прямая антиква [шрифты с засечками]. Стал рассматриваться как выделительное начертание (с применением наклонных прописных) уже в середине XVI в.

Курсив - от лат. cursivus - бегущий.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная