Статьи на букву "К"
Кавычки (Quotation marks, Quotes) Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. Существует несколько разновидностей кавычек, применяемых в зависимости от национальных традиций типографики. В России в качестве основных кавычек приняты кавычки-«ёлочки» [кавычки « »] (French quotes, guillemots, chevrons), а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются кавычки-„лапки", например: «„Как это скучно!" - воскликнул я невольно» (Лермонтов). Во Франции кавычки применяются примерно так же, как в России, но в Германии основные кавычки-ёлочки применяются »наоборот«. Иногда применяются также одиночные кавычки-ёлочки. В Англии основые кавычки употребляются ‘так’, а дополнительные "так", тогда как в США основными кавычками считаются "такие", а дополнительными - ‘такие’. В некоторых странах, например, в Финляндии и Швеции, применяются сразу три вида кавычек, но зато открывающая кавычка не отличается от закрывающей: "так", »так» или ’так’. Употребление в русском тексте иностранных кавычек - серьезная, хотя и распространенная ошибка набора. Еще более грубая ошибка - применение вместо кавычек знака дюйма или угловой секунды ("). Кавычки начали применяться в наборе в XVI в., а в России - в конце XVIII в. |
Кавычки-«ёлочки» (French quotes, Guillemets, Chevrons) Парные знаки препинания, употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. Во Франции, Италии и России их обычно применяют остриями наружу, а в Германии - наоборот, остриями внутрь. В России в качестве основных кавычек приняты двойные кавычки-«ёлочки», а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются двойные кавычки-„лапки". Кавычки начали применяться в России в конце XVIII в. Английское название «ёлочек» Guillemots, возможно, прoизошло от имени французского пуансониста XVI в. Гийома Ле Бе, который их, как предполагается, придумал. Употребление в русском тексте кавычек иностранного типа - серьезная, хотя и распространенная ошибка набора. См. также Кавычки. |
Кавычки-„лапки" (Double quotes) Парные знаки препинания в виде двух запятых, употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. В России в качестве основных кавычек приняты «кавычки-ёлочки» (French quotes, guillemots, chevrons), а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются „кавычки-лапки", например: «„Как это скучно!" - воскликнул я невольно» (Лермонтов). См. также Кавычки. |
Каллиграфия (Calligraphy) Искусство красивого художественного письма. История каллиграфии связана с историей шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] и орудий письма (тростниковые и птичьи перья, кисти и т.д.), а также с изменением эстетических и стилистических предпочтений. Каллиграфии придавалось огромное значение на арабском Востоке, а также в Китае и Японии, где каллиграфия служила одним из средств философского постижения мира. Высокие образцы каллиграфии сохранились в европейской рукописной книге Средних веков, а также в византийской и древнерусской книге. Современная латинская каллиграфия возродилась в начале XX в. трудами английского художника и педагога Эдуарда Джонстона (Edward Johnston, 1872-1944), который восстановил средневековую технику письма ширококонечным пером. Каллиграфия от греч. Kalligraphia - красивый почерк, от Kallos - красота и Grapho - пишу |
Канцлей (Kanzlei) Рукописная разновидность готических шрифтов [средневековый шрифт]. Возник в XVII - XVIII вв. в Германии как форма канцелярского письма. Отличается причудливыми и изысканными формами. Канцлей от нем. Kanzlei - канцелярия. |
Канчелляреска (Chancery) Итал. Cancellaresca - канцелярское письмо. Разновидность письма, применявшегося в папской канцелярии в Риме и в канцеляриях других европейских дворов в эпоху Ренессанс. Выполнялось ширококонечным пером (formal pen) и послужило основой для многих наборных шрифтов XVI в. и более позднего времени. Среди мастеров каллиграфии этого типа - Людовико дельи Арриги (Ludovico degli Arrighi, ок. 1480-1527), Джованантонио Тальенте (Giovanantonio Tagliente, годы деят. 1500-1525) и др. |
Капитальное письмо, Римский маюскул (Roman capitals) Вид латинского маюскульного [прописные буквы в древних рукописях] письма периода Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Дошел до нас главным образом в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известный образец - надпись на постаменте колонны императора Траяна (114 г.). Прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками. |
Капитель, Капительный шрифт (Small capitals) Вариант прописных [заглавные буквы, A B C D …] букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций [отношение ширины знака к его высоте], несколько выше роста строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку]. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель - это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца]. С капителью применяются, как правило, минускульные цифры [цифры старого стиля]. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных. В связи с этим в кириллических шрифтах советского периода капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, хотя в кириллице [славянская азбука, которая легла в основу русского , болгарского, македонского и др языков] различия между капителью и строчными ощущаются гораздо слабее, чем в латинице [алфавит A..Z - латинская система письма], применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор. |
Капитель, Капительный шрифт (Small capitals) Вариант прописных [заглавные буквы, A B C D …] букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций [отношение ширины знака к его высоте], несколько выше роста строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку]. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель - это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца]. С капителью применяются, как правило, минускульные цифры [цифры старого стиля]. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных. В связи с этим в кириллических шрифтах советского периода капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, хотя в кириллице [славянская азбука, которая легла в основу русского , болгарского, македонского и др языков] различия между капителью и строчными ощущаются гораздо слабее, чем в латинице [алфавит A..Z - латинская система письма], применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор. |
Каплевидный элемент, Капля (Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop) Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] в рисунке некоторых знаков шрифта. [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] |
Каплевидный элемент, Капля (Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop) Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] в рисунке некоторых знаков шрифта. [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] |
Каролингский минускул (Carolingian minuscule) Наиболее известный из средневековых минускульных шрифтов. Возник в VIII-IX вв., при императоре франков Карле Великом, которому и обязан своим названием. В каролингском минускуле прописные [заглавные буквы, A B C D …] (на основе римского капитального письма) впервые сознательно отделяются на письме от Строчных. Позже в качестве прописных и инициалов [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца] применяются Ломбардские версалы. Обозначил практическое окончание формирования графем строчных латинских букв. Также характерно появление пробелов между словами и Знаков препинания. Применялся на протяжении всего средневековья. Послужил основой для гуманистического минускула XIV-XV вв. |
Карон, «Птичка», Хачек, Шеврон, Чешский акцент (Caron, Hacek) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вниз. Применяется над гласными и согласными в литовском, словацком, словенском, хорватском, чешском и др. языках. |
Квадрат (Quad) 1. Одна из основных единиц типометрической системы Дидо, равная 4 цицеро, или 48 пунктам. 1 квадрат равен 18,048 мм. 2. Пробельный материал, используемый при изготовлении наборных печатных форм способа высокой печати. Квадраты различают по кеглю (от 1 до 16 пунктов) и длине (1, 3/4 и 1/2 квадрата). Применяют для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), при наборе таблиц, формул, в акцидентных работах. |
Квадрата (Quadrata) Рукописная форма римского капитального письма (III-IV вв.). Характерная черта - широкие торжественные буквы, многие из которых по пропорциям близки к квадрату, отсюда название. Квадрата - от лат. Capitalis Quadrata. |
Квадратичная кривая (Quadratic curve) Математическое представление кривой, использующее квадратичные полиномы. В TrueType [формат цифровых шрифтов] используются квадратичные кривые Безье, а кубические кривые применяются в языке PostScript [формат цифровых шрифтов], включая шрифты формата type 1 [формат цифровых шрифтов]. |
Квадратные скобки (Brackets) Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. Скобки, имеющие квадратную форму. Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте. |
Кверти (Qwerty) Название стандартной английской клавиатуры (по первым шести буквам). Аналогичное название стандартной русской клавиатуры должно быть соответственно «Йцукен». |
Кегль, Кегель (Size, Body size, Point size) В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - размер литеры [буква в металле] по вертикали, включающий высоту буквы (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) и заплечики [на литере: свободное пространство над и под очком]. Высота кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака], выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель [шрифт размера 6 пт.], перл [шрифт размера 5 пт.], бриллиант [шрифт размера 3 пт.] и др.). В цифровом шрифте [итальянское готическое письмо] кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] знака, плюс величина верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных], плюс величина нижних выносных элементов [часть сивола, выступающая ниже базовой линии], плюс еще некая величина (заплечико [на литере: свободное пространство над и под очком]), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались. Кегль от нем. Kegel - размер. |
Кегельная площадка (Body, Em Square) В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - верхняя прямоугольная или квадратная часть ножки литеры [буква в металле], на которой расположено выпуклое (печатающее) изображение буквы [алфавитный знак] или другого знака (очко [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]). Края кегельной площадки наз. габаритами литеры. Ее высота, выраженная в типографских пунктах [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе], наз. кеглем [высота шрифта, размер], а ширина - толщиной (total width) литеры. Боковые габариты также наз. стенками литеры. Расстояние по горизонтали от стенки литеры до ближайшей точки на контуре знака наз. полуапрошем [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки]. В металлическом шрифте величина кегельной площадки определяла все измерения литеры в наборе и верстке. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] кегельная площадка важна только при проектировании шрифта как прямоугольник, в который вписывается изображение знака. |
Кегельная шпация, Круглая шпация, Эм (Em quad, Em space) Пробельный элемент, равный по высоте и ширине кеглю [высота шрифта, размер] данного шрифта (примерно равен ширине прописной «М»). См. также круглая шпация [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"]. |
Шпон, равный по высоте кеглю набора. |
Кегль, Кегель (Size, Body size, Point size) В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - размер литеры [буква в металле] по вертикали, включающий высоту буквы (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) и заплечики [на литере: свободное пространство над и под очком]. Высота кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака], выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель [шрифт размера 6 пт.], перл [шрифт размера 5 пт.], бриллиант [шрифт размера 3 пт.] и др.). В цифровом шрифте [итальянское готическое письмо] кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] знака, плюс величина верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных], плюс величина нижних выносных элементов [часть сивола, выступающая ниже базовой линии], плюс еще некая величина (заплечико [на литере: свободное пространство над и под очком]), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались. Кегль от нем. Kegel - размер. |
Боковое свисание, Керн (Kern) В ручном металлическом наборе - часть знака, заходящая во внутреннее пространство другого знака. Особенно часто применялось в курсивах [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] для придания набору правильного ритма. |
Кернинг (Kerning) Изменение расстояния между знаками, входящими в определенные сочетания (кернинговые пары [пары знаков, требующие дополнительного кернинга]), например: AV, ТД и пр. Кернинг может быть как положительный (когда знаки раздвигаются), так и отрицательный (когда знаки вдвигаются друг в друга). Служит для визуального выравнивания апрошей [расстояние между соседними знаками]. |
Кернинговые пары (Kerned pairs) Пары знаков, требующие дополнительного кернинга [пары знаков, требующие дополнительного кернинга]. Список этих пар встраивается в шрифтовой файл и может достигать нескольких сот и даже тысяч. См. также метрики [информация встроенная в шрифт: список керн. пар, ширины знаков и др.]. |
Кириллица (Cyrillic) Одна из двух древнейших славянских азбук, названная по имени славянского просветителя св. Кирилла (Константина Философа). Считается, что она возникла в IX в. под влиянием литургического греческого уставного письма. Известно несколько рукописных форм кириллицы: устав [форма кириллического рукописного письма], полуустав [форма кириллического рукописного письма], скоропись [рукописное кириллическое письма XIV - XVII вв.] и вязь [декоративное кириллическое письмо, связанное в непрерывный орнамент]. Первая книга, набранная кириллицей, была издана в Кракове в 1491 г. Швайпольтом Феолем или Фиолем (Schweipolt Feol, Feyl, Feyol), шрифт для нее был нарезан Рудольфом Борсдорфом (Rudolf Borsdorf, Ludolf Borchdorp) из Брауншвейга. В 1708-10 г.г. кириллический шрифт был реформирован имп. Петром I (Гражданский шрифт), в результате чего форма кириллических знаков значительно приблизилась к латинской антикве [шрифты с засечками]. На основе древней кириллицы сложились современные белорусский, болгарский, македонский, русский, сербский и украинский алфавиты, а в 20-30-х гг. XX в. на основе русского алфавита были созданы алфавиты большинства народов СССР и Монголии. |
Кларендон (Clarendon) Название гарнитуры и собирательное название подгруппы малоконтрастных брусковых шрифтов [шрифты с толстыми прямоугольыми засечками], засечки которых присоединяются к основным штрихам со скруглением. Первый шрифт под названием Clarendon был создан в Лондоне в 1845 г. Робертом Бесли (Robert Besley) как акцидентный, но затем оказалось, что подобные шрифты очень хорошо читаются в мелких кеглях при скоростной ротационной печати на плохой бумаге даже малоподготовленным читателем. Поэтому многие газетные шрифты были разработаны на основе рисунков, близких к Clarendon'у. Кроме того, шрифты такого типа часто применяются для набора учебной литературы. Смотри примеры шрифтов типа Кларендон в разделе классификация шрифтов. См. также айоник [название некоторых шрифтов подгруппы Кларендон]. |
Классификация наборных шрифтов (Typeface classification) Группировка Шрифтов для удобства изучения и обращения в соответствии с их формой, контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], наличием засечек [короткий штрих на торце основного штриха], происхождением, назначением и др. факторами. Общепринятая классификация наборных шрифтов отсутствует. Одна из возможных классификаций предусматривает выделение групп шрифтов с засечками (антиквы [шрифты с засечками]), шрифтов без засечек (гротесков [шрифты без засечек]), декоративных [начертание используемое для декоративных целей], рукописных [шрифты, имитирующие почерк или калиграфический стиль], неалфавитных [шрифты с пиктограммами вместо букв]. Каждая из этих групп может быть подразделена на подгруппы в зависимости от шрифтовых форм и др. факторов. См. раздел классификация на данном сайте. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Классицистические шрифты (Neo-Classical types, Classical type style, Modern) См. антиква нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.]. |
Кодировка шрифта (Encoding) Упорядоченный комплект знаков шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] (см. Кодовая страница). Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт (MS Windows или Mac OS) и обозначается стандартным индексом или словом. Например, кириллическая кодировка (кодовая страница) для MS Windows обозначается СР 1251, а для Mac OS - Macintosh Cyrillic. В кириллическую кодировку обычно входят строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки латинского и русского алфавита [упорядоченный список букв языка], дополнительные строчные и прописные знаки национальных алфавитов (белорусского, македонского, сербского, украинского), цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и др. наборные знаки. |
Кодовая страница (Codepage) Способ хранения информации о шрифте [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] в памяти компьютера, включающий заранее заданный упорядоченный стандартный Комплект знаков (кодировку) для набора текста на определенных языках. Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт (MS Windows или Mac OS) и обозначается стандартным индексом или словом. Например, кириллическая кодировка (кодовая страница) для MS Windows обозначается СР 1251, а для Mac OS - Macintosh Cyrillic. В кириллическую кодировку обычно входят строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки латинского и русского алфавита [упорядоченный список букв языка], дополнительные строчные и прописные знаки национальных алфавитов (белорусского, македонского, сербского, украинского), цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и др. наборные знаки. |
Количество точек на дюйм (dpi) Единица измерения разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] выводного устройства (монитора или принтера). Разрешение свыше 1200 dpi считается высоким, большинство лазерных принтеров имеют разрешение 300-600 dpi, а мониторы - около 72 dpi. |
Колонна Траяна (Trajan's Column) Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее постаменте считается лучшим образцом римского капитального шрифта. |
Комплект знаков шрифта (Font, Character set) Определенное количество знаков шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] одного начертания [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру], позволяющее набирать текст на том или ином языке. Обычно включает в себя строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки определенного алфавита [упорядоченный список букв языка] (иногда капительные [вариант Прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных Пропорций]), цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] различного рода, знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и др. наборные знаки. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] комплект знаков определяется кодировкой [упорядоченный комплект знаков шрифта]. |
Композитный знак (Composite glyph) Составной знак шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма], состоящий из двух частей, например, буквы [алфавитный знак] и акцента [надстрочный или подстрочный знак] над ней. В отличие от простого знака с акцентом, в котором описываются все контуры (и знака, и акцента), описание композитного знака состоит только из информации о глифах [изображение знака шрифта], из которых он состоит, и их взаимном расположении, что позволяет экономить место в памяти компьютера. |
Компьютерный набор (Computer composition, Digital composition) Набор и обработка текста издания с применением компьютера в издательских системах, при котором обеспечивается выключка строк, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос и др. |
Цифровой шрифт, Компьютерный шрифт (Digital font) Шрифт, записанный в виде последовательности цифровых значений, определяющих форму знаков. Предназначены для использования в компьютерном наборе. Существует два основных типа цифровых шрифтов - растровые [знаки описаны в виде рядов растровых точек: трудно масштабируется, но легко выводится на любом устройстве] и векторные [цифровые масштабируемые шрифты] - и несколько видов записи (форматов [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифрового шрифта). |
Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright) Англ. copyright - авторское право. Знак, которым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и который печатается на каждом экземпляре произведения. Сообщение об авторских правах состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения. |
Коническая кривая (Conic curve) сплайн [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки] второго порядка. |
Контраст шрифта (Contrast) Характеристика шрифта, обозначающая соотношение толщины основных [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] и соединительных штрихов [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи]. Шрифт может быть неконтрастным (monoweight), малоконтрастным (low contrast), контрастным (contrast) и сверхконтрастным (high contrast). |
Контрпуансон (Counterpunch) Штамп, которым изготавливаются углубления в основном пуансоне [штамп для изготовления матрицы], образующие внутрибуквенное пространство. |
Контур знака (Contour) Граница изображения знака, граница между белым пространством и черным знаком. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] существуют разные способы описания контура знака: с помощью отрезков прямых, отрезков дуг, опорных точек и кривых различного рода. Также замкнутая форма, часть общей формы знака. Некоторые знаки состоят из одного, двух, трех и более контуров. |
Контурное начертание (Outline, Open) Декоративное начертание, в котором каждый знак образован линией различной толщины по краю основного контура. Таким образом, середина контурного знака не запечатывается (остается белой). Применяется для заголовков и инициалов. Впервые появилось в начале XIX в. Не путать с контуром знака. |
Векторные шрифты, Контурные шрифты (Vector fonts, Outline fonts) цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных], в которых каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)]. Такое описание позволяет легко изменять масштаб изображения без потери качества и занимает немного места в памяти компьютера. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, отличающихся способом хранения и представления информации о шрифте. К векторным относятся форматы [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифровых шрифтов PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов], TrueType [формат цифровых шрифтов], OpenType [наиболее современный формат цифрового шрифта]. Для вывода на дискретное выводное устройство (дисплей, принтер, наборный автомат) контур каждого знака должен пройти растеризацию, то есть преобразование из кривых в растровое изображение. См. также растровый шрифт [знаки описаны в виде рядов растровых точек: трудно масштабируется, но легко выводится на любом устройстве]. |
Концевой элемент (Terminal, Finial) Окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] без засечки [короткий штрих на торце основного штриха]. |
Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright) Англ. copyright - авторское право. Знак, которым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и который печатается на каждом экземпляре произведения. Сообщение об авторских правах состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения. |
Тире шириной приблизительно в эн. Применяется для обозначения диапазона. Входит во все стандартные кодировки цифрового шрифта. Короткое тире между цифрами не отбивается от предыдущего и последующего знаков. Не путать со знаком «минус». |
Корпус (Korpus, Long Primer) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 10 пунктам (\корпус3,51 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \корпус3,76 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Применяется для набора основного текста в книгах и журналах. |
Косая черта (Slash, Virgule) Косой штрих, обычно наклоненный к вертикали на меньший угол, чем дробная черта. Служит как знак разделения, применяется в словарном и лингвистическом наборе. В некоторых странах его принято использовать в наборе дат, адресов и т.д. В средние века применялся как форма запятой [знак препинания - ,]. |
Косой шрифт (Back slanted font) Курсивный шрифт с наклоном влево. Как правило, используется в картографии. |
Бреве кириллическое, «Кратка» (Cyrillic breve) Знак краткости. Диакритический знак в виде дуги. В отличие от латинского бреве, как правило, имеет утолщения на концах дуги, а не в середине. В антиквенных шрифтах эти утолщения преобразуются в каплевидные окончания. Применяется над Й в белорусском, русском и украинском языках и над Ў в белорусском языке. |
Дэггер (Обелиск, Крестик, «Крест») (Dagger) Один из знаков сноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер. ------ Обелиск, Дэггер, Крестик, «Крест» (Obelisk, Dagger) Один из знаков cноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер [знак сноски, крестик]. Также используется как знак, обозначающий дату смерти, который набирается перед датой: [†2002] |
Крестик, «Крест Сант-Яго» (Dagger, Obelisk) См. Обелиск. |
Обелиск, Дэггер, Крестик, «Крест» (Obelisk, Dagger) Один из знаков cноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер [знак сноски, крестик]. Также используется как знак, обозначающий дату смерти, который набирается перед датой: [†2002] |
Кривые Безье (Bezier curves) Математические уравнения, применяемые для описания форм знаков в цифровых шрифтах [шрифт, описанный с помощью цифровых данных]. Названы в честь французского математика Пьера Безье (1910-99), разработавшего математическое представление для описания кривых. В шрифтах формата PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов] применяются кубические кривые Безье (кривые 3-го порядка), а в шрифтах формата TrueType [формат цифровых шрифтов] применяется разновидность кривых, известная как квадратичные В-сплайны [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки]. |
Кроссбар (Crossbar) См. перекладина [горизонтальный штрих посередине буквы, к примеру Н, А, е и др] |
Эм, Круглая (Em space, Mutton, Quad) Ширина самой широкой прописной буквы латинского алфавита «М». Традиционно считается, что она равна кеглю [высота шрифта, размер] шрифта, то есть в шрифте кегля 10 эм равна 10 пунктам [единица измерения шрифта 1 pt \круглая 0,4 мм.]. |
Кегельная шпация, Круглая шпация, Эм (Em quad, Em space) Пробельный элемент, равный по высоте и ширине кеглю [высота шрифта, размер] данного шрифта (примерно равен ширине прописной «М»). См. также круглая шпация [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"]. ------ Круглая шпация (Em space, Em quad, Mutton) Пробельный элемент, высота и ширина которого равна кеглю [высота шрифта, размер]. См. также кегельная шпация [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"]. |
Круглоготический шрифт То же, что ротунда [итальянское готическое письмо] ------ Ротунда, Круглоготический шрифт (Rotunda) Вид готического письма [средневековый шрифт], появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций [отношение ширины знака к его высоте] с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] часто разноширинные - узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре [разновидность готических шрифтов], с большим количеством круглых элементов. См. также Ротунда в разделе классификация шрифтов. |
Круглые скобки (Parantheses) Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. Скобки, имеющие дугообразную форму. Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте. |
Кружок, Ангстрем, Ринг (Ring) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Применяется над гласной A в датском, норвежском и шведском языках и над гласной U в чешском языке, а также в некоторых других. |
Заголовочный шрифт, Крупнокегельный шрифт (Headline font, Display font) Шрифт, предназначенный для набора текстов кеглем [высота шрифта, размер] свыше 14 пунктов. Часто содержит неполный комплект знаков, поскольку обычно не требует полного набора спецсимволов и знаков препинания. ------ Крупнокегельный шрифт (Display face) Шрифт, предназначенный для набора текстов кеглем свыше 16 пунктов. См. также Заголовочный шрифт. |
Циркумфлекс, Сирконфлекс, «Крыша» (Circumflex) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вверх. Применяется над гласными во вьетнамском, греческом, португальском, румынском, турецком и др. языках. |
Огонек, «Крючок», Крючок назализации (Ogonek) От польского ogonek - хвостик Один из нижних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Небольшой крючок серповидной формы справа под буквой, открытый вправо. Как правило, соединяется с основным знаком. Применяется под гласными в литовском, польском и др. языках. |
Огонек, «Крючок», Крючок назализации (Ogonek) От польского ogonek - хвостик Один из нижних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Небольшой крючок серповидной формы справа под буквой, открытый вправо. Как правило, соединяется с основным знаком. Применяется под гласными в литовском, польском и др. языках. |
Кубическая кривая (Cubic curve) Математическое представление кривой, использующее кубические полиномы. Кубические кривые Безье применяются в языке PostScript [описание изобрежений, в том числе шрифтов, как серия геометрических форм], включая шрифты формата type 1 [формат цифровых шрифтов]. В TrueType [формат цифровых шрифтов] используются квадратичные кривые. |
Курсив (Italic) Наклонный шрифт, отличающийся от прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] более рукописной формой строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] букв. прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки наклонные. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) в Венеции. Он был нарезан болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное, хотя Альд Мануций заказывал курсив как самостоятельный шрифт с большей ёмкостью, чем прямая антиква [шрифты с засечками]. Стал рассматриваться как выделительное начертание (с применением наклонных прописных) уже в середине XVI в. Курсив - от лат. cursivus - бегущий. |
Главная |